Причины жестокости и агрессивного поведения подростков
Последствия органического поражения нервной системы вследствие травм, кислородного голодания (гипоксии), операций, инфекций и отравлений. Энцефалопатии. Гипертензионно-гидроцефальный синдром (гидроцефалия).
- Патологически протекающий пубертатный криз. Гормональная перестройка приводит к перевозбуждению нервной системы.
- Расстройства личности (психопатия).
- Эндогенные заболевания: депрессия, биполярное аффективное расстройство, шизоаффективные расстройства, шизотипическое расстройство, шизофрения.
- Нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия).
Негармоничные отношения в семье, конфликты между родителями, психические расстройства у членов семьи также могут быть факторами, вызывающими нагрузку на психику подростка, способствуя агрессивному поведению.
У врачей психиатров изменения характера в подростковом периоде имеют большое диагностическое значение
В случае нормы наблюдаются изменения по типу заострения личностных черт. Это когда особенности характера, наблюдавшиеся много лет как — бы гипертрофируются. Малообщительный становится замкнутым. Нетерпеливый — несдержанным. Драчливый — агрессивным. Как правило, в таких случаях по завершению периода гормональной перестройки состояние выравнивается.
Особое внимание следует уделять резким переменам в поведении подростка. Если до этого ребенок был покладистым, добродушным и неконфликтным, и за короткое время переменился до неузнаваемости и стал «хладнокровным», безэмоциональным и безжалостным, это сигнализирует о болезненных изменениях в психике
Нужен врач!
Ребёнок-экстраверт: направляем энергию в нужное русло
Ребёнок-экстраверт отличается жизнерадостностью, общительностью и весёлым нравом. Вся энергия направлена в социум. Общество является его вдохновителем, помогает восстанавливать силы и черпать идеи.
Экстраверт ладит с людьми любого характера и возраста, у него много друзей и еще больше знакомых. Как вести себя родителям, воспитывающим экстраверта?
- дать ребёнку свободу для творчества и фантазии, но не пускать деятельность на самотёк;
- обеспечить активность: занятия спортом, подвижные игры, продолжительные прогулки;
- разрешить общаться с друзьями и сверстниками, не лишать встреч;
- помогать ребёнку соблюдать режим дня.
Типы темперамента помогают взрослым определять пути воспитания детей, настраивать себя и их на учёбу и отдых, учить общению и определять распорядок дня. Наблюдайте за детьми, принимайте их такими, какие они есть и проявляйте уважение и любовь.
Какие они, дети-холерики
Как узнать ребенка-холерика, к примеру, на детской площадке? Представим такую ситуацию. Вечер. Мамы зовут детей домой. Странно было бы увидеть, если бы все дети как по команде дружно разошлись по своим подъездам. Нет, каждый из них отреагирует на просьбу в силу своего темперамента.
Ребенок-сангвиник несколько оттянет момент возвращения: «Сейчас, мам, вот только замок дострою! Ой, нет, еще не пора – дорогу осталось прокопать…» и после пяти просьб настойчивой мамы, наконец, забежит в дом. Малыш-флегматик подумает: «А, ладно, все равно мне этот замок не очень-то и нравится» и без сопротивлений, спокойно покинет песочницу. Меланхолик жутко расстроится, что не удалось доиграть, и, всхлипывая, также вернется в дом. Ребенок-холерик проявит себя ярче остальных: на просьбу мамы он вспылит, будет громко отстаивать свое мнение, кричать и топать ногами, потом, возможно, сломает все песочные постройки детей и еще и стукнуть кого-нибудь успеет.
«Какой невоспитанный малыш!»- подумают бабушки на скамейке в том же дворе. А дело-то, может, и не в воспитании вовсе? Давайте разбираться.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Характеристика ребёнка-сангвиника
Сангвиника по праву можно назвать душой компании и «энерджайзером». С раннего возраста дети, принадлежащие к этому типу темперамента, жизнерадостны, очень подвижны, эмоциональны, общительны. У них много друзей, окружающие к ним тянутся. И сангвиники охотно знакомятся с новыми людьми. Они уверены в себе, легко справляются со стрессом и привыкают к новым условиям. Слабые стороны: могут быстро охладевать к выполняемой деятельности (если теряют к ней интерес), чувства их часто поверхностны.
Рекомендации для родителей по воспитанию детей-сангвиников
Общайтесь с ребёнком эмоционально, чтобы быть с ним на одной волне, суметь заинтересовать и привлечь его внимание.
Постоянно занимайте свою кроху разными видами деятельности. Пусть это будут развивающие и творческие занятия, подвижные игры и задания, требующие усидчивости
Главное – обеспечить регулярную смену одного дела другим.
Улыбайтесь, смейтесь вместе с ним, способствуйте тому, чтобы дома сангвиник чувствовал себя комфортно.
Поручайте ребёнку задания, которые ему нужно сделать, акцентируйте внимание на ценности результата
Важно привить ему способность доделывать начатое. Хвалите его за качественно выполненные задачи
Сангвиника важно приучить делать всё не «абы как», а основательно и аккуратно, чтобы ему самому это нравилось.
Ещё раз о похвале. Она не должна быть излишней, чтобы не вызвать «звёздную болезнь» у сангвиника, к которой они вполне склонны.
Разговаривайте с ребёнком о чувствах, поощряйте его к выражению своих переживаний. Читая книги, просматривая мультфильмы, телепередачи, обращайте его внимание на то, какие эмоции испытывают люди. То есть важно научить сангвиника осознавать глубину своих переживаний и чувств окружающих.
Стимулируйте малыша к отзывчивости, внимательному отношению к близким и друзьям. Будьте для него в этом примером, вместе помогайте окружающим. Способствуйте тому, чтобы у него складывались устойчивые отношения с товарищами.
Поскольку маленький сангвиник легко устанавливает контакты с окружающими и нередко подвергается чужому влиянию, настоятельно объясняйте ему, что нельзя вступать в разговор с незнакомцами и куда-либо с ними идти.
Следите за тем, чтобы у ребёнка были устойчивые интересы. С их помощью можно развить у него настоящий талант.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Что происходит с психикой в подростковом возрасте
В период в среднем с 10 до 18 лет развитие внутренних органов и систем приобретают качественные изменения, запускается гормональная перестройка, начинают проявляться новые социальные инстинкты, формируется сексуальное поведение. Все это отражается на психической сфере. Меняются практически все психические функции.
Повышается внимание к вещам, которые ранее были не интересны. Возрастает нагрузка на эмоциональную и волевую сферу, из-за чего все труднее становится сдерживаться и приспосабливаться
Изменяется мышление и личностные особенности. Это способствует таким подростковым особенностям поведения как:
- реакции протеста,
- привлечение к себе внимания,
- реализация неизрасходованной нормальным образом энергии,
- нетерпимость.
Ребёнок-холерик: как научить правильно распределять энергию
Ребёнок-холерик отличается прямолинейностью, вспыльчивостью и неуравновешенным нравом. Нередко проявляет агрессию, бывает резок и обижается на пустяки.
Холерик обладает способностью принимать быстрые решения в сложной ситуации и добиваться своего
Часто становятся лидерами в группе, классе, компании, могут привлечь к себе внимание и «зажечь» идеей остальных
Одновременно обладают склонностью к конфликтным ситуациям, провоцируют ссоры, драки и вступают в них сами. Для ребёнка-холерика характерна резкая смена настроения: неуёмная энергия сменяется апатией и безразличностью.
Разговаривает холерик быстро, эмоционально, постоянно жестикулируя. Взрослому иногда бывает сложно понять, о чем говорит малыш. Разобраться можно только в том случае, если холерик успокоится и расскажет все по порядку.
Как воспитывать холерика?
- Старайтесь ограничивать мероприятия и события, которые могут перевозбудить нервную систему ребёнка.
- Организуйте посещение спортивной секции: так будет легче обуздать избыток энергии.
- Давайте холерику ответственные задания, которые требуют усилий и внимательности. Контролируйте их выполнение и влияйте на результат.
- Учите детей с темпераментом холерика правильно воспринимать неудачи. Не допускайте эмоциональных взрывов из-за промахов.
- Учите ребёнка правильно вести себя в обществе, разговаривать с другими людьми, быть вежливым и учтивым.
Важно знать темперамент, и чтобы правильно выбрать интерьер детской комнаты. Например, комната, в которой поселится флегматик или меланхолик, должна иметь бледно-розовые или персиковые стены. Отдельные элементы декора могут быть выкрашены в красный цвет
Отдельные элементы декора могут быть выкрашены в красный цвет.
Что стоит за агрессией
Агрессивность, к сожалению, заложена в каждом организме. Способность к агрессивному поведению унаследовано нами от наших предков. Когда-то, много веков и тысячелетий назад, агрессивность была проявлением защиты от разрушающих внешних факторов, позволяла человеку приспосабливаться и выживать.
В процессе эволюции, с развитием цивилизованного общества потребность в агрессии для выживания резко уменьшилась. Поэтому в норме агрессивные инстинкты подавлены и не проявляются. Но это в норме. В случаях, когда нервная система начинает испытывать нагрузки, психика подвергается деформации, запускаются болезненные изменения и агрессивность может выливаться наружу.
Жестокость — разновидность агрессивного поведения, проявляющаяся в виде грубого и безжалостного отношения к окружающим. Жестокость, по мнению психологов, является следствием дефицита в эмоциональной сфере, сфере общения и планирования своего поведения и предвидения последствий своих действий.
И если агрессивность как более широкий по проявлениям феномен может быть болезненным симптомом, а может и временной обратимой реакцией здоровой психики; то жестокость часто оказывается признаком какого-либо заболевания нервной системы и психики.
Темперамент ребенка: виды и особенности
Темперамент ребенка, как и темперамент взрослого, подразделяется на 4 типа:
- сангвиник,
- холерик,
- флегматик,
- меланхолик.
Особенности детей по типу темперамента определяются с раннего возраста:
Сангвинику не составит труда заснуть в шумном помещении и хорошо выспаться. Спросонья ведет себя спокойно и умиротворенно. Легко знакомятся с новыми людьми, играют
Не испытывают проблем при переходе на новое питание.
Холерику требуется повышенное внимание. С ним надо разговаривать, играть, следить за сменой настроения. Холерики привыкают кушать в определенном месте, при смене места питания отказываются от еды, теряют аппетит
Не могут спать, если кто-то разговаривает или шумит рядом. Просыпаются нередко в плохом настроении, капризничают.
Флегматик – медлительный ребенок. Проснувшись, подолгу может лежать в постели, не проявляя активности. У такого малыша поздно развиваются навыки сидения и ходьбы, он долго сидит за столом, медленно кушает. Флегматик – малоэмоциональный ребенок, редко плачет и мало улыбается.
Меланхоликам свойственно капризничать и плакать. Спят такие дети не спокойно, постоянно просыпаются. Чтобы меланхолики могли спать всю ночь, в комнате должна быть абсолютная тишина. Плохо привыкают ко всему новому и требуют постоянного внимания родителей.
Холерики привыкают кушать в определенном месте, при смене места питания отказываются от еды, теряют аппетит. Не могут спать, если кто-то разговаривает или шумит рядом. Просыпаются нередко в плохом настроении, капризничают.
Флегматик – медлительный ребенок. Проснувшись, подолгу может лежать в постели, не проявляя активности. У такого малыша поздно развиваются навыки сидения и ходьбы, он долго сидит за столом, медленно кушает. Флегматик – малоэмоциональный ребенок, редко плачет и мало улыбается.
Меланхоликам свойственно капризничать и плакать. Спят такие дети не спокойно, постоянно просыпаются. Чтобы меланхолики могли спать всю ночь, в комнате должна быть абсолютная тишина. Плохо привыкают ко всему новому и требуют постоянного внимания родителей.
Ребёнок-меланхолик: как установить контакт
Ребёнок-меланхолик склонен к нерешительности, застенчивости, плаксивости. Проявляет тревожность и неуверенность в себе, пессимистичен. Не проявляют внешних признаков переживаний, так как стараются их не показывать.
Меланхолику сложно привыкнуть к новому коллективу, новым людям, непросто найти друзей. Непривычная обстановка пугает его и вызывает панику.
Ребёнок-меланхолик критично и требовательно относится к себе и окружающим. В процессе обучения или творческого занятия меланхолику нужно давать отдых, иначе трудоспособность и сосредоточенность покинут малыша, и результат будет плохим. В спокойной обстановке такие дети чувствуют себя хорошо, могут успешно выполнять задания и учиться.
Как воспитывать ребёнка-меланхолика?
- Развивайте коммуникативные навыки, помогайте ребёнку общаться со сверстниками и взрослыми, учите правилам разговора, обращения, выражения мнения.
- Действуйте пошагово в любой ситуации, не подгоняйте малыша и не ругайте за медлительность. Не кричите, не повышайте голос, избегайте резкости.
- Поощряйте занятия спортом. У людей меланхолического темперамента спорт вызывает уверенность в себе, учит быть сильнее и выносливее, помогает начать действовать.
- Благодарите и хвалите ребенка.
- Учите меланхолика спокойно переносить шум и суету. Объясняйте, что жизнь невозможно провести в тишине и покое, что есть разные общественные места и пространства, в которых жизнь «кипит», что-то происходит, и не всегда это страшно и плохо.
Тревожность
- Физические проявления (не связанные с болезнью, плохим питанием, погодой и т.д.): мышечное напряжение, жар или озноб, головокружение, онемение, покалывания, дрожь, ощущение сжатия в груди или животе, холодные и влажные руки, нарушение сна.
- Поведение:
быстро устает;
долго не может сосредоточится;
вздрагивает, пугается обычных предметов, имеет множество страхов;
избегает трудностей, отказывается от сложных заданий, новых видов деятельности;
предпочитает быть ближе к взрослым, хочет спать вместе с родителями (или другими взрослыми родственниками)
говорит тихо, часто запинается;
смотрит отстраненно по сторонам, при этом взгляд блуждающий;
плохо запоминает, переспрашивает;
стремится оградиться и получить защиту, не проявляет самостоятельность в играх;
двигается скованно, медленно и осторожно (если ранее это не замечалось и не связано с темпераментом);
плачет, капризничает, обижается, грустит без видимых причин;
проявляет неуверенность, нерешительность.
В целом, задача родителей – вернуть доверие ребенка к миру и окружающим, устранить страхи. Для этого необходимо отмечать даже незначительные успехи, любые положительные результаты его труда. Желательно увеличить количество контактов с другими детьми. Например, устраивать праздники дома, вместе с тем, нельзя оставлять тревожного ребенка наедине с приглашенными. Он может почувствовать опасность, не увидев рядом близких людей.
Требования со стороны всех членов семьи должны быть понятными, согласованными, не слишком строгими. Тревожность и застенчивость могут сочетаться, многие проявления этих особенностей поведения схожи, как и советы для родителей.
Нельзя угрожать ребенку несбыточными наказаниями («я тебя отдам серому волку» «я тебя убью», «вместо тебя мы возьмем другого мальчика, который будет слушаться»). Крайне нежелательно использовать унизительные выражения, заставлять соревноваться, требовать смелости и ловкости, сравнивать с другими детьми.
Отрицательные черты личности ребенка можно исправить, но эта задача не из простых. Потребуется время. Родители должны учитывать многие факторы, влияющие на становление характера детей. Учесть все нюансы и выстроить правильную линию поведения взрослых и ребенка поможет специалист.
Положительные качества женщин
1. Бережливость
Женщина является хранительницей семейного очага – это неоспоримый факт, несмотря на то, что многие мужчины также претендуют на это место, лучше женщин им все равно не справиться, поэтому каждая женщина должна быть бережливой. Бережливость должна проявляться во всем: соотношение цена и качество, вкусно и полезно, необходимо и необязательно. Только бережливая женщина правильно распланирует семейный бюджет и запросто отложит деньги на летний отпуск.
2. Кротость
Несмотря на то, что это качество очень ценилось в средние века и времена наших предков, актуальность оно не потеряло и в наши дни. Да, мужчины любят проводить время с раскованными, смелыми и уверенными в себе женщинами, вот только в жены они берут скромных и кротких, поэтому задумайтесь прежде чем строить из себя женщину – вамп перед потенциальным женихом.
3. Терпение.
Без этого качества женщина далеко не уйдет в семейных отношениях, особенно после того, как у нее появятся дети. Терпение помогает правильно и трезво смотреть на вещи, прощать различные шалости, и не делать из мухи слона. Только терпеливая женщина сможет создать крепкий брак.
4. Нежность.
Умная женщина всегда будет дарить своему мужчине лаку и нежность, потому, что только таким образом можно управлять своими вторыми половинками. Нежная женщина всегда получит то, чего желает.
Не выносят, когда хвалят других, игрушками не столько играют, сколько хвастаются. Стремятся привлечь к себе внимание, домогаются восторгов и похвал, для этого демонстрируют свои знания, умения, «таланты».
10. Неустойчивый тип — стремление к получению удовольствий, праздности, развлечениям.
В связи с этим подростки рано подчиняются предлагающим попробовать курево, напитки, психоактивные вещества, ищут необычные приключения, в том числе и в сексуальных отношениях. Они внушаемы и беззаботны. К членам семьи равнодушны, пренебрегают домашними обязанностями. Близкие люди часто рассматриваются как источник средств для удовольствий и развлечений. Трусливы, недостаточно инициативны и в этой связи легко становятся добычей преступных элементов. Они легко подпадают под влияние других, с трудом усваивают правила поведения. Отказываются от учебы. Занимаются и выполняют режим только при строгом контроле.
Главное «слабое звено» неустойчивой акцентуации — остаться без пристального надзора, быть предоставленным самому себе.
11. Конформный тип демонстрирует конъюнктурное, а часто просто бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе.
Подростки данного типа обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо — «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но чтобы он не совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.
Слабое место в конформном характере — непереносимость крутых перемен.
Итак, в современной психологической науке существует несколько типологий акцентуаций характера. Главное отличие подходов К. Леонгарда и А.Е. Личко состоит в том, что А.Е. Личко приписывает эти акцентуации только подросткам, а К. Леонгард и взрослым.
Для подросткового возраста термин «акцентуация характера» является наиболее точным. В детском возрасте не сформирован еще и тип характера и можно говорить лишь об отдельных акцентуированных чертах.
Ребёнок-флегматик: ищем подход
Ребёнок-флегматик имеет уравновешенный и рассудительный характер. Он медлителен и усидчив, отличается спокойствием и хладнокровностью. При всей внешней неактивности имеет упорный характер в деле достижения цели и доведении до конца любого начатого дела.
Говорят дети-флегматики спокойно и размеренно, их нетрудно понять. Не прибегают к бурной и выраженной жестикуляции и мимике. При всей сдержанности флегматичные дети могут наладить контакты с незнакомыми людьми и вполне успешно с ними общаться.
Дети послушны и всегда соблюдают распорядок, выполняют поручения взрослых, и сами несут ответственность за сделанное.
Дошкольники без труда соблюдают распорядок: просыпаются, играют, занимаются, кушают и идут ко сну в привычное время. Так как медлительность – главная черта флегматика, все же старайтесь контролировать время, которое отводите ему на конкретные дела.
Как воспитывать ребёнка-флегматика?
- Будьте терпеливы и учите малыша одеваться, обуваться, складывать вещи, собирать игрушки, кушать, не затягивая время.
- Разговаривайте с малышом всегда спокойно, не повышайте тон.
- Старайтесь не торопить ребёнка без лишней необходимости. Лучше встать пораньше и начать сборы, чем подгонять.
- Стимулируйте общение с активными и позитивными сверстниками, но будьте внимательны, следите за психологическим состоянием ребёнка.
- Поощряйте ситуации, в которых требуется собранность, хвалите малыша за то, что он что-то сделал быстрее, чем обычно.
Ребёнок-меланхолик: особенности темперамента
Меланхолики очень ранимы, тревожны и эмоционально чувствительны. Внешне они обычно выглядят спокойными, но в душе могут о чём-то сильно переживать, бояться, обижаться. С детства меланхолики вежливы и тактичны, но тяжело сходятся с новыми людьми. Друзей у них немного, но среди них обычно есть один-два близких. Сильные стороны этого типа темперамента – это развитая интуиция, эстетический вкус и творческие способности. Меланхолики могут продуктивно работать, но быстро утомляются. К себе и окружающим они предъявляют высокие требования.
Особенности воспитания меланхолика
Воспитывать ребёнка-меланхолика следует с помощью чуткого отношения к его внутреннему миру, поддержки и признания достоинств.
- Старайтесь лишний раз не критиковать маленького меланхолика, не сравнивать с другими детьми, не оскорблять его. Это очень ранит его сердце.
- Поддерживайте старания ребёнка с помощью похвалы, подчёркивайте его сильные стороны, почаще напоминайте ему о них.
- Разговаривайте с малышом тепло и эмоционально. Способствуйте тому, чтобы он делился с вами внутренними переживаниями, помогайте выражать свои мысли. Внимательно его слушайте и поддерживайте зрительный контакт. Учите малыша не прятать взгляд, чтобы он чувствовал себя увереннее.
- С пониманием относитесь к страхам ребёнка меланхолического темперамента. Не заставляйте насильно их преодолевать, не высмеивайте его и не называйте «трусом». Вместо этого, помогайте своему чаду словами выражать отношение к страху, изображайте его рисунками, придумывайте сказки о том, как какой-то герой тоже боялся, но ему удалось справиться с этим. Делитесь примерами из собственного опыта о том, как вам успешно удалось преодолеть определённые трудности и страхи. Всегда показывайте малышу, что вы на его стороне и понимаете его переживания.
- Развивайте навыки общения меланхолика, знакомьте с детьми, почаще бывайте в гостях, в людных местах.
- Следите за его творческим потенциалом, присмотритесь к тому, что у него хорошо получается и к чему лежит душа. Вероятно, эти навыки нужно развивать дальше, записавшись в кружок или студию. Возможно, это окажется делом жизни меланхолика и будет заряжать его положительной энергией.
- В семье дети с таким типом темперамента должны чувствовать себя комфортно. Создайте для них такие условия, чтобы они вам доверяли и не замыкались в себе. Проявляйте к ним интерес, поддерживайте и подбадривайте в трудных ситуациях.
- Поддерживайте любые проявления меланхоликом инициативы, хвалите за самостоятельно выполненные дела.
- Помогайте ребёнку с помощью смоделированных дома ситуаций тренировать уверенность в себе, настойчивость, смелость и умение высказывать своё мнение. Будьте наставником и другом для него.
Индивидуальные особенности вашего крохи должны стоять на первом месте при построении системы воспитания. Если вы будете замечать и учитывать их, то сможете направить его развитие в нужное русло.
Типы характера: как определить «золотую середину»
Типы характера детей непременно должны учитываться родителями при выборе аспектов воспитания. Исключительно на темперамент полагаться не стоит, так как у малышей он еще не достаточно выработан.
В большинстве случаев у детей преобладают смешанные черты, от каждого типа темперамента понемногу. Это связано с тем, что дети в силу своего развития не обладают умением четко и логично изъяснять мысли, говорить о желаниях, пояснять и комментировать действия.
По этим причинам нельзя двух детей в одной семье воспитывать одинаково: то, что помогало при воспитании старшего, может не действовать при воспитании младших. И причинами сбоя привычной системы могут являться типы характера и темперамента.
Какая бы ни была специфика темперамента, во всем потакать ребенку и идти у него на поводу нельзя. Подстраиваться – да, это позволит выстроить доверительные отношения в семье. Но подчиняться характеру детей и ломать себя не стоит.
Изучайте особенности ребенка. Проще всего у малышей прочувствовать темперамент, наблюдая, как они спят или готовятся ко сну.
Если просыпается ночью и плачет, наклонитесь к нему и поговорите. Малыш успокоится, он удостоился внимания и спит дальше. Вероятно, что тип темперамента в данном случае – сангвиник.
Маленький флегматик долго возится в постели перед сном, капризничает. Позвольте ему это, пусть насладится своим характером. Его неторопливость не дает уснуть быстро и крепко, ему надо убедиться в безопасности и удобстве.
Меланхолик – «ручной» ребенок, ему важно постоянно чувствовать объятия и мамино тепло. Так ему хорошо и уютно. Лучше всего меланхолик засыпает на руках
Лучше всего меланхолик засыпает на руках.
Для холерика самое главное, чтобы перед сном было тихо. Посторонние звуки легко будят ребенка с таким темпераментом.
Что такое темперамент? В чём разница между темпераментом и характером?
Темперамент — врождённое сочетание свойств человека, которое проявляется в особенностях поведения, реакций и способах взаимодействия с окружающим миром.
В зависимости от темперамента жизнь человека может быть окрашена различными эмоциями. Считается, что темперамент, в отличие от характера, является именно врождённой особенностью. Однако с течением жизни многие факторы влияют на образ мыслей и поведение, люди обрастают бронёй жизненного опыта, именно поэтому определить и оценить темперамент у ребёнка бывает проще, чем у взрослого. Родителю и педагогу можно и нужно научиться определять тип темперамента и использовать полученные знания для выстраивании верной стратегии общения с детьми и их качественного обучения.
Проявление темперамента можно наблюдать во всех сферах жизни: стиль контактов с другими людьми, реакции и отношения к различным событиям, скорость обработки информации, темпы и типы мышления и многое другое. Так как темперамент — это сочетание психических и физиологических особенностей, то воспитать его невозможно, в отличие от характера.
Считается, что темперамент — это одно из многих проявлений характера. В то время как темперамент определяется врождённым типом нервной организации, характер формируется под воздействием следующих окружающих факторов:
-
норма и образ жизни семьи,
-
стиль воспитания,
-
культурное окружение,
-
социальное положение и др.
Процесс становления характера продолжается всю жизнь, и особую роль в этом играет опыт взаимодействия человека с социумом. Поэтому в результате мы можем говорить, что тип темперамента закладывает основу характера, а полученный жизненный опыт придаёт ему больше уникальности и индивидуальности.