Фриц Перлз и его встреча с философией и психоанализом
Фриц Перлс принял личное решение вернуться в школу, ориентированную на гуманистов, в гимназию Асканичес. Именно тогда он встретил Макса Рейнхардта, театрального режиссера, который развивал свою любовь к искусству. Это продолжалось до его смерти.
В 1920 году Фриц Перлз получил лицензию врача в Берлинском университете имени Фридриха Вильгельма. Позже он специализировался в нейропсихиатрии. Затем он познакомился с философом Фридлендером, чье влияние имело решающее значение для работы Перлза. В 1923 году он решил поехать в Нью-Йорк. Но он вернулся разочарованным после того, как не утвердили его лицензию, потому что он не говорил по-английски. Этот период заставил его начать психоанализ с Карен Хорни. Это изменило его жизнь.
ДОСЬЕ
Фредерик Саломон Перлз
В 20 лет стал изучать медицину,
которая косвенным образом и привела юношу к знакомству с психоанализом, что, в свою очередь, определило направление дальнейшей работы Перлза (после получения в 1921 году степени доктора медицины он занялся психиатрией).
В 32-летнем возрасте начал
многолетний и неудачный путь по кушеткам разных психоаналитиков, а также познакомился с холистиком Куртом Гольдштейном, что стало первым шагом к разочарованию в психоанализе и к гештальтпсихологии.
В 37 женился на нелюбимой
женщине, с которой их связывал общий интерес и умение не мешать друг другу.
В 40 лет с приходом Гитлера
к власти сбежал в Южную Африку, где приобрел много интересного практического опыта в роли военного психиатра.
В 58 опубликовал главный труд
жизни (книгу «Гештальттерапия») и создал Нью-Йоркский институт гештальттерапии в собственной квартире.
К седьмому десятку,
уже достигнув известности и финансового успеха благодаря распространению своего «учения», стал позволять себе колкости по адресу столпов психоанализа в выступлениях перед студентами Эсаленского института в Биг-Суре.
Помещения гештальт-подхода
Фриц Перлз собирает в своей книге Гештальт-подход и свидетельство глаз к терапии (Свидетели гештальт-подхода и терапии) — серия предпосылок, на которых основан гештальт-подход:
Совместное восприятие вещей
Человек воспринимает вещи в форме наборов или совокупностей и, таким образом, живет своей реальностью, которую можно понять только из наборов, в которых она состоит. Вещи, которые человек воспринимает, не являются изолированными сущностями, а связаны друг с другом. Эти элементы могут выделяться среди других в соответствии с подходом, данным индивидуумом..
гомеостаз
Поведение регулируется процессом гомеостаза. То есть организм должен быть в равновесии. Чтобы достичь этой равновесной ситуации, организм саморегулируется, взаимодействуя с окружающей средой, чтобы удовлетворить свои потребности. Если он не удовлетворяет их или длительное время находится в состоянии дисбаланса, организм погибает.
холизм
Человек — это единый организм. Традиционно в психологии и в других дисциплинах, таких как философия, существовало раздельное представление о человеке в разуме и теле..
Гештальт-терапия воспринимает человека в целом. Существуют разные виды деятельности: физическая и умственная. Оба процесса являются частями одного целого: человек. Поэтому гештальт-терапия учитывает не только то, что люди говорят и думают, но и то, что они делают, как они себя ведут..
Предел контакта
Эта предпосылка устанавливает, что ни один человек не является самодостаточным. Вы можете жить только в обстановке или обстоятельствах, которые определяют ваше поведение. Однако окружающая среда не создает индивидуума, в то время как индивидуум не создает окружающей среды, у каждого есть свой особый характер с точки зрения того, как он относится к себе и что его окружает..
Хотя они представляют собой набор, который нельзя отделить, их можно изучать изолированно. Таким образом, изолированное изучение личности относится к анатомии и физиологии, в то время как изучение окружающей среды относится к физическим, географическим и социальным наукам..
Ранжирование приоритетов
Человек и окружающая среда взаимодействуют взаимно. Эти отношения отмечают поведение человека. Если он положительно связан с окружающей средой, он удовлетворяет ваши потребности, достигая равновесия..
Если, наоборот, он имеет негативное отношение, его поведение будет дезорганизованным и неудовлетворительным в отношении потребностей человека..
Это происходит, например, когда мы фиксируем две точки интереса, на которые невозможно посмотреть, невозможно сконцентрироваться, что позволяет нам видеть оба объекта полностью и сфокусировано. Вы должны расставить приоритеты для потребностей действовать последовательно и достичь умственного и физического баланса.
Калифорния
В апреле 1964 года Перлз останавливается в Эсалене на юге Сан-Франциско, в месте, получившем известность и прозванном впоследствии «Меккой гуманистической психологии». Два молодых американца, воодушевленные психологией и ориентализмом, возродили там Центр Развития Потенциала Человека и приглашали туда знаменитых лекторов для проведения семинаров и стажировок.Фриц организовал там несколько сессий Гештальта и провел множество демонстраций. Но его час еще не наступил: большинство его курсов привлекало не более 4–5 участников!И вот великое планетарное движение 1968 года, начатое калифорнийскими студентами под лозунгом «борьбы с пресыщением», бросившее вызов американскому «way of life». Зачем копить богатство, если это не делает счастливым? Погоня за «иметь» и «иметь еще больше» сменилась поисками «быть» и «быть лучше»: люди искали качество жизни. Они сбросили костюмы и галстуки и сменили их на полинявшие джинсы; оставили большие предприятия и перешли к Cottage industry (телеработа на дому в маленькой команде с помощью компьютеров и средств телекоммуникации). Здесь господство лозунгов «Small is beautiful» и «Paradise now», тогда как в Париже на стенах красовались афиши «Расклейка афиш запрещена»; «Мечты о власти», «Запрещается запрещать», «Поэзия на улице»…В журнале Life были изложены идеи Перлза, его попытки отыскать аутентичную жизнь в прямом и безыскусном контакте человека с человеком. Его семинары вдруг «взорвались»: каждый день их посещало более 300 человек, которые спорили за право «поработать» с ним несколько минут. Он ввел новые зрелищные техники публичного диалога с самим собой: «клиент» поднимается на сцену, садится на «горячий стул», «hot seat» (буквально: «пылающий трон», но на арго это выражение означает также электрический стул для приговоренных к смерти!), лицом к пустому стулу и запрашивает своих близких – или скорее тот внутренний образ, который у него сложился.– «Мама, почему ты умерла так рано? Ты меня бросила, хотя я еще нуждался в тебе; мне тебя ужасно не хватало…».Перлз намного больше внимания уделяет тону голоса, позе, направлению взгляда, процессу воображаемой беседы, чем ее содержанию. Разговаривая с самим собой или взаимодействуя с Перлзом, клиент осознает всю ткань своей личности, которая оставалась в тумане, скрытой за интроектами (то, что меня научили думать, но что далеко не всегда согласуется с моими глубинными чувствами) или же опошленной и «извращенной». Например: «я не могу хотеть быть бедным больным» или «мужчина не должен плакать», и т. д.).Эти семинары были записаны на видео, и один из них был опубликован в 1969 году под названием «Гештальт-терапия дословно» (переведен на французский язык под названием: «Мечты и бытие в гештальт-терапии»). Это способствовало признанию нового метода и сделало его известным. Многие признанные специалисты отовсюду отправились посмотреть на гениального Перлза в работе. Они проводили с ним экспериментальные сессии и, наконец, прониклись некоторыми из его идей: Грегори Бейтсон (основатель школы Palo Alto), Александр Лоуэн (основатель биоэнергетического анализа), Эрик Берн (создатель транзактного анализа, или ТА), Джон Лилли (изобретатель «ящика сенсорной изоляции»), Станислав Гроф (экспериментировавший с ЛСД, создатель «голотропного дыхания» и основатель трансперсональной психотерапии), Джон Гриндер и Ричард Бэндлер (основатели нейролингвистического программирования, или НЛП) и многие другие.
Гештальт-киббуц
Тогда Перлз решил основать общину, «киббуц» – где «можно было жить Гештальтом 24 часа в течение 24 часов». После того, как он перешел от индивидуального Гештальта к групповому Гештальту, он пошел дальше от группового Гештальта к Гештальту в повседневной жизни. Он купил старую рыболовецкую гостиницу в Ванкувер-Айленд, на самом восточном побережье Канады, и обосновался там с несколькими верными последователями. Все время люди проводили там в занятиях психотерапией, обучении и коллективной работе. Перлз стал «наконец счастливым и удовлетворенным».Но его счастье длилось не долго: спустя следующую зиму, в марте 1970 года (вернувшись из последнего путешествия в Европу) он умер от сердечного приступа, прервавшего длинный и очень нетипичный путь.Что Вам запомнилось из этой необычной биографии? Вот некоторые из тем, над которыми стоит поразмышлять:• Гений редко бывает приспособлен к своему окружению: «он утверждается лишь в противостоянии» (Валлон).• Некоторые гении проявляют себя очень рано (Шампольон, расшифровавший египетские иероглифы и ставший членом Академии наук в 17 лет); другие – очень поздно (Перлз был признан только в 75 лет!).• Гештальт на протяжении долгого времени – в течение 23 лет – питался и созревал в духе немецкой еврейской медицины, психоанализа: следовательно, он не является ни «американским» … ни дилетантом в психоанализе!• Новая теория может распространиться только в том случае, если окружение готово ее принять.
из книги «Гештальт : искусство контакта» Сержа Гингера
Серж Гингер (Serge Ginger, 1928-2011) — гештальт-терапевт. Обладатель обширного опыта в области Фрейдовского и Юнгианского психоанализа, в психодраме, групповой динамике, биоэнергетическом анализе.
Пионер гештальт-терапии во Франции (с 1970 г.), основатель крупнейшего Гештальт-института во Франции — Парижской школы Гештальта (EPG), которая в течение 20 лет подготовила более 800 специалистов.
Президент Международной федерации организаций преподающих Гештальт (FORGE), объединяющих более 30 институтов в 17 странах (Франция, Бельгия, Италия, Германия, Испания, Англия, Норвегия, Швеция, Польша, Латвия, Россия, Сербия, Мальта, Канада, США, Мексика, Бразилия), вице-президент Французской федерации психотерапии, член правления Европейской ассоциации психотерапии (EAP) и представитель Франции в правлении и в комиссии по нормам преподавания психотерапии.
Анн Гингер (Anne Ginger) — гештальт терапевт, клинический психолог и обучающий психотерапевт.
Обладатель обширного опыта в области Фрейдовского и Юнгианского психоанализа, в психодраме, групповой динамике, биоэнергетическом анализе.
Литература на русском языке[ | ]
- Перлз Ф. Гештальт-семинары / Фредерик Перлз. — Институт общегуманитарных исследований, 1998.
- Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра // Практикум по гештальт-терапии. — Петербург — XXI век, 1995.
- Перлз Ф. Теория гештальт-терапии / Фредерик Перлз. — Институт общегуманитарных исследований 2001.
- Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / Фредерик Перлз. — Смысл, 2000.
- Перлз Ф., Гудман П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии / Фредерик Перлз, Пол Гудман, Ральф Хефферлин. — М.: 2005.
- Наранхо К. Гештальт-терапия / Клаудио Нарахо. — Модек, 1995.
- Папуш М. Психотехника экзистенциального выбора / Михаил Папуш. — Институт общегуманитарных исследований, 2001.
- Рудестам К. Групповая психотерапия / Келл Рудестам. — Универс, 1995.
- Зингер Д. В поисках хорошей формы. Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями / Джозеф Зингер. — Класс, 2000.
- Харин С. С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. — Лучи Софии, 1997.
- Малкина-Пых И. Г. Техники гештальта и когнитивной терапии. — М.: Экмо, 2004.
- Полстер И., Полстер М. Интегрированная гештальт-терапия / Ирвен Полстер, Мириам Полстер. — Класс, 1997.
- Полстер И. Обитаемый человек / Ирвен Полстер. — Класс, 1999.
- Кемплер У. Основы семейной гештальт-терапии / Уолтер Кемплер. — Издательство Пиражкова, 2001.
- Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии / Гертруда Шоттенлоєр. — Издательство Пиражкова, 2001.
- Уиллер Г. Гештальт-терапия постмодерна. За пределами индивидуализма / Гордон Уиллер. — М.: Смысл, 2005.
- Новодержкин Б. А., Романенко О. К. Гештальт-терапия. — М.: Фолиум, 1997.
- Масколье Г. Гештальт-терапия: вчера, сегодня, завтра. Быть собой. / Гонзаг Масколье. — М.: Боргес, 2010.
- Лебедева Н., Иванова Е. Путешествие в Гештальт: теория и практика / Наталья Лебедева, Елена Иванова. — СПб.: Речь, 2004.
- Булюбаш И. Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. — М.: Институт психотерапии, 2003.
- Булюбаш И. Д. Руководство по гештальт-терапии. — М.: Институт психотерапии, 2004.
- Даунинг Дж., Марморштейн Р. Сны и кошмары. Истории из практики гештальт-терапии. — М.: Алтер пресс, 2003.
- Бриджит М. Сексуальность, любовь и гештальт / Мартель Бриджит. — СПб.: Речь, 2005.
- Сименс Х. Практическое руководство для гештальт-терапевтов / Харм Сименс. — Издательство Пиражкова, 2008.
- Невис Э. Организационное консультирование / Эдвин Невис. — Издательство Пиражкова, 2002.
- Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. — СПб.: Специальная литература, 1999. — 287 с.
Почему гештальт терапия?
Само название гештальт (немецкое — gestalt, что означает форма или образ) восходит к популярному в начале ХХ века одноименному направлению в психологии, основателями которого были Макс Вертгеймер, Курт Коффке и Вольфганг Кёлер, занимавшихся исследованием принципом восприятия психикой окружающего мира. Основная идея гештальт подхода заключалась в утверждении свойства психики воспринимать окружающую действительность целостными образами, которые не сводились к простой сумме составляющих их элементов, то есть с точки зрения сознания, смысл имела фигура в ее целостности, в то время как ее составляющие, были лишь суммой элементов, не определяющих смысла этого целого. Что касается гештальт терапии Перлза, как одного из методов психотерапии, то это совершенно самостоятельное направление в психологии, не имеющее прямого отношения к гештальт психологии, кроме ряда идей, заимствованных из нее и, собственно, названия самой системы.
Молитва фрица перлза. Фриц Перлз
Фредерик (Фриц) Перлз – известный психиатр из Германии, который издал труд о росте человеческой личности, который впоследствии стал основой для гештальт-терапии. Позже он учредил в Нью-Йорке Институт Гештальта.
Книга стала основой его собственного подхода к психотерапии как способа управления своей жизнью и раскрытию внутреннего потенциала. После основания гештальтизма он посвятил его развитию всю оставшуюся жизнь, в частности молитва гештальтиста в оригинале увидела свет в 60-х годах минувшего века. Некоторые его работы были изданы посмертно.
Молитва гештальтиста Фредерика Перлза имеет колоссальную популярность. Ее достоинство – в простоте и одновременно в глубоком воздействие на психологическое состояние человека. Психологи называют одной из главных личностных проблем, являющихся причиной обид, размолвок и ссор слияние. То есть, воспринимая другого человека как часть себя, заинтересованную в твоем собственном комфорте, невозможно избежать претензий и плохих эмоций.
Молитва гештальтиста помогает провести образную границу между собой и обществом, признать за каждым человеком право жить своей собственной жизнью, преследовать свои интересы и делать осознанный выбор без какого-либо давления. Одновременно Перлз настаивает на том, что такая сепарация дает возможность и самому человеку действовать в рамках своих границ, не рассчитывая на чужое участие, помощь, одобрение.
Отсутствие взаимных претензий и необоснованных ожиданий не только дает человеку ощущение личной моральной свободы, независимости и внутренней силы, но и позволяет оценить такое явление, как взаимность. Молитва гештальтиста превращает ее из должного и ожидаемого в чудесное и прекрасное чувство, которое стоит того, чтобы ценить и оберегать его.
Изучение психоанализа
В 1926 году Перлз переехал во Франкфурт, чтобы продолжить свои исследования психоанализа. Там он знакомится со своей женой, психологом Лоре Познер, более известной как Лаура Перлз. С ней он женится в 1930 году и родит двоих детей: Ренату и Стивена.
Именно во Франкфурте Фриц Перлз знакомится с другими психологами, такими как Гольдштейн, который познакомил его с миром гештальт-психологии. Там он узнал теории величайших представителей этой школы; Вертхаймер, Коффка и Кёлер.
Его будущая жена Лаура Перлз также имела большое влияние. Как заявляет в своей биографии профессор Петруска Кларксон, Фриц узнала об идеях экзистенциалистских и феноменологических течений того времени через Лору Перлз.
Жизнь
Фриц Перлз родился в Берлин, Германияв 1893 году. Перлз вырос на богемной сцене Берлина, участвовал в Экспрессионизм и Дадаизм, и пережил поворот художественного авангарда в сторону революционных левых. Развертывание на передовой, травмы войны, антисемитизм, запугивание, побег и Холокост также являются ключевыми источниками биографического влияния.
Предполагалось, что он будет заниматься юридической практикой, следуя за своим выдающимся дядей Германом Штаубом, но вместо этого он изучал медицину. Перлз присоединился к немецкой армии во время Первой мировой войны и провел время в окопах. После войны в 1918 году он вернулся к своим медицинским исследованиям, окончив его два года спустя, со специализацией в нейропсихиатрии в качестве врача, а затем стал ассистентом Курт Гольдштейн, которые работали с солдатами с черепно-мозговой травмой. Перлз тяготел к психоанализу.
В 1927 году Фриц Перлз стал членом Вильгельм РайхТехнические семинары в Вене. Концепция анализа характера Райха в значительной степени повлияла на Перлза.:205ff А в 1930 году Райх стал руководящим старшим аналитиком Перлза в Берлине.
В 1930 году Фриц Перлз женился Лаура Перлз (родился, Лор Познер), и у них было двое детей, Рената и Стивен. В 1933 году, вскоре после прихода к власти гитлеровского режима, Еврейский происхождения, и из-за их антифашистской политической деятельности в прошлом,:292 Фриц Перлз, Лаура и их старшая дочь Рената сбежали в Нидерланды, а через год эмигрировали в Южная Африка, где Фриц Перлз основал институт психоанализа. В 1936 году у него была короткая и неудовлетворительная встреча с Фрейд.:211
В 1942 году Фриц Перлз присоединился к южноафриканской армии и до 1946 года служил армейским психиатром в звании капитана. Находясь в Южной Африке, Перлз находился под влиянием «холизма» Ян Смэтс. В этот период Фриц Перлз написал в соавторстве свою первую книгу, Эго, голод и агрессия
(опубликовано в 1942 г. и переиздано в 1947 г.). Лаура Перлз написала две главы книги, хотя, когда она была переиздана в Соединенных Штатах, она не получила никакого признания за свою работу.
Фриц и Лаура Перлз покинули Южную Африку в 1946 году и оказались в Нью-Йорк, где Фриц Перлз кратко работал с Карен Хорни, и Вильгельм Райх. Пережив перипатетический эпизод, во время которого он жил в Монреале и работал психиатром на круизном лайнере, Перлз, наконец, поселился здесь. Манхэттен. Перлз написал свою вторую книгу с помощью нью-йоркского интеллектуала и автора, Пол Гудман, который составил теоретическую вторую часть книги на основе рукописных заметок Перлза. Перлз и Гудман находились под влиянием работ Курт Левин и Отто Ранг. Наряду с экспериментальной первой частью, написанной с Ральф Хефферлайн, книга называлась Гештальт-терапия
и опубликовано в 1951 году.
После этого Фриц и Лаура Перлз основали первый Гештальт-институт в своей квартире на Манхэттене. Фриц Перлз начал путешествовать по Соединенным Штатам, чтобы проводить семинары и тренинги по гештальт.
В 1960 году Фриц Перлз оставил Лору Перлз на Манхэттене и переехал в Лос-Анджелес, где он тренировался вместе с Джим Симкин. Он начал проводить семинары в Институт Эсален в Big Sur, Калифорния, в 1963 году. Перлз заинтересовался Дзен в этот период и воплотил идею мини-сатори
(краткое пробуждение) в его практику. Он также ездил в Япония, где он останавливался в монастыре дзэн.
В конце концов, он поселился в Эсалене и даже построил на его территории дом. Один из его учеников в Эсалене был Дик Прайс, кто разработал Гештальт-практика, основанный в значительной степени на том, что он узнал от Перлза. В Esalen Перлз сотрудничал с Ида Рольф, Основатель Рольфинг Структурная интеграция, чтобы обратиться к отношениям между разумом и телом.
Перлз широко цитировался за пределами области психотерапия для цитаты, часто описываемой как «Гештальт-молитва»:
В 1969 году Перлз покинул Эсален и основал гештальт-сообщество в Lake Cowichan на Остров Ванкувер, Канада.
Фриц Перлс умер от сердечной недостаточности в Чикаго 14 марта 1970 года после операции на сердце в Мемориальной больнице Луи А. Вайса.
Америка
После Второй мировой войны в 1946 году Перлз решил все бросить: семью, благоприятную ситуацию, удачливую клиентуру – и пустился в поиски новой жизни в США. Тогда ему было уже 53 года. В Нью-Йорке он приобрел новую клиентуру, все еще как психоаналитик – хотя и «девиантный»; он все еще использовал традиционную кушетку, не прибегая к действенной телесной мобилизации, и работал главным образом вербально. Он будет работать как психоаналитик (в общей сложности в течение 23 лет), пока в 1951 году – в возрасте 58 лет – официально не провозгласит свой новый метод.В Нью-Йорке он начал вести богемную жизнь, как и во времена своей юности, в среде «левых интеллектуалов»: писателей и театралов «новой волны». Он часто посещает «Living Theater», который превозносит непосредственное – «здесь-и-теперь» – выражение чувств с помощью прямого и спонтанного контакта с публикой, импровизацию, а не традиционное заучивание ролей путем многократных повторений.Его жена приехала к нему в Нью-Йорк, и там «по средам» у них собиралась Группа Семи, в которую входили Фриц и Лора Перлз, Поль Гудман (писатель-полемист, который отредактировал рукописи Перлза), Изадор Фром (философ феноменолог, который станет известным благодаря Театру Самости), Поль Вайсц (который приобщит Перлза к Дзену) и т. д.
Гештальт-терапия
Этот терапевтический метод, разработанный Фрицем Перлзом, направлен на то, чтобы человек осознал себя, свои мысли и свои переживания и стал ответственным за свои действия. Это то, что известно как процесс «осознания» — осознания.
Чтобы понять гештальт-терапию, необходимо принять во внимание некоторые ключевые аспекты, такие как целостное видение личности данной психологической школы. Чтобы лучше понять этот обзор, фраза, которая появляется в Метафизика от Аристотеля: «целое больше, чем сумма частей»
В этом целом части взаимосвязаны друг с другом. На самом деле слово гештальт означает структура
Чтобы лучше понять этот обзор, фраза, которая появляется в Метафизика от Аристотеля: «целое больше, чем сумма частей». В этом целом части взаимосвязаны друг с другом. На самом деле слово гештальт означает структура.
Перлз определил гештальт как «окончательный набор переживаний». Это не означает, что Фриц Перлз представляет человека как целое, а скорее как полное и единое целое в его существовании. То есть индивид неделимо связан со своими биологическими обстоятельствами и своим социальным опытом, образуя единое целое.
Для гештальта переживания пациента, его отношения с внешним миром и с самим собой очень важны больше, чем внутренние мыслительные процессы.
Гештальт-терапия, в отличие от других моделей психотерапии, характеризуется аспектом или вопросом, на который она ставит фокус внимания. Этот психотерапевтический метод фокусируется на процессе, на том, что происходит в один и тот же момент, на поведении пациента, а не на предположениях или бессмысленных предположениях, которые может сделать пациент или психоаналитик.