Про поиски врача
Я пробовала обращаться к различным специалистам, искала способы преодоления депрессии. Решила «блин, умереть — я не умираю, жить — я не живу, надо что-то с этим делать».
Я обращалась к неврологам. Невролог выписал антидепрессанты, которые помогли бороться с депрессией, дали определенный период ремиссии. Но после отмены все стало постепенно возвращаться.
Пробовала обращаться по месту жительства, в психиатрический диспансер. Чаще всего психиатры назначают нейролептики — достаточно тяжелые препараты. Они не задаются вопросом, что же стало первопричиной, как помочь человеку выйти из депрессии?. Они как-то глубоко не ищут. Поэтому я боялась обращаться туда дальше.
Вызывала врача на дом. Врач такая: «Да, вам там херовенько…» Ну, я, конечно, понимаю, но что делать?
Эксперименты со здоровьем не прошли зря. Я получила редкое аутоиммунное заболевание. Выявить его непросто, потому что оно маскируется под другие заболевания: под астму, бронхит. Периодически я попадала на скорой в больницу, потому что не могла дышать. После отмены лекарств все возвращалось заново. В последний раз я попала в больницу с гемоглобином в 37 (норма гемоглобина для женщин 120–140). Долго искали, где-то месяц. Столько крови для анализов не брали никогда. Все-таки выявили, что это аутоиммунное заболевание. Начали давать большие дозы гормонов, и меня разнесло с 55 до 80 кг.
Моим лечащим врачом была ревматолог, которая мне сказала: «Слушай, я не знаю, как и что ты будешь делать, но ты должна найти психотерапевта. Не психолога, ты должна найти психотерапевта! Как это будет, я не знаю».
Я прислушалась. Началась моя борьба с депрессией. Собрав всю силу воли, что у меня была, в кулак, нашла адрес частной клиники, узнала, как она работает. Это было далеко для меня, потому что я жила в Лобне, а «Альянс» находился где-то в Беляево. Без записи я приехала в «Альянс». Спросила, есть ли специалист, который может принять прямо сейчас. Мне, мол, очень надо. Вызвали Нино Анатольевну.
Нино Анатольевна приняла меня, внимательно выслушала. Подробности разговора я не помню. Но, скорее всего, я рассказывала, что все очень плохо, и я не знаю, как побороть депрессию и апатию. Конечно, хотелось, чтобы мне дали чудодейственную таблетку, и все это прошло мгновенно. Но так не случается.
После первого сеанса никакого окрыления, никакого воодушевления, никакой радости я не почувствовала. Но я поняла, что это надо. Я не знала, что ожидать от специалиста, потому что мы не были знакомы, и как будет проходить психотерапия. Но я согласилась, и надо было идти дальше, избавиться от депрессии — вот что я знала. Как это будет, хорошо или плохо, я не знала. Внутреннее сопротивление, конечно, было. Но что-то толкало меня вперед.
Я начала заниматься с Ашмейба Нино Анатольевной. Наши встречи происходили в форме беседы. Я ожидала чего-то, я хотела чуда. Просто, чтобы прямо взяли все мои горести, печали, и исцелили меня, подсказали, как помочь себе при депрессии. Вот чего я хотела. Нино Анатольевна сказала: «Нет, дорогуша, придется поработать с собой!» Ну, она не так сказала, но я поняла, что наши встречи будут проходить именно так. Внутреннее сопротивление сохранялось. «Блин, как это так? Что это? Я не понимаю, как это все работает».
Интоксикация организма. Снятие интоксикации. Как снять интоксикацию?
Интоксикация – это болезненное состояние, связанное с отравлением каким-либо вредным веществом (токсином), пагубно влияющее на состояние нервной системы, печени и т.д. Интоксикация может быть связана с попаданием токсина из внешней среды (употребление внутрь, вдыхание паров и др.) или образование его внутри организма при различных заболеваниях. Многие токсины приводят к гибели: периферических нервов (токсическая полинейропатия); вещества головного мозга (токсическая энцефалопатия); спинного мозга (токсическая миелопатия). Лечение токсических поражений (интоксикации) нервной системы в нашей клинике предполагает детоксикацию и лечение, направленное на восстановление работоспособности нервной системы. Часто используемые для детоксикации препараты:
- Детоксиканты,
- ноотропы,
- Антиоксиданты,
- витамины (при интоксикации алкоголем, свинцом, марганцем и т.д. бывает показано введение витаминов через капельницу),
- восстановительное лечение после интоксикации.
Детоксикация – выведение из организма вещества, вызвавшего токсическую энцефалопатию и введение лекарственных препаратов
- Алкоголь при регулярном употреблении приводит к страданию периферических нервов рук и ног (алкогольная полинейропатия) и головного мозга (алкогольная энцефалопатия). Подробнее про интоксикацию алкоголем.
- Свинец вызывает психическое возбуждение, нарушение памяти и интеллекта, боли в мышцах и суставах, повреждение нервных клеток спинного мозга с и другие нарушения. Отравление характерно при контакте с некоторыми сортами бензина, парами, содержащими свинец (испарения аккумуляторов и расплавов свинца).
- Марганцевая энцефалопатия развивается обычно после употребления эфедрона – кустарно изготовленного наркотического препарата, содержащего большое количество марганца. Характерен паркинсонизм, с нарушением координации движений, тремором конечностей, затруднениями при изменении положения тела, вплоть до полного обездвиживания.
- Длительное воздействие металлической ртути приводит к характерному сочетанию мозжечковых симптомов со ртутным эретизмом (раздражительность, снижение памяти, бессонница, патологическая пугливость и конфузливость). Иногда развивается психоз с психическим возбуждением (делирий). Он был впервые описан у рабочих, занятых на производстве фетровых шляп, и даже получил название “болезнь сумасшедшего шляпника”. У лиц с некоторыми особенностями иммунитета низкие дозы ртути из зубных пломб могут вызывать патологические иммунные реакции, но данных на этот счет пока недостаточно.
- Интоксикация при болезнях почек и печени связана с повышенным образованием и/или недостаточным выведением продуктов обмена веществ. Накопившиеся вредные продукты обмена могут причиной повреждения периферических нервов и головного мозга.
- Интоксикация при инфекционных болезнях обусловлена образованием токсинов в результате деятельности болезнетворных микробов и разрушения клеток организма.
Про недовольство своей внешностью, диеты и срывы
В подростковый период любой подросток, мальчик или девочка, начинает меняться, и его начинает что-то раздражать. Это случилось и со мной. Меня перестала устраивать моя внешность.
У меня не складывались отношения с молодыми людьми, а мне очень хотелось общаться и нравиться всем. Реклама по телевизору показывала девушек с прекрасными фигурами, идеальными лицами и зубами. Я думала, что нужно изменить внешность — тогда я стану популярной и привлекательной, и со мной захотят общаться.
Я ничего лучше не придумала, как начать худеть. Я вообще не была толстой, скорее субтильной и даже с недобором веса. 55 кг для моего роста — это адекватный вес, но я все равно боялась. Страх «быть жирной» остается со мной до сих пор.
Начала худеть с одного яблока в день. Потом отказалась от пищи. Сил не было. Похудения происходили в течение долгого времени и сменялись приступами булимии. То есть сначала ты ничего не ешь, а потом «нажираешься» как хрюшка. Пище уже некуда деваться, она уже не помещается, но ты ешь. Мозгом понимаешь, что надо остановиться, но насыщение не наступает. Ешь все без разбора, пока не лопнешь.
К приступам примешивалось чувство вины. Нелюбовь к себе обернулась ненавистью и самоуничтожением. Я хотела одного — похудеть, а получила обратный эффект.
А что насчет сексуальных отношений в паре с пассивно-агрессивным партнером?
– То, что агрессия и сексуальность связаны, это факт – об этом писал и Фрейд, и современные исследования в области нейрофизиологии показывают: мы контролируем сексуальное поведение и агрессию с помощью одинаковых нейронных путей и гормональных связей. Поэтому если есть проблемы с агрессией, то, скорее всего, будут и проблемы в сексуальной сфере.
Скажем, когда в паре нет секса или возникают какие-то сложности, но для этого нет медицинских причин, то, вероятнее всего, у партнеров есть проблемы с проявлением агрессии. И пассивная агрессия тоже будет влиять на то, имеют ли партнеры влечение друг к другу, как часто они занимаются сексом и прочее.
Агрессивность у мужчин
Пассивная агрессивность у мужчин отмечается откладыванием дел и нерешительностью перед принятием важных решений. Такие мужчины не ответственны, крайне пренебрежительны к срокам и не выполняют обещаний. Этот тип ищет любые предлоги для ссоры с родными, при этом держа дистанцию и не допуская к личностному пространству. Причиной выступает страх зависимости, поэтому мужчина, так, справляясь самостоятельно со страхом, пытается управлять и командовать другими. Такой мужчина не признает своих ошибок, а обвиняет только обстоятельства, окружающих, требуя найти виновных.
Причиной такого поведения выступает социальная и семейная атмосфера, где отмалчиваются о своих желаниях, потребностях, считая это проявлением эгоизма. На подсознательном уровне такое воспитание прививает мысль, что желать что-либо для себя неправильно и недопустимо в принципе.
Пассивная агрессивность у мужчин корректируется только спокойным, нежным отношением и постепенным подталкиванием к нужной модели поведения.
Агрессивность у мужчин отличается своими установками от женской агрессивности. Мужчины зачастую прибегают к открытой форме агрессивности
Их не беспокоит тревожность, чувство вины, для них важно достичь свою цель, поэтому агрессивность выступает своеобразной моделью поведения
Повышенная агрессивность у мужчин отмечается отсутствием культуры поведения, демонстрацией уверенности, своей силы, а также независимости.
Агрессивность связанная с половым возбуждением — это нападение или ряд насильственных действий между половыми партнерами. Агрессивность выступает в противоположность любовно-эротическим отношениям. Отдельные личности испытывают от половой агрессивности эротическое наслаждение (мазохизм, садизм, садомазохизм).
Психологические концепции дают такое объяснение появлению половой агрессивности: она возникает вследствие пережитой фрустрации, т.е обманутых ожиданий в получении удовлетворения. Это не относится только к интимным желаниям или потребностям. Агрессивность объясняется компенсаторным характером. Например, повторение или продолжение перенесенного насилия, или же испытание насилия, которое практикуется в других сферах.
Исследования в этой области подтверждают, что половое грубое насилие, а также избиение женщин мужчинами зачастую происходят среди тех слоев, где женщина подвергается дискриминации и угнетению, пребывает в зависимом положении. Одновременно с этим большинством клиентов у проституток, увлекающихся садомазохизмом, являются мужчины из высших слоев, которые таким образом реализуют инсценированную агрессию.
Телесная и двигательная работа с агрессией
Телесное растормаживание переживания агрессии
Как уже говорилось, часто мы имеем дело с уже остановленной агрессией у наших клиентов. Одним из наиболее эффективных средств для оживления остановленных переживаний клиента является опора на телесные и двигательные процессы. Предложение клиенту выражать себя через жесты и движения, часто помогает ему восстановить контакт с переживаниями. Основные техники терапевта здесь таковы:
- Заметив небольшие характерные движения клиента, терапевт может попросить их усилить и повторить несколько раз, замечая появляющиеся чувства.
- В сложных местах, терапевт может предложить клиенту выразить свои переживания движением или добавить жест к словам, которые он говорит. Это часто помогает точнее понять, что именно клиент хочет выразить словами и что именно он чувствует.
- Замершая поза клиента, может признаком эмоциональной или двигательной остановки. Терапевт может вчувствоваться и предположить, как появилась эта поза — какие движения и переживания к ней привели.
В этой работе терапевту важно уметь самому хорошо выражать раздражение с помощью поз и жестов, чтобы двигаться и искать подходящие позы вместе с клиентом
Телесное завершение действий
Напомним, что агрессия — это запуск химической активации организма и запуск физической подготовки к действию. Запуск физиологической реакции — автоматическое, рефлекторное действие — он не регулируется сознательно. И то и другое может запуститься и будучи не доведенным до конца — не завершиться. Таким образом, если агрессивная реакция была запущена и остановлена, то на телесном уровне мы будем иметь мышечную готовность к совершению действий и некоторую постоянную химическую поддержку этой готовности. При невысокой значимости события, ответом на которое была эта реакция, и редкой повторяемости подобных ситуаций, физическое состояние через некоторое время придет в норму. Агрессия же, которая уже запустилась в человеке, но была остановлена или подавлена и не смогла быть прожитой в естественной среде, часто требует отдельной психотерапевтической работы.
Цель такой работы — не проживание агрессивных эмоций, а разблокирование застывшего мышечного паттерна — завершение незавершенных движений. Эта работа состоит в последовательном разворачивании телесных импульсов остановленных при первичном переживании. Вот основные принципы этой работы:
- Найденные побуждения к действиям клиенту необходимо совершать медленно — это способствует лучшей активизации психики и мышц.
- При необходимости, терапевт может дать ощущение сопротивления клиенту, необходимое для лучшего проживания действия.
- Клиенту необходимо повторять движение несколько раз до появления у него ощущения «уф, сделал».
Реализация такой психотерапевтической работы может помочь телу и психике довести начатое до завершения, и тем самым нормализовать состояние клиента.
Не контролируемая агрессия
Не контролируемая агрессия может иметь генетические, токсические, травматические или гормональные факторы, влияющие на её формирование. Дисбаланс некоторых гормонов, таких как тестостерон и кортизол , нейротрансмиттеров (нейромедиаторов), таких как серотонин и дофамин, может быть связан с проявлением агрессии. Эти дисбалансы могут возникать по множеству причин, включая органические поражения головного мозга при родах или полученные в процессе жизни.
Индивидуальное формирование головного мозга также может влиять на формирование агрессивности. Люди со структурными аномалиями миндалевидного тела склонны проявлять больше агрессии, чем их сверстники. Изменения в других областях мозга также могут способствовать агрессивному поведению.
Факторы влияющие на лечение агрессии
Воспитательный процесс играет весьма важную роль в формировании реакций нервной системы, проявляете ли вы агрессивное поведение или нет. Люди, выросшие в условиях, где проявление агрессивности является нормой поведения, могут с большей вероятностью перенять модель поведения. Насилие и враждебность для такого человека будут социально приемлемы. Психологическая травма, полученная в детстве, также может привести к агрессивному поведению во взрослой жизни. Однако, как показывает многолетняя практика, прорабатывая такие моменты с психологом эффективность лечения агрессии не повышается. В таких ситуациях следует применять индивидуально разрабатываемые психотерапевтические программы.
Многие органические поражения головного мозга и психические расстройства имеют проявление агрессии в качестве одного из ведущих симптомов. Приём алкоголя и наркотиков, иное токсическое воздействие на головной мозг, так же постепенно формирует проявление агрессивности в поведении человека.
Агрессивное поведение педагога
Причинами агрессивного поведения учителей, воспитателей, кураторов, тренеров могут быть:
- низкий уровень профессионализма
- профессиональное выгорание
- снижение престижа профессии учителя
- агрессивное поведение нескольких/многих учеников класса и пр.
Агрессия педагога негативно отражается на детях, которые в принципе нигде больше не сталкиваются с гневом, криком и оскорблениями, кроме как в школе. Такие дети с большой вероятностью получат психологическую травму или, как минимум, негативный жизненный опыт. Это отразится на их восприятии всех учителей и тренеров в будущем, на восприятии лиц одного с их учителей пола, на моральных установках и т. д.
Если вы обнаружили, что педагог вашего ребенка склонен к агрессивному поведению (включая словесную агрессию), нужно поговорить с ним один на один, или подключив к этому делу еще одного-двух родителей. Ни в коем случае не скандальте, и не пытайтесь выяснять отношения с учителем прилюдно. Если после разговора педагог не сделает выводы и будет проявлять агрессию, нужно сообщить об этом директору школы. Агрессивным людям не место в педагогической системе.
Что такое пассивная агрессия?
Пассивная агрессия – это модель поведения, при которой человек проявляет свою агрессивность в скрытой или косвенной форме. Сам он при этом осознаёт свои агрессивные намерения, но внешне изображает доброжелательность или нейтральность. Как правило, пассивная агрессия возникает в ситуациях, когда человек боится ответной реакции или хочет избежать осуждения, пытаясь показать окружающим, что в данной ситуации он – положительный персонаж.
Проявляя пассивную агрессию, человек преследует определенные цели, но избегает при этом честного открытого конфликта. И если оппонент выйдет из себя и начнет вести себя агрессивно, это позволит обвинить в возникновении конфликтной ситуации именно его.
Термин «пассивная агрессия» ввёл американский психиатр Уильям Меннингер. Он использовал его, чтобы описать поведение солдат, отказывавшихся выполнять приказы и демонстрировавших повышенную обидчивость. При этом задолго до Меннингера данное явление изучал Зигмунд Фрейд, который считал пассивную агрессию результатом вытеснения негативных эмоций в область бессознательного.
Исследователи считают, что склонность к пассивной агрессии формируется в раннем детстве. Это происходит, если ребёнок регулярно чувствует, что взрослые проявляют к нему несправедливую жестокость, на которую он ничем не может ответить. Он понимает, что зависит от родителей и вынужден выполнять все их требования, поэтому у него возникает и укрепляется желание саботировать их поручения. Таким образом, пассивная агрессия – это инфантильное поведение, связанное со страхом ответственности за действия, совершаемые открыто.
Пассивная агрессия тесно связана с токсичностью, хотя отождествлять эти два понятия не следует. Токсичность часто бывает направлена на сторонние объекты, но всё равно создаёт неприятное давление на психику собеседника. А пассивно-агрессивное поведение обычно направлено именно на того, с кем происходит взаимодействие.