Связь
Одной из насущных потребностей подполья в германских лагерях было установление информационных каналов. По словам бывшего заключенного Освенцима, М. Шейнмана, через работавших в мастерской товарищей им удалось наладить относительно регулярное прослушивание советского радио, по которому они с жадностью ловили любые сообщения об успехах Красной Армии.
В Бухенвальде подпольщики с помощью Леонида Драпкина, который неплохо разбирался в радиоделе, смогли собрать любительскую радиостанцию. Местом изготовления аппаратуры, за которую могли лишить жизни, стал укромный уголок в кочегарке. Наконец Драпкин со слезами на глазах смог воскликнуть: «Я слышал голос родной Москвы!». Подпольщики с трудом сдерживали волнение, когда в очередной раз прильнув к наушникам они слышали дорогие сердцу слова: «Говорит Москва!».
В некоторых лагерях иногда удавалось налаживать выпуск подпольных газет, которые, конечно, писались от руки на бумаге формата ученической тетради. В них обычно публиковались сведения о положении дел на фронте. Но гораздо чаще роль информационного инструмента выполняли листовки, которые адресовались не только узникам, но и органам лагерного управления. Немцам сообщали об очередных успехах Кроной Армии и союзных войск, убеждая их в бессмысленности сопротивления.
Возмездие после войны
В 1946-1950 годах проходят судебные процессы под юрисдикцией Великобритании и Франции в отношении преступлений против человечества персоналом концлагерей. Из 3700 женщин персонала концлагерей, под суд попало всего 65. Из них только 21-й был вынесен смертный приговор, в т.ч. 16 из них были из лагеря Равенсбрюка.
10 марта 1950 года суд приговорил бывшего коменданта лагеря Фрица Сурена и его помощника Ганса Пфлаума к смертной казни.
«Доктор-смерть» Оберхойзер оказалась единственной женщиной врачом, которая попала под суд. В ходе процесса она настаивала на том, что женщина не может совершать такие чудовищные преступления. Также она объясняла свои действия тем, что участие в экспериментах, приговорённых к смерти было единственным шансом на спасение (в случае их выживания), так как в случае отказа и активного противодействия опытам женщинам грозила смертная казнь. За военные преступления и преступления против человечности суд приговорил Оберхойзер к 20 годам тюремного заключения. 31 января 1951 года срок был снижен до 10 лет. 4 апреля 1952 года она была освобождена досрочно.
После освобождения вначале работала врачом в Штокзее и одновременно в госпитале иоаннитов в Плёне. В 1956 году была узнана одной из бывших заключённых Равенсбрюка. После этого была уволена из госпиталя иоаннитов. После увольнения, открыла частную врачебную практику, однако на фоне непрекращающихся протестов была вынуждена прекратить медицинскую деятельность. Умерла в 1978 году.
Суд над Гертой Оберхойзер, проводившей медицинские эксперименты над людьми в концлагере. 1946 г.
А всего за медицинские эксперименты над людьми было привлечено к ответственности 23 «врача-экспериментатора» нацистской Германии, 7 из которых было оправдано. Сколько жизней они загубили, так и осталось неизвестным.
В 1973 году правительство США выдало в Германию для суда за военные преступления бывшую тюремную надзирательницу подлагеря Равенсбрюка Гентин Гермину Браунштайнер (Hermine Braunsteiner). Она была выслежена известным «охотником за нацистами» Симоном Визенталем. В 2006 году власти США депортировали в Германию бывшую надзирательницу концлагеря Равенсбрюк 84-летнюю Эльфриду Ринкель, проживавшую с 1959 года в Сан-Франциско.
На этом все возмездие и закончилось, практически и не начавшись.
Идея № 5. Внутренний мир мог быть спасением от внешнего ужаса. Несмотря на ужасные условия, заключенные не утрачивали способность радоваться
Несмотря на то что внешние условия заставляли заключённого регрессировать к более примитивным потребностям и желаниям, духовная жизнь, пусть только у некоторых, не останавливалась. Напротив, те люди, у которых раньше преобладали духовные интересы, испытывали стремление уйти в свой собственный внутренний мир, и интересно, что даже несмотря на мягкий характер, лагерная жизнь не ломала их. Они могли укрыться от ужаса внешней реальности в реальности внутренней. В этом Виктор Франкл видит объяснение того парадокса, что хрупкие люди лучше противостояли лагерной действительности, чем внешне сильные и крепкие.
Сам автор уходил в мысли о своей молодой жене, представляя в особо тяжёлые периоды ее улыбку, взгляд, то, как он беседует с ней. Он делал это, даже понимая, что не знает, жива ли она. Он пришёл к выводу о том, что истинна древняя мудрость — выше всего в мире только любовь, в ней освобождение человека и только она оправдывает наше существование. В самых немыслимо тяжёлых ситуациях человек может воссоздать образ того, кого любит, даже если того уже нет в живых.
В воспоминаниях обыденной повседневности прошлого заключенный спасался от своего безрадостного существования. Франкл вспоминал о, казалось бы, незначительных событиях прошлого — о том, как едет домой на трамвае, берет телефонную трубку.
Иногда в лагерях устраивались маленькие концерты. И многие приходили на них, даже рискуя остаться без обеда. В лагере находилось место и юмору. Автор сравнивает юмор с оружием, которое использует душа для самосохранения — он помогает абстрагироваться от невыносимой действительности. Юмор был возможен, потому что жизнь в лагере была полна контрастов, которые высвечивали определенную относительность человеческих страданий и радости. Так, заключенные концлагерей, увидев обычных тюремных заключённых, завидовали им. А однажды Франкла в эшелоне заключённых перевозили из Аушвица в другой лагерь, но никто не знал какой. Все очень боялись, что их отправят в Маутхаузен, но когда заключённые увидели, что их везут «всего лишь» в Дахау, где не было газовой камеры, они начали чуть ли не плясать от радости.
Лагерь и охрана
Основной постройкой на территории лагеря были огромные серые бараки — деревянные одноэтажные здания с крохотными окнами. Бараки ставили так, что окна одного корпуса выходили на заднюю стену другого и поддерживать, даже визуальную связь между бараками было невозможно. Кроме жилых бараков в лагерное хозяйство входили: казармы для охраны и курсантов школы надзирателей, комендатура, больница, больничные бараки, стерилизатор, баня, прачечная, кухня, газовая камера, крематорий, склады, В состав лагеря также входил отдельно выделенный мужской лагерь, а неподалеку Равенсбрюк находился лагерь «Уккермарк». В лагере не было своей пекарни, и хлеб ежедневно привозили из Заксенхаузена, мужского лагеря в 80 км к югу.
Общий вид бараков лагеря.
Все жилые бараки для заключенных были разделены на два спальных сектора А и В. По обе стороны от них — зоны для мытья, с рядом из двенадцати тазов для купания и двенадцати уборных, а также общая дневная комната, где ели заключенные. Каждый барак был рассчитан на 150 человек, однако, на практике наполняемость бараков была в 3-5 раз больше. В период «перенаселения» заключенные спали не только по 3-4 человека на одном спальном месте на нарах, а и рядами на полу. Спальные зоны были заставлены трехэтажными нарами, сколоченными из деревянных досок. В теории, каждому заключенному полагался набитый опилками или стружкой матрас, такая же подушка, простыня и одеяло в сине-белую клетку. В действительности весь мягкий инвентарь делили в зависимости от количества заселенных в барак заключенных.
В отличие от мужских концлагерей, в Равенсбрюке не везде были стены ограждения со сторожевыми вышками с пулеметами. Там где их не было, по периметру устраивалась двухрядная проволочная изгородь с подключенным высокого электрического напряжения, сопровождавшаяся предупреждающими табличками с черепом и скрещенными костями.
Лагерь охранялся специальными подразделениями СС и находился в ведении СС. Помимо мужчин, охрану и надзор за порядком в лагере осуществляли свыше 150 женщин из вспомогательного женского подразделения СС. Они, в основном, выполняли функции надзирательниц, заведующих блоками и некоторыми службами. Руководительницы блоков (Blockfuehrerin), в сопровождении мужчин-эсэсовцев с собаками и кнутами, наблюдали за заключёнными в жилых помещениях Равенсбрюка, принимали участие в перекличках и распределении пищи. Женщины вспомогательной службы СС не являлись ни членами СС, ни военнослужащими. Они носили специальную форму, лично оружие, как правило, пистолет, имели палки и кнуты, иногда служебных собак. Не обладая никакими официальными правами в отношении заключенных, кроме доклада о состоянии дел или нарушениях установленного порядка руководству лагеря, на практике они являлись «вершителями» судеб заключенных. Фактически выполняли всю «черную» работу вместо СС. Они могли применять к заключенным все меры наказания, принятые в лагере, вплоть до убийства. Следует отметить, что именно женщины надзирательницы отличались зверской жестокостью к заключенным, патологическим садизмом и человеконенавистностью. Отметим несколько известных «нелюдей в юбках», вину которых после войны сумели доказать: Иоганна Борманн (казнена в 1946г.), Тереза Брандль (казнена в 1948 г.), Гермина Браунштайнер (осуждена в 1981 году на пожизненное заключение), Ирма Грезе (казнена в 1946 г.), Грета Бэзель (казнена в 1947 г.), Рут Нойдек (казнена в 1948 г.), Маргарет Рабе (осуждена на пожизненное заключение, в 1954 году освобождена досрочно), Ида Шрайтер ( казнена в 1948 г.). Они служили не только в лагере Равенсбрюк, но и во многих других, где были женские отделения – в Освенциме, Майданеке… Каждая из этих «зверюк» была ответственна за смерть от 30 до 500 тысяч заключенных.
Женщины надзирательницы лагеря Равенсбрюк.
Удостоверение личности одной из надзирательниц лагеря Равенсбрюк.
В 1942 и 1943 годах Равенсбрюке также была создана учебная база подготовки женщин вспомогательного подразделения СС для работы в женских отделениях в концлагерях и тюрьмах. По разным данным ее прошли 3500 – 3700 женщин. Именно здесь их обучали жестокости и садизму, сексуальным извращениям. Здесь они учились специальным методам унижения заключенных женщин. Именно здесь их обучали обращению с заключенными языком кулаков, дубинки, пинкам ботинками и травли собаками. Здесь на заключенных они оттачивали свое «мастерство» пыток и издевательств. Отсюда вышли и расползлись по всей Европе самые страшные губители человеческих душ.
Идея № 8. Если вы не можете найти ответ на вопрос о смысле жизни, поставьте его иначе
Вопрос не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас. Это не мы должны спрашивать о смысле жизни, а она спрашивает нас каждую секунду.
И единственный правильный ответ на этот вопрос может быть не в абстрактных размышлениях, а в действиях, в правильном выполнении тех задач, которые жизнь ставит перед нами. У каждого человека своя судьба и свои задачи, поэтому на этот вопрос и не может быть единственно правильного ответа.
Виктор Франкл пришёл к убеждению, что даже в страданиях и смерти человек может увидеть смысл и возможность для подвига, и осознание этого помогало держаться и не впадать в отчаянье. И для заключённого концлагеря это не было отвлеченными рассуждениями и дешевым оптимизмом. Чтобы не сломиться и не потерять себя, ему нужно было мужественно принять свою судьбу и увидеть смысл в страданиях.
Автор рассказывает о том, как удалось отговорить от самоубийства двух заключённых концлагеря, которые говорили, что им нечего больше ждать от жизни. Но когда перед ними поставили вопрос о том, что жизнь ждёт от них, оказалось, что они могут увидеть цель в жизни, которая вовсе не бессмысленна, как им казалось. Одного мужчину ждал ребёнок в другой стране, другого ждало дело — серия книг, которую без него никто бы не закончил.
Эксперименты с сыпным тифом
Эксперименты с сыпным тифом проводились в Бухенвальде под руководством доктора Динг-Шулера. Около 1000 испытуемых заразили сыпным тифом и разделили на три группы. Первую оставили без лечения, вторую лечили с помощью экспериментальной вакцины, а члены третьей служили «заводом» по производству инфекции, чтобы дальнейшие эксперименты можно было проводить без промедлений. Испытуемые содержались в особых условиях и получали дополнительный паёк хлеба, сахара и масла. Им предлагали и мясо кроликов — правда, то, что осталось после вскрытия заражённых сыпным тифом животных. Большинство участников первой и второй группы умерли, выжившие же страдали от болезней сердца, потери памяти или паралича.
Все эти и многие другие эксперименты, реализованные в концлагерях, стали поводом для Нюрнбергского дела врачей. В медицинских преступлениях обвинили 23 человека, семеро из них были оправданы, четверо получили тюремные сроки, пятеро были приговорены к пожизненному заключению и семеро — к смертной казни.
Дахау
Дахау – первый концлагерь в Германии. Во многом он был экспериментальным. Первые заключённые этого лагеря имели возможность выйти из него всего через несколько месяцев. При условии полного «перевоспитания». Другими словами – когда они переставили представлять политическую угрозу для гитлеровского режима. Кроме того, Дахау был первой попыткой генетического очищения арийской расы путём изъятия из общественности сомнительного «генетического материала». Причём отбор шёл не только по физическому, но и по моральному облику. Так, в концлагерь отправляли проституток, гомосексуалистов, бродяг, наркоманов и алкоголиков.
В Мюнхене существует легенда, что Дахау построили вблизи города, как наказание за то, что на выборах в рейхстаг все его жители голосовали против Гитлера. Дело в том, что зловонный дым из труб крематория регулярно накрывал городские кварталы, распространяясь с преобладающим ветром именно в этом направлении. Но это всего лишь местная легенда, никак не подтверждающаяся никакими документами.
Тело узника концлагеря Дахау, погибшего в вагоне
Именно в Дахау начали работу по совершенствованию методов воздействия на человеческую психику. Тут придумывали, проверяли и совершенствовали способы пыток, применяющихся во время дознания. Здесь оттачивались способы массового подавления человеческой воли. Воли к жизни и сопротивлению. Впоследствии заключённые концлагерей по всей Германии и за её пределами испытывали на себе методику, изначально разработанную в Дахау. С течением времени условия пребывания в лагере ужесточались. Давно ушли в прошлое освобождения из заключения. Для людей придумывали всё новые способы стать полезными в развитии Третьего Рейха.
Узник концлагеря Дахау во время медицинского эксперимента
Многим узникам представилась возможность послужить подопытными кроликами для студентов-медиков. Здоровым людям проводили хирургические операции без использования анестезии. Советских военнопленных использовали в качестве живых мишеней для тренировки молодых солдат. После занятий недобитых просто оставляли на полигоне, а иногда ещё живыми отправляли в крематорий. Показательно, что для Дахау отбирали здоровых молодых мужчин. На них ставились эксперименты по выяснению пределов выносливости человеческого организма. Например, узников заражали малярией. Некоторые умирали вследствие течения самой болезни. Однако большинство погибали от самих способов лечения.
https://youtube.com/watch?v=hPczOiYAs3c
В Дахау доктор Рошер с помощью барокамеры выяснял, какое давление способен выдержать человеческий организм. Он помещал людей в камеру и моделировал ситуацию, в которой мог оказаться лётчик на сверхбольшой высоте. Также проверяли, что произойдёт при быстром вынужденном прыжке с парашютом с такой высоты. Люди испытывали страшные муки. Они бились головой о стену камеры и в кровь раздирали себе голову ногтями, пытаясь хоть как-то снизить жуткое давление. А доктор в это время педантично записывал частоту дыхания и пульса. Единицы испытуемых, которые выжили, были сразу отправлены в газовую камеру. Над экспериментами стоял гриф секретности. Нельзя было допустить утечки информации.
Хотя большинство медицинских исследований проходило в Дахау и Освенциме, концлагерем, поставлявшим живой материал для университета в Германии был Заксенхаузен, располагавшийся вблизи города Фриденталь. Из-за использования такого материала это заведение заслужило репутацию университета убийц.
Освобожденные узники концлагеря Дахау
Равенсбрюк
В немецком обществе роль женщин должна была ограничиваться воспитанием детей и поддержанием домашнего очага. Никакого политического или общественного влияния они не должны были оказывать. Поэтому, когда начали сооружение концентрационных лагерей, отдельного комплекса для женщин не предусматривалось. Исключением стал только концлагерь Равенсбрюк. Его построили в 1939 году на севере Германии возле деревни Равенсбрюк. Концентрационный лагерь получил своё имя от названия этой деревни. Сегодня она уже стала частью распространившегося на её территорию города Фюрстенберг.
Женский концлагерь Равенсбрюк, фото которого были сделаны уже после его освобождения, по сравнению с другими большими концлагерями Третьего Рейха, изучен мало. Так как он находился в самом сердце страны – всего в 90 километрах от Берлина, он был освобождён одним из последних. Поэтому нацисты успели надёжно уничтожить всю документацию. Кроме сделанных уже после освобождения снимков, о происходившем в лагере могли поведать лишь рассказы очевидцев, которых в живых осталось не так уж и много.
Женщины, освобожденные из концентрационного лагеря Равенсбрюк
Концлагерь Равенсбрюк строился для содержания в нём немок. Первыми его обитателями стали немецкие проститутки, лесбиянки, преступницы и Свидетели Иеговы, которые отказывались отречься от своей веры. Впоследствии сюда стали направлять и узниц из оккупированных немцами стран. Однако евреек в Равенсбрюке было совсем немного. А в марте 1942 года их всех перевели в Освенцим.
Для всех прибывающих в Равенсбрюк женщин лагерная жизнь начиналась одинаково. Их раздевали донага (при этом время года не играло никакой роли) и досматривали. Каждую женщину и девушку подвергали унизительному гинекологическому осмотру. Надзиратели бдительно следили, чтобы новоприбывшие ничего не пронесли с собой. Поэтому процедуры были не только морально подавляющими, но и болезненными. После этого каждая женщина должна была пройти баню. Ожидание своей очереди могло длиться несколько часов. И только после бани пленницы наконец получали лагерную робу и пару тяжёлых шлёпанцев.
Узницы концлагеря Равенсбрюк
Подъём по лагерю сигнализировали в 4 утра. Заключённые получали по полчашки заменявшего кофе водянистого напитка, и после переклички отправлялись по рабочим местам. Трудовой день, в зависимости от времени года, продолжался от 12 до 14 часов. В середине был получасовой перерыв во время которого женщины получали по тарелки отвара брюквы. Каждый вечер проходила очередная перекличка, которая могла продолжаться несколько часов. Причём в холодное и дождливое время надзирательницы нередко намеренно затягивали эту процедуру.
Концентрационный лагерь Равенсбрюк
В Равенсбрюке также занимались медицинскими экспериментами. Тут изучали течение гангрены и способы борьбы с ней. Дело в том, что поле получения огнестрельных ран, у многих солдат на поле боя развивалось это осложнение, что было чревато многими смертями. Перед врачами стояла задача найти быстрое и эффективное лечение. На подопытных женщинах тестировали препараты сульфаниламидов (к ним относится стрептоцид). Происходило это следующим образом – на верхней части бедра – там, где у истощённых женщин ещё оставались мышцы – делали глубокий разрез (само собой, без применения какой-либо анестезии). В открытую рану вводили бактерии, а для того, чтобы удобнее было следить за развитием поражения в тканях, отрезали часть находившейся рядом плоти. Для более точного моделирования полевых условий в раны также вводили металлическую стружку, стеклянные осколки и деревянные частички.
Память
Бывший главный лагерь Равенсбрюк служил с 1945 по 1993 год в качестве казарм для группы советских войск в Германии. В 1959 году по распоряжению правительства ГДР на небольшой части территории бывшего лагеря был создан «Национальный мемориальный комплекс Равенсбрюк». Комендатура, здание с камерами заключённых, крематорий и подъездная дорога к озеру Шведтзее, а также часть лагерной стены были включены в мемориальный комплекс как подлинные объекты. На берегу озера в качестве центрального элемента оформления была установлена мемориальная стела «Несущая», созданная Виллом Ламмертом. На участках, использовавшихся советскими войсками, сохранились такие здания как патологическое отделение, дезинфекционная установка, пошивочная мастерская, фундаменты бараков, а также лагерные дороги.
В здании бывшей комендатуры расположилась экспозиция, рассказывающая об истории лагеря
Основное внимание экспозиции было сосредоточено, прежде всего, на движении Сопротивления, которое было организовано немецкими коммунистами в концентрационном лагере. По рекомендации созданной в 1991 году комиссии экспертов, экспозиция в здании комендатуры была закрыта по причине её недостатков с научной точки зрения
Была разработана новая концепция и, в 1993 году экспозиция на тему истории лагеря в здании бывшей комендатуры открылась вновь. Кроме того с 1994 года здесь демонстрируется вторая выставка под названием «Женщины из Равенсбрюка», рассказывающая о биографиях 27-ми женщин, а в 1995 году открылась ещё одна выставка «Я приветствую вас как свободный человек», знакомящая с документами и фотографиями периода освобождения в 1945 году.
Вход на территорию мемориала.
«Голая» площадь с мелким черным гравием символизирует рассыпанные пепел от тысяч сожженных тел в крематории.
В здании, где находились камеры заключённых, с 1982 года демонстрировалась «Выставка наций», подготовленная в сотрудничестве с отдельными организациями и комитетами узников из разных стран. Эта выставка также была актуализирована на основании согласования с соответствующими странами. В октябре 2004 года открылась новая постоянная выставка «В свите надзирательницы СС в женском концлагере Равенсбрюк». Она экспонируется в одном из восьми уцелевших бывших общежитий женского персонала охраны СС.
В 2007 году в музее Равенсбрюк была открыта выставка «Принудительный секс в национал-социалистических концентрационных лагерях» (Sex-Zwangsarbeit in NS-Konzentrationslagern), рассказывающая о женщинах-заключённых, занимавшихся проституцией по принуждению.
Книги (5)
Любим ли я… Диалог с матерьюРаздел библиотеки: Возрастная психология
Бруно Беттельгейм — всемирно известный психотерапевт. С любовью и мудростью он отвечает на трудные и мучительные вопросы, которые встают перед любыми родителями.
Для всех, интересующихся вопросами воспитания.
Читать »
Люди в концлагереРаздел библиотеки: Общая психология
В 1938–1939 годах Беттельхейм был узником концлагера, сначала в Дахау, а затем в Бухенвальде. Там, чтобы не сойти с ума, он как профессиональный психолог занялся изучением поведения человека в экстремальных условиях — условиях концлагеря. Так родилась книга «Просвещённое сердце», Беттельхейм «писал» её, заучивая наизусть. Она не только спасла ему жизнь — защитила от лагеря, позволила остаться человеком, но и позднее, будучи опубликованной, сделала Беттельхейма знаменитым.
Эта книга — попытка уяснения вины и преодоления неудобства, которое испытывают последующие поколения. Отправной точкой является слово «преодоление». Борьба, рефлексия, стремление к очищению, к свободе. Всё это можно найти и в фундаментальном труде Бруно Беттельхей.
Психологические методы подавления личности, показанные в этой книге часто используют и в настоящее время в крупных корпоративных структурах, армейской среде и семейных отношениях…
Читать »
О пользе волшебства. Смысл и значение волшебных сказокРаздел библиотеки: Сказкотерапия
Зачем детям и их родителям нужны волшебные сказки? Бруно Беттельгейм, знаменитый американский психоаналитик и психиатр, рассматривает эту проблему с позиций психоанализа.На материале сказок, как широко известных («Золушка», «Белоснежка», «Три медведя»), так и менее популярных («Рыбак и Джинн», «Джек и бобовый стебель»), он демонстрирует, как сказка помогает ребенку и его близким исподволь осмыслить, прожить и преодолеть важнейшие проблемы общения в семье и взросления — такие, как сепарационная тревога, страхи, Эдипов конфликт, соперничество между братьями и сестрами.
Читать »
Просвещенное сердцеРаздел библиотеки: Психоанализ
Мы стремимся получать из внешнего мира, не считая важным общаться с теми, кто рядом с нами. Нас больше не волнует страх болезни или голода, скрытые ужасы в темноте или колдовство ведьм. Бремя тяжкого труда над нами не довлеет, и машины, а не труд наших рук обеспечивает нас всем необходимым, и даже сверх того.
Мы достигли свобод, за которые люди боролись столетиями. И в силу этого нам бы следовало жить на заре великих свершений.
Но теперь, когда мы с легкостью можем наслаждаться жизнью, нас все глубже поражает разочарование в том, что свобода и комфорт, так долго и пламенно искомые, не дают цели и смысла нашей жизни.
Читать »
Пустая крепость. Детский аутизм и рождение ЯРаздел библиотеки: Основы психотерапии
Книга «Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я» известного немецко-американского психоаналитика Бруно Беттельхейма посвящена проблеме детского аутизма, многолетней психотерапевтической практике излечения этого тяжелого психического расстройства.
Автор подробно излагает существующие теоретические и практические подходы к пониманию истоков болезни и ее лечению, излагает собственные взгляды на аутизм.
Книга получила широкое признание среди специалистов и стала классической монографией по проблеме аутизма.
Читать »
Послевоенные годы: главная проверка метода Франкла
Личный опыт в изменившимся после войны мире стал главным тестом для логотерапии Франкла. Вопрос о смысле жизни вставал почти для каждого в потрясенной и разрушенной Европе. Многим казалось, что они этого смысла лишились: потеряли родных, разочаровались в человечестве и не могли сбежать от воспоминаний об ужасах войны и концлагерях. Именно в таких обстоятельствах Виктору пригодилась одна из егоглавныхустановок: «Человек может лишиться всего в один момент. Последнее, что у него остается – свобода выбирать, как вести себя даже в самых ужасных обстоятельствах».
Вместо депрессии и апатии он заново обосновался в Вене и взял на себя ответственность за собственную экзистенцию: завершил работу над утерянной рукописью, возглавил неврологическое отделение Венского городского госпиталя (там он работал на протяжении 25 лет), женился во второй раз и воспитал дочь Габриэле, которая тоже стала психологом. В 1950-х книги «Доктор и душа» и «Сказать жизни “Да!”: Психолог в концлагере» были изданы на английском и стали международными бестселлерами. Франкла пригласили в лекционный курс по США, он выступил в Гарварде, Принстоне, Северо-Западном и Чикагском университетах, пообщался с Ясперсом и Хайдеггером. Логотерапевтические общества возникали повсюду – от родной Австрии до Бразилии и Канады, а выступления Виктора встречали овациями даже в коммунистических Москве и Праге.
С упорством Энди Дюфрейна Виктор всю жизнь отстаивал идею, что каждый человек несет ответственность за то, как распоряжается своей жизнью: сдается или наполняет ее смыслом даже в безнадежных обстоятельствах. За это некоторые укоряли его в виктимблейминге – дескать, нельзя учить сознательности и позитивному мышлению жертв таких беспрецедентных трагедий, как Вторая мировая и холокост. Однако на самом деле Франкл избегал этических оценок – для него логотерапия была именно практическим способом преодолеть себя и обстоятельства, сохранить смысл даже там, где эта жизнь ничего не стоит. Одним из самых показательных моментов в творчестве психиатра стало воспоминание о том, как в барак с уставшими от многочасового труда заключенными ворвался один из их товарищей. Он позвал остальных смотреть потрясающий по красоте закат:
«Как прекрасен может быть мир!» – воскликнул кто-то из пленников. Пожалуй, в этой фразе выражается вся гуманистическая философия Франкла. Логотерапия не обещает человеку светлое будущее, полное прекрасных закатов, но напоминает, что в каждый конкретный момент нужно находить ради чего жить. Не стоит попусту надеяться, что в дальнейшем все невзгоды останутся позади – нужно еще и делать все, чтобы так и произошло. Даже если закат окажется для тебя последним, и ты наблюдаешь за ним из лагерного кошмара, им все равно можно насладиться. Жизнь стоит того, чтобы ее прожить, даже если она наполнена тяготами и страданиями – хотя бы ради воспоминания об одном прекрасном закате и надежды на другой.
Виктор Франкл скончался 2 сентября 1997 года в ходе рискованной хирургической операции – в последние годы жизни психиатр страдал от сердечной недостаточности. Ему было 92, и даже самые темные моменты своей долгой жизни он неизменно наполнял любовью, красотой и смыслом.
Более подробно о жизни и идеях Франкла рассказывается в книге его друга и ученика Альфрида Лэнгле «Виктор Франкл. Портрет
Саботаж
Гитлеровские концлагеря для многих советских военных стали лишь очередным этапом борьбы против нацизма. Это был не просто скрытый протест против оккупантов: подпольные сообщества вели активную антигитлеровскую пропаганду среди других категорий заключенных, спасали товарищей, попавших в сложную ситуацию, готовили бунты и устраивали побеги.
В Бухенвальде движение сопротивления началось практически сразу после прибытия в лагерь крупной партии советских военнопленных в октябре 1941 года. Патриотическая группа сплотилась вокруг сержанта-пограничника Николая Симакова: несмотря на ранения и начавшийся туберкулез легких он смог найти в себе силы руководить подпольем. Одним из видов деятельности группы Симакова стала работа с другими военнопленными по недопущению их вербовки нацистскими агентами. В итоге из двух тысяч советских солдат и офицеров в Бухенвальде в подразделения вермахта записались лишь 17 человек.
Много внимания советское лагерное подполье уделяло диверсионной работе. Так, работавшие на складах подпольщики из Освенцима расхищали и портили все, что могло представлять для властей хоть какую-нибудь ценность. Дефицит вскоре обнаружили из-за чего в лагерь был специально отправлен руководитель административно-хозяйственного управления СС, Освальд Поль.
Заключенные, работавшие на военных предприятиях, приводили в негодность пистолеты, автоматы, ручные пулеметы. На заводе «Хейнкель», крупнейшем филиале Заксенхаузена, слажено работала группа, которую возглавлял военврач Г. Фетисов. Подпольщики любыми способами замедляли работу производства. Бывший узник Заксенхаузена, М. Тилевич, считает, что во многом благодаря их самоотверженности на некоторое время удалось приостановить выпуск самолетов.