Какая правильная расшифровка SMART
У слова SMART есть 2 значения. В переводе в английского языка – это «красивый», в переводе с американского – это «умный». Тут можно продолжить – что умная и красивая цель всегда исполняется. И все дело в формулировке поставленного задания.
Аббревиатура обозначает технологию постановки задач, где каждое слово несет необходимый смысл. Поэтому без понимания перевода, трудно сосредоточиться на смысле этой прекрасной методики.
S — Specific —конкретный, определенный, специфический;
M — Measurable — измеримый, поддающийся измерению, ощутимый;
A — Achievable — осуществимый, достижимый, выполнимый;
R — Relevant — релевантный, соответствующий, подходящий;
T — Time bounded — время ограничено.
Эта аббревиатура давно заняло место в русском языке, и часто пишется просто «смарт» на кириллице.
Цель по СМАРТ должна обладать критериями
Главных критериев и признаков качественно поставленной цели всего лишь 5, и они являются дословным смыслом перевода на русский язык.
Правильно сформулированная по принципу СМАРТ цель должна:
- Иметь конкретный, предвидимый результат
- Содержать единицы измерения
- Задача должна быть посильной
- Находиться в контексте деятельности
- Иметь срок исполнения
Правильная постановка целей S.M.A.R.T.E.R.
Сегодня в компании я проходил корпоративный тренинг по эффективному управлению, одной из тем которого была методология поставки целей SMARTER. Для закрепления материала решил перевести материал с сайта одного из университетов.
Цели, если их правильно ставить, могут быть мощным мотиватором как для отдельных людей, так и для компаний. Если же это делать неправильно, эффект может быть совершенно противоположный, т.е. в снижении мотивации и желании развиваться. Чтобы они были «правильными», цели должны соответствовать методологии SMARTER (от английского — Specific, Measurable, Achievable, Realistic, Time bound, Evaluate, and Re-Do, Конкретные, Измеримые, Реалистичные, Ограниченные во времени, Оцениваемые и Повторяемые).
Specific — Конкретные цели четкие и ясные, а не чрезмерно широки или абстрактны. Они отвечают на вопросы: кто привлечен, что я хочу выполнить, где это нужно делать, когда это нужно делать. Например, “Записаться в фитнесс-клуб и тренироваться 3 дня в неделю,” вместо, “Привести себя в порядок.”
Measurable — Измеримые цели, их можно оценить количественно: другими словами, вы можете установить конкретный критерий для измерения вашего прогресса на пути к достижению каждой поставленной цели. Будьте способны ответить на следующие вопросы: как много, сколько, как я определю, что цель выполнена?
Achievable/Attainable — Достижимые цели проходят проверку на здравый смысл, требуют ли они изменений в текущих процессах или поведении, чтобы их можно было выполнить. Вы анализируете способы выполнить ваши цели с учетом отношений, возможностей, навыков и финансовых возможностей, чтобы их достичь.
Realistic — Реалистичные цели представляют из себя задачи, над которыми вы не только хотите, но и можете работать. Цель может быть одновременно и высокой и реалистичной, вы должны решить сами для себя. Проверка на реалистичность — это внимательное изучение истории, чтобы знать, что такое «растянутые» цели и какие цели сильно сильно и необоснованно оптимистичные.
Time bound — ограниченные во времени цели имеют финальную точку, которую можно найти на календаре. Временные рамки, связанные с вашими целями, дают ощущение срочности, чтобы помочь замотивировать вас.
Evaluate — Оценивайте цели регулярно и корректируйте их по мере необходимости, например, чтобы учесть изменения в семье или изменение ответственности или доступности ресурсов.
Re-Do — Переделывайте цели после проведения оценки и итеративно проходите по процессу SMARTER.
Конечно, далеко не всегда можно поставить задачу/цель таким образом, чтобы она соответствовала сразу всем критериям, но очень часто в Российских условиях в связи с нашим менталитетом на многие из пунктов просто не обращают внимания.
В нашем тренинге буква E в аббревиатуре SMARTER соответствовала слову Excite — восхищать, зажигать, и больше касалась мотивационной части, которая особенно актуальна по мере прихода в компанию во все большем количестве сотрудников поколения Y. Возможно это более правильно с учетом сегодняшних тенденций в области кадров, так что в любом случае, дополнить процесс еще одной проверкой не помешает.
Также в нашем вариант был другой вариант для буквы SMARTER — Relevant — цель должна быть релеватной, то есть соответствовать более высоким целям компании или другим задачам.
P.S. Существует очень много разных вариаций как используемых в аббревиатуре слов, так и вкладываемого в них смысла, но глобальная их суть от этого не меняется.
Технология SMART: ключевая особенность
В большинстве популяризированных систем целеполагания акцент делается на качественную проработку будущих действий. Ключевое отличие СМАРТ заключается не только в оценке этих факторов, но и в глубокой проработке реальности, в которой человек живет на данный момент. Для этого в ней предусмотрены вопросы, направленные на изучение имеющихся ресурсов и конкретизацию текущих обстоятельств. Технология SMART не выдвигает требование, которое часто становится причиной провала – прыгнуть «выше головы», но способна помочь в уверенном темпе дойти к цели за счет ее грамотной постановки.
Примеры
Чтобы закрепить полученные знания, давайте подробно разберем несколько примеров. Главное, что нужно учитывать при оценке SMART-цели, – это контекст. Цель может отлично работать в одних условиях и быть совершенно непригодной для других. Поэтому я подробно буду описывать каждую ситуацию.
Пример 1
Студент 3-го курса хочет досрочно сдать курсовую, чтобы поехать на лето в США по программе студенческого обмена. Учебный год только начался, но он не хочет растягивать это дело надолго. Парень формулирует свою цель так: “сдать курсовую работу до 1 февраля следующего года”.
Проверка:
- S (конкретность). Написание курсовой – достаточно конкретная и четкая цель.
- M (измеримость). Оценка в зачетной книжке будет подтверждением достижения цели.
- A (достижимость). В прошлом году написание курсовой работы заняло у молодого человека 2 месяца. До дедлайна остается еще 5 месяцев. Преподаватель и декан не возражают против досрочной сдачи. Вывод: цель достижима.
- R (актуальность). Цель вписывается в систему ценностей, образ жизни и не противоречит другим планам.
- T (ограниченность по времени). Установлен конкретный срок – 1 февраля.
Общий вердикт – цель рабочая и соответствует всем критериям SMART.
Пример 2
Девушка мечтает научиться играть на гитаре. У нее есть свободное время по вечерам, которое она планирует посвятить урокам. Свою цель она формулирует так: “научиться играть на гитаре за год”.
Проверка:
- S (конкретность). К сожалению, уже на этом этапе цель сходит с дистанции. “Научиться играть на гитаре” – неконкретная формулировка, которая может включать в себя множество толкований. Нужно сформулировать яснее: “выучить 20 песен”, “освоить игру по нотам”, “выступать в оркестре” и т. п. А затем уже прикинуть, сколько времени понадобится.
Вердикт – цель нужно доработать.
Пример 3
Парень очень хочет завести собаку. Уже даже с породой определился – немецкая овчарка. При этом своего жилья у нашего героя нет – он снимает комнату в трехкомнатной квартире. Цель он сформулировал так: “купить немецкую овчарку к 1 декабря 2020 года”.
Проверка:
- S (конкретность). Цель вполне конкретная.
- M (измеримость). Цель измерима – в момент обмена денег на собаку она будет достигнута.
- A (достижимость). Цель достижима – немецкие овчарки стоят не очень дорого и наш герой может позволить себе эту породу.
- R (актуальность). А вот здесь загвоздка. Держать такую большую собаку в одной комнате будет проблематично, да и хозяин квартиры вряд ли обрадуется. Цель конфликтует с реальностью. Поэтому лучше отложить ее до лучших времен или совсем отказаться.
Вывод: цель не соответствует критериям SMART.
Как правильно ставить цели и достигать их: гениальные люди о простых вещах
Бен Стайн, актер и политический обозреватель.
Первое, что нужно сделать, — это решить, что вам по-настоящему нужно. И тогда вы получите от жизни желаемое.
Виктор Франкл, психолог.
Не бегите за успехом, как, кстати, и за счастьем. К ним вы придете в процессе работы (и жизнь показывает, что именно так и случается), сохраняя упорство и преданность выбранному делу.
Дрейк, музыкант.
Как ставить цель? Возьмите мечту и назначьте срок ее исполнения.
Дэмиен Херст, художник.
Не обязательно быть лучшим в том, что вы делаете, — это ложное стремление. Занимаясь в художественной школе, в какой-то момент я осознал, что гораздо важнее не рисовать лучше всех, а получать удовольствие от того, как ты это делаешь
Давать оценку своим достижениям исходя из собственных критериев — вот что правильно и важно.
Франц Кафка, писатель.
Какие ставить цели в жизни? Они есть всегда, но не всегда мы их явно видим. Нередко значимость происходящих серьезных жизненных поворотов и горьких разочарований люди осознают лишь по прошествии многих лет
Получается, слова поэта Руми о том, что «все происходит нам во благо», могут стать своеобразным способом восприятия жизни.
Майкл Услан, кинопродюсер.
Хотите войти в дверь — не переставайте стучать. Ее десять раз закроют перед вами, вы до крови разобьете руки, упадете без сил. Вставайте и стучите снова, если хотите во что бы то ни стало получить желаемое.
Рэнди Пауш, профессор информатики
Трудности для того и нужны, чтобы дать осознание значимости намеченных желаний. Те, кому выбранные цели не слишком важны, отступят перед препятствиями. Другие остановятся, а те, для кого это по-настоящему важно, смогут продвинуться вперед.
Проверьте цель по критериям SMART
Для достижения необходимого результата можно использовать разные методы. Самый универсальный — технология SMART. Это акроним и он переводится как “умный”. Более 60 лет люди добиваются успеха с помощью технологии SMART. Она включает в себя 5 критериев, которым должна соответствовать правильно поставленная цель.
Конкретность (S)
Формулируйте цель понятно и максимально четко.
Никаких “похудеть” или “научиться”. Конкретизируйте: “ Мой вес равен 65 кг”, “Победа как минимум в 10 шахматных партиях”. Благодаря конкретизации вы увидите свои промежуточные успехи. Например, снижение веса с 80 кг до 71 будет вас мотивировать работать дальше, ведь до цели осталось меньше половины пути.
Насколько высокую планку вы ставите себе? На каком уровне хотите овладеть навыком или усвоить информацию? Например, Михаилу достаточно научиться играть на гитаре простые дворовые песни в три аккорда, а Оксана стремится к участию в международных конкурсах.
Три уровня владения информацией, навыками
Уровень 1. Базовый. Джош Кауфман, автор книги “Первые 20 часов. Как научиться чему угодно” говорит о принципе достаточности. Принцип подразумевает овладение навыком на уровне, достаточном для того, чтобы занятие всего лишь принесло вам удовлетворение.
Уровень 2. Средний. Вы оперируете основными понятиями, не нуждаетесь в готовых шаблонах, можете даже консультировать других.
Уровень 3. Высокий. Вы знаете обо всех тонкостях, хитростях изучаемого предмета. Другие люди ссылаются на вас как на авторитетный источник и берут с вас пример.
Не важно, совершенствуетесь ли вы в области игры на гитаре или осваиваете создание сайтов — везде есть разграничения уровней владения навыками. До постановки цели определите, какой именно результат вас устроит
Измеримость (M)
Формулируйте цель с цифрами:
сроками, объемом, процентами, соотношением, временем
Любая работа подразумевает наличие результата. На SmartProgress есть параметр «Критерий завершения». Заполняя эту строку, вы сформулируете для себя, к чему нужно прийти. Как определить, что цель достигнута? Выучено 100 английских слов, прочитано 60 книг, заработано 800 тысяч рублей.
Достижимость (A)
Задумайтесь, реально ли достижима ваша цель
Иногда достаточно просто включить логику — вряд ли вы отдохнете в Таиланде, если у вас патологическая боязнь самолетов.
Проверяя цель по этому критерию, проведите учет ресурсов. Это время, знания, навыки, деньги, полезная информация, знакомства, опыт. Часть из этого у вас уже есть, а кое-что еще надо раздобыть. На SmartProgress есть поле “Личные ресурсы”, где вы еще раз задумаетесь, что поможет вам достичь цели.
Релевантность (R)
Цель должна соотноситься с другими целями и не противоречить им
Этот критерий еще называют экологичностью цели в значении «бережно для уже существующего».
Насколько новая цель помогает или хотя бы не мешает уже имеющимся?
Экологичность бывает внутренняя и внешняя. Внутренняя относится к вашим стремлениям, ценностям, убеждениям. Внешняя экологичность — взаимосвязь новых и старых целей.
Например, вы хотите стать начальником отдела, но для этого нужно часто ездить в командировки. А одна из ваших целей — проводить больше времени с семьей. Здесь две цели вступают в противоречие и не могут считаться экологичными.
Вопросы, которые следует задать себе:
- Как ваша новая цель соотносится с вашими старыми целями, желаниями, образом жизни, ожиданиями?
- Такого ли результата вы хотите достичь, ставя данную цель?
- Стоит ли она затраченных усилий?
- Почему и для чего вы хотите достичь этой цели?
Определенная по времени (Т)
Поставьте конечный срок достижения цели
Четко поставленные сроки мотивируют работать активнее. Легко оглянуться назад, чтобы проверить, сколько пути пройдено, и сколько еще нужно преодолеть. Закон Паркинсона гласит: “Любая работа увеличивается в объеме, чтобы заполнить все отпущенное на нее время”. Поэтому, если у цели нет срока, вряд ли у вас дойдут до нее руки.
Боитесь разочароваться и не достичь цели в отведенное время? Тогда поставьте дедлайн чуть дальше, чем требуется.
Основы
Основа целеполагания – это мотивы и потребности личности. Рассмотрим оба элемента немного подробнее.
Потребность – это сильное влечение к чему-либо и желание обладать этим, ощущение внутреннего психологического или физического дискомфорта из-за нехватки чего-то. Потребности бывают базовыми (физиологическими) и духовными. Переход на новый, более высокий уровень возможен только после удовлетворения потребностей предыдущего уровня.
Всего принято выделять 6 уровней потребностей (по пирамиде А. Маслоу):
физиологические (пища, вода, сон, секс);
потребность в безопасности (защищенность, уверенность, стабильность, комфорт);
социальные потребности (общение, внимание, забота, поддержка);
потребность в уважении и признании (нужность, значимость);
творческие потребности (созидание, познание, открытие);
эстетические потребности (любовь, радость, гармония, красота);
духовные потребности (самореализация, самоактуализация, саморазвитие и другие «само»).
Все цели, которые мы выбираем, имеют отношение к этим потребностям.
Мотив – это внутренний импульс, побуждающий к действию. В качестве целей мы выбираем то, что не только значимо, актуально для нас именно сейчас, но и то, что побуждает к активности.
Мотивы бывают разных видов:
- внутренние (самоудовлетворение) и внешние (похвала от других людей);
- устойчивые (связаны с мировоззрением личности, ценностями, нуждами) и неустойчивые (связаны с окружающей средой);
- положительные (в основе лежат позитивные чувства и эмоции) и отрицательные (в основе лежат негативные чувства и эмоции).
Иногда мотивы входят в противоречие друг с другом. Это усложняет целеполагание, но в то же время оно помогает разрешить конфликт мотивов. В процессе разработки плана и расстановки приоритетов личность понимает, что для нее все-таки важнее, какой мотив стоит оставить.
Отдельно стоит указать требования, предъявляемые к целям в целеполагании:
- конкретность;
- измеримость;
- реальность;
- достижимость;
- гибкость;
- проверяемость;
- прозрачность;
- однозначность.
Это тоже относится к основам системы целеполагания.
SmartProgress помогает формировать полезные привычки
На сервисе SmartProgress вы можете поставить не только обычную цель, но и цель-привычку. Это поможет формировать и закреплять ежедневные повторяющиеся действия: пробежка по утрам, чтение книг, прогулки, ранние подъемы. Если решили от чего-то отказаться, то и в этом случае цель-привычка сработает. При формировании привычки важна регулярность. Поэтому у цели-привычки не бывает отпуска. Бегая по утрам через день или отдыхая от спорта в праздники, вы не добьетесь нужного результата.
Например, в своем профиле на SmartProgress вы ставите цель-привычку «рано вставать». Ваша задача отмечаться в своей цели после выполнения ежедневного действия.
Пять дней вы добросовестно отмечали достижения, а вот шестой день пропустили. В цели-привычке появляется красный крестик (провал) и начинать свое путешествие приходится заново.
После того, как вы поставите последнюю отметку в своей цели, она автоматически завершится. Напишите вывод, отметьте трудности и успехи формирования этой цели. И приступайте к новой! Как говорил Лао-Цзы «Путь в 1000 ли начинается с первого шага».
- Подумайте, какая цель наиболее актуальна для вас на сегодняшний день. Это цель-привычка или же она требует сравнительно большей подготовки?
- Сформулируйте цель в соответствии со SMART-критериями. Она должна быть конкретной, измеримой, достижимой, релевантной, ограниченной по времени.
- Выберите способ планирования действий: по хронологии или по списку дел.
- Создайте цель на SmartProgress и запишите туда свой план по достижению цели.
- Приступайте к реализации плана.
Иногда люди ставят цели неправильно. Из-за этого они разочаровываются и считают себя неспособными достигать больших высот. Но ставить цели и добиваться желаемого может КАЖДЫЙ. Мы, члены команды SmartProgress, поддерживаем ваc и желаем успехов в достижении цели!
- Tweet
- Share
- VKontakte
- 1
- Войдите, чтобы голос был засчитан
В каждой курсовой или исследовательской работе нужно указать цели и задачи. В чем разница между этими понятиями и как их правильно сформулировать?
Подробно разберем данную тему на примерах.
Теория застежки-липучки памяти
Что особенного в конкретности, которая заставляет идеи прилипать? Ответ кроется в природе нашей памяти. Процесс запоминания чем-то похож на складывание мыслей в место для хранения. Запомнить историю — значит сдать ее в «архив» мозга. Эта аналогия не ошибочна. Удивительно, что для разных видов памяти предназначены абсолютно разные «архивы». Можете опробовать эту идею на практике. Перед вами набор предложений. Потратьте 5–10 секунд на каждое, не спешите прочитать все разом. По мере переключения от предложения к предложению вы заметите, что, вспоминая разные вещи, вы испытываете разные чувства.
• Вспомните столицу Канзаса.
• Вспомните первую строчку любой песни, которую хорошо знаете.
• Вспомните «Мону Лизу».
• Вспомните дом, в котором провели большую часть своего детства.
• Вспомните определение истины.
• Вспомните определение арбуза.
Дэвид Рубин, когнитивный психолог из Университета Дьюка, использует этот пример, чтобы проиллюстрировать природу памяти. Кажется, что каждое предложение запускает разную умственную деятельность. Вспоминание столицы Канзаса — абстрактный пример, если только вы не живете в самой Топике. Напротив, когда вы думаете о знакомой песне, то в вашей голове может зазвучать голос певца и первые звуки музыкального сопровождения.
Слова «Мона Лиза», несомненно, вызвали в памяти визуальное изображение знаменитой загадочной улыбки. Фраза о доме способна пробудить целый ряд воспоминаний: запахи, звуки, визуальные изображения. Вы даже могли представить, что бегаете в этом доме, или вспомнить, где любили сидеть ваши родители. Определение истины может вызвать некоторое затруднение: вы однозначно понимаете, что такое истина, но, вероятно, у вас нет заранее сформулированного определения, чтобы извлечь его из памяти, как было с «Моной Лизой». Вам нужно на лету сформулировать определение, которое бы совпало с вашим пониманием истины.
Определение арбуза также может вызвать некоторые колебания. Слово «арбуз» немедленно вызывает сенсорные воспоминания: полосатую зеленую корку и красный плод, сладкий вкус и запах, тяжесть целого арбуза. Затем вы можете почувствовать, что ваши колебания переключаются по мере того, как вы пытаетесь перевести ваши сенсорные воспоминания в определение.
Таким образом, память — не единый архив. Это скорее застежка-липучка. Если вы посмотрите на застежку, то увидите, что одна ее сторона покрыта тысячами крошечных крючочков, а другая — тысячами крошечных петель. Когда вы складываете две стороны, огромное количество крючков цепляется за петли, и именно поэтому застежка работает. Ваш мозг заключает в себе действительно поразительное число петель. Чем больше крючков у идеи, тем лучше она прилипнет к памяти. Дом из вашего детства имеет огромное количество крючков в вашем мозге. Номер новой кредитной карты — лишь один, и то если повезет. Лучшие учителя способны увеличивать количество крючков определенной идеи. Учительница из Айовы по имени Джейн Эллиот однажды создала настолько мощную идею, затронув такое множество разных аспектов памяти и эмоций, что спустя 20 лет ученики помнили ее.
JacopoDR / iStock
Правило постановки цели номер два: Разбитие цели на подцели
Если вы ставите перед собой грандиозные цели, в самом начале они могут показаться вам недостижимыми. Например, вы хотите купить новую машину, но денег у вас сейчас нет, да и зарабатываете вы для этого недостаточно. Кажется, что данная цель нереальная. Начинаем ее разделять на подцели:
- Считаем, сколько денег нужно откладывать ежемесячно, чтобы купить автомобиль, например, за пять лет.
- Если не можем генерировать такую сумму сразу, ставим цель увеличить доход до определенной планки.
- Расписываем конкретные шаги для увеличения доходов – это может быть подработка, свой небольшой бизнес, консультации, продажа каких-либо поделок и прочее. Вариантов масса.
- Соблюдаем финансовую дисциплину на протяжении пяти лет и получаем новый автомобиль.
Это только пример, как нужно действовать в данной ситуации. Многие, мол, возразят, да ладно, все это чушь и так далее. Как хотите, считайте это бредом, но такая система работает, и об этом знают все успешные люди. Причем после достижения промежуточных результатов, у вас появляется мотивация, когда вы видите первые положительные сдвиги – это неимоверно вдохновляет и заставляет работать с утроенной энергией!!!
Составление пошагового плана достижения цели
Совершенно необязательно, чтобы мечта соответствовала всем перечисленным критериям. Можно обойтись краткой формулировкой и в последствие детализировать план, если стратегия достижения цели требует корректировки. О том, как определиться с жизненными целями читайте здесь.
Когда вы определились в своих стремлениях и уверены, что не будете испытывать душевного дискомфорта, приступайте к составлению плана.
Для достижения поставленной цели необходимо оценить – какие задачи следует решить и сколько потребуется времени на каждую из них. Существует множество методик и техник, но самая популярная и эффективная – составить дерево задач. Можно просто записать каждую задачу и постараться определить ее трудоемкость.
Составляя план, необходимо учитывать ряд факторов.
- Правильность определения каждой задачи. Необходимо понимать, что задача – это подцель, следовательно, она обязана соответствовать SMART.
- Ответьте – достаточно ли поставленных задач для достижения указанной цели. Эффективный план не обязательно должен содержать сотни пунктов. Оценить его действенность помогут друзья или другие компетентные люди.
- Оправдывает ли мечта средства? Если для достижения поставленной цели потребуются ресурсы, которыми вы не располагаете, смысла в потраченных усилиях нет.
- Правильность определения сроков. Оценивайте реально свои возможности и временные рамки. Масштабность задачи должна соответствовать поставленному сроку. Помните, что стратегия достижения цели может быть продумана до мелочей, но всегда есть вероятность внештатных ситуаций.
Часто бывает так, что человек полностью погружается в новую идею и стремится перейти к конкретным действиям. Психологи рекомендуют не поддаваться на провокацию и проявить последовательность и упорство в достижении цели. Полезно подумать о том, какие качества нужны человеку для достижения цели и имеете ли вы средства для реализации задуманного. Если вы не составите хороший план, все усилия будут потрачены зря, возможно, вы сможете добиться желаемого, но потратите на это гораздо больше усилий, ресурсов и времени.
Определение, что такое цель
Цель, целеустремленность, целеполагание – это все об одном – об умении осознанно достигать результата. Это слово в разных вариациях сейчас можно встретить во многих сферах развития человека: психологии, бизнес-литературе, научных кругах и др. Мы в разработке проектов используем слово “цель”, в написании трудов, в семье
Без нее не состоится чего-то очень важного
Некоторые под целью понимают заветные мечты человека. Вот мечтает он о BMW X5, значит, это его цель. Но это неправильное понимание. Чем отличается мечта от цели, мы рассмотрели в отдельной статье.
Цель можно пощупать, а можно и посмотреть на нее со стороны. Она бывает материальной, а бывает духовной. Для каждого человека это будет особенный, конкретный результат действий. Она может изменяться со временем, а может оставаться статичной. Вот такое многогранное это понятие.