Лечение стресса
Не откладывайте запись на прием к специалисту, если чувствуете, что самостоятельно не справляетесь со стрессом. На основании жалоб пациента назначается план терапии.
Примерная схема лечения выглядит так:
Терапевтическая практика у психолога. На данный момент существует множество психологических методик, которые помогут совладать со стрессом и вернуться к нормальной жизни. Специалист выберет нужную, исходя из состояния пациента и его личных особенностей.
Сбор анализов
Так как стресс может влиять на многие органы, важно выявить наличие проблемы на начальном этапе.
Медикаментозная терапия. Если стресс имеет не затяжной характер, то назначают мягкие седативные препараты, которые снизят беспокойство и тревожность
В более тяжелых случаях пациентам рекомендуют транквилизаторы и антидепрессанты.
Релаксация. К полезным для здоровья методам расслабления относятся дыхательные техники, массаж и йога.
От чего возникают ощущения в теле
Если случилось что-то существенное, мозг отдает команду реагировать в три отдела:
- автономная (вегетативная) нервная система
- гипоталамо-гипофизарно-адреналовая ось
- иммунная система
В кровь выбрасываются гормоны, некоторые из них готовят нас к борьбе, некоторые — к бегству, тормозятся пищеварительная и репродуктивная системы, поднимается уровень сахара в крови и т.д и т.п. Эти процессы ощущаются в теле в форме разнообразных покалываний, напряжений, дрожи, жара и т.п.
Люди могут совпадать в ощущениях в теле, а могут и нет, это необязательно.
Если говорить попроще, то тело реагирует на эмоцию немедленно, автоматически, по-разному, и самое важное — так это и было задумано!
Кому интересно разобраться поподробнее — читайте Роберта Сапольски, почему у зебр не бывает язвы желудка.
Ответ на вопрос «можно ли от этого избавиться» очевиден: нет. Не можно
Ощущения в теле — естественная часть работы нашего тела, оно так устроено.
Диагностика и лечение
диагностика проводится в специализированной клиник
- Сниженное настроение
- Апатия
- Снижение концентрации и внимания
- Потеря интереса к ранее любимым делам
- Ограничение социальных контактов
- Иногда – психосоматические проявления (боли различной локализации)
- Этап 1. Купирование острой симптоматики. Достигается путем применения фармакотерапии.
- Этап 2. Стабилизирующая терапия. Прием медикаментов в поддерживающей дозировке и курс психотерапии.
- Этап 3. Профилактика депрессивных эмоциональных расстройств. Достигается с помощью поддерживающей психотерапии и психообразовательных бесед.
Как избавиться от эмоций при необходимости
Контролировать эмоции — это не значит сдерживать их или избавляться от них, это значит уметь их применять.
Эмоции — психический ресурс, который нужно использовать, который имеет свою важность и большие преимущества, если правильно пущен в ход. Решение этого вопроса проходит в три этапа
Решение этого вопроса проходит в три этапа.
- Понимание своей психики. Когда человек отдает себе отчет в том, какими свойствами обладает, а какими нет, как их реализовать, чтобы они не вредили ему же, тогда ему намного легче выбирать нужные решения. Если осознает психические механизмы, причинно-следственные связи происходящего с ним, то может этим управлять, знает, как действовать.
- Анализ ситуации. Люди даже не всегда четко видят картину происходящего. Есть общее внутреннее ощущение «мне плохо», и все. Умение анализировать причины, по которым сложилась данная ситуация, возможные варианты развития событий, очень полезно. Чем больше исходных данных, тем легче решается задача, — так во всем, даже в чувственных переживаниях.
- Понимание психических свойств других людей. Поскольку подавляющую часть эмоций мы испытываем из-за других людей, то знание их особенностей помогает держать ситуацию под контролем. Понимая окружающих, выбираем нужный к ним подход, знаем, чего от них ожидать, как избегать ситуаций, которые вызывают негативные эмоции. Умеем общаться — получаем удовольствие от взаимодействия.
Есть много способов временно улучшить свое эмоциональное состояние, успокоиться в стрессовой ситуации, переключиться на что-то другое
Но человек не может вообще не реагировать на то, что имеет для него большую важность. Если бы он это не ценил, не стремился к этому, то и не переживал бы так при нежелательном развитии событий
Не получится просто перекрыть путь своему эмоциональному потенциалу какими-нибудь техниками, забросить подальше и забыть о нем. Он все равно проявится. Вопрос — в каком виде. Будет это поток неконтролируемых эмоций и тягостных переживаний или дополнительный стимул к достижениям и развитию?
Так, обладатель зрительного вектора может научиться использовать свою эмоциональность на пользу себе и обществу. Секрет — в направленности эмоций.
Когда человек концентрируется на собственных переживаниях, замыкается в них, то они могут взять над ним верх. Это происходит потому, что для одного него их полного объема слишком много, он не справляется.
Если же он умеет направлять чувства на других людей в положительном ключе, то есть сопереживать им, проявлять участие, желание помочь, то эмоциональный потенциал расходуется гармонично, более полно. Чувства не обрушиваются на человека всей своей махиной, а выполняют свое предназначение — то, для чего и были даны.
Тогда перед человеком и не встанет вопрос, как отключить эмоции. Он просто знает, куда их направить, и это делает его счастливым, самодостаточным, удовлетворенным жизнью и способным противостоять тяжелым ситуациям.
Поведенческие паттерны при пограничном расстройстве личности
Для людей с ПРЛ характерны следующие поведенческие паттерны (согласно определению доктора М.Лайнен):
1. Эмоциональная уязвимость. Испытывание значительных трудностей при регулировании отрицательных эмоций, включая высокую чувствительность к негативным эмоциональным раздражителям и медленное возвращение к обычному эмоциональному состоянию. Также сюда входит осознание и ощущение собственной эмоциональной уязвимости. Паттерн может включать тенденцию к обвинению социального окружения за нереалистичные ожидания и требования.
2. Самоинвалидация. Стремление игнорировать или не признавать собственные эмоциональные реакции, мысли, представления и поведение. Предъявление к себе нереалистично высоких требований и ожиданий. Может включать сильный стыд и направленные на себя гнев и ненависть.
3. Продолжающийся кризис. Модель присутствия частых стрессогенных, негативных событий, срывов и препятствий, часть из которых возникают в результате дисфункционального стиля жизни индивида, неадекватного социального окружения или случайных обстоятельств.
4. Подавленные переживания. Тенденция к подавлению и чрезмерному контролю негативных эмоциональных реакций — особенно тех, которые ассоциируются с горем и потерями: печаль, гнев, чувство вины, стыд, тревога и паника.
5. Активная пассивность. Стремление к пассивному стилю решения межличностных проблем, включая неспособность к активному преодолению трудностей жизни, зачастую в комбинации с энергичными попытками привлечь к решению собственных проблем членов своего окружения; выученная беспомощность, безнадежность.
6. Воспринимаемая компетентность. Желание казаться более компетентным, чем есть на самом деле. Обычно объясняется неспособностью к генерализации характеристик настроения, ситуации и времени. Также неспособность демонстрировать адекватные невербальные сигналы эмоционального дистресса (стресса, вызванного сильными негативными эмоциями).
Из вышеперечисленных особенностей психики людей с ПРЛ видно, что их жизнь напоминает непрекращающиеся, сменяющие друг друга кризисы. Люди с ПРЛ испытывают душевную боль, они крайне чувствительны, (особенно к критике, негативному отношению окружающих), часто злятся. Если относиться к ним доброжелательно, принимать и понимать их, то такие люди могут вполне хорошо уживаться с окружающими.
Симптомы эмоциональной нестабильности
Неустойчивость эмоций бывает двух вариаций: импульсивной и пограничной. Пограничному типу присуще довольно развитое воображение, чрезмерная впечатлительность, подвижность восприятия, неумение адекватно воспринимать обыденные трудности, аффективная лабильность. Любое препятствие на стези таких людей воспринимается ими мучительно и нездорово.
Подобное состояние также именуют неустойчивой психопатией. Оно граничит с шизофренией. Психическая лабильность рассматриваемого типа зарождается в пубертате. Поскольку именно данный период характеризуется превалированием собственных желаний над общепринятыми поведенческими нормами.
Эмоциональная нестабильность подростков здесь обнаруживается в неусидчивости, сменах настроения, фрустрации и невнимательности. Человек, имеющий эмоционально-лабильное расстройство данного типа, часто адекватно воспринимать жизненные испытания не может. Поэтому нередко данные особенности отношения к бытию приводят индивидов к алкоголизму либо наркомании, также могут толкать на преступление. У лиц с рассматриваемым типом отклонения сильно развито ощущение привязанности, что порождает отсутствие самостоятельности. Такие люди склонны шантажировать близких собственным самоубийством. Они довольно конфликты и любят закатывать скандалы из-за ревности.
Людям с эмоционально-неустойчивым отклонением импульсивного типа свойственная чрезмерная возбудимость. Эмоциональная нестабильность у ребенка здесь характеризуется детской капризностью, обидчивостью. Такие малыши склонные к истерикам, агрессии. Взрослым лицам, помимо приведённых симптомов, присуща распущенность и высокая половая активность.
Такие индивиды часто совершают публичные эмоциональные действия, которые нередко сопровождаются вспышками ярости.
Окружающих людей страшит подобное поведение, у них отсутствует понимание поступков индивидов, страдающих лабильностью эмоций. Поэтому они стремятся минимизировать взаимодействие с подобными лицами. Индивиды, страдающие описываемым типом отклонения, выделяются бескомпромиссностью и жестокостью.
Люди с лабильностью эмоций характеризуются нарушением самооценки, невозможностью построения адекватных взаимоотношений с социумом. Они ощущают одиночество, вследствие чего совершают яростные попытки, дабы избежать его. Им свойственны резкие смены настроения. Такие люди ощущают всеобъемлющий страх из-за необходимости внесения корректив в планы.
Как справиться с тревожностью?
Физические упражнения:
- Контроль дыхания. При очередном приступе тревоги можно делать дыхательные упражнения. Например, диафрагмальное дыхание: глубокий вдох на 2 счета, глубокий выдох на 4 счета. Дышим «животом» − выпячиваем его на вдохе, и втягиваем на выдохе. Для удобства можно положить руку на живот.
- Мышечная релаксация. Повышенная тревожность стимулирует мышечное напряжение, а оно лишь усиливает дискомфорт. Чтобы этого избежать, учимся расслаблять мышцы. Поочередно напрягаем и расслабляем спустя 7-10 секунд конкретные группы мышц – лоб, рот, нос, кисти, пресс, бедра.
Упражнения с блокнотом/дневником:
Анализ опасности и последствий. Чтобы справиться с беспричинным или точечным страхом, можно задавать себе конкретные вопросы и записать их на бумагу. Например: «Что именно плохого может произойти?», «Что может случиться, если я сделаю/не сделаю чего-то?». Расписываем ответы. А потом задаем новый вопрос к каждому пункту – «Что именно я могу сделать сейчас, чтобы не допустить этой ситуации?» и «Что я конкретно буду делать, если пугающее меня событие произойдет?». Такой способ помогает ощутить контроль над ситуацией, делает будущее более простым и понятным.
Дневник эмоций. При терапии тревожности хорошо помогает анализ эмоций. Стараемся ежедневно записывать на бумагу свои переживания, особенно – негативные
В моменты приступов читаем дневник, обращая внимание на дату. Скорее всего, вы легко сможете заметить повторы – одни и те же навязчивые мысли и страхи
Более того, с помощью дневника можно установить периодичность тревожных мыслей и ситуации-катализаторы, которые запускают негативную симптоматику.
«Черный список». Выписываем на лист все наши тревожные опасения отдельными фразами. И добавляем напротив каждого пункта противоположные, позитивные высказывания на основе своего жизненного опыта. Например: «Я не справлюсь с этим заданием, и меня уволят» − «Я уже справлялся с тяжелыми заданиями, решал стрессовые ситуации, справлюсь и с новой». При этом стараемся не просто записать мотивирующую фразу, но и вспомнить, заново «прожить» чувство уверенности в своих силах.
Мысленные упражнения:
Переключение эмоций. Эта техника хорошо подходит для борьбы с острыми приступами паники и страха
Ее цель – заменить интенсивную негативную эмоцию другими, отвлечь свое внимание. Переключатели могут быть тактильными и звуковыми – прикоснуться к холодному, шершавому, пушистому предмету и сосредоточиться на ощущениях, включить любимую музыку
Можно использовать и технику перечисления – рассматривать и называть окружающие предметы. Например, по группам – найти и перечислить 5-10 предметов заданного цвета, плотности и любой другой характеристики.
Выражение чувств. Обуздать тревожные мысли часто мешают эмоциональные блоки – нас с детства учат сдерживать свои переживания, быть сильными и стойкими. Из-за этих установок у нас внутри появляется и растет невыраженное эмоциональное напряжение. Чтобы избежать этого, попробуйте чаще выговариваться. Не обязательно живому человеку – можно «поговорить» с домашним питомцем, или представить себе диалог с другом, пусть даже вымышленным. Найдите укромное место и просто говорите вслух обо всем, что вас беспокоит. О том, как прошел день, как идут дела с работой и учебой. Не переживайте, если фразы будут бессвязными. Акцентируйте внимание на ощущениях в теле, и пробуйте выражать их словами.
Химия стресса
Реакцию организма на стресс контролирует гипоталамус и надпочечники. Фиксируя стрессовую ситуацию, организм выделяет определенные гормоны. Адреналин и норадреналин вырабатываются в надпочечниках при первых признаках опасности. Он повышается при тревоге и шоковых состояниях, из-за него усиливается сердцебиение и расширяются зрачки.
Норадреналин выделяется при любых шоковых ситуациях. Его действие связано с повышением артериального давления.
Уровень кортизола растет при экстремальной ситуации или физической нагрузке. В малых дозах не влияет на организм. Но длительное воздействие этого гормона наносит ущерб мозгу, буквально уменьшая его размеры. Большое количество кортизола вызывает потерю синоптических связей между нейронами и уменьшение префронтальной коры головного мозга, которая регулирует концентрацию, принятие решений, рассудительность и социальное взаимодействие.
Пролактин особенно влияет на женщин, у которых органом-мишенью являются молочные железы. В ситуации сильного стресса начинается выделение этого гормона, вследствие чего начинаются проблемы с обменом веществ.
Кортиколиберин активирует центр страха и тревоги, вызывает анорексию, повышает артериальное давление.
Слова выражающие чувства
Слова, выражающие злость:рассерженный, раздраженный, ожесточенный, недовольный, взбешенный, сердитый, неистовый, враждебный, разгневанный, возмущенный, разъяренный.
Слова, выражающие любовь:нежный, влюбленный, заботливый, обаятельный, пылкий, добрый, восхитительный, страстный, чувствительный, мягкий.
Слова, выражающие удивление:пораженный, изумленный, поставленный в тупик, сбитый с толку, смущенный, потрясенный, озадаченный, ошеломленный, в недоумении, в шоке, оглушенный.
Слова, выражающие растерянность:сконфуженный, озабоченный, разочарованный, смущенный, стесненный, расстроенный, опозоренный, пораженный, возбужденный, застенчивый, униженный, нервный, ошеломленный, робкий.
Слова, выражающие страх:напуганный, взволнованный, встревоженный, озабоченный, угрожающий, испуганный, ужаснувшийся, беспокоившийся, остолбеневший, панический, дрожащий, запуганный, тревожный, обеспокоенный.
Слова, выражающие отвращение:оскверненный, отвратительный, неприязненный, отталкивающий, тошнотворный.
Слова, выражающие вред:ужасный, жульнический, гнетущий, безнадежный, мрачный, страшный, брошенный, надоедливый, пренебрегаемый, несправедливый, отвергнутый, возмущенный, испорченный, презренный, неуважаемый, униженный, раненный.
Слова, выражающие унижение:преданный, пораженный, расплющенный, униженный, приниженный, глупый, беспомощный, неадекватный, неспособный, худший, оскорбленный, надоедливый, бессильный, недооцененный, непригодный, недостойный, бесполезный.
Слова, выражающие счастье:блаженный, очаровательный, оживленный, восхищенный, восторженный, ликующий, победный, сказочный, головокружительный, довольный, удовлетворенный, возвышенный, веселый, радостный, обеспеченный, угодивший.
Слова, выражающие одиночество:покинутый, одинокий, скучающий, осиротелый, несчастный, уволенный, опустошенный, исключенный, заброшенный, оставленный, игнорируемый, оставленный, игнорируемый, изолированный, обманутый, унылый, потерянный, отвергнутый, презренный, униженный.
Слова, выражающие грусть:унылый, удрученный, подавленный, печальный, мрачный, суровый, угнетенный, угрюмый, гнетущий, безрадостный, приниженный, грустный, невеселый, жалкий, замкнутый, огорченный, скорбный, обеспокоенный, изнуренный.
Слова, выражающие полезность:приятный, дружелюбный, благотворный, заботливый, совместный, сочувствующий, творческий, радушный, добрый, любезный, услужливый, поддерживающий, полезный.
Слова, характеризующие деятельность:оживленный, храбрый, проворный, энергичный, активный, сильный, резвый, отважный, вдохновленный, бойкий, бодрый, мощный, крепкий, горячий, веселый, проворный, трепещущий, решительный, живой.
Список дефектов характера
Следующая страница > Основные человеческие потребности
Аффекты
Гнев | Отрицательно окрашенный аффект. Крайняя степень возмущения |
Враждебность (Неприязнь) | Комплекс аффектов: Гнев + Обида + Отвращение |
Растерянность (аффект недоумения) | Острое психопатологическое состояние, сочетающее эмоциональный (интенсивную тревогу) и когнитивный (острое чувство непонимания происходящего) компоненты |
Страх | |
Ужас | Разновидность аффекта — состояние человека под влиянием сильного страха (испуга), отличительной чертой которого является подавленность (оцепенение), иногда дрожь, в общем, отсутствие активной реакции по устранению источника страха |
Оцепенение | Состояние ступора или неподвижности |
Радость | |
Восторг (Эйфория) | Положительно окрашенный аффект или эмоция. Ощущается как очень мощное, внезапное, всезаполняющее чувство счастья, восторга |
Оживление | Активное движение, заметные проявления какой-либо деятельности |
Связь гормонов с перепадами настроения
Для перепадов настроения характерна быстрая и частая смена эмоционального состояния. Например, позитивное, бодрое и радостное расположение переходит в негатив, апатию и даже злость или, наоборот, из негатива в позитив, из слёз в смех. Такие перемены могут проявляться у всех людей, это не зависит от пола и возраста.
Настроением называют стабильное, устойчивое состояние людей, которое отражает эмоциональное восприятие реальных событий.
Позитивное настроение является очень важным для здоровья каждого из нас, так как частая смена эмоционального состояния разрушает человека и психически, и физически.
Наши эмоции весьма разнообразны, и на них существенное влияние оказывают гормоны:
-
серотонин, отвечающий за позитивное, радостное, оптимистичное настроение, ещё его называют гормоном удовольствия;
-
дофамин, тоже отвечающий за положительные ощущения, такие как наслаждение, радость, удовольствие, энтузиазм;
-
эндорфин, ещё один счастливый гормон, вызывает эйфорию;
-
за состояние влюблённости и романтическое настроение отвечает фенилэтиламин;
-
за решительность и уверенность, стремление к победе отвечает тестостерон;
-
окситоцин, очень важный гормон при беременности, родах и кормлении малыша,
благодаря ему человек чувствует нежность, доверие и привязанность;
-
адреналин, гормон негативного состояния, вызывает стресс, ярость, раздражение, гнев, страх, напряжение.
Выработка и наличие тех или иных гормонов в организме имеют сложную цепочку реакций, в результате которых человек может принимать какие-либо решения. Многие гормоны серьёзно влияют на работу головного мозга.
Поэтому любое нарушение в цепи «гормон-мозг» способствует тому, что настроение может меняться спонтанно и проявляться в виде неконтролируемого и немотивированного поведения.
3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина
Аника Снаговская
Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.
✕
Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя
И начать новую, счастливую для себя жизнь.
Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»
Заберите Ваши подарки!
При наличии частых перепадов настроений, например, у подростков, следует срочно обратиться к профильному специалисту
Если затягивать и не уделить этому внимание, впоследствии такое состояние может перейти в депрессию, биполярное расстройство и даже привести к суициду. Специалисты, к которым можно обратиться, – это психологи, психотерапевты, психиатры, неврологи.
Признаки стресса
По статистике, в России стрессу больше подвержены женщины из-за их повышенной эмоциональности и чувствительности. В 2020 году сильные негативные переживания испытали люди всех профессий, но особенно учителя, предприниматели и, конечно, врачи.
Этот год оказался сложным для многих, поэтому количество людей с хроническим стрессом многократно увеличилось. При этом люди стали считать свое подавленное состояние нормой
Но даже в самые тяжелые времена важно не запустить ситуацию и дать болезни отпор.
Стресс подвергает изменениям весь организм, поэтому стоит обратить внимание на симптомы разного характера.
Поведенческие признаки стресса:
-
конфликтность;
-
агрессивность;
-
раздражительность;
-
потеря интереса к жизни, друзьям, своему внешнему виду;
-
снижение самооценки;
-
подозрительность;
-
частые приступы гнева и чувство беспомощности.
Изменение образа жизни:
-
нарушение сна;
-
появление вредных привычек;
-
повышенная утомляемость;
-
снижение работоспособности.
Интеллектуальные признаки:
-
плохая концентрация;
-
чрезмерная отвлекаемость;
-
уменьшение внимания.
Изменения мышления:
-
снижение креативности и памяти;
-
нарушение логики;
-
частые ошибки в орфографии.
Физиологические признаки:
-
частые головные боли;
-
учащенное сердцебиение;
-
снижение иммунитета;
-
резкое похудение или, наоборот, стремительный набор массы;
-
ухудшение работы органов.
Снятие эмоциональных блоков
Человеческий организм представляет собой неделимую систему, включающую эмоциональную сферу, психику, тело. Поэтому и коррекционное воздействие должно быть не направленным, а системным.
Работая с симптоматикой необходимо подключать сенсорно-телесный и ментальный каналы.
Убрать эмоциональный блок означает проработать его, осознать разницу между конструктивным и разрушительным эмоциональным проявлением, что поможет разрешить множество проблем особенно в области межличностного взаимодействия.
Наиболее простым методом ликвидации мышечных зажимов является осмысление, прочувствование с последующим высвобождением скопленных в теле эмоций.
Как правило, человеку на протяжении дня не удаётся прожить все ситуации или осуществить желаемые действия. Поэтому необходимо в конце суток стараться уделять этому время. Можно дать волю злости, слезам, гневу, пока не наступит облегчение. В таком проявлении нет запретов. Выражать эмоции можно криком, битьём подушки или посуды, метанием дротиков. В таком эмоциональном изъявлении главное убрать оценивание. Когда человек начинает подвергать оценке собственные эмоции, он сильнее закрепляет эмоциональные зажимы.
Нужно осознать, что эмоции являются помощниками людей, поэтому среди них не бывает ни негативных, ни хороших. Так, например, злость может свидетельствовать, что границы человека были преступлены, а отвращение сообщает об избыточности чего-то.
Осознавая эмоции, человек лучше понимает собственные потребности, стоящие за ними.
Итак, как снять эмоциональные блоки?
Популярной, простой, но при этом максимально эффективной до сих пор является техника написания письма. Она подразумевает либо написание сообщения обидчику, если невозможно обговорить лично с ним ситуацию, либо излитие чувств на бумаге. Главное в этой технике – избегать анализа. Здесь не нужно подбирать слова, записывать рекомендуется всё, приходящее в голову. Эту практику рекомендуется делать регулярно.
Аналогичной техникой является и рисование. Различие состоит лишь в том, что чувства выражаются не словами, а рисунками.
Решив избавиться от эмоциональных блоков, страхов, ложных установок нужно, прежде всего, избавиться от внутреннего «прокурора». Не нужно обвинять себя. Вокруг итак много людей, готовых это сделать с радостью. Себе нужно быть «адвокатом», поддерживая себя, а не ругая. Бранить себя бессмысленно. Это лишь порождает чувство вины и эмоциональные зажимы. Необходимо воспринимать любую ситуацию в качестве опыта и выносить урок из неё.
Также расслабить мускулы и устранить зажимы помогают систематические медитации (помогающие ощущать себя в моменте «здесь и сейчас», осознавая мышечные блоки), массаж (воздействующий непосредственно на зажимы), занятия йогой и растяжкой. Плавание также является эффективным «снадобьем», способствующим достижению ощущения умиротворения, расслаблению мышц, улучшению сна, усилению концентрации, ясности ума, состоянию кожи.
На примере переживания гнева
Давайте посмотрим на эту комплексную реакцию на примере переживания гнева.
Как сообщают нам об этом три разных языка:
- «Она не имеет права так поступать! Это УЖАСНО несправедливо!» — мысль
- Чувствует злость, раздражение, гнев — эмоции
- Напряжены плечи, руки, сердце колотится — это ощущения в теле.
Вот так описывали свои ощущения при гневе в моем опросе:
Посмотрите на тепловую карту человека в гневе: вся энергия ушла наверх и в руки.
Дневники для самостоятельной КПТ психотерапии
Помогают работать с уверенностью в себе, самооценкой, тревогой, депрессией.Разработаны психологом
ПОСМОТРЕТЬ
Механизмы тревожных расстройств
То, почему возникает тревога без причины, связано с неправильной работой нейромедиаторов мозга.
У людей с тревожным расстройством наблюдается дисфункция миндалевидного тела (амигдалы, миндалины). Эта структура отвечает за распознавание опасности и реакции на страх. Из-за нарушений в работе миндалины организм получает ложную информацию об опасности. Происходит выброс нейромедиатора адреналина − «гормона стресса», который активизирует реакции вегетативной нервной системы.
У нас ускоряется сердцебиение, повышается давление и тонус мышц, учащается дыхание, появляются тошнота и диарея. При угрозе все эти механизмы помогают нам – повышают скорость реакции, позволяют мощно атаковать или быстро убегать. Но реальной опасности нет. И видоизмененное состояние становится для человека мучительным, мешает трезво размышлять, работать или отдыхать.
Но мне неприятно ощущать все эти комки, трепетания и дрожи!
Ну да, понимаю, неприятно. Мне тоже. Так воспринимается, потому что:
- ощущение непривычно, в теле что-то меняется;
- или обозначает, что происходит что-то неприятное;
- или вы убеждены, что такие ощущения — плохо или опасно;
- или потому что было бы приятно — вы бы внимания не обращали бы на опасность — выбирайте причину, которая вам больше нравится.
Мы не можем это контролировать, даже если очень сильно хочется — такой контроль не предусмотрен и не стоит тратить усилия на упрямые попытки поспорить с природой. Проиграете
Кстати, насчет убеждения, что ощущения в теле — это опасно или плохо. Есть одно прекрасное упражнение из подхода ACT, которое продемонстрирует вам, насколько это серьезная проблема. В случаях панических атак проблема контроля и объяснения себе ощущений в теле играет просто ключевую роль.
Упражнение «Выключи свою называлку»
- Посмотрите вокруг вас и найдите хотя бы одну вещь, которую вы не можете назвать или обозначить словами.
- Посмотрите вокруг и найдите хотя бы одну вещь, о которой у вас нет мнения или которую вы не можете оценить.
- Итак, вы обнаружили, что таких вещей нет! Вы способны назвать абсолютно всё и иметь мнение по поводу абсолютно всего. Это крайне удобно и полезно в жизни.
- Проблемы начинаются, когда вы пытаетесь применить тот же подход к внутренним ощущениям в теле. Переживая ощущения в теле, вы описываете и оцениваете их сами для себя в негативном ключе: «всё горит, напряжено, сжато, негативная энергия в голову, неприятно крутит живот» и так далее. Все так делают, не волнуйтесь
- Найдите любое ощущение в теле — вы отсидели ногу, хочется в туалет или болит голова. Опишите его как можно подробнее сами для себя словами (можно не вслух). Не стесняйтесь в раздаче оценок и мнений! «Нестерпимо ломит виски», «адски хочется в туалет, сейчас лопнет», «абсолютно не чувствую свою ногу, странное ощущение будто она ватная или чужая». Оцените уровень боли или дискомфорта по шкале от 1 до 10.
- Теперь попробуйте на минутку выключить эту внутреннюю словесную оценивалку-называлку. Попробуйте на несколько мгновений ощущать эти ощущения просто как есть, без награждения их названиями и описаниями. Прочувствуйте их, но не давайте оценок или названий. Слова — выключите. Это ужасно сложно, но можно И теперь оцените уровень боли или дискомфорта. Скорее всего, он снизится.
Чем сильнее мы уверены, что это самое «неприятно щекотно» в животе — неприятно и неправильно, тем сильнее оно будет неприятно. Понимаете мою мысль?
Симптомы тревожного расстройства
При тревожных расстройствах человек может испытывать как эмоционально-поведенческие, так и физиологические симптомы.
Психологические признаки:
- Приступы беспричинного страха
- Фоновое постоянное чувство тревоги и беспокойства
- Состояние дезориентации во время приступа
- Навязчивые переживания о потенциальных неудачах и опасностях
- Частые перепады настроения
- Недостаток положительных эмоций, депрессивный фон
- Сложности с концентрацией внимания
- Быстрая утомляемость, низкая работоспособность
- Избегание социальных взаимодействий
- Заниженная самооценка, склонность к самокритике
- Чрезмерная застенчивость, самоизоляция
Физиологические признаки:
- Моторное напряжение, суетливость движений и речи
- Головные боли, головокружение, общая слабость
- Боль в сердце, повышенный пульс и артериальное давление во время приступов
- Затрудненное дыхание
- Дрожь и онемение конечностей
- Тошнота, рвота, боли в желудке, диарея
- Нарушения терморегуляции, повышенное потоотделение
- Бессонница, ночные кошмары, поверхностный прерывистый сон
- Отказ от еды или нервное переедание