Проблема личности в рамках философии экзистенциализма
Данное понятие с точки зрения экзистенциализма – это самоцель, а коллектив в связи с этим – лишь средство обеспечения возможности материального существования входящих в него индивидов. При этом социум призван сделать доступным свободное духовное развитие каждой личности, гарантируя правовой порядок относительно посягательств на ее свободу. Однако роль общества по сути своей отрицательная, и свобода, предлагаемая индивиду, выступает частным проявлением (свобода политическая, экономическая и др.).
Представители данной философии считали, что истинная свобода постижима только в духовном аспекте (противоположном социальному), где индивидуумы рассматриваются в качестве экзистенции, а не субъектов правовых отношений.
Центральная проблема личности в философии экзистенциализма — отчуждение ее от социума, которое понимается как трансформация продуктов деятельности индивида в самостоятельную враждебную силу, а также в качестве противостояния государства конкретно человеку и всей организации труда, общественным институтам, другим членам общества и т. п.
Особо углубленно данная философия исследует субъективные переживания относительно отчуждения личности от внешнего мира (к примеру, чувство апатии, равнодушия, одиночества, страха и др.).
По мнению экзистенциалистов, человек вопреки своей воле помещен в этот чужой для него мир, в определенную судьбу. В связи с этим индивида постоянно волнуют вопросы, касающиеся смысла его жизни, причины существования, ниши в мире, выбора своего пути и т. д.
Несмотря на гипертрофированное духовное начало человека (иррациональное), экзистенциализм внес существенный вклад в развитие различных философских подходов, в которых человек воспринимался как личность, направленных на выявление людской сущности.
Проблема личности в философии экзистенциализма нашла свое отражение в современном аспекте данного вопроса. В ней присутствуют так называемые перегибы, но это не помешало ей привнести ценный вклад в особое восприятие индивида и социума. Философия экзистенциализма посредством своих принципов указала на необходимость тщательного пересмотра сложившихся в настоящее время ценностных ориентиров, которыми руководствуется и общество, и человек как личность.
Кейс. Жертва абьюза
Несёт ли ответственность жертва семейного абьюза за то, что этот абьюз происходит на протяжении многих лет? Есть ли хоть какая-то доля «ответственности», которую она может «принять»? Что это значит с точки зрения её поведения?
Я надеюсь, мне удалось показать, что на эти вопросы нет ответа, потому что нет адекватного определения ответственности. Но есть ответ в подходе энистемности.
Да, жертва абьюза имеет свою энистемность по отношению к семейной системе. Обычно гораздо меньше, чем абьюзер, но имеет. Потому что абьюз возникает как цикл насилия, в котором жертва исполняет функцию жертвы на конкретном поведенческом уровне.
- Означает ли это, что «жертва абьюза сама выбирает абьюз»? Нет.
- Означает ли это, что «жертва абьюза может покинуть абьюзивные отношения, если захочет»? Не обязательно.
- Означает ли это, что «жертва абьюза может какими-то своими действиями изменить абьюзера»? Нет.
Все три вопроса не относятся к энистемности, они относятся к разным аспектам поведения жертвы в прошлом и будущем.
Не навязывайте ребёнку свои цели
«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.
Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?
Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.
Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?
Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.
Дисциплинарная ответственность: понятие и виды
Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность со стороны сотрудника ответить перед работодателем (или администрацией компании) за совершение дисциплинарного проступка.
При этом конкретные меры, которые могут быть применены в отношении него, указываются в соответствующих законодательных актах.
Дисциплинарная ответственность делится на два вида:
- Общая — в этом случае наказание применяется в рамках ТК РФ и правил внутреннего трудового распорядка конкретной компании. Данная ответственность более широкая и используется в отношении большинства категорий работников.
- Специальная — ей подлежат только отдельные виды сотрудников. Основанием для применения в этом случае выступают уставы и положения о дисциплине, действующие в отдельных организациях или учреждениях.
В рамках общей ответственности действующее трудовое законодательство, а именно ст. 192 ТК РФ, предусматривает три ее основных формы:
- Замечание. Наименее серьезное взыскание, которое выражается в устном выражении работодателем своего неудовольствия действиями подчиненного. Применяется обычно редко и лишь за незначительные нарушения дисциплины.
- Выговор. Наказание, схожее с замечанием, которое также применяется за не очень серьезные проступки. Вынесение выговора происходит на основании приказа, но без занесения в трудовую книжку.
- Увольнение. Наиболее серьезное наказание, которое заключается в расторжении с провинившимся подчиненным трудового договора. В ТК РФ перечислены основания, при которых применение этой меры является законным.
Данные меры используются в общих случаях и в отношении работников большинства сфер деятельности. Однако для некоторых отраслей отдельными законами и постановлениями могут устанавливаться и иные меры наказания, например:
- строгий выговор;
- понижение в должности или звании;
- лишение специального звания и т. д.
Примером работников, к которым могут применяться данные меры, являются:
- военнослужащие;
- работники железной дороги;
- гражданские служащие.
Что касается основания для применения данной ответственности, то в трудовом законодательстве оно довольно обширно — совершение работником дисциплинарного проступка. Он представляет собой такие действия, при которых сотрудник компании нарушает установленные в ней правила или трудовое законодательство, а также не выполняет свои функциональные обязанности (или же выполняет их, но плохо).
Конкретные примеры проступков и наказание за них в законодательстве не приводятся, за исключением случаев с увольнением.
Для этого работник должен совершить действия, указанные в нескольких пунктах ст. 81 ТК РФ. Примером может быть:
- прогул;
- появление на работе в нетрезвом состоянии;
- неоднократное невыполнение своих должностных функций;
- разглашение тайны (государственной, коммерческой, служебной);
- совершение хищения и т. д.
Стоит учесть, что для наложения взыскания у работодателя есть установленный срок. Кроме этого, совершение сотрудником проступка дает работодателю лишь право применения наказания, но не обязанность. То есть, если он не хочет применять к нему никаких мер взыскания, он может этого не делать.
Ответственность не означает деятельность
Когда вы обвиняете в своих проблемах что-то или кого-то, вы автоматически отдаёте им пульт управления своей жизнью. Взять же ответственность на себя и перестать искать виноватых буквально означает взять жизнь в свои руки.
Это кажется таким сложным потому, что вы путаете ответственность с деятельностью.
Вы думаете, что, если вы берёте ответственность за своё здоровье, то вам нужно срочно записаться в спортзал, перестать лазить ночью в холодильник, бегать по утрам пятикилометровый кросс и делать зелёные смузи. Или вы видите в соцсетях пост очередного адепта сетевого маркетинга, который «взял на себя ответственность» и «построил независимый бизнес», но вам как-то не хочется натужно впаривать друзьям всякий хлам, а других возможностей для своего дела особо не видно.
Расслабьтесь. Не нужно предпринимать никаких надуманных действий. Вы ставите телегу впереди лошади. Ответственность — это выбор того, как вы взаимодействуете с миром. Когда вы выбираете ответственность, ваши действия перестают быть неосознанной реакцией и становятся осознанным ответом. Поэтому вы автоматически начинаете действовать иначе.
Вы подобны человеку, который мучительно размышляет о том, как переместить несколько тонн металла на расстояние километра. Ему это кажется сложным и почти невыполнимым, потому что человек не понимает, что эти несколько тонн металла — автомобиль, способный легко и с комфортом переместить его за сотни и тысячи километров, в абсолютно новые, неизведанные и восхитительные места.
Ответственность даёт ключ к такому пониманию.
Но давайте, наконец, поговорим о том, что же она из себя представляет.
О действиях
Поступки ответственного человека всегда вызывают уважение. И порой даже восхищение. Ответственность проявляется в готовности взять на себя инициативу и выполнить всё необходимое. Допустим, муж и жена давно хотели отправиться заграницу в отпуск и уже даже наметили примерные даты вылета. Но на жену внезапно обрушиваются какие-то дополнительные обязанности на работе, и появляется необходимость оставаться там сверхурочно. Муж решает взять на себя ответственность за отпуск, занимается покупкой авиабилетов, планированием путешествия, бронированием отеля, оформлением визы и многого другого. Это – похвальный поступок.
Почему нужно основательно и ответственно подойти к выбору
Как ни печально, но жизнь наша конечна. Это не составляет большого секрета, и все об этом знают, можно сказать, с рождения. Чем ближе мы движемся к концу жизни, тем выше ответственность за прожитую жизнь
Все чаще задаемся вопросом: «А смысл?» Ответственность соизмеряется с прожитым временем – вот почему важно быть ответственным, ведь чем больше времени за нашими плечами, чем больше нами прожито, тем выше ответственность за то, что сделано и как использовано наше время
Но в реальной жизни все совсем не так. Если есть возможность и ты ею не воспользовался, то завтра времени и возможности может уже не быть. Жизнь каждого человека уникальна, неповторима. В наших руках право выбирать и решать, как поступать в определенный момент. Из множества вариантов нужно выбрать один, который и определит вашу неповторимость. Жизненная картина, если так можно сказать, и складывается из принятых решений, каждый раз принимается одно решение из множества, и принятое одно решение остается в жизни навечно, все остальное — несостоявшиеся возможности. Всегда можно выбирать, и всегда нужно самостоятельно определять свое существование, свое место в жизни.
Наши желания порой имеют решающий голос в принятии того или иного решения. Но, к сожалению, желания иногда подсказывают нам легкие пути, указывая на ложные возможности, тем самым отдаляя нас от намеченной цели.
Всегда нужно сверять курс, желание должно совпадать с тем, чего мы действительно хотим достичь.
Почему нужно ответственно подойти к выбору, очень четко сформулировал Джавахарлал Неру — виднейший политик XX века, первый премьер-министр независимой Индии:
Всем нам предоставлена свобода выбирать: либо жизнь внизу, в долинах, где нездоровые туманы, но жизнь в известной мере в безопасности, либо подняться в горы, где нам сопутствуют риск и опасности, чтобы дышать чистым воздухом вершин, радоваться шири, открывающейся нашим взорам, и приветствовать восходящее солнце.
Если вы четко осознаете, что к делу нужно подойти основательно и ответственно, но не знаете, с чего начать, возьмите себе за образец человека, который обладает тем, что называется ответственностью, и старайтесь быть таким, как он. Больше рассчитывайте на себя. Кто рассчитывает на себя, тот многое умеет и, как правило, многим обладает. Не перекладывайте ни на кого ответственность за происходящее. Никого ни в чем не обвиняйте.
Ведь китайская мудрость гласит: «Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный же человек требует всего от других».
Любите свою работу, живите своим трудом и умейте наслаждаться и получать удовольствие от осознания того, что работа ваша хорошо выполнена.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение на тему Великая Отечественная война Каждый человек проживающий в России должен знать свою историю, что бы не повторять прошлых ошибок и знать устройство общества. Война, сколько всего вложено в смысл этого слова. Горе, печаль, потери, сплоченность
- Сочинения по произведению Мастер и Маргарита
- Сочинение на тему Рассвет (описание рассвета) 5, 6 класс Рождение каждого нового дня начинается с рассвета. Это время, когда оживает природа. Некоторые люди уже проснулись, вышли на утреннюю пробежку, а есть и такие, которые трудятся по ночам и всякий раз могут наблюдать всю прелесть рассвета.
- Сочинение Фамусовская Москва в комедии Горе от ума Грибоедова Московское дворянское общество первой половины 18 века очень наглядно, красочно, правдиво и очень сатирически нарисовал в комедии Горе от ума Александр Сергеевич Грибоедов.
- Сочинение Жизнь Обломова (Гончаров) Обломов – главный герой одного из основных произведений Гончарова Ивана Александровича. Его образ – образ не просто ленивого, а невообразимо ленивого человека. В романе Илья Ильич очень редко вставал со своего любимого
Живите своей жизнью
К сожалению, очень часто мы совершаем две большие ошибки, когда пытаемся брать ответственность за других людей на себя. Первая заключается в том, что мы пренебрегаем свободной волей другого человека и стараемся навязать ему свое видение и понимание ситуации. Это всегда приводит к внутреннему сопротивлению этого человека, которое может проявиться в виде ссоры или скандала и, как результат, ухудшению отношений. Другая проблема противоположна первой. Многие стараются полностью посвятить себя жизни другого человека, принося в жертву свои желания и мечты. Тем самым, как бы, проживая чужую жизнь, а не свою.
Проживая жизнь другого человека, мы упускаем свою собственную. Наступает момент, когда мы понимаем, что человек, которому мы отдали себя, не способен оценить это и, оставшись без сил, бесцельно доживаем отведенное нам время.
Чувство ответственности за других людей – одно из главных в нашей жизни. И мы всеми силами должны стремиться развивать его в правильном направлении. Это поможет нам расставить приоритеты в нашей жизни, создать гармоничные отношения с другими людьми и научиться нести последствия без ущерба для себя.
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна.
Теги: ответственность за других людей
Что такое ответственность?
Большинство словарей определяет слово «ответственность» как производное от слова «ответственный».
Во многих из них вы можете увидеть что-то вроде:
То есть, ответственность — это когда вас могут наказать за плохие результаты. И многие люди воспринимают и понимают ответственность именно так. Нет ничего удивительного в том, что кто-то не хотел бы брать ответственность — кому же понравится, когда его наказывают.
Но на самом деле, как мы увидим в примерах ниже, это неправильное определение и ответственность имеет мало общего с наказаниями.
Вот более правильное определение из другого словаря:
Получается, что ответственность – это наличие прав и обязанностей в отношении какой-либо деятельности, в отношении руководства делами, а также связанное с ними чувство долга и ревнивое отношение.
Это очень просто. Саша играет в футбол. У него сейчас мяч, он хочет забить его в ворота. Он может делать с мячом различные вещи. Он должен соблюдать правила игры. Он может создавать разные события с этим мячом. Он ответственен за мяч. Он может победить.
Быть ответственным гораздо выгоднее.
Как стать ответственным Человеком?
1. Прежде всего займитесь личностным ростом – начните посещать тренинги, курсы и вебинары по личностному развитию, читайте книги известных людей и тренеров (Брайан Трейси, др.). Постоянно вкладывайте в свой личностный рост.
2. Тренируйте свою ответственность! Тренируйтесь на себе и на других: берите не сложные обязательства и старайтесь их выполнить вовремя и точно, начните уважать себя за это. Чтобы было легче – записывайте свои обещания себе самому, и обещания данные другим людям в рабочей тетради. Отмечайте в ней все выполненные обязательства. Далее, переходите всё к более значимым и серьёзным делам и обязательствам.
Суть в том, что вы должны быть сами уверены в себе, что если вы дали слово, то вы его непременно сдержите.
3. Постоянно работайте со своими жизненными целями. Как правильно работать со своими целями – читайте здесь.
4. Учитесь владеть собой и управлять всеми своими проявлениями. Самообладание и Самоконтроль – это прямой показатель вашей ответственности за самого себя, в каком состоянии вы живёте. Вам на себя наплевать, или вы всегда стараетесь быть “в порядке”.
5. Ответственность предполагает – расчёт (браться за то или иное дело или нет), взятие обязательств (ответственности за дело, достижение цели, др.), договор (данное слово – устно или на бумаге) и выполнение обязательств (поиск решений, безупречность, своевременность, др.). Все эти составляющие должны работать без сбоев.
Развитие ответственности – не всегда даётся просто, иногда нужна индивидуальная помощь целителя или коуча (психолога). Если вы хотите поработать с наставником или целителем индивидуально – напишите мне в форму обратной связи.
Рекомендую так же следующие статьи:
- Жизненные цели человека
- Как правильно ставить и достигать цели
- Сильные личные качества необходимые для развития
Формирование ответственного поведения
Что такое ответственность мы выяснили. Теперь разберемся, откуда она появляется, как формируется?
Человеческий индивид не может существовать в отдельности от социума: жить, развиваться, удовлетворять свои потребности и развивать способности мы можем только среди людей. Формирование ответственности начинается еще в глубоком детстве, когда ребенок учится существовать в коллективе.
Уже в детском саду малыш знает много из того, что можно, а что нельзя. Что есть плохо, а что хорошо. Чтобы вписаться в группу, он должен вести себя так, чтобы его приняли – выполнять установленные среди детей нормы и правила.
Если он будет бить по голове лопаткой рядом сидящего мальчика, то его накажут – отругают и поставят в угол. Ребенок быстро ловит эту причинно-следственную связь и понимает, что за свои поступки надо отвечать. Это и есть первое осознание своей ответственности за свои действия.
Почему возникает боязнь ответственности?
Существует ряд причин, вызывающих боязнь ответственности:
- Непонимание того, зачем это нужно;
- Неуверенность в своих силах;
- Ответственность выбрана не сознательно, а навязана другими;
- Эгоизм, лень или апатия;
- Ущемление своих личных прав и свобод.
Разберем эти причины и проанализируем, как можно победить каждую из них.
1. Ответственность, зачем она нужна?
В данном случае речь идет не о боязни, а скорее о непонимании смысла. Действительно, а зачем? Лишняя морока в загруженном графике. Кому то что-то обещать, быть должным. Но почему-то более ответственные сотрудники получают премии и карьерный рост. Надежные юноши встречаются с классными девчонками. Вообще такие люди по-другому воспринимаются обществом, чаще находят друзей и союзников. Возможно ответственность – это не обуза, а привилегия? Если стать надежным человеком, то и жить будет легче? Взгляд эгоистичный, но все люди по-своему эгоисты.
2. А вдруг не получится быть ответственным?
Это уже явная боязнь ответственности. Страх не справиться с возложенными надеждами. Опасение подвести кого-нибудь. Причина этого не в том, что человек плохой, а в том, что он просто не уверен в себе. Чтобы его перевоспитать, следует вводить поручения постепенно, от более простых к сложным. Себя переучить сложнее, но и это реально. Главное начать жить по принципу «кто, если не я?»
3. Ответственность по принуждению.
Порой необходимость действий продиктована кем-то другим. Общество навязывает нам обязанности перед своей страной, перед другими членами социума. Например, ребенок не хочет учить уроки, но ему приходиться это делать, поскольку требуют родители и учителя.
В данном случае уместно использовать такое психологическое понятие, как локус контроля – распределение ответственности между собой и внешними факторами. Если локус контроля внешний (экстернальный), то человек склонен перекладывать ответственность на других. Если внутренний (интернальный) – на себя. В первом случае, он будет воспринимать обязанность, как насилие, а во втором – с готовностью ее примет.
4. Лень быть ответственным.
Еще одна распространенная причина отказа от ответственности – лень и апатия. Сюда можно отнести и эгоизм, из-за которого становится лень быть кому-то чем-то обязанным. Единственным эффективным способом расшевелить такого человека станет поднятие его общего тонуса, пополнение запасов жизненной энергии. Пока он не сменит свою жизненную позицию на проактивную, ждать надежности не стоит.
5. Ответственность ущемляет права человека.
Описывая этот пункт, в мыслях сразу появляется капитан, уходящий на дно вместе со своим тонущим кораблем. Он бы тоже мог уплыть, но долг не дает ему этого сделать. В этом случае, свобода и ответственность противопоставляются друг другу. Не удивительно, если возникнет страх. Кто захочет крабов кормить, зная, что мог легко смыться? Допустим, капитан добровольно выбрал эту работу, зарплату большую получал, детей в Гарварде выучил. А что говорить о человеке, которому навязали обязанности вообще без каких-либо «бонусов» от этого. Такая личная ответственность его точно не порадует. К слову, бывает еще и коллективная, которая появляется в группах людей, взаимосвязанных между собой. Яркий пример – «честь мундира» или поговорка, что «не бывает чужих детей» и любой взрослый в ответе за ребенка, находящегося рядом.
В общем, если уважаемый читатель проявил ответственность и внимательно прочел этот материал, ему уже не сложно будет понять смысл и значение этого слова. Также, становиться понятным и почему возникает боязнь ответственности. Чтобы ее избежать, необходимо, чтобы были четко разделены свобода и ответственность
Важно понимать, что любое решение должно быть принято добровольно. Только в таком случае ответственность будет восприниматься как выбор, а не принуждение
Ответственность за свой выбор
Каждый день в нашей жизни возникают ситуации выбора. Можно сказать, что наша жизнь – это сплошной выбор. Куда пойти учиться? С кем дружить? С кем создать семью? Где работать? Порой от нашего выбора зависит, как дальше будет складываться жизнь. Мы выбираем не только то, как нам себя вести, но и что нам чувствовать. Наше отношение к окружающим людям и событиям определяет наши эмоции и чувства.
Жизнь не всегда приносит нам только хорошие события. Случаются неприятности, катастрофы, болезни. Человек может быть недоволен свои положением в обществе, внешностью, здоровьем, зарплатой и т.д. Мы не можем изменить все, что нас не устраивает. Но это не означает, что у нас нет выбора. Мы вправе выбирать, как отнестись к происходящему. У нас есть выбор: использовать трудности как возможность вырасти личностно или опустить руки дать ситуации сломить нашу волю.
Некоторые люди прячутся за социальной ответственностью, чтобы избежать ответственности за выбор. «Я поступаю так, потому что должен». Так происходит из-за ряда причин. Одна из них – это то, что, выбирая из нескольких возможностей, мы вынуждены от чего-то отказаться. Допустим, если человек соглашается поработать в свой выходной и заработать больше, он теряет возможность провести этот день с семьей. Даже будучи в ролевой ответственности, нам приходится выбирать, какая роль в настоящий момент важнее.
Иногда люди застревают и не могут совершить выбор. Причина может быть в сильном страхе ошибиться или большой вариативности решений, при которой человек просто теряется. Например, человек хочет поехать отдохнуть, и ему предлагают массу вариантов. Он так долго думает, что его отпуск заканчивается.
Ответственные сотрудники чаще, чем безответственные выполняют существующие договоренности. Вот только за счет чего они это делают? И какую практическую пользу приносят бизнесу? А развитие ответственности сотрудника — это реальность или вымысел?
Давайте разбираться
Контроль ответственности сотрудников и терминология
Вот такие определения Ответственности дает Википедия:
- Ответственность — объективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
- Ответственность — определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований.
А так трактует Ответственность толковый словарь Ожегова:
Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках.
Исходя из этих определений, в практическом применении это выглядит следующим образом: если тебе дали задание, то ты понимаешь, что надо будет отвечать, т.е. если не сделаешь – оштрафуют.
Остается не понятным, какая польза для бизнеса от ответственного сотрудника. Ну, разве что, работник не пойдет судиться с работодателем, если его уволят за систематическое невыполнение поставленных задач. Он же понимал, что обязан был нести отчет.
Вот работники и «несут» этот самый отчет из всех своих производственных сил. Чтобы не быть уволенными, они «несут» его в полной мере своих мыслительных и ораторских способностей: кто ловчее придумает причину невыполнения и красноречивее изложит свои доводы руководству, тот и молодец. Руководитель считает, что работник ответственный (он же отчитался в невыполнении), но бизнес при этом не получает запланированный результат. А значит и доход.
_______________________________________________________________________
Предлагаем оценить эффективность персонала, провести обучение руководителей и сотрудников, оценку, онлайн оценку персонала, командообразование и бизнес-симуляции.
Алексей Широкопояс — эксперт по развитию персонала, основатель портала КОМПЕТЕНЦИИ /hr-media.ru/ [email protected]; 8-926-210-84-19
_______________________________________________________________________________
Развитие ответственности сотрудника — практическая польза
На самом деле практическая польза развития ответственности сотрудника, конечно же, состоит не в том, чтобы придумать максимально объективную причину невыполнения задания. Польза в том, что ответственный работник изо всех своих сил старается выполнить взятые на себя обязательства. При этом ответственный человек не будет брать на себя те обязательства, с которыми, как он предполагает, он может не справиться. А если уж пообещал выполнить поставленную задачу, то прилагает для ее достижения максимум усилий: предварительно анализирует и минимизирует возможные риски, изыскивает необходимые ресурсы, проявляет активность при встрече с трудностями. Беда только в том, что, даже если сотрудник старается, не факт что он готов нести ответственность за результат. К сожалению, контроль за ответственностью сотрудника – не мешок с цементом, и невозможно увидеть «несёт» он ее, или «не несёт».
Но есть то, что очень четко маркирует ответственного работника (да и любого ответственного человека) – это его поведение в случае неудач и промахов. То есть в тот самый момент, когда результата достичь не удалось, и надо «отдавать отчет».
Сравните несколько высказываний условных работников, которым не удалось справиться с заданием (при этом контроль за ответственностью сотрудника не велся):
- Контракт не подписан, т.к. уже неделю контрагент не отвечает на мои телефонные звонки.
- Контракт не подписан, т.к. наши корпоративные регламенты не обозначают четких условий сотрудничества.
- Контракт не подписан, т.к. руководство не выделило необходимых ресурсов.
- Контракт не подписан, т.к. мне не удалось подобрать весомых аргументов.
Я уверена, что вам легко удалось определить единственного ответственного работника из этой четверки. Конечно же, это последний товарищ. Хотя все четверо не справились с заданием, развитие ответственности четвертого сотрудника сослужит немалую пользу бизнесу. Потому что он единственный из всех, кто впоследствии готов самостоятельно скорректировать свои собственные действия для достижения нужного результата. Он просто в следующий раз лучше подготовится к переговорам: соберет дополнительную информацию, проанализирует преимущества сотрудничества, будет более настойчивым в продвижении своей позиции. Все же остальные будут ждать, когда внешние, не зависящие от них причины как-то сами собой изменятся к лучшему: контрагент начнет отвечать на звонки, регламенты перепишутся, руководство выделит ресурсы. И могут не дождаться.
Виды ответственности
В социальном аспекте существует два вида ответственности:
- Личная – человек берет на себя некие обязательства, которые планирует выполнить. Например, я беру денежный кредит и обязуюсь перед банком выплатить его в установленные сроки. В случае если я по каким-то причинам откажусь от выполнения договора, то буду нести за это личную ответственность в виде штрафов, судебных разбирательств и прочих последствий. Другой пример: вы решили завести собаку – берете ее под свою личную ответственность. Никто не обязан кормить ее, гулять с ней, одним словом – ухаживать за вашим питомцем, потому что это был ваш выбор и отвечать за него тоже придется вам.
Коллективная ответственность равномерно распределяется между членами группы. Например, все мы люди, и все в равной степени отвечаем за сохранность нашей планеты. Загрязнение окружающей среды, вырубка лесов, истребление животных – за все это отвечает человечество. Один человек не может уничтожить планету или спасти ее, а вот ее население в совокупности способно и на первое, и на второе.Или возьмем в качество примера завод по изготовлению чего-либо. Весь процесс производства поделен на действия, каждое из которых выполняет конкретный рабочий. Получается, что все сотрудники несут личную ответственность, а весь штат – коллективную.
Структура качества
Её также стоит отметить вниманием, рассказывая о том, что значит «быть ответственным человеком». Структура данного качества включает в себя осознание человеком своей общественной роли и социальной ценности
А также принятие необходимости действовать в соответствии с общепринятыми требованиями как факт. Также структура включает в себя готовность контролировать и нести ответ за свои поступки или бездействие, учитывать повлеченные последствия и предвидеть их в дальнейшем, отчитываться перед собой и давать самооценку.
Ещё можно многое рассказать о данном качестве. Но напоследок хотелось бы отметить, что наличие ответственности красит человека, как ничто другое.
Обзразец 4
Ответственный человек-это тот, который выполняет данные обещания. Таким людям всегда доверяют, так как они не опаздывают, когда сказали, что придут в назначенное время и возвращают вещи, которые одалживали.
В период юности ответственность играет важную роль, но не столь важную: выполнение домашней работы в срок, посещение школьных занятий, подготовка развлекательных мероприятий. Юный ум может не понимать серьёзность ситуации
Мало подготовить, например, выступление, важно чтобы это было сделано в срок и качественно. С момента вступления подростка во взрослую жизнь ответственность преследует его везде: на работе, в университете, дома
Есть люди, которые боятся принимать решения, выполнять серьёзные поручения, поэтому они подчиняются другим. Такая мягкость может привести к плачевным последствиям. Людей, которыми легко манипулировать, часто обманывают, предают. Если подумать, то такая жизнь очень скучна и бессмысленна. Люди учатся на своих ошибках, пробуя что-то делать бесконечное количество раз и анализируя ошибки. Только так можно добиться успеха.
Я считаю, что ответственность должна воспитываться с детства. Большую роль в этом играет родительское воспитание. Представим такую ситуацию. Ребёнку не дают проявлять инициативу, высказывать собственное мнение, заниматься тем, чем он хочет. С большой вероятностью такой ребенок вырастет в инфантильного молодого человека, который будет жить с родителями на их деньги, потому что ему будет лень устраиваться на работу.
Примеры безответственности легко найти в реальной жизни. Ужасны случаи врачебных ошибок, произошедших из-за прогуливавших учёбу и не хотевших учиться студентов, которые начали оперировать. Следователей, которые не хотят разбираться в преступлениях, а арестовывают первого попавшегося. Нельзя отрицать, что в нашей стране происходят такие случаи, они говорят о том, что безответственные поступки могут сломать жизнь невинных людей.
Хочу привести пример правильного поступка из моей жизни. В детстве я разбил дорогую вазу, которую родители купили в Екатеринбурге, сначала я хотел переложить вину на кота Ваську, но мне стало его жалко. Не желая поступать подло, я признал вину перед родителями. Конечно, мама и папа расстроились и наказали меня, но они были горды за мой поступок. В этом и есть суть ответственности. Нужно уметь принять заслуженное наказание.
Таким образом, ответственность — очень важна для любого человека. Не только взрослого, но и ребёнка. Нужно поступать честно, не отрицать собственные ошибки, а отвечать за них.
15.3 9 класс ОГЭ
Кейс. Прекариат
Несёт ли ответственность бедняк на вэлфере за то, что он не может трудоустроиться и вылезти из бедности? Можно ли его «переучить» и «заставить» вырваться из замкнутого круга? Может, он «просто не хочет»?
Да, бедняк имеет свою энистемность по отношению к экономике страны. Исчезающе малую, но имеет. Потому что он числится в базах данных, получает вэлфер и имеет паспорт.
- Означает ли это, что «он сам виноват в своём положении, шёл бы учиться»? Совершенно нет.
- Означает ли это, что «он сам выбирает нищету»? Конечно, нет.
- Означает ли это, что «он просто не хочет взять свою жизнь под контроль»? Нет.
Все три вопроса относятся к вере в справедливый мир и попытке объяснить рациональность мира, а не к энистемности. Человек оказался в описанной ситуации из-за того, что изначально по совершенной случайности находился в неудобной стартовой позиции (неполная семья, место рождения, экономическая ситуация в регионе, доступность образования, и так далее).