Я изгой в классе

Как стать принятым?

Чтоб перестать быть изгоем нужно выйти из позиции ( роли) жертвы в модели треугольника Картмана в роль Преследователя. По сути Совершить «Путь Героя». Это внутренняя трансформация и выработка нового, более адаптивного способа взаимодействия с миром и людьми:

Понять « кто я», свои ценности и правила. С уважением относиться к своим талантам, дарованиям и ограничениям, и принимать и те, и другие.

Формировать « группу поддержки». Искать «свою стаю», простраивать социальные связи. Ведь когда  знаешь кто ты, легче понять кто нужен.

Научиться выражать свою вытесненную агрессию во взаимодействии со средой конструктивным способом, направляя в русло своих достижений. Интеграция вытесненных частей личности.

Проработать свою эмоциональную травму полученную в ранних отношениях, приобретая ясность и новый опыт поддерживающих отношений.

Разобраться с виной и ответственностью. Проработав это в терапии, можно перейти на другой качественный уровень взаимодействия с миром и людьми.

Изгой совершивший «Путь Героя» перестаёт быть Изгоем. Эта трансформация описана Андераном в « Гадком утёнке». Его начинают выбирать, он становиться увиденным и замеченным, интересным другим.

Становиться невозможным игнорировать а приходиться присваивать свою внутреннюю силу и смелость, право быть самим собой, выбирать себя, право на своё мнение. Жизнь меняется, когда мы затрачиваем усилия, чтоб ее поменять.

Если ты не вписываешься, в систему коллектива есть смысл разобраться почему, может и не нужно:

  • Есть ли в этой системе возможности реализовать свои способности и умения?
  • Не игнорируете ли вы свои индивидуальные потребности?
  • Есть ли конфликт ценностей и ценностей коллектива?

Ведь сейчас другое время, другие возможности, можно выбирать и относится избирательно ко многим вещам. В том числе и к своему статусу в коллективе.

  1. Комплекс «козла отпущения»
  2. Негативный образ себя как следствие травматического опыта
  3. Исцеление «Внутреннего ребёнка», шаг навстречу Себе

«Дети травили его, но он продолжал с ними общаться»

Травля или, как часто говорят, буллинг – одна из самых распространенных проблем, с которой может столкнуться ребенок. Чаще всего мы наблюдаем издевки со стороны сверстников: они могут настигнуть ребенка в детском саду, школе, спортивной секции – иными словами, в любом коллективе.

Евгения – многодетная мама, и недавно она узнала о том, что у ее сына проблемы в школе. Славесейчас 13 лет, в этом году он окончил 7 класс. В последние месяцы женщина стала замечать, что сын стал замкнутым и агрессивным. Оказалось, причиной всему была жестокая травля со стороны одноклассников.

Постоянные насмешки и унижения превратили и без того скромного Славу в нервного и угрюмого ребенка. Не сумев дать отпор обидчикам, он стал вымещать злобу на младших братьев, чего за ним раньше не замечали. Кроме того, у мальчика начались проблемы с учебой.

«Он стал эмоционально нестабилен: мог и заплакать, и грубо ответить. И усугубилось наше заикание, с которым мы много лет боремся», – вздыхает мама Славы. Она не стала сразу же устраивать скандал и сперва заняла позицию наблюдателя. Однако со временем ситуация только усугубилась: обидчики Славы не ограничились оскорблениями в переписке и создали в одной из социальных сетей целую группу, посвященную травле школьника.

Оказалось, что травили Славу не только потому что он «слабак», как считали его так называемые «друзья», но и из-за достатка его семьи.

«Мы – многодетная семья среднего достатка, и в принципе можем позволить себе многое. Дети имеют все: хорошую обувь, одежду, телефоны. Слава занимается футболом, все необходимое для этого есть. Но ребята его гнобили из-за того, что считали его нищим. Если одному ребенку родители могли позволить купить брендовые бутсы для футбола за 8-9 тысяч, то я считала нецелесообразным покупать такую дорогую брендовую обувь для своего ребенка, так как, во-первых, у него быстро растет нога, а во-вторых, он не очень аккуратно носит обувь, и она просто убьется за два-три месяца. Поэтому мы покупали обувь более дешевых брендов или подделки под известные марки. А это, видимо, у молодежи не приветствуется, и дети считают, что это дает им право гнобить и унижать человека», – говорит Евгения.

Поговорив с сыном, женщина была поражена: Слава не только продолжал общаться с детьми, которые каждый день измывались над ним, но к тому же был уверен, что они правы. Он искренне считал себя никчемным изгоем и старался переводить все это в шутку: мол, ничего не поделаешь!

«Он такого плана человек, который все держит в себе, никогда ни на кого не жаловался, и из него очень тяжело что-то выудить. Я очень переживала. В разговоре со мной он говорил обо всем этом в шуточной форме, а по ночам плакал в подушку. Так продолжалось порядка двух месяцев», – вспоминает Евгения.

Что делать, если ты стал жертвой буллинга: советы детям и подросткам

Дорогой друг! Если ты попал в столь неприятную ситуацию, не спеши отчаиваться. Тебе может казаться, что весь мир жесток и враждебен, но это не так. Внимательно прочти следующие советы и постарайся следовать им.

Расскажи родителям о том, что происходит

Родители – самые близкие тебе люди, их обязательно нужно ввести в курс в дела. Конечно, говорить о таких вещах непросто. Но нужно преодолеть этот барьер. Мама и папа смогут принять необходимые меры, чтобы защитить тебя от агрессии со стороны сверстников.

Многие дети не хотят сообщать родителям, потому как боятся, что после их вмешательства станет только хуже. Их начнут дразнить ябедами и маменькиными сынками.

Этого бояться не стоит. Как показывает практика, когда к агрессорам применяют конкретные меры, они быстро усмиряют свой пыл. Родители смогут использовать эффективные рычаги воздействия, которые тебе в этой ситуации недоступны.

Не ищи причины в себе

Как я уже написала выше, жертвой буллинга может стать кто угодно. Поэтому не стоит обвинять себя, искать изъяны и оправдывать обидчиков. Групповое психологическое насилие над личностью – это преступление, а те, кто его совершают – преступники, сколько лет бы им ни было. Это вина общества, что оно не может обеспечить безопасность всем его членам, особенно самым беззащитным.

Поэтому учись любить себя независимо от того, как к тебе относятся окружающие. Не принимай слова обидчиков на свой счет. Их оскорбления в твой адрес не имеют к тебе никакого отношения, а вот их самих характеризуют как людей жалких и беспринципных.

Постарайся найти союзников

Если в классе ты не единственная жертва издевок, постарайся объединиться с другими детьми. Договоритесь поддерживать друг за друга во время нападок и действовать сообща. Вдвоем или втроем противостоять агрессорам намного проще.

Впоследствии товарищи по несчастью могут стать твоими настоящими друзьями. Постарайся узнать их получше, инициируй также общение за стенами школы.

Стань частью коллектива

Если отношения с одноклассниками не складываются, тебе нужно найти другой коллектив, в котором ты будешь чувствовать себя комфортно и уверенно. Это может быть, например, спортивная команда или какой-то творческий коллектив.

Найди себе хобби, которое предполагает постоянное общение с людьми. Это поможет не замкнуться в себе окончательно и не утратить коммуникативные навыки. Твоя жизнь перестанет ограничиваться только школой и обретет новый смысл.

Сосредоточься на учебе

Пока ситуация не устаканится, относись к школе как к месту, в которое ты ходишь получать знания – и не более того. Сосредоточься на учебе и старайся не отвлекаться на все остальное. Ставь себе учебные цели и достигай их.

В школе закладывается фундамент для твоей будущей профессиональной деятельности. Влиться в нормальный коллектив и найти себе друзей ты еще успеешь, а вот пробелы в знаниях заполнить будет гораздо сложнее. Поэтому правильно расставь приоритеты. Ни в коем случае не забрасывай учебу, а, наоборот, ищи в ней спасение. Если тебе удастся по-настоящему увлечься процессом учебы, проблемы с одноклассниками отойдут на второй план.

Не реагируй на нападки

Лучшая тактика против психологической агрессии – игнор. Обидчики будут стараться вывести тебя на эмоции всеми доступными способами. А ты сохраняй невозмутимость и спокойствие. Конечно, я понимаю, что это очень сложно – особенно первое время. Хочется заплакать, закричать, наговорить гадостей в ответ. Но это лишь раззадорит хулиганов.

Представь, что вокруг тебя стеклянный купол. Все оскорбления и насмешки отскакивают от него и возвращаются к обидчикам. Примерно так и происходит на самом деле, если человек сохраняет самообладание.

Что делать, если ребенок стал изгоем в школе

Если вы увидели в поведении своего ребенка признаки изгоя, то не тяните и срочно примите меры. Психологи подготовили ряд советов, которые помогут снизить общую напряженность в отношениях с ребенком и начать чувствовать себя лучше:

Регулярные беседы и поддержка. Возьмите за правило интересоваться школьными успехами своего ребенка. Если вы стали замечать его нежелание делиться с вами новостями, то не настаивайте и не пытайтесь что-то выведать. Начните задавать наводящие вопросы, как бы между прочим вспоминать свои школьные годы и рассказывать о том с чем вы тогда сталкивались. Ваша задача – наладить доверительные отношения с ребенком, чтобы он ощущал вашу поддержку, даже если вас нет рядом.

Анализ конфликтных ситуаций. Если ребенок стал участником конфликта, то постарайтесь узнать, что именно послужило его причиной. Сядьте вместе с ним и постарайтесь смоделировать различные варианты как развития, так и урегулирования спорной ситуации. Попутно не лишним будет научить ребенка искать выходы из различных спорных ситуаций. Ребенок должен в перспективе уметь сам разрешать конфликтные ситуации и стараться их избегать по возможности.

Развитие способности смотреть на ситуацию со стороны. Объясните ребенку, какие именно ошибки в поведении привели к тому, что он стал отверженным в классе. К тому же травля в классе не доказывает ущербности изгоя, она говорит лишь о проблеме в самом коллективе.

Тесный контакт с учителем. Если вы стали замечать изменения в поведении своего ребенка, то обсудите их с классным руководителем. Если опасение о плохом отношении со стороны одноклассников подтвердится, то постарайтесь вместе с учителем найти способ изменения сложившейся ситуации.

Изучение культуры речи. Довольно-таки часто изгоями становятся дети, которые не умеют общаться со своими сверстниками. Речь не идет о том, что он должен быть непревзойденным оратором, нет, конечно. Но если его пытаются «притеснить» в коллективе, то он должен уметь давать отпор. И речь идет не о грубой физической силе, а именно о способности урегулирования конфликта с помощью простого разговора.

Совершенствование достоинств. У каждого человека есть свои достоинства и недостатки. К сожалению, чаще всего окружающие скорее заметят в человеке именно минусы, нежели его преимущества

Поэтому родителям стоит научить ребенка акцентировать внимание именно на своих достоинствах. Помимо прочего, не будет лишним и помощь в борьбе с недостатками. Если у ребенка проблема лишнего веса, из-за которого его обзывают, то запишите его в спортивную секцию и обратитесь за консультацией к врачу

Если у ребенка проблема лишнего веса, из-за которого его обзывают, то запишите его в спортивную секцию и обратитесь за консультацией к врачу.

Новые увлечения и интересы. Если у ребенка никак не складываются отношения с одноклассниками, то можно найти альтернативу. Предложите ребенку посещать какую-нибудь секцию или кружок. Там он сможет не только уделить время любимому занятию, но и найти новых друзей.

Смена школы. Если пребывание в школьном коллективе приносит ребенку настоящие страдания и нет способов, которые могли бы помочь и изменить ситуацию, то лучшим вариантом будет перевод ребенка в другую школу.

Как в коллективе выбирается жертва-изгой?

Это процесс не одного дня. В социальной группе нарастает хаотичное напряжение и недовольство, и оно не может выражаться тому лицу (лидеру, руководителю), к которому оно на самом деле направлено. На того, чья ответственность разруливать, контейнировать и управлять происходящими процессами.

В открытую это сложно выразить, да и может быть не совсем безопасно. В социальной иерархии группы всегда можно найти участника у которого мало поддержки среды: он мало с кем связан, за ним никого нет, на него слить это напряжение становиться просто. По сути группа ищет такого себе « козла отпущения» и находит.

Как поговорить с ребенком

Если родитель подозревает, что над ребенком издеваются, для начала нужно поговорить с ним об этом, а не бежать в школу и закатывать скандал. Нельзя спрашивать ребенка в лоб, давить и устраивать допросы — так он закроется еще больше. 

В разговорах о травле важно учитывать возраст ребенка. Если он учится в начальной школе, можно разузнать всё через игру, например через сказку с договариванием

Имя главного героя должно быть созвучно с именем ребенка, чтобы ему было легче ассоциировать себя с ним. Например, ребенка зовут Вася, а персонажа сказки — Ваня. Сказка должна звучать примерно так:

Теплым осенним утром мальчик Ваня идет в школу, и думает о том, что… По пути в классный кабинет Ваня встречает одноклассника Диму, и мальчишки… Когда Ваню вызвали к доске на уроке математики, учитель сказал ему, что… На перемене Ваня…

Все пробелы должен восполнить сам ребенок. Если он говорит, что не знает, что было дальше, и отказывается договаривать — это защитная реакция. Тогда родителю нужно сказать: «Давай придумаем, это же сказка

Что бы ты нафантазировал?» Важно показать ребенку, что это игра, чтобы он расслабился. Через якобы придуманные ответы ребенок расскажет родителю о том, что его волнует. 

Со старшеклассником нужен другой подход

Важно установить безопасную зону, наладить эмоциональный контакт и уже потом аккуратно спрашивать. Даже если ребенок не хочет рассказывать о проблеме, родителям нужно проговаривать, что для них это важно и что ребенок ни в чем не виноват

Например, сказать: «Мне кажется, что с тобой что-то происходит, и я переживаю. Я точно знаю, что причина не в тебе. Если что-то идет не так, ты не должен справляться с этим сам. Обращаться за помощью нормально, в сложных ситуациях должны разбираться взрослые». 

Ребенку не нужно, чтобы родители обещали «разнести» обидчика, школу и всех вокруг. Сдержать эмоции бывает непросто, но ребенку нужен спокойный взрослый, рядом с которым он чувствует себя в безопасности, знает, что его понимают и что родители на его стороне. Не стоит сразу брать проблему в свои руки, нужно спросить у ребенка, как бы он хотел поступить — это даст ему почувствовать контроль над ситуацией. 

Нет волшебной фразы, которая поможет мгновенно разговорить ребенка — на то, чтобы наладить эмоциональный контакт с ребёнком, понадобится время

Нужно уделять детям внимание постоянно, а не приставать с расспросами за пять минут до выхода из дома. Нужно почаще собираться всей семьей, интересоваться мнением ребенка по разным вопросам и не пытаться контролировать каждый его шаг

Но все эти методы больше подходят для профилактики: чтобы проблема не начала расти и ребёнок знал, что он всегда может обратиться к родителям. Если все очевидно и ребенок регулярно приходит домой в синяках, не стоит ждать, пока он захочет открыться родителям, — лучше сразу обратиться к психологу. 

Виды нарушений в поведении ребенка-изгоя

Дети, столкнувшиеся со школьной травлей, чаще всего становятся несчастливыми обладателями различных девиаций. Негативное отношение со стороны одноклассников способно нанести серьезный вред психика ребенка, поскольку из-за постоянного преследования и травли они практически никогда не выходят из угнетенного состояния.

Часто школьные изгои способны на следующие нарушения в поведении:

  • Воровство. Ребенок начинает воровать для того, чтобы купить себе что-то и тем самым переключиться на более позитивные ощущения. У него может не быть нужды именно в воровстве, потому что родители регулярно снабжают его карманными деньгами. Суть в том, что при воровстве ребенок ощущает мощный выброс адреналина и доказывает сам себе, что он способен на что-то. Если же ребенок пытается купить что-то для других, то таким образом он стремится расположить другого ребенка к себе.
  • Обман. Такие дети часто врут, причем не только родителям, но и одноклассникам. Они рассказывают придуманные истории, с помощью которых пытаются произвести впечатление на окружающих. Чаще всего, они рассказывают истории, способные вызвать зависть у других детей. Например, отец получил новую должность, и он теперь большой начальник. Но чаще всего, спустя какое-то время, обманщика выводят на чистую воду и тогда его репутация падает еще ниже.
  • Попытки суицида. Ребенок, постоянно подвергающийся травле, не может справиться с состоянием постоянной депрессии. Побои, издевательства, игнорирование, насмешки – все это ведет к тому, что ребенок начинает задумываться о самоубийстве, как единственном выходе из ситуации. Поэтому родителям следует очень внимательно следить за поведением и настроением ребенка и не надеяться на то, что у него просто плохое настроение, которое пройдет само по себе. В противном случае, может быть поздно.
  • Ненависть и разбой. Когда школьник постоянно сталкивается с унижениями и пренебрежением со стороны сверстников, то первой эмоцией, которую он испытывает, становится обида. Со временем обида переходит в растерянность, непонимание, грусть, злость и постепенно трансформируется в жгучую ненависть. Ребенок фантазирует о том, как однажды сможет отомстить своим обидчикам. Он находится в пограничном состоянии и порой бывает достаточно одного неразумного поступка, совершенного одноклассниками, чтобы переступить черту. Ребенок может просто сорваться и учинить расправу над главным обидчиком.

Один против всех — все против одного

Наверное, нет смысла писать назидательные речи о том, что травля в школе одноклассника — это подло, мерзко, недостойно и несправедливо. По мере возможности с этой проблемой пытаются справиться учителя. Но, конечно, основная воспитательная работа должна проводиться дома, родителями, а при возникновении необходимости — детскими психологами.

Травля в школе наносит серьёзный, а иногда даже непоправимый ущерб психике ребёнка, оказавшегося в роли «жертвы». Тактика невмешательства взрослых как в школе, так и дома может привести к трагическим последствиям. Ребёнок, загнанный в угол (в прямом и переносном смысле), способен на необдуманные, страшные поступки, вплоть до суицида. Когда они совершаются, то приобретают широкий общественный резонанс, начинается расследование. Только вот оказывается слишком поздно…

Изоляцию ребёнка в коллективе гораздо проще предупредить, нежели пытаться устранить уже существующую проблему. Как? Ранней социализацией малыша. Давайте остановимся на этом подробнее.

Поощрение общительности

С раннего возраста культивируйте в ребёнке общительность. Всегда разговаривайте с ним, даже когда он ещё не может ответить

Важно, чтобы круг общения малыша был широким и разнообразным

Роль детского сада

После 2-летнего возраста ребёнок нуждается хотя бы в кратковременном общении с другими детьми. Реализовать эту потребность поможет оформление ребёнка в детский сад. Есть и альтернатива детсаду: центры раннего развития, где продят обучающие занятия, в том числе по подготовке к школе, всевозможные детские секции и т. п. Недостаток живого общения с другими детьми можно компенсировать ежедневными прогулками на детской площадке. Например, когда малыш играет в песочнице, учите его делиться игрушками с другими детками, обращаться с просьбами и т. п.

Роль семьи

Дети, наблюдавшие внутри своей семьи гармоничные отношения, выросшие в любви и ласке, гораздо чаще чувствуют себя счастливыми и уверенными в себе людьми во взрослом возрасте. Если говорить о школе, то большинство проблем исходит от детей из так называемых неблагополучных семей. Искажённое представление о человеческих отношениях, любви они проецируют на свою жизнь.

Благоприятным фактором воспитания общительности является наличие в семье других детей. Братья или сёстры старшего возраста содействуют ускорению психического и социального развития малыша (за счёт эффекта подражания) и стимулируют его познавательную деятельность.

Как понять, что ребёнок стал объектом травли?

В отличие от взрослых, дети очень открыто выражают свое отношение к тем, кто им не нравится. Не нравятся люди по одной простой причине — они другие.

Если ваш сын или дочь неохотно идут в сад или в школу, не рассказывают о своем времяпрепровождении там, если они возвращаются подавленными, если у них мало друзей в классе (или нет вообще) — это все следует немедленно принять во внимание и поторопиться на помощь. Неудавшиеся отношения с коллективом (или конкретным его членом) могут спровоцировать психосоматическое заболевание. Чтобы не сталкиваться с психоэмоциональной проблемой, организм предпочитает вовремя «заболеть и остаться дома»

Это, кстати, тоже сигнал для родителей. Если ни с того ни с сего у ребенка появляются симптомы простуды, или начинает болеть голова, живот, и это происходит систематично, следует поговорить с ним об отношениях в классе

Чтобы не сталкиваться с психоэмоциональной проблемой, организм предпочитает вовремя «заболеть и остаться дома». Это, кстати, тоже сигнал для родителей. Если ни с того ни с сего у ребенка появляются симптомы простуды, или начинает болеть голова, живот, и это происходит систематично, следует поговорить с ним об отношениях в классе.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет,
но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые
интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений.
В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим,
чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье
и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе?
Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц,
то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных
и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей,
творческой самореализации и духовных смыслах.

Последствия буллинга

Буллинг негативно сказывается на всей группе детей. По словам Людмилы Петрановской, «насилие — страшный пожиратель энергии, ни на что другое сил у группы уже не остаётся, в том числе на учёбу».

Страдают все участники буллинга: и жертва, и агрессор, и наблюдатели, которые видели происходящее, но по каким-то причинам не вмешались.

Последствия буллинга для жертвы

Жертвы буллинга постоянно чувствуют себя в опасности. Даже если над ними не издеваются прямо сейчас, им кажется, что это может начаться в любую минуту. В книге «Предотвращение буллинга» жертвы травли описывают свой опыт так: «Чувствуешь себя неправильным. Изолируешься от коллектива и даже не пытаешься найти друзей. Замыкаешься в себе и постоянно злишься».

По мнению норвежских учёных, жертвы буллинга постепенно начинают верить, что с ними действительно что-то не так. Они чувствуют себя одинокими, но не пытаются найти новые хобби или завести друзей. Им сложно доверять людям.

Травля также провоцирует конкретные физиологические симптомы. По данным Американской организации «Нет буллингу», у ребёнка возникают проблемы со сном. Может развиться энурез. Болит голова или живот, хотя медицинских причин для этого нет. Постоянный стресс влияет на иммунную систему и негативно воздействует на когнитивные способности. В результате ребёнок часто болеет и плохо учится.

У травли в детстве могут быть и долгосрочные последствия. Пережившие буллинг люди страдают от низкой самооценки, склонны к селфхарму, депрессиям и разным видам зависимостей. Если у человека изначально была предрасположенность к ментальным проблемам, буллинг увеличивает вероятность их развития.

Последствия буллинга для агрессора

По словам Людмилы Петрановской, агрессор получает опыт безнаказанности, иллюзию собственной силы и абсолютной правоты. «Этот опыт приводит к огрублению чувств, отрезанию возможностей для тонких и близких отношений, в конечном итоге — к деструктивным, асоциальным чертам личности».

В книге «Предотвращение буллинга» пишут, что агрессора обычно воспринимают в коллективе как авторитетного и уважаемого человека. Но сам он не уверен в себе и собственном месте в коллективе. Агрессор использует насилие, чтобы самоутвердиться за чужой счёт, и внутренне очень боится потерять лидерские позиции.

Агрессор не умеет строить отношения с другими людьми. Во взрослом возрасте может занимать высокое положение в обществе, но часто страдает от одиночества. Анализ исследований 2016 года показал, что участие в буллинге негативно сказывается на психике человека независимо от его роли. 

Последствия буллинга для наблюдателей

Свидетели травли — большая часть детского коллектива. Они стоят в стороне и делают вид, что ничего не происходит. Не пытаются остановить насилие, хотя внутри могут понимать, что ситуация неправильная. Петрановская говорит, что «они получают опыт бессилия перед властью толпы и стыда за своё слабодушие, поскольку не решились вступиться и поддерживали травлю из страха самим оказаться жертвой». 

Постепенно такие дети и подростки ожесточаются. Постоянно наблюдая буллинг, они перестают жалеть жертву. Насилие становится нормой, отношения в коллективе ухудшаются, атмосфера становится жестокой и отчуждённой.

Кто чаще всего подвергается насмешкам

Тот, кто кажется странным и непонятным общей массе или чем-то выделяется не в лучшую сторону из толпы. Часто подвергаются насмешкам те, кто страдает сильной полнотой или худобой, носит брекеты или заикается, а также жертвы слишком строгих родителей.

По правде говоря, белой вороной в классе может стать каждая девочка или мальчик, если он нарушает правила класса. Поэтому от этой печальной роли не застрахован никто. И здесь очень многое зависит от той системы ценностей, которая формируется педагогами в той или иной школе или классе. Если педагогический коллектив в школе состоит из настоящих профессионалов, то, школьники дружелюбно настроены даже к тем, у кого есть странности во внешности и поведении. Ну а при чисто формальном подходе педагогов к своей работе, дети в классах не прощают своим одноклассникам даже самых простых ошибок, которые может допустить каждый.

Нередко причиной издевательств становиться зависть. Особенно если ты явно превосходишь в чем-то остальных.

Как же не стать белой вороной в классе? Существует несколько общих правил, которые помогут тебе этого избежать.

Простые правила, как не стать жертвой в классе

1. Уверенность в себе и принятие своих недостатков и особенностей

Хорошо известно, что обидчик старается ударить туда, куда больнее. Ему это дает уверенность в себе, эмоциональную разрядку и чувство превосходства, а также возможность и дальше издеваться над жертвой. Забияки чувствуют комплексы и переживания жертвы и точно знают, куда надавить. Поэтому тебе нужно принять свои недостатки хотя бы для видимости, даже если ты в глубине души мечтаешь от них избавиться. Помни, что успешность в учебе и жизни не всегда зависит от того, толстый ты или худой, красивый или нет. Главное, что ты не стараешься быть кем-то другим и играть роль, которой не соответствуешь.

2. В самом начале постарайся не выделяться из общей массы

Ты еще не знаешь, что цениться в классе, в который ты собираешься перейти. Бывает, что девушка, которая одевается ярко и красиво, в одном классе может стать лидером, в другом – объектом зависти, насмешек и даже открытых издевательств. Поэтому скромные джинсы и свитер, сдержанные платья и юбки, неброский макияж и маникюр – то, что поможет тебе не только не стать объектом насмешек, но и присмотреться к своему классу, чтобы понять, как там принято одеваться и вести себя.

3. Не реагируй на колкости и насмешки, если они, конечно же, не заходят слишком далеко

Случается, что обидчик специально провоцирует потенциальную жертву для того, чтобы вызвать скандал. Твоя реакция может вызвать у него чувство удовлетворения («я все-таки вывел ее/его из себя, посмотрим, что будет дальше») или втянуть тебя в игру, которая может привести к плохому для тебя результату. Например, обидчик может оказаться сыном директора школы, которому все сходит с рук и любой твой отпор может обернуться против тебя. Поэтому колкости стоит в самом начале игнорировать, если только они не могут послужить поводом для дальнейших насмешек.

5. Купируй конфликтные ситуации «по-взрослому»

Если кто-то начинает тебя задевать и обижать, остановить его можно взглядом взрослого и уверенного в себе человека. Обидчик должен сам почувствовать, что ведет себя глупо. Ведь не будет же он так себя вести при авторитетном для него человеке, взрослом и умном?

6. Главное, спокойствие, уверенность в себе и сообразительность

Бывает, что ты помимо своей воли с первых же дней чем-то выделился из класса. Например, ты красивая девушка, одеваешься исключительно в брендовую одежду или претендуешь на золотую медаль. Уже определившийся лидер класса не может тебя в чем-то превзойти, поэтому начинает унижать тебя, стараться снизить твою самооценку и настроить против тебя одноклассников.

Если такое произошло, нужно постараться поставить его на место. Помни, его злость и недоброжелательность – комплимент тебе, а не ему. Поэтому нужно меткой фразой поставить его на место, например, усомниться в его психической полноценности, намекнуть на зависть при всех и т. д. Увидев, что его разоблачили, он не будет больше над тобой смеяться, и ты сможешь спокойно учиться.

Роль учителей в школьных конфликтах

Ведущие роли в любых школьных конфликтах отводятся, безусловно, взрослым. Учителям и родителям. В начале конфликта всегда видно, что появляется лидер-зачинщик конфликта и ребенок-изгой в классе. Признаки будущих проблем в общении учеников могут заранее подсказать взрослым правильную тактику поведения в условиях зарождающегося конфликта.

Учитель проводит с классом большое количество времени, у него есть возможность наблюдать, отмечать, говорить, рассуждать, наказывать и поощрять. Учитель может напрямую влиять на каждого участника коллектива.

Любой конфликт внимательный учитель может засечь в самом начале и сразу предпринять попытки для его устранения:

  • вывести конфликт в открытую форму, обсудить его с учениками и занять позицию против гонений;
  • инициировать коллективные обсуждения для разрешения конфликта, поговорить про лидеров и про изгоев в школе;
  • лично поддержать ученика-изгоя, предложив ему проявить себя в учебе или школьном досуге и поощрить за успехи, поставить эти успехи в пример классу;
  • устроить “дни хороших дел”, когда дети должны для каждого члена коллектива сделать что-то хорошее.

Учителя, безусловно, допускают ошибки. В условиях недостатка времени или равнодушия к процессу воспитания учеников, преподаватель не всегда способен и готов вмешиваться в детские конфликты, а иногда может непроизвольно поддержать начинающуюся травлю.

Например, наказывать за проступки, не разбираясь в причинах. Как правило, провинившимся оказывается непопулярный ученик — у него к тому моменту уже создано определенное отрицательное амплуа, которое охотно подчеркивают для учителя лидеры коллектива. Или, например, учитель склонен верить любимчикам и не верить непопулярным ученикам в силу собственных личностных предпочтений.

Отдельно стоит остановиться на ситуации, когда изгой в классе появляется с подачи самого учителя. Это происходит, когда учитель в качестве меры наказания стимулирует весь класс показать ученику, что тот неправ. В виде объявления бойкота, игнорирования, демонстративного выставления плохих оценок или регулярных требований “дать дневник для замечания”. В этом случае учитель напрямую не становится агрессором, но неформально дает лидеру класса разрешение на травлю. Исход подобного поведения плачевен, потому как класс воспринимает такую тактику за правильную, ведь она предложена авторитетным лицом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: