Что относится к индивидуальным особенностям мышления?

Гибкость и самостоятельность мышления

Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т. е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности.

Человек самостоятельного ума имеет свое мнение о предмете мысли, а если не имеет, то стремится его иметь и для этого изучает то, о чем думает. Самостоятельность и критичность мышления еще в большей степени, чем гибкость, зависят от разносторонности знаний человека и богатства его жизненного опыта.

Огромное влияние на развитие этого качества оказывает методика обучения детей в школе. Если ученика постоянно ставить в такие условия учения, при которых он преимущественно усваивает готовое и не добывает знания своим умом, то трудно ожидать развития самостоятельности и критичности его мышления.

Другие качества ума — глубина, широта и последовательность также имеют важное значение. Человек глубокого ума способен «доходить до корня», вникать в сущность предметов и явлений

Обычно такие люди вдумчивы и принципиальны.

Пара слов о понятии

Если опираться на определение, которое дает нам Википедия, то мышление – это психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.

У термина есть масса определений попроще.

В нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций, которая имеет мотив, цель, систему действий и контроль.

Исследовать данный феномен начали еще в античные времена. Философы и ученые рассматривали его не с точки зрения психологии, а с позиции философии и логики. Многие философы называли мышление сущностным свойством человека. Это ярко демонстрирует известное изречение Декарта: “Я мыслю, значит, я существую”.

Этот процесс связан с функционированием мозга. Однако способность человека мыслить тем или иным образом возникает в процессе жизненного опыта, культуры, норм языка, логики и других факторов.

Стадии развития мышления можно посмотреть в таблице.

Абстрактно-логический тип

Абстрактное мышление оперирует не только образами, но и отвлечёнными понятиями. Человек, у которого развился данный тип умственной деятельности, способен систематизировать информацию и целенаправленно её искать, планировать свои занятия. Считается высшей степенью развития мозговой деятельности, характерно только для человека.

Как и когда развивается, возможные нарушения развития

Начало формирования абстрактного мышления приходится на 5-7 лет. Поздний дошкольный и ранний школьный период. Полностью способность оперировать абстрактными понятиями формируется у подростков и сохраняется всю жизнь.

Признаки того, что у дошкольника начало развиваться логическое мышление:

  1. осмысленное использование отвлечённых понятий в речи,
  2. появление навыка подробного планирования своей деятельности,
  3. понимание причинно-следственных связей в действиях окружающих.

Все эти операции происходят без непосредственного контакта с предметами.

Нарушение мозговой деятельности проявляются в неспособности обобщать, выделять главное, понимать переносный смысл слов и выражений. Для выявления подобных расстройств используются тесты, в которых нужно интерпретировать пословицу или поговорку, выявить принципиальное сходство между разными объектами.

Особенности

Этот тип мышления пользуется сложными логическими операциями. У подростков и взрослых людей он основной. Благодаря ему человек способен планировать, ставить перед собой задачи и оценивать их выполнимость, давать оценку собственным действиям и действиям окружающих, делать выводы и учиться на основе собственного и чужого опыта

Характерно глубокое внимание к деталям, понимание контекста, низкая эмоциональная вовлечённость

Виды умозаключений

Человек может делать индуктивные и дедуктивные умозаключения. Индукция — это движение мысли от частного к общему. Дедуктивное умозаключение происходит от общего к частному. Дедукция дает возможность человеку получить знания о конкретном, индивидуальном на основе общих законов и правил. Например «Всякое общественно опасное деяние наказуемо. Преступление есть общественно опасное деяние. Дача взятки — преступление. Следовательно, дача взятки наказуема».

Силлогизм — тип дедуктивного умозаключения. Это логическая форма мышления, где две посылки общего и частного характера выводят новое суждение. Чтобы человеческая мыслительная деятельность происходила, необходимы и индуктивные, и дедуктивные логические формы. Именно с помощью этих форм мышление становится доказательным, убедительным, правильно отражающим объективную действительность.

Выделяются умозаключения по аналогии. Знания переносятся на другой предмет, менее изученный, но имеющий сходство по основным свойствам с изученным предметом.

Определение 3

Аналогия — это вывод логического плана в направлении от частного к частному. Умозаключение по аналогии является одним из источников гипотез в науке.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Компоненты

В зависимости от конкретной задачи, которую нужно решить, а также характера информации, которую предстоит обработать, мы используем разные мыслительные операции. Их называют компонентами мышления.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Выделяют несколько компонентов:

Анализ. Это изучение предмета или явления путем разделения его на части.

Синтез. Обратное анализу понятие. Означает изучение чего-либо через соединение разрозненных частей в одно целое.

Сравнение. Сопоставление свойств разных предметов для поиска их сходств и различий.

Абстрагирование. Отвлечение в процессе познания от несущественных деталей с целью выделить важные признаки.

Конкретизация. Противоположное абстрагированию понятие

Человек в данном случае обращает свое внимание на частности, изучая их по отдельности.

Обобщение. Переход от частного к общему, т

е. объединение предметов и явлений путем выделения общих признаков и свойств.

Классификация. Распределение предметов или явлений на классы, группы, отделы по общим признакам.

Индивидуальные особенности мышления

Подобно другим психологическим процессам мыслительная деятельность у каждого человека индивидуальна. Выделим основные индивидуальные характеристики мыслительной деятельности.

Определение 4

Самостоятельность мышления — способность человека выдвигать задачи и находить решения самостоятельно.

Широта ума характеризуется познаниями человека. Чем разнообразнее области познавательной деятельности, тем шире кругозор. Человек отличается любознательностью, разносторонними интересами.

Определение 5

Глубина ума — способность понять сущность сложных понятий, умение увидеть проблему, невидимую другими людьми. Человек испытывает потребность в понимании причин возникновения какого-то события или явления, прогнозирует их дальнейшее развитие.

Гибкость ума характеризуется свободным мышлением, человек не испытывает влияния прошлого опыта в решении новых задач. Он способен быстро менять свои действия, если меняется обстановка.

Определение 6

Быстрота ума — умение быстро и легко разобраться в незнакомой ситуации, принять верное решение.

Быстрый ум сопровождают богатые знания, высокая степень развития мыслительных навыков. Быстрота ума зависит от типа психической деятельности человека, подвижности нервных процессов.

Определение 7

Торопливость — это не быстрота ума, а всего лишь отсутствие упорства и усидчивости.

Определение 8

Критичность ума — способность человека давать оценку своим мыслям и мыслям других людей.

Человек с критическим складом ума тщательно проверяет все положения и выводы, не расценивает свои суждения, как абсолютные и неоспоримые.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Немного о мыслительном процессе

Мы познаем мир через ощущения и восприятия и только потом – посредством мышления. Функция последнего заключается в расширении рубежей познания через выход за границы чувствования. То есть, оно помогает путем умозаключений раскрыть то, чего мы не можем узнать, опираясь исключительно на восприятие.

Мышление прокладывает путь к знаниям, которые нельзя получить иным образом. Это процесс решения задач. Последние подразумевают вопросы, на которые нет прямых ответов. Они скрыты в исходных данных. Путем их преобразования посредством логики можно найти решение.

Еще мышление определяется, как процесс обобщенного познания действительности. То есть получение общей информации о ней происходит на уровне терминов.

Мыслительные задачи решают с помощью:

  • Анализа. Это умственная операция, посредством которой происходит разделение целого на составные части. С него начинается исследование.
  • Синтеза. Подразумевает мысленный и практический процесс объединения фрагментов в единую картину. Эта операция противоположна анализу, но они обе взаимодополняемые. Если информация по проблеме неясна, сначала требуется анализ.
  • Сравнения. Осуществляется сравнение объектов с целью нахождения общих черт и отличий.

Все люди индивидуальны и с разным мышлением.

Операции мышления. Индивидуальные особенности мышления

Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.

Анализ

– мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части.

Синтез

– мысленное объединение отдельных частей в единый целостный образ.

Сравнение

– мыслительная операция, благодаря которой происходит сопоставление предметов и явлений для обнаружения сходства и различия между ними. Абстракция – мыслительная операция, в процессе которой выделяются значимые, существенные свойства предметов и явлений, при этом отвлекаются от несущественных свойств. Обобщение – мыслительная операция, объединяющая явления и предметы по существенным, наиболее общим признакам. Конкретизация – мысленный переход от общих понятий, суждений к единичным, соответствующим общим. Наличие у человека выделенных мыслительных операций свидетельствует о хорошем уровне развития мышления.

Каждый человек отличается от другого разнообразными качествами мышления.

Подробнее остановимся на их рассмотрении.

Широта ума

– это способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей. О человеке, обладающем широтой ума, говорят, что у него широкий кругозор

Глубина ума

– умение человека разбираться в самой сущности вопроса.

Противоположным отрицательным качеством является поверхностность мышления, когда человек, обращая внимание на мелочи, не замечает главного, важного, существенного. Самостоятельность мышления

Самостоятельность мышления

– способность человека выдвигать и решать новые задачи без помощи других людей.

Гибкость мышления

– умение человека отказаться от выработанных ранее способов решения задач и нахождение более рациональных способов и приемов.

Противоположным отрицательным качеством является косность (стереотипность, ригидность) мышления, когда человек следует ранее найденным способам решения, несмотря на их непродуктивность.

Быстрота ума

– способность человека в короткий срок разобраться в поставленной задаче, найти эффективные пути решения, сделать правильные выводы. Часто наличие этого качества определяется особенностями функционирования нервной системы.

Про таких людей говорят – сообразительные, находчивые, смышленые.

Однако следует отличать быстроту мышления от торопливости, когда человек бросается решать задачу, до конца не обдумав ее, а выхватив лишь одну какую-то сторону.

Критичность ума

– способность человека давать объективную оценку себе и окружающим, всесторонне проверяя все существующие решения.

Примером критичности можно считать высказывание Сократа, который говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Таким образом, каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, характеризующими его мыслительную деятельность.

Различия в мыслительной деятельности

В чем проявляются индивидуальные различия в мыслительной деятельности? Одну из классификаций мышления и его различий у индивидов выдвигал Д. Гилфорд.

Он предположил, что таланты и умственные, интеллектуальные способности личности можно оценивать с позиции трех параметров:

Индивидуальные различия в мышлении зависят от степени развитости качеств мышления (самостоятельность, инициативность, гибкость и т.п.). Поведение зависит и от характера конкретного человека.

Например, индивид с ярко выраженными математическими способностями может вовсе не стать ученым или программистом, поскольку ленив, не любит напрягаться, не обладает усидчивостью, дисциплиной.

Личностные качества также оказывают влияние на мышление, поскольку благодаря определенному набору качеств, его можно как развить, так и ослабить (деградировав).

Если личность обладает целеустремленностью, настойчивостью, самодисциплиной и умением себя мотивировать, она сможет укреплять и открывать новые типы мышления (критическое, творческое, абстрактное).

И напротив, если данные качества отсутствуют, даже наделенный талантами человек, может загубить результаты.

Мышление людей отличается не только врожденными, унаследованными особенностями, но и индивидуальным развитием. Если вы хотите лучше других справляться с жизненными неурядицами, иметь пытливый подвижный ум — чаще тренируйте мышление.

Решайте логические задачки, рисуйте, выделяйте время на чтение, помогающее тренировать абстрактное и образное мышление.

Индивидуальные особенности мышления:

Наша интересная группа Вконтакте:

Мышление в психологии

Человек широкого ума способен охватить широкий круг вопросов, находить связи между, казалось бы, совершенно разобщенными явлениями. Обычно эти люди поражают необычайной эрудицией. Люди последовательного ума умеют строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.

Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путем настойчивой работы над собой. У каждого учителя имеются богатые возможности развивать высокую культуру мысли учащихся.

Он может находить разнообразные пути и средства, необходимые для формирования гибкости, самостоятельности, критичности, широты и последовательности мышления. Прежде всего он сам должен обладать этими качествами ума. Ученики, как правило, усваивают логику мысли, оригинальность, самостоятельность и критичность мышления того учителя, который увлекает их и постоянно учит их думать.

Индивидуальные особенности мышления

Очень часто общаясь с людьми, мы замечаем расхождения во взглядах и мнениях. Причин тому множество, но одной из самых распространённых являются индивидуальные особенности мышления. Кого-то раздражает грязь на улицах после растаявшего снега, а кто-то радуется ей, видя в этом наступление весны и приближающееся лето. То есть люди по-разному воспринимают и осмысливают информацию, отсюда и различия в умозаключениях. К индивидуальным особенностям мышления человека относятся и такие качества, как самостоятельность (способность решить обнаруженную новую проблему своими силами), оперативность (скорость нахождения верного решения) и гибкость мышления (способность менять намеченный план под влиянием ситуации). Но различия заключаются не только в разной степени выраженности этих качеств.

Индивидуальные особенности и типы мышления в психологии

В процессе познания мира человек получает чувственный опыт, обобщая свои наблюдения. Но для более полной картины требуется наличие взаимосвязи между логикой и чувственными наблюдениями. Исходя из этого, первой особенностью мышления называют его опосредованность, то есть осознание каких-либо неизвестных вещей через уже открытые истины. Второй особенностью считают обобщённость мышления, то есть способность мыслить категориями, полагаясь на опыт, а не рассматривать каждое явление как абсолютно новое.

Но стоит отметить, что в психологии выделяют несколько типов мышления, а потому и его индивидуальных особенностей при учёте частных случаев можно обнаружить гораздо больше. К примеру, в случае конкретно-действенного мышления характерной чертой будет наблюдательность, абстрактное мышление может похвастаться любовью к поиску закономерностей, а конкретно-образному свойственно стремление к поиску символов для выражения мыслей. Если же говорить о творческом мышлении, то исследователи склонны выделять 4 индивидуальные типологические особенности.

  1. Оригинальность суждений, необычность идей, постоянное стремление к новым мыслям.
  2. Семантическая гибкость – способность взглянуть на объект под новым углом, найти ему новое неожиданное применение.
  3. Образная адаптивная гибкость – умение изменить своё восприятие так, чтобы обнаружить скрытые от большинства людей стороны предмета.
  4. Семантическая спонтанная гибкость – способность генерировать идеи в ситуации с неопределённостью, без содержания маячков для этих решений.

Как видим, индивидуальные особенности мышления человека зависят от способа его восприятия и работы с информацией, поэтому строя разговор, стоит учитывать тип мышления собеседника.

Два уровня индивидуальных особенностей мышления человека

Индивидуальные особенности мышления человека в психологии анализируются на двух разных уровнях: индивида и личности.

Говоря о человеке как об индивиде, рассматривают определённые нейродинамические характеристики и процессы. Речь идёт о следующем:

  • Как соотносятся первая и вторая сигнальные системы и, соответственно, какой тип мышления, художественный или мыслительный, преобладает.
  • Как протекают нервные процессы: от их силы или слабости зависит скорость получения знаний, умственная работоспособность, чувствительность человека. От их активности или, напротив, инертности зависит и скорость мышления, и его гибкость или, напротив, затрудненность.

К личностным факторам мышления относятся.

1.Установка (операционная и смысловая).

Операционная — это готовность предпринимать какие-то шаги, при этом опираясь на предшествующий опыт и предполагая развитие событий с учётом существующих условий.

Смысловая – установка более высокого уровня. Она выполняет роль своеобразного фильтра, корректирующего операционные установки. Смысловые установки определяют содержание, темп развития, результативность деятельности личности в целом.

2.Мотивы. Они активизируют, структурируют мышление. Значимая мотивация придаёт мышлению ценный личный смысл.

3.Эмоции. Они помогают оценивать информацию, активизировать мышление, сокращать время поиска решения проблемы, генерировать новую информацию. выполняют четыре функции: оценочную, активизирующую, функцию эвристик (приёмов, сокращающих время поиска решения задачи), функцию генератора новой информации.

4.Личный прошлый опыт. Он сконцентрирован в знаниях человека и определяет особенности его мышления. Лишь хорошо структурированные знания превращают человека в интеллектуала и отличают его от дилетанта.

5.Социально-психологические факторы. Так, авторитарность педагогов и родителей порождает стереотипность мышления, отсутствие или низкий уровень креативности. Напротив, паритетность во взаимоотношениях создаёт предпосылки для самостоятельности, критичности, оригинальности мышления, способности учитывать позицию другого человека и, как следствие, для творческой продуктивности.

Стратегическое и тактическое мышление

Стратегическое мышление – это навык, благодаря которому можно добиться поставленных целей. Если при этом вы владеете специальными техниками, то обладаете стратегическим мышлением. В чем особенность данного типа мышления? Стратегия и тактика взаимосвязаны, так как тактика является частью стратегии. Другими словами, чтобы выполнить долгосрочную стратегическую цель необходимо сделать конкретные тактические действия, которые прозрачны и ведут к исполнению стратегических целей.

Стратегия зачастую является искусством, так как она всегда учитывает множество вариантов развития событий. Поэтому стратегическое мышление – это умение осуществить свои мысли и идеи при большом варианте исходов событий. Стратегия способствует возможности действовать более эффективно, а также развивает память и концентрацию.

Мышление человека нуждается в постоянном развитии. Ведь именно благодаря развитому мышлению мы можем правильно анализировать данные, логически рассуждать и делать грамотные умозаключения, понимать окружающий мир и людей, быстро реагировать на различные ситуации и принимать верные решения. У Викиум есть полезный курс «Развитие мышления». Он научит всему, что должен уметь человек, обладающий острым умом и способностью быстро и эффективно мыслить. Развитое мышление является определяющим фактором успеха в современном обществе.

Два уровня индивидуальных особенностей мышления человека

Индивидуальные особенности мышления человека в психологии анализируются на двух разных уровнях: индивида и личности.

Говоря о человеке как об индивиде, рассматривают определённые нейродинамические характеристики и процессы. Речь идёт о следующем:

  • Как соотносятся первая и вторая сигнальные системы и, соответственно, какой тип мышления, художественный или мыслительный, преобладает.
  • Как протекают нервные процессы: от их силы или слабости зависит скорость получения знаний, умственная работоспособность, чувствительность человека. От их активности или, напротив, инертности зависит и скорость мышления, и его гибкость или, напротив, затрудненность.

К личностным факторам мышления относятся.

1.Установка (операционная и смысловая).

Операционная — это готовность предпринимать какие-то шаги, при этом опираясь на предшествующий опыт и предполагая развитие событий с учётом существующих условий.

Смысловая – установка более высокого уровня. Она выполняет роль своеобразного фильтра, корректирующего операционные установки. Смысловые установки определяют содержание, темп развития, результативность деятельности личности в целом.

2.Мотивы. Они активизируют, структурируют мышление. Значимая мотивация придаёт мышлению ценный личный смысл.

3.Эмоции. Они помогают оценивать информацию, активизировать мышление, сокращать время поиска решения проблемы, генерировать новую информацию. выполняют четыре функции: оценочную, активизирующую, функцию эвристик (приёмов, сокращающих время поиска решения задачи), функцию генератора новой информации.

4.Личный прошлый опыт. Он сконцентрирован в знаниях человека и определяет особенности его мышления. Лишь хорошо структурированные знания превращают человека в интеллектуала и отличают его от дилетанта.

5.Социально-психологические факторы. Так, авторитарность педагогов и родителей порождает стереотипность мышления, отсутствие или низкий уровень креативности. Напротив, паритетность во взаимоотношениях создаёт предпосылки для самостоятельности, критичности, оригинальности мышления, способности учитывать позицию другого человека и, как следствие, для творческой продуктивности.

Заключение

Мы с вами рассмотрели разные виды мышления и кратко разобрали их характеристики. Тот или иной тип зависит от индивидуальных особенностей личности и складывается как из врожденных качеств, так и из тех, что формируются в ходе получения жизненного опыта.

Некоторые типы можно корректировать и развивать. Например, можно пессимистичный стиль изменить на позитивный, с помощью упражнений сделать более выраженным креативное мышление.

А подробнее о том, как изменить свое мышление, можно прочесть в другой статье на нашем блоге.

Напоследок предлагаю посмотреть видео от профессора факультета социальных наук Марии Фаликман.

До встречи в следующей статье!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: