Преимущества и недостатки
В психологии выделяется ряд достоинств и недостатков эксперимента. Плюсы:
- Можно повторить изучаемое событие, чтобы подтвердить данные или получить новую информацию.
- Высокая точность получаемых результатов.
- Можно выбрать любой момент изучаемого события для его углубленного изучения.
- Возможность манипулировать независимыми переменными для получения новой информации.
Минусы:
- Умышленное влияние на психику испытуемого.
- Возможность получения агрессивной реакции на создаваемые условия.
Опыты проводятся после прохождения психологических тестов, чтобы не навредить испытуемому.
3.1. Этапы экспериментального психологического исследования
Любой вид экспериментального психологического исследования имеет в своем составе относительно логически законченные части, которые носят название “этапы исследования”. Условно можно выделить четыре этапа:
1) подготовительный, или организационный;
2) основной, или этап исполнения исследования;
3) этап обработки полученных данных;
4) этап анализа и интерпретации результатов исследования.
Подготовительный (организационный) этап является начальным этапом психологического исследования и лежит в основе организации эксперимента. Он имеет большое значение в эксперименте, поскольку от правильного
выбора направления исследования, методов его проведения, средств обеспечения (что входит в содержание этого этапа) зависит ход и исход эксперимента.
Основной этап (этап исполнения) является наиболее ответственным и трудоемким этапом психологического эксперимента. Это обусловлено тем, что его содержанием является сбор психологических фактов, а факты — это, образно говоря, воздух ученого, без них эксперимент несостоятелен.
Этап обработки данных эксперимента предпол-агает организацию и проведение работы по группировке полученной фактологической информации, вычислению (расчету) основных показателей исследуемых психологических явлений, выявлению основных тенденций.
Этап анализа и интерпретации полученных результатов — заключительный этап психологического эксперимента. Его основным содержанием является качественное (описательное) объяснение полученных результатов, анализ количественных показателей исследуемых явлений, на основе чего делается заключение о правомерности выдвинутого предположения и направлении дальнейших исследований.
предыдущая
к содержанию
следующая
А так же в разделе «3.1. Этапы экспериментального психологического исследования »
- 3.2.Подготовка экспериментального психологического исследования
- 3.3.Основной этап экспериментального психологического исследования (этап исполнения)
- 3.4.Обработка данных эксперимента
- 3.5.Анализ и интерпретация результатов эксперимента
- ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
- Лабораторная работа № 1 ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПРОСТОЙ СЕНСОМОТОРНОЙ РЕАКЦИИ
- Лабораторная работа №2 ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ
- Лабораторная работа №3 ИЗМЕРЕНИЕ ОСТРОТЫ ЦВЕТОРАЗЛИЧЕІІИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕКТРАЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
- Лабораторная работа № 4 ОЦЕНКА ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ
- Лабораторная работа №5 ИЗМЕРЕНИЕ И ОЦЕНКА ПОЛЯ ЗРЕНИЯ
- Лабораторная работа №6 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ
- Лабораторная работа № 7 ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
- Лабораторная работа №8 ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И НАСТРОЕНИЯ
- Лабораторная работа №9 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Лабораторная работа № 10 ОЦЕНКА АУДИОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
- Лабораторная работа № 11 ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА И КРИТИЧЕСКОЙ ЧАСТОТЫ СЛИЯНИЯ МЕЛЬКАНИЙ (КЧСМ)
- Лабораторная работа № 12 ИЗМЕРЕНИЕ ЛАТЕНТНЫХ И МОТОРНЫХ ПЕРИОДОВ ПРОСТОЙ СЕНСОМОТОРНОЙ РЕАКЦИИ
- Лабораторная работа № 14 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИБРАЦИОННОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
- Лабораторная работа № 15 ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРА МЕТОДОМ ПАРНОГО АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
- Лабораторная работа № 16 ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОМЕОСТАТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ
Представление о видах эксперимента
Что такое виды эксперимента в психологии? Под этим понятием подразумевают длительное исследование одного или нескольких объектов. Причем результат может быть совершенно непредсказуемым.
Например, когда математик начинает решать задачу, то он точно знает, какое в ответе у него получится значение. Химику известно, каким станет раствор, если он смешает несколько компонентов. Физик может рассказать наперед результат любого явления, происходящего вокруг.
С этой гуманитарной наукой ситуация обстоит немного иначе. Существуют основные виды эксперимента в психологии. Каждое исследование может стать самым непредвиденным.
Классификации экспериментов
В зависимости от условий проведения выделяют
- Лабораторный эксперимент — условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных — элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.
- Полевой, или естественный эксперимент — эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных — рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни то есть за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.
В зависимости от результата воздействия выделяют
Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.
Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.
Патопсихологический эксперимент — целью эксперимента ставится задача качественной и количественной оценки основных процессов мышления; экспериментатор, как правило, не интересуется непосредственными результатами тестирования, так как в ходе эксперимента проводится исследование способа достижения результата.
В зависимости от уровня осознанности
В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на
- те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
- те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
- и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).
Метод эксперимента в психологии и типы исследований
Для получения материала применяют следующие способы:
- активный — квазиэксперименты, модификации лабораторных экспериментов;
- пассивный — измерения, корреляционные исследования, наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Методы, относящиеся к первой группе, применяют для воздействия на объект, чтобы вызвать конкретное явление или процесс. А использование методов из последней группы приводит к фиксированию естественно протекающих процессов.
Типы экспериментальных исследований в зависимости от формальных оснований:
- Исследовательский или поисковый эксперимент. Он проводится для выяснения, есть ли причинная связь между переменными. То есть, проверяют гипотезу о существовании зависимостей, которые вероятно возможны между независимой и зависимой переменными A и B. Например, может ли быть связь между появлением у человека идеального слуха и прослушиванием классической музыки?
- Подтверждающий эксперимент проводится лишь в том случае, если получены данные о том, что между переменными есть качественная связь. После чего исследователь выдвигает гипотезу о виде связи. Например, не все музыкально одаренные люди предпочитают слушать классическую музыку. Но стоит узнать, какие музыкальные жанры им больше всего нравятся.
В качестве характеристики методов эксперимента в психологии используют такие понятия как:
- полевые исследования — наблюдения за процессами, протекающими естественным путем;
- пилотажный эксперимент — пробный, предваряющий целую серию экспериментов, для него характерен сокращенный план работы и меньшее число испытуемых;
- критический эксперимент — проводится с целью одновременной проверки всех выдвинутых гипотез и предположений.
В психологии методы эксперимента позволяют обеспечить исследователям высокую точность полученных результатов. При возникших сомнениях всегда можно провести повторное изучение в тех же условиях.
На какие типы делится метод эксперимента
Эксперименты подразделяются на несколько видов на основе разных характеристик.
- Лабораторный эксперимент проводят в специализированных условиях. В данном случае на объект исследования происходит целенаправленное и плавное воздействие на объект изучения со стороны исследователя. Главное преимущество лабораторного исследования заключается в строгом контроле над участниками и использование специализированной аппаратуры для измерений показателей. Однако, перенос полученных данных на реальные условия нередко создает трудности при таком типе экспериментов. Трудности связаны с тем, что при лабораторном варианте испытуемый осознает свое участие в нем, что может повлечь за собой мотивационные искажения.
- Естественный эксперимент имеет место в реальных условиях. Преимущество этого метода заключается в том, что изучение объекта происходит в обыденной жизни, благодаря чему перенос данных на реальность происходит легко. Испытуемых не всегда информируют о том, что они участвуют в опыте, что исключает мотивационные искажения. Недостатком такого формата является невозможность контроля всех условий, непредвиденные помехи и искажения.
- Полевой эксперимент схож по своей схеме с естественным, однако, допускает использование аппаратуры для регистрации данных, а участников информируют об их участии в исследовании. При этом знакомая обстановка положительно сказывается на уровне искажений, значительно его снижая.
Существуют и другие классификации экспериментов. Исходя из цели исследования, различаются:
- поисковый;
- пилотажный;
- подтверждающий.
Характер влияния определяет эксперименты как:
- констатирующие;
- формирующие;
- контрольные.
Возможность влияния разделяет на спровоцированный и эксперимент, на который ссылаются.
Эксперименты Лэндиса
Эксперименты Лэндиса также имеют название «Спонтанные выражения лиц и подчинённость». Цикл этих экспериментов был проведён психологом Карини Лэндисом в Миннесоте в 1924 году. Целью эксперимента было выявление общих закономерностей работы групп лицевых мышц, которые отвечают за выражение эмоций, а также поиск мимики, характерной для этих эмоций. Участниками экспериментов были студенты Лэндиса.
Для более отчётливого отображения мимики на лицах испытуемых были нарисованы специальные линии. После этого им предъявлялось что-либо способное вызвать сильные эмоциональные переживания. Для отвращения студенты нюхали аммиак, для возбуждения они смотрели порнографические картинки, для удовольствия – слушали музыку и т.д.
Но самый широкий резонанс вызвал последний эксперимент, в котором испытуемые должны были отрезать голову крысе. И поначалу многие участники наотрез отказывались делать это, но в итоге всё равно делали. Результаты эксперимента не отразили никакой закономерности в выражении лиц людей, зато показали, насколько готовы люди подчиняться воле авторитетов и способны под этим давлением делать то, чего в обычных условиях делать бы никогда не стали.
Так ведь и в жизни: когда всё отлично и складывается так, как нужно, когда всё идёт своим чередом, тогда мы чувствуем себя уверенными в себе людьми, имеем своё мнение и сохраняем индивидуальность. Но стоит только кому-то оказать на нас давление, как большинство из нас сразу же перестают быть собой. Эксперименты Лэндиса в очередной раз доказали, что человек легко «прогибается» под других, перестаёт быть самостоятельным, ответственным, разумным и т.д.
На самом же деле, никакой авторитет не может заставлять нас принуждать делать того, чего мы не хотим. Тем более, если это влечёт за собой причинение вреда других живым существам. Если каждый человек будет отдавать себе в этом отчёт, то, вполне вероятно, это сможет сделать наш мир куда гуманнее и цивилизованнее, а жизнь в нём – комфортнее и лучше.
9
Некоторые области исследований, в которых используются экспериментальные методы
Использование экспериментальных методов было, пожалуй, главной характеристикой, по которой психология стала отличаться от философии в конце 19 века. С тех пор эксперименты стали неотъемлемой частью большинства психологических исследований. Ниже приводится пример некоторых основных областей, в которых используются экспериментальные методы.
Когнитивная психология
Некоторые из основных тем, изучаемых когнитивными психологами, это память, обучение, решение проблем и внимание. Большинство когнитивных экспериментов проводятся в лаборатории, а не в социальных условиях, это делается главным образом для обеспечения максимального контроля экспериментальных переменных и минимального вмешательства от несущественных событий и других аспектов ситуации. В дополнение к изучению поведения экспериментаторы могут использовать МРТ или ПЭТ, чтобы они могли видеть, какие области мозга активны во время когнитивной обработки
Познание животных
Познание животных относится к умственным способностям животных, и исследования в этой области часто фокусируются на вопросах, аналогичных тем, которые представляют интерес для когнитивных психологов, использующих людей. Когнитивные исследования с использованием животных часто могут более тщательно контролировать условия и использовать методы, недоступные для исследований с людьми.
Кроме того, такие процессы, как кондиционирование, у животных проявляются в более простой форме, некоторые животные демонстрируют уникальные способности, которые проясняют важные когнитивные функции, а исследования на животных часто имеют важные значения для выживания и эволюции видов.
Ощущение и восприятие
Эксперименты по ощущению и восприятию имеют очень долгую историю в экспериментальной психологии. Экспериментаторы обычно манипулируют раздражителями, влияющими на зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и проприоцепцию.
Сенсорные измерения играют большую роль в этой области, охватывая многие аспекты сенсорных характеристик — например, минимальные различимые различия в яркости или обнаружение запахов, такое измерение включает использование таких инструментов, как аттенюатор, стробоскоп и многие другие, перечисленные ранее в этой статье. Эксперименты также исследуют тонкие явления, такие как зрительные иллюзии или эмоции, вызванные различными видами раздражителей.
Поведенческая психология
Бихевиористский подход к психологии достиг пика популярности в середине двадцатого века, но все еще лежит в основе многих экспериментальных исследований и клинического применения. Его основателями являются такие деятели, как Иван Павлов, Джон Б. Уотсон и Б.Ф. Скиннер. Экспериментальное изучение пищеварительной системы у собак Павловым привело к обширным экспериментам, в ходе которых он установил основные принципы классической обусловленности.
Уотсон популяризировал бихевиористский подход к поведению человека, его эксперименты с Альбертом особенно известны. Скиннер отличил оперантное кондиционирование от классического и установил экспериментальный анализ поведения в качестве основного компонента в последующем развитии экспериментальной психологии.
Социальные психологи используют экспериментальные методы как внутри лаборатории, так и за ее пределами, чтобы понять социальное взаимодействие человека. Два широко цитируемых эксперимента в эксперименте по социальной психологии — эксперимент в Стэнфордской тюрьме, проведенный Филиппом Зимбардо в 1971 году, и эксперимент по послушанию Мильграма, проведенный Стэнли Милгрэмом. В обоих экспериментах обычные люди были вынуждены участвовать в поразительно жестоком поведении, предполагая, что такое поведение может очень сильно зависеть от социального давления. Из-за возможных негативных последствий для участников.
Этапы психологического эксперимента
Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы:
- Первичная постановка проблемы
- Постановка психологической гипотезы
- Работа с научной литературой
- Поиск определений базовых понятий
- Составление библиографии по тематике исследования
- Уточнение гипотезы и определение переменных
- Определение экспериментальной гипотезы
- Выбор экспериментального инструмента, позволящего:
- Управлять независимой переменной
- Регистировать зависимую переменную
- Планирование экспериментального исследования
- Выделение дополнительных переменных
- Выбор экспериментального плана
- Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
- Проведение эксперимента
- Подготовка эксперимента
- Инструктирование и мотивирование испытуемых
- Собственно экспериментирование
- Статистическая обработка
- Выбор методов статистической обработки
- Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
- Проведение статистической обработки
- Интерпретация результатов и выводы
- Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала
Метод эксперимента в психологии — что это за подход
Опредение
Метод эксперимента в психологии — метод, который используется для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
При проведении такого рода опыта необходимо соблюдение строгой логики доказательства и использование достоверных фактов в качестве основы.
Проведение эксперимента заключается в создании некоторой искусственной ситуации. Исходя из этого в последствии можно выделить причины изучаемых явлений, оценить и проконтролировать следствия этих причин, а также понять связь между явлениями, которые исследуются при проведении опыта. Методика включает в себя систему способов и приемов, которые нужны для осуществления эффективного экспериментального исследования.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Экспериментальная психология не является отдельным видом психологии, а представляет собой общий методологический подход, находящий применение в разных областях психологической науки. Данные, полученные в ходе опыта, используются для конструирования не только общей психологии, но и специальных отраслей науки:
- психофизиология;
- инженерная психология;
- возрастная психология;
- клиническая психология;
- психология управления.
Главной задачей эксперимента в психологии является превращение внутреннего психологического явления или процесса в доступный объективному наблюдению. В таких случаях необходимо достичь адекватного и однозначного проявления явления во внешнем поведении. Это возможно благодаря тщательному контролю условий возникновения и протекания этого явления.
Структура эксперимента в психологии выглядит следующим образом:
- испытуемый (группа или объект);
- экспериментатор (исследователь);
- стимуляция (способ воздействия на участника, который выбрал исследователь);
- ответ на стимуляцию от испытуемого (его реакция);
- условия опыта (все, что может дополнительно повлиять на поведение объекта).
Общие сведения
Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», ), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной.
В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула.
Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:
Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:
- Независимая переменная
- Зависимая переменная
- Дополнительные переменные (или внешние переменные)
Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др.). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).
Основная задача экспериментального исследования
Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы». То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.
Этапы эксперимента
В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы.
Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента.
План эксперимента должен строиться с учётом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.
Валидность в психологическом эксперименте
Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.
Эксперимент, как метод исследования
При изучении явлений возможно использование нескольких видов методов: активные (эксперименты) и пассивные (наблюдение, архивное и биографическое исследование).
Метод эксперимента подразумевает под собой активное влияние или вызывание исследуемого процесса, присутствие основной и контрольной (максимально схожая с основной, но не подвергающаяся влиянию) экспериментальных групп. По своему смысловому назначению выделяют исследовательский эксперимент (при неизвестности наличия взаимосвязи между выбранными параметрами) и подтверждающий (когда взаимосвязь переменных установлена, но необходимо выявить характер этой связи). Для построения практического исследования необходимо изначальное формулирование определений и изучаемой проблемы, постановка гипотез, последующая их проверка. Полученные результативные данные обрабатывают и интерпретируют, используя методы матстатистики, учитывающей особенности переменных и выборок испытуемых.
Отличительными чертами экспериментального изучения являются: искусственная самостоятельная организация условий для активизации или появления определенного изучаемого психологического факта, возможность изменять условия и устранять некоторые из влияющих факторов.
Все построение экспериментальных условий сводится к определению взаимодействия переменных: зависимой, независимой и побочных. Под независимой переменной понимается то условие или явление, которое может варьировать или изменять экспериментатор (выбранное время суток, предлагаемая задача), чтобы проследить его дальнейшее влияние на зависимую переменную (слова или ответные на стимул действия испытуемого), т.е. параметров другого явления
В ходе определения переменных важно обозначить и конкретизировать их так, чтобы они поддавались регистрации и анализу
Помимо качеств конкретности и регистрируемости, должно быть соответствие валидности и надежности, т.е. тенденция сохранять устойчивость показателей ее регистрируемости и сохранении полученных показателей только при условиях, повторяющих экспериментальные, касательно выбранной гипотезы. Побочными переменными являются все факторы, которые косвенным образом влияют на результаты или течение эксперимента, будь то освещение или уровень бодрости испытуемого.
Метод эксперимента обладает рядом преимуществ, среди которых повторяемость изучаемого явления, имеющаяся возможность влиять на результаты путем изменения переменных, возможность выбора начала осуществления эксперимента. Это единственный метод, дающий наиболее достоверные результаты. Среди причин критики данного метода находится непостоянность, спонтанность и уникальность психики, а также субъект-субъектные отношения, которые своим наличием не совпадают с научными правилами. Еще одной негативной характеристикой метода является то, что условия лишь частично воспроизводят реальность, и соответственно подтверждение и стопроцентное воспроизведение полученных в лабораторных условиях результатов в условиях реальности не возможно.
Задачи исследований
Экспериментальное исследование имеет ряд научных и практических задач. К научным относятся:
- Выявление основных закономерностей моделирования в психологии.
- Разработка фундаментальных основ психологического эксперимента.
- Изучение основных методов психологического эксперимента, разработка методологии.
- Выявление надежных и валидных методик эксперимента.
- Научное обоснование основных этапов эксперимента и возможность их практической реализации.
Валидность методики означает ее достоверность в ходе текущих и заключительных проверок, отражая погрешности и ошибки.
А надежность сигнализирует о возможности неоднократного воспроизведения результатов. Таким образом научные задачи отражают взаимосвязь теоретических основ психологии с практическим их применением в ходе эксперимента.
Практические задачи вытекают из прикладных сфер и направлены на изучение поведения человека.
К этим задачам относятся:
- Составление психологического портрета описательными методами.
- Выявление причин поведения.
- Разработка методов поведенческой коррекции.
- Построение прогноза поведения личности.
Практическое применение этого направления особенно актуально в разработке метода эксперимента в сфере психологии управления.
Возможности и ограничения
Естественный эксперимент в психологии имеет ряд возможностей и ограничений. Возможности:
- Получение информации о внутренних, внешних условиях активности испытуемого.
- Возможность увидеть скрытые качества личности, свойства, их развитие.
- Получение информации о мотивах, методах, поведении личности.
Ограничения:
- Проведение многих опытов ограничивается нарушением прав человека.
- Психика не является постоянной.
- Психическое состояние может проявляться спонтанными всплесками эмоций.
- Психика является уникальной и не поддается статистике.
Психика является слишком сложным объектом для изучения. Поэтому результаты одного и того же опыта, проведенного с разными людьми, могут отличаться
Литература
-
Зароченцев К. Д., Худяков А. И.
Экспериментальная психология: учеб. — М.: Проспект, 2005. С. 51. -
Никандров В. В.
Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002. С. 78.
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Смотреть что такое «Формирующий эксперимент» в других словарях:
формирующий эксперимент
— см. эксперимент формирующий. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 …
Формирующий эксперимент
— особый метод психологического исследования, состоящий в том, что исследователь определенным образом строит обучение (воспитание) испытуемого с целью получить заданное изменение его психики. В отличие от метода… …
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
— разновидность педагогического эксперимента, который не ограничивается регистрацией выявленных факторов, а позволяет раскрыть закономерности процессов обучения и воспитания, определить возможности их оптимизации. Педагог исследователь включается в …
Формирующий эксперимент
Словарь-справочник по педагогической психологии
Формирующий эксперимент
— применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого … Словарь по педагогической психологии
эксперимент формирующий
— применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживаний изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Э. ф. позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, а через создание… … Большая психологическая энциклопедия
Эту страницу предлагается объединить с Лабораторный эксперимент (психология) … Википедия
ЭКСПЕРИМЕНТ ОБУЧАЮЩИЙ
— – является по форме естественным экспериментом (ибо осуществляется в привычных условиях обучения, где испытуемые могут и не осознавать себя участником специально создаваемой экспериментальной ситуации), по цели – преобразующим экспериментом. Э.о … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ЭКСПЕРИМЕНТ
— (от лат. experimentum проба, опыт) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий, напр., педагогический… … Профессиональное образование. Словарь
эксперимент
— Предложение человеку по своей воле прожить, испытать, ощутить актуальное для него или пойти на осознанный эксперимент, воссоздав в ходе терапии спорную или сомнительную для него ситуацию (прежде всего в символической форме). Краткий толковый… … Большая психологическая энциклопедия
Книги
, Дробышева Т. В.. В монографии представлены результаты теоретического, экспериментального и эмпирических исследований экономической социализации формирующейся личности
Значительное внимание уделяется…
Экономическая социализация личности. Ценностный подход , Дробышева Татьяна Валерьевна
В монографии представлены результаты теоретического, экспериментального и эмпирических исследований экономической социализации формирующейся личности. Значительное внимание уделяется…
Норма фробениуса матрицы
Три эффективных способа самовнушения
Эксперименты С. Шехтера
Американский психолог Стэнли Шехтер (1922 – 1997) известен своими экспериментами, изучающими значения когнитивных процессов (совокупности психических процессов, обеспечивающих рациональное познание мира) в переживании эмоциональных состояний.
Исследуемыми были студенты, половине из которых была введена настоящая инъекция. От неё учащалось сердцебиение, дыхание и было заметно покраснение кожи. Второй половине (контрольной группе) была сделана инъекция плацебо, не вызывающая никаких физиологических последствий. Все участники получили разную информацию: одна группа знала реальные сроки наступления побочных действий, вторая была дезинформирована о дополнительных эффектах (зуд, головная боль и онемение пальцев), третья группа не получала никаких объяснений
Именно последней группе было уделено особое внимание, поскольку ожидалось, что они начнут самостоятельно искать объяснения своего состояния
В каждой из экспериментальных групп была сформирована соответствующая атмосфера: эйфории для одной половины и гнева для другой. В итоге было подтверждено, что участники, которые не знали о побочных действиях, поддавались тому настроению, которое искусственно создавалось. А те, кто знали – были более нейтральны в эмоциях при любой ситуации. Так было доказано, что для физиологического возбуждения внутренние изменения необходимы, но этого недостаточно, чтобы пережить определённые чувства, качество которых зависит от доступных в конкретный момент когнитивных факторов.