Кризис 3 лет у ребенка

Причины и проявления кризиса

Психологи сравнивают кризис 3 лет с революцией — столь разительные перемены происходят с ребенком. Он постепенно отдаляется от взрослых, осознает себя как личность, пытается установить новые, более зрелые отношения с другими людьми. В это время малыша начинает всерьез заботить мнение окружающих. Вы наверняка заметите, что ребенок стал часто смотреться в зеркало, тщательно выбирать наряды (руководствуясь собственным вкусом!), бурно радоваться своим успехам и остро реагировать на неудачи. Известный советский психолог Лев Выготский выделил основные проявления детского кризиса 3 лет. Интересно, что все они в результате помогут ребенку развить определенные положительные качества!

1. Негативизм. Ребенок принципиально отказывается делать то, о чем его просят.

Причина: Он не хочет соглашаться с превосходством взрослых.

Перейдет в… здоровую амбициозность.

2. Упрямство. Малыш настаивает на своем до последнего.

Причина: Он боится показать, что может передумать.

Перейдет в… уверенность в себе.

3. Строптивость. Ребенок демонстративно отвергает все привычные правила и нормы, которым следовал до 3 лет.

Причина: Он хочет установить новые, «взрослые» порядки. 

Перейдет в… умение следовать своей индивидуальности.

4. Своеволие. Ребенок хочет абсолютно все делать сам.

Причина: Он стремится к полной независимости.

Перейдет в… здоровую самостоятельность.

5. Протест-бунт. Малыш намеренно делает то, что ему запрещают.

Причина: Он хочет вызвать у окружающих сильные эмоции, пусть даже негативные.

Перейдет в… силу характера.

6. Деспотизм. Ребенок стремится повелевать родными и друзьями, диктует им правила поведения.

Причина: Он хочет, чтобы с его мнением всерьез считались.

Перейдет в… умение стоять на своем.

7. Обесценивание. Трехлетний малыш намеренно отвергает все, чем дорожил до наступления кризиса, будь то любимые игрушки или занятия.

Причина: Он хочет расстаться со всеми «младенческими» увлечениями и начать новый этап.

Перейдет в… гибкость ума.

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков

Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня

Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.

Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.

Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом  к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Источники

  • Morris E., Glogowska M., Ismail FA., Edwards G., Fleming S., Wang K., Verbakel JY., Van den Bruel A., Hayward G. Parents’ concerns and beliefs about temperature measurement in children: a qualitative study. // BMC Fam Pract — 2021 — Vol22 — N1 — p.9; PMID:33413158
  • Biese KM., Stamm JM., Wichman DM., Hetzel SJ., Post EG., Bell DR. Association of lower extremity injuries and injury mechanism with previous concussion history in adolescent athletes. // Phys Ther Sport — 2021 — Vol48 — NNULL — p.76-82; PMID:33387901
  • Wittström F., Långström N., Landgren V., Rahm C. Risk Factors for Sexual Offending in Self-Referred Men With Pedophilic Disorder: A Swedish Case-Control Study. // Front Psychol — 2020 — Vol11 — NNULL — p.571775; PMID:33324285
  • Van den Bruel A., Verbakel J., Wang K., Fleming S., Holtman G., Glogowska M., Morris E., Edwards G., Abakar Ismail F., Curtis K., Goetz J., Barnes G., Slivkova R., Nesbitt C., Aslam S., Swift E., Williams H., Hayward G. Non-contact infrared thermometers compared with current approaches in primary care for children aged 5 years and under: a method comparison study. // Health Technol Assess — 2020 — Vol24 — N53 — p.1-28; PMID:33111663
  • Akbarali S., Rahi JS., Dick AD., Parkash K., Etherton K., Edelsten C., Liu X., Solebo AL. Imaging-Based Uveitis Surveillance in Juvenile Idiopathic Arthritis: Feasibility, Acceptability, and Diagnostic Performance. // Arthritis Rheumatol — 2021 — Vol73 — N2 — p.330-335; PMID:32976696
  • Balsak S. Effects of pupillary dilation on ocular optical biometry outcomes in pediatric patients. // Arq Bras Oftalmol — 2020 — Vol83 — N4 — p.289-293; PMID:32756786
  • Sokka T., Hilska M., Vasankari T., Leppänen M., Kannus P., Parkkari J., Haapasalo H., Forsman H., Raitanen J., Pasanen K. Females Sustain more Ankle Injuries than Males in Youth Football. // Int J Sports Med — 2020 — Vol41 — N14 — p.1017-1023; PMID:32688416
  • Hutchinson G., Du L., Ahmad K. Incubator-based Sound Attenuation: Active Noise Control In A Simulated Clinical Environment. // PLoS One — 2020 — Vol15 — N7 — p.e0235287; PMID:32667931
  • Rotimi O., Jung GP., Ong J., Jeelani NUO., Dunaway DJ., James G. Sporting activity after craniosynostosis surgery in children: a source of parental anxiety. // Childs Nerv Syst — 2021 — Vol37 — N1 — p.287-290; PMID:32529547
  • Hall ECR., Larruskain J., Gil SM., Lekue JA., Baumert P., Rienzi E., Moreno S., Tannure M., Murtagh CF., Ade JD., Squires P., Orme P., Anderson L., Whitworth-Turner CM., Morton JP., Drust B., Williams AG., Erskine RM. An injury audit in high-level male youth soccer players from English, Spanish, Uruguayan and Brazilian academies. // Phys Ther Sport — 2020 — Vol44 — NNULL — p.53-60; PMID:32416582

Как реагировать на кризис?

Первое, что нужно сделать, — осознать, что кризис 3 лет неизбежен, через него проходят все. Это биологическая программа человека. Вы не можете заставить малыша обойтись без этой сложной перестройки. Но отстраняться от ребенка в этот непростой период тоже не стоит — любящие родители должны установить для него новые границы и помочь обрести самостоятельность

Важно, чтобы родственники не противоречили друг другу и выступали «единым фронтом», вместе искали оптимальный подход к маленькому бунтарю

Часто родители начинают кидаться в крайности: все разрешать, лишь бы избежать детских истерик, или, наоборот, держать малыша в ежовых рукавицах, чтобы не избаловать. Попробуйте найти золотую середину и показать сыну или дочери, что из каждой ситуации есть несколько выходов. Пусть узнает, что можно попросить, настоять, поискать компромисс, а порой — принять категорический отказ. Все эти инструменты пригодятся вашему чаду для разрешения конфликтов во взрослой жизни.

Позвольте ребенку принимать многие решения самостоятельно — конечно, если они не связаны с его здоровьем или безопасностью. Трехлетний малыш вполне может выбрать кашу на завтрак или наряд для похода на утренник. Старайтесь находить компромиссы: например, если ребенок настаивает на мороженом вместо супа, пообещайте ему желанный десерт после еды — и сдержите слово!

Вот отличные способы помочь малышу легче пережить кризис:

  • Избегайте приказного тона, который сам по себе вызывает противодействие. Так, вместо «Сейчас мы будем рисовать!» стоит спросить: «Какой карандаш ты выберешь?»;
  • Старайтесь не делать замечаний ребенку напрямую, а обозначать общие правила. Например, говорите: «Малышей бить нельзя», «Кошек не обижают», «Люди не кусаются»;
  • Давайте ребенку больше свободы — пусть он сам решает, когда пора уходить с детской площадки, куда пойти гулять и какую шапку надеть на улицу. Будет замечательно, если у малыша появится собственное пространство, будь то отдельная комната или секретный уголок на кухне;
  • Доводите негативизм ребенка до абсурда — умоляйте его не надевать пижаму, не есть кашу и поскорее сломать все игрушки. Осознав комичность ситуации, малыш перестанет настаивать на своем;
  • Не пытайтесь «переупрямить» трехлетку, устраивая соревнования в духе «Нет, будет так, как я сказала!». Они лишь портят настроение и отнимают душевные силы;
  • Как можно чаще показывайте ребенку свою любовь. Поощряйте и хвалите его, когда он того заслуживает;
  • Не стоит капризничать, обижаться или пытаться переложить ответственность на малыша («Ну что мне с тобой делать, скажи?»). Это выбивает у ребенка почву из-под ног, мешает ему нащупать границы;
  • Поговорите с родителями, чьи дети недавно прошли через кризис. Их опыт может оказаться очень полезным;
  • Будьте внимательнее к потребностям ребенка. Очень часто истерики и скандалы имеют под собой банальные причины — малыш перевозбудился, устал, голоден или замерз;
  • Помогайте сыну или дочке снять напряжение. Для этого отлично подойдут активные игры, шуточная борьба, массаж, совместные танцы.

Гнев и раздражение

В порыве ярости ребенок может сделать больно маме, которая подошла, чтобы приласкать. Не допускайте того, чтобы кроха переходил границы: он не должен бить, кусаться, бросать в вас предметы. Не нужно кричать, а тем более, отвечать ребенку тем же: применять физическую силу категорически запрещено. Скажите спокойным тоном:

Ребенок должен понимать, что существует прямая связь между его действиями и последствиями

Важно четко придерживаться своей позиции: если кроха не перестанет так себя вести, применить обещанное наказание

У мамы с малышом существует тесная физическая и эмоциональная связь. Но бывают моменты, когда любимый сыночек или дочурка не захочет объятий мамочки, а дочка демонстративно уйдет в свою комнату, если мама захочет ее поцеловать. Будьте чуткими, любящими и помните, что через какое-то время малыш сам подойдет и крепко обнимет.

Разговаривайте простыми фразами

Трёхлетние дети не понимают сложные термины. Малыши ещё не умеют мыслить абстрактно и выстраивать длинные логические цепочки. Ребёнок не может понять, что если одеваться медленно, то папа опоздает на работу и его наругают. Поэтому он продолжает орать, пока родители натягивают джинсы и пытаются объяснить, что это надо сделать как можно скорее.

Вот как стоит себя вести:

  • Объясняйте всё максимально просто. Когда разговариваете с ребёнком, опирайтесь на его житейский опыт, а не на ваш. Вместо «Мороженое на обед нельзя, в нём нет полезных веществ» лучше сказать «Мороженое на обед нельзя. Его можно будет потом, когда ты съешь салат».
  • Говорите спокойно и уверенно. Дети хорошо считывают мимику и интонации. Если малыш чувствует, что мама говорит неуверенно, то он понимает: вот сейчас можно истерить, и всё будет так, как ему нужно.
  • Показывайте, а не рассказывайте. Не читайте лекции о том, что на улице жарко, поэтому придётся надеть панамку. Лучше подойдите с ребёнком к окну и покажите ему, какое сегодня яркое солнышко. Потрогайте с ним нагретый подоконник.

Шаг навстречу

Первые детские контакты нередко бывают агрессивными – малыши отнимают друг у друга игрушки, лупят «коллег по строительству куличиков» лопатками по голове. Такой дебют в песочнице совсем не говорит о том, что эти ребятишки всегда будут общаться только агрессивно, это лишь первая и самая простая форма общения.

Вместе с тем появление агрессии – важный этап в развитии общения. Ребенок начинает осознавать понятия «мое – чужое», он пытается постоять за себя, взять инициативу в свои руки, проявить активность.

Например, Верочка всегда была неконтактным ребенком. И неожиданно, в возрасте пяти лет, она стала агрессивна по отношению к другим детям. Родителей это испугало, они обратились к психологу. Однако агрессия оказалась переходом к качественно новому этапу в развитии Веры

Ребенок стал более активным, стал замечать детей, обращая на них внимание таким, пока еще примитивным способом

Комментарий психолога:

«Действительно, агрессия – один из самых распространенных способов «выхода в большой мир». Как ни крути, ребенок должен пройти в своем развитии все этапы, природу не переспоришь.

Иногда (у детей без серьезных нарушений в эмоциональном развитии) готовность к общению появляется к семи годам, когда они уже способны контролировать свои действия (в психологии это называется произвольным поведением). Иногда родители жалуются на то, что хотя в школе их проблемный ребенок ведет себя отлично, дома он словно «слетает с катушек»: кричит, носится, как угорелый, не хочет никого слушать. На самом деле это поведение вполне закономерно. Такому ребенку очень трудно держать себя в рамках «правильного поведения», но он изо всех сил старается это делать. Естественно, потом ему нужна разрядка. Если это ваш случай – подумайте о каких-то спортивных занятиях после школы, на которых ребенок смог бы выплеснуть накопившуюся энергию. Только не бросайте человечка, у которого есть проблемы с общением, сразу в большую команду. Начать можно с «одиночного» спорта, вроде плаванья. Следующий этап – парный спорт с постоянным партнером

И только потом с известной осторожностью можно попробовать заняться спортом в большой команде, если у вашего чада возникнет такая потребность»

Главное же – ваше живое участие в жизни малыша, ваша помощь и поддержка, ваша любовь и уверенность, что все трудности вы вместе сможете преодолеть. Так оно и будет!

Инесса Смык

По материалам журнала «Кутузовский проспект»

Кризис 3 лет: симптомы

В поведении детей дошкольного возраста часто можно увидеть признаки кризиса 3 лет. Если ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в его третий день рождения. Период отрицания и упрямства может начаться за полгода до трехлетия или на полгода позже.

Вы столкнулись с кризисом 3 лет, если ребенок:

  • постоянно проверяет границы дозволенного;

  • устраивает истерики по любому поводу и без;

  • требует купить нужную ему игрушку, рыдая и катаясь по полу в магазине;

  • на прогулке убегает в противоположную от вас сторону;

  • не реагирует на просьбы и слово «нельзя»;

  • негативно воспринимает любые ваши предложения;

  • на все отвечает «нет», «не хочу», «не буду»;

  • пытается все делать самостоятельно и по-своему: сам натягивает куртку, сам садится есть, если что-то не получается — закатывает истерику;

  • не поддается переубеждению.

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

Обида

Маленьким детям сложно выразить весь спектр эмоций, который он испытывает в определенный момент. Родители, сами того не желая, могут обидеть своих детей. Например, папе нужно уезжать в срочную командировку именно в тот день, когда он пообещал сыну съездить в аквапарк. Или у ребенка появляется маленький братик, которому родители уделяют почти все свободное время. Малютка переживает сложные эмоции, которые он пока не умеет выразить словами.

Возможные выходы из ситуации:

  1. Если ребенку не хватает вашего внимания, честно поговорите с ним об этом. Спросите: «Ты обиделся, потому что сегодня я провела с тобой недостаточно времени?». Выслушайте, что скажет кроха, не перебивайте, не оправдывайтесь. Вам нужно выяснить причину, почему малыш обиделся, и вместе найти правильное решение.
  2. Обиженный ребенок может наговорить много неприятного: «Мама, ты плохая, я тебя не люблю», «Ненавижу вас, вы – ужасные родители», и т.д. Взрослым не стоит принимать подобные заявления близко к сердцу. Ведь вы знаете, что малыш любит вас, но пока он не умеет сдерживать эмоции и правильно их озвучивать.

Можно ли забеременеть, если у партнеров разные резусы?

Разные резус-факторы партнеров не влияют на возможность зачатия. Однако резус-конфликт, который может развиться впоследствии, ставит под угрозу беременность и рождение ребенка. Поэтому при планировании зачатия рекомендуется определить резус-факторы партнеров, чтобы заранее знать о возможном риске.

Как правило, первая беременность у таких пар проходит без осложнений. Пока в крови женщины еще не выработались антитела (на это нужно время), резус-конфликт с плодом не развивается. Если же у будущей мамы ранее были резус-несовместимые беременности, то есть механизм формирования антител уже был запущен, они начнут вырабатываться очень быстро.

С каждой беременностью число антител в крови увеличивается. Вероятность возникновения резус-конфликта также возрастает, если ранее имели место прерванные или внематочные беременности, а также переливание крови. Поэтому не позднее 3 суток после прерывания беременности или гемоинфузии женщинам с отрицательным резус-фактором внутримышечно вводят человеческий антирезусный иммуноглобулин. Это позволит минимизировать риск осложнений в будущем – при следующей беременности.

За беременными с высоким риском резус-конфликта обязательно наблюдают врачи: женщина должна регулярно сдавать анализ крови, который позволяет отслеживать наличие антител к эритроцитам плода. В настоящее время во многих странах принято делать инъекцию антирезусного иммуноглобулина на 28 неделе большинству резус-отрицательных женщин. Иногда эту процедуру повторяют на 32 неделе.

Кризис 3 лет: рекомендации родителям

Если у ребенка кризис 3 лет, советы родителям сводятся, по большому счету, к рекомендации соблюдать баланс. Не стоит как наказывать ребенка, так и поощрять его поведение

Во время истерики попытайтесь переключить внимание упрямца на что-то другое, а если не получается — просто переждите. Но когда ребенок успокоится, обязательно проговорите с ним случившееся, объясните, что любите его по-прежнему, но такое поведение вас очень расстроило и в обществе оно недопустимо

Предоставьте ребенку возможность выбора

Ребенок хочет быть самостоятельным? Разрешите ему самому принимать решения. Не принуждайте съесть кашу и бутерброд, спросите: «Ты будешь кашу или бутерброд?» Если вы идете по делам, оставьте ребенку возможность поучаствовать в определении маршрута: «Мы сначала зайдем в магазин или в аптеку?»

Иногда можно сыграть и на противоречии: если вам срочно нужно собрать ребенка в детский сад, а он отказывается одеваться, скажите, что в сад вы сегодня не пойдете. Ребенок из упрямства начнет кричать: «Нет, пойдем!» Воспользуйтесь этим, но подчеркните, что сегодня вы выполняете его просьбу, а завтра он будет выполнять вашу.

Помогите ребенку принять себя

Ребенок должен поверить, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением. Хвалите ребенка, если он выполнил ваши поручения, подчеркивайте, что он послушный и у него все отлично получается.

Обратитесь к специалистам

Если вы не справляетесь с ситуацией, становитесь раздражительным, агрессивным или, наоборот, у вас опускаются руки, вам поможет наука психология. Кризис 3 лет — тема, на которой специализируются многие детские психологи, которые подскажут, как правильно себя вести, откуда черпать спокойствие и силы, а также поработают с самим ребенком.

Как понять, что у ребенка ЗПР?

При раннем выявлении нарушения развития, оно успешно корректируется, и ребенок вскоре догоняет сверстников, может посещать обычный садик и школу. Терять время категорически нельзя, чем он старше, тем ниже вероятность благоприятного прогноза. Самая опасная ошибка со стороны родителей – закрывать глаза на то, что с ребенком что-то не так или ждать, когда он «выровняется» сам собой.

Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.

Общие признаки ЗПР

Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
Очень быстро утомляется.
Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
Не может удерживать внимание на одном предмете.
Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
Крайне бедный словарный запас.
Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
Не контролирует эмоции.
Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
В рассуждениях не может выделить главную мысль.
Во время сна постоянно пробуждается.

Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.

Самостоятельность

Родители привыкают, что маленькие детки всегда рядом, им нужна любовь и забота. Годовалые малыши постоянно находятся возле мамы, просятся на ручки, крепко обнимают. Но вот наступает тот момент, когда сын или дочь запрещают маме или папе участвовать в строительстве башни из кубиков. Почему так происходит:

  • Ребенок становится старше, и теперь ему не требуется слишком много внимания со стороны мамы и папы.
  • Малыш проверяет родителей, будут ли они по-прежнему его любить, если их не подпускать слишком близко.
  • Кроха учится концентрации внимания, и объятия с поцелуями только отвлекают его, например, от создания собственной картины.

Родителям нужно признать, что ребенок уже не так остро нуждается в бесконечных объятиях и других проявлениях нежности. Главное, чтобы он чувствовал, что мама и папа его любят, как раньше, и для этого не нужно постоянно целовать. Если видите, что малыш чем-то увлеченно занимается, не мешайте ему, а крепкие объятия приберегите для другого времени. Можно придумать ритуал, например, перед сном всегда обниматься и говорить друг другу ласковые слова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: