Развитие мышления

Применение в бытовой сфере

Отсутствие понятийного мышления в повседневной жизни способно создать множество трудностей для человека. Практическая деятельность того, кто не владеет таким видом мышления, приобретает неорганизованный и неопределенный характер.

Ярким примером может послужить фраза «Сидоров находится в отпуске». Если толковать слово «отпуск» как любое отсутствие сотрудника на рабочем месте, то сразу же возникает определенная путаница и введение в заблуждение. Другой наглядной иллюстрацией необходимости наличия понятийной формы мышления в бытовой сфере может послужить обычный просмотр спортивного соревнования по телевизору. Как правило, в передаче используются понятия «призер», «участник», «победитель». Без конкретного и четко закрепленного смысла всех этих терминов просмотр соревнования лишен всякой смысловой нагрузки.

Как работает интуитивное мышление?

Некоторые люди имеют развитое интуитивное мышление. Они способны решать проблемы, не обдумывая их, не проводя логического и критического анализа ситуации. Ответ на поставленную задачу приходит к ним изнутри, из подсознания.

В ходе интуитивного мышления задействованы подсознательные процессы. Оно работает автоматически в привычных для человека ситуациях. Например, во время вождения машины, человек все операции выполняет неосознанно: он не думает о том, в какую сторону повернуть руль, как переключить передачу и когда нажать на педаль тормоза. Все это происходит автоматически, потому что человек уже имеет опыт вождения.

Также происходит в любой деятельности, в которой человек хорошо разбирается и имеет опыт. Рабочий за станком тоже не раздумывает над каждым своим действием, он выполняет их автоматически. Опытный доктор может диагностировать распространенное заболевание без всяких анализов, только взглянув на больного.

Чтобы достичь такого уровня в любой профессии, психологи рекомендуют осознанно подходить к освоению нового вида деятельности. Необходимо каждый шаг делать медленно, обдумывая и запоминая все детали, по много раз прорабатывая каждое действие. Постепенно навыки переместятся на уровень подсознания, и в дальнейшем человек сможет выполнять их автоматически.

Этапы развития мышления

Сложность процесса формирования высшей мыслительной деятельности помогла человеку развить многие виды мышления в психологии. Таблица содержит шаги развития мышления.

Допонятийный этап

Понятийный (абстрактный) этап

Основная роль в процессе мышления отведена памяти. Мышление ребенка с единичными суждениями о предметах, обобщение со знакомыми объектами. Суждения основаны на сходстве и примерах. Поэтому воспитание детей может быть эффективным только на примерах.

Абстрактное мышление постепенно сменяет допонятийное, если ребенок развивается правильно. В таком случае он начинает оперировать понятиями. Смена допонятийного мышления на понятийное осуществляется не сразу, а поэтапно. Первые зачатки появляются у двухлетних детей, а развитие совершенной понятийной мыслительной деятельности завершается в юношеском возрасте.

Бессознательная мыслительная деятельность

Мышление – это не только уровень сознания, но и бессознательная сфера. Взаимодействия этих сфер и переходы мышления из первого состояния во второе и наоборот достаточно сложны.

В результате взаимодействия сознания и бессознательного всегда приходит решение задачи

Для этого важно развивать целенаправленность мышления. Решение иногда приходит и как побочный продукт главной цели

Взаимодействие осознанного и неосознанного – это связь прямого и побочного продуктов мыслительных действий. Неосознанное так же влияет на человека и его действия, хотя и не остается в сознании, не выражается через речь. Побочный (неосознанный) результат мышления образуется под влиянием тех же образов, явлений, но он не является важным для достижения цели.

Виды мышления

В генетической психологии  выделяются следующие виды мышления: 

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Наглядно — действенное мышление выражается в решении задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Данной формой мышления обладают дети до трех лет. Ребенок сравнивает предметы, накладывая или приставляя их друг к другу; синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету и т.д. Так ребенок мыслит с помощью действий. Движение рук опережает мышление, поэтому его называют ручным.
У взрослых данный тип мышления проявляется, когда они, например, делают работу по дому, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой. Такое мышление возможно тогда, когда нельзя полностью предусмотреть результаты какого-либо действия.

Наглядно – образное мышление обладает следующими характеристиками:

  • помогает анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах;
  • воссоздает все многообразие различных характеристик предмета;
  • практически неотделимо от воображения.

Наглядно-образное мышление проявляется у детей дошкольного возраста от четырех до семи лет. Действие в данном типе мышления отходит на второй план, ребенку не обязательно трогать предмет руками, ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. 
Характерной особенностью мышления ребенка является наглядность.
У взрослых наглядно-образное мышление проявляется, например, при ремонте квартиры. Человек заранее может представить, как будут выглядеть обои, цвет потолка и т.д. 

Словесно-логическое мышление – это абстрактное мышление, для которого характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). 
С помощью данного вида мышления индивид устанавливает  общие закономерности развития процессов в природе и обществе, обобщает наглядный материал.

Мышление включает в себя следующие виды операций:

  • Сравнение – сопоставление вещей, явлений и их свойств, выделение сходств и различий;
  • Анализ — мысленное расчленение вещи или явления для выделения составляющих элементов; 
  • Синтез — процесс, обратный анализу, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения; 
  • Абстракция — выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления;
  • Обобщение (генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. 

Словесно-логическое мышление имеет свой алгоритм. Сначала человек рассматривает одно суждение, потом добавляет к нему другое и на их основе делает логическое умозаключение.Например:

  • 1-е суждение: все металлы проводят электричество. 
  • 2-е суждение: железо — это металл.
  • Умозаключение: железо проводит электричество.

Словестно — логическое мышление является высшей формой мышления, с его помощью человек может отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Дети – гении нестандартных решений

Творческие способности ребёнка не нужно развивать

Важно другое – не загубить их. Ни аналитика, ни логика не присутствуют в детских поступках и решениях, их ответы на каверзные вопросы чаще всего искренние и прямые, но каждый из них – истина и креатив чистейшей воды

Как устроен механизм детского восприятия? Приходя в мир, маленький человек бесконечно и постоянно познает все окружающее его пространство. Огромное количество информации для новорожденного и темпы развития мозга в течение нескольких лет охватывают одновременно все области жизнедеятельности. Развивающееся наглядно-образное и наглядно-действенное мышление – это неминуемые процессы самосознания и познания окружающего мира. Психологи считают, что детское нестандартное мышление до четырех лет имеет наглядно-действенный тип (когда ребенок ломает игрушку, чтобы узнать, что внутри, почему она лёгкая или мягкая), а после четырех, когда малыш становится личностью и может предположить, что издает шум внутри автомобиля или пылесоса, начинает развиваться наглядно-образное мышление.

Формы мыслительной деятельности

Психологи выделяют три основных формы:

  • понятие,
  • суждение,
  • умозаключение.

Понятие отражает основные признаки предмета, существует как значение слова. Оно абстрактно, обобщенно: мы не можем увидеть кошку вообще, не можем услышать звук вообще, не можем попробовать вкус вообще. Понятие невозможно ухватить органами чувств, но представить – можно.

Суждение отражает отношения между предметами действительности, их свойствами. Оно содержит утверждение или отрицания какого-то размышления о предмете и его признаках. Суждение раскрывает суть понятия. Понимать какое-либо явление — значит быть готовым высказать о нем правильное суждение. Например, возьмем понятие «металл». «Все металлы проводят электричество» — верное суждение о нем.

Умозаключение умеет проанализировать несколько суждений и на их основе составить новое. К примеру, вернемся к понятию «металл». Первое суждение: «Серебро – это металл». Второе суждение: «Все металлы проводят электричество». Вывод: «Серебро проводит электричество».

Вот так связаны между собой формы мышления в психологии: одно вытекает из другого.

Инструменты понятийного мышления

Понятийное мышление не является врожденным. Оно нарабатывается в процессе взросления, более глубокого знакомства с окружающим миром, обретения нового опыта и знаний. Более того, его формирование требует определенного уровня развития и владения определенными инструментами когнитивного восприятия.

Основные инструменты понятийного мышления:

  1. Анализ – изучение составных частей или признаков предметов и явлений.
  2. Синтез – способность объединять части в целое.
  3. Сравнение – сопоставление явлений или событий между собой.
  4. Абстракция – выделение основных признаков и способность оперировать ими вне конкретной ситуации и безотносительно данного предмета в будущем.
  5. Обобщение – сведение разных понятий в единую категорию.
  6. Систематизация – сведение категорий в логическую систему.

Понятие как таковое имеет две особенности. С одной стороны, это итог некоего мыслительного процесса. С другой стороны, это начало и возможность нового мыслительного процесса, но уже на более высоком уровне. Чтобы лучше понять эти особенности, следует рассмотреть составные элементы понятийного мышления.

Процессы

Процесс мышления — это целенаправленный процесс оперирования понятиями и суждениями на получение результата. Процессу предшествует определенная ситуация (которая по умолчанию и будет условием задачи), далее следует сбор информации, ее анализ.

В конце цепочки человек приходит к умозаключению, которое подразумевает решение поставленной задачи и поиск выхода из сложившейся ситуации или прогнозирование различных вариантов развития событий.

Выделяется всего 4 стадии процесса, направленные на нахождение решения:

  1. подготовка;
  2. нахождение решения;
  3. вдохновение к его достижению;
  4. проверка результатов.

Весь процесс состоит из цепочки вытекающих друг из друга пунктов.

Начинается процесс с мотивации характеризующейся желанием найти решение. Далее следует сбор информации (исходных данных) их оценка и умозаключение.

Приемы мышления:

  1. анализ — это мысленное «разложение по полочкам». Анализ представляет разложение проблемы на составляющие и вычленение основ;
  2. синтез — это процесс объединения частей в единое целое по определенным признакам. Мысленно устанавливается отношение каждой составляющей к целому. Синтез является противоположностью анализа и представлен обобщением имеющихся деталей в единое целое;
  3. сравнение — это процесс выявления сходства предметов и явлений между собой и их отличий;
  4. классификация представляет разбивку по пунктам формируя определенные классы и подклассы;
  5. обобщение — это выявление общего среди различных предметов или явлений и определение выявленного в одну группу. Обобщение может быть простым (по одному признаку или свойству) или сложным по разным составляющим;
  6. конкретизация позволяет определить суть явления или предмету;
  7. абстрагирование — это противоположность конкретизации, когда создается отвлеченный образ в ходе процесса. На развитие абстрактного восприятия влияют упражнения, требующие творческого подхода.

Способы развития мышления известны психологам, неврологам и педагогам. Приемы включают решение задач, игры, обучение смотреть под разным углом, тренировку образного и интуитивного мышления через творчество

В развитии важно учитывать индивидуальные особенности мышления

Человеку с выраженной склонностью к фантазиям следует больше уделить внимания развитию творческого и неординарного подхода в процессе обработки информации. Напротив, при обладании точности и последовательности следует уделить больше внимания именно в данном направлении.

Как развивается наглядно действенное мышление у дошкольников

Поддержать развитие наглядно действенного и образного мышления у дошкольников просто: ключевая цель родителей — не препятствовать демонтажу или «модернизации» предметов. Единственным ограничением выступают меры безопасности. Материалы должны быть максимально безвредны для младшего дошкольника.

Например, если дошкольник делал первые попытки рисовать карандашом, то при виде цветных мелков он не представит их назначение без предварительных проб.

Особенно эффективно формировать запоминание образов при помощи льющихся и сыпучих материалов. Ребенок пересыпает из руки в руку песок, делает горки из крупы, переливает воду. Постоянные прикосновения позволяют ему сначала определить, а потом запомнить, что, если песочек как следует смять, то получится куличик.

Если подытожить сказанное, то основной принцип развития подобной формы мыслительного процесса выражается в повторяющихся действиях, ведущих к одинаковому итогу: картинке, собранной игрушке, вылепленной фигурке.

Так возникает первое представления о конкретных предметах и жизненный опыт, который закладывает основу для развития мыслительных форм.

Классификация мышления и мыслительного процесса

Мышление можно разделить на 3 вида:

  1. Наглядно-действительное;
  2. Наглядно-образное;
  3. Словесно-логическое.

1. Данный мыслительный процесс отвечает за реальное преобразование во взаимодействии с предметами и опирается на их восприятие.

2. Мышление, которое опирается на образы. Функции:

  • представление ситуации;
  • представление каких-либо изменений;
  • воображение того, что человек, хочет в действительности;
  • становление невозможных сочетаний предметов, свойств.

Ситуация преобразуется только в образ.

3. Мышление заключается в использовании логики и понятий. Формы:

  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения:
  • дедуктивные;
  • индуктивные.

Мышление можно разделить на два уровня:

  • рассудок (здравый смысл; повседневное мышление; способность ясно рассуждать, логически выстраивать мыли, кодировать факты);
  • разум (высший уровень познания теории, способность понимать сущность вещей, законы, противоречия).

Также мышление бывает:

  • теоретическим/практическим;
  • интуитивным/аналитическим;
  • реалистическим/аутистическим;
  • продуктивным/репродуктивным.

Мышление решает задачи с помощью большого количества различных операций:

  • сравнение (сопоставление вещей, явлений, свойств, при котором выявляют сходства и различия. Конечный результат – классификация вещей);
  • анализ (при помощи данной операции расчленяются предметы, явления, ситуации, чтобы выделить составляющее элемента. Результат – отделение существенных от несущественных связей);
  • синтез (противоположность анализу. Собирает в целое, находя необходимые связи и отношения);
  • абстракция;
  • обобщение.

Базовыми формами логики мыслительного процесса являются три аспекта: понятия, суждения, умозаключения.

Определение 2

Мыслительный процесс – особенность мышления, которая подразумевает процесс понимания исходной ситуации.

Классификация мыслительного процесса:

  • сознательный;
  • целенаправленный.

Формы мыслительного процесса:

  • понятия;
  • образы;
  • результат (переосмысление, моделирование суждений, решение проблемы и т.д.)

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Для того чтобы решить проблему, необходимо пройти четыре стадии:

  • подготовку;
  • вырабатывание и развитие решения;
  • вдохновение;
  • проверка действенности решения.

Рассмотрим структуру мыслительного процесса решения проблемы:

  1. Мотивация. Человеку необходим стимул, желание решить проблему.
  2. Анализ. На данном этапе оцениваются исходные сведения, каких не хватает, что в избыточном состоянии и т.д.
  3. Непосредственно поиск:
    • Основываясь на известный алгоритм (репродуктивное мышление).
    • На базе выбора оптимального решения из множества.
    • На базе комбинации.
    • Поиск нового решения на базе (за это отвечает творческое мышление):
      • углубленных рассуждений на основе логики (классификация; умозаключение и т.д.);
      • применения аналогов;
      • применения эвристических приемов;
      • применения эмпирического метода.

В случае неудачи у человека наступает отчаяние; уход из одной деятельности в другую; инкубационный период, где развитие действий может быть по следующим сценариям: генерирование новых идей; депрессия; озарение, вдохновение; инсайт; быстрое принятие решения (за это отвечает интуитивное мышление).

  1. Факторы, которые приводят к озарению:
    • максимальная погруженность в проблему;
    • вера в нахождение решения проблемы;
    • обладание большого количества информации по данной проблеме, наличие опыта;
    • высокая ассоциативная деятельность мозга (например, при температуре).
  2. Логика решения.
  3. Воплощение найденного решения.
  4. Проверка.
  5. Коррекция. Если это необходимо, то нужно вернуться в пункт два и пройти все этапы заново.

Понятие наглядно — действенного мышления

К примеру, краткий психологический словарь «Феникс» 1998 года, авторами которого являются Л. А. Карпенко, А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, дает вот какое определение: наглядно — действенное мышление — это один из видов мышления, характеризующий решение определенной задачи, но это происходит за счет физического изменения некой ситуации, другими словами, за счет реального преобразования. Ярким примером тому служит ребенок. У него наглядно — действенное мышление является первым этапом мышления (развития).

Другую характеристику наглядно — действенного мышления дает словарь практического психолога «Харвест», под издательством С.Ю. Головина 1998 год выпуска: данный вид мышления является особой формой мышления. Мы можем наблюдать как его элементарные свойства, так и более усложненные. Усложненной формой является создание некого внутреннего человеческого пространства, где взаимоотношения между субъектами достаточно схематизированы.

В.М. Гордон давал следующую характеристику наглядно- действенного мышления: его характерной особенностью является решение нестандартной задачи путем наблюдения за реальными объектами. А также их взаимного взаимодействия и различных материальных изменений, основным участником которых является сам субъект. На его взгляд, данный вид мышления это ничто иное, как самая простейшая форма мышления: элементарная форма его проявления.

Все эти определения, данные разными учеными, в чем-то отличаются друг от друга, однако, всех их объединяет одна характерная особенность: принятие решения задачи путем сознательного действия человека.

Наглядно — действенное мышление — мыслительная деятельность человека

Благодаря активизации мозговой активности, человек имеет возможность осознания окружающего мира и осуществления в нем неких действий. В сознании человека идет непрерывный процесс создания определенной модели мира. Стоит отметить, что в процессе этой деятельности головной мозг может принимать несколько форм. Именно они и характеризуются, как наглядно — действенное и образное.

Мыслительная деятельность еще с давних времен берет свое начало с наглядно — действенного мышления. Именно оно отвечает за решение задач практического характера. Например, с помощью него человек понимает что ему необходимо построить дом или приготовить обед.

В целом различают три основных вида:

  • наглядно — образное
  • наглядно — действенное
  • словесно — логическое

Ведущий вид мышления

Старший дошкольный возраст это период 5-6 лет. Уникальное время для малыша, который впитывает информацию, как губка. Ведущий вид мышления детей старшего дошкольного возраста – наглядно-образный, но уже начинает формироваться и логическое. Малыш становится способным работать с несложными схемами и таблицами, делать выводы, находить общее между предметами, может выбрать правильные ответы в сложных заданиях.

Музыкальное воспитание дошкольников

Дошкольник всё больше начинает мыслить, представляя объекты, ему уже не обязательно постоянно видеть то, что является предметом его размышлений. Мышление становится более гибким, пропадает рамка, которая раньше как будто препятствовала развитию. Появляются предпосылки объяснить то или иное явление, определить закономерности процесса.

Важно понимать. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) могут иметь более низкий интеллект по сравнению со сверстниками, поэтому от педагога и, в первую очередь, от родителей требуется приложение больших усилий в развитии мышления малыша

Любое нарушение в развитии, которое замечают родители, не должно остаться без внимания специалиста, который в результате обследования может указать на отсталость в развитии. Таким детям необходимы дополнительные занятия (ИЗО, ритмика, соленое тесто, конструирование), которые будут являться хорошим стимулом для развития.

Особенности образа мыслей

Их всего две, но они очень важны для различения способности мыслить с другими процессами (восприятия, например):

  1. Опосредованный характер.
    Что понимается под опосредованностью? Мышление – всегда косвенное познание: одни свойства посредством других, неизвестное с помощью известного. Опирается на данные, полученные эмпирическим путем, а также на ранее приобретенный опыт теоретических знаний.
  2. Обобщенность.
    Познание общего и сущностного в объектах реальности осуществляется благодаря тому, что все эти объекты связаны между собой. Общее проявляется через конкретное, не может существовать изолированно.

Почему важно развивать мышление?

Наглядно-действенное мышление является исходной точкой для формирования остальных форм интеллекта. Оно необходимо для самостоятельного существования индивида. Без него не обойтись в повседневной жизни.

Что является препятствием?

Важно. Формирование наглядно-действенного мышления естественный процесс для здорового ребенка

В силу природной пытливости и темперамента некоторые малыши сами проходят этот путь, другие нуждаются в проводниках-родителях, которые помогут, объяснят, покажут.

Больше об особенностях наглядно-действенного мышления у детей мы рассказывали тут.

Важно дать возможность изучать окружающий мир и процессы в нем происходящие. Но есть «особые» дети с нарушениями интеллекта, с которыми необходимо работать, путем многократных повторений каких-то действий

Упражнения, которые способствуют обретению навыков

Задача родителей не блокировать познавательную деятельность

Выбирайте многофункциональные игрушки, различного вида конструкторы, материалы для детского творчества. Дайте малышу возможность участвовать во всех домашних делах, используя бытовую технику и другие «взрослые вещи» под пристальным контролем, объясняйте, показывайте.

Поиграйте в сюжетно-ролевые игры. Попросите малыша:

  • покормить куклу;
  • покатать мишку;
  • искупать зайку.

Детям старшего возраста можно нарисовать фигуры на листке в клеточку и предложить ему их повторить.

Что касается взрослых, тренировать этот вид мыслительного процесса можно с помощью шахмат, пазлов, лепки. Также можно выполнять специальные упражнения, например:

  • Возьмите коробку спичек и составляйте из них фигуры.
  • Освойте оригами.
  • Нарисуйте на листке бумаги различные треугольник, круг, ромб. Затем, с помощью ножниц, вырежьте из каждой фигуры квадрат.

Упражнения для детей с нарушениями интеллекта

Игры и упражнения для детей с умственными нарушениями стоит разделить на несколько этапов:

  1. Обобщающий – формирование понятий о предметах окружающей среды.
  2. Ситуационный – знакомство с возможными проблемными ситуациями.
  3. Метод проб и ошибок.
  4. Определение причин.

Примеры игр:

  1. «Перевезем игрушки». Ребенку предлагают перевезти игрушки на машинке из одной части комнаты в другую. Демонстрируют машинку, предлагают испытать. После того уточняют, что без веревки возить неудобно. Привязывают веревку, и ребенок перевозит груз.
  2. «Гости». Педагог сообщает, что к детям пришли гости, показывает кукол. Уточняет, что гостей нужно напоить чаем, значит нужно найти стулья, стол, чашки. Когда дети все выставят, игра в чаепитие продолжается, при этом озвучиваются все действия и предметы.
  3. «Достань ключик». Ребенку вручают заводную игрушку, ключик вешают на стену, в пределах видимости должен находиться стул. Задача ребенка догадаться поставить стул, чтоб достать ключ. Педагог дает ребенку шанс самому сообразить, как можно поступить. Если не получается – подсказывает.
  4. «Достань камешки». На столе аквариум с камешками, а также ряд предметов – сачок, колечко, вилка крючок. Ребенку предлагают достать шарики, не замочив руки. Он может использовать любые предметы. В конце игры стоит уточнить, что удобнее всего оперировать сачком.

Формирование наглядно-действенного мышления — необходимый этап в развитии интеллекта человека. Благодаря ему человек способен осуществлять практическую деятельность в окружающей среде. Это первая ступень в развитии мышления человека, как высшей формы эволюции.

Мыслительные операции

Чтобы вы представляли, какой многогранный и сложный процесс – наше мышление, я перечислю некоторые его возможности. Даже самый мощный компьютер рядом с ним покажется детской игрушкой.

  1. Сравнение – выделение сходств и различий нескольких объектов. “Яблоко по форме похоже на персик, а по цвету – на грушу”.
  2. Анализ – расчленение объектов на составные части. “Стул состоит из ножек, сиденья и спинки”.
  3. Синтез – соединение воедино разрозненных элементов. “Палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек”.
  4. Индукция – выведение умозаключения от частного к общему. Распространение знаний об одном объекте на группу похожих. “Эта собака грызет кость, значит, собаки могут грызть кости”.
  5. Дедукция – противоположность индукции. Наделение объекта конкретными свойствами на основании принадлежности его к какой-то группе. “Муравьи могут поднимать предметы тяжелее своего веса. Значит, этот конкретный муравей может поднять больше своего веса”.
  6. Комбинирование – поиск решений задачи на основе комбинации различных методов. Лежит в основе комбинаторного мышления. Применяется, например, при игре в шахматы.
  7. Дивергенция – поиск множества решений одной проблемы. Дивергентное мышление мы используем во время мозгового штурма.
  8. Конвергенция – поиск единственно верного решения на основе усвоенных алгоритмов. Применяется при решении задач, в которых может быть только один правильный ответ и получен он может быть только одним способом.

Это далеко не все возможности нашего мозга. Если хотите узнать больше, советую вам прочесть специальные книги по развитию мышления. Некоторые из них мы рассмотрим ближе к концу статьи.

Особенности понятийного мышления

По данным исследователей не более 20% взрослых людей действительно обладают понятийным мышлением. Интересно, что в подавляющем большинстве своем это люди, изучавшие технические и естественные науки, не гуманитарии. У педагогов, философов, психологов, юристов, политиков, как правило, понятийное мышление не слишком хорошо развито, но они обладают ценным даром умения подать свои мысли и идеи в красивом речевом оформлении.

Важно понимать, что сформировать понятийное мышление в быту только благодаря жизненному опыту не получится. Понятийные принципы, в основе которых формируются и выстраиваются от простого к сложному, как пирамида, базовые понятия, усваиваются только в процессе изучения естественных наук (физики, химии, биологии, математики)

Если ребенок в школе был не слишком прилежен в освоении этих наук, можно смело говорить, что понятийным мышлением он свой жизненный багаж уже не пополнит. В дальнейшей жизни он будет руководствоваться эмоциями и субъективными представлениями.

Считается, что общее снижение интеллектуального уровня населения напрямую связано с тем фактом, что процентное соотношение людей с понятийным мышлением снижается из года в год. Чем это чревато? Непредсказуемостью. Решения, которые принимаются на самом высоком уровне, программы и проекты не продуманы с необходимой детальностью, они не работают на перспективу, затухая после вялых попыток внедрить их в ту или иную сферу.

К сожалению, понятийное мышление подменить какими-то другими, такими же по важности, качествами, невозможно. Именно поэтому важно, чтобы ребенок школьного возраста развивался разносторонне, а родители следили за его успехами не только в гуманитарных, но и в таких важных (пусть и сложных) естественных науках

Значение естественных наук для развития понятийного мышления доказано

Следует отметить и один негативный нюанс понятийного мышления: обладающие им люди не способны принять быстрое решение в стрессовой ситуации. Им необходимо вникнуть в суть, выявить для себя причины происходящего, спрогнозировать и продумать каждый из возможных исходов. В условиях необходимости принятия быстрого решения такой человек может показаться тугодумом – нужно действовать, а ему «необходимо разобраться».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: