Профессионально важные психологические качества тренера и модель личности тренера

О мифах и заблуждениях

Со стороны кажется, что работа тренера — это такой праздник, где ничего особо делать не надо, только красиво выступай и деньги зарабатывай.

Или кажется, что это такая творческая профессия — тут столько всего интересного! На самом деле это достаточно стрессовая работа. Она требует моральных и физических сил, умения собрать себя. «За кадром» не видно серьёзной подготовки, внутренних ресурсов, которые требуются для проведения обучения. Если эта профессия и похожа на звёздное шоу, то только тем, что надо всегда хорошо выглядеть, не терять лицо, в каком бы состоянии ты ни находился.

Очень часто бизнес-тренеры выгорают.

Многим корпоративным тренерам приходится вести изо дня в день одни и те же программы. Поля для творчества у них остаётся мало. Или приходится постоянно ездить по регионам, чтобы проводить массовое обучение, и никто не спрашивает, хочешь ты эту программу или нет, — ты просто её ведешь. Тренер-фрилансер тоже очень часто не имеет возможности отказаться от работы, даже если плохо себя чувствует.

Заказчики бывают очень разные, не всегда прислушиваются, даже если тренер пытается им объяснить, как сделать лучше.

Иногда они хотят невозможного — условно говоря, дайте нам 15 тем за четыре часа на сто человек, и пусть будет результат! И никакие убеждения не действуют.

Здесь постоянно есть опасение потерять свою репутацию, поскольку это публичная профессия, и у нас узкий рынок, все друг про друга знают. Выходя в группу, каждый раз думаешь: «А что, если будут плохие отзывы, кому-то что-то не понравится, достигнем не тех результатов, которые нужны?»

В общем, идя в эту профессию, нужно видеть все оборотные стороны и быть к ним готовым.

Про неправильных тренеров

Плохо, если бизнес-тренер не спрашивает у заказчика, как обучение связано с теми задачами, которые сейчас есть у бизнеса.

И про то, как в компании собираются внедрять полученные навыки. Тренер считает — он провёл обучение и ушёл. А заказчик думает, что всё должно измениться волшебным образом, и тренер ему не рассказывает, что с его стороны тоже нужны усилия для того, чтобы результаты обучения прижились и поведение поменялось. Если тренер об этом на переговорах не рассказывает, то можно поставить ему минус за непонимание процесса системного обучения.

Есть тренеры, которые приходят в профессию, чтобы самоутвердиться за счёт других людей, хотя сами не всегда это осознают.

Это видно по тому, как они работают с людьми. Они ставят себя в позицию бога и носителя непреложной истины и явно демонстрируют это группе. Для взрослых людей такое очень неприятно и болезненно.

Работа со взрослыми — это работа на равных. Мы имеем дело с людьми, у которых есть собственный опыт и сложившееся мировоззрение. Они могут быть умнее тренера и даже в чем-то экспертнее.

Зарплата фитнес-тренера

Зарплата значительно разниться в зависимости от фитнес-центра, опыта специалиста, стоимости его услуг и других факторов.

Есть разные способы формирования зарплаты в клубе. Например, она может считаться по формуле: весь доход за вычетом арендной платы.

Арендная плата используется в тех клубах, где тренер должен быть оформлен в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае он арендует часть зала и проводит на ней тренировки. Так как арендная плата фиксирована, доход будет тем выше, чем больше денег будет получено от клиентов.

Еще один способ увеличения дохода — повышение стоимости услуг. В большинстве случаев это происходит, если тренер прошел дополнительные курсы, с помощью которых он научился эффективнее проводить занятия. На стоимость услуг может влиять и наличие спортивных достижений. Фитнес-тренер, являющийся призером различных соревнований, может иметь зарплату в 2-3 раза выше средней по клубу.

Часть тренеров акцентируют свою деятельность на проведении групповых тренировок. В этом случае стоимость услуги для одного человека ниже, но за счет набора группы общий доход возрастает.

Также в некоторых спортивных центрах назначается почасовая оплата, если тренер вышел на дежурство, а персональные тренировки назначаются с помощью специалиста. В этом случае можно точнее планировать свой доход.

По информации сервисов поиска работников, инструктор может рассчитывать на зарплату от 12 тысяч рублей до 200 тысяч рублей.

Источник фото: Andrea Piacquadio/pexels

О том, как становятся тренерами

Типичный сценарий: был лучшим продавцом, начал постепенно учить и тренировать и решил сделать это своей профессией.

Или был руководителем, развивал свой персонал, потом тебя позвали учить других (сначала в рамках компании, где работаешь) — и ты стал тренером. Это достаточно частая история. Реже бывает, когда кто-то решил сразу после института: пойду в тренеры. Обычно это всё-таки путь из практики.

Я не очень верю в тех тренеров, которые никогда ничего сами не продавали, но зато успешно учат продажам.

И в тех, кто не имел опыт в управлении, но проводит тренинги для управленцев, тоже не верю. Надо сначала пороху понюхать, а потом уже, обладая экспертизой, нести в массы новые знания. Если люди знают, что ты на те же грабли наступал, проживал то, о чём рассказываешь, к тебе по-другому относятся.

Мы недавно проводили опрос среди тренеров, и один из вопросов был про базовое образование.

Большинство (около 80%) ответили, что их базовое образование либо педагогическое, либо психологическое. Но есть и те, у кого техническое, медицинское или другое. Такие люди приходят в тренерство другим путём.

Это не значит, что обязательно нужно фундаментальное, академическое психологическое образование.

Для работы бизнес-тренером настолько глубокие знания психологии не требуются. Психологические навыки просто позволяют более эффективно общаться с другими людьми, понимать их мотивы. А для этого можно читать книги по психологии и педагогике, ходить на краткосрочные курсы, но самое главное — нужно прежде всего над собой работать, в себе разобраться, быть здоровой и зрелой личностью.

Сила воли

Наличие у человека силы воли может быть не так уж заметно. Она проявляется лишь тогда, когда нужно преодолеть самого себя и устоять перед соблазнами. Именно сила воли помогает спортсмену преодолеть страх перед трудностями, которые ожидают его на профессиональном пути.

Когда дети впервые приходят в тренировочный зал, они не думают о проигрышах или отказах в контрактах. Их беспокоит та физическая боль, которую они могут получить при выполнении упражнения или случайном падении. Это опасение мешает взять высокую планку, и победить его можно лишь при наличии силы воли. Спортсменам всю жизнь приходится бороться с подсознательным страхом получить тяжелые травмы. Опытный гимнаст, выполняя новый элемент, волнуется ничуть не меньше, чем ребенок, учащийся стоять на брусьях.

Преодоление своей натуры — ежедневный процесс. На тренировке нельзя себя жалеть и придумывать отговорки, чтобы не заниматься. Безвольный спортсмен отмахивается на замечания тренера и не воспринимает их всерьез. Он никогда не проявляет инициативу и радуется, если появляется шанс поработать немного меньше, чем обычно. «И так сойдет», «у меня не получится», «слишком сложно» — это фразы, непозволительные для чемпиона.

Если ребенок изначально проявляет наплевательскую позицию, то с годами он делает это все демонстративнее. От него требуется осваивать новые навыки, требующие наличия определенной «базы». Тот, кто в детские годы был гордостью команды, может на этом этапе остановиться в прогрессе.

Бывают также ситуации, когда юный спортсмен много занимается, а видимого прогресса нет. Может показаться, что он застрял на одном месте, и обратно ему не выбраться. В действительности же улучшения есть, но заметить их может лишь тренер. Если не бросить тренировки на данном этапе, то высока вероятность, что дальше дело пойдет лучше. Ребенок, идеально знающий основы, сможет легко освоить новые приемы. Нужно лишь дать ему время.

Уверенность в себе

Уверенный в себе спортсмен психически более устойчив, чем его коллеги, обделенные этим качеством. Он спокойно относится как к проигрышам и не превращает их в трагедию. Вместо этого он объективно анализирует допущенные ошибки и работает над собой. А победы не превращают его в нарцисса, требующего поклонения своей персоне.

Дети, обладающие этим качеством, не боятся показать на публике результаты тренировок. Они воспринимают соревнование как праздник. Пока что от них не ждут чего-то поразительного, поэтому можно не перенапрягаться. В будущем, повзрослев, спортсмены уже не смогут относиться к турнирам с такой же беспечностью и легкостью. Но психическая устойчивость не даст им потерять самообладание и дать страху победить.

Уверенные в себе спортсмены видят профессиональное развитие как марафон. Они понимают, что процесс очень длителен и почти не оставит времени как следует отдохнуть. Но рано или поздно они окажутся у финиша, ведь ради этого им пришлось работать не один год. Становление от новичка до мастера спорта занимает, по самым скромным оценкам, 9-10 лет.

У спортсмена, который не верит в свои силы, при виде этих чисел опустятся руки. Некоторые понимают цену успеха, лишь уже успев встать на путь к его достижению. И если спортсмен не обладает психической устойчивостью, это осознание может навсегда выбить его из колеи.

Поведение тренера в тренажерном зале

Нужно обратить внимание на следующие моменты:

При первой встрече инструктор должен расспросить вас о ваших целях, возможных физических ограничениях и других важных моментах, которые влияют на принцип составления тренировки.
Инструктор не должен постоянно с вами болтать, особенно во время выполнения подхода

Очень важно не отвлекаться и выполнять упражнение с максимальной концентрацией, тренер может лишь давать советы по правильной технике. Во время отдыха разговоры допускаются, если вы сами проявляете к ним инициативу

Но при этом они не должны мешать распорядку тренировки.
Инструктор всегда должен давать ответы на ваши вопросы, причем доступным языком. Если вас начинают «грузить» теоретической сложной информацией, которую сложно применить на практике, возможно он таким образом пытается уйти от прямого ответа. Если вы чего-то не понимаете, не бойтесь задавать уточняющие вопросы.
Инструктор не должен с вами флиртовать, лишний раз допускать физический контакт, первым переходить на «ты» и другим образом вести себя непрофессионально.
Инструктор при показе нового упражнения всегда сначала сам показывает технику его выполнения и основные ошибки. Затем корректирует ваше выполнение.
Инструктор во время персональной тренировки не отвлекается на других посетителей фитнес-клуба, тренеров и т. п
Всё его внимание должно быть сконцентрировано на вас.
Вам должно быть психологически комфортно заниматься с инструктором. Если он — отличный специалист, но не подходит конкретно вам, лучше подыскать другого.

Если вы уже тренируетесь в конкретном зале и ищите тренера, поговорите с его клиентами. Узнайте, комфортно ли им заниматься с ним, достигают ли они своих целей

Также посмотрите со стороны на их тренировки, обращая внимание на вышеуказанные пункты

Обязанности тренера по фитнесу

Главная обязанность инструктора — слушать и слышать пожелания клиента. Также инструктор должен учесть множество факторов, которые могут повлиять на качество тренировки.

Это может быть:

  • Наличие болезней.
  • Травмы мышц.
  • Растяжения связок и сухожилий.
  • Особенности телосложения.
  • Наличие опыта тренировок и т. д.

Также инструктор должен привить дисциплину своему клиенту и мотивировать его на достижение поставленных целей.

Тренер обязан составлять индивидуальный план тренировок, так как только в этом случае он сможет полностью развить тренировочный потенциал клиента и приблизить его к желаемому результату.

Например, если посетитель фитнес-клуба решил проводить занятия с профессионалом, для начала он должен подробно уточнить все физические параметры клиента.

Тренер обязан показать и рассказать основные этапы будущей тренировки, выбрать оптимальный режим занятий, и скорость достижения поставленной цели.

Если фитнес-инструктор проводит групповую тренировку, он должен набирать группу клиентов, имеющих одинаковую или похожую цель. До начала занятий также проводится оценка физического состояния всех участников, выбирается общая цель и система упражнений.

Также фитнес-тренер должен регулярно повышать квалификацию и подтверждать свои знания. В сфере фитнеса приветствуется изучение дополнительных курсов, которые расширяют возможности специалиста. Кроме этого, тренер должен обладать навыками первой помощи, так как тренажерный зал — это источник повышенной опасности.

Тренер и спортивный психолог

Не секрет, что во многих командах, особенно в странах, где спортивная психология непопулярна, тренер выполняет функции психолога помимо самого коучинга. Без сомнения, опытный тренер знаком с основами психологии, но его главная забота — это все же спортивные достижения. В то время как спортивный психолог следит за тем чтобы спортсмены в процессе тренировок и во время соревнований не подвергались слишком сильному стрессу.

Только опытный психолог может вовремя заметить плохие изменения в психологическом состоянии спортсмена и сразу начать коррекцию.

Также психолог смягчает напряжение, создаваемое тренером. При этом не оказывая влияния на результаты.

Собранность

Собранность и умение сконцентрироваться — черты, необходимые каждому спортсмену. Эти качества помогают абстрагироваться от несущественного и направить все силы на действительно важные вещи. Собранному ребенку не страшны стресс и волнение соревнований. Нередко соперник проигрывает лишь из-за своей неспособности сосредоточиться.

Во время тренировок концентрация также важна. Она должна быть устойчивой и длиться несколько часов подряд. Необходимо слушать указания тренера, контролировать свое тело. Некоторые наставники дополнительно выделяют время, чтобы помочь ученику стать более внимательным при помощи специальных упражнений.

Высокая концентрированность дает немало преимуществ.

  1. Быстрая и точная оценка ситуации.
  2. Возможность отыскать в памяти оперативный и надежный способ разобраться с трудностями.
  3. Накопление позитивного опыта от решения внезапно возникших проблем. Спортсмен проявляет спокойствие в критической ситуации, благодаря чему сохраняется ясность мыслей.

И когда спортсмен множество раз подряд успешно преодолевает жизненные препятствия, его уверенность в себе возрастает.

Некоторые виды спорта (спортивная гимнастика, единоборства, синхронное плавание, фигурное катание) требуют отточенной координации и внимательности. Сложность заключается в том, что спортсмен должен провести подготовку за крайне ограниченный срок. Например, фигуристам иногда приходится выполнять обязательные элементы с промежутком меньше 10 секунд. Это время нужно потратить на то, чтобы сфокусировать мысли на следующем элементе программы.

Несобранность подводит многих юных спортсменов, которые впервые попадают на серьезный турнир. На тренировках они хорошо проявляют себя, так как занимаются в удобном темпе. Они отвлекаются на любые мелочи, ведь всегда можно начать выполнять все заново. На соревнованиях судьи не предоставят им такой возможности.

Желание добиться успеха

Если спортсмен не желает идти к намеченной цели, то ни о каком успехе не может быть и речи. Ребенок должен получать удовольствие от тренировок и всего, что с ними связано. Это важная часть его жизни. Любому будет жалко времени на занятие, которое не вызывает радости. Некоторые родители отдают чадо в спорт, не поинтересовавшись его собственным мнением и предпочтениями. Как итог — нежелание развиваться в этой сфере и полное безразличие к чемпионским титулам.

У детей школьного возраста воля к победе должна выражаться в виде стремления совершенствовать свои навыки. Им не присуще желание морально уничтожить соперника и доказать свое первенство. То, что называется «спортивным характером», проявится позже, когда на кону будут карьерные амбиции. А пока что тренировки и соревнования для детей — игра, посредством которой они познают собственные возможности.

Потому нельзя давить на ребенка и внушать ему ненависть к соперникам. Этим родители и тренер нагружают его психику и заставляют идти против своих чувств. В раннем возрасте эмпатия еще не сформирована на должном уровне. Перекосы в воспитании могут привести к тому, что повзрослевший человек будет не способен сопереживать окружающим.

Кроме того, стремление к личностному росту открывает перед спортсменом огромное поле для развития. Его показатели улучшаются, а мышление становится гибким. Он легко идет по жизни, не оглядываясь на чужие достижения.

Составляем Портрет Идеального Клиента Фитнес Клуба

Идеальный клиент фитнес клуба – это целевой покупатель. Тот, кто будет взаимодействовать с Вашим фитнес клубом

Определение образа такого клиента чрезвычайно важно так как от того на сколько точно Вы сможете описать его будет зависеть успех рекламных компаний фитнес бизнеса

Зачастую описание идеального(целевого) клиента сводится к определению пола, возраста, максимум достатка. Безусловно, эти характеристики нам необходимы, но как понять что может быть интересно “женщине 35 лет” без определения того чем она занимается, какие у нее цели в жизни, семейное положение и т.д.

Чтобы более точно составить портрет идеального клиента нужно представить этот образ со всеми его характеристиками. Как именно это сделать корректно – покажем далее.

В общем случае определение портрета целевого клиента сводится к двум этапам:

  1. Анкетирование для получения данных об образе идеального клиента.
  2. Составление образа на основании данных анкет и собственных наблюдений.

Анкетирование

Вот перечень вопросов, которые Вы можете задавать своим клиентам, чтобы более точно сформировать образ Вашей целевой аудитории:

  • Какие Ваши(клиента) цели в нашем клубе?
  • Почему Вы выбрали наш Клуб?
  • Что есть в нашем сервисе, чего нет в сервисе других клубов?
  • Что Вам нравится именно в нашем клубе?
  • Как вы думаете, чего сейчас не хватает фитнес индустрии?
  • Что бы мы могли сделать такое, чтобы еще больше мотивировало Вас тренироваться?
  • Что бы Вы поменяли/привнесли в этот клуб если бы он был Ваш?
  • В каких источниках Вы ищите информацию о фитнес клубах? (Нужна конкретика. Просто “интернет” не подойдет)
  • Как Вы о нас узнали?
  • Если бы Вы порекомендовали нас своим друзьям, с чего бы Вы начали?

Ответы на некоторые из этих вопросов Вам смогут дать Ваши тренера – очевидно, что они общаются с клиентами больше чем руководитель. Соответственно, могут помочь выявить потребности и желания Вашего идеального клиента.

Составление Образа

Второй этап – Определение и дополнение образа идеального клиента. Здесь мы анализируем анкетные данные, вносим коррективы на основании собственных наблюдений и выдаем конечный портрет идеального клиента фитнес клуба.

Вот пример того, как должно выглядеть такое описание в итоге:

Портрет идеального Клиента Фитнес Клуба

Признак

  • Пол
  • Возраст
  • Семейное Положение
  • Дети
  • Должность
  • Доход
  • Образование

Характеристики

  • Где он/она живет?
  • Какие его/ее самые выразительные черты характера?
  • Чем ему/ей нравится заниматься в свободное от работы время?
  • Как он/она коммуницирует в обществе?
  • Какие у него/нее цели и задачи в жизни?
  • Какими социальными медиа он/она пользуется?
  • Что он/она думает о фитнесе?
  • Что его/ее на данный момент беспокоит больше всего?

Весь смысл заключается в том, чтобы “погрузится” в жизнь своего идеального клиента. Чем больше мелочей, подробностей и деталей (вплоть до национальности и религиозных взглядов) Вы сможете узнать о Вашей целевой аудитории, тем сильнее предложения сможет давать им Ваш фитнес клуб.

Как это работает на практике? Например вы знаете, что один из портретов Вашего идеального клиента это мужчина 40-45 лет, который имеет доход $1000, живет в дорогом жилом комплексе, у него есть жена, несколько детей, он много путешествует и хочет привести тело в тонус.

Согласитесь, что предложение “2 месяца фитнеса +1 в подарок” абсолютно никак его не заинтересует. А вот “годовой фитнес депозит для всей семьи” это уже что-то.

Для этой целевой аудитории вопрос цены вторичен, а вопрос удобства – первичен. Поэтому данное предложение будет очень полезно так как клиенту больше не нужно держать в голове срок действия его карты, стоимость всех интересующих его фитнес услуг и т.д. Депозит и “неограниченный” годовой фитнес для него и его семьи. Удобно.

О том как перестать терять деньги на рекламе читайте:

Что нужно сделать – это дать клиенту понимание как Ваш фитнес клуб может решить его проблему. Ведь любая услуга/товар приобретается всегда всего лишь с одной целью – решить одну конкретную проблему.

Так и в фитнес индустрии, “Скидка 10% на покупку абонементов” – это не решение проблемы потенциального клиента. Нужно фокусироваться на закрытии потребностей клиента и качественных офферах, а сделать это поможет Вам сам клиент, а точнее его образ. Вот и все.

Дополнительно о мощных офферах фитнес клуба читайте в статье:

Виды профессионального развития

Источники обучения тренеров могут быть отнесены к 3 основным категориям:

  1. формальные (официальные);
  2. неформальные (официальные);
  3. неофициальные.

Формальное обучение тренеров обычно включает в себя обучающую программу с установленным количеством информации, которая зачастую завершается стандартизированной оценкой компетентности (32). Это, как правило, предусматривает получение тренером информации от другого лица или группы лиц (30). К формальным источникам относят курсы на базе университета, курсы по обучению тренеров и т. д. Неформальные источники включают разнообразный набор обучающей активности, которая, будучи организована официально, не входит в основной курс обучения. В данную категорию попадают такие мероприятия, как конференции, занятия в клинике. Неофициальные образовательные мероприятия включают наставничество, наблюдение, чтение и групповое обсуждение с коллегами. Это направление преимущественно задаётся тренером на основе его потребностей в данный промежуток времени.

Опыт обучения дополнительно классифицировали с использованием 2 метафор (27). Первое направление назвали «приобретение», оно подразумевает передачу знаний от учителя студенту. Это основной способ при официальном формальном и неформальном обучении. Второе направление назвали «участие». Обучение проходит с активным вовлечением в процесс (экспериментальное обучение) в контексте тренировки (6). Эти виды деятельности способствуют внутреннему обучению и мышлению. Они могут не включать в себя новую информацию, но подразумевать пересмотр существующих идей и облегчаются неофициальной обучающей активностью (30). Несмотря на то, что каждый подход имеет свои преимущества и недостатки, вероятно, тренеры выиграют от сочетания подходов в зависимости от индивидуальной необходимости (6)

Поэтому важно, чтобы тренеры основывали профессиональное развитие на критическом анализе своих способностей, которые оказывают наибольшее влияния на эффективную практику. Чтобы этого добиться, тренеру необходимо понять сущность эффективной силовой и кондиционной тренировки.

Тренер по силовой и кондиционной подготовке

Отправной точкой для понимания эффективной тренерской работы в области силовой и кондиционной тренировки является анализ роли необходимых навыков (11). Тренеры по силовой и кондиционной подготовке отвечают за улучшение физической, психической и эмоциональной результативности спортсменов (5). Как правило, это подразумевает разные навыки: эффективное планирование, объяснение, наблюдение, оценку, адаптацию и запись тренировочного процесса (21). Высокая результативность требует способности эффективно работать в каждой из этих областей. Кроме того, что спортивные результаты зависят от взаимодействия широкого круга факторов, для эффективной и оптимальной работы тренеру по силовой и кондиционной подготовке необходимо множество глубоких и универсальных знаний (4). Тренеры, достигшие успехов в одних аспектах подготовки, могут быть менее опытны в других (13). Индивидуальное профессиональное развитие тренера в разных областях необходимо для повышения компетентности. В этой статье эффективность деятельности тренера по силовой и кондиционной подготовке рассматривается через призму «5 способов мышления» по Гарднеру (12) – основы для более глубокого понимания проблем коучинга. Это позволит тренеру определить области, оказывающие влияние на уровень спортивных результатов. В следующем разделе будет подробно рассмотрен этот подход наряду с последствиями для тренерского образования.

Коуч (бизнес-тренер) — это кто и чем занимается?

Бизнес-тренер обучает сотрудников приемам взаимодействия с потенциальными покупателями, руководителей отделов и компаний – методам управления сотрудниками. Основная цель, которую преследует коуч — это повышение эффективности работы каждого специалиста и всего отдела и, соответственно, увеличение конечной прибыли компании.

Такой специалист необходим компаниям, которые занимаются оптовыми и розничными продажами, оказывают различные услуги потребителям и пр. Работа бизнес-тренератонкая и ответственная , хотя во многих фирмах до сих пор недооценивают ее значимость.

Основная проблема заключается в слишком размытых стандартах и не очень определенном круге обязанностей. Бизнес-тренер – это профессия, которая только набирает популярность.

Обучаемость

Обучаемость влияет на спортивную технику. Под этим понятием подразумевается правильность исполняемых движений и способы их выполнения, имеющие определенную эффективность. В различных видах спорта роль спортивной техники значительно отличается. Ее оттачивают и тяжелоатлеты, и акробаты, и футболисты. Без этого они будут быстро уставать, потеряют грацию и силу.

Спортивная техника отчасти определяется изначальными физическими данными спортсмена. Но эластичность мышц, выносливость, подвижность суставов — это лишь потенциал. Без понимания того, как правильно выполнять движения, невозможно прогрессировать. Поэтому обучаемость новым элементам и упражнениям — необходимое умение для любого спортсмена. Успешность тренировки зависит от того, насколько хорошо ученик поймет указания тренера и запомнит изученное. Например, при занятиях такими видами спорта, как прыжки в воду, необходимо держать в памяти сотни движений. Только так можно довести их до автоматизма.

В целом среди тренеров намечается тенденция к тому, чтобы уделять технике все больше и больше внимания. Каждый наставник хочет создать собственную методику, которая позволяла бы ему воспитывать чемпионов. Многие национальные школы вышли на первые позиции, потому что технологизировали привычные всем элементы. Известные примеры — советская школа фигурного катания, российская школа синхронного плавания.

Обучаемость можно развить, но делать это стоит еще с первых лет жизни ребенка. В этом помогут сказки, игры, рассуждения об окружающем мире. Результат зависит не только от количества потраченного времени, но и от темперамента чада. Так, холерикам сложнее сосредоточиться на новой информации. Они не могут усидеть на одном месте и часто отвлекаются. А флегматика будет сложно вовлечь в игру, требующую инициативности и активного участия.

Что входит в обязанности бизнес-тренера

В фирме тренер(коуч) это тот, кто выполняет различные задачи по мере необходимости, работая одновременно и штатным психологом, и наставником. Основными его обязанностями принято считать:

  • организация бизнес-тренингов для работников компании и руководителей отделов;
  • разработка специальных образовательных программ и создание соответствующих пособий;
  • проведение аттестации персонала компании;
  • подготовка отчета о проведенных работах.

Помимо основной деятельности, бизнес-коуч участвует в конференциях по обмену профессиональным опытом, проводит дополнительные встречи с сотрудниками и т.д.

Если в компании ухудшились показатели по продажам, появился разлад в коллективе, то бизнес-тренер — это тот, кто исправит ситуацию с максимальным успехом.

Работоспособность

Высокая работоспособность позволяет заниматься деятельностью длительное время без видимых признаков усталости. Наличие этого качества приветствуется у любого человека, но для спортсмена оно особенно ценно. Тренировки требуют колоссальных затрат энергии и сил. Даже простые, на первый взгляд, движения отточены путем их многократного повторения. На один элемент могут уходить недели и месяцы. Все это — ради идеала и высоких баллов от судей.

Работоспособные дети работают с полной самоотдачей. Они не только выполняют указания тренера, но и всегда привносят что-то свое. Им мало стандартной программы тренировок — неутомимая душа требует еще. Именно они спустя годы становятся звездами в своей нише.

Невозможно сохранять работоспособность занимаясь делом, которое доставляет скуку и раздражение. Если ребенок в конце дня выглядит изнуренным и подавленным, возможно, ему попросту не нравится спорт. В таком случае будет целесообразно поискать другую сферу, которая поможет ему раскрыть свой потенциал.

О сути профессии бизнес-тренера

Некоторые идут в профессию, потому что им кажется, что здесь можно легко заработать много денег.

Это не так, я сразу хочу сказать. Потому что нужно пройти очень большой и серьёзный путь для того, чтобы твой труд высоко ценили, в том числе в материальном плане. Деньги — это скорее косвенный эффект от того, что ты стал экспертом, состоялся в этой профессии.

Тренерская профессия невозможна без понимания, ради чего ты этим занимаешься.

Надо хотеть обучать людей, а это дано не всем — не каждый человек любит делиться знаниями и думать о результатах других, хотеть, чтобы они были успешными. Когда человек готов делиться, он переживает, ему не всё равно, что будет с людьми из его команды.

Надо думать о других (как я могу помочь другим людям стать лучше), а не о себе (как мне выглядеть эффектнее, успешнее, умнее). Это ключевое.

Тут как в спорте: хороший тренер воспитывает спортсменов, чтобы они выигрывали на Олимпиаде.

«Преподаватель» — более академическое слово, связанное с теоретическими знаниями.

А «тренер» — от слова «тренировка». Цель бизнес-тренировки — изменить поведение человека в рабочей среде. Надо организовать процесс тренировки и дать новые инструменты так, чтобы люди стали их применять и в итоге научились что-то делать по-другому, лучше, чем раньше.

Заказчики от нас хотят, чтобы люди лучше делегировали задачи, вели переговоры, общались с коллегами, решали конфликты. Это не просто знания, но умения и навыки, которые должны проявиться в работе. Бизнес-тренер нацелен именно на это.

Мотивационный спикер — не то же самое, что тренер.

Тех, кто работает только в формате ярких выступлений, сложно назвать тренерами. Здесь точно надо понимать: если вы хотите тренинг, то, возможно, вам вообще не нужен звёздный спикер, а нужен просто хороший тренер, который будет учить людей. А если вы хотите, чтобы у вас открывали конференцию и вдохновляли 150–300 человек космонавты, как сейчас модно, то вам не нужен хороший тренер, вам нужен мотивационный спикер с красивой историей о том, как надо преодолевать трудности. Но это не тренерство.

Тренер должен понимать, что он делает, ради какой цели, к какому результату надо прийти.

Его работа состоит из двух больших частей: во-первых, он должен понимать, какая программа приведёт к нужному результату — это может быть уже готовая программа либо её надо разработать под конкретную задачу. И, во-вторых, он должен уметь проводить обучение по этой программе, то есть работать со взрослыми людьми так, чтобы они чему-то научились. Кстати, именно на основе этих двух частей работы тренера построены критерии оценивания в нашем конкурсе тренерского мастерства.

Образование

Встречается и обратная картина — когда у тренера с большим опытом собственных тренировок нет профильного образования, что также может отрицательно сказываться на качестве работы с клиентами. Дело в том, что не имея теоретических знаний, он может тренировать всех по одной схеме — той, по которой он и достиг своих успехов. Вот только далеко не всегда эта методика будет работать на других людях. Такая ситуация нередка даже среди соревнующихся атлетов.

Образование может быть разным:

  • Курсы самого фитнес-клуба. Как правило, их читают самые опытные тренеры или приглашенные специалисты. Если это крупная сеть, то качество такого обучения может быть хорошим.
  • Курсы одной из специализированных школ. Одна из лучших в России — FPA. Этот вариант лучше предыдущего. Прошедшему такое обучение выдается индивидуальный сертификат и диплом.
  • Средне-специальное и высшее образование. Это может быть, например, факультет физической культуры педагогического университета или колледжа. Отчасти сюда можно отнести и медицинское образование — это хорошее подспорье, особенно для диетологов и тех, кто занимается реабилитацией после травм или болезней. Однако нужно учитывать, что многие моменты тренировок и питания при таком обучения могут не рассматриваться вообще либо разбираться только частично. Поэтому желательно, чтобы после получения подобного образования тренер прошел и вышеупомянутые профильные курсы. В таком случае это будет лучшей теоретической подготовкой.

Как правило, образование каждого тренера указывается на сайте фитнес-клуба. Либо вы сами можете спросить об этом у интересующих вас кандидатов. Если вы настроены серьезно, можно попросить и дипломы или сертификаты об окончании курсов.

tolstnev — depositphotos.com

Про обучение и развитие тренеров

Очень многие тренеры учились мастерству у своих коллег, у кого-то были наставники, которые делились знаниями.

Около 75% тренеров пришли в эту профессию без базового тренерского образования. То есть они учились непосредственно на опыте. Начинали вести первые программы под руководством старших коллег или подсмотрев, как это делают другие тренеры, почитав книги. И только через несколько лет некоторые из них (не все) пошли за систематизацией знаний на тренерские курсы. Такой путь у многих, и у меня тоже — я начинала с практики, потом догоняла теорию.

Я не слышала о длительных вузовских программах подготовки тренеров, но уже много лет существуют тренерские школы с серьёзными программами длительностью по полгода-год. И есть более краткосрочные курсы.

Систематизация накопленного опыта бывает критично важна для того, чтобы дальше развиваться.

Люди, которые опытным путем пришли в тренерство и имеют за плечами много лет проведения корпоративных или открытых обучающих программ, понимают, что им не хватает методической базы. Они сталкиваются с тем, что им сложно разрабатывать новые программы, не всегда есть полное понимание всего ассортимента тренерских инструментов и форматов.

Тренерство — это постоянное развитие без потолка, мы должны быть впереди всех.

Хотя последний год показал, что мы догоняли, а не опережали, но так уж получилось. А вообще, тренер всегда держит нос по ветру, всегда ищет, что можно почитать, на какой опыт коллег посмотреть, и рад послушать обратную связь от экспертов относительно себя. Надо периодически проходить ревизию, чтобы понимать, над какими зонами стоит поработать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: