Обучение дворянских детей россии в xix веке

Скромность

Под скромностью подразумевалась не зажатость или стеснительность (с ней как раз боролись, вежливый человек не должен быть скрывать свои манеры), а сдержанное отношение к своей персоне.
Считалось, что нельзя встревать в беседы со своими комментариями или советами. «Носи свою ученость, как носят часы, – во внутреннем кармане. Если тебя спросят «который час?» – ответь, но не возвещай время ежечасно и когда тебя никто не спрашивает, ты ведь не ночной сторож» («Письма к сыну» граф Честерфилд).

Или еще один прекрасный пример, который стоит взять на вооружение и в наши дни: «Говори часто, но никогда не говори долго – пусть даже сказанное тобою не понравится, ты по крайней мере не утомишь своих слушателей».

Гувернёр

Золотым веком российского дворянства принято считать период правления Екатерины II, хотя ещё Пётр III своим манифестом от 18 февраля 1762 года объявил дворян свободными от обязательной военной службы. К началу царствования Александра I сословие аристократов оформилось окончательно, и дворянин представлял собой особый тип личности. Современное общество может осудить взаимоотношения между родителями и детьми в дворянских семьях прошлых веков как слишком отстраненные, холодные или даже суровые. В одной из своих лекций Максим Волконский, потомок княжеского рода, искусствовед и коллекционер, сообщает, что дети с ранних лет были оторваны от матери и отца. Можно было увидеться с родителями несколько раз в день, однако непосредственно воспитанием и образованием занимались гувернёры. Такой подход существенно отличал аристократию от других сословий

Ребёнок должен был заслужить внимание и любовь родителей! Но, несмотря на такой порядок, дети знали, что их любят, а некоторая отстранённость родителей обусловлена принятыми нормами. Как ни парадоксально, после победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года в Российской империи в моду вошло все французское, и в гувернёры своим детям желали нанять именно француза

Массовый спрос, порождённый таким желанием, привёл к тому, что французы-гувернёры получали по 15-20 рублей в месяц, в то время как англичане или швейцарцы на аналогичных должностях — в три раза меньше. На гувернера возлагалась большая ответственность. Он обучал своего подопечного танцам, фехтованию, географии, геометрии и, разумеется, французскому языку. Родители хотели видеть своих детей настоящими рыцарями из французских романов. От ребёнка требовалось следовать определённым нормам морали: чистая совесть, незапятнанная репутация, храброе сердце, честность. Ребёнок понимал, что он должен соответствовать заданным критериям просто по причине своего благородного происхождения. Ведь «кому многое дано, с того много и спросится».

Уместная, вежливая речь

Все мы знаем, что французский язык в России был языком общения знати, но и русским они владели не хуже. Касательно речи было два негласных правила. Первое – настоящий аристократ мог наговорить гадостей и оскорблений другому аристократу, но только если они обличены в безукоризненно вежливую форму. Это требовало особого искусства владения языком, знания всех принятых клише светской речи, обязательных вежливых формул.

Второе – речь дворянина должна быть уместной, и если он оказывался среди крестьян на базаре, то и там должен был быть «своим». Хотя это не означало, что ему позволено скатываться до хамства и вульгаризмов, но простодушные шутки вполне допускались.

«СОММЕ IL FAUT» OU «JE NE SAIS QUOI» («так как надо или я не знаю что» франц.)

Пытаясь определить, что есть истинная воспитанность, британский граф Честерфилд сравнивал ее с некой невидимой линией, переступая которую человек делается нестерпимо церемонным, а не достигая ее – развязным или неловким. Тонкость состоит в том, что воспитанный человек знает, когда следует пренебречь правилами этикета, чтобы соблюсти хороший тон.

Особенное неуловимое обаяние и притягательность дворян передавалось «из рук в руки» и во многом заключалось в благородной простоте и непринужденности поведения.

Обучить неуловимому comme il faut практически невозможно, но его можно «впитать», читая литературу.  Например, книгу Ольги Муравьевой «Как воспитать дворянина», которая легла в основу этой статьи. В книге вы сможете почерпнуть больше примеров аристократического поведения, но и не забывайте о прекрасной русской классике.

источник

Аристократическая мода

Аристократы дворянского происхождения носили одежду в элегантном стиле, отражающем их высокий социальный статус, и на протяжении нескольких веков устанавливали стандарты моды.

В 18 веке европейская аристократия активно демонстрировала свои богато украшенные наряды из лучших материалов, не доступных для низших классов. Например, в Англии только отдельные ряды высшего сословия могли носить бархат и шелк.

Мода находилась под сильным влиянием стиля рококо. В то время как одежда в стиле барокко была скромной и формальной, аристократка в стиле рококо – это женщина, одевающая пышные юбки с корсетами, плотно сужающими талии, мантии. Мужчины носили разные варианты французского костюма: пальто, жилет, короткие брюки с чулками (бриджи).

Аристократ

Рококо стал последним аристократическим стилем одежды, т. к. французская революция в конце 18-го века привела к отказу от монархии, и крестьянская мода стала всеобщей.

Длинные изящные пальцы

В знатных семьях с ранних лет детей обоих полов учили играть на каких-либо музыкальных инструментах. Как правило, это был рояль или пианино.

Все благородные люди умели играть на них хорошо, так как изучали это мастерство долгие годы. На званых вечерах они радовали свою семью и гостей своими умениями. Когда человек с самого детства много играет на пианино, его пальцы становятся длинными и изящными.

Посмотрите на свои руки внимательнее. Если пальцы длинные и тонкие, то, возможно, в роду были аристократы. Задумайтесь, возможно, и вам следует научиться играть или отправить в музыкальную школу своего ребенка.

Отношение к детям в дворянских семьях

Отношение к детям дворянского происхождения внутри семьи отличалось высокой требовательностью, строгостью и даже жестокостью, что диктовалось нормами, определенными в традициях, в дворянском кодексе чести. Образование и воспитание детей, как правило, происходило в домашней обстановке, согласно строгому расписанию. Подъем был довольно ранний, после завтрака следовали уроки и другие разнообразные занятия. За соблюдением расписания пристально следили гувернеры. Любые проступки строго наказывались с использованием следующих мер:

  • Оставление без сладкого.
  • Запрет прогулки.
  • Простаивание в углу или на коленях.
  • Удары розгами.

Несмотря на строгость и требовательность, к детям в дворянских семьях относились со всей теплотой, любовью и заботой. Даже если требования педагогов и воспитателей были высокими, то обучение происходило в доброжелательной и веселой обстановке, благодаря чему легче переносились лишения и обязанности.

Помимо обучения манерам дворянские дети осваивали иностранные языки. Так, в первой половине 18 века обязательным для изучения был немецкий, позже – французский язык, а во второй половине 18 века повсеместно внедрялось изучение немецкого и английского, реже – польского и итальянского.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Жизнь в Смольном

Обедневшие аристократы, не имевшие возможности дать своим сыновьям хорошее образование дома, отдавали их в кадетские корпуса и юнкерские училища. Уроженец богатой семьи тоже мог оказаться в таком учебном заведении, ведь оно считались отличной школой жизни. С момента поступления туда детство мальчиков заканчивалось — из них растили настоящих мужчин. Ко всем воспитанникам было одинаковое отношение, невзирая на достаток и знатность фамилии. Среди мальчиков царила атмосфера братства. Конечно, то, что мы нынче называем дедовщиной, тоже имело место. Но воспринималось это как традиция. Старшекурсники могли заставить младших выполнить за них какую-либо работу, но о физическом воздействии или унижении речи быть не могло. У девочек был свой путь — Смольный институт. Это женское учебное заведение в своём роде уникальное. В нём все было по-казарменному просто и местами жёстко. Смолянка Елизавета Водовозова в своей книге «История одного детства» упоминает, что в дортуарах, где спали юные барышни, круглый год было холодно, кормили скудно. Смолянок обучали иностранным языкам, музыке, литературе, шитью, приготовлению еды и уборке. Звучит здорово, но на практике образование оставляло желать лучшего. До преобразований К.А. Ушинского у девочек даже не было доступа к литературе, им запрещалось задавать учителям вопросы на уроках. А главным недостатком среди институток считалась бедность. Этот «порок» высмеивали и осуждали не только воспитанницы, но и классные дамы. Увидеться с родителями можно было только один раз в несколько месяцев. Но за малейшую провинность девочки лишались и этой возможности. Ещё их наказывали, лишая сладкого и балов. К слову о балах, которые устраивали в Смольном институте. Это увеселительное мероприятие проходило раз в две недели. В институт приезжали кадеты и юнкера. Это было своеобразной репетицией перед «взрослыми» балами, где юноши и девушки имели возможность познакомиться друг с другом и отточить свои танцевальными навыки.

Забота о внешнем виде

«Быть можно дельным человеком, И думать о красе ногтей…». Автора этих строчек вы знаете. Дворянские дети, обязаны были выглядеть хорошо, но не для того чтобы продемонстрировать свой достаток, а из уважения к окружающим! «Истинно расположенный к людям человек не станет оскорблять чувства ближних ни чрезмерной небрежностью в одежде, ни излишней щеголеватостью», – писал граф Честерфилд.
Культ прекрасного, царивший среди дворян, требовал полированных ногтей, уложенных волос и изысканных, но простых на вид одежд. Достаточно вспомнить туалеты Анны Карениной: «Анна переоделась в очень простое батистовое платье. Долли внимательно осмотрела это простое платье. Она знала, что значит и за какие деньги приобретается эта простота».

История возникновения аристократов и аристократии

Термин «аристократия» происходит от греческого aristokratia, что означает «правление лучших» (от aristos, означающее «лучшие», kratos – «власть», «правление»). Аристократией впервые назвали мужчин в Древней Греции, возглавляющих армии на линии фронта. Храбрость военных высоко ценилась как добродетель, считалось, что армией руководят избранные. Отсюда, уже понятно, что такое аристократия – система, в которой люди, имеющие превосходство над другими людьми, руководят государством.

Аристократия возникла в Древней Греции в VII-VI вв. до н. э. как политическая система из-за необходимости создания нового правительства для борьбы с тиранией, и впоследствии была поддержана великими философами Аристотелем и Платоном как успешный подход к управлению. Аристократия для Аристотеля (IV в. до н. э.) – это власть, доверенная лучшим гражданам, обладающим высокими моральными и интеллектуальными качествами для служения интересам людей, без различия происхождения или богатства. Для Платона (V в. до н. э.) аристократия означала прежде всего добродетель и мудрость. Следовательно, мыслитель считал, что государством должна руководить интеллектуальная элита в виде аристократии.

Как советник и наставник Александра Македонского, Аристотель указал ему лучшие качества аристократа и регента империи: «Аристократ должен быть превосходным и не только совершенным в доблести, справедливости и в различных добродетелях, но также и властью, военной техникой, чтобы она могла сдерживать людей и заставлять их слушать закон».

Аристократия в античном мире – это форма правления, при которой власть находится в руках привилегированного правящего класса. Примером служит полис, или древний город-государство, Спарта. В Риме аристократию образовали патриции. Аристократия противопоставлялась монархии и демократии.

Аристократия в Древней Греции

Нормы поведения в обществе и тонкости аристократических манер

Существует также мнение, что индивид, который правильно ведет себя в социуме, имеет в наличии характера манеры английских аристократов. Это обуславливается наличием бескомпромиссного олицетворения требовательности, строгости и публичности, в правилах поведения англичан.

Личность, обладающая отличными манерами поведения, ведет себя так естественно и в социуме и быту. Для нее аристократический стиль манера поведения единственное и естественное состояние.

Нормы поведения в обществе – это правила, которые установлены в социуме, регулирующие поведение человека и взаимодействие личности с окружающим миром. Каждый человек обязан руководствоваться правилами поведения в обществе для того либо иного места.

Классификация норм:

  • Привычки.
  • Манеры поведения.
  • Этикет.
  • Нравы.
  • Табу.
  • Ценности.
  • Религиозные нормы.
  • Традиции.
  • Обряд.

Аристократические манеры поведения включают в себя соблюдение всех норм и правил поведения в обществе. Основные моменты правил хорошего тона при ежедневном использовании подчеркнут вашу воспитанность.

Человек с аристократическими манерами поведения отличается грамотно поставленной речью без эмоций и с полной уверенностью. Ему не свойственно кричать, повышать тон, грубить и проявлять в общении раздражительность. Имея собственное мнение, следует с уважением относиться к точке зрения вашего собеседника.

Способность обсуждать конфликтные ситуации и разногласия без криков и эмоций подчеркнет вашу аристократичность и хорошие манеры. Воспитанный человек не позволит себе обсуждать и поддерживать разговоры в обществе о личной жизни посторонних людей.

Почтение к предкам

В каждом дворянском доме обязательно имелись портреты предков. Даже дети из самых бедных аристократических семей, проживавших в глуши, знали, кем были их прадеды, и хотели на них походить. Мужчины изображались на портретах в военной форме и с наградами. Дети знали, за что даётся та или иная награда. Прививали уважение не только к предкам-мужчинам, но и к женщинам. Бабушки и прабабушки, изображённые на портретах, олицетворяли собой образ верной жены, на все готовой ради семьи. Они брали на себя все заботы о домочадцах, пока их мужья воевали. Образ предков по женской линии вдохновлял маленьких барышень на то, чтобы стать такими же достойными дамами.

Признаки аристократической внешности женщин и мужчин

  • Форум
  • Навигатор Активность
  • Лента

Разделы

  • Ратуша — Админ раздел… Админ раздел

Барахолка
Колючая философия — Конкурсный раздел
Конкурс Новый 2020 год
Грибной сезон 2019
Медиа…

  • Дом 2 новости

Интернет знаменитости
Разные реалити тв шоу
Сериалы
Мультфильмы
Кино и новости кино
Музыка и новости шоу-бизнеса
Мир вокруг нас…

  • Важные новости, события и политика

Новинки техники и не совсем техники и не совсем новинки
Новости спорта и спортивные события
В мире животных
Вокруг света
Интересное и необычное
Мистика, предсказания, психология и астрология
Лучшие воспоминания эпохи СССР
Наш личный мир…

  • Дом, квартира, дача, огород, уют и быт

Графика и дизайн
Как сделать? Где найти? Почему не работает?
Наши покупки
Наши детки
Кулинарные рецепты
Кулинария и вокруг нее
Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.
Творчество, рукоделие и хобби
Литература, поэзия и искусство
Праздники и поздравления
Юмор, болталка, флудилка, игровая
Разговор длинною в год)))
Красота и здоровье…

  • Марафон худеющих

Здоровье, физкультприветы и диеты
Красота, мода, стиль
Рекомендуем

  • Колючка рекомендует — блиц ревью

Инструкция АлиЭкспрес
Инструкция как экономить при покупки в интернете
Галерея
Няшки

  • Аватарки

Смайлики
Полезное

  • Поиск пользователей

Анимашки
Развлекательный портал Белок.Нет
Добавить запись в журнал здоровья
Карта
Теги
Вход
Регистрация

Аристократом принято считать человека с высшего общества, имеющего престижное образование, власть, богатство, хорошие манеры. Но это понятие имеет богатую историю, начинающуюся еще с древних времен, и включает разные значения в зависимости от периода. Предлагаем узнать, что такое аристократ и примеры в истории.

Аристократы

Образование и воспитание девочек

Дискриминация по гендерному признаку присутствовала не только на западе, но и в России. В связи с чем, до 18 века женскому образованию практически не уделялось внимания. И только в начале столетия девочек аристократического происхождения стали обучать соответственно требованиям, продиктованным обществом той современности. В качестве просветительских направлений отдавалось предпочтение:

  • Иностранным языкам.
  • Светскому этикету.
  • Танцам.
  • Игре на музыкальных инструментах.
  • Пению.
  • Элементарным навыкам письма.

Процесс обучения, как правило, проходил дома при участии педагогов. В некоторых случаях отдавалось предпочтение специальным институтам благородных девиц, которые на тот момент были открыты в Петербурге и Москве. Позднее подобные заведения распахнули свои двери в Казани, Киеве, Одессе, Нижнем Новгороде и других крупных городах.

Замечание 1

В основу воспитания состоятельных девушек того поколения вкладывалось умение вести себя в обществе. Их учили выглядеть привлекательно и нравится мужчинам. Менее состоятельные обучались навыкам ведения домашнего хозяйства. И тем и другим, без исключения, с рождения внушались нормы морали, объяснялось что прилично или неприлично.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Финансовая сторона образования дворянских детей

Образование и воспитание дворянских детей осуществлялось в соответствии с достатком семьи.

Мелкопоместные дворяне имели не большой материальный достаток, что отражалось и на качестве образования младшего поколения. В таких семьях обучение и воспитание проходило дома при участии родителей и более старших детей. В связи с чем, уровень грамотности в мелко дворянских семьях был невысок, выросшие на такой системе воспитания дети были малограмотные или неграмотны вовсе.

В 19 веке воспитанию детей стало уделяться больше внимания, и родители старались нанимать специалистов извне. Предпочтение отдавалось иностранцам – носителям разнообразных профессий, таких как актеры, лакеи, ремесленники, парикмахеры и прочее. Подобная тенденция диктовалась и острым недостатком местных высокообразованных педагогов. Из-за отсутствия учителей не практиковалось обучение русской грамоте и Закону Божьему.

В семьях состоятельных дворян дети обучались разнообразным наукам, в которые могли входить:

  • Французский язык.
  • Мифология.
  • История.
  • География.

Манеры поведения леди в обществе

Стиль настоящей и успешной леди – это максимальное соответствие облика месту и ситуации. Психология поведения девушек заключается в понимании того, какой стиль поведения и манеры необходимо соблюдать в данной ситуации и какой будет от этого результат.

Вот несколько правил аристократических манер поведения для девушек:

Умение вести себя в обществе зависит от соблюдения баланса между эрудицией и педантизмом. Проявление очаровательной женской дерзости не должно доходить до вульгарности.

Речь леди должна быть грамотной и плавно переходить от одной темы к другой. Способность поддержать любую тематическую беседу подчеркнет ваше образование и эрудицию.

Олицетворение культуры поведения проявится в полном отсутствии на лице какой-либо мимики. Недопустимо корчить рожицы, закатывать глаза и кривляться.

Табу на различные виды жестов: размахивание руками, громкий смех с забрасыванием головы назад, либо, сгибание в корпусе. Экспрессивное и эмоциональное повествование, какой либо истории с применением размашистых жестов не допустимо.

Идеальная осанка. Грациозность в поведении и умении держать себя в обществе подчеркнет ваше идеальное воспитание.

Облик и внешний вид опрятный, филигранный и выразительный. Минимализм в аксессуарах, но при этом они должны быть дорогостоящими.

Умение держать дистанцию с людьми и быть при этом внимательным и заботливым ко всем окружающим. Но стоит выдерживать баланс и не казаться при этом навязчивой и любопытной персоной.

Как относились к мату в древности

Кира Лисицкая (Фото: Unsplash; Общественное достояние)

Бранными словами пользовались еще славянские языческие племена. С их помощью проводили обряды — например, изгоняли нечистую силу из избы.

Чтобы показать, какими варварами были язычники, в первой русской летописи «Повести временных лет» говорится, что до крещения Руси славянские племена «жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах».

В христианской традиции сквернословие считается грехом, а те, кто употребляет матерные слова — обуреваемыми бесами. В житиях святых нередко встречаются эпизоды, где героя, сквернословящего и, особенно, хулящего Иисуса, начинает истязать нечистый дух.

Хотя сквернословие не одобряется церковью, бранные слова встречаются в самых разных источниках, в том числе берестяных грамотах XI века и различных документах. И даже представитель духовенства протопоп Аввакум в своем житие весьма активно пользуется разнообразной бранью — это было одной из причин, почему собственное житие, написанное им в XVII веке, было долгое время запрещено и опубликовано только в начале XIX века.

Эпоха Николая I

С приходом Николая I многие аристократические семьи начали беднеть. В империи наступила эпоха чиновников. Дохода от имения уже не хватало, а крестьяне получали все больше свобод. Дворянам непросто было приспособиться к новым условиям. Многие из них стали жить в долг, закладывали свои земли и усадьбы. Кто-то шёл на службу, чтобы улучшить своё финансовое положение. Всё французское, включая язык, стало выходить из моды. Сначала тяга к французскому языку пропала в провинциях: не хватало денег на гувернёров-французов. Потом подошёл черёд Москвы и Санкт-Петербурга. Если во время правления Николая I в стране существовало 18 журналов на языке Гюго и Дюма, то при Николае II их осталось всего четыре. На замену французскому пришли немецкий и английский, также стал более популярным родной язык. В фильме Светланы Дружининой «Гардемарины, вперёд!» хорошо показаны особенности жизни той эпохи: в частности, все записи уже ведутся на русском языке. И между собой дворяне также общаются по-русски.

Кто и как занимался воспитанием?

В эту эпоху, с одной стороны, в Российской империи возникает новая столица, как вы знаете, Санкт-Петербург, который строится Петром Великим. В новой столице есть двор, который транслирует основные идеи. Например, Екатерина II даже сама писала пьесы, в которых она излагала свои взгляды на воспитание, на политику, на дворянство и, кстати, на Москву. Она страшно не любила Москву, считала, что это средоточие суеверий и невежества.

С другой стороны, в XVIII веке возникают специальные учебные заведения для дворянских юношей и для дворянских девушек, где довольно жестким и последовательным образом происходит воспитание и обучение дворян. Ну и, наконец, насилие. Мы знаем, что при Петре Великом практиковалось насильственное бритье бород и до 1762 года существовала обязательная военная служба для всех сословий.

Важно упомянуть: объектом попечения государства были не только дворяне, но все сословия, в сущности. Но именно дворяне как элита новой империи оказались наиболее открыты к нововведениям и восприимчивы к изменениям

Хотите узнать, как выглядела жизнь дворян в XVIII веке на самом деле? Читайте статьи в просветительском проекте «Университет 8 кленов». Там мы собрали главные материалы о жизни и быте русских дворян.

Правила поведения ребенка в обществе

Дети – это цветы жизни. По поведению ребенка сразу начинают говорить о воспитанности его родителей. Для того чтобы ваше чадо выросло воспитанным человеком следует с детства заниматься его воспитание и прививать основные правила поведения в обществе.

Основные правила поведения для ребенка:

Способность уместно употреблять вежливые слова: здороваться, прощаться, благодарить, умение извиниться. Уважительное обращение к людям старшим по возрасту.

Учить ребенка поведению в обществе стоит с детства

Общение должно быть тихим и не мешать окружающим. Умение выслушать и не перебивать чью-то беседу. Контроль над своими эмоциями. Табу на любопытство, обсуждение окружающих, хвастовство, насмешки над другими.

Умение пользоваться элементарными столовыми приборами. Во время приема пищи не разговаривать с полным ртом. Вытирать руки и уста за столом салфеткой.

Не отвлекать внимание окружающих на себя. Не быть назойливым и навязчивым

В коллективе или в гостях в случае необходимости стоит найти себе занятие самостоятельно.

Формирование правил поведения человека в обществе начинается с маленького возраста. Научив ребенка с детства соблюдать элементарные правила этикета, с возрастом он только будет усовершенствоваться, и становиться более воспитанным человеком.

Маленькие ножки

Девушки дворянского происхождения, как правило, были очень хрупкими и маленькими. Ножки у них были маленького размера и очень аккуратные. Такая особенность тоже объяснялась тем, какой образ жизни вели эти люди. Ведь крестьяне большую часть времени проводили на ногах. Они работали по дому, в поле и т. д. Дворяне же сидели в своих роскошных домах, в садах. Если они и выходили в свет, то ехали к месту назначения в карете. В результате у людей, предки которых были дворянами, размер ноги гораздо меньше, чем у тех, кто произошел от крестьян.

Даже если у вас есть все эти внешние признаки, это не говорит на сто процентов о том, что вашими предкам являются дворяне. Можно расспросить своих бабушек и прабабушек. Ведь раньше люди интересовались своим происхождением больше, чем в наши времена. Кроме того, можно поднять архивы, если есть такая возможность.

Еще одна отличительная черта дворян – это хорошие манеры. Кто-то обладает утонченностью от природы, а других научить этому очень трудно

На этот признак тоже можно обратить внимание

Светская беседа

Обязательным у дворян считалось умение поддерживать светский разговор. Этому способствовало и образование и чтение с самого раннего детства большого количества различной литературы, а также наблюдение за окружающими и посещение специальных занятий. Особым «шиком» считалось «блеснуть» своим интеллектом на балу или званном ужине, где собирались знатные » сливки » общества.

Правда, у начитанности и эрудиции была и обратная сторона медали: часто излишне разговорчивые дворяне могли сказать что-то лишнее. Отсюда рождались многочисленные интриги и скандалы. Кроме того, болтливость хороша, когда в меру — иначе можно слыть невеждой и пустословом.

Изгои

По-разному можно относиться к дворянским методам воспитания и образу жизни. Но одно можно сказать точно: закалка в детстве хорошо готовит к трудностям взрослой жизни. А трудностей в начале XX века было немало. После Октябрьской революции 1917 года правительство объявило аристократов классовыми врагами. Дворянам сложно было найти работу. Князь Николай Голицын, владевший 11 иностранными языками и в царской России занимавший должность директора Санкт-Петербургского архива МИД, после революции трудился в канцелярии правления железной дороги. Кому-то удавалось находить работу в конторах, но всё равно к дворянам относились с подозрением. Князь Ухтомский в 1924 году создал рабочую артель во Владимирской области, однако советская власть сочла необходимым закрыть её, поскольку она была «организована из нетрудового элемента». Тем, кто эмигрировал за границу, тоже пришлось несладко. Например, Натали Палей, внучка Александра II, как и многие русские дворянки, работала манекенщицей в Париже. Многие титулованные особы становились рабочими, официантами или таксистами. Они смогли приспособиться к смене условий и выжить. Возможно, помогло им в этом полученное в детстве суровое воспитание.

Метки: Россия, Тайны 20 века, традиция, учёба, культура, воспитание, дворянство

Самообладание

Воистину аристократическое качество, которое всегда выделяло это сословие. Там где простой мужик обложит всех «по матушке», настоящий дворянин и бровью не поведет и с одинаковой сдержанностью отреагирует как на хорошие, так и на плохие новости. Его с детства тренировали принимать удары судьбы мужественно, с достоинством, ни в коем случае не падая духом. Жалобы, слезы, лишние сантименты – это за рамками этикета, настоящий дворянин не мог позволить себе малодушия.

Можно, конечно, обвинить аристократов в фальши и лицемерии, но по большому счету – они правы. Во-первых, никому нет дела до ваших бед и не стоит их навязывать окружающим. Во-вторых, сберегая истинные эмоции в секрете, вы защищаете свой внутренний мир от интриг.

Воспитание взрослых подданных

В XVIII веке считалось, что дворянину нужно прежде всего научиться правильно себя вести, цивилизованно, как ведут себя в Европе. В 1717 году по инициативе Петра I выпускается учебник этикета «Юности честное зерцало». В нем, помимо правил хорошего тона, были даны указания, как вести себя, чтобы мирно и дружелюбно сосуществовать с другими членами общества, а также как вести себя в отношении государства. На страницах учебника были правила и о поведении за столом, и рецепт жизни благопристойного гражданина.

Воспитывали также и моральные качества. Так, в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» герой-резонер Стародум говорит своим собеседникам: «Имей сердце, имей душу — и будешь человек во всякое время. Прямое достоинство в человеке есть душа. Без нее просвещеннейшая умница — жалкая тварь».

Душа — это прежде всего моральные качества, которые существуют не сами по себе, но как мотивация к служению Отечеству. Для дворянина в XVIII веке, вообще в «золотой век», служба государству является высшей ценностью, по которой его оценивают окружающие. Это предмет престижа и гордости. И в этом смысле воспитание нацелено на то, чтобы дворянин понимал, что необходимо сражаться за Отечество, служить ему, для этого нужны такие качества, как смелость, порядочность, бескорыстие.

«Зло любого дворянина»

Важную роль в жизни российской аристократии играла православная вера. Церковь была мерилом всей жизни, посещение богослужений воспринималось как неотъемлемая её часть. Однако, несмотря на религиозность, молодые дворяне считали необходимым отстаивать свою честь в том числе на дуэли. Это, выражаясь словами Максима Волконского, «зло любого русского дворянина» воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Если верить многочисленным мемуарам представителей аристократии, ни одни родители не давали своим сыновьям совета избегать дуэлей. Вспомним хотя бы Михаила Лермонтова, который погиб на своей четвёртой дуэли от руки Николая Мартынова. А на счету Александра Пушкина было аж 15 дуэлей за его недолгую жизнь.

Умение «нравиться»

В отличие от современной тенденции: «любите меня таким, какой я есть», дворяне искренне старались понравиться всем и не из соображений подхалимства, а этикета. Вести себя следовало так, чтобы делать свое общество как можно более приятным для окружающих. И в этом есть резон, в конце концов, быть приятным в обществе – хороший способ сделать пребывание в нем приятным для самого себя.

Умение нравиться было целой наукой и начиналось с простейших формулировок: «Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе».

До более сложных указаний: «Постарайся распознать в каждом его достоинства и его слабости и воздай должное первому, и даже больше – второму».

«Сколь бы пустой и легкомысленной ни была та или иная компания, коль скоро ты находишься в ней, не показывай людям своим невниманием к ним, что ты считаешь их пустыми». Разве не полезный навык, который и репутацию укрепляет и нервы бережет?

Разве не полезный навык, который и репутацию укрепляет и нервы бережет?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: