5 методов анализирования проблем, и в каких ситуациях они тебе пригодятся

Метрики

Есть ли у вас метрики, с помощью которых можно оценить успех?

Существует большое количество метрик под разные задачи, и правильный их выбор — важный этап решения. Ошибка здесь может стоить очень дорого. Выбор должен быть осуществлен перед тем, как приступать к обучению моделей.

Правильные метрики позволяют оценить, насколько ваша модель успешно решает поставленную задачу, насколько она окупает ресурсы, потраченные на ее разработку. Кроме того, они понадобятся при последующих итерациях доработок, чтобы сравнить новую версию с предыдущей.

В методологии LeanDS (сайт, телеграм-канал LeanDS) метрики для задачи предлагается выстраивать в своеобразный каскад (пример на картинке), начиная от запроса бизнеса. Цепочка метрик формируется таким образом, что изменения на нижних уровнях позволяют предсказать изменения на верхних.

Как использовать типовые речевые конструкции?

Из списка предложенных конструкций необходимо выбирать только те, которые более точно передают мысли автора сочинения или автора исходного текста.
В готовые речевые конструкции важно правильно включать информацию исходного текста, в случае необходимости менять форму слов в них, не забывая о требованиях грамматики и культуры речи.
Тщательно продумывать логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.. Грамотное использование речевых конструкций поможет выпускникам избежать типичных ошибок при формулировании проблемы текста

Грамотное использование речевых конструкций поможет выпускникам избежать типичных ошибок при формулировании проблемы текста.

Предыстория

Привет! Я ML-разработчик (датасайнтист) из команды, занимающейся автоматизацией техподдержки. Если говорить просто, мы прикручиваем модели машинного обучения, чтобы специалисты техподдержки в Контуре как можно меньше занимались рутиной.

В моей команде 3 датасайнтиста, 3 бэкендера и 1 менеджер разработки. А еще мы очень тесно взаимодействуем с аналитиками из техподдержки, которые по сути стали продолжением нашей команды. Именно они приносят большинство идей по созданию новых проектов и улучшению существующих.

Типичный пайплайн появления новых фичей выглядит так:

  1. Аналитики приходят с новой идеей. Идет обсуждение, насколько эта задача относится к DS, какого уровня качества мы хотим достигнуть, окупятся ли затраты на разработку… Иногда мы сразу говорим, что за разумное время решить задачу нельзя, иначе переходим дальше.

  2. Датасайнтисты делают EDA, то есть пытаются понять, что из себя представляют данные: анализируют, смотрят на различные распределения, строят графики.

  3. Исходя из задач бизнеса, датасайнтисты выбирают DS-метрики, алгоритм и обучают модель. На данном этапе может быть несколько итераций.

  4. Бэкендеры пишут сервис, настраивают датастримы и необходимые интеграции.

  5. Разработчики и датасайнтисты занимаются поддержкой решения.

На каждом из первых 3-х этапов задача может отвалиться (из-за плохой идеи, данных или качества модели, обученной на третьем этапе).

В прошлом году мы столкнулись с проблемой на первом этапе: мы буквально тонули в постоянном потоке гипотез. На встречи про потенциал той или иной идеи уходило много времени, и было видно, что аналитикам не всегда понятно, почему одну гипотезу мы берем в работу, а другую — нет.

Чтобы привнести это понимание, улучшить качество изначальных гипотез и в целом говорить на одном языке, мы устроили две Q&A-сессии, где ответили на вопросы типа:

  • как понять, есть DS в задаче или нет?

  • как выглядит идеальный датасет?

  • как датасайнтисты подбирают метрики?

  • что такое EDA?…

Я выбрал вопросы, ответы на которые были бы полезны вне зависимости от предметной области, и решил поделиться ими в статье.

Что такое принятие решений и решение проблем

Каждый день мы принимаем сотни решений, которые влияют на нашу жизнь: по разным оценкам только относительно еды их количество доходит до 225 в день. Решения часто оказываются неудачными, нам приходится работать с их последствиями и принимать новые решения. По данным Росстата за 2019 год, в России на 1 000 браков пришлось 653 развода, а за последние 15 лет индустрия сведения татуировок выросла на 440%.

Неэффективные, неуместные, необоснованные решения в бизнесе и управлении встречаются не реже, чем в бытовых ситуациях. Пять лет назад Мировой Экономический Форум в Давосе сделал прогноз, какие компетенции будут определять профессионала будущего в 2020 году. Сейчас это будущее уже наступило. Компетенции, связанные с принятием решений, остаются в ТОП-10 самых важных навыков, а решение сложных проблем занимает лидирующую позицию.

Прогноз 2016 года о самых востребованных навыках будущего — в 2020 году

(Фото: World Economic Forum)

Решение проблем и принятие решений часто смешивают или используют как синонимы. Корректно их разделять, при этом рассматривать в одном «семействе» компетенций РППР (PSDM) — Решение Проблем и Принятие Решений (Problem Solving & Decision Making).

К PSDM обычно относят:

  • Системное мышление.
  • Стратегическое мышление.
  • Критический анализ информации.
  • Осознанность в принятии решений.
  • Взаимодействие со стейкхолдерами.
  • Креативный подход к решению проблем.
  • Лидерство в условиях неопределенности.
  • Стимулирование организационных изменений.

Большинство компаний, которые я консультирую, добавляют хотя бы два-три навыка из этого списка в модели корпоративных компетенций или эталонные профили должности. При этом чем выше управленческая позиция, тем серьезнее требования бизнеса и меняющегося ландшафта к уровню этих компетенций. Здесь есть две новости: хорошая и не очень.

Хорошая новость в том, что научные сообщества давно изучают PSDM с разных сторон. Например, Ариэль Рубинштейн развил концепцию Герберта Саймона о нашей ограниченной рациональности и рассмотрел наши решения в русле институциональной экономики и теории игр. Психологи-когнитивисты Дэниел Канеман, лауреат Нобелевской премии по экономике в 2002 году и Амос Тверски описали, как мы ищем «короткие» пути в решении сложных задач, но попадаем в ловушки и предубеждения. А социолог Барри Шварц в книге «Парадокс выбора» объяснил, почему большой выбор затрудняет принятие решений и приводит к ощущению неудовлетворенности.

Новость, которая не очень. Ни исследовательское, ни бизнес-сообщество до сих пор не решили, что именно считать решением: взгляды на природу решений разные, а единого определения — нет.

Способы формулировки проблемы

Существуют четыре способа формулировки проблемы.

Их использование зависит от стиля речи исходного текста, места формулировки проблемы в сочинении и выбора автора сочинения, какой способ ему применить.

Формулирование проблемы своими словами

Данный способ хорошо использовать как при анализе художественного стиля, так и публицистического.

В случае, если проблему можно сформулировать кратко, то подойдёт конструкция в форме сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа («проблема чего?»).

Например:

Известный писатель А.Н. Толстой анализирует проблему значения роли Родины в жизни человека. ()

Рассказ Л.А. Чарской ярко иллюстрирует проблему преданности близким людям. ()

Формулирование проблемы в форме риторических вопросов

Проблему текста можно формулировать в форме риторических вопросов, после которых делается отсылка к исходному тексту.

Например:

Что значит для людей Родина? Какое значение она имеет в человеческой жизни? Эти вопросы задает писатель А.Н.Толстой в своей статье. ()

В чём проявляется преданность людям? Кого можно назвать преданным человеком? Эти вопросы волнуют многих людей, в том числе и автора текста Л.А. Чарскую. ()

Формулирование проблемы цитированием

Бывают случаи, когда в публицистическом тексте можно найти авторскую формулировку проблемы.

Тогда её можно процитировать в форме прямой или косвенной речи, а также при помощи вводной конструкции.

Например:

«Я всё чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным», — начинает свой текст Н.И.Пирогов. (Предложение с прямой речью)

«Н.И.Пирогов считает, что «трудно быть истинно благодарным». (Предложение с косвенной речью)

«По словам Н.И.Пирогова, «трудно быть истинно благодарным». (Предложение с вводной конструкцией) ()

Формулирование проблемы ссылками на номера предложений

Если в исходном тексте есть авторская формулировка проблемы, то вместо цитирования можно просто указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.

Например:

Проблема отношения к отчему дому сформулирована В.П.Астафьевым в 16 предложении ().

Наиболее распространённым и удобным является первый способ формулировки проблемы.

Например:

В тексте поднимается проблема повышения культуры речи людей.

В таких случаях лучше заменить подобную конструкцию на риторический вопрос: «Какие существуют способы повышения культуры речи?» ()

Задача формулировки проблемы

От правильной формулировки проблемы зависит дальнейшая работа над сочинением, а именно:

  • комментарий проблемы, основанный на 2 примерах из текста, связанных между собой смысловой связью;
  • отражение позиции автора исходного текста;
  • выражение своего обоснованного отношения к позиции автора.

Задача данной части сочинения – чётко сформулировать ту проблему текста, к которой можно подобрать примеры-иллюстрации из предложенного текста, указать автора и сообщить о прочтении текста.

В исходном тексте может быть затронуто несколько проблем (см. статью «Что такое проблема текста» ), но работать необходимо только с одной проблемой!

У всех учеников возникает вопрос, какую проблему положить в основу сочинения?

Чтобы определиться с этим вопросом нужно сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно.

Как умение решать сложные задачи помогает в жизни?

Часто проблема заключается в недостатке компетенций, в способности найти быстрый, оптимальный выход из положения. Невозможность справиться с ситуацией приводит к неудачам и экономическим потерям.

Лидерские качества подразумевают безусловное владение человека умением найти правильный подход к любому сложному вопросу.

Когда вы можете оказать реальную помощь в решении задачи, люди признают ваш авторитет и охотно идут в команду.

Вы предприимчивый сотрудник, предлагающий творческий подход к разным вопросам? Берёте на себя инициативу в сложных ситуациях, находите верные ответы на возникающие задачи? Вам обеспечен быстрый рост карьеры, успех в делах и уважение руководства.

Умение найти быстрый и верный выход из сложных обстоятельств требует определенных качеств личности

Если вы хотите преуспеть в жизни, добиться экономической стабильности, уделяйте внимание выработке следующих навыков:

  • осознанность в выборе необходимых действий;
  • в ситуации неопределенности берите ответственность на себя;
  • используйте системный подход и стратегическое мышление;
  • анализируйте информацию с точки зрения критика, чтобы выявить недостатки и заполнить пробелы в знаниях;
  • взаимодействуйте с заинтересованными лицами — вовлеченными в проект сотрудниками, партнерами, со всеми, кто имеет отношение к проблеме. Это позволит взглянуть на вопрос с разных сторон и поможет в верном выборе.

Проблема в том, что в бизнесе это происходит так же часто, как в обычной жизни. Некомпетентный подход приводит к экономическим неудачам.

Умение выбирать правильные действия в стрессовых ситуациях стоит на первом месте в десятке Топ качеств профессионала.

Как человек будет справляться со сложными задачами, можно сказать на основе его характеристики личности.

Излишняя эмоциональность, склонность к риску связана с частыми ошибками в правильном подходе.

Где в сочинении формулировать проблему текста?

Исходя из критериев оценивания сочинения, формулировку проблемы можно писать в любой части сочинения (введении, основной части, заключении).

Однако наиболее приемлемыми и общепринятыми являются два места: во введении в сочинение и в начале основной части сочинения.

Формулировка проблемы во введении

В зависимости от вида введения, которое использует школьник в своей работе (см. статью «Введение в сочинении» , проблему исходного текста можно написать в первой части сочинения, т.е. в самом введении.

А именно, закончить введение формулировкой проблемы текста, которая будет прокомментирована в основной части сочинения.

В этом случае уместно сформулировать проблему в виде риторических вопросов, которые сразу зафиксируют внимание проверяющего сочинение на ключевых понятиях исходного текста. Также данный способ подходит, если на экзамене попался сложный для понимания текст

Также данный способ подходит, если на экзамене попался сложный для понимания текст.

Например:

Как дети относятся к своим родителям? Как воспринимают их? Эти вопросы неизбежно возникают в голове при прочтении текста Ю.Бондарева. ()

Закончить введение можно также формой сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа.

Например:

В данном отрывке писатель поднимает проблему проявления человеколюбия на войне, а также сочувствия к своему врагу. ()

Также во введении можно использовать второй способ формулировки проблемы путём цитирования автора.

Например:

«Левитан показал нам самим всю силу нашей любви к своей родной стране», — пишет К.Г.Паустовский. ()

Другие примеры формулировки проблемы текста в введении смотрите в статье «Введение в сочинении» .

Формулировка проблемы в основной части сочинения

Формулировку проблемы текста можно разместить в основной части сочинения непосредственно перед её комментарием.

Начиная основную часть с формулирования проблемы, автор сочинения может практически сразу переходить к комментированию проблемы, показывая таким образом свое умение читать и анализировать текст.

Например:

Рассказывая об участии доктора Юрия Живаго в бою, писатель поднимает проблему нравственного выбора человека на войне. Об этом говорит тот факт, что находясь в отряде красных партизан, доктор сочувственно следит за тем, как ведут себя белогвардейские мальчики и юноши, гибнущие во время боя. ()

В таком случае можно воспользоваться любым способом формулировки проблемы, в зависимости от предпочтения автора сочинения.

Дюжина рекомендаций по развитию навыков решения проблем и принятия решений

1. Определите проблему, требующую решения. Подумайте:

  • какую информацию вам нужно собрать;
  • из каких источников ее получить: отраслевые отчеты, эксперты, клиенты;
  • что вы будете считать лишней и неподходящей информацией;
  • что будет проблемой, а что – нет;
  • по каким критериям выбираете возможные решения;
  • что будет хорошим результатом.

2. Начинайте с конца. Прежде чем собирать информацию, подумайте, что вы будете делать после решения проблемы. Это поможет сфокусировать усилия и сократить затраты на предварительный анализ и генерацию идей. Если ответ «ничего», возможно, эту проблему не нужно решать в принципе.

3. Ищите «причины причин» имеющихся событий. Обычно настоящая проблема находится глубже на два—три слоя, чем проблемы на поверхности.

4. Насыщайте свое «фоновое знание» контекста. Оставайтесь в курсе событий своей специализации, регулярно читайте отраслевые публикации, обзоры и дискуссии. 

5. Обменивайтесь опытом с коллегами. Обсуждайте подходами к решению проблем с командой, коллегами в компании, отрасли или профессии.

6. Ищите интересные подходы в других областях. Коллекционируйте метафоры решения проблем и аналогии из других профессий.

7. Визуализируйте свои идеи. Неаккуратные закорючки, нарисованные от руки на листке бумаги, или элегантные графики в Excel: визуальное отображение ситуации, проблем и возможных путей решения добавит ясности и разовьет абстрактное мышление.

8. Изучайте разные источники. Знакомьтесь с разными моделями решения проблем, но главное — ставьте себе задачи на экспериментирование. Пробуйте как можно быстрее применить тот или иной подход, чтобы собрать собственный инструментарий.

9. Наблюдайте за профессиональными аналитиками. Попросите аналитиков описать ключевые этапы их работы. Фиксируйте для себя, как именно они подходят к сбору данных, обработке, анализу и интерпретации данных. 

10. Участвуйте в мозговых штурмах. Присоединяйтесь к генерации идей и инициируйте их сами, но убедитесь, что в основе обсуждения лежит настоящая проблема.

11. Ищите возможности, чтобы применить навыки:

  • сбора подходящей информации;
  • упрощения сложной информации;
  • формирования выводов на основе ограниченных данных;
  • определения критериев оценки;
  • генерации и отбор идей;
  • оценки своих личностных характеристик и их влияния на решения.

12. Запросите обратную связь. Попросите людей, с которыми вы работаете, дать обратную связь:

какую информацию вы обычно принимаете во внимание;
как точно вы формулируете выводы о ситуации;
понятно ли вы описываете суть проблемы;
насколько оригинальные и при этом действенные решения вы обычно предлагаете;
внимательны ли вы к анализу результатов.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Данные

В мире Data Science именно данные являются ключевой составляющей (кто бы мог подумать, hehe). Простая модель из классического ML, обученная на хорошем датасете, всегда будет побеждать самую навороченную архитектуру нейросети, которая обучалась на мусоре. Так что же отличает хороший датасет?

Качество и полнота разметки

Supervised методы машинного обучения полагаются на разметку, от качества которой напрямую зависит точность моделей.

Пример: если хотим распознавать на фото кошек, собак и мышей:

в датасете должны быть представлены все 3 вида животных;
для качества модели будет полезно разнообразие в породе животных, фоне, освещенности и так далее;
данные должны содержать как можно меньше шума и противоречий. В этом примере в идеале все фото кошек должны иметь только метки «кошка», собаки — «собака», мыши — «мышь». Этот момент может быть самоочевидным, но зачастую разметку для моделей готовят специальные люди — асессоры. Как и все люди, асессоры могут ошибаться (по невнимательности, усталости и другим причинам)

Вот почему для разметки критических задач важно давать один пример на разметку сразу нескольким людям, то есть использовать «перекрытие».

Максимальная приближенность к реальным данным, с которыми модель будет работать в проде

Если вы обучаете классификатор животных исключительно на черно-белых изображениях, наивно надеяться, что он будет хорошо работать на цветных.

Но есть и гораздо менее очевидные детали, например, распределение классов. Приведу пример из собственного опыта. Есть задача автоматической маршрутизации звонков в техподдержку на нужный отдел (продукт) по ответам пользователя на вопросы от голосового робота. В Контуре есть серия продуктов про сдачу отчетности в контролирующие органы, например, «‎Контур Экстерн».

В даты, предшествующие дедлайнам по сдаче отчетности, нагрузка на техподдержку Экстерна традиционно возрастает, их доля по сравнению с другими продуктами Контура увеличивается. Если обучить модель на периоде, в котором нет сезонов отчетности, то когда те наступят, для модели это станет неожиданностью. Как следствие, точность классификации резко упадет

Поэтому, если в вашей предметной области есть сезонность, важно, чтобы в данных она была представлена

Количество данных

Ответить заранее на вопрос «Сколько нужно сэмплов в датасете, чтобы получить точность в 90%?» невозможно. Все очень сильно зависит от типа задачи, предметной области, зашумленности данных и еще множества факторов. Кроме того, одним моделям требуются гораздо больше данных, чем другим. Рекомендация: начинайте с того количества, которое можно раздобыть малыми усилиями.

В последние годы активно используется подход под названием transfer learning. Это набор приемов, позволяющих переиспользовать накопленное внутри модели «знание» для решения похожих задач. Он часто применяется в CV (компьютерном зрении) и NLP (обработке естественного языка), при этом уменьшается количество данных, необходимых для обучения..

Например, благодаря transfer learning для обучения нейронки, определяющей, когда в чате было отправлено решение (по тексту чата), нам изначально понадобилась разметка всего 400 чатов. Если бы мы обучали модель такого типа с нуля, для удовлетворительной работы могли понадобиться десятки тысяч примеров.

Что такое сложные проблемы

Посмотрите на две задачи. Подумайте, как бы вы их решили и чем они отличаются.

Задача 1. Мать поручила сыну принести домой ровно 7 л воды с реки. Она дала ему два кувшина емкостью 3 и 5 л. Как мальчик может отмерить точно 7 л воды, используя только два этих кувшина?

Задача 2. Вообразите, что регулярные частные полеты на орбиту Земли стали возможны и сопоставимы по стоимости с среднестатистическим путешествием в другую страну. Подумайте, что делать представителям туристической индустрии на Земле? Запишите мысли, которые придут в голову. 

Первая задача — это «задачка». У нее есть конкретный правильный ответ, к которому можно прийти через ряд вычислений. Это фрагмент классического Стэнфордского теста Термана на измерение интеллекта «The Measurement of Intelligence» 1916 года. Правильное и быстрое решение подобных задач показывает высокие значения в тестах когнитивных способностей и уже более 100 лет вызывает горячие дискуссии в профессиональном исследовательском сообществе. Однако, даже несмотря на высокие когнитивные способности, люди склонны попадать в ментальные ловушки, принимать решения на основе ошибочных предположений и опираться на стереотипные представления. 

Вторая задача — это сложная «проблема». У нее нет единственно правильного решения. Есть большое количество факторов, которые нужно учесть, и условий, которые будут формировать разные сценарии; при этом существенную роль будет играть эмоциональный фон решающего. 

В управленческой практике у менеджеров есть все необходимые данные для принятия решений и решения проблем. По данным Гарвардского исследования, 68% руководителей уверены в точности большей части данных, лежащих в основе их бизнес-решений. То есть, когнитивные способности обеспечивают возможность решать проблемы, но качество решений не от них.

Задача

Первое, о чем нужно подумать — подходит ли задача в принципе для машинного обучения. Наводящие вопросы ниже помогут это понять.

Небольшой disclaimer: методы машинного обучения делятся на supervised (с учителем) и unsupervised (без учителя). Но на практике чаще встречаются первые, поэтому в данной статье под машинным обучением я буду иметь в виду его supervised часть.

Есть ли у вас четкая формулировка проблемы с понятным input и output?

Для задачи определения спама в электронном сообщении:

  • input: отправитель, заголовок и текст письма

  • output: (письмо является спамом) или 0 (не является)

Для задачи машинного перевода:

  • input: текст на исходном языке

  • output: текст на языке перевода

Для определения намерения пользователя в чате:

  • input: последние n сообщений в чате

  • output: intent (приветствие, прощание, желание купить продукт, технический вопрос, …)

И так далее… Любую ML-модель можно представить в виде функции, принимающей input и возвращающей output. Поэтому для начала четко сформулируйте, какие данные вы хотите подавать на вход и что получать на выходе.

Может, есть простое алгоритмизированное решение?

Большинство ML-алгоритмов применяются в ситуации, когда у проблемы нет точного решения или его чрезвычайно трудно закодить. Написать 10000 регулярок или 1 млн выражений if-else будет весьма трудно, и тут нужно посмотреть в сторону ML. Но подумайте, может, приемлемое качество выдаст дюжина?

Например, однажды у нас возникла потребность определять, что пользователь с нами только поздоровался и больше ничего не написал (intent «welcome»)

Часть таких пользователей не продолжали общение, а внимание и время оператора тратилось. Нам захотелось автоматизировать этап «приветствия»: то есть здороваться и уточнять вопрос ботом

Чтобы распознавать intent «welcome» мы могли бы потратить силы на сбор соответствующего датасета и обучение полноценной ML-модели. Но для начала мы решили сделать простое временное решение в виде регулярки, детектирующей небольшой список фраз вроде «добрый день», «добрый вечер», «здравствуйте». В итоге данного подхода оказалось более чем достаточно (полнота и точность нас полностью устроили). С момента запуска мы пару раз дополнили регулярку, анализируя логи и фидбэк, но это решение все еще успешно работает.

А еще довольно часто неплохой заменой ML оказывается хорошее интерфейсное решение. Пример для того же чатбота: продуманные пункты и переходы в меню, закрывающие большинство вопросов пользователей вместо обработки естественного языка.

Способен ли задачу решить человек?

Хорошая эвристика: может ли человек по заданному input предсказать output? Потому что если нет, скорее всего, качество модели также будет низким.

У нас был пример, когда по ответам на два вопроса от голосового робота («По какому продукту вы обращаетесь?» и «Какая у вас проблема?») мы хотели научиться предсказывать линию (первая для простых вопросов и вторая для сложных). Провели эксперимент, в котором попросили одного из аналитиков по транскрибациям ответов пользователей (input) предсказать линию (output). Так называемый human level performance (качество предсказаний человека по заданному input) оказался низким. Модель в итоге также показала не лучшее качество.

Как лучше подходить к проблеме?

Человек не рождается с умением выбрать оптимальный выход из положения.

Этот недостаток исчезает с обретением жизненного опыта, с каждой новой сложной ситуацией.

Если не избегать трудностей, а относится к ним как к обучению и саморазвитию, то сумеешь найти ответ на самые запутанные вопросы.

Пример поэтапного подхода к ситуации:

  • что я знаю о сложившемся положении;
  • какие можно сделать предположения о развитии;
  • какие данные мне не нужны для выбора правильного варианта;
  • точно ли это проблема? На кого и как она может повлиять;
  • какой выход будет минимально необходимым, а какой оптимальным?

После того как вы зададите себе все эти вопросы и определите суть трудностей, подумайте:

  • как начать собирать информацию, из каких источников можно её получить. Недостаток знаний влияет на поиск правильного ответа;
  • ищите настоящую причину, обычно она скрыта глубже вопросов, которые лежат на поверхности;
  • что нужно сделать после выхода из ситуации. Если придете к выводу, что делать ничего не требуется, возможно, не надо думать об этой проблеме;
  • сделайте быстрый «мозговой штурм» с коллегами, с друзьями, со специалистами. Обмен идеями обычно очень полезен для нахождения креативного и оптимального ответа;
  • сформируйте навыки сбора и упрощения подходящего контента, генерирования идей;
  • умейте делать выводы на основе ограниченного количества информации;
  • записи размышлений и полученные данные лучше вносить аккуратно, оформив, например, как таблицу в Excel. Такое визуально четкое оформление хорошо помогает анализировать контент;
  • попросите коллег дать обратную связь, как вам удается решать поставленные задачи, насколько оригинальный и действенный выход из ситуации вы обычно предлагаете.

Находить быстрый и правильный путь из сложного положения — развитие этого навыка является востребованной способностью в любой сфере жизни.

Экономический кризис требует инновационных и креативных подходов в бизнесе, финансовых инструментах.

Типовые речевые конструкции

Правильная формулировка проблемы является залогом получения высокого балла за написанное сочинение.

При обозначении выдвинутой проблемы можно использовать следующие словосочетания:

Какая проблема? Проблема трудная, злободневная, сложная, важная, серьёзная, глубокая, острая, философская, нравственная, социальная.
Проблема чего? Проблема войны, мира, добра, бережного отношения к природе, взаимоотношения «отцов» и «детей», патриотизма.
Что делает проблема? Проблема встаёт, возникает, заслуживает внимания, представляет интерес, ждёт решения

Что с проблемой можно сделать? Автор рассмотрел, поставил, выдвинул, изложил проблему; автор размышляет, думает, работает над проблемой; автор уделил внимание проблеме; автор коснулся проблемы.
Предлагаем использовать в сочинении при формулировке проблемы текста следующие речевые конструкции:
Автора текста волнует проблема…
Автор поднимает проблему…
Автор затрагивает важную проблему…
Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…
Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…
Текст …заставил меня задуматься над проблемой…
Проблема, поднимаемая…, – это…
Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель…
Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это…
Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и….

Что такое…?(В чем заключается…? Какую роль в жизни чело-века играет…?) Эту важную проблему поднимает автор… .

Поэтому использование типовых конструкций требует от автора сочинения определённых умений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: