Как развить память

Методики заучивания

О разных методах заучивания коранических текстов и способах его читать много сказано в специальной исламской литературе, и эти методы учитывают разные факторы, в том числе физиологические, психологические, социальные

Но все они сходятся в том, что тем, кто начинает учить, следует уделить особое внимание организации учебного процесса. Исламскими учеными была разработана система развития памяти, которая обобщила в себе опыт знатоков Корана и мусульманскую традицию изучения Корана, и которая является эффективной при условии постоянства, терпения и настойчивости

Хадисы гласят, что сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ могли учить наизусть по пять-шесть аятов, и пока они не претворялись в жизнь, к заучиванию других они не приступали. Как закрепить в памяти выученное и как подытожить полученные знания? Это можно сделать, опираясь на опыт сподвижников Посланника Аллаха ﷺ, если после изучения аятов повторять их часто, читать их наизусть, стараться осмыслить их значение, а также ознакомиться с тем, какое им дано толкование, то результат не заставит себя долго ждать.

Последовательность изучения лучше соблюдать следующую: мусульманин должен выбрать ту суру, которую хочет выучить. Начать целесообразнее с изучения одной из коротких сур, а они расположены в конце Корана. Следует прослушать внимательно чтение тех аятов, которые были выбраны, а затем будет правильным ознакомиться с переводом и с их толкованием. Далее можно начинать учить наизусть, и не только читать их, но и писать, чтобы запоминать визуально.

Учить три-четыре коротких аята за один раз – этого будет достаточно на первых этапах изучения Корана. После того, как тексты будут заучены, можно соединить их вместе и повторять наизусть уже целыми сурами. Приступать к заучиванию новой суры не следует, если предыдущий не выучен основательно и не закреплен. Объем выученного текста со временем будет увеличиваться, и постепенно обучающийся сам поймет, какой объем текста или количество строк он способен за один раз выучить.

Поэтапно накапливая, выученные тексты следует повторять регулярно

И не только ежедневное повторение выученного является эффективным средством – также обучающемуся важно писать их, читать выученные аяты в намазах во время совершения молитв. Ниже приведен курс видео-лекций о том как выучить Коран легко, в данном видео приводятся советы и методики, необходимые условия и правила, а также примеры людей, ставших хафизами Корана

10 произвольных слов. Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов

Вводные замечания. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психи­ческими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.

Цель занятия. Изучение особенностей памяти больных нервно-психическими заболеваниями.

Стимульный материал. Набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу, составление которого не представляет большой трудности. Желательно иметь несколько таких наборов.

Примеры набора слов

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

Порядок работы. Испытуемому дается инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке». Экспериментатор читает слова медленно и четко. В прото­коле он отмечает крестиком или цифрой порядок и точность воспроизведения слов после каждого предъявления. (Порядок воспроизведения слов может быть информативным при анализе способа запоминаемого материала.) Иногда больные называют лишние слова, что также отмечается экспери­ментатором в протоколе.

Как правило, для больных требуется не менее 8—10 предъявлений для полного (или почти полного) воспроизведения (здоровые обычно запоминают все слова уже со второго или тре­тьего предъявления).

В некоторых случаях для изучения сохранения запоминаемого материала испытуемого просят воспроизвести слова через час или на следующий день.

Обработка и анализ данных. На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладыва­ется число повторений, по вертикали — число правильно вос­произведенных слов. Существенна прежде всего качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости больных.

Больные разных нозологических групп проявляют специфику в выполнении данного задания:

— при черепно-мозговой травме или нейроинфекции больные воспроизводят и запоминают первые и последние слова;

при этом, объем запоминаемого материала от повторения к повторению не увеличивается;

Прием 4. Флеш-карточки

Метод хорош в случаях, когда от зубрежки отказаться нельзя, но хочется, чтобы после контрольной или экзамена знания не покинули ученика. Особенно эффективен при изучении иностранных слов: на лицевой стороне карточки находится слово, перевод которого нужно вспомнить, на обратной — русский перевод. Такой же способ подходит для изучения определений — с двух сторон карточки находятся термин и его толкование.
Преимущество такого метода в том, что человек не привязывается к последовательности изученного, ведь карточки можно перемешать и продолжать учить их в другом порядке.
Для тех, кто не хочет делать карточки вручную или желает иметь их при себе все время, есть специальный сервис Quizlet, который доступен в веб-версии и приложении для смартфонов. Виртуальные карточки также может сделать учитель и «раздать» своим ученикам, чтобы у каждого в телефоне был комплект.

Техники эффективного запоминания

Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.

Ключевые слова

Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.

По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится

Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте

Логические цепочки

Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.

Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.

Рифмы

Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.

Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.

Смотреть, обидеть, видеть.

Держать и ненавидеть.

Зависеть, слышать, гнать.

Вертеть, терпеть, дышать.

Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.

Аббревиатуры

Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.

Мнемонические фразы

Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:

  1. “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
  2. “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  3. “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).

Эффект края

Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.

Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.

Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.

А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.

Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.

Ошибайтесь

Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.

В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.

С какого возраста начать

Стихотворения для развития памяти можно учить в любом возрасте. Многие родители стремятся развивать мышление, память своих малышей, но не знают, когда лучше начать, какие стихи учить для тренировки памяти, сколько строк нужно выучивать ежедневно. По мнению возрастных психологов, начинать такие тренировки следует с того момента, как вы заметили, что ребенок уже осознанно общается, разговаривает. Уже в два – два с половиной года можно начинать регулярные занятия. Они ускорят развитие малыша, помогут ему лучше усваивать потоки информации.

Очень важно начать именно в раннем возрасте. Это уникальный период, когда мозг развивается особенно быстро, происходит бурное формирование памяти ребенка

В этом возрасте он запоминает особенно успешно, схватывает все буквально на лету. Если заниматься ежедневно всего по 15-20 минут, можно сформировать хорошую память и развить мышление.

Красивые стихи для заучивания в подготовительной группе детского сада (по ФГОС)

Дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать вполне «взрослые» художественные произведения. Стихи для заучивания наизусть в подготовительной группе детского сада учат ребенка сопереживать героям, развивают фантазию и воображение, формируют навыки владения словом.

***Милая певунья,Ласточка родная,К нам домой вернулась,Из чужого края.

Под окошком вьётсяС песенкой живою:«Я весну и солнцеПринесла с собою…»Константин Льдов «Весенняя гостья»

***Мама спит, она устала…Ну и я играть не стала!Я волчка не завожу,А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,Тихо в комнате пустой.А по маминой подушкеЛуч крадется золотой.

И сказала я лучу:– Я тоже двигаться хочу!Я бы многого хотела:Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,Я б могла похохотать,Да мало ль я чего хочу!Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,А потом скользнул ко мне.– Ничего, – шепнул он будто, –Посидим и в тишине!..Елена Благинина «Посидим в тишине»

***Вот подснежник на поляне,Я его нашел.Отнесу подснежник маме,Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежноМама обняла,Что раскрылся мой подснежникОт ее тепла.Георгий Виеру «Вот подснежник на поляне»

***Пять маленьких щенятХоть им тепло в соломе,Как детям в зимнем доме.Но всё они пищат.

Я знаю почему:Когда их мать ласкает,Она их называет,Но как — я не пойму.

У них одно желанье:Чтоб дали им прозванье –Светляк, Любимчик, Скок,Шалунья и Снежок.Сергей Городецкий «Пять маленьких щенят»

***Поезжай за моря-океаныи над всею землёй пролети.Есть на свете различные страны,но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,широка и привольна земля,и гремят, не смолкая, заводы,и шумят, расцветая, поля.Михаил Исаковский «Поезжай за моря-океаны»

***У лукоморья дуб зелёный;Златая цепь на дубе том:И днём и ночью кот учёныйВсё ходит по цепи кругом;Идёт направо — песнь заводит,Налево — сказку говорит.Там чудеса: там леший бродит,Русалка на ветвях сидит;Там на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей;Избушка там на курьих ножкахСтоит без окон, без дверей;Там лес и дол видений полны;Там о заре прихлынут волныНа брег песчаный и пустой,И тридцать витязей прекрасныхЧредой из вод выходят ясных,И с ними дядька их морской;Там королевич мимоходом,Пленяет грозного царя;Там в облаках перед народомЧерез леса, через моряКолдун несёт богатыря;В темнице там царевна тужит,А бурый волк ей верно служит;Там ступа с Бабою ЯгойИдёт, бредёт сама собой,Там царь Кащей над златом чахнет;Там русский дух… там Русью пахнет!И там я был, и мёд я пил;У моря видел дуб зелёный;Под ним сидел, и кот учёный,Свои мне сказки говорил.Александр Сергеевич Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный»

***Осень наступила,Высохли цветы,И глядят унылоГолые кусты.

Вянет и желтеетТравка на лугах,Только зеленеетОзимь на полях.

Туча небо кроет,Солнце не блестит,Ветер в поле воет,Дождик моросит..

Зашумели водыБыстрого ручья,Птички улетелиВ теплые края.Алексей Плещеев «Осень»

***Вот моя деревня;Вот мой дом родной;Вот качусь я в санкахПо горе крутой;

Вот свернулись санки,И я на бок — хлоп!Кубарем качусяПод гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,Стоя надо мной,Весело хохочутНад моей бедой.

Всё лицо и рукиЗалепил мне снег…Мне в сугробе горе,А ребятам смех!Иван Суриков «Детство»

Советы

Когда мусульманин приступает к заучиванию коранических сур, ему пригодятся несколько полезных советов, которые сделают процесс заучивания проще и эффективнее.
Полезно во время изучения Корана писать те аяты, которые мусульманин начинает учить. Писать текст на арабском языке – это еще один способ заучить его. Когда человек пишет текст, его фотографическая память запоминает написание, а если человек, когда будет писать текст, будет его проговаривать, то это поможет ему легче заучить аят. Так мусульманин научится и писать аят, и читать его, а затем он может перейти к тому, что будет писать целые суры. Писать следует обязательно на арабском языке – не следует писать на транскрипции, это будет только мешать процессу обучения.
Необходимо составить план заучивания, в котором будет отражено, сколько аятов вы будете заучивать в день, сколько вы сможете запомнить. Этого плана следует придерживаться, поскольку в процессе обучения очень важна регулярность, в основе учения лежит такой важный процесс, как повторение.
Процесс запоминания будет становиться все легче и легче по мере того, как вы будете учить аяты и суры, и чем чаще мусульманин будет заниматься заучиванием, тем проще и легче ему будет учить и целые суры наизусть

Не стоит пропускать ни дня, и очень важно убедиться, что никто не будет отвлекать вас от этого важного процесса, который требует полной концентрации. Место, в котором вы уединитесь, чтобы учить Коран, должно быть тихим и спокойным.
Перед тем, как приступить к заучиванию, надо обязательно прочитать аят с переводом на русский язык, уяснить для себя его смысл, а потом прослушать его на арабском языке

Прослушивание необходимо для того, чтобы не столкнуться с проблемами в произношении, также само прослушивание сур и аятов на арабском языке значительно улучшит качество запоминания.
Суры Корана следует читать вслух на арабском языке, и просто произносить, но также проговаривать слова сур, прислушиваясь во время чтения к своей интонации.
Мусульманин не должен забывать о том, чтобы постоянно обращаться к Всевышнему Аллаху с просьбой облегчить процесс заучивания, сделать легче и сам процесс изучения Корана, ниспослать ключи к получению знаний.
В сурах Священной Книги содержится множество аятов, в которых заучивание текстов Корана поощряется и дается аргументированное обоснование того, чем знатоки Писания превосходят остальных верующих мусульман, какими достоинствами обладают те, кто обучается Корану или обучает других мусульман его аятам и сурам.
В суре 54 «аль-Камар» Всевышний Аллах говорит, что облегчает процесс заучивания аятов и сур Корана для тех мусульман, кто искренне стремится к получению знаний ради довольства и награды Всевышнего Аллаха. В многочисленных хадисах Пророка Мухамада ﷺ рассказывается, что сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ следовали наставлениям, данным в Сунне и Коране, и заучивали наизусть Коран, а к знатокам его относились с почтением. Хадисы свидетельствуют, что изучению сур Корана и распространению этих знаний посвятили всю свою жизнь многие сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ, многие исламские ученые и последователи Пророка Мухаммада ﷺ и его сподвижников, традиция чтения Священной Книги передавалась ими от Пророка Мухаммада ﷺ будущим поколениям мусульман, они заботились о том, чтобы цепочка знатоков Священной Книги которая восходит к Посланнику Аллаха ﷺ, сохранялась. Сподвижники и последователи посвящали свою жизнь тому, чтобы обучить таджвиду или правилам чтения Священной Книги других мусульман, а также донести понимание Священного Корана.
Нет лучшего метода для заучивания аятов, чем постоянно читать, регулярно повторять. Но выбор метода заучивания наизусть зависит от того, какими индивидуальными особенностями обладает человек, который начинает учить Коран, и каких результатов он хочет добиться.

Степень завершения действия

Если человеку предложить серию заданий и позволить одни довести до конца, а другие прекратить незавершенными, то оказывается, что незавершенные задачи он в будущем будет помнить почти в два раза лучше, чем завершенные. Объясняется это следующим образом. После получения задания у испытуемого возникает потребность выполнить его. Эта потребность полностью удовлетворяется при условии выполнения задания. Если же задание не выполнено, потребность остается неудовлетворенной, а из-за существующей связи между памятью и мотивацией, неудовлетворенная потребность влияет на избирательность памяти, сохраняя следы незавершенных задач лучше, чем завершенных.

Использование различных видов и типов памяти. Человеку легче запомнить материал, если одновременно задействованы такие виды памяти, как словесно-логическая, образная и произвольная, или такие типы, как зрительная, слуховая и двигательная.

Ассоциативная карта (mind map)

Это карта мыслей, которая позволяет структурировать даже очень сложный для восприятия материал. В произвольном стиле изображается карта прочитанного, на основе которой пересказывается материал. Такой прием будет полезен тем, кому необходимо быстро выучить текст, но не обязательно воспроизводить его дословно. Яркий план, где все разложено по полочкам, хорошо отпечатается в памяти.

Методика:

  • Выделите ключевую проблему. Напишите или нарисуйте ее, обведите в круг.
  • Второстепенные мысли изображайте в виде ответвлений в любую сторону. Кто-то рисует вправо и влево, кто-то сверху вниз. Ограничений нет.

Получится развернутый план в удобном формате, опираясь на который легко пересказать материал своими словами. Тем, кто любит рисовать, можно заменять предложения картинками. Это сделает процесс интереснее и даже поможет лучше заучить информацию.

Профилактика ухудшения памяти

Я напишу очень простые шаги к сохранению вашего психического здоровья. Но решение за вами, выполнять их или нет.

Вот короткая памятка по развитию, профилактике и восстановлению памяти:

Держи мозг в тонусе. Участвуй в программах, курсах, делай упражнения и все, что тонизирует главный человеческий компьютер. Закрывай глаза и делай некоторые движения по памяти, ходи на ощупь

Концентрируй внимание. Старайся обращать внимание на мелочи: вывески, обувь прохожих, прически и т

п.
Повторяй вслух. Это тренирует сразу несколько когнитивных процессов.
Расслабляйся. Найди и используй методы для расслабления мозга.
Правильно питайся. Никакой жирной еды, ведь жир делает мозг ленивым. Используй ненасыщенные жиры, кислоты.
Ходи на прогулки. Так происходит обогащение клеток мозга кислородом, мозг начинает лучше работать.
Обеспечь нормальный сон. На правильной подушке, достаточное количество времени. А если несколько раз не получается выспаться, сделай отсыпной день. И помни: недосып накапливается!

Тест запомнить 10 слов. Заучивание 10 слов (А.Р.Лурия)

Шкалы: уровень развития памяти

Назначение теста

Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Инструкция к тесту

Вариант для детей :

«Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкция для взрослых :

«Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».

«Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, – и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. По рядок слов не важен».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Интерпретация результатов теста

По полученному протоколу составляется график, кривая запоминания. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

Приёмы для запоминания словарных слов

1. Ребенок должен понимать лексическое значение запоминаемого слова. Убедитесь в этом.

2. Орфографическая работа над словом:

  • постановка ударения,
  • выделение зеленым цветом трудной буквы,
  • звукобуквенный анализ слова,
  • деление слова на слоги и для переноса.

3. Письменное заучивание правописания данного слова:

  • правописание словарного слова под диктовку;
  • подбор однокоренных слов;
  • составление словосочетаний с этим словом;
  • придумывание предложений с этим словом;
  • подбор синонимов, антонимов, загадок, поговорок с данным словом.

5. Использование метода ассоциаций.

Один из самых действенных методов запоминания словарных слов. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Удачно подобранное слово-ассоциация становится проверочным для трудного и непроверяемого ранее словарного слова.

Какой ассоциативный образ будет эффективным?

  1. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Например, ассоциативная связь может быть по:

  • цвету;
  • месту расположения;
  • форме;
  • звучанию;
  • действию;
  • вкусу;
  • материалу;
  • назначению;
  • количеству и т.д.

2. Ассоциативный образ или слово должны иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является опасной в словарном слове.

Пример со словами-запоминалками:

  • лИмон – кИслый, Апельсин – слАдкий, рЕбята — дЕти
  • гАзета — бумАга, кАрман — дырА, кОнцерт — нОта, хОр
  • зАвод — трубА, кОрабль — вОлны, инЕй — бЕлый
  • кАпуста — зАяц, кАрандаш — грАнь, бумАга, сОбака — хвОст

Пример с рисунками:

в слове горох на месте запоминаемой буквы можно нарисовать горошину, похожую на букву «О», а при написании слова «яблОкО», на месте букв «О», изобразить круглые яблочки, в слове «Обед» заменить букву «О» тарелкой.

Ребенок лучше запомнит словарное слово, если придумает связку-ассоциацию самостоятельно!

Если не получается, то можно воспользоваться готовыми рисунками, но нежелательно.

6. Для лучшего запоминания можно придумывать различные задания.

Например, можно не просто писать слова под диктовку, а распредедять слова на группы. Распределение может быть:

  • по родам;
  • по числам;
  • по склонениям;
  • по частям речи;
  • с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
  • одушевленные или неодушевленные предметы;
  • с непроверяемой безударной гласной;
  • удвоенной согласной и т.д.

7. Способ написания слов с закрытыми глазами.

Ребенку дается следующая инструкция (все выполнять с закрытыми глазами.)

  • Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
  • Назови его по буквам.
  • Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»?
  • Прочти медленно, как будешь писать.
  • Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь.

Данное упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.

8. Игра “Глаз-фотограф”

Слова напечатаны на полосках бумаги.

Каждое слово на отдельной полоске. Напечатаны крупным печатным шрифтом. Ребенку показывают слово на одну секунду. А потом он по памяти его записывает. За одну игру можно показывать 5-8 слов.

Такая игра развивает внимательность, повышает интерес к обучению.

9. Игра «Найди слова»

В каждой строчке спрятались два словарных слова. Найди их и подчеркни цветным карандашом.

Например:

М И С А П О Г И М И Р У С С К И Й Т О ГТ О Л С О Р О К А Н А В Я Г О Д А Н А ТЮ Д Ф Л Д У Ч Е Б Н И К А М Е С Я Ц ЖТ О М Е Д В Е Д И Ц А К А Я З Ы К А Т А

П Е Н Т О К Л А С С О К О М О Л О К О Т БТ Ь Л И С И Ц А П Л Е Н О П Е Т У Х А Т АВ Ы Р А Т Ь Л П О С У Д А Э Х Т М О Р О ЗН И К О Р А Б О Ч И Й К О Р Е Л О П А Т А

Ю Т Р А Д Е Р Е В Н Я Б Л О З А Я Ц К А М ВЫ В К А П У С Т А М А З А В О Д Н Ы Ф У ЗМ И Н О Л Р Л О П А Т А И В А П Е Н А Л БК А Р А Н Д А Ш Н И К О Р О М Я З Ы К О Т

И Т О Н Г Д Е Ж У Р Н Ы Й Ю С У Б Б О Т АВ Ы К М Е Д В Е Д Ь Д О Л К О Р О В А Т АО Д Е Ж Д А И Т И П А Р А П А Л Ь Т О Н ЫЗ А М О Р О З К О Н Ь К И И Т В А Р О П Т Э

К О М Е С Я Ц Т И Н К Е Г Я З Ы К И Т Б Ю ЖУ Л Т Я Г О Д А М А Т Р У Ч Е Н И К Ы Ф П БМ О Х О Р О Ш И Й Ф Ы В А К Л А С С Ь Т ИУ В Ы С А О Р Е Б Я Т А К У Е Н М О Л О К О

10. Игра «Анаграммы»

Составь из перемешанных букв словарное слово. Даоее можно предложить ребенку составить и записать предложение с разгаданным словарным словом. Или же выполнить любое другое задание из предложенных выше.

Например:

д ь т е р а тб й е в о о ра т б у б с оя ц з ак о о р а с

а в о о р нк у ч е и но к а б с оа ч к е д о ви щ р т а о в

а б к а с оз а б р е ёр г у д во с е л е вь л у и ч т е

о д о г рш х й р о о иа р е т я бя ц м с ек у б ч е и н

к з ы яи с г а п ом з р о ол е а п нр е т е в

о ы т б с рр г у в до с о р кг д я о аа т а о л п

Различные упражнения, которые помогут ребенку выучить правильное написание словарных слов и подготовиться у словарному диктанту или любой другой работе по русскому языку.

Как тренировать память — 5 мега полезных упражнений по 5 минут в день

1. Поиграем в воспоминания

Ежедневно в разговоре с детьми просите их вспомнить события дня. Побуждайте описывать людей, действия, предметы детально. Пусть малыш вспомнает погоду, запахи, одежду, количество, пол и возраст людей, последовательность событий.

Уделяя такому разговору всего несколько минут в день, вы тренируете наблюдательность, умение замечать особенности поведения людей, качества предметов. Развиваются аналитические способности, умение связно рассказывать, увеличивается активный словарный запас.

2. Считайте в уме

Счет в уме активизирует зоны мозга, ответственные за развитие памяти. Предлагайте детям складывать, вычитать, умножать и делить стоимость покупок, номера домов, проезжающие машины, предметы. Делайте это непринужденно, в игровой форме, при каждом удобном случае.

3. Угадай-ка

Упражнение для развития памяти в виде игры. Можно проводить словесно или подкреплять слова изображениями. Варианты подобных игр можно найти в магазинах.

Принцип следующий:

  • Водящий описывает предмет или животное.
  • Партнёр должен угадать, что или кто имеется ввиду.

Упражнение тренирует память, ассоциативное и образное мышление, умение концентрировать внимание, слушать

4. Делайте что-то руками

Аппликации, рукоделье, игра на музыкальных инструментах, рисование или раскрашивание – любые виды занятий, задействующие мелкую моторику, активизируют работу префронтальной коры мозга. Развивается память, речевые навыки, усидчивость.

5. Меняйте руку

Побуждайте детей делать привычные вещи левой рукой, если ребёнок левша, то правой. Непривычные движения способствуют тренировке мозга, возникновению новых нейронных связей.

Учить стихи быстро получается у тех детей, с которыми целенаправленно работают их родители. Уделяйте время для развития памяти, воображения и словарного запаса ребенка. Читайте ему вслух даже тогда, когда он научился делать это самостоятельно. Заинтересованность мамы, ее похвала – лучшие стимулы для детей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: