Психогигиена

Душа — это ключ к памяти прошлого

Итак, всё, что проживает и чувствует человек, душа записывает в архивы памяти. Именно в душе хранятся события всех прошлых жизней, всего, что происходило с ней с момента сотворения. И даже больше. При соединении с телом, душа впитывает в себя всё, что записано и хранится в родовой памяти.

Напоминаем, что родовая память передаётся вместе с генами. По мере созревания и роста эмбриона душа постепенно “перекачивает” файлы родовой памяти в своё хранилище и располагает их там.

️Пространство души — это большая библиотека, в которой хранится память прошлых воплощений, всё происходящее с душой в пространстве между жизнями и родовой опыт — память всех живших в роду людей.

Основные направления психологии

Психология началась с древних мифологических представлений о душе, когда люди верили, что мир наполнен душами-призраками, которые обитают в телах людей, животных, растений и даже в неживых предметах.

С тех пор многое изменилось. Оформившаяся как самостоятельная дисциплина (а не придаток философии) в 19 веке, психология с какой только стороны ни подходила к загадочному внутреннему миру человека.

Назовем только основные направления психологии 20 века:

  • Фрейдизм, или психоанализ

    Эта психологическая теория возникла на рубеже 19-20 веков благодаря Зигмунду Фрейду и позже легла в основу метода лечения психических расстройств.

    В основе теории лежит концепция бессознательного. Согласно ей, психические особенности и поведение человека объясняются подсознанием, опытом из его прошлого, чаще всего конфликтами и травмами из далекого детства. Неврозы – это результат сопротивления человека требованиям инстинктивной жизни. В основном, имеется в виду подавление сексуальных желаний и Эдипов комплекс (патологическое влечение к родителю противоположного пола).

    Психоанализ – самое популярное направление в психологии, которое вошло в народ в виде фразеологизмов, цитат, культурных кодов. Но многие современные психологи оспаривают универсальность психоанализа, его применимость к каждому человеку. Фрейд-то делал свои умозаключения, наблюдая за психическими патологиями.

  • Бихевиоризм

    Исследует поведение человека и не интересуется механизмами деятельности психики. Вырос из теории условных рефлексов И. П. Павлова: живое существо реагирует на раздражители внешнего мира при помощи определенного поведения. Согласно теории бихевиоризма, психическая организация человека определяется рефлексами, приобретенными навыками, реакциями на внешние стимулы и мотивацией.

  • Гештальт-психология

    Объясняет психическую жизнь, опираясь на понятие целостного образа (гештальта), который нельзя разложить на отдельные элементы восприятия. Хрестоматийным примером такого гештальта является мелодия, которую легко узнать, даже если она играется в другой тональности или в вариациях. То, что психика стремится организовать опыт в доступное пониманию целое, можно доказать примером слов с «дырами»: «пндльник» — понятно же, о чем?

  • Гуманистическая психология

    Ставит во главу угла стремление человека – активного и свободного субъекта – к самореализации.

Как устроена душа человека

Чтобы понять, как именно душа познаёт пространство жизни, обратимся к русской традиции.

Как рассказывает Арина Ивановна Никитина — филолог и хранитель русской традиции — пространство энергетического поля и души человека заполнено сознанием.

В русской традиции принята троичная система и всё рассматривается через тройственность мира: навь, явь и правь. Поэтому понятие души и её знания тоже троичны.

Душа мудрая

Знания о мудрости и ее противоположности – глупости и невежестве.

Мудрость в русском понимании — это умение извлекать пользу и опыт из прошлого, учиться на своих и чужих ошибках. Когда человек овладевает этим умением и использует не только свой опыт из этой жизни, но и опыт предыдущих поколений и прошлых воплощений души — рождается премудрость.

Премудрость выстраивает золотое царство сознания человека. Здесь хранятся воспоминания, переживания, чувства, желания, мечты и намерения, которые наиболее подходят для осуществления предназначения — целей и задач на жизнь.

Глупость в русском понимании — это неумение человека думать, анализировать, сопоставлять и делать выводы из происходящего в жизни. Неумение “делать работу над ошибками” прошлого и простраивать причинно-следственные связи между поступками и событиями. Неумение извлекать пользу.

Невежество — это неумение учитывать чувства, желания, намерения, правила и границы других людей. Желание всё контролировать и сделать по-своему.

️Когда человек живёт в глупости и невежестве его золотое царство сознания не формируется.

Душа чувствующая

Знания о любви и её противоположности – обиде и равнодушии.

Душа чувствующая проявляется в умении человека чувствовать и ощущать, переживать всю гамму чувств и эмоций. Доверять своим чувствам и ощущениям, уметь управлять ими и вежественно проявлять.

Обида — это восприятие человеком жизни, как беды. Перекос чувств в сторону страданий.

Равнодушие — неумение человека чувствовать и сочувствовать, когда ему безразлично и всё равно.

Если человек живёт в обиде или равнодушии, его серебряное царство сознания застывает и разрушается. Душа покрывается коркой льда.

️В серебряном царстве сознания хранятся воспоминания, переживания, чувства и знания о любви и многообразии её проявлений.

Душа животная

Знание о жизни и ее противоположности – смерти, которая в малой форме называется болью.

Жизнь в русском понимании — это жить так, чтобы было время и возможность выполнить предназначение — поставленную Духом задачу, совершая поступки и физические действия.
Именно действия, направленные на творение жизни формируют медное царство сознания и животную душу — Живу.

Жива — это желание жить, знать, что делать, чтобы жить, и уметь это действиями и поступками претворить.

Боль — это отказ от жизни, формирующий болезни, которые разрушают сначала тело, потом душу и дух человека, в итоге доводя до смерти.

Когда человек потакает лени и ничегонеделанью, боится жить и проявляться, не совершает поступки и действия для реализации предназначения, его медное царство сознания обезсиливает, разрушается и человек умирает.

️В медном царстве сознания хранятся воспоминания, чувства и знания о жизни и всех её проявлениях.

Двойственность души

Дуальность или двойственность души проявляется через противоположности — перевертыши.

Премудрость — Глупость

Когда человек становится невежей – предает свою мудрость, его ум превращается в разум – набор привычек и шаблонов. Так его сознанием начинает править дева Глупость.

Жива — Боль/лень

Когда человек предает свою жизнь, то вместо Живы, которая отвечает за здоровье и жизнь тела, начинает править дева Боль.

Вывод:

Душа — это мыслящая и чувствующая субстанция, данная человеку для развития и реализации предназначения. Когда человек отказывается от себя и жизни, срабатывает вторая сторона души, которая, создавая испытания и трудности, заставляет человека “сделать работу над ошибками», чтобы вернуться к себе и задачам, которые поставил дух.

Научная и житейская психология

У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; под термином «психология» понимают как научное, так и ненаучное (житейское) знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

Однако в действительности существуют принципиальные различия между научной и житейской психологией. Можно выделить следующие коренные различия между ними:

  • По степени обобщения знаний и формам их представления. Житейские психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Понятиям житейской психологии, как правило, свойственны расплывчатость и многозначность. Научная психология, как любая наука, стремится к обобщениям. Для этого четко определяются и используются научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.
  • По способу получения знаний и степени их субъективности. Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок. Они носят интуитивный характер, скорее иррациональны и крайне субъективны. Знания житейской психологии зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Методы получения знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. Богатство используемых научной психологией методов дает обширный, разнообразный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях.
  • По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, всей сложной гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.

Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Наука о психике или учение о душе?


Как и все, связанное с древней Грецией, учение о душе также нашло свое отражение в древнегреческой мифологии. Одним из классических ее образцов в этом плане можно считать миф об Эроте и Психее: история, повествующая об истинной любви, которая и становится, в этом случае, примером и образцом высшей реализации души человеческой.

Афродита делала все возможное, чтобы не дать влюбленным соединиться. Она заставляла Психею проходить через самые сложные испытания. Но та любила Эрота столь сильно и так хотела с ним встретиться, что растопила тем самым сердца греческих богов, сделав их, в конце концов, своими союзниками. И главное, — великий Зевс, являвшийся для греков верховным божеством, превратил, в итоге, Психею также в богиню, что сделало бессмертной и ее. Это позволило влюбленным соединиться навеки.

Говоря же о самом слове психология, стоит вспомнить, что пришло оно к нам также из Греции: от греческих слов “psyche” (душа) и “logos” (учение, наука). Хотя само это слово впервые было использовано лишь в XVIII веке в трактате Христиана Вольфа, философа из Германии.

Гуманистическая психология

Бихевиоризм и психоанализ сохраняли доминирующее положение до второй половины 20 века, пока не появилась новая школа мысли, известная как гуманистическая психология. И родилась она благодаря американскому психологу Карлу Роджерсу, который твердо верил в силу свободы воли и самоопределения. Гуманисты во главе с Роджерсом утверждали, что:

  • на поведение человека, в первую очередь, влияет его восприятие окружающего мира;
  • свобода воли и осознанный выбор существуют;
  • потребность в реализации своего потенциала (самоактуализация) естественна для каждого человека;
  • любой опыт уникален, поэтому психологи должны осуществлять индивидуальный подход к каждому клиенту.

Важный вклад в развитие гуманистической психологии внес американский психолог Абрахам Маслоу. Он считал, что психоаналитическая теория Фрейда и бихевиористическая теория Скиннера слишком зациклены на патологических аспектах поведения. Поэтому Маслоу углубился в изучение того, что приносит людям счастье: мотивирует, удовлетворяет потребности и приводит к самореализации.

Результатом его изысканий стала теорией под названием «Иерархия потребностей», которая предполагала, что поведение человека определяется пятью категориями потребностей. Как только базовые потребности удовлетворены, появляется мотивация к достижению потребностей более высокого уровня.

Монополия поведенческой психологии сохранялась до тех пор, пока в конце 1950-х годов не случилась когнитивная революция.

Ранние размышления о душе (досократики)

Размышления о сущности души возникли еще в древнейшие времена и являлись предшественниками первых научных точек зрения на природные явления. Народное творчество (сказки, стихотворения) и религиозные направления очень внимательно относятся к понятию души. Она считается чем-то сверхъестественным, отдельным от человека.

В античные времена душа воспринималась, как основа физической оболочки тела. Основной функцией души является толчок тела к движению, так как оно по своей сути инертно. Именно душа заставляет двигаться, направляет мысли и поведенческую линию индивидуума. Она является побудительной силой действовать и является основным инструментом изучения окружающего мира. Наука о душе представляет собой первый вид знаний, где стали развиваться психологические концепции. Они пытаются объяснить сущность души и ее способности.

В это время важнейшим психологическим направлением было изучение влияния души на человеческую подвижность и на регулирование его поведенческой линии при познании мира. Проведя анализ закономерных явлений природы, ученые подытожили, что душа имеет материальную основу, то есть, создана из тех же микрочастиц, что и все вокруг.

Уже в древнегреческие времена появилось понятие о взаимосвязи всех психических процессов. Гераклит и Анаксагор первыми начали осмысливать детерминизм — общий закон, определяющий все события, происходящие с человеком и миром. Явления, которые происходят в душе и окружающем мире, имеют первопричину, даже если сначала она не ясна. Демокрит рассуждал, что человек сам придумал определение случайности для прикрытия своей неосведомленности и неумения подчинять себе события.

Сфера психики не имеет ограничений только в человеке, она охватывала весь мир. Это направление было названо панпсихизмом, когда все окружающее считается одушевленным.

Зарождение мысли о душе относят к раннеклассическому периоду (4–5 вв.до н.э.), к размышлениям Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Они считали, что первоначалом являются 4 стихии.

Душа и тело

Один из основных вопросов, который поднимался философами – это связь души, как нематериальной сущности, и тела. Изначально эти два понятия противопоставлялись друг другу.

Душа воспринималась как нечто возвышенное, чистое, а тело – низменное, тленное, мирское. Тело подвержено болезням, слабости, чревоугодию. Душа же стремится к гармонии, порядку, чистоте.

Это двоякая сущность выражалась в том, что невозможно развивать свою духовность, продолжая угождать своим низменным порывам и инстинктам. Отсюда множество практик поста, отказа от излишеств, материальных ценностей.

Аристотель в своем трактате «О душе» отрицал душу, как нечто материальное, но и не считал, что ее можно рассматривать в отрыве от тела, как это делали идеалисты.

Он был убежден, что душа есть сущность живого тела. Она смертна, как и тело, но часть остается вечна.

Теория о неразрывной связи души и тела до сих пор актуальна. Как доказательство приводятся, например, психосоматические заболевания. Болеет душа, а страдает тело. Оно реагирует на все переживания, которое испытывает душа.

Попытки обнаружить душу с помощью науки

Душа весит от 15 до 35 грамм – так заявил американский врач Д. Макдугалл. В 1901 году он провел ряд экспериментов, в которых взвешивал человека перед и сразу после смерти. Полученную разницу он трактовал как вес души, которая покинула тело.

Конечно, его эксперименты уже тогда подверглись жесточайшей критике сразу по нескольким пунктам:

  • маленькое количество «подопытных», из-за чего невозможно проверить данные статистически;
  • Макдугалл далеко не у всех смог зафиксировать разницу в весе до и после смерти, но предпочел замолчать этот факт;
  • потеря веса после смерти объяснялась другими врачами тем, что у тела повышалась температура, а из-за потоотделения оно теряло часть жидкости.

Макдугалл заявил, что нужно продолжать эксперименты, чтобы делать какие-то выводы, но больше так ничего не опубликовал.

Научное сообщество сейчас не может дать однозначный ответ, что из себя представляет душа. Материальна она или абстрактна. Существует она неразрывно с телом или вне его. Вечна она или заканчивается со смертью человека.

Также неясно, как психика соотносится с душой. Одни психологи воспринимают это как единое целое. Другие вообще отрицают существование души, утверждая, что сущность человека заложена в нейронных связях его головного мозга.

Как бы то ни было, каждый сам определяет, что для него значит слово «душа». Это часть концепции, которая закладывается в основу его самосознания, мировоззрения и религиозных взглядов.

Функционализм

В отличие от структуралистов, которые стремились обнаружить компоненты сознания и понять, как они организованы, функционалистов больше интересовало, как работает разум, какие психические процессы в нем протекают и какую роль сознание играет в поведении человека.

Одним из главных представителей функционализма был выдающийся психолог и философ Уильям Джеймс. Он продвигал идею о том, что разум и самосознание служат некой практической цели. Т.е. функционалисты рассматривали мышление и поведение с точки зрения того, как они помогают человеку адаптироваться к окружающей среде, успешно функционировать в мире и добиваться успеха. Такой подход к психологии сформировался под влиянием теории эволюции Чарльза Дарвина.

Поскольку функционалисту Джеймсу было непросто примирить объективную природу психологии с ее ориентацией на сознание, которое не поддается непосредственному наблюдению, со временем он отошел от научно-экспериментального подхода и углубился в философские рассуждения. Его сочинения были написаны доступным, нетривиальным, местами юмористическим и даже разговорным языком, за что их и раскритиковал Вундт. «Это литература. Это красиво, но это не психология», – так он отозвался о книге Джеймса «Принципы психологии» .

В конце концов функционализм потерял свое господство, а на смену ему пришли другие психологические теории.

Значимость наблюдений в педагогической психологии

Они представляют собой целенаправленное и планомерное фиксирование конкретных психологических фактов в обычных условиях повседневной жизни. Есть определенные требования к проведению и организации научного наблюдения за ребенком:

  • составление последовательности действий;
  • фиксация результатов в дневнике наблюдений;
  • подведение итогов.

Наиболее важным требованием к организации наблюдения считается обеспечение условий, в которых ребенок не знает, что он стал объектом исследования психолога.

В таком случае у специалиста будет возможность собрать факты без искажений, что станет условием для получения объективной картины проводимого исследования.

Недостатками данной методики является пассивная роль школьного психолога: минимальная оперативность, незначительная повторяемость, неточность, сложность анализа и выделения нужных психологических фактов.

В современной психологии не отрицается и актуальность самонаблюдения, но данному методу отводится второстепенная роль. К примеру, оно может стать источником дополнительной информации для последующего изменения экспериментальных методов. Самонаблюдение не является отдельной методикой, поскольку никто не сможет опровергнуть либо подтвердить результаты, представленные человеком (школьником, взрослым). Информация, полученная в подобном случае, лишена научности.

В современной психологии выделяют два варианта эксперимента: естественный и лабораторный. Достоинства второго способа заключаются в активной позиции исследователя, что придает такому эксперименту позитивные характеристики:

  • мобильность;
  • повторяемость.

Исследователю не нужно ждать проявления нужных фактов, он сам создает ситуацию, вызывающую анализируемый психологический процесс. Применение современных измерительных приборов придает лабораторным психологическим исследованиям точность и достоверность.

Есть у данного вида наблюдения и свои отрицательные черты. К примеру, ребенок знает, что стал объектом изучения, поэтому пропадает естественность его поведения. Результаты таких исследований необходимо проверять в естественных условиях, чтобы подтвердить полученные результаты.

Естественный эксперимент схож с наблюдением, но он имеет активную позицию исследователя. Школьный психолог организует для испытуемого деятельность так, чтобы возникли нужные психологические качества и особенности. Психолого-педагогический эксперимент является разновидностью естественного эксперимента, он позволяет педагогам решать воспитательные и обучающие задачи.

ЛЮДИ ДЕЛА

Они обжили комнату действий, а остальные – игнорируют. Они достаточно привлекательны, следят за своим здоровьем и внешним видом, модно или, во всяком случае, аккуратно одеты. Любят спорт, физическую нагрузку, с удовольствием ходят пешком. Ценят «земные радости» – вкусную еду, комфорт, обожают массаж. Могут быть непостоянными в любовных связях, склонны к экстриму и азартны. Нередко «люди дела» идут в военные структуры, правоохранительные органы, становятся спасателями, пожарными либо выбирают себе хобби вроде прыжков с парашютом и катания на сноуборде.

Их жизнь насыщенна, они живут на высоких скоростях, могут часто переезжать, менять работу, увлечения, круг общения. Обычно они достигают карьерных высот. Но – увы! – у них нередко возникают проблемы со здоровьем, причем уже в раннем возрасте: переутомление, сердечно-сосудистые заболевания и бессонница.

Они незаменимы во время чрезвычайных происшествий: сохраняя хладнокровие, они способны не только повести себя адекватно обстоятельствам, но и помочь ближним Но все имеет свою цену. Комната чувств ими практически не обжита, а значит – сердце закрыто. Иногда они могут быть эмоционально холодны и бесчувственны. Поэтому при широком круге общения у них настоящих друзей может не быть. Да и личная жизнь чаще всего представляет собой череду поверхностных романов. Лет до сорока такой человек живет яркой, насыщенной жизнью – во всяком случае, ему так кажется, потому что он постоянно занят делом, востребован на работе. А вот после сорока наступает тяжелейший экзистенциальный кризис: деньги, карьера теряют свое значение, наваливается одиночество.

Люди дела импульсивны и зачастую несдержанны. «Подеремся – потом разберемся!» – скорее всего, Наполеон был человеком этого типа, что и привело его к ошеломляющему успеху и последовавшему за ним падению.

Человеку дела нужно чаще прислушиваться к своему сердцу и разуму.

Психология — наука о душе и сознании или душа и психика

Один из важнейших этапов развития человеческой исследовательской мысли ознаменован в истории души и психологии таким именем как Рене Декарт (1596-1650гг). Этот человек развил свое учение о душе и сознании и вывел свой критерий истины, связанный с этими понятиями.

Суть его заключалась в том, что под человеческой психикой понимался теперь особый его внутренний мир, который был открыт для самонаблюдения и имел в себе некое особое духовное бытие, что противопоставлялось всему материальному и внешнему. В этой их абсолютной разнородности и состояло главное отличие философии Р. Декарта от всех предшествующих ему учений.

В дальнейшем учение Декарта развивалось как философское направление

Позже (середина XIXв) — это учение превратилось уже в самостоятельную науку: психологию. Философ и исследователь ввел в научный обиход понятие рефлекс, что положило начало научному естествознанию: сначала на примере поведения животных, а потом — и действий человека.

Последним произведением, которое создал в этом направлении Р.Декарт уже перед смертью, явилась его уже собственно психологическая работа «Страсти души».

Огромный вклад в развитие и расширение этого тайного знания и в пополнение человеческой сокровищницы идей и открытий уже на новом уровне и этапе внесла новая плеяда ученых, теологов и философов. В их числе была и Елена Петровна Блаватская. Но о ней мы поговорим чуть позже, в одной из ближайших наших публикаций.

ЛЮДИ РАЗУМА

Они много мечтают, думают, анализируют. Чаще всего они реализуют себя в науке. Эпоха Просвещения была именно их временем. «Я мыслю, следовательно я существую», – философ Рене Декарт, конечно, был человеком разума. Также они могут стать писателями, философами или шахматистами.

А вот личная жизнь складывается не так легко. Нередко они так и не вступают в брак, а их «детьми» становятся научные открытия и книги.

Люди разума – интересные собеседники. С детства они поглощают огромное количество книг, о них в шутку говорят: «Читать научился раньше, чем ходить». И чтение остается их любимым времяпрепровождением. Так что они обладают широким кругозором и эрудицией, могут рассказать вам много интересного. Но этот рассказ будет не очень-то эмоциональным. Научные энциклопедии им интереснее, чем художественная литература.

Внешне они обычно худощавы, бледны, ведут малоподвижный образ жизни, часто мерзнут. Могут страдать от низкого давления, от заболеваний нервной системы, артрита. В предметах, в том числе в одежде, для них главное – функциональность. Внешнему виду придают мало значения – содержание важнее! Они не проявляют эмоций, сдержанны и даже холодны, тихи и незаметны. Если в большой компании вы видите в уголочке человека, спрятавшегося за книгой, – скорее всего, это человек разума.

Они могут достигать высот рефлексии и анализа, однако им мешает плохой контакт с действиями и чувствами. Поэтому их идеи нередко так и остаются в голове, не претворяясь в реальность, а сердце страдает от одиночества.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: