Прикладной анализ поведения: от стимулов к реакциям

Что такое «поведение»?

Определяя «поведение» отметим, что это взаимодействие живого организма с объектами окружающей среды, которое измеряется перемещением во времени или пространстве с одновременным изменением окружающей среды.

Наше поведение напрямую взаимосвязано с тем, что мы воспринимаем вокруг, поэтому изучение факторов, влияющих на поведение индивидуума, всегда привлекало большое количество ученых. В психологии развилось особенное направление – бихевиоризм (от англ. behavior – поведение), ставящее во главу угла изучение реакций на стимулы. Основателем бихевиоризма считается Джон Уотсон, американский психолог конца 19 – начала 20 века. Бихевиоризм отталкивался от возможности и необходимости познавать психологию личности при помощи точных и измеримых методов.

Дж. Уотсон вывел простую формулу, связанную с поведением:

Формула Джона Уотсона: Стимул = Реакция

Данная формула означает, что все поведение человека формируется в результате влияния стимулов. К примеру, мы ходим на работу, чтобы зарабатывать деньги, мы питаемся, чтобы получать энергию, мы идем в магазин за свитером, чтобы не замерзнуть зимой, мы читаем данную статью, чтобы стать более информированными и развитыми (или руководствуемся каким-либо другим мотивом, но главное, что он у нас есть). Непроизвольное моргание, дыхание и другие процессы в организме также основаны на физиологических причинах.

Позднее концепция бихевиоризма была содержательно дополнена нашим соотечественником Иваном Петровичем Павловым (1849-1936), который, проводя эксперименты на собаках, также доказал возможность выработки безусловного рефлекса (выработка слюны при виде пищи, а  точнее, при восприятии звонка) в результате научения или условного рефлекса (выдача пищи следовала после звонка).

Какие задачи можно решить с помощью данной методики?

С помощью данного подхода можно решать следующие задачи:

  • Формирование навыков, которые могут заменить нежелательные формы поведения. Например, целью работы может быть обучение ребенка просить желаемый предмет в доступной ему форме и тогда он может перестать кричать для получения желаемого;
  • Формирование социальных и коммуникативных навыков, таких как, например, удерживание зрительного контакта, понимание мимики собеседника, умение просить о помощи специалиста, учителя и родителей, задавать вопросы, играть с другими;
  • Формирование академических навыков (чтение, счет, письмо) на доступном ребенку уровне;
  • Формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания: самостоятельное посещение туалета, приготовление и прием пищи, различение своей и чужой посуды, принятие душа, уборка своей кровати, поддержание опрятного  внешнего вида;
  • Обобщение навыков, повышение способности ребенка с аутизмом демонстрировать целевые виды поведения не только в данном контексте, но и в различных других ситуациях.

С чего начинается aba терапия при работе с аутистами?

Вначале родители консультируются, получают информацию от специалистов, предоставляют информацию о ребенке, ведут беседу о дальнейшей работе, уточняют цели, решают, подходит ли ребенку этот метод. Далее происходит тестирование – обязательный процесс, предшествующий терапии. Во время тестирования устанавливается актуальный уровень коммуникативных, академических, адаптивных, социальных навыков ребенка, преград, связанных с нежелательным поведением, мотивационный профиль. Затем, специалисты aba пишут цели. Каждая цель — это работа над определенным навыком.

Например, если в результате тестирования выяснилось, что ребенок не может ждать предоставления мотивационного предмета, начинает демонстрировать нежелательное поведение каждый раз, когда родители просят его немного подождать, специалист ставит цель: «Будет спокойно ожидать предоставления мотивационного предмета или деятельности в течение минуты или ожидать свою очередь». Прописываются методы и протокол, по которому будут работать родители или тераписты (инструктора aba). В каждом протоколе указываются методики и процедуры, подробный план и описание, как будет вестись работа над этим навыком. Таких целей ставится несколько. При постановке целей и тестировании, поведенческие специалисты опираются не только на свой опыт работы и свою компетенцию, но в первую очередь на диагностические инструменты.  

Упор делается на ключевые навыки, которые необходимы ребенку в первую очередь и позволят ему в дальнейшем развиваться на нормальном уровне

Для родителей и специалистов важно знать, что ребенок с аутизмом умеет и чего пока не умеет. Это знание дает возможность определить, какие именно навыки необходимо развивать прямо сейчас, какая задача на данный момент является самой главной

Обучение нескольким базовым навыкам может помочь быстро достичь значимых результатов в разных областях развития без применения сложных обучающих методов и создания специальных условий. Работа над ними впоследствии поможет ребенку с аутизмом обучаться в естественной среде, каждый день приобретая новый опыт.

Еще одной особенностью поведенческой терапии является сбор данных. Постоянное фиксирование и мониторинг результатов позволяет оценить эффективность вмешательства,  вовремя поменять план коррекции, протокол, обновить программу обучения, если навык был достигнут, поставить следующую цель для достижения еще лучших результатов

Оглавление

1. Цели освоения дисциплины 32. Место дисциплины в структуре образовательной программы 33. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины 43.1. Планируемые результаты обучения по дисциплине 44. Содержание и структура дисциплины 54.1. Объем дисциплины 54.2. Структура дисциплины 54.3. Содержание дисциплины 95. Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины 105.1. Информационные технологии, используемые
при осуществлении образовательного процесса по дисциплине 11
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 116.1. Самостоятельная работа студентов по дисциплине 116.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине 137. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС 158. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 158.1. Литература по курсу 168.1.1.Основная литература 161. Нестерова, О. В. Управление стрессами / О. В. Нестерова. — Москва : Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. — 320 с 168.1.2. Дополнительная литература 168.1.3.Интернет-ресурсы 168.1.4. Программное обеспечение 179. Материально-техническое обеспечение дисциплины 17

I. Программы профилактики злоупотребления ПАВ в младшем школьном возрасте

1.1. Гречаная Т.Б.., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С. Полезные привычки. Полезные навыки: программа для начальной школы по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми.

Цель ‒ овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Для каждой возрастной ступени разработаны восемь уроков, разделенных на четыре блока по два урока в каждом. Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления.

1.2. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Программа педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников.

Программа рассчитана на учащихся 2-3 классов. Цель – предупреждение вредных привычек. Антинаркогенные занятия предполагается проводить в рамках уроков естествознания, ОБЖ или во внеурочное время. Основной формой организации профилактической работы является игра. Соведущими занятия являются сказочные персонажи.

1.3. Гусева Н.А. Волшебная страна Чувств.

Программа первичной профилактики ПАВ. Цель – гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально-волевой сферы, формирование и укрепление антинаркотических установок. Программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в обучающих группах.

1.4. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников.

Цель программы – формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Программа представлена в виде учебно-методического комплекта, состоящего из методического пособия для учителя, брошюры для родителей, рабочих тетрадей для учащихся 2, 3, 4 классов.

Тема 2. Мозг и психика

  1. Краткая историческая справка об исследовании мозговой локализации психики. Теории узкого и широкого локализационизма
  2. Современные представления о психических функциях. Теория динамической локализации психических функций А.Р. Лурия.
  3. Особенности психики при локальных поражениях головного мозга
  4. Стратегия полушарий или межполушарная асимметрия.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. Лекции 9, 10.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Ч. 2. Гл. 10. Приложения 1, 2.
  3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  4. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М. 1994. Диалоги 6, 8, 12.
  5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1997. С. 38−55, 55−68.

Хрестоматия по нейропсихологии. М., 1990.

Требования к исходным знаниям студентов: знания в объеме курсов «Психология мотивации», «Психология мышления», «Логика», «Микроэкономика», «Макроэкономика».

Аннотация:

Цель курса – формирование у учащихся знаний о предмете экономической психологии, методологии, основных направлениях теоретических и эмпирических исследований.

Задачи курса:

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

— отличительные особенности экономической психологии по сравнению с другими областями психологического и экономического знания;

— основные экономико-психологические подходы;

— методологию, методы и методики, используемые в экономической психологии.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника – курс имеет теоретическое общедисциплинарное, а также конкретное прикладное значение.

Требования к уровню освоения содержания курса – владение понятийным аппаратом различных экономико-психологических теорий, умение анализировать реальные психолого-экономические ситуации, владение представленными в курсе методиками.

Объем программы – 108 часов.

Форма итогового контроля: экзамен.Тематический план учебной дисциплины

п/п

Наименование тем

Всего часов Аудиторные часы Самостоятельная

работа

лекции

семинары
1 Предмет, задачи, методология и методы экономической психологии 12 2 2 8
2 Психологическая структура деятельности человека 8 2 6
3 Психология принятия экономически решений 12 4 2 6
4 Психология решения комплексных проблем 10 4 2 4
5 Экономическая психология созидательной деятельности 12 4 2 6
6 Обучение – центральная деятельность в экономике, построенной на знаниях 10 2 2 6
7 Психология потребления 10 2 2 6
8 Психология денег 10 2 2 6
9 Макросоциальные проблемы экономической психологии 12 2 2 8
10 Представления об экономической реальности: различия между экономистами и людьми – неспециалистами в экономике. Экономическая социализация 12 4 2 6
Итого: 108 28 18 62

Базовый учебник

Формы контроля

Промежуточный контроль: эссе (5-7 страниц, шрифт 12 Times New Roman, 1.5 интервала).

Итоговый контроль: экзаменМетодика формирования результирующей оценки промежуточного контроля

1. При получении результирующей оценки учитываются: оценка за активность на занятиях Oак, оценка за эссе Оэс, оценка за экзамен Оэкз.

2

Оценки относительной важности:. Wак = 0.3, Wэс = 0.3, Wэкз = 0.4. Wак = 0.3, Wэс = 0.3, Wэкз = 0.4

Wак = 0.3, Wэс = 0.3, Wэкз = 0.4

3. Если у студента по 10-балльной шкале набраны следующие оценки:

Oак = 6, Оэс = 8, Оэкз = 7,

то

Оср = Wак * Oак + Wэс * Оэс + Wэкз * Оэкз = 7

Содержание курса

Методические рекомендации к курсу

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

  1. Обязательное посещение лекционных занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
  2. При подготовке к семинарским занятиям следует особый акцент делать на самостоятельное изучение основной литературы, однако это не означает, что студентом может быть полностью проигнорирована дополнительная литература.

При работе со списком основной литературы и подготовкой доклада студенту рекомендуется:

  • составить план материала,
  • при изложении материала стремиться воспроизвести содержание простым и понятным языком, чтобы коллеги могли также «ощутить компетентность» по данному вопросу
  • подготовить примеры «из жизни» для иллюстрации ключевых положений доклада
  • время доклада или выступления — 5−6 минут
  • после доклада предполагается время для уточнения возможных неточностей в изложении (вопросы задаются и студентами и преподавателем)
  • Рекомендуется использование наглядности при изложении (таблицы, графики)
  • Предварительно, в письменном виде (не более 1−2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.

3. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение семинарских и практических занятий.

Список основной и дополнительной литературы составлен на основе фондов центральной городской библиотеки, библиотеки Рубцовского института (филиала) АлтГУ, интернет-ресурсов.

Тема 3. Психология деятельности

Аудиторное изучение: Поведение человека и деятельность. Понятие о деятельности как совокупности внешней и внутренней активности человека, направленной на достижение сознательно поставленной цели. Активность. Жизнедеятельность. Деятельность.

Внутренние и внешние компоненты деятельности, их взаимосвязь и взаимопереходы. Предметная деятельность. Практическая деятельность как исходная и основная деятельность человека. Ориентировочная, исполнительская, индивидуальная, совместная, творческая и нетворческая деятельность человека. Субъект и объект деятельности.

Структура психической деятельности.

Действие как структурная единица деятельности. Навыки и умения. Привычка как один из способов реализации деятельности, ставших потребностью.

Основные виды деятельности: игра, учеба, труд. Общение. Понятие об основной деятельности.

Самостоятельное изучение Потребностно-мотивационный, ориентировочный, исполнительский компоненты деятельности. Сличение целей и результатов деятельности. Психологические механизмы возникновения новых деятельностей. Цели и мотивы деятельности. Стиль деятельности. Деятельность и психические процессы. Деятельность и личность. Виды действий. Способы выполнения действий. Операции. Психологические условия эффективного формирования навыков и умений. Двигательный состав деятельности

ДЕ II

Программы профилактики злоупотребления ПАВ в среднем школьном и старшем подростковом возрасте

2.1. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам: программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

Программа рассчитана на детей 5-7 классов и может быть успешно реализована в структуре внеклассной работы школьного коллектива. Целью программы является развитие у подростков значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы. Программа состоит из двух основных частей, включающих подробное описание занятий с детьми и родителями, приложения и рабочей тетради для учащихся.

Занятия, предлагаемые программой, рассчитаны в среднем на 2-3 часа. Их рекомендуется проводить один раз в неделю, однако занятия по материалу первых трех разделов можно объединить в единый тренинг и провести его на осенних или зимних каникулах.

2.2. Ананьев В.А. Перешеек: учебно-профилактическая программа.

Название программы отражает ее основную идею – научить школьников преодолевать трудности. Цель – первичная профилактика наркозависимости через самосознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетентности и выработку навыков здорового стиля жизни. Занятия, предусмотренные программой, можно комбинировать в зависимости от педагогической ситуации и временных рамок. Форма проведения занятий: психологический тренинг.

2.3. Соловов А.В. Навыки жизни: программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет.

В основу положена программа «Life skills» В. Спрангера. Цель – формирование у школьников отрицательного отношения к наркотикам. Основным принципом программы является строгий учет особенностей ребенка. Методика предполагает непрерывное обучение как в учебное время, так и в оздоровительных лагерях.

2.4. Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородцева М.Н. Путешествие во времени: курс профилактических занятий для подростков.

Программа представляет собой цикл из 10 групповых занятий. Цель – самостоятельное преодоление опасных привычек. Основная форма работы – групповая с использованием различных методов и упражнений.

2.5. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. и др. Мой выбор: спецкурс обучения учащихся 8-9 классов основной средней школы.

Цель – сформировать у учащихся первичные умения анализировать информацию, необходимую для принятия ответственных решений, потребность принимать решения, связанные важными личными проблемами. Курс является практико-ориентированным, так как его основное содержание непосредственно связано с жизнью.

2.6. Сирота Н.А., Ялтонский В.М, Зыков О.В. и др. Формирование здорового жизненного стиля.

Программа предполагает работу с подростками среднего и старшего возраста. Цель – формирование здорового стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами среди подростков и молодежи наркотическими и другими ПАВ. В процессе реализации программы проводится работа по подготовке волонтеров из среды подростков. Методы работы: групповая работа, тренинг поведения, дискуссии и др.

Для кого эффективен метод АВА-терапии?

Было установлено, что метод очень эффективен для работы с детьми с особенностями развития. В основе  ABA -терапии лежит методика подкрепления/усиления желаемого поведения. Ребенку предоставляется приз, мотивационный предмет: игрушка, конфета, похвала, активные игры и т.д. Таким образом специалисты закрепляют (подкрепляют) желаемое поведение, обучая ребенка. 

АВА включает и систему подсказок, и методики обучения, манипуляции не только последствиями, но и предшествующими факторами, стимулами в среде, режимы поощрения. Все это объединяет научная обоснованность и реальное практическое применение. 

III. Комплексные и универсальные программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних

3.1. Николаева Л.П., Колесов В.Д .Уроки профилактики наркомании в школе.

Содержание программы построено на основе принципов педагогической наркологии. Цель – формирование отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления. Уроки содержат доступный для усвоения детьми материал, соответственно для младших, средних и старших классов. Дополнительно дается информация о признаках наркотического опьянения, краткий словарь терминов, а также анкета для учащихся, содержащая вопросы для проверки усвоения ими учебного материала и позволяющая оценить степень их устойчивости к наркогенному давлению среды.

3.2. Зайцев Г.К. Школьная валеология.

Программа представляет собой интегрированный курс валеологии. Задачи курса: формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента здорового образа жизни; половое и физическое воспитание; обеспечение физического и психического саморазвития.

Типы обусловливания поведения

В рамках изучения поведения стоит различать респондентное и оперантное обусловливание поведения. Два вышеуказанных ученых склонялись именно к изучению респондентного мотивирования, как раз-таки работающего по формуле «стимул-реакция», то есть за каждым мотивом следует определенный ответ в виде того или иного поведения.

Оперантное же обусловливание склоняется к формуле «стимул-подкрепление-реакция». То есть в данном случае мы руководствуемся не причиной нашего действия, а реакцией со стороны (поощрением или наказанием), и в зависимости от неё у нас складывается реакция.

Приведем пример. Ваш ребенок ходит зимой без шапки, вы за это переживаете, потому что он может заболеть. Джон Уотсон здесь предложил бы вам объяснить своему ребенку, что если он будет ходить с неприкрытой головой, он может заработать себе простуду. Либо в конце концов ваш ребенок заболеет, у него выработается реакция «хожу без шапки-болею», и он больше не будет выходить из дома в холод без головного убора.

Беррес Скиннер, как раз-таки разработавший идею оперантного обсуловливания, направил бы вас по другому пути и посоветовал бы ввести меру поощрения за то, что ребенок надевает шапку. Допустим, вы можете его похвалить, материально или идеально поощрить. Можно придумать что-то вроде этого: «Давай ты наденешь шапку, а я заберу тебя пораньше с занятий, и мы пойдем гулять». В такой ситуации ребенок наденет головной убор, потому что у него будет реакция на подкрепление – на то, что вы заберете его из школы пораньше.

При этом Скиннер указывал, что гораздо более твердо реакция закрепляется в случае поощрения, то есть позитивного подкрепления, а не наказания. Иными словами, если вы будете кричать, бить, оскорблять своих детей, вызывая страх и слезы, то реакция будет происходить, но при этом у личности будет развиваться низкая самооценка, излишнее переживание и тревога.

Обратите внимание, что таким образом мы можем влиять на поведение окружающих людей, то есть изменяя условия окружающей среды, мы вводим личность в то или иное психологическое состояния посредством мотивационного, стимулирующего механизма. Именно на этом основывается разработанная в США методика Прикладного анализа поведения (ПАП, с английского ABA – Applied behavior analysis), направленная в большей степени на терапию с людьми, страдающими расстройствами аутистического спектра (попросту говоря, с аутистами)

Давайте немного подробнее остановимся на данной методике

Именно на этом основывается разработанная в США методика Прикладного анализа поведения (ПАП, с английского ABA – Applied behavior analysis), направленная в большей степени на терапию с людьми, страдающими расстройствами аутистического спектра (попросту говоря, с аутистами). Давайте немного подробнее остановимся на данной методике.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • мультимедийные средства, для демонстрации лекционного материала;
  • тренинговая аудитория для проведения практических занятий;
  • компьютерный класс для проведения тестирования, освоения

Рабочая программа дисциплины «Психология совладающего поведения школьников» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр») и требованиями приказа Министерства образования и науки РФ № 1367 от 19.12.2013 г. о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры.

Программа актуализирована в 2014 г. (одобрена на заседании кафедры, протокол № 5 от 15.10.2014 г.).

Автор программы ______________________к. псх.н., доц. Смотрова Т.Н.

Зав. кафедрой психологии __________________к. псх.н., доц. Карина О.В.

Декан

Каталог: sites -> default -> files -> education -> programsprograms -> Рабочая программа дисциплины Теория и организация адаптивной физической культуры Направление подготовкиprograms -> Рабочая программа дисциплины (модуля) «Психология массовых коммуникаций» Направление подготовки «Реклама и связи с общественностью»programs -> Рабочая программа дисциплины Психология развития и возрастная психология Направление подготовки Психологияprograms -> Рабочая программа дисциплины Психологическая помощь семьям в состоянии кризиса Направление подготовкиprograms -> Рабочая программа дисциплины Психодиагностика Направление подготовки Психология Квалификация (степень) выпускникаprograms -> Рабочая программа дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология Направление подготовки Психологияprograms -> Программа дисциплины «История политических и правовых учений»programs -> Рабочая программа дисциплины Введение в профессию Направление подготовки Психология Квалификация (степень) выпускникаprograms -> Рабочая программа дисциплины Кросс-культурные особенности деловой этики и ведения переговоров Направление подготовкиprograms -> Программа дисциплины «сервисная деятельность»Поделитесь с Вашими друзьями:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: