Как определяется социотип человека
Для этого существуют тесты (пройди и узнай кто ты), но некоторые люди могут определять социотип, при наличии определенного опыта, и по внешности, а также манере общаться, одеваться, реагировать на ситуацию.
Пройти тест быстро, но не очень надежно. Как правило, он-лайн тесты предлагают несколько вопросов, после чего определяют, являешься ли ты, например, интуитивно-логическим интровертом или же твой тип – это логико-сенсорный интроверт.
Научившись определять 16 типов личности окружающих людей, можно понимать, чем продиктованы их поступки, в чем поведенческие различия, почему различаются способности, интересы и привычки.
Типирование по внешности – самый спорный вариант в соционике. Существуют сторонники и противники такого метода. Признаки могут быть либо не видны, либо формальные признаки могут просто отсутствовать.
Еще один метод – это самотипирование, когда ты сам пытаешься по описаниям определить, интуитивно-этический интроверт ты, к примеру, или же логико-интуитивный интроверт и т. д. Некоторые считают, что определить свой социотип невозможно. Однако, это не совсем верно.
Установить, кто ты, к примеру, интуитивно-этический интроверт или логико-сенсорный интроверт и т. д. вполне можно и самому. Но прежде, чем определять, стоит начать адекватно себя воспринимать, подойти к каждой черте своего характера, ни как к плохим, хорошим, вредным или положительным, а полезным с точки зрения соционики. И, конечно, необходимо детально разобраться в типологии науки по Юнгу.
Кто придумал соционику
Теория темпераментов Гиппократа-Галена
Считается, что разделить людей по типам темперамента предложил Гиппократ в книге «О природе человека» в V веке до нашей эры. Теория основывалась на представлении, что в теле текут четыре «жизненных сока» — кровь, флегма (лимфа), желчь и черная желчь. Доминирование одной из жидкостей могло вызвать болезни и влияло на характер человека. При этом комбинация соков зависит от комбинации звезд в момент рождения.
Через шесть веков древнеримский медик Клавдий Гален, основываясь на учении Гиппократа, описал 13 темпераментов. А известные сегодня типы темперамента (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик) окончательно создал Аэций.
Карл Юнг и соционика
В ХХ веке типами темперамента занимался и психиатр Карл Юнг. В 1921 году он опубликовал книгу «Психологические типы». В этой работе впервые прозвучали термины, которые оказали влияние на многие учения о типах личности.
Юнг выделил четыре типа личности по преобладанию одной из психических функций — мышление, эмоции, сенсорика и интуиция. Карл Юнг считал, что не существует «чистых» личностей, а каждый человек бывает экстравертированным (открыт миру) или интровертированным (погружен в себя). Всего получается восемь типов личностей.
На работы Юнга опиралась Сьюзан Деллингер: она присвоила восьми юнговским типам личностей геометрический знак, расположила их на шкале и добавила еще один параметр. Она дополнительно предложила делить людей на рационалов и иррационалов. Так появилась психогеометрия с ее 16 типами.
В конце 1920-х годов Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабель Бриггс Майерс взяли теорию Юнга и создали свою систему для оценки личности. Исследовательницы 20 лет дорабатывали типологию и представили методику тестирования, которая известна как тест Майерс-Бриггс. В этой концепции также 16 типов личности.
Экономика инноваций
16 типов личности: как строить отношения с коллегами на удаленке
Упрощенный вариант учения Юнга и Майерс-Бриггс в СССР адаптировала Аушра Аугустинавичюте.
Теория Аушры Аугустинавичюте
В 1960-х годах советская и польская исследовательница Аушра Аугустинавичюте изучала работы Фрейда, Юнга, Кемпинского. К тому времени Майерс и Бриггс уже создали свою классификацию. На базе этих теорий Аугустинавичюте пишет очерк «Дуальная природа человека». Считается, что это одна из первых публикаций по соционике. Очерк начинается с рассуждения о том, что существуют люди, которые не подходят друг другу. И по сути, вся дальнейшая классификация типов — помощь для выбора подходящего партнера.
Аушра Аугустинавичюте изменила юнговские определения, обосновав это тем, что названия Юнга «нам не совсем подходят». Так «мышление» Юнга стало «логикой», «эмоции» — «этикой».
В основе соционики лежит мысль, что различия между типами личности — это различия в обмене информационного сигнала с окружением. И хотя мнение Аугустинавичюте, что все люди по-разному воспринимают и передают информацию, не было новым, именно с него началась соционика в СССР.
Выберите ближайший к вам город
МоскваСанкт-Петербург
Аахен
Абакан
Абан
Авимор
Алма-Ата
Алматы
Алушта
Амстердам
Анапа
Анталия
Апшеронск
Армавир
Архангельск
Астана
Астрахань
Афины
Баку
Балаково
Балашиха
Балашов
Бангкок
Барановичи
Барнаул
Барселона
Белгород
Беломбр
Бердск
Бийск
Благовещенск
Благовещенск (Амурская обл.)
Борисоглебск
Братск
Брно
Брянск
Будапешт
Буденновск
Бургас
Буштына
Варна
Вена
Видное
Витебск
Владивосток
Владикавказ
Владимир
Волгоград
Волгодонск
Волжский
Вологда
Волчиха
Воронеж
Воскресенск
Воткинск
Геленджик
Георгиевск
Гомель
Горячий Ключ
Денвер
Джексонвилль
Динская
Дмитров
Днепропетровск
Долгопрудный
Домодедово
Донецк
Дорогобуж
Дрезден
Екатеринбург
Ессентуки
Железногорск
Железнодорожный
Житомир
Жуковский
Запорожье
Звенигородка
Зеленоград
Зимовники
Иваново
Иерусалим
Ижевск
Иркутск
Йошкар-Ола
Казань
Калач-на-Дону
Калининград
Калуга
Каменск-Уральский
Кандалакша
Кемерово
Керчь
Киев
Кинешма
Киров
Кировоград
Кишинев
Климовск
Ковров
Коломна
Комсомольск-на-Амуре
Королев
Костанай
Котка
Красноармейск
Красногорск
Краснодар
Красноярск
Кременчуг
Кривой Рог
Кузнецк
Курган
Курск
Лазаревское
Ленинск-Кузнецкий
Лесной
Лиман
Липецк
Лисичанск
Лиски
Лобня
Лондон
Луганск
Луцк
Львов
Люберцы
Магнитогорск
Манчестер
Марганец
Марокко
Марсель
Махачкала
Мегион
Мелитополь
Мензелинск
Миасс
Миллерово
Минеральные Воды
Минск
Минусинск
Могилев
Можайск
Москва
Мурманск
Мценск
Мытищи
Набережные Челны
Назарово
Нальчик
Нахабино
Находка
Не указано
Нефтеюганск
Нижневартовск
Нижнекамск
Нижний Новгород
Николаев
Ницца
Новокузнецк
Новороссийск
Новосибирск
Новоузенск
Новочеркасск
Новошахтинск
Ногинск
Нью-Йорк
Обнинск
Одесса
Одинцово
Омск
Орел
Оренбург
Орехово-Зуево
Павлоград
Париж
Пенза
Пермь
Петрозаводск
Подольск
Полоцк
Прага
Протвино
Псков
Пушкин
Пушкино
Пятигорск
Раменское
Ревда
Реутов
Рига
Ростов-на-Дону
Рыбинск
Рязань
Салават
Сальск
Самара
Сан-Матео
Санкт-Петербург
Саранск
Саратов
Сватово
Севастополь
Северодвинск
Семипалатинск
Сергиев Посад
Серпухов
Симферополь
Смела
Смоленск
Солигорск
Сосновый Бор
Сочи
Ставрополь
Старый Оскол
Стерлитамак
Ступино
Сумы
Сыктывкар
Тамбов
Ташкент
Тбилиси
Тверь
Тель-Авив
Тимашевск
Тирасполь
Тихвин
Тихорецк
Тольятти
Томск
Торонто
Туапсе
Туймазы
Тула
Тюмень
Ужгород
Улан-Удэ
Ульяновск
Усолье-Сибирское
Уссурийск
Усть-Кут
Уфа
Ухта
Франкфурт-на-Майне
Фролово
Хабаровск
Хайфа
Харьков
Хельсинки
Херсон
Химки
Хмельницкий
Цюрих
Чара
Чебоксары
Челябинск
Череповец
Чита
Шахты
Шымкент
Щелково
Электросталь
Энгельс
Ялта
ЯНАО Правохеттинский
Ярославль
Ярцево
Ясиноватая
Критика со стороны научного сообщества и независимых исследователей
Кручинин Сергей Владимирович, кандидат политических наук, в своей научно-исследовательской статье критически обосновывает несостоятельность применения соционики для маркетинговых исследований:
«В авторами даются… смелые утверждения… что маркетолог должен знать соционический тип сегментов рынка. Это крайне амбициозное утверждение, которое методологически корректно преподносить как действительность, только после подтверждения соответствующей статистикой и проведения исследования двойным слепым методом, зарекомендовавшим себя в проведении медицинских исследований. Недостаток привлечения соционики в данном случае обусловлен одним из ее положений о врожденности соционического типа и не сменяемости его. Связывание типов предпочтений с соционикой требует уже доказательства того, что эти предпочтения не поменяются, так как не меняются типы, согласно утверждению соционики. (…) Но как раз доказательств того, что поведение человека… не будет меняться, не приведено. Напротив, человек с возрастом и жизненным опытом может менять предпочтения в выборе товара, менять стратегию поведения». Также он выражает глубокий скепсис относительно использования соционических типов, установленных с помощью теста MBTI, для подбора персонала, и сомнения в реалистичности результатов некоторых связанных с соционикой исследований, что могли бы придать ей научный вид, например, приведенные в статье Шмелева А. Г. «Уже не соционика, но еще не дифференциальная психология»:
«…Пожалуй, впервые проведены попытки соотнести соционику с анализом больных аффективных патологий. Попытка интересная, но результат 100% этических рационалов среди людей с аффективными расстройствами позволяет либо усомниться в репрезентативности статистической выборки, либо усомниться в правомерности причины и следствия».
Он делает следующие выводы: соционика, безусловно, является раскрученным брендом, представляет интерес для исследователей и в качестве математической головоломки, но серьезной научной ценности не имеет .
В статье о соционике, опубликованной в «Сообществе скептиков», также подвергается сомнению научность методологии соционики, она сравнивается с астрологией, а все совпадения поведения по типам объясняются Эффектом Барнума. Этот эффект заключается в следующем: люди высоко оценивают точность таких описаний личности, которые, как они полагают, созданы специально для них. Критически разбирается не только популярная, но и так называемая «продвинутая» литература по соционике — проблемы во всех этих источниках схожи и связаны также с методологией.
Что такое соционика?
Соционика — это учение о том, как воспринимает человек информацию об окружающем мире и информационно взаимодействует с другими людьми.
Она была сформулирована еще в начале 1970-х годов литовским социологом и экономистом Аушрой Аугустинавичюте и описана в своей работе «О дуальной природе человека» в 1980 году. Автор попыталась развить представление Карла Густава Юнга о психических типах и совместить с концепцией информационного метаболизма Антона Кемпельского. Отсюда многие говорят, что соционика создана на стыке психологии, социологии и информатики.
Предметом изучения в соционике является процесс обмена информацией психики человека с окружающим миром, а ее методом – моделирование информационной системы психики. Роль и статус соционики совершенно неодназначны. Кто-то относится к соционике, как к отдельной науке, а кто-то считает ее просто частью психологии. Для одних она – прописная истина, для других – псевдонаука. Все это говорит только о том, что соционика только в начале своего становления.
Она показывает, что каждый из нас относится к одному из 16 психологических (соционических) типов. О них я расскажу дальше в статье более подробно. Эти типы названы именами наиболее известных литературных и исторических персонажей, что поспособствовало в свое время ее популяризации. Кстати, она очень похожа на мою любимую астрологию. В своей жизни я применяю именно связку психологической соционики и эзотерической астрологии, что дает более широкое представления о себе и окружающих людях.
Далее я опишу 3 основные причины, почему же стоит начать изучать соционику.
Помогает лучше понять себя
Каждый из нас для более гармоничной жизни с собой и окружающим миром должен понимать свой потенциал, свои слабые и сильные стороны, всевозможные варианты поведения и так далее. Человеку, который не познал себя, очень сложно идется по жизни. Причем он обвиняет всех и вся снаружи вместо того, чтобы заглянуть внутрь, проанализировать и осознать многие вещи. И соционика в некотором плане помогает это сделать.
Я интроверт и мне часто необходимо быть наедине с самим собой, чтобы погружаться в свой внутренний мир. Для этого мне, во-первых, нужно свое личное пространство. А во-вторых, время, которое я могу провести в одиночестве. Так я заряжаюсь энергией, анализирую какие-то действия и события, а так же вырабатывают новые идеи. И для меня все это понятно, как «ясный день», а вот друзья и знакомые расценивают мои «уходы в себя» по-другому. Почему не пишешь?! Куда пропал?! Да никуда, просто хочу побыть один. Иногда мне так даже комфортней чем с кем-либо. Такова просто моя природа. Принимайте таким, какой я есть…
Помогает найти спутника жизни
Необходимо понимать, что кроме соционических показателей в жизни есть много других, благодаря которым люди сходятся и строят гармоничные отношения. Могу сказать однозначно, что в совместной жизни будет очень сложно рационалу и иррационалу! Это подтверждает и мой опыт, и опыт моих знакомых. Зная наши сходства и различия, мы просто можем более гибко подходить к построению отношений в паре. Главное, чтобы эти знания только помогали, а не говорили, что если ты не «дуал», то с тобой точно отношения не сложатся.
Помогает построить отношения в коллективе
Соционика хорошо зарекомендовала себя в бизнесе, командообразовании и мотивации. Для успешной работы команды необходимо распределять функциональные роли и должностные обязанности в соответствии с реальными способностями и предпочтениями каждого его члена. Поэтому для каждого соционического типа разработан примерный перечень деятельности. Да, он условен, но все-таки отражает общие предпочтения и круг возможных задач без какого-либо навязывания.
Что касается меня, то основным моим стимулом является интерес к работе. Научно-исследовательская и аналитическая являются предпочитаемыми сферами деятельности. Мне нравится, когда можно применить системный анализ, выстроить классификацию или выработать новую концепцию. Я люблю программирование, писательство и преподавание. Именно поэтому веду этот блог о саморазвитии и развиваю проект гармоничного развития личности «7 сфер жизни». Здесь хорошо работают все мои качества: интроверсия, интуиция, логика и рационализм.
Этика
Этико-интуитивный экстраверт – это человек с глубоким внутренним миром. У него всегда много противоречий, но он способен испытывать глубокие чувства и ради них может многим пожертвовать. Способен найти внутреннюю гармонию. Дальновидный, чувствует, что может случиться, и предупреждает об этом окружающих.
Этико-сенсорный экстраверт. Общительность, открытость и восприимчивость — вот его главные характеристики. Этот человек тонко чувствует переживания других, всегда находит нужные слова и радостно принимает гостей. Единственный его недостаток – суетливость.
Этико-интуитивный интроверт – гуманист высшего уровня. Хорошо понимает людей, хочет узнать человека таким, какой он есть, а не таким, каким он хочет казаться. Стремится к созданию бесконфликтной обстановки, поэтому многое прощает. Застенчив и не уверен в себе, робкий и боится казаться навязчивым. Зато добрый и отзывчивый, за что его и ценят.
Этико-сенсорный интроверт – справедливо оценивает поступки. На первом месте у него всегда стоят совесть и мораль. Требователен в этих вопросах. Не терпит насилия, зла и несправедливости. Достаточно волевой и решительный, может постоять за себя и близких. Принципиальный и упорный в достижении желаемого.
Модель А
Соционика как область знания «начинается» с утверждения, что каждый организм есть закрытая система энергетического метаболизма, то есть воспроизводства физической энергии; её источник — поглощаемые физические объекты. «Энергия используется на движение, необходимое при погоне за новыми источниками потенциальной энергии и продолжения рода» .
«Каждая психика — это тоже закрытая система энергетического метаболизма — производство и использование психической или информационной энергии. Источник психической энергии — поглощаемая информация. Энергия используется на ориентацию, приспособление к Действительности» .
Действительность, с точки зрения психики, состоит из двух частей:
• действительности, познаваемой извне;
• действительности, познаваемой изнутри.
Извне познается внешняя действительность — окружающий мир и собственный организм, который мы тоже видим как бы со стороны. Но есть еще и действительность, познаваемая изнутри. «Это не только сам организм, но и весь через него принимаемый окружающий мир. Ощущая свой организм изнутри, человек неизбежно ощущает и весь окружающий мир. Это внутреннее восприятие сливает человека со всем бесконечным материальным миром. И потому через этот внутренний «канал человек получает информацию обо всём окружающем мире, то есть о гораздо более отдаленных предметах, чем он получает, познавая Действительность извне» .
«По этой причине психика человека расколота на две части» . Одна часть отражает внешний мир и свой организм со стороны , другая отражает внешний мир изнутри организма, как что-то непрерывное, слитое воедино.
«Сам организм, с точки зрения психики, — что-то наподобие скорлупы. Одна часть психики наблюдает за этой скорлупой со стороны, вторая-изнутри» . Такая раздвоенность «делит» психическую энергию на две составные части: ментальную и витальную. Поэтому и модель А информационного метаболизма образована из двух колец: ментального и витального.
«Ментальное кольцо получает, обрабатывает и использует информацию о внешнем мире. Это осмысливание внешней действительности, сознательное приспособление к ней» . «Витальное кольцо получает, обрабатывает и использует информацию, получаемую изнутри организма .
Ментальное кольцо свои проблемы решает осознанно — сбором и передачей информации. Витальное способно принимать сигналы-раздражители и непосредственно реагировать на них. Ментальная часть психики, свободно рассуждающая о мировых проблемах, ничуть не более самостоятельна, чем витальная, постоянно нуждающаяся во внешнем вмешательстве. «Когда говорим об активности ментального кольца, говорим лишь о его способности мыслить, рассуждать, поучать, но не действовать. В деятельную физическую активность оно включается лишь после активации витальными кольцами дуалов или хотя бы других людей» .
«Психическая энергия ментального кольца предназначена для восприятия информации о внешнем мире и о себе как его составной части, для приспособления к миру (СУПЕРЭГО) и управления им (ЭГО). Это видение мира со стороны, когда объективность поступающей информации определяется широтой горизонта индивида» .
«Психическая энергия витального кольца предназначена для восприятия информации о функциональном состоянии собственного организма и управления им. Это как бы видение мира сквозь призму собственного организма… В витальном кольце также есть спонтанная активность по программе окружающих» .
Элементы модели А различны по своим функциям. Первый элемент любого блока модели «…отражает, фотографирует, репродуцирует действительность и обеспечивает психику объективной информацией» . «Этот— элемент будем называть акцептным, то есть воспринимающим то, что есть вовне» [], с.66]. Акцептные элементы — это 1, 3, 5 и 7 функции модели А. «Второй элемент каждого блока — продуктивный. Его продукция — то, что индивид извлекает из полученной первым элементом информации. Элемент можно назвать и творческим, потому что в том, что он извлекает из доставленной первым элементом информации, есть частица того, чего нет и не было в объективном мире» .
«Психика не отрывается от окружающей действительности, и каждый элемент информационного метаболизма сопряжен с определенным элементом энергетического метаболизма. Вне окружающей материальной физической действительности нет мыслей, так как не образуется психическая энергия» .
Источником психической энергии служит информация. Различия между ТИМами начинаются с элементов (психических функций), эту энергию поставляющих. «Как разные виды животных питаются различной пищей, так разные типы психики питаются информацией о разных элементах окружающего мира» .
Типология Майерс-Бриггс и опросник MBTI
Существует и другая психологическая типология, основанная на типах Карла Густава Юнга. Это типология Майерс-Бриггс, появившаяся примерно в одно время с соционикой, на другом краю света — в США, в 1940-х годах. Основатели этой системы — Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабэль Бриггс Майерс. В ней также содержится 16 психологических типов, для определения которых был создан тест MBTI — Myiers-Briggs Tybe Indicator.
Академическая психология относится к данной типологии настороженно, не признавая ее научной. Однако, тест MBTI широко используется в бизнесе, в частности, для целей профориентации.
Проблемы данного теста те же, что и у соционического типирования: это его валидность и надежность. В инструкции к тесту указано, что его данные не могут считаться точными без последующей консультации специалиста по профориентации. Отсутствуют статистические данные, достоверно подтверждающие постоянство результатов для разных выборов, а также четкие критерии того, что именно исследуется в качестве основания для присвоения того или иного типа.
«Комиссия Национальной Академии Наук, проанализировав данные более чем 20 исследований теста MBTI, выявила, что только шкала Интроверсии-Экстраверсии имеет достаточную валидность» . Под большим сомнением и надежность теста — исследователи пришли к выводу, что он каждый раз может давать различные результаты.
Дополнительные публикации
После каждого описания типа приведены дополнительные публикации
о данном типе. Кроме того, имеются публикации, посвящённые всем типам
сразу.
- Методы диагностики типа (подборка статей и ссылок)
- Гуленко В.В. Как называть социотип? // «Соционика, ментология и психология личности», 1995, № 3.
- Ельяшевич А.М. Представления социоников о соционических типах // Соционика. Сборник докладов IV московской научной конференции. М. 2001.
- Лытов Д.А., Лытова М.Ф. Введение в соционику. Ч. 5: Типы в жизни. «Программная» и «творческая» функции – 2005 – 2006 г.
- Лытов Д.А., Лытова М.Ф. Известные представители 16 типов (портреты, библиография).
Интертипные отношения
Интертипные отношения — отношения между представителями социотипов,
обусловленные расположением соционических функций в модели А. Между
людьми с различными социотипами будут и различные типы взаимоотношений,
так как каждый тип по своему воспринимает и обрабатывает информацию.
Существует несколько типов отношений между различными типами, они мало
зависят от стремлений и желаний людей.
Согласно теории интертипных отношений существуют 14 видов
интертипных отношений между представителями 16 социотипов:
тождественные, дуальные, зеркальные, активации, родственные,
полудуальные, деловые, миражные, погашения, суперэго,
квазитождественные, конфликтные, заказа, ревизии.
Все виды интертипных отношений, кроме социального заказа и ревизии,
симметричны. Отношения социального заказа и ревизии асимметричны.
См. Подробнее О Взаимодействии ТИМов.
Таблица интертипных отношений
Таблица интертипных отношений | ||||||||||||||||
ИЛЭ | СЭИ | ЭСЭ | ЛИИ | ЭИЭ | ЛСИ | СЛЭ | ИЭИ | СЭЭ | ИЛИ | ЛИЭ | ЭСИ | ЛСЭ | ЭИИ | ИЭЭ | СЛИ | |
ИЛЭ, «Дон Кихот» | Тожд. | Дуал. | Акт. | Зерк. | Зак. | Рев. | Дел. | Мир. | СЭ | ПП | КТ | Конф. | ПЗ | ПР | Род. | ПД |
СЭИ, «Дюма» | Дуал. | Тожд. | Зерк. | Акт. | Рев. | Зак. | Мир. | Дел. | ПП | СЭ | Конф. | КТ | ПР | ПЗ | ПД | Род. |
ЭСЭ, «Гюго» | Акт. | Зерк. | Тожд. | Дуал. | Род. | ПД. | ПЗ | ПР | КТ | Конф. | СЭ | ПП | Дел. | Мир. | Зак. | Рев. |
ЛИИ, «Робеспьер» | Зерк. | Акт. | Дуал. | Тожд. | ПД | Род. | ПР | ПЗ | Кон. | КТ | ПП | СЭ | Мир. | Дел. | Рев. | Зак. |
ЭИЭ, «Гамлет» | ПЗ | ПР | Род. | ПД. | Тожд. | Дуал. | Акт. | Зерк. | Зак. | Рев. | Дел. | Мир. | СЭ | ПП | КТ | Конф. |
ЛСИ, «Максим Горький» | ПР | ПЗ | ПД | Род. | Дуал. | Тожд. | Зерк. | Акт. | Рев. | Зак. | Мир. | Дел. | ПП | СЭ | Конф. | КТ |
СЛЭ, «Жуков» | Дел. | Мир. | Зак. | Рев. | Акт. | Зерк. | Тожд. | Дуал. | Род. | ПД | ПЗ | ПР | КТ | Конф. | СЭ | ПП |
ИЭИ, «Есенин» | Мир. | Дел. | Рев. | Зак. | Зерк. | Акт. | Дуал. | Тожд. | ПД | Род. | ПР | ПЗ | Конф. | КТ | ПП | СЭ |
СЭЭ, «Наполеон» | СЭ | ПП | КТ | Конф. | ПЗ. | ПР. | Род. | ПД | Тожд. | Дуал. | Акт. | Зерк. | Зак. | Рев. | Дел. | Мир. |
ИЛИ, «Бальзак» | ПП | СЭ | Конф. | КТ | ПР | ПЗ | ПД | Род. | Дуал. | Тожд. | Зерк. | Акт. | Рев. | Зак. | Мир. | Дел. |
ЛИЭ, «Джек Лондон» | КТ | Конф. | СЭ | ПП | Дел. | Мир. | Зак. | Рев. | Акт. | Зерк. | Тожд. | Дуал. | Род. | ПД | ПЗ | ПР |
ЭСИ, «Драйзер» | Конф. | КТ | ПП | СЭ | Мир. | Дел. | Рев. | Зак. | Зерк. | Акт. | Дуал. | Тожд. | ПД | Род. | ПР | ПЗ |
ЛСЭ, «Штирлиц» | Зак. | Рев. | Дел. | Мир. | СЭ | ПП | КТ | Конф. | ПЗ | ПР | Род. | ПД | Тожд. | Дуал. | Акт. | Зерк. |
ЭИИ, «Достоевский» | Рев. | Зак. | Мир. | Дел. | ПП | СЭ | Конф. | КТ | ПР | ПЗ | ПД | Род. | Дуал. | Тожд. | Зерк. | Акт. |
ИЭЭ, «Гексли» | Род. | ПД | ПЗ | ПР | КТ | Конф. | СЭ | ПП | Дел. | Мир. | Зак. | Рев. | Акт. | Зерк. | Тожд. | Дуал. |
СЛИ, «Габен» | ПД | Род. | ПР | ПЗ | Конф. | КТ | ПП | СЭ | Мир. | Дел. | Рев. | Зак. | Зерк. | Акт. | Дуал. | Тожд. |
Сокращения: Тожд. — тождественные отношения, Дуал. — дуальные отношения, Акт. — отношения активации, Зерк. — зеркальные отношения, Род. — родственные отношения, ПД. — полудуальные отношения, Дел. — деловые отношения, Мир. — миражные отношения, СЭ — отношения суперэго, КТ — отношения квазитождества, ПП — отношения полной противоположности, Конф. — конфликтные отношения, Зак. — отношения заказа (Вы заказчик), ПЗ — отношения заказа (Вы подзаказный), Рев. — отношения ревизии (Вы ревизор), ПР — отношения ревизии (Вы подревизный). | ||||||||||||||||
Пояснение: для определения интертипных отношений по таблице находим свой тип в левом вертикальном столбце, тип партнера в верхней строчке, и пересечение строки с собственным типом и столбца с типом партнера покажет интертипные отношения. |
Вывод: научна ли соционика?
Ответ очевиден: нет, ненаучна. Возможно, когда-нибудь в будущем соционика будет признана научным сообществом как отдельная дисциплина, но пока что это лишь эмпирическая модель, основанная на субъективном восприятии автора, интересная в качестве интеллектуального развлечения, но не имеющая под собой никакой статистически подтвержденной базы. Единственный близкий к научному инструменту тест данной типологии имеет недостаточную валидность и надежность. Труды по соционике, опубликованные научными (не соционическими) изданиями, практически отсутствуют, а несостоятельность ее научное сообщество даже не стремится доказывать — ведь доказательный труд в данном случае ложится на плечи сторонников теории.
Несмотря на это, соционика — популярное хобби для многих и останется таковым и дальше. В этом качестве она может существовать сколь угодно долго вместе с другими непризнанными наукой типологиями, например, гороскопами. Почему? Она дает интересный повод для общения, иллюзию контроля над собственной жизнью и отношениями, да и просто приносит удовольствие, как игра или головоломка. Что ж, и такое развлечение имеет право на существование, но, по всей видимости, не представляет в целом для людей какой-либо ценности, так как не несет в себе инструментов для решения проблем или другой пользы.
Список использованных источников:
- 1. Кручинин С. В. «Статус соционики в современной науке». — Journal of scientistic research publications №9(13) /2014.
- 2. Богомаз С. А. «Психологические типы К. Г. Юнга, психофизиологические типы и интертипные отношения».
- 3. «Even Popular Personality Tests Are Controversial». https://www.psychometric-success.com/personality-tests/personality-tests-popular-tests/
- 4. Петрова Т. Н. «Комплексная диагностика особенностей информационного метаболизма человека». — «Филология и культура», 2009 г.
- 5. Алферов Кирилл «Соционика — современная астрология». Июль 2013 г. http://skepticsociety.ru/socionics/
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate