World of psychology

Содержание

  • 1 Типология и особенности 1.1 Особенности классической эпистемологии
  • 1.2 Особенности неклассической эпистемологии

2 Основные проблемы эпистемологии
3 Понятия и вопросы эпистемологии
4 История эпистемологии

  • 4.1 Античная философия

4.2 Средневековая философия
4.3 Новоевропейская философия
4.4 Немецкая классическая философия
4.5 Неокантианство
4.6 Марксизм
4.7 Современная философия
5 Теории познания

  • 5.1 Пессимистические схемы 5.1.1 Скептицизм

5.1.2 Агностицизм
5.2 Гносеологический позитивизм

  • 5.2.1 Реалистические доктрины

5.2.2 Платонические теории познания
5.2.3 Имманентная теория познания
5.2.4 Трансцендентализм (Фихте)
6 Формы познания
7 Объяснение и понимание
8 Роль подсознания
9 Проблематика истины
10 См. также
11 Примечания
12 Литература
13 Ссылки

Цели

Цель генетической эпистемологии состоит в том, чтобы связать достоверность знания с моделью его построения, т. Е. Контекст, в котором приобретается знание, влияет на его восприятие, качество и степень сохранения. Кроме того, генетическая эпистемология пытается объяснить процесс когнитивного развития (от рождения) на четырех основных стадиях: сенсомоторной (от рождения до 2 лет), дооперационной (2-7), конкретно-оперативной (7-11) и формальной операционной ( 11 лет и позже). В качестве примера рассмотрим, что для детей на сенсомоторной стадии учителя должны стараться создать богатую и стимулирующую среду с большим количеством предметов для игры. Затем с детьми, находящимися на конкретной операционной стадии, учебная деятельность должна включать в себя задачи классификации, упорядочивания, расположения, сохранения с использованием конкретных объектов

Основное внимание уделяется младшим годам развития. Ассимиляция происходит, когда учащийся воспринимает новое событие или объект в существующей схеме и обычно используется в контексте самомотивации

В « Размещение» каждый приспосабливает переживания к результату задач. Высшая форма развития — это уравновешивание . Уравновешивание включает в себя как ассимиляцию, так и приспособление, поскольку учащийся меняет свое мышление, чтобы получить лучший ответ.

Пиаже считал, что знание — это биологическая функция, которая возникает в результате действий человека в результате изменений. Он также заявил, что знание состоит из структур и возникает в результате адаптации этих структур к окружающей среде.

Генетическая эпистемология Пиаже находится на полпути между формальной логикой и диалектической логикой. Эпистемология Пиаже находится на полпути между объективным идеализмом и материализмом .

Основные идеи

Генетическая психология Жана Пиаже основное внимание уделяет:

  • развитию личности в детском возрасте:
  • особенностям логики ребенка;
  • когнитивным механизмам;
  • влиянием внутренних и внешних факторов на них;
  • причинам и процессу перехода от одной формы мышления к другой;
  • общему и различиям в психическом взрослого человека и ребенка.

Для их выявления в рамках генетической психологии Пиаже применял созданный им метод — клиническую беседу. Она была основным инструментом исследования мышления у ребенка и позволяла изучать не внешние признаки развития или его отсутствия, но процессы, стимулирующие его.

Пиаже выдвинул несколько идей, которые получили дальнейшее развитие в работах других ученых. Основная заключается в том, что в для развития интеллекта психика ребенка нуждается в динамическом равновесии, которое устанавливается по мере развития структур логики. Они не являются врожденными, а возникают и совершенствуются постепенно.

Центральной идеей, выдвинутой Пиаже, стала идея трансформации. Она указывает на то, что изначально не существует четкой постоянной границы, размежевывающей объект и субъект. Знание формируется в процессе взаимодействия субъекта с объектами.

Идея конструкции отражает видение Пиаже о том, что знание формируется через определенные структуры действия. Они возникают постепенно, но изначально структур нет ни в объектах, ни в субъекте. Их отсутствие должно заставить субъект овладеть умением координировать действия.

Основные функции, которые помогают индивиду взаимодействовать с внешним миром — организация, адаптация. Они неизменны, обусловлены наследственностью, никак не зависят от опыта и содержания. Структуры психики обусловлены приобретенным опытом, они формируются на протяжении жизни. Такое различие функций и структур дает возможность психике претерпевать качественные изменения и плавно переходить с одной ступени развития на следующую.

Понятия и вопросы эпистемологии[ | ]

  • Понятия: знание
  • познание
  • сознание
  • чувство
  • разум
  • рассудок
  • истина

Основной вопрос — познаваем ли мир в принципе?
Ответы на этот вопрос у разных философских течений выглядят по-разному:

  • гносеологический оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства.

агностицизм — мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия.
скептицизм — мы познаём феноменальный мир, познаваемость подлинного мира проблематична.
солипсизм — единственно-несомненно реально существую Я, все остальное — плод моей фантазии, кроме меня мне познавать нечего.

Генетическая Эпистемология

Генетическая Эпистемология(англ. genetic epistemology) — гносеологическое учение Ж. Пиаже, охватывающее большой круг проблем, связанных с исследованием психологических механизмов, обусловливающих структуру знания и ее развитие. Согласно Пиаже, эти проблемы группируются по 2 основным пересекающимся направлениям: онтогенетическое развитие, закономерности которого выявляются с помощью психологического эксперимента, с одной стороны, и общие теории современной логики и математики — с др. Эпистемология (теория познания) предполагает «уже решенными проблемы логики», поэтому она включает в себя логические схемы так же, как и психологические данные. Г. э. представляет собой продолжение и дальнейшее развитие биогенетической концепции (см. Биогенетический закон), т. к. между онтогенезом и филогенезом складываются, по Пиаже, те же отношения, что и между эмбриологией и сравнительной анатомией. Развитие знаний — как исторически, так и генетически — имеет исходным пунктом состояние относительного феноменализма и эгоцентризма, при котором ведущим является познание очевидного и невозможность осмыслить собственную позицию как познающего субъекта. Развитие знания идет как путем конструирования, обусловленного все большим проникновением в сущность субъекта, так и путем размышления, направленного на собственную познавательную активность. Каждая область знания включает в себя элементы общей координации (т. е. определенную логико-математическую структуру), и в то же время любая логико-математическая структура есть потенциальный носитель частного содержания; при этом относительный вес каждого из этих компонентов есть показатель того, в какой мере данная наука определяется в своем содержании «общими координациями» (логика, математика) или специфическими особенностями объектов (физика, биология). Постулируя взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания и выводя отсюда прогресс знания, Пиаже имплицитно связывает это с постулированием критерия истинности, как если бы общая координация действий субъекта автоматически предполагала точное определение структуры реальности.Г. э. включает в себя анализ знания как внутри отдельных наук, так и взаимоотношений между ними, общую структуру научного знания в историческом развитии и систему наук на современном этапе. Особая роль при этом отводится психологии, занимающей «ключевую позицию в системе наук» в том смысле, что др. науки хотя и «не зависят от психологии в своих методах и теоретических структурах», но овладение этими структурами «возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии» (см. Психологизм). Примером может служить проведенный Пиаже генетический анализ формирования таких физических понятий, как «скорость» и «длительность времени», в результате которого он показал, что генетически эти понятия возникают из отношений пространственного порядка.

Формы познания

  • Чувственное познание — уровень ощущений, восприятий и представлений.
  • Рациональное познание — уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах и причинно-следственных связях. На уровне рационального познания человек способен построить модель события с тем, чтобы его действие было наиболее эффективным. Формы рационального познания: понятие, суждение и умозаключение.
  • Сверхчувственное познание — интеллектуальная интуиция, метафизика, непосредственное знание, черпаемое субъектом из глубины самого себя. Данный вид познания особенно распространен в мистических течениях традиционных религий.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Резюме

Итак, мы выяснили, что генетическая психология занимается вопросами развития и происхождения интеллекта, процессов и особенностей приобретения знания и способности мыслить. Ее основатель, швейцарский ученый Жан Пиаже, рассматривал интеллект как определенный способ адаптации человеческих существ к постоянно изменяющейся внешней среде. Для успешного приспособления к ее условиям и сохранению этого равновесия индивид и развивает свои интеллектуальные способности, что позволяет ему быть в равновесии с миром и успешно существовать в нем.

Само совершенствование интеллекта представляет собой переход от менее к более сложным формам осмысления реальности, от конкретно-чувственного к логическому мышлению и умению оперировать мыслительно-интеллектуальными категориями и понятиями. При этом знания и интеллект вовсе не данность, а являются результатом создаваемых индивидом мыслительных структур. Таким образом человек конструирует свои знания и формирует свой сложный когнитивно-интеллектуальный аппарат.

Развивать интеллект и мышление никогда не поздно, и для взрослых это не менее актуально, чем для детей. Для этого мы создали практическую программу «Когнитивистика. Развитие мышления», которая призвана обучить 20 техникам мышления. Данный онлайн-тренинг помогает наработать и отточить навык мыслить эффективно, логично и последовательно, а также быстро принимать конструктивные решения. Предлагаем вам к ней присоединиться.

И напоследок желаем всем ясного и эффективного мышления!

Генетическая психология — что это такое?

Термин “генетическая психология” не совсем верно отражает основной интерес ученых, которые работают в этой отрасли. Современное понятие “генетическое” больше связано с геномом человека в биологическом смысле.

Пиаже в той отрасли, которую он развивал, рассматривал генетику, как один из аспектов индивидуального развития. Поэтому наука занимается изучением процессов, происходящих в рамках онтогенеза — становлением интеллекта, его происхождением, механизмами усложнения.

Для Пиаже в приоритете было изучение процесса развития знаний, повышения их качества. Ученый интересовался тем, откуда происходят и как воспринимаются знания, как влияют на окружающий мир и личность человека. Изучал, насколько знания объективны или субъективны. Фокус внимания Пиаже был направлен на вопросы эпистемологии.

Термином “эпистемология” обозначают дисциплину, подробно рассматривающую научные знания — их структуру, функции, развитие. Пиаже воспринимал себя как эпистемолога. Он стал основателем Международного центра генетической эпистемологии (в Женеве) и возглавил его.

Генетическая психология стала базой для дальнейшего развития эпистемологии, но понять, где проходит граница между двумя этими дисциплинами, непросто.

В научных источниках, издаваемых на английском языке, термин genetic epistemology (или developmental theory of knowledge) значит ровно то же самое, что мы имеем в виду под генетической психологией. Этот же термин в англоязычных источниках применяется, когда идет речь о науке, в которой изучается влияние генов на формирование психики и личности, изучается связь генетики и поведения индивида (с использованием близнецового метода или через усыновленных детей).

Этапы развития интеллекта

Первой стадией развития является так называемая сенсомоторная стадия. Она называется так потому, что на этом этапе малыши осваивают свои моторные – двигательные – реакции, и их восприятие тесно связано с органами чувств. В этой стадии выделяют шесть подстадий, охватывающих период от рождения до года.

Сенсомоторная стадия

В начале жизни ребенок еще не отделяет себя от мира, не воспринимает себя как субъекта. Но взаимодействуя с игрушками, предметами вокруг, он осознает свою отдельность от внешнего мира, а также то, что некоторые его действия могут оказывать воздействие на объекты реальности. Так, если тронуть неваляшку, она будет издавать звуки, а если разжать пальцы, то предмет выпадет из рук. Таким образом, малыш активно осваивает мир, формируя различные схемы действия и понятия, опираясь на механизмы ассимиляции и аккомодации.

Важным достижением этой стадии является усвоение принципа постоянства – объект продолжает существовать, даже если становится недоступен органам чувств (невиден или спрятан). Вдобавок ребенок приобретает реакцию предвосхищения – он становится способен предугадать место появления движущегося объекта, но спрятанного под одеялом, например.

Также значительно то, что постепенно ребенок переходит от чисто рефлекторной деятельности к поведению, которому свойственны любознательность и экспериментация. Так, малыш начинает не просто активно исследовать окружающий мир, но пробовать разные варианты взаимодействия с объектами и получения желаемого, сильно расширяя свой арсенал схем и знаний. Действуя методом проб и ошибок, экспериментируя и перебирая различные возможные варианты действия, например, того, как достать игрушку с верхней полки, ребенок развивает свои мыслительные процессы.

К концу сенсомоторного периода дети становятся способны решать простые задачи с опорой на конкретную сенсорную информацию. Постепенно здесь совершается и переход от конкретно-чувственного мышления к символическому, которое свойственно следующей стадии развития интеллекта – дооперациональной.

Дооперациональная стадия

На дооперациональной стадии мы видим, что ребенок освоил речь и может мыслить образно – представлять, притворяться, использовать слова или объекты как символ, репрезентацию других предметов или понятий. Однако логического мышления у ребенка на этом этапе еще нет, он не овладел навыком манипулирования информацией и выполнения с ней мыслительных операций. Поэтому эту стадию также иногда называют допонятийной.

Операциональная стадия

На третьем этапе развития, приблизительно годам к семи, мыслительный аппарат ребенка уже довольно развит, так что он уже может совершать простые логические операции. Тем не менее, чтобы оперировать логикой и проводить мыслительные действия, дети нуждаются в физическом взаимодействии с объектами, т.е., пока не могут осмыслять абстрактные идеи и ситуации. Потому эта стадия получила название конкретно-операциональной, и она охватывает период примерно с 7 до 12 лет. Эту стадию часто объединяют со следующей (особенно в русскоязычной традиции) и называют операциональной. Однако Пиаже выделял четвертую стадию когнитивного развития детей и развития самого интеллекта – формально-операциональную или стадию формальных операций.

Стадия формальных операций

На стадии формальных операций мы уже можем наблюдать освоение детьми абстрактного мышления и логики.  Это более высокий уровень развития интеллекта и мыслительной деятельности, позволяющий осмыслять и организовывать свое знание, решать задачи, мыслить логически и объективно, в том числе и об абстрактных, гипотетических, ранее незнакомых категориях и понятиях. В представлении Пиаже эта стадия представляет собой наивысшую точку развития интеллекта.

Как видно из вышесказанного, развитие мышления и ума заключается в переходе от простых форм умственной деятельности и взаимодействия с внешними объектами к более сложным, наработке новых неоднолинейных навыков и схем, а также совершенствовании логических структур и мыслительных умений.

Несмотря на то, что открытия Жана Пиаже оказались ценными для понимания детского мышления и развития психологии в целом, некоторые положения его теории были подвергнуты критике

Так, указывается на то, что интеллекту придается слишком большое значение в процессе развития ребенка, и не принимается во внимание тот факт, что развивается не только этот элемент, но и сам ребенок и его сознание. К тому же исследователи считают, что Пиаже недооценивал роль обучения в когнитивном процессе

А теперь давайте подведем итог всему вышеописанному, но перед этим:

Литература

  • Стап, М. Эпистемология // Стэнфордская энциклопедия философии (версия весны 2014 года) / Ред. Эдвард Н. Залта. Пер. с англ. А.С. Мишуры.
  • Теория познания // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гносеология в системе философского мировоззрения. — М., 1983. — 383 с.
  • Теория познания. В 4-х томах. — М., 1992—1994. Под ред. В. А. Лекторского и Т. И. Ойзермана.
  • Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки. — М.: Мысль, 1974. — на сайте Руниверс
  • Гносеологические проблемы диалектического материализма. — М., 1974. — 357 с.
  • Елсуков А. Н. История античной гносеологии. — Минск, 1992. — 82 с.
  • Ильин В. В. 1 // Теория познания. Введение. Общие проблемы. — 2-е издание. — М.: Либроком, 2010. — 168 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-397-01280-5.
  • Ильин В. В. 2 // Теория познания. Эпистемология. — М., 1994.
  • Абачиев С. К. Эволюционная теория познания. (Опыт систематического построения). — М.: URSS, 2004. — 520 с. — ISBN 5-354-00724-0.Др. изд.:Абачиев С. К. Эволюционная теория познания. (Основные понятия и законы. Гносеологическая теория труда и техники). Изд. 2-е, сущ. доп. — М.: URSS, 2013. — 664 с. — ISBN 978-5-396-00519-8.

Кезин А. В. Эволюционная эпистемология: современная междисциплинарная парадигма // Вестник Московского университета. — Серия 7. Философия. — 1994. — № 5. — С.3-11.

Никитин Е. П. Исторические судьбы гносеологии // Философские исследования. — 1993. — № 1. — С.61-70.

Таубе М. Ф. Познаниеведение (гносеология) по Славянофильству. — Петроград: Тип. М. И. Акинфиева, 1912 — на сайте Руниверс

Пиаже Ж. Генетическая эпистемология // Вопросы философии. — 1993. — № 5.

Савельев А.В. Тёмная сторона силы или субъективность в эпистемологии на портале «Философия в России» // Философия науки. — 2010. — № 3(46). — С. 3-22.

Соболев А. В. О персоналистической гносеологии // Вопросы философии. — № 4. — С.121-137.

Фурманов Ю. Р. Критика метафизического разума в эволюционной теории познания // Философские науки. — 1991. — № 8. — С.34-50.
Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. — М., 2000. — 463 с.

Ссылки [ править ]

  • Дрисколл, Марси Перкинс (1994). «6». У Арниса Бурвикова (ред.). Психология обучения для обучения (3-е изд.). Бостон: Pearson Education, Inc., стр. 190–216. ISBN 0-205-37519-7.
  • Берли А. Гебер, изд. (1977). Пиаже и исследования в области генетической эпистемологии (3-е изд.). Лондон: Routledge & Kegan Paul Ltd., стр. 13–16. ISBN 0-7100-8500-1.
  • Вуйк, Рита (1981). «3». У Арниса Бурвикова (ред.). Обзор и критика генетической эпистемологии Пиаже, 1965-1980, Том 1 (1-е изд.). Лондон: Academic Press Inc., стр. 26. ISBN 0-12-728501-6.
vтеПсихология
  • История
  • Философия
  • Портал
  • Психолог
Базовая психология
  • Аномальный
  • Аффективная наука
  • Аффективная нейробиология
  • Поведенческая генетика
  • Поведенческая нейробиология
  • Бихевиоризм
  • Когнитивный / когнитивный
  • Когнитивная нейробиология
  • Сравнительный
  • Межкультурный
  • Культурный
  • Развивающий
  • Дифференциальный
  • Экологический
  • Эволюционный
  • Экспериментальный
  • Гештальт
  • Интеллект
  • Математический
  • Мораль
  • Нейропсихология
  • Восприятие
  • Личность
  • Положительный
  • Психолингвистика
  • Психофизиология
  • Количественный
  • Социальное
  • Теоретическая
Прикладная психология
  • Аномалистический
  • Прикладной анализ поведения
  • Оценка
  • Клинический
  • Коучинг
  • Сообщество
  • Потребитель
  • Консультации
  • Критический
  • Образовательные
  • Эргономика
  • Феминистка
  • Судебно-медицинская экспертиза
  • Здоровье
  • Производственно-организационная
  • Юридический
  • СМИ
  • Медицинское
  • Военный
  • Музыка
  • Гигиена труда
  • Пастораль
  • Политическая
  • Психометрия
  • Психотерапия
  • Религия
  • Школа
  • Спорт и упражнения
  • Суицидология
  • Системы
  • Движение
Методологии
  • Тестирование животных
  • Архивные исследования
  • Эпигенетика поведения
  • Тематическое исследование
  • Анализ содержания
  • Эксперименты
  • Исследования на людях
  • Интервью
  • Нейровизуализация
  • Наблюдение
  • Психофизика
  • Качественное исследование
  • Количественные исследования
  • Самостоятельная инвентаризация
  • Статистические обзоры
Психологи
  • Вильгельм Вундт  (1832–1920)
  • Уильям Джеймс  (1842–1910)
  • Иван Павлов  (1849–1936)
  • Зигмунд Фрейд  (1856–1939)
  • Эдвард Торндайк  (1874–1949)
  • Карл Юнг  (1875–1961)
  • Джон Б. Уотсон  (1878–1958)
  • Кларк Л. Халл  (1884–1952)
  • Курт Левин  (1890–1947)
  • Жан Пиаже  (1896–1980)
  • Гордон Олпорт  (1897–1967)
  • Дж. П. Гилфорд  (1897–1987)
  • Карл Роджерс  (1902–1987)
  • Эрик Эриксон  (1902–1994)
  • Б. Ф. Скиннер  (1904–1990)
  • Дональд О. Хебб  (1904–1985)
  • Эрнест Хилгард  (1904–2001)
  • Гарри Харлоу  (1905–1981)
  • Раймонд Кеттелл  (1905–1998)
  • Авраам Маслоу  (1908–1970)
  • Нил Э. Миллер  (1909–2002)
  • Джером Брунер  (1915–2016)
  • Дональд Т. Кэмпбелл  (1916–1996)
  • Ганс Айзенк  (1916–1997)
  • Герберт А. Саймон  (1916–2001)
  • Дэвид Макклелланд  (1917–1998)
  • Леон Фестингер  (1919–1989)
  • Джордж А. Миллер  (1920–2012)
  • Ричард Лазарус  (1922–2002)
  • Стэнли Шахтер  (1922–1997)
  • Роберт Зайонц  (1923–2008)
  • Альберт Бандура  (р. 1925)
  • Роджер Браун  (1925–1997)
  • Эндель Тулвинг  (р. 1927)
  • Лоуренс Колберг  (1927–1987)
  • Ноам Хомский  (р. 1928)
  • Ульрик Нейссер  (1928–2012)
  • Джером Каган  (р. 1929)
  • Уолтер Мишель  (1930–2018)
  • Эллиот Аронсон  (р. 1932)
  • Даниэль Канеман  (р. 1934)
  • Пол Экман  (р. 1934)
  • Майкл Познер  (р. 1936)
  • Амос Тверски  (1937–1996)
  • Брюс МакИвен  (р. 1938)
  • Ларри Сквайр  (р. 1941)
  • Ричард Э. Нисбетт  (р. 1941)
  • Мартин Селигман  (р. 1942)
  • Эд Динер  (р. 1946)
  • Шелли Э. Тейлор  (р. 1946)
  • Джон Андерсон  (р. 1947)
  • Рональд К. Кесслер  (р. 1947)
  • Джозеф Э. Леду  (р. 1949)
  • Ричард Дэвидсон  (р. 1951)
  • Сьюзан Фиск  (р. 1952)
  • Рой Баумейстер  (р. 1953)
Списки
  • Консультации по темам
  • Дисциплины
  • Важные публикации
  • Организации
  • Контур
  • Психологи
  • Психотерапия
  • Методы исследования
  • Школы мысли
  • График
  • Темы
  • Викисловарь определение
  • Категория викисловаря
  • Wikisource
  • Wikimedia Commons
  • Викицитатник
  • Викиновости
  • Викиучебники
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: