Психиатр — это кто?
Детский психиатр — это доктор, который работает с психическими расстройствами. Он получил высшее образование по направлению «лечебное дело» или «педиатрия», а потом закончил интернатуру или ординатуру по психиатрии. Его квалификация дает право диагностировать расстройства и назначать лечение. В том числе медикаментозное.
Психиатра часто путают с психологом, но это разные специальности. Детский психолог тоже работает в сфере психического здоровья. Только он не врач, поэтому не ставит диагнозы и не лечит расстройства. Обычно к нему приходят дети, чье самочувствие беспокоит родителей, но является разновидностью нормы. Психолог, например, помогает справиться с утратой близкого человека, стрессом, низкой мотивацией к учебе. Если же психолог заподозрит у ребенка патологию, его задача — направить клиента к психиатру.
Как проявляются приступы злости у детей
В зависимости от возраста дети выражают агрессию по-разному:
- до 1,5 лет: плач, укусы, швыряние игрушек;
- 1,5–5 лет: возможны вспышки ярости, физическое нападение на сверстника, крик, плач, топанье ногами, валяние на полу, убегание, обзывательства;
- 5–7 лет: драчливость, истерики, оскорбления, игнорирование, порча имущества;
- младший школьный возраст: дразнилки, «лёгкие» нападения (толкнуть, отобрать рюкзак, кинуть чем-то), планирование мести, порча имущества, игнорирование просьб, слёзы;
- старший школьный возраст: физическая и вербальная агрессия, перенос агрессии на себя.
Как бы ребёнок ни проявлял злость, важно разобраться в причинах происходящего, решить конфликт здесь и сейчас и предотвратить агрессию в будущем.
<<Форма демодоступа>>
Можно подробнее — что такое психическое расстройство?
Психические расстройства очень разные. Объединяет их то, что они затрагивают мышление, эмоции, поведение и мешают ребенку комфортно жить. Например, сказываются на успеваемости в школе и общении со сверстниками. Все эти состояния перечислены в международной классификации болезней.
Одна из больших групп — расстройства развития. Это диагнозы, при которых нервная система формируется неправильно, поэтому ребенок развивается не так, как сверстники. Например, все никак не начинает разговаривать. Или не может сконцентрироваться на задаче и выполнить ее до конца, как при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Такие состояния обычно проявляются в детстве и могут остаться до конца жизни.
Есть и другие группы. Среди них расстройства настроения вроде депрессии или тревожные расстройства, при которых ребенок испытывает панику по незначительным поводам.
Для большинства из них невозможно установить причину. Как правило, на их развитие влияет генетика и факторы окружающей среды вроде перенесенных инфекций, травм головы, насилия и других сложных жизненных ситуаций.
Такие врачи занимаются аутизмом?
Да, аутизм — это одно из расстройств развития, и психиатры с ним работают. В первую очередь психиатр нужен для того, чтобы установить диагноз «расстройство аутистического спектра». Далее с ребенком может работать психолог и педиатр, но если начинают возникать проблемы, они могут предложить обратиться к психиатру за дополнительной консультацией.Сначала разберемся, какие симптомы могут свидетельствовать о том, что нужен осмотр психиатра. Расстройства аутистического спектра обычно проявляются в первые три года жизни. У детей с аутизмом, как правило, нарушены коммуникативные навыки.
Заподозрить аутизм можно, если в первые годы жизни ваш ребенок:
- не реагирует на свое имя — если в 12 месяцев ребенок реагирует на другие звуки, но не поворачивает голову на свое имя, это может быть признаком аутизма;
- избегает зрительного контакта;
- не реагирует на ваши эмоции, например, не улыбается в ответ на улыбку;
- не показывает пальцем на предметы, когда просит их, или не смотрит в ту сторону, куда показывают родители;
- чрезмерно реагирует на звуки, запахи, вкусы, прикосновения: может слишком сильно расстраиваться, если они ему не нравятся;
- циклично повторяет одни и те же движения — поднимает руки, щелкает пальцами или раскачивается из стороны в сторону;
- не произносит отдельные слова к 15 месяцам и фразы в возрасте двух лет;
- повторяет одни и те же фразы — например, ребенок может постоянно повторять то, что слышит по телевизору, но не понимать смысла этих слов;
- не включается в игру.
В более старшем возрасте дети с аутизмом могут хуже распознавать эмоции как свои, так и других людей. Им сложно говорить о своих чувствах и проявлять эмпатию к окружающим. Стоит насторожиться и в том случае, если ребенок не может найти друзей и предпочитает все время находиться наедине с собой.
Если диагноз «расстройство аутистического спектра» уже установлен, то к детскому психиатру рекомендуют обращаться в случае, если
- ребенок стал заметно чаще терять контроль над собой;
- стал проявлять физическую агрессию по отношению к себе или другим;
- чаще теряет контроль за речью и переходит на интенсивный крик;
- стал проявлять продолжительную словесную и физическую ярость.
Ваш страх тоже может стать поводом для визита к психиатру. Например, если вы боитесь за ребенка и его поведение с братьями и сестрами, вам страшно, когда ребенок ведет себя агрессивно, вам тяжело жить с мыслью, что это может продолжаться всегда.
Как помочь справиться со злостью
Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так.
Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.
Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».
Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.
Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.
Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста.
<<Форма с консультацией>>
<<Форма бесплатного курса>>
Роль родителей в лечении ЗПРР
Без участия мамы и папы даже самый лучший специалист не сможет вылечить их чадо. Их задача — выполнять все рекомендации врачей. Например, выполнять дома упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, играть в подвижные игры, слушать и угадывать музыкальные инструменты, собирать пазлы, постоянно разговаривать с ребенком — только при такой комплексной работе врачей и родителей ему можно помочь.
Еще один важный момент. Не заменяйте вербальное общение телевизором и смартфоном. Речь, которую ваше чадо слышит по телевизору или из мультфильмов, мешает формированию его собственной речи. Пассивный словарь у него будет хороший, а вот активный — нет. «Механические» голоса активизируют правое полушарие, когда за формирование речи отвечает левое. Таким образом, гаджеты тормозят речевое развитие и провоцируют ЗРР, а оно, в свою очередь, может привести и к задержке психического развития речи. Поэтому лучше вовсе не включать при ребенке телевизор, радио, планшеты и другие устройства.
Проводите с сыном или дочкой больше времени вместе, выезжайте на природу — это способствует улучшению психоэмоционального состояния.
Симптомы задержки психического развития речи
Официальный диагноз маленькому пациенту ранее 4, а то и 5 лет не поставят. Но первые предпосылки можно заметить еще в первые месяцы жизни новорожденного. При подозрении на нарушение педиатр обязательно задаст родителям наводящие вопросы — и на основании полученной информации уже может предположить задержку психического развития речи.
Вот признаки, по которым можно его заподозрить.
- В 4 месяца младенец не улыбается, игнорирует вербальное обращение к нему родителей, их жесты и мимику;
- В 8 месяцев младенец не пытается повторить слова с помощью звуков, а в 12 — вербально пассивен;
- В 1,5 годика не понимает значения простых слов, не реагирует на свое имя, на примитивном уровне не формулирует просьбы («дай»), не жует;
- В 2 года знает очень мало слов и не учит новые, а позднее его словарь насчитывает не более 20-ти слов, нет простой фразовой речи;
- Трехлетний малыш не говорит предложениями, «глотает» окончания, говорит медленно, звуки растягивает, не ведет диалог — вместо ответа повторяет заданный вопрос.
Родителям стоит обратить внимание и на другие признаки, которые сопровождают нарушение. Так, если ребенок гиперактивный, агрессивный, невнимательный, плохо запоминает новое, у него скудное воображение и эмоции, он необщительный, слабый физически — все это должно насторожить родителей и стать поводом обращения к педиатру
Как попасть на прием и подготовиться к нему
Чаще всего детские психиатры принимают прямо в детской поликлинике, хотя юридически относятся не к ней, а к районному психоневрологическому диспансеру. Записаться на прием в Москве, например, можно прямо в детской поликлинике. Для этого не нужно направление, можно просто прийти на консультацию с ребенком, потому что у вас есть вопросы к врачу и какие-то опасения.
Готовиться к приему никак не нужно — врачу важно посмотреть на ребенка в его естественном состоянии. Если у вас уже достаточно взрослый ребенок, то обязательно предупредите его о визите к врачу, о том, что будет на приеме и что вы планируете обсудить его поведение
Объясните, что ребенка не будут ругать, а будут задавать вопросы, чтобы помочь.
Информация о том, что вы были на приеме у психиатра, является медицинской тайной, и получить выписку о состоянии вашего ребенка можете только вы как родитель.
Автор Андрей Петрушин
Андрей Петрушин
Дети VS Родители
Советы психиатра
Тематика: Психология / Практическая психология
ИГ «Весь», 2018.
* * *
Пятая заповедь Библии гласит: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на Земле». Но нет заповеди: «Возлюби ребенка своего». Для того времени это не надо было озвучивать. Это было так же естественно и обязательно, как принятие пищи.
В книге, созданной на основе многочисленных бесед детского психиатра с родителями и детьми, показано, как взаимоотношения в семье и вне ее могут повлиять на формирование той или иной психологической патологии у ребенка, причину которой порой не могут найти годами. Книга написана доступным, бытовым языком, без использования психологической терминологии. Даны рекомендации родителям по предупреждению развития заболеваний и советы о том, что делать, если отклонение уже развилось. Также в книге есть полезные главы для старших подростков. Информация в них будет полезна для предотвращения ненужных конфликтов с родителями.
Об авторе
Андрей Владимирович Петрушин родился в Ворошиловграде (Украина) в 1975 году. В 2001 году, после окончания Омской государственной медицинской академии, прошел обучение в интернатуре по специальности «Психиатрия», одновременно практикуя в детском и подростковом отделениях областной психиатрической больницы г. Омска.
За время работы врачом-психиатром занимал должности ординатора, заведующего отделением, заместителя директора по медицинской части.
«Путь к детской психиатрии был долог. Я избегал встреч с психически больными детьми на своем профессиональном пути. И только познав все виды психиатрии взрослых, от скорой помощи до интерната для психохроников, я понял, что готов приступить к изучению этой неизведанной области – детской психиатрии. И то, что я увидел и почувствовал в заплаканных глазках этих маленьких, но уже таких несчастных людей, и побудило меня написать эту книгу».
Предисловие
Я задумался о поведении взрослых по отношению к детям после наблюдения одной яркой жизненной ситуации.
Улица. Лето. Девочка 3–4 лет. С виду спокойный, немного забитый ребенок. Мама большая, громогласная женщина. Ее поучительное, менторское обращение к дочери:
– Ты что, вывести меня хочешь? Не понимаешь, что ты не права? Ты мне все нервы измотала! А ну посмотри мне в глаза!
Как вы думаете, что из вышесказанного дошло до сознания ребенка? Только интонация. И чувство, что своим, скорее всего, безобидным поступком дочь причинила маме боль.
. Но это чувство возникло подсознательно. Ребенок не только не имеет достаточного запаса слов, но и не понимает смысла этих слов для адекватного реагирования. Общаясь с ребенком, надо опускаться до его уровня, говорить на его языке и использовать понятия, смысл которых он уже усвоил. С ним нельзя обращаться, как с взрослым.
Эта книга – не набор рецептов для создания счастливой жизни
Это попытка обратить внимание родителей на причины возникновения заболеваний, предотвратить их развитие. Показать, как своими словами, действиями они могут нанести психологическую травму ребенку. Обозначить симптомы, при которых необходимо обратиться к специалистам
Обозначить симптомы, при которых необходимо обратиться к специалистам.
Я не хочу «грузить» читателей психологическими увертюрами. В книге нет статистики, нет ссылок на других авторов. Только выдержки из бесед с реальными людьми. Я живу и общаюсь с обыкновенными людьми, которые не читали Фрейда, Эйдемиллера и других великих, но которым нужна помощь в конкретной ситуации, при разрешении конкретной проблемы
Я очень надеюсь, что многие обратят внимание на своих сыновей и дочерей и помогут им адаптироваться в жизни
В этой книге вы найдете реальные истории страданий детей. Если не верите – проверьте на своих детях. Посмотрите, не страдают ли они так же, как герои этой книги.
Книга разделена на две основные части. В первой части речь пойдет о неврозах и причинах их возникновения. Основные проявления неврозов распределены по возрастам, когда они чаще всего возникают. В конце каждого раздела даны рекомендации по предотвращению заболевания.
Во второй части книги описаны состояния психики ребенка, мало зависящие от внешнего мира. Эти недуги либо обусловлены наследственностью, либо являются причинами заболеваний, возникших во время беременности, родов или в период новорожденности и раннего развития.
В конце каждой статьи этой части книги также даны рекомендации.
Неврозы
или К чему приводит стресс
Стресс, стресс, стресс …
С какими еще вопросами приходят к психиатру?
Не всегда трудное поведение — это признак психического расстройства. Ведь нам всем (и взрослым, и детям) бывает сложно следовать правилам. Мы грустим и можем агрессивно реагировать на несправедливость. Это нормально. Такое поведение может указывать на проблему, если оно выражено слишком ярко и мешает жить, общаться, учиться.
К психиатру также можно обратиться, если ребенок:
- чувствует себя подавленно больше двух недель;
- причиняет себе вред или говорит о желании умереть;
- избегает социального взаимодействия или страдает после общения с другими людьми;
- регулярно прогуливает школу или отказывается туда идти;
- вспыльчив и раздражителен по незначительным поводам;
- без причины испытывает страх или панику, которые могут сопровождаться частым сердцебиением, потливостью, головокружением;
- несколько раз проявлял агрессию по отношению к другим, например, провоцировал драку;
- резко изменился в поведении и характере;
- мало ест, принимает слабительные, вызывает рвоту или испытывает чувство вины за количество съеденной пищи;
- не может усидеть на одном месте, постоянно отвлекается, что мешает ему учиться, и подвергает здоровье опасности;
- циклично повторяет одни и те же движения, фразы, звуки;
- не в первый раз употребляет наркотики или алкоголь;
- стал хуже спать — спит намного больше или меньше обычного.
Комплексное лечение болезни
Чем дольше малыш не разговаривает, тем дольше «тормозит» его умственное развитие. Поэтому начинать лечение задержки психического развития речи нужно как можно раньше. Применяют разные методы.
Лечение микротоками
Рефлексотерапевт воздействует током сверхмалой силы на биоактивные точки мозга, которые связаны с речью. Это способствует восстановлению поврежденных зон центральной нервной системы. Начинать рефлексотерапию можно уже полугодовалым младенцам. Как правило, назначают курс из 10 – 12 сеансов, а через 2,5 месяца его повторяют.
Транскраниальная микрополяризация
Физиопроцедура заключается в точечном воздействии на определенные участки головного мозга. В результате в нем формируются новые нейронные связи. Зона коры головного мозга, которую нужно стимулировать, зависит от проблемы. Процедура безопасна, не вызывает побочных реакций и эффективна.
Биоакустическая коррекция при ЗПРР
Суть метода заключается в прослушивании маленьким пациентом электрических сигналов собственного мозга. Их посредством аппаратуры преобразуют в музыку — акустические волны. В результате такого прослушивания восстанавливаются нарушенные функции мозга. Методика БАК сочетает в себе новейшие технологии музыкотерапии, биоуправления и нейротерапии.
Логопедическая коррекция ЗПРР
Занятия логопеда-дефектолога направлены на развитие не только речи, но и мышления, моторики, памяти. Маленькие пациенты учатся правильно произносить звуки, составлять слова, предложения, говорить фразами. Заниматься можно с 2-х лет, хотя на практике логопеды берут детей минимум с 4-х лет. Но в случае с задержкой психического развития речи начинать коррекцию нужно как можно раньше. В 4 года уже будет упущено довольно много времени и не все функции получится восстановить. Поэтому нужно либо записаться к логопеду-дефектологу раньше, либо начинать коррекционную работу с другими специалистами по их профилю.
Также полезен логопедический массаж — он укрепляет и стимулирует жевательные и мимические мышцы. В результате малышу становится легче выговаривать звуки, слоги.
Медикаментозная терапия при ЗПРР
Лекарства назначает детский невролог после аппаратной диагностики. Терапия подбирается, в зависимости от патологии. Как правило, это ноотропные препараты — Кортексин, Актовегин, Энцефабол и их аналоги.
Альтернативные методы коррекции
Дополнительное можно подключить и такие методы:
- Консультации детского психолога. Эффективны, если задержка психического речевого развития ребенка возникла на фоне неблагоприятного климата в семье, психологической травмы, ошибок в воспитании. Хорошо работают с маленькими пациентами игровая, музыкальная, арт-терапия;
- Остеопатия. Воздействуя мануально на определенные зоны, врач балансирует работу нервной системы и психики, активизирует речевые центры мозга. Это эффективное направление, опытные остеопаты буквально творят чудеса;
- Дельфинотерапия. Метод больше распространен в Европе и США. Расслабляет нервную систему, но прекрасно зарекомендовал себя, к примеру, в рамках лечения аутистов (а ведь они тоже отстают в психическом и речевом развитии).
В рамках основного лечения перечисленные вспомогательные методики дают очень хорошие результаты. Обсудите с врачом (педиатром или неврологом), стоит ли их подключить в вашем случае.
Детей с психическими расстройствами изолируют?
Нет, чаще всего дети остаются дома и приходят к психиатру на прием. Ребенка могут поместить в стационар, только если его состояние очень серьезное. Например, угрожает его жизни.
Психиатр обычно назначает курс лекарств, чтобы контролировать симптомы. Но большинство психических расстройств не вылечить исключительно таблетками. Обычно дети нуждаются в другом.
Если есть нарушения в развитии, психиатр будет работать над теми навыками, которые необходимы ребенку для общения, учебы и самостоятельной жизни. Если ребенок или подросток справляется со стрессом нездоровым образом — заедает его или употребляет психоактивные вещества, — психиатр поможет ему найти другой подход, как правило, с помощью когнитивно-поведенческой терапии. Часто психиатр работает с семьей. Например, если ребенок ведет себя агрессивно из-за напряженной ситуации дома.