2 уровень – действия, поведение
Этот уровень помогает понять всё о том, что ты делаешь, чего достигаешь, или где бездействуешь. Основной вопрос, на который тебе нужно ответить: «Что я делаю?». Например, человек жалуется на низкий заработок. Тогда работа начинается вопроса: «Что конкретно ты делаешь, чтобы заработать?», анализируется его рабочий день, график, загруженность.
Может оказаться, что человек уделяет работе не 8 положенных часов, а только 4-5. Конечно, его продуктивность будет не высока. Или при жалобе, что нет клиентов, логичен вопрос: «Что ты делаешь, чтобы у тебя были клиенты?». Человека этот вопрос может даже удивить, ведь бывает так, что и совсем ничего не делает для этого! Или оказывается, делает недостаточно. Через анализ своих действий ты можешь понять, как увеличить свою эффективность.
Или, например, если запрос человека касается отношений, а не работы. Девушка жалуется, что не может выйти замуж или построить отношения. Вопрос: «Что ты для этого делаешь?» поможет выявить ошибки, страхи и найти конструктивное решение, не опираясь на поговорку: «любовь и на печке найдёт».
Работа на этом уровне возвращает человека к ответственности.
Принцип работы
Общая картина теперь становится яснее, но как работать с пирамидой Дилтса? Одно дело теория, а практика это уже нечто другое.
Вот об этом и далее и пойдет речь. Вопросы каждого уровня позволяют понять, где и когда произошла смена ценностей и отклонение от заданного курса. Это своего рода сигнальные маячки, указывающие, на каком уровне застрял человек.
Алгоритм применения творения Роберта Дилтса на практике выглядит следующим образом:
- Четко и внятно сформулировать задачу, но сделать это необходимо в письменной форме. Наши мысли, конечно, материальны, но и мимолетны, а потому не всегда могут восприниматься всерьез. Но то, что написано рукой на бумаге приобретет тональности и послужит толчком к действию. Как вариант – взять на вооружение диктофон.
- Определить на каком «этаже» находится настоящая проблема.
- Теперь следует заняться анализом ситуации по отношению каждого из уровней. Постепенно добравшись до самого верха, стоит представить себе, что цель уже достигнута. Следует хотя бы несколько минут наслаждаться этой победой. А вот теперь к сути – в этот момент необходимо осознать свои ощущения и определить, появилось ли чувство удовлетворения.
- Теперь работа с пирамидой Дилтса должна вестись в обратном направлении – к низу «египетского сооружения». Это позволит внести соответствующую корректировку для каждого уровня. Результат – план станет более детализированным, что позволяет легко выявить для себя ряд новых полезных ценностей.
Ценность ментальной модели Дилтса кроется в том, что каждый ее уровень ведет к раскрытию причинно-следственной закономерности. Если серьезно отнестись к постановке вопросов и получению на них ответов, то человек сможет довольно быстро провести ревизию собственных жизненных условий и обстоятельств.
При этом можно обойтись без сторонней помощи, хотя помощь со стороны не помешает. Только для этого стоит найти человека, к кому есть полное доверие. Его роль будет сведена к задаванию наводящих вопросов и записыванию ответов.
Краткая история логических уровней Дилтса
Версия нейрологических слоев, приведенная выше, основана на оригинальной технике, которую разработали Роберт Дилтс и Тодд Эпштейн.
Роберт Дилтс развил методику неврологических уровней изменений, вдохновившись работой Грегори Бейтсона и философа Бертрана Рассела. В книге Бейтсона «Шаги к экологии разума» идея заключается в том, что обучение осуществляется на разных этапах. По идее Бейтсона источник трудностей человека конкретизируется и он находит ресурсы для решения своей проблемы.
Концепция Бейтсона заключалась в том, что обучение происходит на разных уровнях, и модель Дилтса напрямую отображает это. Изменение вещей на более высоком уровне неизбежно ведет к изменениям в вещах на более низких уровнях. Изменение вещей на более низком уровне может, но не обязательно влияет на более высокие уровни.
Уровни Бейтсона (и слои Дилтса в скобках):
- Обучающий контекст (окружение).
- Обучаться (поведение).
- Учиться обучаться (способности и компетенция).
- Вера, что образование относится к жизненно важным моментам (убеждения и ценности).
- Становиться учеником (идентичность).
- Содействовать другим с вашим обучением (цель).
Определение пирамиды
Для понимания особенностей этой ментальной конструкции стоит обратиться к ее форме. Любой из нас видел реальные египетские сооружения древности благодаря телеканалу Discovery, где не единожды транслировались документальные фильмы, посвященные секретам гробниц фараонов, живших многие тысячелетия назад.
Творение автора книг по НЛП следует отнести к «сооружению» ментального характера, поскольку полноценного физического воплощения как у египетских гробниц здесь нет, но к разуму оно имеет прямое отношение.
Каждая такая ступень символизирует полочку или скорее даже целый этаж, где находятся внутренние составляющие человеческого индивидуума или какого-нибудь «коллективного разума». Уже наблюдается небольшое сходство с реально существовавшими гробницами Египта.
Имея четкое представление о том, что конкретно характеризуют эти уровни, а также тщательная проработка проблемы позволит детально рассмотреть собственное отношение к задаче и отыскать причины, исходя из чего, она кажется не решаемой.
Примеры убеждений на уровнях пирамиды Дилтса
Уровень | Причины | Смысл | Ограничение |
Окружение | Я не поступила в университет. | У меня нет специальности – плохие первоначальные перспективы. | Мне не светит в жизни ничего яркого. |
Поведение | Я не могу найти работу, после провала начать свой бизнес. | Я выгляжу мрачно, и меня не хотят брать в коллектив. | Нельзя рисковать, нужно держаться старого. |
Способности | Я не могу писать, потому что у меня в школе всегда были двойуи. | Если один человек может что-то сделать, другие тоже могут научиться этому. | Вы не можете ничему научиться без практики. |
Убеждения и ценности | Честность для меня священна, потому что мне самому постоянно лгали родители. | Равенство в отношениях означает истинное партнерство. | Доверие невозможно без открытости. |
Идентичность | Я неудачник, потому что никто никогда не поддерживал меня. | Безработные люди — груз общества. | Как получатель пособия – я на дне общества. |
Принадлежность | Она верит в Бога, потому что это то, чему она научилась. | Верить – значит быть в гармонии с собой и миром. | Без веры вы можете с таким же успехом убить себя. |
Пирамида Дилтса
Дорогой Игорь!
Этих «пирамид» очень много. Иерархии подобного типа (но в афористическом и аллегорическом виде) можно найти в древних и современных религиях, у классиков психологии, социологии и даже философов. Интереснее задуматься, почему эти пирамиды (как инструмент самосознания) вдруг для нас всех стали откровением? Не секрет, что детализация такой пирамиды даст «скелет» мировосприятия и оценки ценностей конкретной личности. Тот кто более точно и полно понимает своего противника (или союзника) в жизни получает очень серьезные преимущества… Поэтому шпионы (как и «начальники») всех времен и народов опирались на эти знания в своей деятельности. Вспомните популярные книги Карненги, о том как строить бизнес и приобретать влияние.
Итак, важна не пирамида Дилтса, а следующие из нее выводы и практика их использования. А это своего рода «цеховая тайна».
Сознаюсь, что очень люблю тайны делать публичными. В чем сила тайного знания? В том, что можно получать премиальный бонус за счет не знающих ее. Получается асимметричный рынок (за его модель недавно дали нобелевскую премию по экономике). Информационное неравенство имеет очень даже конкретное денежное выражение. Но и это не самое главное.
Мир вступил в такую фазу своего развития, когда ограниченное знание самого себя каждого его элемента, оборачивается спекуляциями наиболее продвинутых и получением ими внеэкономических преимуществ. Мне не жалко, но при таких играх надо забыть об устойчивом развитии мира… Кризисы неизбежны. Текущий кризис имеет аналогичную природу. Это накопленные результаты «кидания» и реальных ошибок при принятии решений. Паразитизм некоторых сообществ на обществе и плата за безграмотность управленческих решений.
Как говорится, «мухи — отдельно, котлеты — отдельно». Деньги (долговые обязательства) в глобальном мире не исчезают и не возникают из ничего. Раньше накопленный груз ошибок гасился войнами. А сегодня — никто не хочет оплачивать эту спекулятивную денежную массу. Благо элементами мира выступают государства, а они умеют себя защищать… Принимаются меры постепенного переноса этого «богатства» на плечи всех народов мира. Правящая верхушка не желает отвечать за последствия своих ошибок…
Возникает вопрос, а как нам защищаться в условиях откровенного грабежа? В мирное время? С использование рыночного механизма?
Тут не помогут новые революции, парламенты или диктатуры и прочее… Ну сменим одну элиту на другую, а в результате — тоже самое (через некоторое время). Получается, что любой человек стремится сделать карьеру, чтобы попасть в элиту. Эта элита имеет одно — самый выгодный бизнес в виде той или иной формы власти. Какая-то безнадега и гнусность… Но сколько преступления (и не только моральных и нравственных) совершается ради этого каждый день! Да это же гражданская война в известном смысле! Как же быть?
Выход очень простой и сложный. Полноценный и эффективный контроль за любыми формами власти. Но это же сложные (и очень сложные) системы. Тут надо быть специалистом…, а не «ленинской» кухаркой. Это барьер сложности более трудный, чем секретность. Здесь нельзя просто «рассекретить» информацию (хотя и это надо делать). Преодолеть такого рода барьеры могут только более сложные системы, чем человек или некоторое сообщество. И мы сегодня наблюдаем рождение таких сообществ.
Это системы типа «человек-компьютер» (как элемент) и «сообщество — сеть». Представим себе, что на основе пирамиды Дилтса создается программное обеспечение, позволяющее каждому (!) желающему построить модель своего окружения. На основе этого он может построить прогнозы его развития. Если он четко сформулирует свои цели, то сможет построить проект их достижения. Проверить на наличие потенциальных конфликтов, оценить риски и затраты… Ведь смысл проектирования в этом и состоит, априорном снятии конфликтов! Если цель недостижима в одиночку, можно найти союзников (соратников и проч.) и выйти на более высокий уровень группы, как формы сообщества…
Но главное опять не в этом. Программное обеспечение может позволить эффективно контроли
«МЕНЯ НИКТО НЕ ЛЮБИТ»: РАСКЛАДЫВАЕМ ПО «ПОЛОЧКАМ»
Окружение.Кто должен меня любить? Как ко мне должны относиться? Оля, Настя, мама, брат, Игорь, коллеги в отделе, начальник и, конечно же, Костя. Остальные — тоже неплохо бы. Должны уважать меня, хорошо и доброжелательно относиться, принимать за свою.
Поведение.Какое поведение, какие действия со стороны окружающих я хочу увидеть? Мне оказывают всяческое внимание, слушают, мое мнение учитывают, советуются со мной, ставят меня в пример, тратят на меня свое время, получают удовольствие от общения со мной, зовут с собой. Способности.Благодаря чему я буду нравиться лю- дям? Какие навыки надо развивать? Умение слушать, повысить эрудированность в экономических вопросах, начать готовить «вкусняшки», завести блог и собирать интересную нам информацию, прочитать 4 книги по своей специальности и применить на работе прочитанное
Потихоньку обновить гардероб в сторону классики, научиться ходить на шпильках
Способности.Благодаря чему я буду нравиться лю- дям? Какие навыки надо развивать? Умение слушать, повысить эрудированность в экономических вопросах, начать готовить «вкусняшки», завести блог и собирать интересную нам информацию, прочитать 4 книги по своей специальности и применить на работе прочитанное. Потихоньку обновить гардероб в сторону классики, научиться ходить на шпильках.
Убеждения и ценности.Для чего мне всеобщая любовь? Почему я хочу быть всем нужной? Те, кого не любят, — плохие. Плохим быть нельзя. С детства учили, что надо нравиться учителю, соседу, дяде, тете. Те, кого не любят, — асоциальные типы, изгои общества
Кроме того, я очень люблю, когда мне оказывают внимание. Я без внимания жить не могу
Идентичность.Кто я, человек, любимый всеми и нужный всем? Какова моя роль, которую я играю? Я центр внимания и притяжения.
Миссия.Ради чего я все это делаю? Чтобы нравиться самой себе.
Уровень №3 – «Как я выбираю?»
Этот уровень предлагает взглянуть и оценить, как вы совершаете выбор. На сколько легко или сложно дается вам какое-либо решение, как вы его принимаете (самостоятельно или с чьей-то помощью), принимаете или не принимаете его последствия, несете ли полную ответственность за него.
Его суть также в том, чтобы взглянуть на вашу жизненную стратегию, на ваши планы и цели, виденье движение по жизни.
К примеру, как вы начинаете свой день перед работой?
Растягиваете время пробуждение и вскакиваете от одной только мысли, что вы уже сильно опаздываете, а еще совершенно ничего не готово для выхода на работу? И взмахнув рукой, вы бросаете не заправленную кровать, недопитый кофе и несобранный ланч для детей в школу, вылетаете, догоняя уходящий трамвай?
Или просыпаетесь за несколько часов до работы, чтобы настроиться на новый день, войти в него плавно? Вы обдумываете планы, готовитесь встретить его с радостью, открытостью и решительностью взять от него многое?
Заметна ли вам разница в жизненных стратегиях, одна из которых «спеши и будь что будет!», а вторая «неспешность и обдуманность – залог хорошего дня и всей жизни»?
Но, ведь и выборы, и жизненные стратегии тоже возникают неспроста.
Кто такой Дилтс и что такое «пирамида Дилтса»?
Пирамида Дилтса получила название по имени своего автора и создателя Роберта Дилтса. Роберт Дилтс является одним из первых разработчиков технологий в области нейролингвистического программирования, автором и соавтором нескольких десятков книг и статей по НЛП, переведенных на многие языки мира, и на русский в том числе. Из наиболее популярных стоит назвать издание «9 принципов НЛП для высокоэффективных людей» .
Основы НЛП в интерпретации Дилтса изложены в его книге «Введение в нейролингвистическое программирование. Как понимать людей и как оказывать влияние на людей» . Тем, кто интересуется историей науки, искусства и философии, можно порекомендовать трехтомник «Стратегии гениев».
В первом томе Роберт Дилтс анализирует с точки зрения технологий НЛП деятельность Аристотеля, Моцарта, Уолта Диснея и даже выдуманного литературного персонажа Шерлока Холмса . Второй том полностью посвящен Альберту Эйнштейну . В третьем томе в центре внимания жизнь и деятельность Зигмунда Фрейда, Леонардо да Винчи и Николы Тесла .
Кроме того, Роберт Дилтс является востребованным тренером и бизнес-коучем. На его счету множество успешных семинаров и тренингов для таких компаний как «Фиат», «Ксерокс», AppleComputer, StateRailway и других. Он разработал такие технологии и модели НЛП как реимпринтинг, интеграция конфликтующих убеждений, лингвистические приемы «фокусы языка» для изменения убеждений. Однако самым известным его изобретением была и остается пирамида Роберта Дилтса.
Что представляет собой пирамида Дилтса? По сути, это 6 уровней вопросов, каждый из которых позволяет лучше понять тот или иной аспект проблемы. И, как следствие, проблему в целом, что заметно облегчает поиск ее решения. Схематически изобретение выглядит как многоуровневая пирамида, поэтому ее еще называют «пирамида логических уровней Дилтса» или «логическая пирамида Дилтса».
Зачем нужны эти уровни? Если в двух словах, то ни одна проблема не может быть качественно разрешена на том уровне, на котором она возникла. Чтобы найти выход, следует подняться на уровень выше, и лишь тогда станет ясно, как двигаться дальше.
Соответственно, изменение ситуации на более высоких уровнях приведет к изменению ситуации на более низких. В принципе, изменение ситуации на каком-то низшем уровне потенциально может повлиять на более высокие уровни, однако это происходит не всегда
Именно поэтому так важно в поиске решения проблемы выйти на более высокий уровень
Отчасти пирамиду Дилтса можно сравнить с многоуровневым лабиринтом: если блуждать впотьмах в самом низу, есть вероятность не увидеть выход, даже когда он совсем рядом. Если же подняться наверх, можно сразу увидеть схему лабиринта в целом и сориентироваться будет намного легче.
Что представляют собой уровни пирамиды Дилтса? Их нужно рассмотреть подробнее, чтобы потом было проще понять, как они работают:
Пирамида Дилтса – модель логических уровней:
- 1 базовый уровень «Окружение» – объединяет то, что окружает каждого из нас. Это место жительства и условия, в которых мы живем, домашняя и рабочая обстановка, люди, с которыми мы общаемся. Здесь мы отвечаем себе на вопрос «Что я имею?»
- 2 уровень «Поведение» – подразумевает нашу деятельность дома и на работе, когда мы контактируем с другими людьми или же находимся наедине с собой. Ключевым вопросом уровня является «Что я делаю?»
- 3 уровень «Способности и возможности» – включает навыки, знания и таланты человека от кулинарных и спортивных до рабочих и управленческих. Ключевым вопросом является «Как я выбираю?»
- 4 уровень «Ценности и убеждения»– говорит сам за себя и подразумевает широкий комплекс понятий: воспитание, образование, менталитет, культура. Ключевой вопрос «Во что я верю?»
- 5 уровень «Идентичность» – подразумевает ответ на вопрос «Кто я?» и прочие аспекты самоидентификации.
- 6 уровень или вершина пирамиды «Миссия» – символизирует цели и устремления человека, поиск ответа на вопрос «Зачем я живу?» в самом широком смысле.
Основная часть жизни среднестатистического человека происходит на первых двух уровнях. Получить образование и профессию, построить романтические и/или семейные отношения, купить модную одежду и гаджеты, приобрести квартиру и машину – это все составляющие уровней «Окружение» и «Поведение».
Люди творческие и целеустремленные достаточно много времени проводят на третьем уровне, развивая свои способности и открывая для себя новые возможности. На верхние уровни в суматохе дней времени обычно не хватает, а ведь именно там находятся ответы на наши основные животрепещущие вопросы.
Теперь, когда мы выяснили, как выглядит пирамида логических уровней Роберта Дилтса, самое время разобраться, как она работает.
Пирамида Дилтса и НЛП
Пирамида Дилтса в НЛП (нейролингвистическое программирование) – эффективный инструмент, чтобы:
- Организовать мышление, собрать информацию, общаться.
- Понимать, что драйвит людией или заставляет их убегать от решения проблем.
При общении или собеседовании в фоновом режиме можно запустить в уме разложение ответов собеседника по данным логическим уровням.
При использовании пирамиды мы четко и структурировано понимаем, чем именно движим человек. Рассмотрим модель от основания до вершины, как это работает при самоанализе.
Уровень 1. Окружающая среда: что я имею?
Когда человек занимается определенной работой, то взаимодействует с окружением: людьми, местами, материальными вещами и т. д.
Уровень 2. Поведение: что я делаю?
Действия или бездействия, результаты, которые наблюдатель видит, слышит и чувствует при участии личности в определенном движении.
Уровень 3. Возможности: как я выбираю?
Человек определяется с тем, на что способен: это самостоятельное расширение врожденных способностей и навыков. Это эффективное применение умений и приобретенных навыков для решения жизненных вопросов. Это внутреннее поведение личности.
Уровень 4. Убеждения, ценности: во что я верю?
Вера в возможное и невозможное, что хорошо для человека, а что плохо.
Чему он придает значение, что имеет наибольшую ценность, чувствует ли мотивацию по этим поводам. Поддерживают или препятствуют личные ценности в управлении поведением и определении жизненного пути.
Уровень 5. Личность: кто я такой?
Самооценка личности, самоощущение, осознание человеком своего места и роли в мире. Может включать отождествление с работой, религией, семейным положением и т. д. Это толкование событий с точки зрения собственной самооценки.
Уровень 6. Миссия: зачем я живу?
Пирамиду Дилтса венчает уровень, который подразумевает осознание человеком его миссии: куда он идет, с какими людьми, какой вклад собирается внести в мир. Ради чего живет, какой есть мощный стимул по преодолению трудностей и препятствий, возникающий в процессе жизни.
Алгоритм работы с пирамидой Дилтса
Шаг 1 – подробно сформулировать и записать свою проблему. Часто точная формулировка помогает выявить нюансы, которые раньше были незаметны.
Простой пример: «У меня сильно болит спина и шея».
Шаг 2 – постепенно соотносить проблему со ступенями пирамиды и определить, на каком уровне находится проблема в данный момент.
Вы понимаете, что боль в спине усиливается, когда долго сидите за столом в рабочем кресле. Значит проблема существует на уровне «Окружение»: спина болит, потому что вы ведете сидячий образ жизни, потому что у вас неудобный стул и т.д.
Шаг 3 – подняться на один уровень выше проблемы и определить, можно ли решить ее на этом уровне.
В нашем примере мы поднимаемся до уровня «Поведение» и спрашиваем себя: «Что я делаю не так?». Ответом на вопрос может быть, что вы совсем не делаете зарядку для спины, редко встаете, чтобы размяться, сутулитесь.
Если на данном уровне вы не нашли решение, тогда поднимитесь еще на уровень выше и двигайтесь вверх, пока решение не станет очевидным.
А теперь рассмотрим, как с помощью пирамиды Дилтса фрилансер может развиваться и начать брать более дорогие заказы.
Научитесь раскладывать проблемы «по полочкам»
Коучинг-техники — это отличное средство для тех, кто не может решить какую-либо проблему. Теория Дилтса учит раскладывать ситуацию по полочкам, а если конкретнее, то по уровням пирамиды. Так, достаточно часто люди приходят на тренинги с проблемой, что их никто не любит, что они не пользуются благосклонностью окружающих. Пример разбора ситуации и поиска решения приведен в таблице.
Уровень
Вопрос
Ответ
Окружение
Кто должен любить меня? Какие чувства должны испытывать ко мне окружающие?
Ближайшие родственники, друзья и коллеги
Остальные должны проявлять уважение и доброжелательность.
Поведение
Какие действия я хочу видеть от окружающих в отношении себя?
Внимание, участие, желание общаться и проводить со мной время.
Способности
Что мне нужно сделать, чтобы начать нравиться людям?
Научиться слушать и понимать людей, поддерживать разговор, подтянуть профессиональные знания, обновить гардероб, начать тщательнее ухаживать за собой.
Убеждения
Почему я хочу, чтобы все любили меня?
Потому что человек, которого не любят, считается плохим. Я не хочу чувствовать себя изгоем
Мне нравится быть в центре внимания.
Идентичность
Каким должен быть человек, который всеми любим?
Привлекательным, умным, отзывчивым. Он должен обладать магнетизмом.
Миссия
Какова конечная цель?
Понравиться самому себе, научиться самоуважению.
Описание уровней
Каждая “полочка” пирамиды предназначена для хранения совершенно определенного сорта информации. То есть каждый логический уровень обозначает какую то свою часть субъективного опыта. Рассказываю про уровни снизу вверх.
Окружение – условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся, манипулируем в своей повседневной деятельности.
Поведение – всё, что связано с деятельностью человека (организации), уровень, отвечающий на вопрос “Что делает?” и посвящен информации об изменениях и движениях.
Поведение (действия) – это, собственно, сама деятельность человека. Так как действия производятся над чем-то (с чем-то, где-то или когда-то), этот логический уровень включает в себя, как неотъемлемую составляющую, нижний уровень – окружение.
Просьбы и требования, а также подавляющее число служебной манипуляции (приказы руководства что-то сделать, командование, указания и т.п.) находятся на этих двух логических уровнях.
В конечном счете, на этих двух уровнях – поведения и окружения и происходит наша жизнь. На этих уровнях находится то, к чему в итоге сводятся большинство наших целей (получения удовольствия, переживание эмоций, общение, деньги, занятия любовью, изучение чего-то интересного).
Способности – уровень источников и направления движения, уровень опыта, который стоит за нашим непосредственным восприятием окружения.
На этом уровне объединяются разные алгоритмы и стратегии, стоящие за поведением и отвечающие на вопрос “Как?”. Способности обуславливают выбор поведения, своего рода – внутренние силы нашего поведения, источники движения.
Убеждения и ценности – это то, о чем человек говорит, когда отвечает на вопрос «почему он это сделал?». Это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека, человека как личности. Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.
Идентичность – с какой личностной ролью (роль которую вы преимущественно играете – шут, мать, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д.) или самоощущением связана проблема или результат. Главный вопрос здесь – «Кто я?» Какие убеждения, ценности, способности и поведение ассоциируются с различными ролями? Ради чего играется та или иная роль?
Миссия – это духовный уровень. Он относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения…
Этот уровень относится к тому, что может являться видением или “духом” личности, группы или организации”. Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: “Зачем? Ради чего? В чем смысл?”.
Пирамида Дилтса: как пользоваться?
А сейчас развернитесь и обратите свой взгляд назад и охватите вашу цель (проект) целиком, объедините всю его энергию и информацию в единое целое. Взгляните на уровень «Кто Я?» уровень №5 — идентичности, на вашу роль сквозь призму своей миссии, предназначения.
- Что новое открылось вам с вершины вашей миссии и видения на этом уровне?
- Как вы можете обогатить свою роль?
- Что вы можете еще добавить к своей роли?
Сделайте шаг в обратном направлении и посмотрите на уровень №4 — ценностей. Сейчас, когда вы осознаете свою миссию, у вас есть видение и четкое понимание себя, как воспринимаются ваши ценности? Что вы можете добавить?
Совместив свою миссию с видением и знанием «Кто Я» и ценностями, спуститесь на следующий уровень №3 и посмотрите на свои способности и навыки. Что вы замечаете? Что вы можете добавить к ним?
Таким же образом, осознавая свою миссию, видение, понимание того, кем вы являетесь, вместе с ценностями и способностями, взгляните на ваши действия. Переходите к уровню №2 — поведение. Что вы замечаете? Что вы можете добавить?
А сейчас посмотрите на уровень №1 — окружение. Что вы замечаете с точки зрения миссии, видения, идентификации, ценностей, способностей и действий? Как сейчас воспринимается вами желаемый результат? Нужно ли еще что-то добавить к описанию результата?
Какие три самых простых шага вы можете сделать в ближайшие 72 часа, чтобы начать движение к цели уже сейчас?
Зачем нужна пирамида Дилтса
Идея логических слоев состоит в том, что при обнаружении проблемы на уровне пирамиды можно определить, где произошел сбой, чтобы в соответствии с особенностями уровня исправить положение дел.
Развитие навыков использования модели Дилтса разовьёт точность и глубину общения с другими людьми и их понимание.
Логические слои показывают структуру для понимания того, что происходит в каждой сфере отношений: сама личность, семья, организация, команда, дети, партнерство.
Пирамида помогает распознавать, как различные слои связаны между собой и как взаимодействуют. Это даёт возможность:
- Спрашивать и проверять актуальность информации.
- В структурированном виде отслеживать большое количество информации. При обсуждении вопроса отслеживание можно вести на листике бумаги или в уме.
- Распознавать слои пирамиды, где проявляется проблема.
- Определять подходящий уровень, на котором можно принять корректирующее решение.