Идея совместной работы
Когда речь идет об образовательном процессе, необходимость конструктивного взаимодействия возникает не только между учителем и учеником, но и внутри коллектива преподавателей. При этом идея заключается в согласовании преследуемых разными специалистами целей, а также способов, средств. Необходимо понимать, что действительно конструктивный подход предполагает учет задач, значимых для каждой участвующей в процессе личности. Это помогает не только развивать каждого участника процесса, но и совершенствовать группу как социальную единицу, организм, работающий системно.
Конструктивное взаимодействие при детальном рассмотрении выглядит довольно противоречивой задачей. Это обусловлено тем, что крайне сложно согласовать цели разных социальных элементов, участников одной группы. Кроме того, редко можно наблюдать, что внутри группы применяются действительно оптимальные способы, средства, а стороны, вступающие в контакт, занимают действительно продуктивные позиции. Все это напрямую сказывается на результате. Продуктивность рабочего процесса падает, группа, отдельные личности, ее формирующие, не могут развиваться на весь доступный потенциал.
Преимущества конструктивной критики
Даже если это идеальный совет, высказывать и принимать конструктивную критику всегда непросто. Но не стоит избегать подобной обратной связи только потому, что она такая сложная. Конструктивная критика помогает и вам, и тому, кому вы её направляете, расти как в личностном, так и в профессиональном плане.
—Джастин Розенштейн, соучредитель Asana
Реализуя конструктивную критику, вы создаёте атмосферу открытости и доверия. Не всякая беседа с коллегами даётся просто, но сложные разговоры — это неотъемлемый компонент успешной команды.
В Asana обратная связь всех типов является важной частью нашей культуры. Все наши сотрудники проходят обучение в группе ответственного лидерства, поэтому они прекрасно владеют техникой конструктивной критики
Кроме того, цености нашей компании базируются на принципах взвешенного и реалистичного распределения ответственности. Когда что-то идёт не так, мы применяем метод пяти «почему», чтобы выяснить первопричины происходящего.
У каждой компании свои ценности и методы работы. Но открытость для конструктивного и честного диалога поможет вам преодолеть психологический барьер, завоевать доверие и наладить более тесный контакт с коллегами. Если вы готовы попробовать, читайте дальше.
Как конструктивное мышление влияет на здоровье
Есть несколько изменений, которые произойдут с вами, если вы научитесь конструктивному мышлению. О них говорили все, кто проходил подобные тренинги или овладевал искусством самостоятельно.
Человек становится более спокойным. Приходят в порядок его мысли. Он начинает планировать свой день.
Окружающие замечают изменение в походке, осанке и жестах таких людей. Но это происходит не сразу. Такие вещи психологи подмечают у своих пациентов, которые несколько недель упорно дрессировали свой образ мышления.
Отступают панические атаки, неврозы, частично проходит ВСД. Человек больше не поддается панике, не ищет у себя болезней, о которых услышал вчера из новостей.
Многим женщинам и мужчинам удаётся, наконец, сесть на диету и сбросить лишний вес. Люди начинают лучше контролировать себя.
Проходят некоторые соматические болезни и симптомы астении.
Улучшается сон, человек чувствует себя более бодрым
Особенно, если уделил внимание своему здоровью: включил в список ежедневных дел спорт, правильное питание.
Люди, панически боявшиеся врачей, избавляются от страхов и вовремя проходят профилактические обследования.
Таких результатов добиваются упорные, те, кто не бросает начатое. Если человеку удаётся контролировать мышление, ему поддаются и эмоции.
Мысль — промежуточное звено в вечной борьбе между разумом и чувствами. И когда побеждает разум, жизнь человека налаживается.
Где взять конструктивные мысли
Для начала разберемся в том, что дает человеку такой тип мышления.
- Возможность уравновесить эмоциональный маятник и не поддаваться негативу. Человек будет чувствовать себя спокойным и защищенным. За конструктивным мышлением — как за каменной стеной.
- Это помогает находить выход из самых сложных ситуаций.
- Подобное мышление часто меняет жизнь человека. Он приобретает подобный навык, осознает, что есть что-то, что его в жизни не устраивает, и начинает работать в этом направлении. Логика больше не позволит уклоняться от перемен, находить причины для бездействия. Так начинаются позитивные перемены: с мысли. С правильной мысли.
Любой, даже самый эмоциональный и инертный человек, способен научиться мыслить конструктивно. Попытайтесь вспомнить человека из вашего окружения, который обладает этой способностью. Представьте сложную ситуацию и подумайте, как бы он поступил. Постарайтесь поставить себя на его место и перенять образ мышления. Эмоции прочь, только холодный рассудок.
Тренироваться можно как на вымышленных ситуациях, так и на реальных. Немного работы над мышлением, и навык войдет в привычку.
Конструктивному мышлению свойственны:
- Беспристрастность.
- Логика.
- Последовательность.
- Вдумчивость.
- Всесторонняя оценка ситуации.
- Построение плана.
- Оценка перспектив.
- Прогнозирование развития событий.
- Отсутствие эмоций.
Главный компонент такого мышления — холодный разум. Эмоции не позволяют человеку рассмотреть ситуацию со всех сторон, увидеть перспективы и оценить все возможные варианты, выбрав лучший.
Образование и взаимодействие
В настоящее время образовательный процесс во всем мире (и в нашей стране тоже) претерпевает изменения, контролируемые принципами гуманизма. На основании этого сильно меняются отношения, допустимые между преподавателями, учениками. Обе стороны в равной степени должны участвовать в процессе общения, в этом суть конструктивного взаимодействия. Нельзя применять методики влияния на одну из сторон, которые бы разрушали личность, воздействовали на поведение, сознание.
Гуманистический подход обязывает принимать и взрослых, и детей такими, какие они есть. Пример конструктивного взаимодействия – совместное обучение, в ходе которого уникальное восприятие каждой из сторон сохраняется в полной мере. В то же время нужно контролировать, чтобы развитие личности продвигалось в положительном направлении. Старшие не имеют права оценивать личность, это доступно лишь применительно к конкретным действиям
Важно учитывать интересы обеих сторон взаимодействия, в том числе анализировать перспективы. Общение, построенное с учетом этих аспектов, на все будущее молодого поколения заложит основы корректного социального взаимодействия
Как выглядит конструктивное мышление
Конструктивное мышление — это, в некотором смысле, образ жизни. Оно просматривается на примере человеческих реакций относительно сложных ситуаций. Например, две горничные, закончив смену в отеле, застряли в лифте поздно вечером. Обе страдали клаустрофобией в легкой форме. Обе они спешили по своим делам. И для обеих ситуация была неприемлемой физически
Одна из них поддается панике, бьет по кнопкам, начинает причитать, кричит, стараясь привлечь внимание. Другая, тем временем, старается сохранять спокойствие. Она следит за своим дыханием
Она пытается вызвать лифтера кнопкой. Когда кнопка не сработала, женщина достала мобильный телефон, позвонила знакомому, что жил неподалеку, и спустя 15 минут их освободили
Она следит за своим дыханием. Она пытается вызвать лифтера кнопкой. Когда кнопка не сработала, женщина достала мобильный телефон, позвонила знакомому, что жил неподалеку, и спустя 15 минут их освободили.
В чем отличие между типами мышления этих женщин? Мысли первой были хаотичны и не конструктивны. Она жалела себя — ведь у неё клаустрофобия, и она спешила. Поддавшись эмоциям, она не позволила своему разуму поработать над ситуацией. А ведь у нее в сумочке тоже был мобильный телефон. Вторая женщина не позволила себе поддаться панике. Она взяла на себя решение проблемы, не запаниковала, когда кнопка лифта не сработала. Если бы у нее не было телефона, она бы всё равно нашла выход.
В любой ситуации конструктивное мышление начинаются там, где заканчиваются эмоции. Чувства мешают человеку адекватно воспринимать ситуацию. Подобный тип мышления больше свойственен мужчинам, нежели женщинам. Причина тому в разных гормональных наборах. Эстроген, которым насквозь пропитаны женщины, чувствительность в определенное время цикла — отдаляет их от конструктивности. Часто женщины поддаются порывам, действуют под влиянием эмоций. Такие поступки не имеют логического обоснования и, со временем, становятся предметом сожаления.
Мужчины тоже бывают лишены конструктивности, ведь встречаются весьма чувствительные, ранимые представители сильного пола. Также как встречаются и женщины, которые носят на плечах «золотую голову», способную решить любую проблему.
Общение: важный аспект для любой личности
Необходимо понимать, что конструктивное взаимодействие – это категория, четко связанная с особенностями социального взаимодействия людей. При этом учитывают, что общение имеет много планов, развивается, устанавливается различными механизмами. Предполагается, что участники социума обмениваются данными и формируют стратегию действий, понимают друг друга. Таким подходом создается база для конструктивного взаимодействия
Это важно с точки зрения результата, так как только при выработке совместной корректной стратегии можно решить какую-либо сложную задачу, требующую координации усилий
С точки зрения образовательного процесса конструктивное взаимодействие – это комплекс мер, включающий в себя подготовительный этап, непосредственно наставничество, а также определённые манипулятивные методики внушения информации, убеждения. От ученика в рамках такого взаимодействия требуется повторение, подражание, готовность содействия. В то же время конструктивное взаимодействие – это явление, которое может включать в себя противодействие как дополнительный, побочный элемент или как один из базовых инструментов формирования личности.
Шесть шагов к принятию конструктивной критики
Допустим, вы научились правильно высказывать конструктивную критику. А как насчёт того, чтобы её принять? Принимать конструктивную критику, не закрываясь от неё, может быть весьма непростой задачей. Даже если вы осознаёте, что отзыв должен вам помочь, человеку свойственно защищаться от критики, пусть даже и полезной.
Хорошо, если вам заранее дадут понять, что собираются высказать критику в ваш адрес. Когда вы знаете, что у кого-то есть конструктивная обратная связь, вы можете подготовиться к ней, чтобы она не застала вас врасплох.
Но чтобы быть готовым адекватно принять даже внезапную конструктивную критику (если только она не является деструктивной), выполните следующие шесть действий:
-
Не реагируйте на критику мгновенно.Обратная связь способна активировать механизм антистрессорной защитной реакции, в результате чего изначально конструктивный разговор может вызвать лишь выброс адреналина. Прежде чем отреагировать на критику, сделайте глубокий вдох и постарайтесь сдержать желание ответить или поспорить.
-
При необходимости напомните себе, что конструктивная критика помогает вам стать лучше. Даже если конструктивная критика в ваш адрес поступила внезапно, не забывайте, что это делается в ваших же интересах.
-
Выслушайте собеседника, чтобы понять его, а не ради спора. Когда кто-то высказывает вам конструктивную критику, выслушайте его, не отвечая и не закрываясь от такой критики. Помните, что, высказывая критику, человек хочет вам помочь, поэтому постарайтесь выслушать её без предвзятости.
-
Высказываемая критика относится к тому делу, которым вы занимаетесь, а не лично к вам. Мы часто воспринимаем критику как нечто личное, потому что думаем, что критикуют именно нас. Но в деловой среде конструктивная критика обычно направлена на то, чем вы занимаетесь. Хорошая обратная связь помогает улучшить работу, как правило она не настолько личная, как может показаться.
-
Благодарите за обратную связь. Предоставление конструктивной обратной связи — дело непростое. Поблагодарите человека за его усилия и желание помочь вам.
-
Задавайте вопросы, но не оспаривайте критику. Хотя обратную связь не следует опротестовывать или опровергать, вполне допускается задавать вопросы и обсуждать способы улучшения ситуации. Если вы не готовы спрашивать сразу после получения критики, это тоже нормально. Договоритесь о ещё одной встрече, чтобы подробнее изучить варианты улучшения ситуации.
Повысить эффективность командной работы с помощью Asana
Методы
Рассмотрим приемы, которые помогут научиться конструктивному мышлению.
Полный контроль за эмоциями.
Пусть вас расстроило, что начальник накричал с самого утра. Прочь жалость к себе и театральные отступления. Просто решаете важные задачи, заходите к нему в кабинет и разрешаете ситуацию до конца.
«Нет» страху.
Если почувствовали симптом какой-либо болезни, отключаете панику. Какие симптомы должны быть у больного? Они у вас есть или это все результат буйной фантазии? Если симптомы сохраняются некоторое время и им нет объяснений, просто проверьтесь. Без паники и написания завещания. Чувства почти всегда лишние. Потому что неконструктивны.
Планируйте своё время от и до.
Вы всегда должны знать, чем будете заниматься завтра и через месяц. Если планы меняются, подстраивайтесь, сохраняйте основу. Ее стоит составить заранее. Это выглядит так: многое может измениться, но даже если наступит конец света, вы все равно сделаете уборку дома и 50 приседаний. Это основа конструктивного мышления.
Как понять, что у вас хаотичный тип мышления
Дочитав статью до этого места, каждый уже задумался: «А что со мной? Я-то обладаю конструктивным мышлением? Это так просто. Или нет?». Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте, как обычно вы говорите, решаете проблемы.
Поможет понять образ вашего мышления простенький тест:
- В разговоре отвлекаетесь ли вы на малозначительные детали и мелочи?
- Долго ли вы изъясняете свою мысль?
- Начинаете ли рассказ с мезозойской эры? (Имеется ввиду, начинаете ли вы его с самой сути или у вас, как в сказке: «Были-жили, не тужили»).
- Отвлекаетесь ли на посторонние мысли, меняя тему разговора?
- Никогда не анализируете чужие мысли по поводу вашей затеи? (Люди, закрытые от чужого мнения, ограничены. Не обязательно принимать чужую точку зрения, но если вам предлагают альтернативный вариант, который может оказаться продуктивным советом, умный человек обязательно прислушается).
- Не планируете свой день заранее?
Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из вопросов, вам стоит поработать над собой. Это означает, что ваш тип мышления близок к хаотичному. Более трех положительных ответов означают, что ваше мышление хаотично.
Развитие мышления
Развивать правильный образ мышления помогут практические занятия. Что для этого нужно? Просто начните. С пониманием того, что получится не с первого раза и даже не с сотого. Вы будете долго практиковаться, прежде чем заметите, что эмоции давно не руководят вашей жизнью.
Начните с простых бытовых ситуаций. Не хочется мыть посуду. Проанализируйте ситуацию, подключите конструктивное мышление. Возможно, вы поймете, что целесообразнее мыть посуду сразу после приема пищи, не оставляя на потом под предлогом замачивания и занятости. Более того, мытье посуды — это время релаксации. Моете тарелку — думайте только о тарелке. Учитесь отключать мысли. После — похвалите себя за то, что помыли сразу.
Любую неприятную ситуацию можно и нужно использовать во благо. И поможет в этом конструктивное мышление.
Как преодолеть деструктивность
Деструктивность – это отражение агрессии, страха. Для избавления от установки на разрушение и саморазрушение нужно проработать психотравмы. Для этого лучше обратиться к психологу.
В качестве самопомощи можно сделать следующее:
- Поддерживайте себя. Найдите опору и возможность для самоутверждения внутри себя. Вы можете чувствовать себя полноценным и уверенным человеком, не утверждаясь за счет других.
- Развивайте эмпатию и сострадание, чтобы избавиться от агрессии, улучшить навыки общения.
- Научитесь выпускать негативные эмоции. Реализуйтесь в творчестве. Выберите тот тип, который вам интересен.
Деструктивность портит жизнь человеку и его окружению, приводит к деградации личности, психофизическому и эмоциональному истощению. Склонность к разрушению приводит к безнравственным, аморальным, преступным поступкам. Помните о том, что тяга к разрушению – это ответ на нерешенные психологические проблемы. Найдите их и разберитесь с ними.
Деструктивное поведение: что это такое в психологии
В психологии чаще всего говорят о деструктивном мышлении и поведении. Это поведение, которое отклоняется от медицинских, социальных и иных норм, подвергает опасности и разрушает жизнь индивида. Оно реализуется через деструктивные действия. Это слова, поступки, действие или бездействие человека, приводящее к негативным для него или его окружения, всего общества последствиям.
Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения. Эти особенности приводят к дезадаптации и десоциализации личности.
Примеры и виды
Американский психолог Эрик Берн назвал две направленности разрушающего поведения: вовнутрь личности и вовне.
Примеры токсичного поведения, направленного вовне:
- моральное или физическое уничтожение другого человека;
- агрессивность и враждебность в общении;
- экстремистские действия, направленные на разрушение отдельных групп или всего общества;
- вандализм и прочие действия, разрушающие культурное наследие или любые другие предметы;
- убийство животных, вырубка лесов, загрязнение природы, то есть разрушение окружающей среды.
Примеры аутодеструктивного, саморазрушающего поведения:
- зависимости любого типа;
- сексуальная распущенность, рискованное поведение и другие девиации;
- делинквентное поведение (преступное);
- суицид и членовредительство.
Разрушающее поведение встречается у каждого человека, как правило, в кризисный период, например, в подростковые годы. Оно разрушает личность или ее отдельные компоненты. Заметны негативные изменения в характере и темпераменте, потребностях и системе ценностей, интересах, мотивах. Индивид со склонностью к разрушениям отличается неадекватной самооценкой, слабой силой воли.
Анализ разрушающего поведения помогает понять его направленность. Она, в свою очередь, помогает определить мотив и стереотипы поведения, привычные способы, модели реагирования. Условия среды предопределяют активизацию этих способов, но только сам человек решает, придерживаться привычных реакций или нет.
Причины
Причины развития склонности к разрушениям:
- неблагополучие семьи, асоциальный пример родителей;
- психические расстройства;
- соматические проблемы, неизлечимая или длительная болезнь;
- разочарование в жизни, неудачи, отчаяние.
Склонность к разрушению и саморазрушению может преследовать человека как с рождения, если такой сценарий сформировали родители, так и возникнуть на любом этапе жизни. Например, человек узнает, что болен раком и решает не бороться, а пуститься во все тяжкие. Или человек не смог пережить гибель возлюбленной, другую трагедию, ставшую психотравмой, и решает мстить миру, себе. Или индивид не смог преодолеть кризис, не нашел свое место в жизни. Можно назвать сотни вероятных сценариев, которые толкают человека на путь разрушения себя и всего, что его окружает.
Коррекция поведения
Выбор программы коррекции зависит от следующих факторов:
- вид и форма девиации;
- мотивация и цель поведения с точки зрения психологии;
- результаты и ущерб, причиненный себе, другим людям;
- индивидуальные характеристики личности и стиль поведения.
Коррекция поведения требует слаженной работы медиков, психологов, педагогов, правоохранительных органов, социальных служб. Стоит отметить, что деструкция может быть частью (началом) продуктивного поведения, созидания. Например, чтобы построить новую систему ценностей, мотивов, средств достижения целей, человеку придется разрушить свой прежний образ жизни.
Лучшим решением для избавления от деструктивности будет посещение психолога.
Социальный диалог – это тоже искусство
Общение – это не просто навык, данный всякому от природы
Психологи обращают внимание, что это искусство, которому приходится учиться всю жизнь. В силу характера, особенностей личности кому-то оно дается проще, а вот другим с ним ладить намного сложнее. Применяя правила, на которых зиждется конструктивное взаимодействие в обществе, зная психологический контекст, подтекст, инструментарий влияния на взаимодействие между участниками социума, можно добиться успеха
Зачастую всестороннее развитие личности предполагает условия конструктивного взаимодействия, но при отсутствии таковых человек, понимающий суть отношений, может приложить усилия для формирования подходящей среды
Применяя правила, на которых зиждется конструктивное взаимодействие в обществе, зная психологический контекст, подтекст, инструментарий влияния на взаимодействие между участниками социума, можно добиться успеха. Зачастую всестороннее развитие личности предполагает условия конструктивного взаимодействия, но при отсутствии таковых человек, понимающий суть отношений, может приложить усилия для формирования подходящей среды.
Личность, психика, особенно в детском возрасте, во многом формируются взаимоотношениями с самыми близкими людьми. В будущем это будет регламентировать отношения с иными участниками общества
Психологи обращают внимание: детям свойственны очень сильные эмоции, которые с возрастом ослабевают, становятся приглушенными, и поведенческие аспекты проявляются более ярко. Способы конструктивного взаимодействия предполагают корректировку эмоционального развития ребёнка таким образом, чтобы становление личности было максимально полноценным
В период детства важно заложить концепцию «Я», которой будет подчинена вся будущая жизнь
На помощь приходят способы конструктивного взаимодействия
В период детства важно заложить концепцию «Я», которой будет подчинена вся будущая жизнь. На помощь приходят способы конструктивного взаимодействия
Это будет интересно
Обязательно ли страховать жизнь и квартиру по ипотеке каждый год? Покупка жилья в ипотеку – ответственный шаг, к которому следует подходить взвешенно
Ипотечный кредит является долгосрочным, поэтому важно иметь четкое представление о сумме, которую предстоит выплачивать ежемесячно на протяжении многих лет. Всё о страховании жизни для ипотеки При страховании жизни для ипотеки возникает немало споров и вопросов
В статье мы разберем, что дает страхование жизни, обязательно ли оно, какие документы нужны для оформления и порядок получения страховых выплат Можно ли отказаться от страховки по ипотеке и как это сделать? При оформлении ипотеки банки стараются застраховать заемщика по максимуму, предлагая комплексную ипотечную страховку. Обязательной из всех является только страховка залоговой недвижимости. Как отказаться от остальных страховок разберемся в статье.
Возврат страховки по ипотеке При оформлении ипотечного кредита нужна страховка на залоговую недвижимость, а в некоторых случаях — страхование жизни. Но не все знают, что при досрочном погашении заема на жилье стоимость страховки можно вернуть. Обязательно ли страхование жизни при ипотеке Вопрос о том, обязательно ли страхование жизни при ипотеке, возникает у заемщиков на стадии выбора квартиры. Часто сотрудники банков настаивают на приобретении заемщиком соответствующего полиса у аккредитованного страховщика. Всё о страховании по ипотеке Покупка квартиры в ипотеку — непростая процедура, которая требует от заемщика много внимания, сил, нервов, времени. Приходится одновременно решать огромное количество задач, одна из важных — оформление страхового полиса.
Конструктив и деструктив
Нередко при попытке сформировать конструктивное сотрудничество участники рабочего процесса приходят к ровно противоположному. Это обусловлено нехваткой навыков и умений, так как в настоящее время большинство воспитателей, преподавателей не имеют качественной теоретической базы по формированию корректной группы и отношений внутри нее. Заметить деструктивное взаимодействие можно, когда отмечается, что один участник не готов принимать и признавать важные для другого цели, способы. Одновременно с этим отрицаются позиции. Это приводит к тому, что вместо решения проблемы и задачи лишь формируются дополнительные отрицательные связи между членами группы, что предсказуемым образом не дает эффективного итога.
Если рабочий процесс выстраивается с учетом принципов гуманизма, можно предотвратить перекос отношений в негативную сторону, в результате чего формируется система связанных между собой предпосылок и последствий, обеспечивающих конструктивное взаимодействие. Для этого на первом месте – оценка личности как значимого, самостоятельного объекта, достойного уважения и внимания. Необходимо признавать право на уникальность всякой особи, включенной в социум. Понимая, что собеседник неповторим, можно учесть это в совместной работе. Одновременно с этим конструктивное взаимодействие предполагает ориентироваться на идеи толерантности, следовательно, все участники отношений должны быть терпимы к другим. Недопустимо предубеждение, которое может сказаться на правильности оценки событий, мнений, людей. Это напрямую влияет на характер взаимоотношений в группе.