Как справиться с трудным поведением у подростков

Формы аддикции

Точное количество форм аддикции подсчитать невозможно, ведь зависимость может развиться под влиянием любых факторов. Но чаще всего аддиктивное поведение связано с:

  • зависимостью от алкоголя;
  • зависимостью от наркотических препаратов;
  • лекарственной и токсической зависимостью;
  • лудоманией (патологической склонностью к азартным играм);
  • зависимостью от труда (трудоголизм);
  • коллекционированием;
  • зависимостью сексуального плана;
  • зависимостью от адреналина (этот гормон образуется при получении острых ощущений, риске);
  • стремлением к частым покупкам (шопоголизм);
  • интернет-зависимостью;
  • зависимостью от еды, анорексией и булимией.

Аддикция может проявляться во всем, даже в виде пристрастия к постоянному поиску помощи от окружающих, что нередко приводит к обращению человека в секты, где руководят властные религиозные или политические лидеры.

Не просто конфликт сотрудников: травля в коллективе

Отдельно от рабочих конфликтов стоит психологический террор, травля «неудобных» сотрудников. Его причинами могут стать личная неприязнь, напряженные отношения в коллективе, наличие провокатора, который получает удовольствие, сталкивая сотрудников. Если источником травли является один человек, это явление называется буллинг, если группа сотрудников – моббинг. Проявления могут быть разными: бойкот, сплетни, клевета, утаивание информации, необоснованная критика и многое другое.

Жертвой моббинга может стать кто угодно:

  • новый начальник, не принимаемый коллективом;
  • очень одаренный сотрудник, коллеги которого против того, чтобы он «высовывался»;
  • скромный трудяга, который просто не может ответить обидчикам.

Травля показывает, что в коллективе сложилась нездоровая атмосфера, поэтому важно предупреждать подобные явления. Но сделать это бывает очень сложно – провокаторы на разборе конфликта выходят сухими из воды, перекладывая ответственность на других коллег

Моббинг сложно распознать и прекратить – помощь жертве может быть воспринята как попытка ее выделить, что приведет к эскалации конфликта.

Часто травля имеет скрытые мотивы, и для ее преодоления лучше обратиться к специалисту. Он поможет найти зачинщиков конфликта, определить, что стало его причиной, наладить отношения в коллективе. Если речь идет о конкретном провокаторе, который из-за особенностей характера, отсутствия такта, конфликтности, сталкивает между собой других сотрудников, стоит задуматься, насколько ценен этот человек для организации. Решением в этой ситуации может стать увольнение такого работника, перевод жертвы травли в другое подразделение, расформирование отдела либо мероприятия по улучшению взаимоотношений, поощрение командной работы, работа с психологом.

Наталья Сторожева, генеральный директор центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»:

Как это проявляется?

Деструктивное поведение имеет множество форм проявления и может быть направлено на разрушение межличностных отношений, окружения и даже самого себя.

По отношению к социальным объектам, деструктивное поведение можно разделить на несколько видов:

  1. Интраперсональное: человек проявляет пренебрежительное отношение к себе, употребляет алкоголь или запрещенные вещества, не следит за внешним видом, не соблюдает безопасность при использовании технических средств или во время вождения автомобиля. Часто изолируется от всех, предпочитает не общаться с окружающими людьми и склонен к излишней публичной самокритике. Свои переживания и психологическую нестабильность выражает во внешнем виде: делает татуировки, шрамы и т.д.
  2. Интерперсональное: деструктивное поведение проявляется по отношению к другим людям. Человек выражает всяческое неуважение к собеседнику, старается понизить его значимость, за счет этого он повышает свою самооценку. Сюда относятся оскорбления, угрозы, клевета и т.д.
  3. Метаперсональное: деструктивная личность отказывается выполнять свою роль, например, трудовую или семейную. Это проявляется в форме моббинга, буллинга по отношению к участникам группы, в которой состоит человек, межгрупповых конфликтах, массовых беспорядков, невыполнения своих прямых обязанностей. Сюда можно отнести и протестные действия отбывающих наказание. Так заключенные проявляют свое несогласие с правилами и хотят изменить положение дел силой .

Цезарь Петрович Короленко, советский и российский психиатр, разделил расстройства поведения личности на два основных вида: нестандартное и деструктивное. Последнее, в свою очередь, делится на внешнедеструктивное и внутридеструктивное.

Внешнедеструктивное может быть аддиктивным – ситуация, когда человек пытается уйти от реальности с помощью применения запрещенных препаратов или каких-либо активный действий, и антисоциальным – в этом случае нарушаются законы и права других людей в форме аморального, безнравственного поведения.

Внутридиструктивное поведение делится на следующие типы:

  1. Суицидальный: человек решает свести счеты с жизнью или близок к этому шагу.
  2. Конформистский: деструктивная личность берет пример с авторитета, действует под влиянием кого-либо.
  3. Нарциссический: человек не обладает эмпатией, обесценивает отношения, уверен в собственном совершенстве и своим поведением всячески старается повысить свою самооценку, унизив при этом других.
  4. Фанатический: здесь речь идет о слепом следовании идеям, взглядам.
  5. Аутистический: человек изолируется от общества, живет в мире собственных иллюзий .

К формам деструктивного поведения относят экстремизм, терроризм, радикализм. Ученые полагают, что все это звенья единой цепочки. Сначала появляется бескомпромиссная приверженность определенным взглядам и идеям (радикализм), потом эта приверженность приобретает крайние формы, появляется угроза безопасности жизни людей (экстремизм). Далее ситуация набирает еще более серьезные обороты и приводит к фанатизму, в итоге совершаются террористические действия с целью достижения политических, религиозных и других целей насильственным путем.

Экстремизм среди молодежи в наше время стал массовым явлением. Подростки находятся на пороге новой жизни, сталкиваются с первыми препятствиями и проблемами, неопределенностью, отсюда повышенная тревожность, стрессы. В таком состоянии человек способен на деструктивные поступки не только по своей воле, но и под влиянием других лиц .

Есть множество классификаций форм деструктивного поведения, но все способы его проявления сопровождаются ухудшением уровня жизни человека, когнитивными искажениями, нарушением самооценки, психологической и эмоциональной нестабильностью.

Что вызывает проблемное поведение?

Существует несколько причин, связанных с проблемным поведением. Психиатр, психиатр или медицинский работник должен оценить человека с проблемным поведением, чтобы определить причину.

Причинами проблемного поведения может быть жизненное событие или семейная ситуация. У человека может быть семейный конфликт, борьба с бедностью, тревога или смерть в семье. Старение также может привести к слабоумию, которое влияет на поведение человека.

Общие условия, связанные с проблемным поведением, включают, но не ограничиваются:

  • тревожное расстройство
  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
  • биполярное расстройство
  • расстройства поведения
  • бред
  • слабоумие
  • депрессия
  • обсессивно-компульсивное расстройство
  • оппозиционно-вызывающее расстройство
  • послеродовая депрессия
  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • психоз
  • шизофрения
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками

Причины аддиктивного поведения

Среди наиболее распространенных причин зависимого поведения – трудности адаптации к проблемным жизненным ситуациям, многочисленные разочарования, крушение идеалов, частые конфликты в семье и на работе, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. В попытке убежать от хронической неудовлетворенности человек ищет универсальный способ выживания и пытается уйти от имеющихся проблем путем погружения в мир фантазий и замены реальных жизненных ценностей и ориентиров искусственными.

Люди, склонные к зависимому поведению, отличаются сниженной переносимостью обычных жизненных трудностей, что и приводит к бегству от разрешения проблем. Также у них часто наблюдается комплекс неполноценности, чаще всего приобретаемый в детском возрасте. Незрелость, инфантильность, эгоцентризм, постоянная потребность в одобрении окружающих, отсутствие интеллектуальных запросов, увлечений и четких нравственных норм тоже могут послужить пусковым механизмом для развития аддиктивного поведения.

Правило 7. Предложите образец поведения

Соблюдайте требования профессиональной этики: соответствующий профессии внешний имидж, лексику, уровень самоконтроля, объективность, требовательность, аккуратность, степень ориентации на дело, способность выразить недовольство без оскорблений; умение не затрагивать те области жизни подростка, которые не относятся к компетенции педагога.

Учитывайте, что заинтересоваться чем-то можно только добровольно. Когда это возможно, предлагайте выбор, а не накладывайте запрет.

Соблюдайте «золотое правило воспитания»: хвалить при всех, ругать наедине.

В анализе поведения подростка и собственной реакции на него придерживайтесь схемы «осознанность – ответственность – оценка». Осознать – значит понять, что вызвало это поведение.

Пример. Я вскипаю, когда меня перебивают, потому что я трачу много сил на работу и хочу быть услышанной.

Быть ответственным – понимать, кто за что отвечает, от кого что зависит, какую цель преследует каждый.

Оценить – определить, на что направлено поведение, ведет ли оно к каким-то изменениям, есть ли какие-то запасные варианты, другие способы поведения, в какой план действий оно встроено, за чем следует, к чему ведет.

Пример

То, что я кричу в ответ и не принимаю во внимание, что он мне сказал, позволяет мне выразить мое раздражение, но делает невозможным диалог между нами

Резюме

Деструктивная модель поведения свойственна всем, но проявляется она в сложный момент жизни, когда человек попадает в воронку эмоциональной и психологической нестабильности. За любым разрушающим действием стоит определенная причина, которая и является спусковым крючком.

Современное развитие мира приносит не только пользу, но и способно пагубно воздействовать на неокрепшую психику подростков, отсюда необдуманные безнравственные поступки или, что еще хуже, преступления. Основные нормы и правила жизни закладываются еще в детстве семьей.

Особенное внимание профилактике и деструктивного поведения должно уделяться в школе. Учителя тоже должны участвовать в воспитании детей, в формировании понимания того, что плохо, а что хорошо

Только при комплексном подходе к работе с детьми и подростками можно избежать серьезных последствий внутренних переживаний ребенка.

Помните, что родители подают пример своим детям. Они копируют их поведение, привычки, поэтому очень многое зависит от климата в доме. Уделяйте достаточно времени своему ребенку, беседуйте с ним на серьезные и отвлеченные темы, создавайте атмосферу доверия и взаимопонимания, интересуйтесь его жизнью, незамедлительно реагируйте на внезапную смену настроения и поведения. Это несложно, главное помните: профилактика должна быть своевременной, проще предугадать сложную ситуацию, чем оправляться от ее последствий.

Желаем вам удачи!

Мы рассказали вам о том, что такое деструктивное поведение, в чем его причины, и поделились основными методами профилактики. И теперь просим вас ответить на вопрос:

Правило 8. Обратитесь за содействием к педагогу-психологу, администрации и родителям ученика

Не боритесь с подростком, а ставьте конкретные задачи

Помощь классному руководителю в работе с трудным подростком оказывают: администрация, педагог-психолог и родители ребенка.

Педагог-психолог:

  1. На основании диагностики предлагает свое понимание источника проблемного поведения подростка; обнаруживает постоянно нереализуемую психологическую потребность, которая находит выход в проблемном поведении; анализирует семейные и индивидуальные причины поведенческого неблагополучия подростка.
  2. Формулирует рекомендации; выбирает средства поощрения желаемого поведения; составляет психологическую характеристику ученика.
  3. Разделяет подростковые особенности рассуждений, содержание ценностей и интересов учеников; понимает ключевые психологические задачи класса (и/или конкретного проблемного ученика) и видит возможность их решения во внеучебной деятельности; проводит анонимное анкетирование учеников об их оценке внеклассной работы и о пожеланиях к ней.
  4. Анализирует деятельность классного руководителя и подростков и определяет, какие ее составляющие могут быть делегированы учащимся; проводит классный час о психологическом возрасте, об ответственности, о приемах конструктивного общения; дает родителям рекомендации по общению с подростками.
  5. Оказывает психологическую поддержку классному руководителю; помогает в рефлексии его педагогических приемов.

Подросткам свойственны максимализм, категоричность, наивность, протестность, стремление к оригинальности, отказ от традиций

Администрация:

  1. Обеспечивает систематичность в работе с подростком: собирает мнения педагогического коллектива, созывает консилиум, применяет дисциплинарные меры, обеспечивает контроль их соблюдения; определяет границы ответственности классного руководителя за поведение подростка; приглашает семью участвовать в беседе.
  2. Поддерживает инициативы (детей и классного руководителя) в выборе и проведении мероприятий.
  3. Стимулирует диалогический характер образовательной деятельности; расширяет систему внеурочной деятельности (предпочтение мероприятиям, где как можно больше этапов выполняют подростки).
  4. Приветствует уважительное отношение к учащимся и диалог между ними и педагогами; в случае необходимости защищает подростка от жестокого обращения в семье.

Родители подростка:

Поддерживают связь с классным руководителем; не отрицают проблемы, а ищут способы помочь ему; сравнивают взгляды (свои и педагогов); обсуждают поведение ребенка в школе и дома; пробуют понять, не поощряет ли семья нездоровую модель поведения.
Ищут интересные для класса культурные события, акции, конкурсы; сообщают о внешкольных увлечениях подростка; поддерживают здоровые интересы и занятия подростка, оказывают помощь в реализации его хобби.
Стимулируют взрослое поведение подростка (самостоятельность, ответственность за собственные действия, умение аргументировать свою позицию, честность); выдвигают к нему требования, которые соответствуют возрасту; общаются с подростком с уважением; поддерживают диалог с классным руководителем.
Уважительно относятся к подростку; проявляют внимание к событиям его жизни; обсуждают вопросы его имиджа; разумно контролируют его времяпрепровождение и круг общения; соблюдают последовательность правил и требований в семье; расширяют сферу социальных контактов подростка.

Правило 4. Определите, что вас беспокоит в проблемном поведении подростка

Прежде чем выбирать средства коррекции поведения подростка, установите, что именно доставляет вам беспокойство. Ответьте:

  • Каково эмоциональное состояние подростка: он все время злой, испуганный, несерьезный, демонстративный?
  • Какова его мотивация: он ничего не хочет; не может довести дело до конца; участвует в делах, только если ему принадлежит главная роль; его поведение незрелое, неадекватное контексту ситуации, слишком однотипное, вызывающее?
  • Какое поведение является желаемым, что именно и как должно измениться?
  • Вы говорили подростку, что он должен делать вместо того, что делает сейчас?
  • Было ли ваше пожелание конкретным и исполнимым. Например, «предложи свой вариант, только без шуток».
  • Форма вашего высказывания позволяла принять его содержание?
  • Как вы реагируете на ухудшение поведения? На улучшение?
  • Как реагирует класс на поведение подростка?

Проанализируйте ответы и выявите поведенческие трудности, которые нужно исправить. Определите желаемое поведение, альтернативное нынешнему. Чем четче и конкретнее мишень воздействия и планируемый результат, тем проще воздействовать на ребенка.

Необходимость исследования причин преступного поведения

Замечание 1

Причины преступного поведения требуются для изучения многим специалистам

Для успешной работы с преступниками важно знание внутренних и внешних причин и условий преступного поведения, его мотивов

Здесь важно отличать механизм преступного поведения от его причинного механизма, используя теорию причинного механизма преступного поведения к его типам. Практическая значимость этой темы заключается в том, что почти вся особенная часть криминологии выстраивается вокруг проблем причинного механизма поведения преступников

По большей части она представлена типами поведения и каждый раз наполняется новой, особенной спецификой и методами воздействия на причины и условия такого поведения

Практическая значимость этой темы заключается в том, что почти вся особенная часть криминологии выстраивается вокруг проблем причинного механизма поведения преступников. По большей части она представлена типами поведения и каждый раз наполняется новой, особенной спецификой и методами воздействия на причины и условия такого поведения.

Причины девиантного поведения

Девиантное поведение – это совершение нестандартных действий и поступков, не вписывающихся в стандарты поведения большинства. Девиация может быть позитивной, выражаемой в творчестве или науке, общественно-нейтральной либо негативной.

К причинам девиантности относятся следующие группы факторов:

  • биологические;
  • воспитательные;
  • социальные.

Биологические факторы

Биологические причины девиантности – это факторы, обусловленные заболеваниями и медицинскими патологиями. К ним относятся:

  • воспаления, травмы головного мозга;
  • психосоматические патологии;
  • депрессивные состояния;
  • психозы различной этиологии;
  • шизотипическое расстройство;
  • инфантильность, СДВГ;
  • шизофрения.

Также причина может заключаться в повреждении и инфицировании плода внутри материнской утробы или во время родов.

Воспитательные факторы

Воспитательные, или педагогические факторы проявляются при неправильном воспитании ребёнка. Среди причин этой подгруппы выделяют:

  • негативный пример, подаваемый членами семьи;
  • отсутствие уважения между членами семьи;
  • излишняя строгость, несправедливые наказания;
  • потакание всем прихотям и желаниям ребёнка;
  • излишняя опека либо отсутствие опеки;
  • лишение ребёнка личного пространства;
  • игнорирование моральных, физических потребностей.

Помимо этого, девиантное поведение возникает при отсутствии тёплых, доверительных взаимоотношений внутри семьи.

Социальные факторы

К социальным причинам девиантности относят факторы, вызванные взаимодействием с окружающими людьми. В этой подгруппе отмечают следующие причины:

  • трудности в общении с ровесниками у дошкольников и школьников;
  • материальное, социальное неравенство с окружающими;
  • неблагополучное окружение: алкоголики, наркоманы;
  • пагубное влияние религиозных сект;
  • насмешки, издевательства, травля;
  • насилие: физическое и сексуальное.

Также к социальным факторам относят зависимости, провоцирующие поведенческие отклонения. Сюда включают алкоголь, наркотики, излишнее увлечение играми и субкультурами.

Реакционные основы дезорганизации действий

Различают определенные типы реакций, свойственные детям при дезорганизованной манере действий.

Для деток младшего возраста таковыми являются:

  • протест. Возникает при усиленном навязывании чего-либо, ограничении активности. Активный протест проявляется агрессией, грубостью, порчей имущества. Пассивный – враждебностью, намеренным молчанием, суицидальными попытками, голоданием, побегами из дома. Физиологические признаки – энурез, пищеварительные расстройства, надсадный кашель;
  • отказ – реакция на неудовлетворение чувства безопасности, общения у совсем маленьких детей. Проявления: отсутствие активности, тяги к общению, безэмоциональность. Отсутствие ответной реакции. Нет стремления к игровой деятельности. Все не интересно, не способны получать удовольствие от сладостей, любимых игрушек;
  • имитация – подражание негативным чертам авторитетных лиц. Дети перенимают вредные привычки, асоциальную деятельность;
  • компенсация – неудачи одной деятельности малыш компенсирует достижениями другой. Неудачи учебной деятельности компенсирует хулиганством, воровством. Страхи, пугливость замещает издевательствами над другими детьми, экстремальной автомобильной, мотоциклетной ездой.

Реакции у подростков:

  • эмансипация – сопротивление установленным взрослыми правилам, отвержение помощи, пренебрежение советами, подсказками;
  • группирование – создание антисоциальных группировок;
  • увлечения – направлены на удовлетворение заинтересованности определенной деятельностью. Азарт удовлетворяется карточными или другими играми на деньги, лидерство – ситуациями предводительства (бандитской группировкой). Но даже если увлечения носят позитивный характер (спорт, искусство, красота), они также способны разрушать приемлемые правила действий. Провоцируют отказ посещать школу, осуществление противоправных деяний, заведение неприемлемых знакомств, игнорирование родных, совершение угрожающих жизни поступков.

Агрессия и аутизм

Современные исследования агрессии у лиц с РАС выявляют любопытные тенденции относительно факторов риска. Полученные выводы углубляют наши общие представления о проблемном поведении. Рассмотрим наиболее интересные из них:

  • Люди с РАС чаще склонны проявлять агрессию в отношении близких, осуществляющих за ними уход, по сравнению с нейротипичной выборкой и другими лицами с когнитивными нарушениями.
  • Аутисты обоих полов демонстрируют примерно одинаковую склонность к агрессии, что отличает их от остальной популяции. В то же время, обычные факторы риска (более низкий уровень интеллектуального развития, образования, речевых навыков) не повышают вероятность агрессивного поведения среди лиц с РАС.
  • Как и в случае нейротипичной выборки, возраст является фактором риска. Чем моложе лицо с РАС, тем выше уровень агрессии. Предположительно, созревание и обучение благоприятно влияют на поведение.
  • Наиболее склонны к агрессии те, у которых более выражена симптоматика. В зоне риска дети, интенсивно практикующие повторяющееся поведение, особенно это касается самоповреждения и ритуалов, а также повышенной чувствительности к нарушениям рутины. Также с агрессивными проявлениями при аутизме связывают более глобальные трудности социального взаимодействия.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что основные симптомы аутизма коррелируют с риском формирования проблемных форм поведения. Возможно, отсутствие понимания окружающих и дискомфорт, вызванный нарушением привычного положения вещей, способствуют развитию агрессивных видов реагирования у людей с РАС.

Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение

В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.

Лиля Брайнис,

социальный психолог и директор благотворительного фонда «Шалаш»

1. Позаботьтесь о себе. Найдите людей, которые смогут вас поддержать, не будут осуждать и говорить, что вы сами в этом виноваты и больше ничего сделать с ребёнком нельзя. Это могут быть специалисты, которые смогут выслушать ваши страхи и тревоги и направить на верный путь. Если нет возможности найти специалиста, то это могут быть родственники или друзья, те, с кем можно разделить ответственность или получить поддержку. Например, бабушки и дедушки, которые могут присмотреть за ребёнком, пока вы отдыхаете. Или друзья, которые могут приехать и побыть с вами, пока вы приходите в себя или опять же присмотреть за ребёнком.

2. Если есть возможность, пойдите к семейному терапевту или психологическому медиатору. Важен именно семейный подход. Это показывает подростку, что вы понимаете проблему и готовы вместе с ребёнком разбираться в ней и вместе меняться

Очень важно проговаривать с подростком свои переживания и рассказывать, что вы любите его, беспокоитесь о нём и хотите помочь ему преодолеть трудности. Часто родители паникуют и пытаются найти кого-то, кто сможет «спасти» их ребёнка — военное училище, спорт, детские психологи

Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка. Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него.

3. Найдите именно те правила, которые все будут соблюдать. Это самый сложный этап, потому что именно на нём родителям придётся меняться самим. Это обязательная часть для развития самостоятельности ребёнка. В практике фонда мы часто видим, что родители представляют самостоятельность в рамках своих нужд: «чтобы сам ходил за продуктами» или «сама разгружала посудомоечную машину». Но так не бывает. Самостоятельность в разгрузке посудомоечной машины также подразумевает ещё и возможность не соглашаться, желание вести приватную переписку, самому выбирать друзей

Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать

Причины конфликтов между сотрудниками

1. Несовершенная организация работы

Рабочие процессы должны быть прозрачны и понятны для сотрудников. Если бизнес-процессы четко прописаны, для неразберихи нет места – организация работает слаженно. 44% респондентов в исследовании HeadHunter признали, что неправильно построенная работа и система коммуникации становятся причинами конфликтов.

2. Неясный круг обязанностей

Каждый работник должен понимать, за решение каких задач он отвечает, а что находится вне его компетенции. Если руководитель не может распределить обязанности между сотрудниками, определить зону ответственности, формулирует задачу расплывчато – это дает повод для конфликтов.

3. Отношения между сотрудниками

От работников ждут, прежде всего, выполнения своих функций, но невозможно запретить им общаться на личные темы или составлять мнение друг о друге. Бывает, что люди не сходятся в оценке каких-то событий, увлечениях, образе жизни. Это ведет к возникновению напряженности.

Нельзя требовать от подчиненных, чтобы они общались исключительно тепло и по-дружески, но задача руководителя – сделать так, чтобы эти различия не мешали работе. Нужно делать упор на сплочение коллектива разными способами. Например,  Buffett National Wellness Survey показало, что в компаниях, где внедрен корпоративный спорт, сотрудники брали меньше больничных, доходы стали в среднем на 11% выше, а прибыль акционеров выросла на 28%.

4. Особенности поведения сотрудников

Оскорбления, переход на личности, скандалы – все это недопустимо в рабочей обстановке. Даже если человек прав в оценке ситуации, ее слишком эмоциональное изложение может спровоцировать еще больший конфликт.

5. Ограниченность ресурсов

Конфликты возникают в точке соприкосновения интересов. Нехватка материальных, финансовых ресурсов ведет к столкновениям и борьбе за них.

6. Недостаток информации

Скрывая важную информацию от сотрудников, руководство может спровоцировать возникновение слухов

В кризисных условиях, когда обстановка в коллективе напряжена, неосторожное слово может повлечь за собой череду сплетен и домыслов, провоцируя конфликты

По  – 86% руководителей и сотрудников называют причиной сбоя в работе именно неэффективное общение и отсутствие сотрудничества.

7. Излишнее давление

Невозможно работать в состоянии постоянного аврала. Стресс сказывается на эмоциональном состоянии сотрудников, может привести к скандалам и выяснению отношений.

Это основные причины рабочих конфликтов, но поводов для них намного больше. Эффективнее предупреждать конфликты между сотрудниками, чем постоянно тушить возникающие пожары. Основные направления работы руководителя в этом вопросе:

  • оптимизация работы организации – выстраивание логичных вертикальных и горизонтальных связей, разделение ответственности;
  • создание комфортных условий работы;
  • устранение психологических причин конфликтов – улучшение отношений в коллективе, снижение стресса, нейтрализация раздражающих факторов;
  • справедливая и гласная система поощрений и наказаний.

Каковы симптомы проблемного поведения?

Проблемное поведение может иметь множество симптомов, включая, помимо прочего:

  • злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • агитация
  • злое, вызывающее поведение
  • небрежность
  • отсутствие интереса или уход от повседневной жизни
  • употребление наркотиков
  • эмоциональная ровность
  • чрезмерные, разрушительные разговоры
  • копить бесполезные предметы
  • неподобающее поведение
  • завышенная самооценка или самоуверенность
  • навязчивые мысли
  • плохое суждение
  • материальный ущерб
  • членовредительство

Проблемное поведение может варьироваться от отсутствия эмоций до агрессивных эмоций.

Согласно Руководству Merck, поведенческие проблемы у девочек и мальчиков часто проявляются по-разному. Например, мальчики с проблемным поведением могут драться, красть или портить собственность. Девочки с проблемным поведением могут солгать или убегать из дома. Оба подвержены большему риску злоупотребления наркотиками и алкоголем.

Причины детской жестокости и агрессивности ​

Причины такого поведения кроются во внешних и внутренних факторах. В недавнем прошлом, причины подростковой агрессии и детской жестокости искали исключительно в семейных отношениях. Но этот фактор не всегда оказывается самым главным, иначе как можно объяснить агрессивность детей из вполне благополучных семей, где не применяют физическое насилие в качестве воспитательной меры. Ученые утверждают, что нельзя исключать из причин и генетическую предрасположенность.

Воспитание и атмосфера в семье

Со стороны семьи к неадекватному поведению ребенка могут привести:

  • слишком жесткое авторитарное воспитание, чаще всего со стороны строго отца;
  • завышенные требования к ребенку;
  • недостаток любви и слабая эмоциональная связь с родителями;
  • запугивание (даже если не бьют, но вызывают чувство страха);
  • чрезмерное попустительство и потакание;
  • домашние конфликты;
  • отсутствие откровенности между ребенком и родителями.

При наличии проблем в семейном воспитании у ребенка проявляется жестокость уже в детском саду, и это должно стать предупреждением для родителей. Часто воспитатели детсада говорят о проблемах взаимоотношений у детей, но многие родители находят массу оправданий и объяснений, не могут признать проблему.

Дети становятся жестокими не сразу, это процесс постепенный

Важно наблюдать и своевременно применять методы коррекции поведения агрессивных детей

Подростковая и детская агрессия как желание самоутвердиться

Как показывают исследования психологов, первые проявления агрессии у детей начинаются в возрасте 9-10 лет. Именно в этот период ребенок начинает чувствовать свою взрослость, происходит некоторое отдаление от семьи, в приоритет ставятся отношения с друзьями-сверстниками. Жестокость в детской среде — часто желание самоутвердиться в компании ровесников, которое приобретает жесткие формы. То есть, ребенок хочет доказать собственную значимость и силу, а выбирает для этого самый простой путь — подавление с помощью насилия более слабого в физическом или психологическом плане объекта (младшие дети, животные)

Детская жестокость к животным — одно из первых проявлений агрессивного поведения, важно понять почему и зачем ребенок это делает

Жестокие фильмы и игры

К косвенным причинам, провоцирующим подростковую агрессию, относятся также увлечения — фильмы, ТВ, интернет, компьютерные игры. Влияние современной индустрии развлечений одна из значимых причин, почему дети становятся жестокими и агрессивными. У несовершеннолетних, которые постоянно смотрят фильмы со сценами насилия, изменяется восприятие окружающего мира. Компьютерная зависимость вообще может привести к тому, что у ребенка выстроится неправильная система ценностей. Компьютер — это главное, остальное — ерунда. При такой модели поведения ребенок будет готов драться и хамить, лишь бы сохранить доступ к любимому развлечению.

Зависит ли поведение собаки от породы?

Если говорить о породных различиях, то, как правило, человек, заводя собаку определенной породы, создает ей определенные условия. Конечно, каждый случай индвидуален, но если взять большое количество собак одной породы, опыт у них, как правило, будет схожим.

Поэтому ученым крайне затруднительно определить, что же у собаки (и у породы) в поведении врожденное, а что обусловлено опытом.

Исследователи Скотт и Фуллер провели исследования поведения 250 собак 5 пород (басенджи, бигли, американские кокер спаниели, шелти и жесткошерстные фокстерьеры) и выяснили, что все они демонстрируют одни и те же элементы поведения. Различия скорее количественные, а не качественные. Разница заключалась лишь в возрасте, когда это поведение проявляется, и в том, как часто проявляется тот или иной элемент поведения. Но различия есть и внутри одной породы.

Так что теоретически, обеспечивая нужную стимуляцию в нужное время, можно усилить или ослабить породные признаки и подогнать поведение собак одной породы под поведение другой и, например, терьер будет вести себя почти как овчарка. Вопрос, сколько усилия и времени придется потратить и попадут ли ваши усилия в нужный этап развития собаки.

На фото: собаки разных пород могут вести себя одинаково

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: