Адаптация

Экологическая адаптация

Данную тему тоже необходимо затронуть вниманием. Экологическая адаптация является психофизиологической реакцией человека и его организма на меняющиеся условия внешней среды, в которой задействованы биолого-генетические особенности высших регуляторных функций. Теоретический анализ показал, что изучение данной темы является самой сложной проблемой взаимодействия людей с окружающей средой с точки зрения клинической физиологии

Эта тема остается актуальной до сих пор

Теоретический анализ показал, что изучение данной темы является самой сложной проблемой взаимодействия людей с окружающей средой с точки зрения клинической физиологии. Эта тема остается актуальной до сих пор.

Главная особенность социально-психологической адаптации к воздействию исходящих из окружающей среды факторов (социальных и эмоциональных) зависит от гендерной идентичности (ролевых отношений в социуме) и так называемого психологического пола (андрогинность, маскулинность, феминность). Но ни инверсия, ни полное совпадение не являются гарантией того, что человек быстро привыкнет к постоянно меняющимся внешним условиям.

В результате диагностики психологической адаптации в экологии ясно лишь одно – данный процесс имеет непосредственное отношение как к биологическому, так и к психофизиологическому уровню.

Уровни адаптационных возможностей

Выделяют 4 уровня адаптации личности.

Уровень адаптации Характеристика
Генотипический Генетически закрепленные формы поведения, которые сформировались под влиянием естественного отбора
Фенотипический Способность организма менять работу своих механизмов и подстраиваться под изменения окружающей среды
Индивидуально-психологический Поддержание психического равновесия за счет личностных особенностей человека (самооценка, мотивация, уровень самоконтроля, темперамент, акцентуация характера и т.д.)
Социально-психологический Все факторы в сумме, которые влияют на социальную жизнь индивида

Есть и другое разделение адаптации личности на уровни:

Принятие сложившейся ситуации, понимание ее необратимости.
Умение сделать правильные выводы и предпринять нужные действия.
Изменение своего отношения к ситуации.

Также выделяют еще одну классификацию:

  1. Уровень острой адаптации. Временная протяженность этого типа адаптации — ориентировочно месяц. В этот период человек невольно сравнивает свою предыдущую ситуацию со старой, со своими ожиданиями. Нередко человек тревожится, переживает, боится что-то сделать не так, произвести неверное впечатление. Но индивид может также испытывать эйфорию, находиться в «розовых очках». Затем яркие чувства отступают, человек погружается в привычные будни, начинает лучше понимать окружающую обстановку, ближе общаться с коллективом.
  2. Уровень погружения в реальность. Длится от 2 до 6 месяцев. Человек выполняет программу-минимум по погружению в новый вопрос, коллектив или ситуацию. Возможно, у него появится потребность развиваться в этом направлении дальше, углубляться.
  3. Уровень закрепления. Обычно наступает спустя более, чем полгода. Характеризуется стабильным функционированием человека, выполнением обязанностей, обретением своего места в коллективе.

Социально-психологическая дезадаптация

Не следует путать понятия успешной адаптации и успешности жизни. Успешно адаптировавшийся в социуме индивид это не всегда счастливый и успешный по жизни человек. Успешная социально-психологическая адаптация – это только предпосылка к счастливой жизни. Адаптация, к сожалению, не всегда бывает успешной.

Дезадаптация – это нарушение приспособляемости и процесс неуспешного приспособления человека к новым и сложным для него жизненным обстоятельствам.

Дезадаптация случается, когда человеку не удается справиться с требованиями и трудностями новых социальных условий, утвердиться во взаимоотношениях и самоутвердиться в определенном статусе, роли или комфортной позиции.

Что может помешать человеку успешно адаптироваться? Возможных вариантов всего два:

  • внешние, средовые факторы, то есть само общество,
  • внутриличностные особенности индивида.

Внешних факторов, мешающих успешно приспособиться к конкретной группе или обществу, может быть сколько угодно много и они часто не зависят от воли человека. А вот внутренние факторы это, как правило, всегда какие-то конкретные психологические проблемы, о которых человек и сам зачастую знает, но не хочет или не может устранить. Это могут быть:

  • завышенная или заниженная самооценка,
  • тревожность, мнительность,
  • агрессивность, конфликтность,
  • слишком сильная или недостаточная мотивация к достижению целей,
  • завышенный или заниженный уровень притязаний и иные психические особенности личности и явления, дисгармонирующие личность.

Наличие психопатологии также приводит к дезадаптированности.

Но точно также как дезадаптацию могут вызывать различные психологические проблемы, она сама может породить множество проблем с психикой, вплоть до серьезного ее расстройства.

Признаки низкой адаптационной способности человека позволяют предполагать у него наличие проблем физического или психологического характера.

Человек, которого общество систематически подавляет, ущемляет, предъявляет завышенные требования и тому подобное, испытывает большие трудности с адаптацией.

В психологически особо тяжелых жизненных обстоятельствах человек порой просто не может приспособиться, у него никак не получается принять изменения и смириться с ними, поэтому, каким бы сильным и волевым он ни был, может «сломаться».

Психотравмирующая ситуация провоцирует психический «надлом», мешающий адаптироваться к ней, а это, в свою очередь, может спровоцировать возникновение психопатологии, если только человек не найдет в себе силы выдержать испытание.

Верный признак дезадаптации это болезненное переживание длительных межличностных или внутриличностных конфликтов, которое приводит к невозможности удовлетворять собственные потребности и/или отвечать требованиям социума.

Как помочь адаптации ребенка

Ребенку любого возраста нужна помощь во время адаптации в новом коллективе (школа, детский сад, кружок по интересам, секция). Родители могут сделать следующее:

  1. Следить за тем, чтобы ребенок нормально питался и соблюдал режим дня.
  2. Если ребенок легко утомляется, то на период адаптации не нагружать его лишними делами, занятиями, тренировками. Пусть все силы ребенка будут направлены на адаптацию к новой жизненной ситуации.
  3. Сформировать у ребенка безоговорочный авторитет его наставника (учителя, воспитателя, тренера). Не допускать негативных суждений об этом человеке при ребенке.
  4. Показывать ребенку, что родители всегда готовы поддержать, при необходимости помочь, дать совет.
  5. Если ребенок стеснительный, то дать ему пару советов о том, как лучше начать знакомство, диалог, завести дружбу.
  6. Уделять больше времени ребенку, общаться с ним, обсуждать происходящее. Стараться направлять мысли ребенка в позитивное русло, но ни в коем случае не отмахиваться от проблем, если таковые есть.
  7. Не сомневаться в способностях своего ребенка, верить в него и почаще говорить об этом. Уважать его мнение, желания, чувства.
  8. Поделиться с ребенком своим опытом адаптации в новом коллективе. Это поможет понять, что он не одинок в своей проблеме, что родители тоже были в аналогичной ситуации и успешно преодолели ее.

Статья помогла2Не помогла

Физиологическая адаптация

В основе приспособления организма к изменению окружающих условий, лежит совокупность физиологических реакций, которые способствуют сохранению относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза.

Физиологическая адаптация повышает устойчивость организма к холоду, теплу, недостатку кислорода, атмосферному давлению и др. Чтобы понимать процесс саморегуляции организма и его взаимодействие с окружающей средой, большое значение имеет изучение физиологической адаптации.

Практический интерес представляют её исследования в связи с полетами человека в космос. Физиологическая адаптация к экстремальным условиям проходит несколько стадий:

  1. Явления декомпенсации, т.е. вначале преобладают нарушения функций.
  2. Неполное приспособление. Организм активно занимается поиском устойчивых состояний, которые соответствуют новым условиям среды.
  3. Фаза относительно устойчивого приспособления. Например, физиологическая адаптация к высоте. Тренировки к высотным условиям здесь будут играть большую роль, и помогать переносить большие перегрузки.

Хорошо известно, что тренированные люди с новыми трудными условиями справляются значительно лучше. Реактивность организма в физиологической адаптации имеет огромное значение – это исходное функциональное его состояние – возраст, тренированность, от них будут зависеть ответные реакции организма на разные воздействия.

Пластичность нервной системы дает возможность организму восстанавливать контакт и равновесие в изменившихся условиях. Те механизмы, которые раскрывают процесс физиологической адаптации, в какой-то мере позволяют понять и явления приспособления организма в ходе эволюции.

Залог успешной социально-психологической адаптации

Проблемы и причины дезадаптации рассматривали многие зарубежные и отечественные психологи, представители различных школ и направлений: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, З. Фрейд, А. Адлер, Э. Эриксон, Б. Скиннер, А. Бандура, Ж. Пиаже, Дж. Келли, А. Маслоу, К. Роджерс и другие.

Все они внесли значительный вклад в понимание проблем адаптации и дезадаптации. Но особо интересна позиция представителя гуманистического направления, психолога А. Маслоу. Он объясняет дезадаптивные процессы и поведение личности наличием метапатологий – расстройств психики, развивающихся в результате реальной или предполагаемой невозможности удовлетворять метапотребности (потребности роста личности, высшие, духовные потребности).

Некоторые метапотребности:

  • целостность,
  • свобода,
  • совершенство,
  • активность,
  • простота,
  • красота,
  • уникальность,
  • истина,
  • честь и другие.

Некоторые метапатологии:

  • цинизм,
  • ненависть, гнев,
  • вульгарность,
  • нетерпеливость,
  • апатия, отсутствие интереса к жизни,
  • тотальный эгоизм,
  • депрессия,
  • отчаяние,
  • перекладывание ответственности на других,
  • неспособность глубоко любить и другие.

Чтобы человек мог успешно адаптироваться в обществе, ему нужно:

  • развиваться личностно, интеллектуально, морально,
  • стремиться удовлетворять не только базовые, но и духовные потребности,
  • вовремя решать возникающие психологические трудности,
  • эффективно разрешать межличностные конфликты.

Человек не рождается совершенным, но к самосовершенствованию нужно стремиться, чтобы уметь находить в себе и силы и адаптивный потенциал для принятия любых перемен и изменений в жизни, а также для возможности компенсировать жизненные утраты новыми приобретениями или уже имеющимися способностями.

Чем более целостной и гармоничной становится личность, тем успешнее человек адаптируется в социуме, оставаясь при этом скорее активным творцом своей истории, нежели пассивным приспособленцем к данным реалиям.

Если вы хотите углубиться в изучение феномена социально-психологической адаптации, читайте литературу:

  1. Артур Реан, А. Кудашев «Психология адаптации личности»
  2. Ирина Лапина «Адаптация детей при поступлении в детский сад. Программа. Психолого-педагогическое сопровождение. Комплексные занятия»
  3. Татьяна Костяк «Психологическая адаптация первоклассников» и «Психологическая адаптация ребенка в детском саду»
  4. Владимир Антипов «Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям»
  5. Валентина Казанская «Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей»
  6. Галина Соломатина «Приемные дети. Как справиться с проблемами адаптации и воспитания в замещающей семье»

Ждем Вашей оценки

Виды и признаки адаптации

Виды адаптации обычно делят на 4 – биологическая, социальная, этническая, психологическая.

Биологическая адаптация

Под биологической адаптацией понимается физиологическая сторона человека, состояние его здоровья. Яркий пример биологической адаптации – приспособление человека к заболеваниям, неблагоприятным факторам окружающей среды, погодным условиям, в путешествиях.

Социальная адаптация

В процессе социальной адаптации осуществляется приспособление человека в группе людей, отдельной личности или сообществу. Успешно адаптировавшийся человек сможет более успешно осуществлять свои жизненные цели и планы. В качестве примера можно привести адаптацию человека в учебном заведении, в рабочем коллективе, в культурной среде.

Процесс приспособления человека к окружающему миру может происходить пассивно, когда индивид ничего не меняет в условиях среды и просто приноравливается к уже имеющемуся. Бывает и активная адаптация, где человек меняет условия собственной жизнедеятельности.

Например, школьник вынужден по причине переезда его семьи поменять школу. В новой школе он может просто ходить на уроки и поверхностно со всеми общаться, получить аттестат и двигаться по жизни дальше. Также он может проявить свои лидерские качества, постараться стать полноправным членом коллектива, участвовать в жизни класса и школы, высказывать свое мнение и влиять на окончательное решение по тому или иному вопросу.

Этническая адаптация

Этническая адаптация подразумевает приспособление этнических групп к особенностям среды их проживания, социальным и материальным условиям.

Особенно остро в современном мире стоит проблема адаптации этнических меньшинств, расистского и ущемляющего к ним отношения в социальном плане. Например, людей, которые приехали из стран ближнего зарубежья, неохотно берут на официальную, серьезную работу. Часто им приходится выполнять низкооплачиваемую работу, в которой не подразумевается значительного карьерного роста (уборщик, курьер, продавец, грузчик).

Психологическая адаптация

Это важный социальный критерий, благодаря которому определяется место человека в обществе. Психологическая адаптация зависит от многих условий (характер человека, его темперамент, социальный статус, особенности окружения индивида).

В психологическую адаптацию входит умение человека переключаться с одной роли на другую. Например, для комфортной адаптации мужчина регулярно переключается на разные роли (роль мужа, отца, руководителя отдела, сына, наемного работника и т.д.). Если человек не умеет менять роли, это затрудняет адаптацию. Именно хорошее психологическое здоровье помогает обеспечить высокий уровень адаптации личности.

Не всегда процесс психологической адаптации проходит успешно и адекватно. Под воздействием негативных факторов у человека может сформироваться девиантное поведение (отклоняющееся).

Профессиональная адаптация

Это еще одно понятие, заслуживающее внимания. В данном случае выделяют другие психологические особенности адаптации. Это обусловлено обстоятельствами внутреннего и внешнего характера. Ведь в данном случае рассматривается процесс вхождения человека в профессиональную среду и взаимодействие с ней.

Что именно включают в себя факторы психологической адаптации:

  1. Особенности целей и содержания организации, используемые ею средства и технологии.
  2. Своеобразие социальных и трудовых условий, в которых люди работают.

Внутренние обстоятельства являются уровнем адаптационного потенциала. Внешние же, к которым относятся профессиональные сферы и предметные области, являются своеобразным «полем», на котором человеку и приходится себя реализовывать. Какие именно перед ним стоят задачи:

  1. Привыкнуть к «ритму» организации: к режиму, интенсивности деятельности, целям, средствам, технологиям.
  2. Адаптироваться к требованиям трудовой и производственной дисциплины, усвоить организационные правила и нормы.
  3. Освоить профессионально-ролевые социальные функции.
  4. Начать соответствовать своему социально-профессиональному статусу (педагог, медик, юрист и т.п.).
  5. Принять социально-психологические ролевые функции, неписаные нормы, ценности, правила, отношения в организации и трудовом коллективе.
  6. Влиться в те социальные обстоятельства, в которых и происходит профессиональная деятельность (политическая, правовая, этническая, религиозная сфера).

Все перечисленное требует определенного уровня подготовленности. Как правило, осуществление этих задач не представляют большого труда для человека, так как он уже знаком с социально-психологической адаптацией. Методика, конечно, несколько иная, поскольку обстановка отличается, но он как минимум знает, что его ждет.

Психологическая и социально-психологическая адаптация

Понятия «психологическая адаптация» и «социально-психологическая адаптация» одними авторами отождествляются, другими разделяются. Отдельно говорят и просто о «социальной адаптации». Путаницу объяснить очень просто: сложно отделить психологическое от социального там, где речь идет о столкновение индивидуально-психологического с общетсвенным.

Психологическая адаптация – приспособление человека как личности к существованию в обществе других людей в соответствии с требованиями этого общества и с личными потребностями, мотивами, интересами.

Те периоды, когда приспособление индивида к условиям социальной среды происходит наиболее активно, называют социально-психологической адаптацией.

Социально-психологическая адаптация человека – это активное и целенаправленное усвоение норм, правил, ценностей как общества в целом, так и конкретного, ближайшего социального окружения человека:

  • семьи,
  • группы в детском саду (подробнее об адаптации ребенка к детскому саду читайте в статьях https://ourmind.ru/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu, https://ourmind.ru/adaptaciya-v-detskom-sadu),
  • школы,
  • университетской группы,
  • компании друзей,
  • трудового коллектива и так далее.

Социально-психологической адаптации конкретного индивида не бывает без его общения и взаимодействия с другими людьми и соответствующей активной деятельности.

Общество само заботится о том, чтобы его новые члены успешно адаптировались. Воспитание, общее образование, трудовая и профессиональная подготовка существуют, в том числе, и как средства достижения успешной социальной адаптации.

Процесс адаптации по продолжительности занимает различное время в зависимости от ситуации, к которой нужно приспособиться человеку и от его индивидуальных особенностей. Но в результате социально-психологической адаптации человек всегда:

  • согласовывает свои цели с ценностями общества,
  • научается, оставаясь собой, благополучно сосуществовать с другими людьми,
  • приобретает способность проявлять инициативу, принимать правильные решения, строить планы на будущее,
  • получает новые знания, умения, навыки и развивает уже имевшиеся,
  • устанавливает близкие, эмоционально насыщенные и длительные взаимоотношения с другими людьми.

По итогам социально-психологической адаптации человек успешно социализируется, то есть усваивает образцы поведения, социальные нормы, ценности, знания, навыки, благополучно функционирует в социуме. Но это еще не все!

Человек не только, грубо говоря, приспособленец, но и творец своей судьбы. Он не только приспосабливается к социальной среде, но и приспосабливает ее под себя, так как ему хочется и удобно!

Человек создает, изменяет, преобразовывает внешние условия жизни так, чтобы они смогли удовлетворить его потребности и способствовали бы достижению целей.

Успешность адаптации зависит не только от того, какие требования предъявляет и что ждет от человека общество, но и от того, к какой личности предъявляются эти требования.

Особенности, возможности, внутренний потенциал помогают не только привыкать к данной реальности, но и изменять, а также создавать новую, максимально комфортную, желанную, лучшую реальность.

Биологический аспект адаптации

Кроме психологического аспекта адаптации есть и иной, первостепенный и базовый – биологический. Биологическая адаптация – это приспособление биологического существа к устойчивым и изменяющимся условиям природной среды.


Из определения понятно, что биологическая адаптация явление общей для животных и человека. Но из-за того, что суть человеческой природы не только лишь биологическая, но еще и социальная, одного лишь приспособления человека к смене температуры воздуха, влажности, атмосферного давления, вирусам и иным физическим и физиологическим изменениям, недостаточно. Хотя, конечно, тот факт, что без возможности адаптироваться биологически, человек бы просто не выжил, трудно переооценить.

Психологи, поддерживающие теорию эволюции Ч. Дарвина, говорят о том, что социально-психологическая адаптация возникла, а точнее эволюционировала из биологической адаптации. В какой-то момент механизмы и способы биологической адаптации достигли таких вершин развития, что породили новую ступень адаптации – психическую деятельность.

Если животные адаптируются главным образом благодаря бессознательной регуляции функций организма, инстинктам, рефлексам, то человек еще и благодаря своему интеллекту. Люди умеют усилием воли, сознательно регулировать не только психологические и социальные, но даже некоторые (но не все!) биологические процессы и состояния. Это умение существенно расширяет адаптационные возможности человека.

Сознательная часть психики человека (а главным образом интеллектуальные возможности) выполняет функцию адаптации к новой не только для конкретного индивида, но и для всего человеческого рода обстановке и образу жизни.

Сознание творчески подходит к решению задачи адаптации в принципиально новых условиях существования в социуме. А такие механизмы как инстинкты и навыки скорее нужны для адаптации к традиционным, повторяющимся, знакомым человеку как виду обстоятельствам, даже если отдельно взятый, конкретный индивид сталкивается с ними впервые.

Кроме того, благодаря развитой психике, а именно благодаря творчеству, у людей есть возможность изобретать средства и инструменты, облегчающие процесс как биологической, так и социальной адаптации.


Именно для более успешной адаптации в природных условиях и к жизни в социуме людьми были придуманы жилища, одежда, обувь, посуда, средства передвижения, электрические приборы и многое другое.

Благодаря разуму человека даже у лиц с ограниченными возможностями есть шанс прекрасно адаптироваться к жизни. Существуют аппараты коррекции нарушений и компенсации отсутствующих функций у людей и животных. Простой пример: с плохим зрением очень тяжело выжить как в природных, так и в городских условиях. Для коррекции зрения были изобретены специальные оптические линзы и придуманы очки.

Без биологической адаптации организма человека невозможна и социально-психологическая адаптация его личности. Биологический аспект адаптации всегда присутствует в процессе социальной-психологической адаптации.

Источники

  • Fouque F., Knox T. Special Programme for Research and Training in Tropical Diseases-coordinated Multicountry Study to Determine the Burden and Causes of Residual Malaria Across Different Regions. // J Infect Dis — 2021 — Vol223 — NSupplement_2 — p.S91-S98; PMID:33906219
  • Chen T., Zeineldin M., Johnson BA., Dong Y., Narkar A., Li T., Zhu J., Li R., Larman TC. Colonic epithelial adaptation to EGFR-independent growth induces chromosomal instability and is accelerated by prior injury. // Neoplasia — 2021 — Vol23 — N5 — p.488-501; PMID:33906087
  • Martínez-Arias C., Sobrino-Plata J., Medel D., Gil L., Martín JA., Rodríguez-Calcerrada J. Stem endophytes increase root development, photosynthesis, and survival of elm plantlets (Ulmus minor Mill.). // J Plant Physiol — 2021 — Vol261 — NNULL — p.153420; PMID:33906025
  • McCosker C., Renshaw I., Polman R., Greenwood D., Davids K. Run-up strategies in competitive long jumping: How an ecological dynamics rationale can support coaches to design individualised practice tasks. // Hum Mov Sci — 2021 — Vol77 — NNULL — p.102800; PMID:33906002
  • Fallah MS., Mohebbi A., Yasaghi M., Ghaemi EA. CRISPR-Cas systems in Proteus mirabilis. // Infect Genet Evol — 2021 — Vol — NNULL — p.104881; PMID:33905883
  • Ruitenberg MFL., van Wouwe NC., Wylie SA., Abrahamse EL. The role of dopamine in action control: insights from medication effects in Parkinson’s disease. // Neurosci Biobehav Rev — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33905788
  • Pruetz J. Water conservation: Human water balance exceeds that of other apes. // Curr Biol — 2021 — Vol31 — N8 — p.R389-R391; PMID:33905697
  • Silveira KM., Wegener G., Joca SRL. Targeting 2-arachidonoylglycerol (2-AG) signalling the neurobiology and treatment of depression. // Basic Clin Pharmacol Toxicol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33905617
  • Mayer T., Mari A., Almario J., Murillo-Roos M., Abdullah HSM., Dombrowski N., Hacquard S., Kemen EM., Agler MT. Obtaining deeper insights into microbiome diversity using a simple method to block host and non-targets in amplicon sequencing. // Mol Ecol Resour — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33905604

Примеры адаптации

Полет у позвоночных

Птицы, летучие мыши и уже вымершие птерозавры приобрели сходящимся образом свое средство передвижения: полет. Некоторые аспекты в морфологии и физиологии этих животных, по-видимому, являются адаптациями, которые увеличивают или способствуют способности летать..

Кости представляют собой полости, которые превращают их в легкие структуры, но устойчивые. Эта конформация известна как пневматизированные кости. В современных летающих линиях — птицы и летучие мыши — пищеварительная система также имеет определенные особенности.

Кишечник намного короче, чем нелетающие животные такого же размера, вероятно, для снижения веса во время полета. Таким образом, уменьшение поверхности поглощения питательных веществ выбрано увеличением путей поглощения для клеточного.

Адаптация у птиц достигает молекулярных уровней. Было предположено, что размер генома был уменьшен как адаптация к полету, уменьшая метаболические затраты, связанные с наличием большого генома и, следовательно, больших клеток.

Эхолокация у летучих мышей

У летучих мышей есть особая адаптация, которая позволяет им пространственно ориентироваться во время движения: эхолокация.

Эта система состоит из излучения звуков (люди не способны их воспринимать), которые отражаются от предметов, а летучие мыши способны воспринимать и переводить их. Кроме того, морфология ушей некоторых видов считается адаптацией, чтобы иметь возможность эффективно принимать волны.

Длинная шея жирафов

Никто не сомневается, что у жирафов нетипичная морфология: вытянутая шея с маленькой головой и длинные ноги, поддерживающие ее вес. Этот дизайн препятствует различным видам деятельности животного, таким как взятие воды из пруда.

Объяснение длинной шеи этих африканских видов к десятилетию было любимым примером эволюционных биологов. До того, как Чарльз Дарвин задумал теорию естественного отбора, французский натуралист Жан-Батист Ламарк уже руководил, хотя и ошибочно, концепцией биологических изменений и эволюции..

Для Ламарка шея жирафов была удлинена, потому что эти животные постоянно растягивались, чтобы достичь почек акаций. Это действие приведет к наследственному изменению.

В свете современной эволюционной биологии считается, что использование и неиспользование персонажей не влияет на потомство. Адаптация длинной шеи должна была произойти, потому что люди, которые несли мутации для этой характеристики, оставили больше потомства, чем их компаньоны с более короткой шеей..

Интуитивно можно предположить, что длинная шея помогает жирафам добывать пищу. Тем не менее, эти животные обычно ищут пищу в кустарниках.

Итак, что толку в шеях жирафов??

В 1996 году исследователи Симмонс и Шиперс изучили социальные отношения этой группы и опровергли интерпретацию того, как жирафы получили свою шею..

Для этих биологов шея превратилась в «оружие», которое мужчины используют в бою, чтобы добывать самок, а не добывать пищу в высоких местах. Различные факты подтверждают эту гипотезу: шеи у мужчин намного длиннее и тяжелее, чем у женщин.

Мы можем заключить, что, хотя адаптация имеет кажущийся очевидным смысл, мы должны подвергнуть сомнению интерпретации и проверить все возможные гипотезы, используя научный метод.

Факторы адаптации – что помогает

Адаптация личности будет проходить легче и быстрее, если ей будут способствовать следующие факторы:

  1. Нахождение человека на «своем» месте (любимая работа, интересная для него учебная специальность, дружественно настроенное окружение).
  2. Умение проявлять интерес к окружающим, готовность самому делать шаги навстречу людям и новым возможностям.
  3. Банальная вежливость и заинтересованность (улыбнуться человеку, сделать комплимент, оказать небольшую услугу).
  4. Увлеченность человека, широкий круг интересов, его открытость новым хобби.
  5. Активная жизненная позиция.
  6. Умение поддержать хотя бы кратковременный диалог с незнакомым человеком, развитые навыки коммуникации.
  7. Проявление терпимости и толерантности к окружающим.
  8. Организационные навыки, которые помогают планировать свое время, распределять задачи, эффективно работать.
  9. Стратегическое мышление (умение быстро ориентироваться в сложных ситуациях, менять неприятную, на первый взгляд, ситуацию, в свою пользу).
  10. Умение работать в команде в разы повышает способность к адаптации.
  11. Обучаемость, желание постигать что-то новое.
  12. Умение вовремя попросить о помощи или поддержке.
  13. Ведение здорового образа жизни, поддержание в норме своего здоровья.

Дополнительная информация по теме:

Что такое ресоциализация и десоциализация — как восстанавливается личность

Кто такой амбидекстр и его уникальность — упражнения, чтоб научиться владеть двумя руками сразу

Что такое персона нон грата: причины запретов, примеры и последствия

Социальная адаптация инвалидов

Сегодня одной из самых серьезных проблем психологии остается проблема психосоциального развития лиц с инвалидностью в семье и социуме. Ведь травмы психологического характера получает не только сам больной, но и участники семейных отношений. Понятие «инвалид» имеет латинское происхождение и в дословном переводе означает неполноценный или непригодный. К сожалению, люди с инвалидностью даже в наш просветленный век, наиболее относятся к незащищенной группе населения. У них гораздо меньше возможностей получения достойного образования или профессии с высоким материальным доходом. Многие из них не в состоянии реализовать себя в межличностных взаимоотношениях. Все это свидетельствует о произвольной дискриминации инвалидов.

Социальная реабилитация и адаптация представляет собой комплекс мероприятий, целенаправленных на возрождение ранее разрушенных или потерянных индивидом социальных связей и взаимоотношений вследствие инвалидности. Люди с инвалидностью испытывают сложности с профессиональной реализацией, ростом и самосовершенствованием, таким необходимым любой личности. Отсутствие у них достаточных практических умений для самостоятельной жизни ведет к тому, что они становятся обузами для родственников. Сегодня для социума должна вызывать предельную тревогу катастрофическая динамика роста детской инвалидизации, их социальная неустроенность и туманность жизненной перспективы.

Социальная реабилитация и адаптация подразумевает под собой реализацию следующих задач: защиту прав и охрану интересов лиц с инвалидностью, получение ими равных с остальными членами общества возможностей для участия во всех областях жизнедеятельности социума, их интеграцию в социальную среду, формирование позитивного общественного мнения относительно лиц с инвалидностью, информирование социума о положении инвалидов и выполнение иных мер, направленных на реабилитацию и социальную защиту лиц с инвалидностью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: