Предвестники шизофрении

Особенности возникновения страхов у подростков

У любых страхов есть свои причины. Зародившиеся в подростковом возрасте фобии требуют отдельного внимания. Дело в том, что период с 11 до 16 лет является периодом активного самовыражения ребенка, проявлением его социальной активности и формированием мировоззрения

Важно понимать, что в подростковом возрасте человек меняет свои интересы, увлечения и начинает проявлять интерес к противоположному полу

Любые проблемы подросток воспринимает с тревогой, потому что ранее он не находился в условиях, требующих психологической адаптации. Психологи уверены, что именно так зарождаются страхи в возрасте 11–16 лет.

Основные причины страхов

Подростковые страхи имеют множество причин. Некоторые из них связаны с проблемами в учебных заведениях, плохими отношениями со сверстниками и педагогами. Другие же связаны с проблемами дома. Психология объединяет все причины развития страхов в две группы – биологические и социальные. Биологические причины зависят от особенностей нервной системы в период физиологического развития. Развитие страхов основано на эмоциональной гиперчувствительности, свойственной людям «переходного» возраста.

Социальные причины напрямую связаны с жизнью подростка в социальной группе. Чаще всего, боязнь возникает из-за постоянных запретов педагогов и родителей, конфликтов со сверстниками и т. д. К тому же причинами развития фобии становятся страх за здоровье родителей или же переживания из-за их смерти. Психологи уверены, подростковые страхи имеют серьезные отличия от фобий взрослого. Причина тому — повышение риска социальных страхов. Фобические расстройства диагностируются у детей редко.

Подростки очень подвержены влиянию социума

Природные фобии

Природные фобии часто зарождаются еще в раннем детстве, когда психика ребенка может пострадать от любого резкого звука, крика или неприятной информации. Проявление страхов в период с 11 до 16 лет может быть связано с различными факторами, которые вызывают у больного чувство незащищенности, тревоги и панической атаки. Чаще всего, подростков беспокоит:

  1. Страх смерти. Самый распространенный страх. К тому же связан он не с собственной смертью. Подростки больше переживают о том, что может что-то случиться с матерью и отцом. Выявить признаки такой боязни сложно, т. к. в этом возрасте молодые люди стараются скрыть свой страх, а не рассказывать о нем.
  2. Страх болезни. Чаще проявляется из-за имеющихся тяжелобольных родственников или же из-за их смерти.
  3. Страх темноты. Не менее распространенный страх, который может пройти с возрастом. Причины его могут крыться в просмотрах фильмов ужасов, в компьютерных играх и т. д.

В психологии отдельное место уделяется ночным страхам, которые также могут присутствовать в подростковом возрасте. Выражаются признаки такой боязни периодическими кошмарами, криками и возбужденным состоянием.

Фильмы ужасов стимулируют подростковые страхи

Социальные страхи

По мнению психологов, социальные страхи подростков чаще зарождаются из-за открытой агрессии окружающих. Конфликтные ситуации, особенно неразрешенные, вызывают у подростков чувство тревоги и даже паники. Но это не единственная причина проявления страхов социального характера. Жизнь в обществе имеет множество преимуществ и недостатков, правильно оценивать которые молодая личность еще не в состоянии.

Примером социальной боязни является публичное выступление. Ребенок испытывает стеснение, нервничает и не может сосредоточиться, когда стоит у доски перед своими одноклассниками. Он чувствует опасность, что любая его ошибка отразится:

  • на чувстве престижа;
  • на стремлении к авторитету среди сверстников;
  • на отношении учителя к самому подростку.

Даже если школьник знает учебный материал, навязчивый страх будет влиять на его способность проявить знания. Как результат, успеваемость ученика снизится.

Социальные страхи также могут касаться общения между сверстниками. Застенчивые личности редко находят контакт с ними. Отчасти это может быть связано с пережитыми неудачами подобных ситуаций, неуверенностью в себе, неудовлетворенностью внешним видом и благополучием в семье. В подростковый период влияние могут оказать несчастливая «первая любовь», последующее расставание и стресс.

Причины

Причины развития панических атак неизвестны. Доказано, что предрасполагающими факторами являются:

  • наследственная предрасположенность;
  • перенесенные психоэмоциональные травмы в детском и подростковом возрасте;
  • нехватка в организме защитных гормонов, в частности, серотонина;
  • длительный или очень сильный стресс;
  • физические травмы и хирургические вмешательства;
  • недостаток сна;
  • переутомление;
  • чрезмерные физические нагрузки;
  • беременность;
  • злоупотребление алкоголем и т.п.

Психологи и психоаналитики также занимаются анализом причин панических атак. Среди возможных факторов риска они особенно выделяют:

  • повышенную чувствительность к внутренним ощущениям, которая приводит к значительному усилению даже минимального дискомфорта;
  • излишнюю требовательность к себе и перфекционизм;
  • неразрешенный внутренний конфликт.

Скорее всего, организм испытывает воздействие сразу нескольких патологических факторов, которые в совокупности вызывают необоснованно сильную реакцию на внешние или внутренние раздражители.

Преимущества клиники

Приоритетная задача клиники «Энергия здоровья» — это обеспечение доступной, качественной и полноценной медицинской помощи для каждого посетителя. В наших стенах пациентов ждут:

  • опытные врачи различных специальностей;
  • современная аппаратура для диагностики и лечения заболеваний;
  • все необходимое для лабораторных исследований;
  • комфортабельные палаты дневного пребывания.

Мы работаем в единой команде с нашими клиентами и общими усилиями находим способы борьбы с заболеваниями. Эффективные схемы медикаментозной терапии, физиотерапия, массаж, организация санаторно-курортного лечения – комплексный подход значительно повышает шансы на успех.

Панические атаки настигают в самый неподходящий момент? Мечтаете забыть о тревожности и страхах? Хватит бороться с паникой самостоятельно. Записывайтесь на консультацию в клинику «Энергия здоровья». Мы найдем решение Вашей проблемы.

Болезнь Kawasaki

Болезнь Kawasaki — наиболее частая причина приобретенных поражений коронарных артерий у детей младшего и старшего возраста. Болезнь Кавасаки встречается во всем мире, но наиболее распространена у жителей Азии. Аневризмы коронарных артерий — обычно проксимальные и видимы при УЗИ. Аневризмы часто бывают множественными и обычно поражают левую коронарную артерию.

Коронарная дилатация возникает остро почти у половины пациентов, и в большинстве случаев смерть наступает во время третьей или четвертой недели острого заболевания. Однако, коронарные нарушения сохраняются у 23% пациентов спустя 3 месяца и у 8% — спустя 2 года. ВСС наступает у 1-2% пациентов с нелеченным синдромом Kawasaki. Если пациенты, имеющие риск внезапной смерти, могут быть идентифицированы рано, то поражения коронарных артерий могут быть сведены к минимуму при раннем назначении гамма-глобулина и проведении терапии аспирином. Существуют разные мнения в отношении ведения пациентов, перенесших болезнь Kawasaki и у которых имеются хронические поражения коронарных артерий. Рекомендуется пристальное наблюдение и проведение антикоагулянтной терапии. Оправданы ограничения активности и интермиттирующая оценка перфузии миокарда различными методами, добутамин-стрессэхокардиографию или коронарную ангиографию. Вмешательства показаны пациентам с выраженными симптомами или ишемией миокарда.

Когда нужно обращаться к врачу

Многие родители не склонны думать, что возбужденное состояние их детей, приступы тревоги и паники могут привести к серьезным проблемам со здоровьем. Но это не так

Несмотря на скрытность многих подростков, важно научиться выявлять симптомы страхов, чтобы своевременно обратиться к врачу

Психология включает в себя многочисленное количество методов выявления страхов и их коррекции. Но главная задача в поиске проблемы всегда лежит на плечах близких людей подростка – его родителей. Стоит задуматься о посещении врача, если подросток:

  • страдает от чрезмерной интенсивности проявления страхов,
  • чувствует себя плохо от воздействия страха,
  • испытывает неадекватную реакцию на предмет, к которому у него появилась боязнь.

По мнению психологов, с остальными проявлениями фобий подросток может справиться и самостоятельно (или с помощью близких). Чаще всего проявление тревоги и паники быстро проходит, если ребенок не будет держать в себе мучащие его проблемы. Родители должны помочь своему сыну или дочери проанализировать объекты страха и побороть их.

Посещение психолога поможет побороть страхи

Диагностика тревожности

Для того чтобы начать преодоление тревожности у детей, важно правильно и своевременно распознать проблему. Большая часть детей не говорят родителям о проблемах, а подростки и вовсе отрицают какие-либо неприятности

Поэтому наряду с изменениями настроения и поведения важно отмечать у ребенка внешние симптомы: ознобы или приливы жара, потливость, дрожь рук, учащение сердцебиений, затруднение дыхания, мышечное напряжение. Дети могут жаловаться на боль в груди, онемение конечностей, головную боль, головокружения или предобморочные состояния.

Для диагностики тревожности можно использовать шкалу Лавреньтевой и Титаренко, а также критерии CMAS. Они подразумевают ряд вопросов. Каждый утвердительный ответ – это 1 балл. Вопросы касаются поведения ребенка, его эмоций, общения со сверстниками, высказываний. Если после прохождения опроса набраны почти максимальные баллы (до 15-20), у ребенка повышенная тревожность. При средней суме баллов (до 7-14) степень выраженности средняя, до 6 баллов – риски низкие.

Как страх становится фобией

Страх — одна из базовых эмоций человека. Он возникает в ответ на какую-то опасность, реальную или мнимую. Такая реакция была необходима нашим предкам для выживания: окружающий их мир был полон всевозможных угроз и опасных вызовов. Наш мозг склонен переоценивать опасность: в самом деле лучше принять камень за медведя и избежать столкновения с хищником, чем принять медведя за камень и погибнуть. Сегодня опасных ситуаций в нашей жизни становится все меньше, но реагируем на них мы точно так же, как и тысячи лет назад.

У детей за счет большей подвижности психики и меньшего жизненного опыта практически любой негативный жизненный опыт может перерасти в фобию — гипертрофированную форму страха. Чтобы фобия появилась во взрослом возрасте, необходимо довольно сильное травмирующее воздействие. В детском возрасте все иначе: всего одна агрессивно настроенная собака может стать причиной кинофобии, панического страха перед этими животными.

В основе развития детских страхов лежат:

  1. Физиология. Реакция на опасность зависит от особенностей строения мозга и гормональной системы. Чем сильнее организм реагирует на опасные ситуации, тем сильнее страх и выше вероятность развития фобий. Стоит отметить, что чисто физиологические причины редко становятся причиной сильных страхов. На них всегда накладываются другие факторы.
  2. Семья. Отношения с родителями напрямую влияют на возникновение фобий. Если мы сами постоянно тревожимся, беспокоимся по любому поводу и остро реагируем на любую опасную ситуацию, ребенок перенимает нашу манеру поведения. Когда мы постоянно говорим сыну или дочери об окружающих его опасностях, он начинает считать окружающий мир небезопасным и боится всего, чего только можно. Также на тревожность одинаково влияют как гиперопека и сильные реакции родителей, когда мы все делаем за ребенка, так и дефицит общения и ровное отношение к любой опасности.
  3. Психология. На формирование фобий влияют и особенности психики ребенка. Если ребенок высокочувствительный, принимает все близко к сердцу и у него хорошо развита фантазия и воображение, риск развития фобий увеличивается.

Если не работать с детскими страхами, во взрослом возрасте они могут обернуться самыми неожиданными проблемами.

Синдром Marfan

Вовлечение сердца и сосудов при синдроме Marfan довольно часто. 30-60% детей с синдромом Marfan имеют кардиоваскулярные аномалии (дилятация корня аорты, аортальная недостаточность, аневризма корня аорты, пролапс митрального клапана или недостаточность митрального клапана).

Механизмом внезапной смерти является острое расслоение аорты с разрывом аорты. Данное нарушение может отмечаться у детей, но чаще всего возникает во время четвертой декады жизни

Рекомендуется обратить внимание на боль в груди и регулярно оценивать периферический пульс. У пациентов с синдромом Marfan, у которых имеется дилятация корня аорты с аортальной недостаточностью, должны быть ог-раничены физические нагрузки

УЗИ может выявить пациентов с прогрессирующим расширением корня аорты, которым требуется хиругическое вмешательство. Для замедления прогрессирования дилатации корня аорты применяют бета-блокаторы.

Пролапс митрального клапана

Пролапс митрального клапана встречается часто, но редко приводит к внезапной смерти. Она может произойти при физическом напряжении и быть вызвана вентрикулярной тахиаритмией. В одном из обзоров называется цифра всего 60 зарегистрированных внезапных смертей среди пациентов с пролапсом митрального клапана, и только 4 из них были моложе 20 лет. Тем не менее от 5 до 24% случаев скоропостижной смерти от сердечных заболеваний относят на счет пролапса митрального клапана. Максимальный риск имеют пациенты с внезапной смертью в семейном анамнезе, предшествующим синкопе, отклонениями на ЭКГ в состоянии покоя, удлиненным интервалом QT и комплексной вентрикулярной тахиаритмией. Хотя часто используются бета-блокаторы, неясно, может ли антиаритмическая терапия предотвратить внезапную смерть, электрофизиологические исследования помогают редко. Большинство клиницистов терпимо относятся к участию в спортивных занятиях. Для пациентов с максимальным риском и тех, у кого stress testing или амбулаторный мониторинг выявляют усугубление аритмии или симптомов при физической нагрузке, рекомендуется более осторожный подход.

Патогенез

Согласно когнитивной теории неадекватные страхи появляются из-за неспособности правильно воспринять, переработать информацию. Искажается оценка ситуации, незначительные, не представляющие угрозы стимулы провоцируют панику, стремление к бегству. Наибольшее искажение мыслительных процессов определяется при психозах – содержательной базой становятся бредовые идеи, галлюцинации. Более адекватные страхи формируются при выраженных психологических чертах, акцентуациях характера, реактивных неврозах. Группу риска составляют тревожно-мнительные, внушаемые, впечатлительные дети. Поведенческая концепция рассматривает страх как обусловленную рефлекторную реакцию с неугасающим ответом на стимул. Пусковым механизмом становятся внешние условия – стрессовая ситуация с испугом, высокая тревожность родителя, деструктивный стиль воспитания.

Причины тревожности у ребенка

Состояние может провоцироваться серьезными событиями в детской жизни: гибелью близких, разводом родителей, неудачами в учебе. Особенно высок риск тревожности, если эти события влияют совместно, отягощая друг друга. Но зачастую проблема детской тревожности заключается в самих родителях или взрослых, постоянно общающихся с ребенком, в методиках воспитания, тревожности самих родителей, которые высказывают ее при малыше.

Типы родителей, которые могут провоцировать проблемы детей:

Есть и смешанные типы родителей, а также бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, влияющие на ребенка. Также стоит выделить три типа особых требований, которые могут приводить к внутренним конфликтам личности ребенка, что служит провокатором повышенной тревожности:

  • Требования, которые противоречат друг другу. Когда родители не могут договориться между собой, либо когда желания родителей идут вразрез со школьными правилами.
  • Слишком завышенные или же неадекватные возрасту, способностям ребенка требования. Например, если ребенок не способен в силу анатомии и физиологии к спортивным достижениям, а родители непременно хотят сделать из него звезду спорта.
  • Негативные (или отрицательные) требования, унижающие честь и достоинство малыша, подчеркивающие его зависимость от решений взрослых. Например, мужчины-отцы требуют перестать капризничать, иначе не будут покупать ребенку игрушки или не будут брать его с собой.

Тетрада Фалло

Пациенты с тетрадой Фалло, которым была сделана восстановительная операция, имеют риск внезапной смерти 6% в период от 3 месяцев до 20 лет. Внезапная смерть наступает чаще всего у пациентов с существенными резидуальными гемодинамическими нарушениями, такими как резидуальная обструкция оттока из правого желудочка с развитием правожелудочковой гипертензии, легочная недостаточность с перегрузкой объема правого желудочка, резидуальный межжелудочковый дефект или дисфункция правого или левого желудочка. ВСС при тетраде Фалло связывается с развитием желудочковой аритмии.

Современные методики операции в более молодом возрасте могут минимизировать прогрессирование вентрикулярной гипертрофии, образование рубца, служащего будущим субстратом для желудочковой аритмии. Благодаря применению этого подхода ВСС у пациентов с тетрадой Фалло стала встречаться реже. У прооперированных пациентов с тетрадой Фалло, оказываются оправданными тщательные гемодинамические и электрофизиологические исследования. Рекомендуется электрокардиграфический мониторинг. Имеет большое значение коррекция гемодинамических нарушений. Может быть показано вос-становление имеющихся остаточных дефектов, лечение антиаритмиками или имплантация дефибриллятора. Фенитоин некоторыми был предложен в качестве эффективного препарата в этой ситуации.

Что же могут сделать родители, чтобы «успокоить» тревогу ребёнка, связанную с темой смерти?

Отнеситесь к страхам ребёнка серьёзно. Будьте доступны для разговора в любое время (даже ночью!) и слушайте вовлечённо, когда ваш ребёнок говорит о смерти. Положите свой телефон. Прекратите готовить ужин. Иными словами – прекратите любые дела. Мысли или беспокойство вашего ребёнка по этой важны для него, а значит и для вас – как никогда.

Будьте спокойным, принимающим и успокаивающим. Не беспокойтесь о том, что ребёнок начал тревожиться на тему смерти и стал задавать соответствующие вопросы. Ему нужно, чтобы здесь и сейчас вы были взрослым, сильным и ответственным лицом, которое создаст для него некий ореол безопасности и доверия.

Будьте честны. Не приукрашивайте факты, но будьте добры и реалистичны. Поговорите с ребёнком о неизбежности жизненного цикла, и о том, как он применим ко всему, что является живым в нашем мире. Растения, животные, люди. Ваш ребёнок будет уверен в практической биологически обоснованной, правде, рассказанной вами, которая поможет ему почувствовать, что он может доверять своим родителям, чтобы говорить правду, и о том, что беспокоит. (Если вы не хотите, чтобы у вашего ребёнка возникли проблемы со сном, при разговоре на тему смерти используйте термин «умер», а не «уснул»).

Будьте открыты и позитивны. Самые сильные детские страхи на тему смерти заключаются в следующем: дети больше всего боятся, что сами или их родители скоро умрут. Спокойно объясните ребёнку, что намерены прожить долгую, счастливую и здоровую жизнь. С точки зрения детей младшего возраста, достаточно будет честно сказать, что вы планируете дожить до глубокой старости, когда у ребёнка не появятся собственные дети, а у их детей – свои дети. Если ваш ребёнок спрашивает о том, что происходит после того, как кто-то умирает, отвечайте как можно более позитивно, не становясь мистически задумчивым (вы же не хотите пугать его идеями о призраках, или поспособствовать думать о том, что умерший человек или домашнее животное решили уйти в лучшее место и оставить его одного). Вы можете поговорить о том, как человек (или животное) живёт в памяти людей: «Бабушка всегда будет со мной, в моём сердце. Она больше не приходит, но она по-прежнему с нами, в наших воспоминаниях».

Поговорите с ребёнком о том, что быть живым – это то, за что нужно быть благодарным каждый день. Поговорите о действиях, которые вы можете предпринять, чтобы улучшить своё здоровье, и, конечно же, о способах ценить жизнь, людей, домашних животных, деревья, растения… и даже надоедливых насекомых. Объясните ребёнку, что любовь к жизни можно выразить признательностью ко всем людям, которые делают нашу жизнь лучше, когда мы сталкиваемся с проблемами – например, врачам.

В здоровом теле – здоровый дух? Как и взрослые, дети лучше себя чувствуют, когда соблюдают сбалансированный график каждого дня – сна, приёма пищи, игр, учебного времени, работы по дому, отдыха, и непременно уделяют время для общения с друзьями.

Помогите ребёнку сформировать чувство благодарности

Выразите ребёнку признательность за то, что он занимает важное место в вашей жизни. Помогите ему отметить всё хорошее, что есть в его жизни, людей, которые его окружают, и что он любит делать

Ребёнок будет меньше концентрироваться на своих страхах, понимая, что получает удовольствие, помогая другим и участвуя в их жизни. Ведь у благодарности немало преимуществ – ощущение благополучия, счастья, энергии, оптимизма, сочувствия и появление ресурсов.

«Тревоге – 10 минут». Попробуйте каждый день выделять специальную десятиминутную «сессию беспокойства» – например, за час до сна – чтобы обсудить с ребёнком его страхи. Попросите его обсудить с вами то, о чём он тревожится. И помните: максимальная вовлечённость, доступность и поддержка.

Прочитайте с ребёнком добрую книгу, в которой упоминается факт смерти одного из персонажей, и вместе обсудите собственные мысли. Например, за основу можно взять любую книгу о Гарри Поттере. Проговаривание мыслей и совместные рассуждения помогут направить ребёнка в правильном направлении и снизят его тревогу.

Проконсультируйтесь со специалистом. Если беспокойство ребёнка по поводу страха смерти становится чрезмерным, и вы понимаете, что не можете его успокоить, пришло время поговорить с профессионалом. Вам может понадобиться помощь психолога или психотерапевта в решении проблемы детской тревожности, вызванной страхами; данный запрос является очень частым среди детей всех возрастов. Но пугаться этого вовсе не стоит.

Как помочь пережить детские страхи?

  • Сказкотерапия: расскажите ребенку историю о сказочном герое, который боялся, но смог победить предмет своего страха и сам страх. Не проводите параллелей с ребенком, вам нужно «попасть в точку» случайно.
  • Метод «хорошее в плохом» отлично работает против страха смерти. Поищите хорошее в неприятностях вместе с ребенком: «помнишь, как мы опоздали в кино? Но зато мы тогда здорово погуляли в парке, собирали осенние листья». Ребенок научится видеть не только «черные полосы».
  • Нарисуйте страх и вместе «победите» рисунок. Если ребенок боится «монстров» или «чудищ», визуализируйте этот страх и вместе порвите рисунок.
  • Открывайте ребенку мир с положительной стороны. Если он стал свидетелем кражи, скажите, что такое, увы, случается, но есть и доблестные полицейские, которые задержат грабителя и вернут пострадавшему сумку и т.д.
  • Хорошим методом борьбы с детскими страхами считается арт-терапия.
  • Дайте ребенку самостоятельность, но будьте рядом, чтобы помочь ему и поговорить по душам. Избыток опеки, как и нехватка внимания негативно сказываются на способности ребенка бороться со страхами.

Если преодолеть страхи самостоятельно не получается, а активная фаза боязни темноты или болезней длится дольше трех или четырех недель, на помощь может придти детский психолог, который поможет вместе проработать страх, победить его и не «унести» с собой во взрослую жизнь.

  • Адаптация к детскому саду — как помочь малышу?
  • Погодки: кризис трех лет

https://youtube.com/watch?v=UG2AjM9L5aE

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: