Как сделать деловые отношения конструктивными
Применяя определенные правила и методы делового общения, члены коллектива будут взаимодействовать как единый организм. В прошлое уйдет столкновение мнений и такой конфликт, как деструктивный — это метод «танка», метод войны, приносящий разруху в умы, семьи и бизнес. Чтобы мирным путем найти продуктивное решение, обе стороны должны действовать следующим образом:
обсуждать только данную проблему, а не отдельные качества личности; помнить, что партнеры друг другу не враги; сдерживаться от проявлений злости, безудержного гнева, желания отомстить или наказать; силовые методы борьбы могут только навредить; отстаивая собственную точку зрения, важно учитывать интересы оппонента; взаимодействие должно быть доброжелательным и открытым; соперникам необходимо настроиться на понимание и взаимодействие. Строго соблюдая эти правила и придерживаясь рамок делового общения, всегда можно найти способ для выхода из ситуации
Если один из участников противостояния допустит грубое нарушение, весь процесс может выйти из-под контроля и превратиться в деструктивный. Это не принесет пользы ни одной из сторон, а противоречия могут только усилиться
Строго соблюдая эти правила и придерживаясь рамок делового общения, всегда можно найти способ для выхода из ситуации. Если один из участников противостояния допустит грубое нарушение, весь процесс может выйти из-под контроля и превратиться в деструктивный. Это не принесет пользы ни одной из сторон, а противоречия могут только усилиться.
Деструктивное поведение: что это такое в психологии
В психологии чаще всего говорят о деструктивном мышлении и поведении. Это поведение, которое отклоняется от медицинских, социальных и иных норм, подвергает опасности и разрушает жизнь индивида. Оно реализуется через деструктивные действия. Это слова, поступки, действие или бездействие человека, приводящее к негативным для него или его окружения, всего общества последствиям.
Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения. Эти особенности приводят к дезадаптации и десоциализации личности.
Примеры и виды
Американский психолог Эрик Берн назвал две направленности разрушающего поведения: вовнутрь личности и вовне.
Примеры токсичного поведения, направленного вовне:
- моральное или физическое уничтожение другого человека;
- агрессивность и враждебность в общении;
- экстремистские действия, направленные на разрушение отдельных групп или всего общества;
- вандализм и прочие действия, разрушающие культурное наследие или любые другие предметы;
- убийство животных, вырубка лесов, загрязнение природы, то есть разрушение окружающей среды.
Примеры аутодеструктивного, саморазрушающего поведения:
- зависимости любого типа;
- сексуальная распущенность, рискованное поведение и другие девиации;
- делинквентное поведение (преступное);
- суицид и членовредительство.
Разрушающее поведение встречается у каждого человека, как правило, в кризисный период, например, в подростковые годы. Оно разрушает личность или ее отдельные компоненты. Заметны негативные изменения в характере и темпераменте, потребностях и системе ценностей, интересах, мотивах. Индивид со склонностью к разрушениям отличается неадекватной самооценкой, слабой силой воли.
Анализ разрушающего поведения помогает понять его направленность. Она, в свою очередь, помогает определить мотив и стереотипы поведения, привычные способы, модели реагирования. Условия среды предопределяют активизацию этих способов, но только сам человек решает, придерживаться привычных реакций или нет.
Причины
Причины развития склонности к разрушениям:
- неблагополучие семьи, асоциальный пример родителей;
- психические расстройства;
- соматические проблемы, неизлечимая или длительная болезнь;
- разочарование в жизни, неудачи, отчаяние.
Склонность к разрушению и саморазрушению может преследовать человека как с рождения, если такой сценарий сформировали родители, так и возникнуть на любом этапе жизни. Например, человек узнает, что болен раком и решает не бороться, а пуститься во все тяжкие. Или человек не смог пережить гибель возлюбленной, другую трагедию, ставшую психотравмой, и решает мстить миру, себе. Или индивид не смог преодолеть кризис, не нашел свое место в жизни. Можно назвать сотни вероятных сценариев, которые толкают человека на путь разрушения себя и всего, что его окружает.
Коррекция поведения
Выбор программы коррекции зависит от следующих факторов:
- вид и форма девиации;
- мотивация и цель поведения с точки зрения психологии;
- результаты и ущерб, причиненный себе, другим людям;
- индивидуальные характеристики личности и стиль поведения.
Коррекция поведения требует слаженной работы медиков, психологов, педагогов, правоохранительных органов, социальных служб. Стоит отметить, что деструкция может быть частью (началом) продуктивного поведения, созидания. Например, чтобы построить новую систему ценностей, мотивов, средств достижения целей, человеку придется разрушить свой прежний образ жизни.
Лучшим решением для избавления от деструктивности будет посещение психолога.
Типы деструктивных лидеров
Лидеры, спасающие мир
Этих людей с детства заставили поверить в необходимость отвечать за всех слабых, обиженных и ленивых людей. Вся их жизнь пронизана чувством вины, от которой они пытаются защититься, вращаясь вокруг желаний и потребностей других людей.
Их лишили права на любовь к себе, на радость, на достижение своей мечты и здоровый эгоизм. Оставили только право и обязанность непрерывно и много трудиться на благо окружающих людей, сжигая себя. Им подсунули модель нездоровой любви. Они совершенно не различают сострадание и жалость. Они хотят развивать людей, делать их лучше, но фактически забирают у них ответственность и развращают.
Получается парадокс: они хотят делать добро, но в результате творят зло под изощренной маской добродетели. Так научили их жертвенные родители, которые положили всю жизнь на оправдание ожиданий окружающих людей. Эти лидеры могли бы построить великие компании, но никак не могут реализовать свой потенциал до конца — им всё время не хватает времени и сил.
Они выжимают из себя максимум, устают и расстраиваются от своей неэффективности, не понимая, в чём корень их проблемы. Эти лидеры часто имеют реноме очень хороших людей, которые помогают всем, и внешне могут быть весьма успешными. Но они не находят удовлетворения внутри, чувство вины разрушает их и их величие.
Бунтующие лидеры
Это лидеры, которые путают внутреннюю свободу и беспредел. Это те, кто строит финансовые пирамиды и закладывает свои дома под очередную необдуманную, но очень манящую бизнес-идею. Это те, кто всё время стремится проехать на красный свет светофора, весело называя его глубоким желтым.
Жить по правилам для всех людей им скучно и немного унизительно. Их смелую и креативную натуру с детства пытались силой запихнуть в жёсткие рамки принятой нормы. Их несвободные родители не могли им внятно объяснить, что делать нельзя и почему. Их просто жестко наказывали за непослушание, лишая возможности выразить себя и научиться отвечать за свой выбор.
Этих лидеров лишили права на собственную ценность, на право быть уникальным и на успех. Их базовым образом мышления стало ощущение угрозы их свободе и бунт против авторитарной родительской фигуры. Тени из прошлого преследуют их всю жизнь, заставляя видеть угрозу не только в законах, а даже в ограничениях, продиктованных простым здравым смыслом.
Они всегда ищут риска, ходят по краю, но это их бодрит и помогает разряжать гнетущее внутреннее напряжение. Во взрослой жизни у них не получается полностью реализовать свой лидерский дар, за что они никак не могут простить родителей и учителей. Вся их жизнь пропитана этой детской обидой, которая периодически разряжается неуправляемой яростью, приводящей к разрушению.
Деструктивность в детском возрасте
Психолог Альфред Адлер — первый, кто начал изучать деструктивное поведение у детей, и классифицировал возможные мотивы.
Борьба за власть
Каждый ребёнок стремится показать свою силу, и попробовать перетянуть на себя покрывало власти.
Некоторые делают это пассивно, и после слов мамы: «Сделай уроки» или «Помой посуду», просто не выполняют эти указания. Другие же сразу агрессивно показывают свою позицию: «Не хочу, не буду».
В такой ситуации родителям стоит объяснить, какие будут последствия невыполнения и непослушания. Пускай сын или дочка сами берут на себя ответственность (что это такое?) за свои поступки и решают, что делать.
Привлечение внимания
Если ребёнок постоянно дёргает родителей и дома, и на улице, и в магазине, а также достаёт учителей с частым выходом из класса во время урока или громкими разговорами, то это всё способы для привлечения внимания. Очевидно, что его не хватает.
Родителям стоит больше времени уделять своим детям. Не только, когда нужно их покритиковать, но и в позитивном ключе
А если ребёнок ноет: «Обрати внимание! Поиграй сейчас!», то стоит сказать: «Хорошо, через 10-15 минут, как освобожусь.», а не бежать сразу, чтобы это не стало механизмом для манипуляции
Месть
Если детям не нравится, как к ним относятся, они будут мстить самыми различными способами: обзывательствами, обманом, воровством, разрисовкой стен или любимой книги мамы, могут даже ударить.
В таких ситуациях лучше обратиться к психотерапевту. Скорее всего, родители не могут наладить доверительные отношения, и сами выказывают первоначальную злость. Поэтому нужен специалист и взгляд со стороны.
Демонстрация несостоятельности
Ребёнок не верит в успешность выполнения заданий и указаний. Поэтому прогуливает школу и репетиторов, не хочет выходить к доске и устраивает на этой почве скандал, врёт.
Скорее всего, причина в постоянной критике и авторитарном методе воспитания, который нужно немедленно сменить
Нужно поддерживать таких детей во всех начинаниях, хвалить и уделять внимание при совместном времяпровождении
Деструктивное межличностное взаимодействие (асоциальное)
Деструктивное межличностное взаимодействие подразумевает использование методов и форм деструктивного поведения. Цель такого взаимодействия состоит не в общении на равных, где главное – это достижение взаимопонимания, решение проблемы, выяснения ситуации и т.п.
Зачастую деструктивность взаимодействия является следствием мотивации лишь одного из участников, а не обоих сразу. Форма такого взаимодействия – конфликт, причины которого зачастую непонятны стороне, вовлекаемой в процесс.
Задачи такого взаимодействия исходят из личных мотиваций конфликтной личности-разрушителя, которая не пытается найти компромисс, а видит общение или интеракцию как «поле боя» за утверждение своей правоты. Такое взаимодействие отличается:
- обилием оскорблений, иногда – наличием угроз;
- бессмысленностью общения;
- обращением к недостаткам собеседника;
- проецирование своих страхов или недостатков на другого;
- обесцениванием личности, пристыжением;
- постоянными сменами темы и «переводом стрелок» на собеседника;
- контролем со стороны другого или борьбой за установления контроля над собеседником;
- наличием сарказма и снисходительного или покровительственного тона, обидными шутками;
- применением физического насилия;
- активной жестикуляцией (в том числе, неприличной), повышенным тоном;
- постоянным перебиванием или игнорированием реплик (реакций) собеседника.
Наиболее сложные формы деструктивное взаимодействие обретает, когда обе личности стремятся к деструктивным паттернам поведения. Тогда само взаимодействие несет за собой невозможность появления любой продуктивной конструктивности. Такие собеседники обречены на взаимное непонимание, если хотя бы один из них не откажется от модели своего поведения.
Деструктивные акты могут использоваться личностью в качестве способа:
- Достижения какой-либо существенной цели.
- Снижения психологического стресса – осуществление разрядки.
- Исполнения потребностей в самоутверждения или самореализации.
Деструктивные люди часто просто хотят обратить на себя внимание, получить дозу общения или любого возможного взаимодействия. Однако, они могут даже не осознавать этого или не знать, как поступать иначе
Поэтому важна социализация таких личностей и обучение их иным формам взаимодействия.
Деструктивный культ
В качестве синонимов к деструктивному культу часто используют понятия деструктивная секта, и секта-убийца. Часто деструктивный культ применяется в качестве основы во многих сектах тоталитарного характера. В зарубежной юриспруденции к деструктивным относят крайние формы тоталитарных сект, своими действиями вынуждающие своих адептов совершать убийства и самоубийства, принуждающие к членовредительству.
На Западе подобное определение появилось достаточно давно – ещё в конце 19 века. В России же того времени данный термин не употреблялся ни официально, ни в публицистике, несмотря на наличие явно деструктивных сект.
Основными признаками деструктивного культа является осуществление мощного психологического давления на личность человека, полное подчинение его воли. В качестве элементов воздействия на психоэмоциональное состояние адепта могут использоваться самые различные способы и факторы – групповые эмоциональные богослужения; наркотики; секс; ограничение контактов с внешним миром. В Российской Федерации деятельность деструктивных сект преследуется законом.
Сожаления
Мы тратим на сожаления массу времени и энергии, уходящих просто в никуда. Считается, что одной из причин, по которой мы столь часто испытываем сожаление, в том, что где-то в глубине сознания у каждого из нас есть своя идеализированная версия самих себя, зачастую сильно отличающаяся от тех людей, какими мы являемся на самом деле.
Проще говоря, все мы думаем, что мы хорошие люди — хорошие на все 100%. И когда мы делаем что-то такое, что не соответствует наиболее позитивным аспектам нашего представления о себе, мы начинаем есть себя поедом, приходя к выводу, что подвели себя. Но стоит освободить себя из плена этих фальшивых идеалов и принять жизнь такой, какой она является на самом деле, мы тем самым освободимся от оков недостижимого «совершенства».
Так что примите свои изъяны, примите свою «темную сторону», в которой, вполне возможно, и кроются истоки вашей креативности. Примите тот факт, что в вас есть и хорошее, и плохое, и постарайтесь найти правильный баланс между одним и другим.
Резюме
Деструктивная модель поведения свойственна всем, но проявляется она в сложный момент жизни, когда человек попадает в воронку эмоциональной и психологической нестабильности. За любым разрушающим действием стоит определенная причина, которая и является спусковым крючком.
Современное развитие мира приносит не только пользу, но и способно пагубно воздействовать на неокрепшую психику подростков, отсюда необдуманные безнравственные поступки или, что еще хуже, преступления. Основные нормы и правила жизни закладываются еще в детстве семьей.
Особенное внимание профилактике и деструктивного поведения должно уделяться в школе. Учителя тоже должны участвовать в воспитании детей, в формировании понимания того, что плохо, а что хорошо
Только при комплексном подходе к работе с детьми и подростками можно избежать серьезных последствий внутренних переживаний ребенка.
Помните, что родители подают пример своим детям. Они копируют их поведение, привычки, поэтому очень многое зависит от климата в доме. Уделяйте достаточно времени своему ребенку, беседуйте с ним на серьезные и отвлеченные темы, создавайте атмосферу доверия и взаимопонимания, интересуйтесь его жизнью, незамедлительно реагируйте на внезапную смену настроения и поведения. Это несложно, главное помните: профилактика должна быть своевременной, проще предугадать сложную ситуацию, чем оправляться от ее последствий.
Желаем вам удачи!
Мы рассказали вам о том, что такое деструктивное поведение, в чем его причины, и поделились основными методами профилактики. И теперь просим вас ответить на вопрос:
Теории фрустрации
Вопрос фрустрации до сих пор изучен не до конца. Предлагаю ознакомиться с наиболее популярными теориями, называющими основную защитную реакцию, сопровождающую фрустрацию.
Фрустрация – агрессия
Теория Д. Долларда. Согласно автору, если человек проявляет агрессию, то можно предположить о его фрустрации. Чем сильнее стремление к недостижимой цели, тем сильнее агрессия. Фрустрация тем сильнее, чем чаще повторяется и чем ниже толерантность к ней.
Фрустрация – регрессия
Теория К. Левина, Р. Баркера и Т. Дембо. Основной защитный механизм – регрессия, то есть личность воспроизводит ранее усвоенные модели поведения (откат к предшествующим возрастным периодам). Часто этот механизм сочетается с другими.
Фрустрация – фиксация
Теория Н. Майера. Активность человека теряет цель. Поведение становится бесцельным и повторяющимся
То есть человек фиксирует внимание на чем-то узком и не относящемся к цели, зацикливается на не относящихся к фрустрации вещах
Прочие понятия деструктивности
В информатике имеется понятие деструктивный вирус. Под ним подразумевается компьютерный вирус, способный внедряться в чужие компьютеры, уничтожая данные, разрушая программное обеспечение и операционную систему. В медицине термин биологическая деструкция означает разрушение клеток и тканей организма в результате некоторых патогенных процессов, например, некроза, или после смерти.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.
destructifdestructio
Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.
фр.нем.<лат.противоп.конструктивныйДеструктивные силы обществаДеструктивное решениеДеструктивность
Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.
Синонимы
Смотреть что такое «ДЕСТРУКТИВНЫЙ» в других словарях:
-
ДЕСТРУКТИВНЫЙ — ДЕСТРУКТИВНЫЙ, ДЕСТРУКЦИЯ (от лат. destructio разрушение). Деструктивный сопровождающийся лишением структуры, термин, часто употребляющийся в патологии для обозначения различных (дегенеративных, некробиотических, воспалительных, неопластических)… … Большая медицинская энциклопедия
-
деструктивный — см. разрушительный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. деструктивный прил., кол во синонимов: 4 … Словарь синонимов
-
деструктивный — ая, ое. destructif adj., нем. destruktiv <лат. destuctivus. Разрушительный, ведущий к разрушению чего н.; неплодотворный; противоп. конструктивный. Деструктивные силы общества. Крысин 1998. Невзирая на леденящие ветры и деструктивные призывы.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
-
ДЕСТРУКТИВНЫЙ — ДЕСТРУКТИВНЫЙ, ДЕСТРУКЦИЯ (нёбной) поверхности альвеолярного отростка верхней челюсти тянутся по краю твердого нёба к мягкому нёбу и затем вниз по боковой стенке глотки к глубоким шейным лимф, железам (lymphoglandulae cer vicales profundae… … Большая медицинская энциклопедия
-
деструктивный — (лат. destnictivus) разрушительный, нарушающий нормальную структуру чего либо … Большой медицинский словарь
-
деструктивный — прил. 1. соотн. с сущ. деструкция, связанный с ним 2. Ведущий к деструкции; неплодотворный, разрушительный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
деструктивный — деструктивный, деструктивная, деструктивное, деструктивные, деструктивного, деструктивной, деструктивного, деструктивных, деструктивному, деструктивной, деструктивному, деструктивным, деструктивный, деструктивную, деструктивное, деструктивные,… … Формы слов
-
деструктивный — деструкт ивный; кратк. форма вен, вна … Русский орфографический словарь
-
деструктивный — кр.ф. деструкти/вен, деструкти/вна, вно, вны; деструкти/внее … Орфографический словарь русского языка
-
деструктивный — , ая, ое; вен, вна, вно Ведущий к разрушению чего л.; неплодотворный. Деструктивные силы общества. Деструктивная позиция. Деструктивные переговоры. Синонимы: беспредме/тный, бессодержа/тельный, па/губный, пусто/й, разруши/тельный … Популярный словарь русского языка
Книги
- Магия бессмертия Главный барьер, Сервест Б.. В своей книге Сервест Бурислав, автор многочисленных книг по эзотерике, затрагивает вечную тему бессмертия, её магической силы. В книге ведётся размышление о том, что такое знание, о его роли… Подробнее Купить за 751 руб
- Маноратха, Ушаков Владимир Сергеевич. Близкое будущее. Ученые бьют тревогу: общество стремительно деградирует, и требуется немедленно остановить деструктивный процесс. Неясно, следствие ли это игр политиков или поиски пути к… Подробнее Купить за 397 руб
- Бойся, я с тобой. Страшная книга о роковых и неотразимых. Часть вторая: и это все о них, Таня Танк. Вы прочитали первый том этой трилогии и поняли, что рядом с вами – деструктивный человек. Но вопросов по-прежнему много. Откуда он такой взялся? Ведает ли он, что творит? Какую душу таит под… Подробнее Купить за 299 рубаудиокнига
- https://onona.online/psihologiya/destruktivnost
- https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/destruktivnyj-ehto-kakoj-destruktivnoe-povedenie.html
- https://ru.m.wiktionary.org/wiki/деструктивный
- https://fin-gazeta.ru/chto-znachit-slovo-destruktivnyj/
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/9772/деструктивный
Реакционная основа хаоса действий
Определенные типы ответов характерны для дезорганизованных детей.
Для детей младшего возраста это:
- быть против. Бывает, когда что-то навязывают, ограничение активности. Агрессивные протесты проявляются в агрессии, грубости, порче имущества. Пассивный — враждебность, намеренное молчание, попытки самоубийства, голодание, бегство из дома. Физиологические признаки – энурез, расстройства пищеварения, сухой кашель;
- Отторжение – это реакция на неудовлетворенность ребенка безопасностью и общением. Проявления: Отсутствие активности, желание общаться, отсутствие эмоций нет ответа. Отсутствие стремления к игровой деятельности. Ничто не весело, они не могут наслаждаться сладостями, любимыми игрушками;
- Мимикрия – подражание отрицательным чертам авторитетных лиц. У детей развиваются вредные привычки и антиобщественная деятельность;
- Компенсация — Неудачу в одном виде деятельности малыш компенсирует достижением в другом. Компенсация за неудачи в воспитательной деятельности, такие как хулиганство, воровство и т.д. Страх, страх заменяет издевательства над другими детьми, экстремальный автомобиль, езда на мотоцикле.
Ответ подростка:
- Освобождение – сопротивление правилам, установленным взрослыми, отказ от помощи, игнорирование советов, подсказок;
- Группировка — создание антисоциальных групп;
- Хобби – призваны удовлетворить интерес к какой-либо деятельности. Пасьянс или другие игры на деньги, лидерство — лидерство (бандитская организация) ситуации встречают волнение. Но даже если увлечения активные (спорт, искусство, красота), они могут нарушать правила допустимого поведения. Они провоцируют отказ от учебы, совершают противоправные действия, заводят неприемлемые знакомства, пренебрегают близкими, совершают опасные для жизни поступки.
Деструктивность – как избавиться?
После того как некоторые люди узнают, что это за понятие деструкция, они начинают понимать некоторые симптомы ее проявления в себе или у своих близких. Для их искоренения психологи рекомендуют:
- Проработать страхи неполноценности и полюбить себя. Это можно делать как самостоятельно, так и со специалистом.
- Развивать в себе альтруизм и способность к эмпатии.
- Научиться развивать собственную значимость за счет улучшения себя, а не унижения других.
- Обучиться техникам экологичного избавления от накопленной агрессии.
- Проявлять себя в творчестве, в котором можно цивилизованно выплескивать свои эмоции.
Что такое деструкция?
Это понятие применяется во многих научных дисциплинах и означает разрушение, нарушение целостности или структуры, уничтожение. В психологии деструкция – это отторжение общепризнанных норм и моральных ценностей, носящее разрушительный характер для индивида. Причем такое поведение затрагивает все сферы жизни человека – его здоровье, отношения с близкими людьми, коммуникации с социумом.
Деструктивный человек всячески демонстрирует свое пренебрежение сложившимся в обществе нормам, традициям и укладам. Старается действиями или словами выразить протест. Психологи утверждают, что на такую модель поведения способна большая часть человечества, однако проявляется она в особо тяжелые и переломные жизненные моменты. Вот почему этим термином чаще апеллируют при изучении психологии подростков.
Этапы фрустрации
Фрустрация проявляется в несколько этапов. Для каждого из них характерны свои особенности поведения личности:
- На первом этапе поведение организовано и мотивосообразное.
- Человек начинает утрачивать самоконтроль. Произвольность слабеет, но еще не пропадает совсем. Теплится надежда на разрешение ситуации. Поведение мотивосообразное, но не целенаправленное (неорганизованное).
- На третьем этапе полностью утрачивается связь мотива и поведения. Отдельные действия еще наделены целью, но она не связана с первым мотивом (поведение не для чего-то, а вследствие чего-то).
- Четвертый этап характеризуется полной утратой самоконтроля. Личность даже не осознает бессмысленность, дезорганизованность и немотивированность собственного поведения.
Виды деструктивного поведения
Деструктивное поведение в психологии это стремление к совершению действий, направленных на повреждение чего-либо. Эти действия могут иметь разный характер. Один из самых распространенных видов такого поведения – это деструктивный разговор (стремление всеми способами обидеть, унизить, морально уничтожить собеседника). Специалисты выделяют несколько групп деструктивных тенденций:
- Разрушение себя самого;
- Моральное уничтожение других людей;
- Разрушение окружающего мира;
- Полное пренебрежение социальными нормами и установками.
Интенсивность стремления к разрушению не зависит от возраста. Эта тенденция одинаково часто встречается у молодежи и людей старшего возраста. Мужчины более склонны к такому поведению, по сравнению с представительницами слабого пола. Негативное отношение к окружающему миру часто развивается под влиянием стресса или экзистенциального кризиса, профессионального выгорания. Тяга к деструкции может быть вызвана потерей работы, смертью близкого родственника или другой серьезной психологической травмой. Холерики более склонны к разрушительному поведению, направленному вовне. Меланхолики чаще демонстрируют тенденцию к автодеструкции.
Общаться с человеком, открыто демонстрирующим желание морально уничтожать окружающих и склонному к конфликтам, сложно. По возможности, лучше свести общение к минимуму. Если это невозможно (например, деструктивной личностью является непосредственный руководитель), нужно использовать различные методы психологической защиты от проявляемой агрессии.
Вандализм и алкоголизм молодежи – типичное проявление опасных наклонностей к разрушению
Внимание! Крайней формой деструкции является убийство, крайней формой автодеструкции (саморазрушения) – суицид. Известно, что разрушительное поведение молодежи и подростков часто связано с тем, что они смотрят по телевидению и видят в компьютерных играх
Особую опасность для молодых умов представляет японская видеопродукция, так как для японской культуры характерно подсознательное стремление к деструкции.
Деструктивное поведение
Учитывая их неполную гендерную идентичность и непреднамеренное повышение либидо, подростки могут легко поддаться сексуальному саботажу. Обычно пубертатная перверсия определяется как ускоренное или замедленное половое созревание.
Дети с задержкой полового развития часто становятся жертвами сексуальных извращений. Они ненадежны, медлительны, неуклюжи и несобраны.
Подростки с ускоренным половым развитием сварливы, агрессивны и жестоки до садистских наклонностей. Страдает расстройством либидо. Чаще всего отмечают:
- Визионерский – скрытый от людей, смотрящих на обнаженное тело;
- Эксгибиционист — разоблачение на публике;
- жестокое обращение с ребенком;
- сексуально манипулировать животными;
- массовая мастурбация;
- Эротические фантазии, рассуждения о мастурбации;
- Половое влечение к моче и фекалиям.
Половые отклонения — это сексуальные прикосновения, прикосновения — взаимные ласки без половых отношений, возникающие до полового созревания, беспорядочные половые связи в подростковом возрасте — обширные половые связи с разными партнерами.
Сексуальные извращения проявляются как подростковый гомосексуальность, который носит ситуативный характер. Возможно в закрытых однополых учебных заведениях.
Во взрослом возрасте при достаточном количестве секса извращение уходит. В противном случае они будут существовать вечно.
Деструктивный подросток
В подростковом возрасте чаще подвержены деструктивному поведению те, у кого:
- повышенная тревожность;
- зацикленность на негативных моментах;
- депрессивное расстройство;
- повышенное чувство вины за проблемы близких;
- соматическое или психическое заболевания.
Возможные причины:
Конфликты с друзьями и одноклассниками. Могут быть связаны с тем, что ребёнок не успевает в развитии за другими, или учитель открыто его недолюбливает. Или подросток очень тихий и застенчивый, отличается своим мировоззрением (что это такое?). Из-за этого снижается самооценка и способность противостоять стрессам.
Проблемы в семье. Не все родители могут поддерживать между собой теплые и искренние отношения. Поэтому часто прибегают к разводу, грубому общению между собой, длительным молчаниям.
Несчастная любовь. В подростковом возрасте люди очень сильно влюбляются и ныряют в это новое чувство с головой. Поэтому, если разбивают сердце, то воспринимают это очень драматично. А после этого направляют агрессию на себя или других людей.
Страх одиночества
Детям важно быть частью какой-то небольшой социальной группы. Поэтому, если не удалось быть признанным в определённом круге общения, это может вызвать деструктивное поведение.
Подражание кумирам
Звёзды часто ведут себя грубо и свысока по отношению к другим. Дети видят, как они разбивают инструменты на сцене, выкидывают телевизор из окна отеля. Подростки не имеют сформированное критическое мышление, и хотят быть похожими на них.
В таких ситуациях стоит воспитывать в детях позитивный взгляд на мир, вовлекать в полезные виды деятельности.
А также родители должны настроить доверительный контакт, чтобы взрослеющие личности могли им довериться, попросить о помощи и знать, что они будут услышаны.
История изучения деструктивности
В теории З.Фрейда о силах, которые движут каждой личностью, значительное место занимает инстинкт смерти.
Он обозначает то, что человек стремится к первичному неживому состоянию с помощью деструктивного поведения.
К.Лоренц, как и Фрейд, считает, что агрессия заложена в инстинктивном механизме. Она способствует адаптации (что это?), приспособлению к различным условиям. А также выживанию среди других индивидов, занимая свою позицию в социальной иерархии.
А.Басс даёт определение:
«Агрессия – это реакция, которая приносит боль организму, на которого она специально направлена».
Это один из видов поведения для достижения цели. Часто смысл агрессии заключается в том, чтобы заставить другого человека что-то сделать – вид манипуляции (это что такое?).
Ф.Аллан считает, что это просто способ собрать свои силы, дабы противостоять внешним факторам. Л.Бендер говорит, что люди используют деструктивность, чтобы приблизиться или отдалиться от человека, ситуации.
Другие точки зрения на деструктивное поведение:
- естественный рефлекс человека;
- реакция на психический или физический дискомфорт;
- драйв и запал, который приносит удовольствие, несмотря на весь негатив;
- результат фрустрация (что это такое?) – при невозможности удовлетворить свои потребности или решить проблему.
https://youtube.com/watch?v=SS71GaWsGeM
Определение деструктивного характера
Деструкция это в психологии стремление личности нарушить свою цельную природу, нанести вред себе или окружающим. Это состояние, которое может нанести большой вред психике человека, потому что:
- Деструкция неизменно приводит к проблемам с физическим здоровьем;
- Человек, сосредоточенный на разрушении, не может позитивно мыслить и конструктивно общаться;
- Саморазрушение приводит к постепенной физической и моральной деградации личности;
- Если человек не способен созидать, он не может реализовать свой духовный потенциал, это ведет к быстрому истощению внутренних ресурсов.
Определение деструктивного состояния звучит как желание человека нарушить внутреннюю гармонию в себе самом и окружающем мире. Склонность к разрушению зависит от уровня развития деструктивных черт характера: у кого-то они ярко выражены, у кого-то почти отсутствуют («люди-созидатели»).
Стремление к деструкции, уничтожению может быть направлено внутрь или наружу, во внешний мир. В первом случае человек представляет опасность для себя самого, во втором – для общества. Оба варианта разрушительного поведения нуждаются в своевременной психологической коррекции. Деструктивный характер значительно затрудняет общение и конструктивное взаимодействие с окружающим миром, поэтому такие люди часто чувствуют себя одинокими, значит, страдают от вынужденной социальной изоляции.
Склонность к нарушению внутреннего баланса есть у всех, но бывает выражена в разной степени
Зависть – недооценка собственных достижений
Вряд ли, кто-то будет спорить, что зависть – это очень нехорошее чувство, с которым нужно бороться. Попытки разделить ее на белую и черную – всего-навсего нежелание принять данную эмоцию как факт.
Возникает зависть по двум причинам:
- вы не умеете радоваться достижениям и счастью других людей;
- вы сами себя недооцениваете, поэтому завидуете другим.
Когда вас поглощает такое чувство, вы перестаете быть искренними в отношениях, вам обидно, поэтому хочется сделать что-то плохое, как бы отомстить тому, кому вы завидуете. Вам кажется, что в вашей жизни нет того, чем стоит гордиться, поэтому вы бичуете себя мыслями о несостоятельности и укоряете близких тем, что они тоже не достигли значимости в вашей системе ценностей.
При ощущении зависти нужно просто проанализировать свою жизнь. Подумать, а лучше записать на листик, чего достигли вы, что делает вас уникальным, какими идеями, поступками и событиями вы можете гордиться.
Предположим, вам завидно, что подруга смогла построить замечательную карьеру и зарабатывает приличные деньги. А что есть у вас вместо успешной карьеры? Возможно, вы вышли замуж за любимого человека, воспитываете замечательного ребенка и состоялись как мама. Поверьте, ваша подруга тоже может вам в этом позавидовать, ведь счастье не заключается только в хорошем материальном положении. Оценивайте себя по достоинству и тогда не придется кому-то завидовать.