Три позиции, из которых мы смотрим на этот мир

Пиктограммы и рисунки

Хароз, Косара и Франконери экспериментировали с использованием пиктограмм вместо абстрактных форм в простых диаграммах.

Они обнаружили, что запомнить данные с помощью дискретных форм легче, чем с помощью слитных. Когда учёные попробовали заменить текст в подписях на пиктограммы, это привело к увеличению числа ошибок.

Надписью «do this» обозначены эффективные диаграммы, «not this» — неэффективные

Они также выяснили, что, если в диаграмме заменить абстрактные формы на пиктограммы, это не ухудшает восприятие или запоминание данных. Людям было даже интереснее рассматривать визуализации с пиктограммами.

В одном из моих любимых исследований Коул и соавторы выяснили, одинаково ли хорошо люди понимают, что за предмет с помощью линий изобразили художник и компьютер. Они узнали, что многие (но не все) алгоритмы могут так же хорошо передать формы через рисунок, как человек.

Примеры рисунков, которые интерпретировали участники исследования. Разница между работами человека и компьютера была в мелких деталях

Труднее всего участникам было разобраться с «гладкими, нечёткими формами», потому что их глаза не могли найти выпуклости и впадины, которые дали бы информацию о форме.

Земкевич и соавторы оценили, как черты личности влияют на то, насколько удобно человеку работать с визуализациями в виде списка и контейнера.

В ходе тестирования участникам нужно было решить несколько задач с помощью иерархических структур, среди которых были как списки (слева), так и контейнеры (справа)

Люди с внутренним локусом контроля (те, кто верит, что могут контролировать внешние события) хуже выполняли задачи с контейнерной визуализацией. Те, у кого был внешний локус контроля (кто считает, что обстоятельства сильнее их), справились лучше со всеми заданиями.

Невротичные участники лучше работали с более структурированной визуализацией (контейнерной), в то время как другим участникам было легче обходиться с менее структурированным вариантом.

Интроверты в целом выполнили задания лучше, чем экстраверты.

Ли и соавторы изучали «начинающих пользователей» в ситуации, когда те пытались понять незнакомую им визуализацию.

Участникам оказалось трудно отойти от привычных способов понять диаграмму, даже если они не работали

Из этого можно сделать вывод — первое впечатление очень важно

Примеры диаграмм, которые были незнакомы участникам исследования

Они обнаружили, что участники с отрицательными эмоциями допустили больше ошибок, а участники с положительными эмоциями смогли показать хорошие результаты. Стоит отметить, что повлиять на настроение с помощью статьи получилось только в одном случае из пяти.

Выбиралась случайная диаграмма, учёные измеряли настроение участника, он читал статью, затем решал простую задачу (какой участок диаграммы больше, А или В?), после исследователи снова замеряли настроение

Халлман, Адар и Шах повторили исследование Хира и Бостока, но с одним изменением. Перед тем как участник отвечал на вопрос, ему показывали гистограмму, на которой было видно, как ответили последние пятьдесят человек.

Некоторым участникам показывали неверные данные. Те, кто увидел искажённую гистограмму, совершили больше ошибок.

Линейные графики

Линейные графики имеют особый контекст, который может исказить наше восприятие данных.

Независимая переменная (причина) обычно наносится на ось X, а зависимая (эффект) — на ось Y. Но также мы склонны воспринимать наклон линии как метафору скорости, высоты или количества, что может идти вразрез с условными обозначениями.

Гаттис и Холиоак (15) сделали график, в котором наклон линии показывал высоту, но тогда независимые и зависимые переменные стояли на неправильных осях. Они дали участникам два графика, правильный и неправильный, и спросили, что означает пунктир — более быструю или медленную скорость.

На графике слева высота (в футах) находится на оси ординат, температура (в градусах) — на оси абсцисс. Это не по правилам, но так линия графика стала визуальной метафорой высоты. На графике справа переменные расположены правильно

Когда высота была на оси Y, участники лучше выполняли задание. Это значит, что мы в первую очередь рассматриваем наклон как показатель быстроты, высоты, количества или скорости. Учёные пришли к выводу, что есть внешние свойства уклонов, которые «влияют на рассуждение выше всех других».

Они также выявили универсальную связь «больше» или «лучше» с направлением вверх.

Карсвелл и соавторы обнаружили, что, когда на линейных графиках есть смены тенденции (взлёты и падения), люди изучают их дольше, вдаваясь в детали. Когда они увеличивали количество точек на графике или делали его асимметричным либо нелинейным, такого не происходило — участники воспринимали график в целом.

Что такое тактильное восприятие?

Осязание является одним из видов восприятия предметов и явлений, которое строится на мультимодальной и тактильной информации.

Таким образом, тактильное восприятие — это ощущения посредством прикосновения, давления, температуры или боли, благодаря чему человек воспринимает окружающую действительность. С помощью данного восприятия у человека складываются первые впечатления о предмете или явлении. При соприкосновении наружными покровами тела с чем-либо у нас появляется возможность познать форму, упругость, величину, шероховатость или плотность, холод или тепло, которые характерны предмету.

Таким образом, тактильное восприятие — информация, получаемая через рецепторы кожи. Мы чувствуем, когда прикасаемся к одушевленному или неодушевленному предмету, а также замечаем, когда прикасаются к нам. Однако чувствительность не ограничивается только этими ощущениями. При касании какого-либо предмета человеку свойственно ощущать не только основные признаки, но и его свойства, такие как гладкость, твердость, влажность, тягучесть, а также чувствовать зуд, щекотку и вибрацию.

Благодаря тактильному способу восприятия информации наша кожа способна реагировать на физические свойства окружающих нас объектов, и поэтому именно через нее нам поступает определенная информация.

Задачи социальной перцепции

Термин социальная перцепция неспроста был введен учеными в середине прошлого столетия. Как объясняет доктор психологических наук, член экспертного совета по цифровым образовательным технологиям МГУ имени М.В. Ломоносова Виктория Аршинова, начало широких исследований социальной перцепции пришлись на конец Второй мировой войны. «Страны и люди понесли большие потери, распались семьи, общины и государства. Настало время больших социальных смешений

Тогда психологи обратили внимание, что людям, оказавшимся в новой для себя психической, социальной, и культурной реальности, не хватает понимания и опыта межличностного общения. После войны остро вставал вопрос, каким образом людям взаимодействовать между собой, как работать на предприятиях, где трудятся одновременно местные жители, мигранты и военнопленные

Исследуя межличностные взаимодействия с целью повышения интенсивности труда, ученые обнаружили дефицит и искажение социального восприятия и приступили к его исследованию», — рассказывает она.

Психологи пришли к выводу, что в процессе социальной перцепции важны как внешние проявления людей (облик, поведение, речь), так и внутреннее восприятие самого человека (как он считывает то, что видит)

То есть важно не просто то, как выглядит и ведет себя человек, но и то, как его воспринимают другие

Выделить себя и группу

Как объясняет психотерапевт сервиса Zigmund.Online Юлия Каминская, внутреннее восприятие окружающих закладывается у человека в самом детстве. Ребенок смотрит на родителей и считывает их мимику и поведение в разных ситуациях. «Родители учат ребенка воспринимать мир и выделять себя среди других людей

Например, мама говорит своей дочери: «Важно быть хорошей девочкой — хорошие девочки не кричат и не плачут. А вот они — плохие девочки, потому что они кричат»

Так у ребенка с детства формируются образы, как воспринимать людей вокруг», — объясняет она. По ее словам, основная роль социальной перцепции — выделить, индивидуализировать себя и противопоставить другим людям; выделить социальную группу, к которой относит себя человек, относительно других социальных групп. «Разделение людей на группы важно, потому что человеку всегда проще выживать в сплоченном коллективе, который имеет свои особенности. Выделение себя как принадлежащего к определенной группе, особенно в детстве, необходимо, для того, чтобы чувствовать себя защищенным», — объясняет эксперт.

Урегулировать конфликт

Социальная перцепция важна в конфликтологии. Как отмечает Юлия Каминская, ученые по сегодняшний день изучают, почему люди конфликтуют в определенных ситуациях и как можно урегулировать эти конфликты. В социологии тема социальной перцепции направлена на изучение того, как мы воспринимаем другие группы и как мы можем менять наше восприятие. Как восприятие может повлиять на других людей, в частности, изучал американский психотерапевт Арнольд Минделл. Ученый утверждал, что понимание людьми друг друга приводит к урегулированию конфликта.

Однажды Минделл проводил мировую работу (метод работы с группами) с конфликтующими группами во время противостояния в Северной Ирландии во второй половине XX века. Ученый наблюдал за 200 людьми из противоборствующих групп: они кричали друг на друга, пытаясь доказать свою правоту. В один момент психотерапевт заметил, что на шее одного участника конфликта образовалась красное пятно — тот объяснил, что недавно перенес сердечный приступ и участие в данном конфликте для него смертельно. Это услышал человек из противоборствующей группы и ответил: «У тебя был сердечный приступ?! У меня настолько повышенное давление, что мой врач предупредил: это будет последний день моей жизни, если я приду сюда!» По словам Арнольда Минделла, после того, как люди увидели общее в судьбах друг друга, поняли, что оба рискуют жизнью в данный момент и прекратили участвовать в конфликте.

Создать образ

То, как мы воспринимаем действия окружающих людей и реагируем на них, важно в личных отношениях и в деловом общении. Например, исследование американских ученых и представителей Procter & Gamble показало, что наличие макияжа добавляет женщинам компетентности и делает их более привлекательными с точки зрения окружающих

А ученые Университета Виндзор пришли к выводу, что классический стиль в одежде у мужчин гарантирует им более высокую зарплату и более уважительное восприятие. Люди, которые понимают эффекты социальной перцепции, используют их для создания выигрышного образа в глазах окружающих.

Социальная экономика

Не родись красивой: как внешний вид влияет на карьеру женщин

Шаблон позиций восприятия

Шаблон позиций восприятия — это систематический способ
сбора информации из первой, второй и третьей позиций. Этот прием
особенно полезен для разрешения проблемы или конфликта во
взаимоотношениях. Вы можете повторять описанное ниже упражнение столько
раз, сколько сочтете нужным. И каждый цикл принесет вам новую
информацию. Результатом упражнения явятся тонкие изменения вашего
поведения, которые смогут серьезно улучшить обстановку.

Этапы

Выберите отношения, которые вам хотелось бы улучшить тем или иным
образом

Для начала советуем вам обратить внимание на что-нибудь не
слишком серьезное. Когда вы наберетесь опыта, то сможете разрешить
более важные и значительные проблемы

Первая позиция

Для начала рассмотрите ситуацию с
собственной точки зрения. Вновь переживите происходящее, увидьте его
собственными глазами. Представьте, что смотрите на другого человека.
Услышьте то, что он вам говорит. Увидьте выражение его лица. Ощутите
собственные чувства. Представьте, что вы разговариваете с этим
человеком, при этом используйте язык первой позиции. Разговор можно
вести мысленно или вслух.
Прервите состояние, в течение нескольких минут, занимаясь чем-то
отвлеченным.

Вторая позиция. А теперь представьте себя на месте другого
человека. Постарайтесь осознать его жизнь и чувства. Примите его
осанку, скопируйте его жесты и тон голоса. Забудьте о собственных
убеждениях и ценностях

Воспроизведите общение с его точки зрения.
Обратите внимание на мысли и чувства, которые возникнут у вас в этот
момент. Для описания собственных чувств используйте язык второй
позиции.
Прервите состояние

Третья позиция. А теперь представьте себя на месте
стороннего наблюдателя. С этой точки зрения оцените первую и вторую
позиции. Снова проиграйте все произошедшее, но на этот раз смотрите и
слушайте как бы со стороны

Будьте очень внимательны к деталям.
Обратите внимание на то, что откроется вам впервые.
Вернитесь в первую позицию, не забыв обо всем, что вы почувствовали
и поняли во второй и третьей. Обратите внимание на то, как изменился
ваш жизненный опыт.
Повторите все упражнение столько раз, сколько сочтете нужным.
Завершайте упражнение переходом в первую позицию, чтобы зафиксировать
изменения, произошедшие с вами, и использовать их в будущем.

Вторая позиция восприятия: «Другие»

Вторая позиция восприятия – это подход человека, ставящего себя на место других и смотрящий на мир их глазами. Как говорится, чтобы поймать преступника, нужно мыслить как преступник; чтобы понять другого человека, «пройдись в его обуви», влезь в его шкуру. Именно это умеют и делают люди с главенствующей второй позицией восприятия.

Их прежде всего интересует, хорошо ли их партнеру, собеседнику, коллеге, другу

Это встроенная модель мышления, основа которой построена на заочном авторитете окружающих, повышенной важности их мнения, а в утрированном варианте — на более высокой ценности их жизни по сравнению со своей

Бывает, что такой человек не в состоянии попросить свои деньги обратно только из-за нежелания обидеть, показаться скрягой, испортить отношения. Их сочувственность и эмпатичность бросают их в ситуации, где помощь другим часто осуществляется в ущерб себе.

Из-за этой эмпатии люди с доминирующей второй позицией восприятия часто болеют, легко заражаясь состоянием людей, которым они сочувствуют (ведь со-чувствовать значит чувствовать как другой человек).

В одном из экстремальных проявлений случается следующее: как только в своей жизни намечаются проблемы, эти люди, бывает, «сбегают» в жизнь чужую — начинают помогать другим, решать их проблемы и болеть за них, как за себя. Всё дело в том, что они не привыкли следовать своим интересам, из-за чего не всегда умеют работать со своей жизнью, и им гораздо проще быть в ответе за кого-то другого, нежели за себя.

В другом случае человек может не совершать многих действий и планов, руководствуясь тем, «что подумают люди», как то или это на них отразится, как они это оценят, и оценят ли, и так далее. Без управления это может тормозить движение вперед, вести неврозам и закомплексованности.

Тревоги и негативные эмоции — тёмная сторона и эмоциональный багаж второй позиции.

Но у второй позиции есть и сильное проявление — это  талантливые пиарщики, маркетологи и любые другие успешные представители сферы обслуживания. Благодаря умению чувствовать тренды и предугадывать желания других людей такие люди обходят сопротивление клиентов и удовлетворяют их нужды, как никто другой. Вообще, сфера обслуживания самых разных уровней – это та стезя, на которой они могут очень преуспеть благодаря своему чутью, эмпатии и клиент ориентированности.

Плюсы:

  • Эмпатия
  • Умение поладить со всеми
  •        Любовь и симпатия окружающих
  • Умение чувствовать тренды и желания других
  • Альтруизм
  • Широкая карта за счет способности увидеть одну ситуацию глазами разных людей

Минусы:

  • Тревожно-мнительность и обидчивость
  • Позиции жертвы или спасателя
  • Жизнь в угоду другим без учета своих интересов
  • Парализующий cтрах обидеть других или не понравиться им
  • Заражение чужими эмоциями, в том числе негативными

Основы

В 1984 году Уильям Кливленд и Роберт МакГилл опубликовали исследование, которое можно описать как архетипическое оригинальное исследование визуализации информации.

Элементарные задачи восприятия: позиция по общей шкале, позиция по несогласованным шкалам, длина, направление, угол, область, объём, кривизна, светотень

В ходе своих экспериментов Кливленд и МакГилл определили «элементарные задачи восприятия»: основные действия, которые, по их мнению, выполняют люди при оценке визуализации. На эту классификацию опираются многие другие исследования, о которых я буду писать.

Первая, самая лёгкая задача восприятия — «определение позиции по общей шкале». Кливленд и МакГилл говорят, что нам проще всего сравнивать объекты по общей шкале, например по координатной оси. Хорошим примером здесь будет точечная диаграмма: точки на ней привязаны к двум общим шкалам — осям «Х» и «Y».

При взгляде на гистограмму человек тоже сравнивает объекты по общей шкале, обычно по оси «Y», но Кливленд и МакГилл пишут, что при восприятии гистограммы зрителю приходится также судить о длине и площади. Чтобы лучше понять, что авторы понимают под элементарными задачами восприятия, прочитайте их работу целиком.

Однако это исследование было проведено три десятилетия назад. Насколько актуальны его результаты сегодня?

К счастью, у нас есть ответ. Хир и Босток пересмотрели некоторые из старых экспериментов Кливленда и МакГилла в эксперименте, который они провели, чтобы доказать, что Mechanical Turk (платформа, где люди выполняют простые задания за деньги — прим. пер.) можно использовать для научных исследований.

Они получили результаты, схожие с выводами Кливленда и МакГилла.

Участники сравнивали пропорции на разных диаграммах. Виды диаграмм отмечены на вертикальной оси, погрешности на горизонтальной. Сверху результаты, полученные Кливлендом и МакГиллом, снизу результы Хир и Бостока, доверительный интервал 95%
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: