Онлайн тест спилбергера ханина на уровень тревожности

Содержание теста

Опросник состоит из 40 высказываний. Они делятся на две группы по 20 высказываний. Одна группа должна отвечать за выявление TA, вторая — определяет SA.

Оценка, как уже говорилось выше, основана на четырёхбалльной шкале Лайкерта. Она подразумевает четыре варианта ответов на каждое высказывание:

1 2 3 4
Никогда (совсем нет) Почти никогда (в некоторой степени) Часто (в умеренной степени) Почти всегда (очень сильно)

Тест на тревожность в оригинале имеет две формы: X и Y. Форма X направлена на выявление не только степени проявления состояния, но и определение его признаков. Этот вариант позволил диагностировать у пациентов тревожность и беспокоящее состояние при депрессиях.

В форме Y многие высказывания из формы X заменены на новые. Она призвана определить конкретные факторы состояния и черты тревоги. Форма Y имеет более простую структуру. Сегодня она имеет большее распространение. Вариант Y адаптирован для русского языка.

Шкала самооценки (тест Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина)

Данный тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Разработан Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

При интерпретации результат можно оценивать так:

до 30 — низкая тревожность;

31 — 45 — умеренная тревожность;

46 и более — высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя «в лучшем свете».

Инструкция:

«Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Тест№2

Инструкция. Отметьте, насколько часты для вас состояния, перечисленные ниже по следующей шкале:

  • 4 балла — «очень часто»;
  • 3 балла – «часто»;
  • 2 балла – «иногда»;
  • 1 балл – «редко»;
  • 0 баллов – «никогда».

Контрольные фразы:

  1. Я волнуюсь без повода.
  2. Мне хочется, чтобы меня поддерживали, подбадривали.
  3. Я боюсь выглядеть глупо.
  4. Я беспокоюсь о своем будущем.
  5. Мои друзья и коллеги выглядят лучше меня.
  6. Многие вокруг не понимают меня.
  7. Я не умею красиво говорить, боюсь вести беседы.
  8. От меня требуют очень многого.
  9. Чувствую себя зажатым, скованным.
  10. Мне кажется, что со мной может случиться неприятность.
  11. Меня беспокоит мнение окружающих обо мне.
  12. Мне кажется, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  13. Я не чувствую себя в полной безопасности.
  14. Мне некому открыть свои чувства и мысли.
  15. Мои достижения и успехи никого не интересуют.

Обработка результатов. Подсчитайте итоговый балл и сверьтесь с таблицей результатов.

Меньше 10 баллов 11-30 баллов Выше 30 баллов
У вас высокий уровень самооценки. Вы уверены в себе, не нуждаетесь в похвале окружающих и не заботитесь об их мнении о вас У вас здоровая самооценка. Вы интересуетесь мнением окружающих о вас, но не сильно страдаете, если оно не совпадает с вашими ожиданиями Вашей самооценке нужен «ремонт». Критику и мнение близких вы принимаете близко к сердцу, часто страшитесь будущего, сомневаетесь в своих способностях, тяжело принимаете решения, страшитесь новизны

Классификация состояний тревожности

Затяжная тревожность многогранна. Состояния могут различается по многим критериям. Их классификация необходима для того, чтобы в дальнейшем подобрать подходящую методику для определения уровня тревожности.

По происхождению

Выделяется личностная тревожность, когда человек предрасположен к хроническому беспокойству в силу характера, темперамента, особенностей состояния здоровья, наследственности. Она может обостряться тогда, когда другие люди чувствуют себя нормально. Такой человек предпочитает держаться особняком, не участвовать в шумных мероприятиях, тем самым обостряя своё состояние.

Ситуативная тревожность, которая часто называется реактивной. Она обусловлена различными ситуациями из окружающего мира, провоцирующими её:

  • многочисленные опасности современного мира — войны, катастрофы, экономические кризисы, природные катаклизмы, сообщения об угрозах их возникновения оказывают своё негативное действие;
  • плохие отношения с окружающими людьми, с которыми приходится общаться постоянно и испытывать отрицательные эмоции;
  • коммуникации с большим количеством людей в постоянном режиме накладывают негативный отпечаток на личность, приводит к стрессам;
  • печальный опыт, полученный ранее, может преследовать человека всю жизнь.

По возрасту

Одно из наиболее важных разделений тревожных расстройств проводится с учётом особенностей развития нервной системы в конкретном возрасте. Отчёт начинается с самого рождения, потому что даже младенцам часто свойственна тревожность. Причины её появления различны: состояние здоровья, общая атмосфера в семье, условия проживания. До достижения 7 лет такая тревожность именуется детской.

Затем настаёт черёд школьной тревожности, источником которой выступают события, происходящие во время учебы. Особенно тяжело приходится младшим школьникам, которые испытывают давление с 3-х сторон:

  • родителей;
  • учителей;
  • одноклассников.

Чрезмерная тревожность может закончиться неврозом или постоянным страхом школы.

Подростки также страдают от повышенной тревожности, это связано с:

  • гормональной перестройкой организма;
  • частой сменой настроения;
  • необходимостью определения своего места в круге сверстников.

Взрослая тревожность может сопровождать человека в течение всей жизни. Это объясняется многими факторами:

  • особенностями мужской и женской психологии;
  • сложными жизненными периодами (кризис среднего возраста, климакс, старение);
  • опасными профессиями и деятельностью, требующей повышенного напряжения.

https://youtube.com/watch?v=J_n1wQFWlTg

Диагностика уровня тревожности

Диагностика уровня тревожности подразумевает проведение различных психологических тестов и заполнение опросников:

Опросник Лаврентьевой, Титаренко

Родителям предлагается выбрать из 20 признаков те, которые имеются у ребенка:

  • быстрая утомляемость при работе;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • чрезмерное беспокойство при новом задании;
  • напряженность и скованность при выполнении задания;
  • частое смущение;
  • разговоры о напряженных ситуациях;
  • частая гиперемия лица;
  • жалобы на страшные сны;
  • холодность и влажность рук;
  • часто расстройство стула;
  • высокая потливость при волнении;
  • плохой аппетит;
  • беспокойный сон, трудности с засыпанием;
  • повышенная пугливость, множество страхов;
  • постоянное беспокойство;
  • неспособность сдержать слезы;
  • непереносимость ожидания;
  • боязнь новых дел;
  • неуверенность в своих силах;
  • боязнь трудностей.

Количество положительных ответов позволяет определить уровень тревожности: 15 – 20 баллов говорит о высокой тревожности, 7 – 14 – о тревожности среднего уровня и 1 – 6 баллов – ребенок с низкой тревожностью.

Тест тревожности по Тэммпл, Амен и Дорки

Ребенку предлагают просмотреть некоторые жизненные ситуации, обозначенные на картинках в определенной последовательности (всего рисунков 14). Он должен ответить одной эмоцией (радостью или грустью) на каждую картинку:

  • ты играешь с маленьким ребенком, какое у тебя лицо (грустное или веселое);
  • ты идешь с мамой и младшим братиком (он в коляске) на прогулку;
  • на тебя нападает старший, какое у тебя лицо;
  • ты самостоятельно одеваешься, тебе радостно или грустно;
  • ты играешь с детьми старше тебя, тебе весело или грустно;
  • ты ложишься спать один, а родители заняты, тебе весело или грустно;
  • ты самостоятельно умываешься, какое лицо у тебя при этом;
  • тебя ругает мама, тебе грустно или весело;
  • родители играют с младшим, не обращая на тебя внимания;
  • у тебя ровесник хочет отобрать игрушку, это смешно или грустно;
  • мама заставила собрать разбросанные игрушки, это весело или грустно;
  • ровесники уходят по домам, тебе весело или грустно;
  • вы всей семьей на фотографии, тебе грустно или весело;
  • ты ешь один, это грустно или весело.

После просмотра рисунков заполняется специальная таблица и высчитывается уровень тревожности. Помимо выражения лица ребенок должен сопровождать каждый рисунок своим комментарием. Уровень тревожности рассчитывается по формуле: УТ (тревожность) = (количество отрицательных эмоций / 14)* 100.

При УТ 50% и выше говорят о высокой тревожности, УТ, равный 20 – 50% о средней тревожности и УТ меньше 20% — о низкой тревожности.

Тест тревожности Филипса

У детей школьного возраста тревожность определяют по Филипсу. Этим занимается школьный психолог, который тестирует сразу группу школьников (класс). Опросник Филипса состоит из 58 вопросов, ответы на которые позволяют оценить:

  • уровень тревожности всего класса;
  • выраженность переживаний по поводу стресса в обществе;
  • тревожность по поводу возможных успехов и положительных оценок;
  • страх по поводу самовыражения;
  • страх по поводу проверок знаний;
  • страх по поводу мнения одноклассников и учителей;
  • уровень сопротивляемости стрессовым ситуациям;
  • страх по поводу отношений с педагогами.

Вопросы под определенными номерами соответствуют перечисленным выше критериям. Каждый положительный ответ считается как один балл и суммируется по группам, выявляя уровень тревожности в данном коллективе.

Шкала тревожности Спилберга-Ханина

По этой шкале, опросник которой состоит из 40 вопросов, предлагается определить уровень тревожности самостоятельно. Первые 20 вопросов дают оценку по поводу ситуативной тревожности, вторая половина вопросов позволяет оценить личностную тревожность.

Сложности адаптации

Почему возникает?

Разрушается привычный образ жизни, а новый порядок еще не сформировался. Основной дискомфорт вызывает отсутствие четкого плана даже на ближайшую перспективу, поэтому основная стратегия — сформировать для себя такой план. Сначала план появится на несколько часов, потом человек приспосабливается и учится планировать свою жизнь на несколько дней, недель. Вместе с этим возвращаются ощущение предсказуемости событий и улучшается психологическое состояние.

Как проявляется?

— ощущения напряжения, подавленности;

— чувство беспомощности и дискомфорта;

— переживание невозможности приспособиться к новым условиям;

— сложности в организации собственной деятельности на бытовом и профессиональном уровне;

— нарастание напряжения в общении между членами семьи при постоянном нахождении вместе.

Что делать?

— составьте план на день с обязательным соблюдением режима (например, пробуждение и отход ко сну, приемы пищи, время для работы и отдыха);

— при наличии удаленной работы спланируйте время начала и окончания рабочего дня;

— включите всех членов семьи в организацию домашнего быта, с распределением обязанностей;

— договоритесь с членами семьи о личном пространстве или времени уединения для каждого;

— по возможности сохраняйте традиционные дела, «привычки» или формируйте новые;

— сохраняйте привычные социальные контакты, дистанционно продолжайте общаться с друзьями, близкими.

Согласно методике Спилбергер различает два вида тревожности:

  1. Тревога-состояние (A — state) или ситуационная тревожность – это эмоциональное состояние, возникшее под влиянием сложившихся обстоятельств. Носит временный характер и является реакцией психики на стресс. Такое состояние способствует активным действиям, если не превышает определенный порог, за которым начинается паника или апатия.
  2. Тревога-черта (A — trait) или личностная тревожность – это индивидуальная черта характера. Высокая тревожность характеризуется почти постоянным чувством опасности, неблагополучия, ожидания неприятностей. Сопровождается низкой самооценкой, негативным отношением к окружающим и миру в целом. Как правило, реальная ситуация не настолько опасна, как ее воспринимает человек.

Интерпретация результатов

Оценка и интерпретация осуществляется на основе баллов. Каждое высказывание может принести от 1 до 4 баллов, основываясь на шкале оценки. В оригинале Спилбергера каждая часть теста может принести в сумме максимально 80 баллов, минимально — 20.

Количество баллов соотносится с двумя таблицами. Шкала ситуативной тревожности позволяет определить уровень SA. Шкала личностной тревожности оценивает TA.

TA — беспокоящее состояние конституционального характера, коренящееся в исходных психических, биологических и физиологических состояниях личности, отличается высокой устойчивостью к любым внешним изменениям.

Особенностью TA является широкое ситуативное разнообразие угрожающих ситуаций, на каждое такое состояние вырабатывается конкретная реакция.

Маркерами активации TA служат конкретные стимулы, которые расцениваются человеком как опасные для самооценки и самоуважения.

Высокая TA выражается в проявлении выраженной тревоги под воздействием стресса, вызванного определённым стимулом. TA тесно взаимосвязана с невротическим конфликтом, эмоциональными и невротическими срывами, психосоматическими заболеваниями.

Чем больше баллов, тем выше степень проявления беспокоящих состояний:

  • до 30 баллов — беспокоящие состояния отсутствуют;
  • от 31 до 44 баллов — умеренная тревожность;
  • от 45 и более — выраженная тревожность.

На основе тестирования, определения степени проявления SA и TA, формируется точный психологический портрет высокотревожных лиц.

У высокотревожных людей тревогу вызывают любые ситуации, связанные с ситуацией:

  • явного проявления личностных качеств;
  • интереса к личностным качествам;
  • угрозы престижу, самооценке.

Неоднозначные, сложные ситуации воспринимаются как угрожающие или катастрофические.

Для высокотревожных людей характерны следующие черты:

  • высокая эмоциональность;
  • вспыльчивость;
  • раздражительность;
  • постоянная готовность к конфликтной ситуации, защите;
  • закрытость, независимо от наличия реальных угрожающих ситуаций;
  • сложность эффективного взаимодействия при совместном решении задач;
  • искусственное выстраивание психологических барьеров при общении;
  • невозможность достижения целей, требующих серьёзных усилий.

Рекомендации при взаимодействии с высокотревожными людьми — завуалированность, смещение акцентов с внешней требовательности, избегание категоричности.

Акцент на осмысление своей деятельности, при формировании чувства уверенности в себе через поддержку и успех в достижении промежуточных задач.

Суть методики тестирования и уровня тревожности

У каждого человека есть, так называемый, предел полезной тревожности. Это тревожность, которая необходима для организма. Важным для человека является оценивать своё состояние, чтобы развивать самоконтроль. Такую тревогу можно назвать ситуативной, тоесть общей. Этот тип характеризуется эмоциями, переживаемые лично человеком. Это обычная реакция человека на стресс, когда он переживает отрицательные эмоции.

Помимо определения общего уровня, тест Спилбергера — Ханина ещё определяет личностную тревогу. Это тоже является индивидуальным для каждого человека. Только личностная тревога, является чертой характера, которая определяет насколько человек склонен к состоянию стресса или к тому, что он будет испытывать отрицательные эмоции.

Личности, у которых высокий уровень тревоги не могут спокойно реагировать на множество ситуаций, так как могут воспринимать их как угрозу для себя, для своего окружения. Так что если вы знаете о своём уровне тревоги, это поможет вам принять меры по предотвращению таких ситуаций или помогут их избежать. Вы поймёте, что вам необходимо развивать в себе чувство уверенности и работать над собой. Знание своих проблем уже шаг к их решению и верному подходу к их решению.

В случае с ситуативной тревогой всё намного сложнее, так как чувство беспокойства не зависит от вас и оно крайне непостоянно, а значит предугадать и избежать его будет очень трудно. Ситуативная тревога появляется только тогда, когда вы уже попали в стресс. Чувство стресса пройдёт только после того, как вы покинете ситуацию конфликта или субъект, который причиняет вам дискомфорт.

Удачного вам тестирования!

Результаты теста

Количество баллов по каждой таблице может быть от 20 до 80.

Показатель меньше 30 – низкий уровень тревожности.

От 30 до 45 – умеренный.

Более 45 – высокий уровень тревожности.

Тревога-состояние

Результаты первой части дают возможность определить, вызывает ли данная ситуация состояние стресса у испытуемого, и позволяют оценить соответствие интенсивности реакции к объективной опасности.

  • Менее 30 баллов – характеризует пассивное отношение человека к ситуации, отказ от принятия решений и действий.
  • 30 — 45 баллов – адекватная оценка и реакция на происходящее событие. Готовность к конструктивным действиям для преодоления возникших сложностей.
  • 46 баллов и выше – говорит о состоянии сильного эмоционального возбуждения. Однако нельзя считать такую реакцию невротической, не учитывая реальные обстоятельства, которые ее вызывают.

Тревога-черта

Результаты второй части показывают, насколько эффективно может человек справляться с жизненными ситуациями, используя свои навыки и свойства характера.

  • Менее 30 баллов – человек замкнутый, погруженный в себя, апатичный, часто с заниженной самооценкой.
  • 30 – 45 баллов – это люди действий. Неприятности они воспринимают, как ценный опыт. Ответственно относятся к своей жизни и времени. Их мысли направлены не на свои переживания, а на поиск новых решений и возможностей.
  • Более 46 баллов – такие люди видят катастрофу там, где нет и намека на какую-то угрозу. Они крайне чувствительны к опасности. Мнительные. Раскачивают свои эмоции до неконтролируемого состояния, истерики.

Люди, у которых менее 30 и более 46 баллов, чувствуют в себе недостаток сил, способностей для активной жизнедеятельности. Однако это лишь следствие внутренних эмоциональных барьеров, которые препятствуют полному использованию собственных возможностей, самореализации, решимости.

Таким людям можно посоветовать: найти эти внутренние преграды, проанализировать и избавиться от них самостоятельно или с помощью специалистов. Научиться жить более осознанно. Больше действовать и не относиться ко всему слишком серьезно.

Спилбергер создал методику, которая на сегодняшний день является наиболее точной и эффективной для диагностики тревожности и для других клинических исследований.

Шкала тревоги Спилбергера

Данный тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих тревожность реактивную (РТ, номера высказываний с 1 по 20) и личностную (ЛТ, номера высказываний с 21 по 40). На каждое из высказываний необходимо дать один из четырех вариантов ответа: 1 — почти никогда, 2 — иногда, 3 — часто, 4 — почти всегда.

Примечение: Для корректного отображения символов необходимо использовать локализованные навигаторы Internet Explorer версии 3.х, 4.х со стандартным набором установленных кириллических шрифтов (Arial, Courier, Times New Roman).

Тестовый материал:

  1. Я спокоен.
  2. Мне ничто не угрожает.
  3. Я нахожусь в напряжении.
  4. Я испытываю сожаление.
  5. Я чувствую себя свободно.
  6. Я расстроен.
  7. Меня волнуют возможные неудачи.
  8. Я чувствую себя отдохнувшим.
  9. Я встревожен.
  10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.
  11. Я уверен в себе.
  12. Я нервничаю.
  13. Я не нахожу себе места.
  14. Я взвинчен.
  15. Я не чувствую скованности, напряженности.
  16. Я доволен.
  17. Я озабочен.
  18. Я слишком возбужден и мне не по себе.
  19. Мне радостно.
  20. Мне приятно.
  21. Я испытываю удовольствие.
  22. Я очень быстро устаю.
  23. Я легко могу заплакать.
  24. Я хотел бы быть таким же счастливым как другие.
  25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения.
  26. Обычно я чувствую себя бодрым.
  27. Я спокоен, хладнокровен и собран.
  28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня.
  29. Я слишком переживаю из-за пустяков.
  30. Я вполне счастлив.
  31. Я принимаю все слишком близко к сердцу.
  32. Мне не хватает уверенности в себе.
  33. Обычно я чувствую себя в безопасности.
  34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.
  35. У меня бывает хандра.
  36. Я удовлетворен.
  37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.
  38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.
  39. Я уравновешенный человек.
  40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
PT=A-B+35, где, А — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, б, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; В — сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 1б, 19, 20.

ЛТ=C-D+35, где С — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, З5, 37, 38,. 40; D — сумма остальых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
При интерпретации результаты оцениваются следующим образом: до 30 баллов — низкая тревожность; 31-45 — умеренная тревожность, 46 и более баллов — высокая тревожность.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Причины тревожности по возрастам

Состояние тревожности может развиться у человека в любом возрасте, в том числе и у новорожденных. У младенцев тревожность проявляется в виде чрезмерного беспокойства, частого плача без причины, нарушенного сна и плохого аппетита. Но с возрастом происходит становление нервной системы и ее усложнение, поэтому признаки тревожности приобретают более сложные черты.

Тревожность детская

К причинам высокой тревожности у детей дошкольного возраста относятся:

Общее состояние ребенка

Факторами риска являются: генетическая предрасположенность к нервным расстройствам, личные особенности характера, повышенная чувствительность (тревожность родителей передается ребенку), родовые травмы, перенесенные инфекционные болезни и другие патологические состояния в период новорожденности. Также предрасполагают к повышенной тревожности у детей младшего возраста заболевания женщины в период беременности, анте-, интра- и постнатальные поражения ЦНС новорожденного.

Внешние факторы

К ним относятся внутрисемейная атмосфера и методы воспитания ребенка. Это может быть чрезмерная опека (когда ребенок в семье единственный, и он лишен самостоятельности и права выбора) либо, напротив, отсутствие хоть какой-то заботы и внимания, так как ребенок нежеланный.

Высокая тревожность у детей зачастую переходит в невроз (истерический, неврастенический, фобический и прочие).

Тревожность школьная

К развитию школьной тревожности приводят:

  • значительные школьные нагрузки;
  • трудности в преодолении школьной программы;
  • полное непонимание отдельных школьных предметов;
  • завышенные требования со стороны родителей (наш ребенок должен быть самым лучшим или, наоборот, наш ребенок самый бездарный и ленивый);
  • отрицательное отношение к ребенку школьных учителей;
  • несложившиеся отношения с одноклассниками, конфликты и ссоры;
  • частая смена школ;
  • частые контрольные, проверочные и экзамены.

Повышенная тревожность у детей – школьников может перейти в школьный невроз (головная боль, пищеварительные расстройства накануне посещения школы), школьную фобию (страх посещения школы), дидактогенный невроз (неприятие обучения).

Тревожность подростковая

Подростковый период у ребенка самый сложный и переломный. В эту стадию ребенок претерпевает не только гормональные перестройки, но и пересматривает отношение к себе и другим людям. Причинами повышенной тревожности у подростка служат:

  • сложные гормональные изменения, которые отражаются на всех органах и системах организма, в том числе и на ЦНС;
  • осознание собственной независимости и права выбора, самостоятельный прием решений;
  • изменения, происходящие в коллективе (неприятие «белых ворон», агрессия сверстников, юношеский максимализм);
  • периодическая активность, резко сменяющаяся депрессией и апатией, внезапные смены настроения.
  • определенные жизненные периоды (мужской и женский климакс, кризис среднего возраста);
  • специфические профессии, связанные с постоянными стрессами, переутомлением и ненормированным рабочим днем (летчики, врачи хирургических специальностей, экстренная помощь населению);
  • трудности при общении с новыми людьми или в публичных выступлениях;
  • сексуальные проблемы;
  • личные неурядицы (развод, смерть близких, болезнь, утрата работы).

Страх и тревога – естественные состояния человека

Наши предки искали пищу и кров в дикой природе, проявляя чудеса изобретательности и командной работы. Не имея преимущества в физической силе, человек побеждал благодаря когнитивному превосходству. Мы умеем прогнозировать будущее, потому что совмещаем данные о себе с изменением окружения.

Страх и тревога здесь – основные стимулы к действию. Природа создала их как «предохранитель» на случай переоценки собственных возможностей: страх для настоящего, тревогу – для будущего.

Все испытывают страх и тревогу, и это сохранило наш вид. Однако что-то пошло не так – опасностей стало меньше, а тревожных расстройств радикально больше.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: