Пример анализа ценностей по тесту Шварца
На рис. 1 приведены средние значения нормативных идеалов подростков экспериментальной и контрольной групп.
Как видно, структура нормативных идеалов в обеих группах носит сходный характер: в наибольшей степени выражены самостоятельность, гедонизм, достижения и безопасность. В наименьшей степени – стимуляция, традиции и власть
Подростки из обеих подгрупп склонны к самостоятельному выбору своего жизненного пути, для них важно получать удовольствие от собственной жизни, добиваться успехов, и при этом чувствовать защищенность, иметь некий «тыл»
Не столь важным является поддержание традиций и возможность контролировать не свою жизнь, но определять какие-то моменты чужого поведения, стремлений и т.д.
Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать
Теоретические основы
Опросник основывается на двух предположениях: во-первых, что жизненные сферы, в той или иной мере представленные в жизни каждого человека, обладают для разных людей различной степенью значимости, а во-вторых, что в каждой из них реализуются различные для каждого человека желания и стремления, которые являются одним из компонентов направленности его личности.
Тест основан на теоретических положениях М. Рокича о структуре человеческих ценностей. Методика позволяет оценить общую выраженность каждой из восьми терминальных ценностей:
- собственный престиж,
- высокое материальное положение,
- креативность,
- активные социальные контакты,
- развитие себя,
- достижения,
- духовное удовлетворение,
- сохранение собственной индивидуальности.
А также и их представленность в различных сферах жизни человека:
- сфера профессиональной жизни,
- сфера обучения и образования,
- сфера семейной жизни,
- сфера общественной жизни,
- сфера увлечений.
Таким образом, опросник может оценить: 40 показателей выраженности каждой из 8 ценностей в каждой из 5 сфер жизни — всего 53 показателя.
Список ценностей по Милтону Рокичу
Терминальные ценности
Убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться.
- Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
- Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
- Здоровье (физическое и психическое);
- Интересная работа;
- Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
- Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
- Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
- Наличие хороших и верных друзей;
- Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
- Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
- Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
- Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
- Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
- Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
- Счастливая семейная жизнь;
- Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
- Творчество (возможность творческой деятельности);
- Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
Инструментальные ценности
Убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.
- Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
- Воспитанность (хорошие манеры);
- Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
- Жизнерадостность (чувство юмора);
- Исполнительность (дисциплинированность);
- Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
- Непримиримость к недостаткам в себе и других;
- Образованность (широта знаний, высокая общая культура);
- Ответственность (чувство долга, умение держать слово);
- Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
- Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
- Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
- Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
- Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
- Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
- Честность (правдивость, искренность);
- Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
- Чуткость (заботливость).
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку в содержательные блоки по разным основаниям. Например:
Например:
- конкретные и абстрактные ценности,
- ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д.
Инструментальные ценности могут группироваться:
- этические ценности, ценности общения, ценности дела;
- индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности;
- ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д.
Общее впечатление
Методика М. Рокича «Ценностные ориентации» даёт надёжные результаты, если тест будет добровольным и мотивированным. Кроме того, необходим установленный контакт между психологом и респондентом. И это не должны быть стандартные сухие деловые или официальные отношения.
Чтобы как-то уменьшить влияние отрицательных сторон метода, следует постоянно пересматривать инструкции к тесту. Можно внести исправления, которые помогут раскрыть тему. Это даст возможность психологу сделать правильные и обоснованные выводы о ценностных ориентациях человека.
Подводя итог, можно сказать, что метод диагностики Рокича «Ценностные ориентации» имеет существенные преимущества и недостатки. Он активно используется в различных областях. Ценности каждого человека являются важным критерием при приёме на работу или в других ситуациях.
Примеры на персонажах
Персонаж, определенный человек всегда имеют определенные ценностные ориентации.
Однако стоит понимать, что персонаж , это вымышленный человек, который наделен чертами характера, тем или иным поведением.
Он обладает чертами реально существующих людей, является отражением действительности.
В процессе действий персонажа проявляются определенные поступки, которые говорят о тех или иных ориентациях. К примеру, в сказках принц старается завоевать принцессу, преодолевает разные преграды.
Его главной целью является завоевание принцессы. Большое значение в данном случае имеют семейные, любовные ориентации.
Для персонажа огромную роль играют такие установки как честь, отвага, стремление защитить более слабого, покорить сердце любимой
Он уделяет внимание духовным потребностям, на основе их и совершаются подвиги
Проявляются очень сильно духовные ценностные ориентации у таких персонажей как гетевский Фауст, Демон из произведения Лермонтова
Это скитальцы, которые пытаются найти свое место, уделяют внимание духовным установкам
Любовную ценностную ориентацию имеют также герои древнегреческих мифов. Яркими примерами являются Филемон и Бавкида. За доброту, любовь и дружелюбие они были награждены богами очень щедро. Каждый персонаж ориентирован на достижение определенных ценностей.
В реальности происходит схожая ситуация: под влиянием внешних и внутренних факторов вырабатываются определенные ценностные ориентации, человек стремится заполучить желаемое.
Ценностный опросник Шварца
Базовый принцип опросника Шварца — деление всего набора ценностей на 2 категории: индивидуальные и социальные. Шварц изучал различные культуры и вывел 57 ценностей (30 существительных и 27 прилагательных) и 40 личностных профилей. Опрашиваемый оценивает свое отношение к каждой ценности и близость для себя каждого профиля. Это не быстро, однако считается достаточно точным.
После опроса необходимо подсчитать баллы, это дает итоговый индивидуальный порядок 10 ключевых типов ценностей. Полный список ценностей можно скачать в pdf.
10 мотивационных типов ценностей метода Шварца
- Власть (Power) — достижение социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми (богатство, авторитет, социальная власть, общественное признание, сохранение своего общественного имиджа);
- Достижение (Achievement) — личный успех и компетентность в соответствии с общественными нормами, которые обеспечивают социальное одобрение;
- Гедонизм (Hedonism) — наслаждение жизнью и чувственные удовольствия;
- Стимуляция (Stimulation) — потребность в новизне, разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности;
- Самостоятельность (Self-Direction) — стремление мыслить, принимать решения и действовать самостоятельно, творить и исследовать во своему выбору. Исходит из потребности в самоуправлении и независимости, автономности и самоконтроле.
- Универсализм (Universalism) — понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы. Исходит из потребностей выживания групп и индивидов, необходимых при взаимодействии с представителями других групп или при расширении своей.
- Доброта (Benevolence) — сохранение и повышение благополучия близких людей. Исходит из потребности взаимодействовать позитивно, принадлежать группе и обеспечивать ее процветание. Проявления — лояльность, снисходительность, дружба, зрелая любовь, полезность, ответственность, честность.
- Традиция (Tradition) — уважение и ответственность за культурные/религиозные обычаи и идеи. Мотивационная цель — проявлять уважение, принимать и следовать обычаям/идеям, которые существуют в культуре. Проявления — уважение традиций, умеренность, благочестие, принятие своей участи, смирение.
- Конформность (Conformity) — сдерживание и предотвращение действий и побуждений к действиям, которые не соответствуют социальным ожиданиям и могут навредить другим. Проявления — вежливость, уважение родителей и старших, послушание.
- Безопасность (Security) — безопасность для себя и других людей, стабильность общества и взаимоотношений, гармония.
Подведем итоги.
В зависимости от целей применения и обстоятельств, можно использовать один из трех методов выявления жизненных ценностей:
- метод выявления своих ценностей за 7 шагов (с примерами более 200 ценностей);
- метод Милтона Рокича — простой выбор из списка 36 ценностей, разделенных на целевые и инструментальные
- ценностный опросник Шварца, использующий 57 ценностей и 40 личностых профиля для выявления порядка 10 ключевых ценностей
- списки ценностей из метода Рокича и опросника Шварца можно скачать в PDF
Чтобы разобраться с ценностями, выстроить по ним цели и спланировать действия, запишитесь на консультацию.
Дополнительно рекомендую:
Колесо жизненного баланса онлайн
Шкалы теста Рокича
В результате проведения методики М. Рокича выявляется выраженность 36 показателей – ценностных ориентаций двух типов:
Терминальные ценности:
- АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
- ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ
- ЗДОРОВЬЕ
- ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА
- КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА
- ЛЮБОВЬ
- МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ
- НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ
- ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ
- ПОЗНАНИЕ
- ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ
- РАЗВИТИЕ
- РАЗВЛЕЧЕНИЯ
- СВОБОДА
- СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
- СЧАСТЬЕ ДРУГИХ
- ТВОРЧЕСТВО
- УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
Инструментальные ценности:
- АККУРАТНОСТЬ
- ВОСПИТАННОСТЬ
- ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ
- ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ
- ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ
- НЕЗАВИСИМОСТЬ
- НЕТЕРПИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ
- ОБРАЗОВАННОСТЬ
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
- РАЦИОНАЛИЗМ
- САМОКОНТРОЛЬ
- СМЕЛОСТЬ
- ТВЕРДАЯ ВОЛЯ
- ТЕРПИМОСТЬ
- ЧЕСТНОСТЬ
- ЧУТКОСТЬ
- ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ
- ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ
Классификация
В психологии есть несколько классификаций ценностей.
По содержанию они делятся на материальные и нематериальные.
Материальные
К ним относятся объекты материального мира, которые являются частью человеческого быта и культуры. Некоторые из них жизненно необходимы и универсальны: еда, одежда, кров. Другие же служат повышению комфорта и улучшению качества жизни: бытовая техника, автомобиль, различные аксессуары, предметы роскоши и т. п.
Вторые становятся ценностью только тогда, когда нет проблем с первыми. Голодный человек не будет мечтать о собственном автомобиле, пока не сможет обеспечить себе полноценное и регулярное пропитание.
Духовные
Не имеют конкретного материального эквивалента и существуют только у человека в голове. Их часто противопоставляют материальным и манифестируют как более важные и продвинутые. Однако это не совсем верно.
Очень часто духовные ценности неразрывно связаны с материальными и даже опосредованы ими. Например, общественное признание может выражаться через обладание предметами роскоши: дорогими автомобилями, элитной недвижимостью, брендовой одеждой, украшениями.
Их значимость определяется в первую очередь морально-этическими нормами, сложившимися в обществе, культурными традициями, общественными идеалами. Какие-то из них меняются с течением времени, а какие-то остаются неизменными на протяжении тысячелетий, например: семья, любовь, дружба, свобода.
Духовные ценности сформировались позже материальных. Они также делятся на несколько видов:
- Общечеловеческие жизненные ценности, которые прочно закрепились в коллективном сознании: здоровье, любовь, семья, свобода. Те самые, что не меняются со временем.
- Морально-этические отражают представления человека о добре и зле и формируют нравственность. К ним относится честность, верность, чувство долга, уважение и почтение к старшим, сострадание.
- Эстетические связаны с переживанием чувства прекрасного.
Следующая классификация делит ценности в соответствии с их осознаваемостью.
Осознаваемые
Это те, что человек хорошо осознает, потому что сам их провозгласил. Например, вы говорите себе: “Семья для меня – главное в жизни”. Это значит, что каждый свой жизненный выбор вы будете делать исходя из этой установки.
Чем лучше человек осознает свои приоритеты, тем гармоничнее и счастливее его жизнь. Его не раздирают внутренние конфликты и противоречия, он твердо знает свои цели и желания и целенаправленно движется к ним.
Неосознаваемые
Некоторые значимые для нас категории могут скрываться в бессознательном. Они оказываются там в результате действия психологических защит. Человек не хочет признавать в себе какие-то слабости и несовершенства, поэтому старается вытеснить их в глубинные слои психики.
Например, у человека проблемы с самооценкой, он сильно зависит от мнения окружающих. Признавать такое не очень приятно, поэтому он старается всеми силами этот факт от себя скрыть
Но важность чужого одобрения от этого не становится меньше, а лишь перестает осознаваться. При этом она так же продолжает влиять на поведение человека
Он делает все, чтобы получить одобрение, но прикрывает это другими мотивами. Например, берет кредит на покупку смартфона последней модели, потому что у всех его друзей и коллег такой же. А себе может врать, что старый телефон перестал нормально работать и не держит заряд батареи.
Все неосознанные ценности нужно стараться переводить на уровень сознания. Только тогда с ними можно будет работать.
По направленности ценности делятся на терминальные и инструментальные. Эту классификацию ввел американский психолог Милтон Рокич.
Терминальные
Это категории, значимые сами по себе. Среди них есть как духовные категории, так и материальные объекты. Сюда можно отнести любовь, дружбу, свободу, творчество, здоровье, семью, карьеру, комфорт и пр. Это то, к чему человек стремится, вокруг чего строятся его жизненные цели.
Инструментальные
Являются средствами достижения терминальных. То есть они значимы не сами по себе, а лишь как инструмент на пути к жизненно важным целям. К ним можно отнести социально одобряемые качества личности, такие как трудолюбие, сила воли, упорство, целеустремленность, стрессоустойчивость, любознательность, креативность. Люди стремятся развить их, потому что они помогают достичь благополучной и счастливой жизни.
Интерпретация результатов
Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях
Группы терминальных ценностей
«Конкретные» и «абстрактные»
Конкретные ценности | Место в жизни | Абстрактные ценности | Место в жизни |
Активная деятельная жизнь | Жизненная мудрость | ||
Здоровье | Красота природы и искусства | ||
Интересная работа | Любовь | ||
Материально обеспеченная жизнь | Познание | ||
Наличие хороших и верных друзей | Развитие | ||
Общественное признание | Свобода | ||
Продуктивная жизнь | Счастье других | ||
Счастливая семейная жизнь | Творчество | ||
Удовольствия | Уверенность в себе |
Ценности профессиональной самореализации и личной жизни
Профессиональная самореализация | Место в жизни | Личная жизнь | Место в жизни |
Активная деятельная жизнь | Любовь | ||
Интересная работа | Наличие хороших и верных друзей | ||
Общественное признание | Свобода | ||
Продуктивная жизнь | Счастливая семейная жизнь | ||
Развитие | Удовольствия |
Группы инструментальных ценностей
Этические ценности, ценности общения, ценности дела
Этические ценности | Место в жизни | Ценности общения | Место в жизни | Ценности дела | Место в жизни |
Ответственность | Воспитанность | Аккуратность | |||
Высокие запросы | Жизнерадостность | Исполнительность | |||
Независимость | Непримиримость к недостаткам | Образованность | |||
Самоконтроль | Терпимость | Рационализм | |||
Широта взглядов | Чуткость | Смелость в отстаивании своего мнения | |||
Честность | Твердая воля | ||||
Эффективность в делах |
Индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности
Индивидуалистические ценности | Место в жизни | Конформистские ценности | Место в жизни | Альтруистические ценности | Место в жизни |
Независимость | Воспитанность | Терпимость | |||
Непримиримость к недостаткам | Самоконтроль | Чуткость | |||
Рационализм | Широта взглядов | ||||
Смелость в отстаивании своего мнения | |||||
Твердая воля |
Ценности самоутверждения, ценности принятия других
Ценности самоутверждения | Место в жизни | Ценности принятия других людей | Место в жизни |
Высокие запросы | Самоконтроль | ||
Независимость | Терпимость | ||
Непримиримость к недостаткам | Чуткость | ||
Образованность | Широта взглядов | ||
Смелость в отстаивании своего мнения | Честность | ||
Твердая воля | |||
Эффективность в делах |
Полученные результаты по выявлению ценностных ориентаций важны:
- в профориентации сотрудников при смене профессии или места работы;
- при консультировании по вопросам карьерного роста;
- в процессе диагностики командной сплоченности (поскольку существенными признаками командной работы выступают общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности);
- при диагностике корпоративной культуры, особенно глубинного ее уровня, который включает скрытые убеждения, неосознаваемые установки и верования сотрудников и руководства, отражающие отношение к миру в целом, к человеку и к работе. Этот уровень очень важен для изучения, так как оказывает большое влияние на реальное поведение сотрудников;
- при исследовании степени корпоративной идентичности, влияющей на лояльность сотрудников;
- при изучении мотивационной сферы сотрудников;
- при изучении и проектировании стандартов поведения в компании;
- при проведении работы по профилактике сопротивления изменениям и т. д.
Для практиков важно прояснить структуру ценностных ориентаций человека, определить ведущие ценности, диагностировать противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей. По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности
Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность). В таком случае лучше повторить исследование и дополнить его данными, полученными с помощью других методик.
Ценностно ориентационное единство группы — что это значит?
У каждого участника группы имеются определенные взгляды на жизнь, установки и убеждения.
Они складываются в ценностные ориентиры. Если в группе оказываются люди со схожими ценностными ориентациями, можно говорить об их единстве.
В этом случае их позиции, взгляды, оценки происходящего будут совпадать. Все участники группы будут разделять мнения друг друга, что позволит избежать конфликтов и недопонимания.
По мнению психологов, очень важно достигать данного единства, поскольку это ведет к значительному повышению эффективности выполняемой работы в группе. Поставленные общие цели достигаются намного быстрее, группы бывает дружной, в работа выполняется слаженно. Поставленные общие цели достигаются намного быстрее, группы бывает дружной, в работа выполняется слаженно
Поставленные общие цели достигаются намного быстрее, группы бывает дружной, в работа выполняется слаженно.
Ценностные установки
Под данным термином понимают готовность личности к активности по отношению к определенному объекту. Они могут формироваться на основе социальных ситуаций, витальных потребностей.
Нельзя забывать, что установки начинают закладываться в детстве. На ребенка оказывает влияние его ближайшее окружение: семья, родные, друзья.
Малыш старается подражать близким людям. Они копируют поведение, стараются быть похожими на тех, кто им нравится.
В подростковый период большое влияние на человека оказывают известные личности, актеры и певцы, которые нравятся. Подросток перенимает поведение, взгляды, пытается быть похожим на кумира, тем самым разделяя его установки.
У каждого индивида может быть тысяча установок. Одни имеют большее, другие меньшее значение. Принимая важные решения, человек обращается к своим установкам, ориентируясь на них.
Особые случаи
Если затраченное время и усилия не дают конкретных результатов, такая ситуация при анализе теста может указывать, что респондент является неформалом. Это может быть школьник или просто сбитый с толку молодой человек. В любом случае его система ценностей претерпевает много изменений, она только формируется.
Проверять таких людей бессмысленно. Им желательно пройти испытание, когда они полны решимости и достигли целостности внутреннего мира. В противном случае, это просто неправильные результаты, которые ничего не скажут о личности испытуемого.
Другой причиной невозможности правильного анализа теста может быть неискренность ответов. И в этом случае человек — закрытая книга. Трудно сказать, почему он пришёл на тестирование, если его ответы являются ложью. Но, скорее всего, у субъекта есть некоторые предрассудки, и он решил доказать себе или кому-то ещё, что психология не заслуживает внимания, которое ей уделяют.
https://youtube.com/watch?v=h82SdCz0ZbQ
Методики
Наиболее популярными в эпоху современности являются методики таких специалистов как Фанталова и Рокич.
Е. Фанталовой
Целью этой методики является исследование ценностных ориентаций и внутренних конфликтов личности. В основе этого способа заложено шкалирование. Это парное сравнение, в бланке представлены жизненные сферы, прилагается инструкция к выполнению.
В каждом столбике представлены сферы жизни, нужно выбрать наиболее привлекательную, наиболее важную. В итоге результаты подсчитываются, ответы испытуемого приобретают числовые значения.
Получается определенный коэффициент предпочтений.
Можно с легкостью определить, какие сферы жизни являются наиболее важными для человека.
Методика получила широкое распространение благодаря высокой степени эффективности, быстрому выполнению.
Структура выполнения диагностики понятна и проста для подростков. Можно выявить не только их ценности, но и определенные конфликты личности.
Скачать ценностно-ориентированную систему методик Фанталовой.
М. Рокича
Данная методика направлена на определение восприятия мира индивидом, отношению к окружающему миру. Она выявляет ценности и установки испытуемых.
Рокич рассматривал инструментальные и терминальные ценности. Первые подразумевают образ действий (честность, рационализм), а вторые убеждения, смысл индивидуального существования.
Согласно инструкции, индивиду предлагается 18 ценностей
Их необходимо расположить от самой важной до менее важной
Цифрой «1» обозначается что-то наиболее важное, а «18» — это то, что менее всего важно для испытуемого. После обработки результата человек получает список ценностей. После обработки результата человек получает список ценностей
После обработки результата человек получает список ценностей.
Те, что стоят в самом начале — являются основными, а те, что в конце — почти не имеют для индивида значения.
Благодаря компактности теста, простоте его выполнения, высокой эффективности он завоевал большую популярность. Эту методику применяют не только при работе с подростками, но и со взрослыми людьми.
Методика Рокича «Ценностные ориентации».
Ценностные ориентации играют огромную роль в жизни человека, помогая ему определяться, что наиболее или наименее важно для него. Закладываются ориентации под влиянием множества факторов, формируются в процессе взросления и развития человека. Контактируя с разными людьми, сталкиваясь с определенными ситуациями, человек внутренне растет, меняется, складывается собственное видение мира, цели и установки
Контактируя с разными людьми, сталкиваясь с определенными ситуациями, человек внутренне растет, меняется, складывается собственное видение мира, цели и установки.
Современная молодежь и её ценностные ориентации:
Наша интересная группа Вконтакте:
Диагностика
Целью такой диагностики является выявление уровня нравственно-эстетического развития подростков. В процессе диагностики можно выявить главные ценности индивида, его взгляды на жизнь и стремления. Устанавливается состояние межличностного общения между подростками.
Данная процедура также необходима для того, чтобы выявить, какие цели ставит перед собой индивид, чего он хочет добиться в первую очередь.
Практика показывает, что большая часть испытуемых определяет главной ценностью материальное благополучие.
В числе основных ценностей также оказываются семья и развлечения.
Существует несколько методик, разработанных психологами, которые помогают осуществить диагностику и эффективно достичь поставленной цели.
Самой популярной диагностикой ценностных ориентаций подростков является применение методики М. Рокича.
Эта техника позволяет выявить основные ценности, убеждения подростка. Проводить данную диагностику можно как индивидуально, так и в группах.
Что ещё следует знать?
Методика «Ценностные ориентации» отзывы получает преимущественно положительные. Даже ученые-психологи отмечают, что она является самой проработанной и достоверной. Неудивительно, ведь Милтон Рокич является основателем понятий ценностей в принципе.
И её эффективность доказана. Проводились разные исследования – и активней всего, конечно, в них участвовали молодые люди: школьники и студенты. Особенно старшеклассники. И большинство из них ставили на первое место терминальных ценностей здоровье и семейную жизнь, друзей, любовь, финансовый достаток и уверенность в себе. Из инструментального списка многие выбрали жизнерадостность, ответственность, воспитанность, терпимость и исполнительность. Такой выбор не удивителен. Более того, он правильный и предсказуемый. Слишком глобально для подростков? Отнюдь. Подтверждение тому – изречение психолога Эрика Хомбургера Эриксона. Он уверял, что молодые люди, в своем роде, должны быть «акробатами». Уметь одним лишь мощным движением опустить перекладину своего детства, перепрыгнуть через неё, и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Причем за максимально короткий промежуток времени.
И это лишь один из примеров. На самом деле методика Милтона Рокича действительно интересная, действенная и результативная. И если есть желание вместе с возможностью – стоит пройти такой тест. Одному или с кем-то – как угодно. Хотя бы ради интереса.