Зрение

Глаза как показатель состояния

Глаза человека способны передавать немало информации в процессе его взаимодействия с другими людьми и окружающим миром. Глаза могут излучать любовь, гореть от гнева, отражать радость, страх или беспокойство, говорить о тревоге или усталости. Глаза показывают, куда смотрит человек, заинтересован он в чём-либо или же нет.

Например, когда люди закатывают глаза, беседуя с кем-то, это можно расценивать совершенно иначе, нежели обычный взгляд, направленный вверх. Большие глаза у детей вызывают у окружающих восторг и умиление. А состояние зрачков отражает то состояние сознания, в котором в данный момент времени находится человек. Глаза – это показатель жизни и смерти, если уж говорить в глобальном смысле. Наверное, именно по этой причине их называют зеркалом души.

Как избежать

По словам Виктории Акопян, зрительная гимнастика не имеет доказанной эффективности. Также бесполезно есть чернику или морковку в больших количествах. Единственный доказанный способ профилактики детской близорукости — ежедневные прогулки. 

Если не получается гулять по два–три часа каждый день, то можно:

– купить лампу светотерапии и поставить около рабочего места ребенка

Важно выбирать с хорошей фильтрацией ультрафиолетового света и не меньше 2500 люкс. Чем больше яркость, тем короче будут ежедневные сеансы.  

– выходить два–три раза в день на балкон на 15–20 минут или стоять у открытого окна. Можно придумать игру и считать красные машины или наблюдать за воробьями, главное почаще переводить взгляд на далекие предметы.

– увеличить доступ свежего воздуха в квартире даже зимой. 

– устраивать спортивные пятиминутки и разминку каждые 30–40 минут.

Оболочки глаза

Снаружи оно покрыто белочной оболочкой (склерой). Она самая толстая, прочная и обеспечивает глазному яблоку определённую форму. Склера составляет приблизительно 5/6 часть наружной оболочки, она непрозрачна, белого цвета и частью видна в пределах глазной щели. Белковая оболочка — очень прочная соединительнотканная оболочка, которая покрывает весь глаз и защищает его от механических и химических повреждений.

Передняя часть этой оболочки прозрачная. Она называется — роговицей. Роговица имеет безупречную чистоту и прозрачность благодаря тому, что постоянно протирается мигающим веком и промывается слезой. Роговица — единственное место в белковой оболочке, через которое внутрь глазного яблока проникают лучи света. Склера и роговица — довольно плотные образования, обеспечивающие глазу сохранение формы и предохранение его внутренней части от различных внешних вредных воздействий. За роговицей находится кристально прозрачная жидкость.

Изнутри к склере прилегает вторая оболочка глаза — сосудистая. Она обильно снабжена кровеносными сосудами (выполняет питательную функцию) и пигментом, содержащим красящее вещество. Передняя часть сосудистой оболочки называется радужной. Находящийся в ней пигмент обусловливает цвет глаз. Окраска радужки зависит от количества пигмента меланина. Когда его много — глаза тёмно- или светло-карие, а когда мало — серые, зеленоватые или голубые. Людей с отсутствием меланина называют альбиносами. В центре радужки есть небольшое отверстие — зрачок, который, суживаясь или расширяясь, пропускает, то больше, то меньше света. Радужка отделяется от собственно сосудистой оболочки ресничным телом. В толще его находится ресничная мышца, на тонких упругих нитях которой подвешен — хрусталик — прозрачное тело, похожее на лупу, крошечная двояковыпуклая линза диаметром 10 мм. Он преломляет лучи света и собирает их в фокусе на сетчатке. При сокращении или расслаблении ресничной мышцы хрусталик меняет свою форму — кривизну поверхностей. Это свойство хрусталика позволяет чётко видеть предметы как на близком, так и на далёком расстоянии.

Третья, внутренняя оболочка глаза — сетчатая. Сетчатка имеет сложное строение. Она состоит из светочувствительных клеток — фоторецепторов и воспринимает свет, поступающий в глаз. Она расположена только на задней стенке глаза. В сетчатке различают десять слоёв клеток

Особенно важное значение имеют клетки, получившие название колбочек и палочек. В сетчатой оболочке палочки и колбочки расположены неравномерно

Палочки (около 130 млн.) отвечают за восприятие света, а колбочки (около 7 млн.) — за цветовое восприятие.

Палочки и колбочки имеют в зрительном акте различное назначение. Первые работают на минимальном количестве света и составляют сумеречный аппарат зрения; колбочки же действуют при больших количествах света и служат для дневной деятельности аппарата зрения. Различная функция палочек и колбочек обеспечивает высокую чувствительность глаза к очень высоким и низким освещенностям. Способность глаза приспосабливаться к разной яркости освещения называется адаптацией.

Глаз человека способен различать бесконечное разнообразие цветовых оттенков. Восприятие многообразия цветов обеспечивают колбочки сетчатки. Колбочки чувствительны к цветам только при ярком свете. При слабом освещении восприятие цветов резко ухудшается, и все предметы в сумерках кажутся серыми. Колбочки и палочки действуют вместе. От них отходят нервные волокна, образующие затем зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Зрительный нерв состоит примерно из 1 млн. волокон. В центральной части зрительного нерва проходят сосуды. В месте выхода зрительного нерва палочки и колбочки отсутствуют, вследствие чего свет этим участком сетчатки не воспринимается.

Определения

Согласно Международной классификации болезней 11 (2018 г.), нарушения зрения делятся на две группы: нарушения дальнего зрения и нарушения ближнего зрения.

Нарушения дальнего зрения:

  • легкое – острота зрения в пределах 6/12-6/18 (0,5-0,3);
  • умеренное – острота зрения в пределах 6/18-6/60 (0,3-0,1);
  • тяжелое – острота зрения в пределах 6/60-3/60 (0,1-0,05);
  • слепота – острота зрения ниже 3/60 (0,05).

Нарушения ближнего зрения:

острота зрения вблизи хуже N6 или .08M на расстоянии 40 см.

Качество жизни людей с нарушениями зрения зависит от целого ряда факторов. К ним, в частности, относятся доступ к профилактике и лечению, доступ к услугам по восстановлению зрения (включая доступ к ассистивным техническим средствам, таким как очки или белые трости), а также наличие или отсутствие мер по облегчению для слабовидящих доступа в здания, средства транспорта и обеспечению возможностей получения информации.

Движение глаз

Ещё одним из важных элементов зрительной системы является движение глаз. Умалять значение этого вопроса никак нельзя, т.к. чтобы вообще иметь возможность использовать зрение должным образом мы должны уметь поворачивать глаза, поднимать их, опускать, короче говоря – двигать глазами.

Всего можно выделить 6 внешних мышц, которые соединяются с внешней поверхностью глазного яблока. К этим мышцам относятся 4 прямые (нижняя, верхняя, боковая и средняя) и 2 косые (нижняя и верхняя):

В тот момент, когда какая-либо из мышц сокращается, мышца, являющаяся для неё противоположной, расслабляется – это обеспечивает ровное движение глаз (в противном случае все движения глазами осуществлялись бы рывками).

При повороте двух глаз автоматически изменяется движение всех 12 мышц (по 6 мышц на каждый глаз). И примечательно то, что процесс этот является непрерывным и очень хорошо скоординированным.

Контроль и координация связи органов и тканей с центральной нервной системой посредством нервов (это называется иннервацией) всех 12 глазных мышц представляет собой один из очень сложных процессов, происходящих в мозге. Если же добавить к этому точность перенаправления взора, плавность и ровность движений, скорость, с которой может вращаться глаз (а она составляет в сумме до 700° в секунду), и соединить всё это, мы получим на самом деле феноменальную по части исполнения подвижную глазную систему. А то, что человек имеет два глаза, делает её ещё более сложной – при синхронном движении глаз необходима одинаковая мускульная иннервация.

Мышцы, которые вращают глаза, отличны от мышц скелета, т.к. их составляет множество всевозможных волокон, а контролируются они ещё большим числом нейронов, иначе точность движений стала бы невозможной. Данные мышцы можно назвать уникальными ещё и потому, что они способны быстро сокращаться и практически не устают.

Как устроено

Свет проходит через роговицу на передней поверхности глаза, затем попадает в хрусталик. Его задача сфокусировать луч на сетчатке. Она расположена на задней поверхности глаза и преобразовывает увиденное глазом в нервные импульсы, которые передает в головной мозг. Чтобы изображение получилось нормальным, роговица должна быть изогнута равномерно, а глаз — нормальной длины. Тогда пучок света попадает на сетчатку и мы хорошо и четко видим окружающий мир. 

Близорукость развивается, если пучок света фокусируется перед сетчаткой из-за неправильной кривизны роговицы или увеличенной длины глаза. У новорожденных детей в норме глаз уплощенной формы. Получается, что расстояние до сетчатки короткое и световой пучок попадает за её пределы. Примерно к семи годам зрение приходит в норму. 

Но если у ребенка есть склонность к близорукости, глаз продолжает расти и удлиняться. Так после точки нормального видения начинается снижение зрения. Особенно это заметно в подростковом возрасте, когда из-за бурного роста острота зрения может снизиться на одну–две единицы за год.

Функции зрения

Системы Придатки и части глаза Функции
Вспомогательные Брови Отводят пот со лба
Веки Защищают глаза от световых лучей, пыли, пересыхания
Слёзный аппарат Слёзы смачивают, очищают, дезинфицируют
Оболочки глазного яблока Белочная
  • Защита от механического и химического воздействия.
  • Вместилище всех частей глазного яблока.
Сосудистая Питание глаза
Сетчатка Восприятие света, светорецепторы
Оптическая Роговица Преломляет лучи света
Водянистая влага Пропускает лучи света
Радужная оболочка (радужка) Содержит пигмент, придающий цвет глазу, регулирует отверстие зрачка
Зрачок Регулирует количество света, расширяясь и суживаясь
Хрусталик Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией
Стекловидное тело Заполняет глазное яблоко. пропускает лучи света
Световоспринимающая (зрительный рецептор) Фоторецепторы (нейроны)
  • Палочки воспринимают форму (зрение при слабом освещении);
  • колбочки — цвет (цветовое зрение).
Зрительный нерв Воспринимает возбуждение рецепторных клеток и передаёт в зрительную зону коры головного мозга, где происходит анализ возбуждения и формирование зрительных образов

Как проходит проверка5

В кабинете для проверки остроты зрения находится таблица с осветителем или проектор знаков. Место для пациента сразу установлено на необходимом расстоянии. (Либо кресло для пациента, либо линия перед которой стоит пациент)

Пациент становится на стандартное расстояние от таблицы. Чаще всего, человека изначально проверяют без средств коррекции (очков, линз). Предлагают закрыть левый глаз и называть буквы, на которые указывает врач.

Если пациент не видит самые крупные буквы, то проверяющий остроту зрения показывает несколько своих пальцев и просит назвать их количество. Постепенно приближается к пациенту пока пациент не назовёт правильное количество.

Если пациент не может сосчитать пальцы, то исследователь двигает кистью перед исследуемым глазом. Острота зрения записывается как «движение тени», когда пациент видит движение.

Если и это не удаётся, то при помощи источника света определяется светоощущение. Оно может быть с правильной светопроекцией или с неправильной. В зависимости от того, может ли человек правильно назвать направление источника света.

Если глаз не способен отличить свет от тени, то пишут ноль. При нуле или светоощущении проверку остроты зрения этого глаза прекращают.

Далее аналогичная проверка правого глаза.

После этого производится рефрактометрия (исследование рефракции пациента с помощью аппарата при его наличии, что значительно облегчает работу).

При остроте зрения выше светоощущения используются средства коррекции (очки, линзы) для определения максимальной остроты зрения. Для этого существует стандартный офтальмологический набор пробных очковых линз с оправой.

В некоторых случаях используется диафрагма с отверстием диаметром 1 — 1,5 мм. При этом у человека с астигматизмом наблюдается прибавка остроты зрения. Этим эффектом пользуются многие предприниматели, продающие перфорационные очки. При макулодистрофии или катаракте острота зрения с диафрагмой может снижаться.

Как сделать проверку дома

Многие пациенты задают вопросы о том, как можно провести проверку остроты зрения дома. Необходимо понимать, полноценную проверку зрения дома провести невозможно.

Но можно скачать из интернета таблицу Сивцева. (именно версию для печати) Распечатать как указано в инструкции. Расположить таблицу на расстоянии 5 метров, хорошо осветить. Прикрывая поочерёдно то один, то другой глаз провести самостоятельно проверку. Необходимо обратиться к врачу если результаты определения остроты зрения ниже 0,8.

Причины снижения остроты зрения могут быть самыми разнообразными. Помочь выяснить, почему снижается острота зрения, может врач-офтальмолог.

Одной из самых распространенных причин снижения остроты зрения является катаракта. Также на качество зрения может влиять недостаточное питание глаз.

Развитие зрения у детей

Новорожденный ребенок почти ничего не видит. В норме постепенно его зрение улучшается. В первые дни он видит предметы, расположенные не дальше метра и только в виде нечетких пятен. При попадании направленного света на зрачки они должны сужаться.

Месячный ребенок уже различает окружающие его предметы, но видит черно-белую картинку. К трем месяцам он уже различает лица членов семьи, может следить взглядом за игрушкой, видит меняющуюся обстановку (дом/улица). К полугоду он различает форму предметов и их цвета, в год – полноценно видит, но острота зрения – около 50 %. К шести годам ребенок видит как взрослый, хотя его зрительный аппарат еще не сформирован окончательно и испытывает повышенные нагрузки.

Из-за чего может испортиться зрение у ребенка

  • Если есть наследственная предрасположенность. Если у обоих родителей есть нарушения зрения (дальнозоркость, катаракта, миопия, астигматизм, глаукома, поражения сетчатки или зрительного нерва), то риски для ребенка возрастают до 80 %.
  • При врожденных отклонениях из-за аномалий внутриутробного развития – например, из-за заболеваний или вредных привычек матери во время беременности.
  • Если есть провоцирующие факторы: травмы или болезни глаз, чрезмерные зрительные нагрузки, несоблюдение режима отдыха, несбалансированный рацион, поражения мозга, злокачественные опухоли.

По каким признакам можно заподозрить нарушения зрения у ребенка

  • 2-месячный ребенок не реагирует на появление мамы и не фокусирует взгляд на предметах при их перемещении.
  • Заметно подергивание глазных яблок.
  • Зрачок стал более светлым.
  • Глазные яблоки выглядят набухшими.
  • Ребенок моргает чаще, чем обычно.
  • Трет глаза, жалуется на боль, дискомфорт, раздваивание предметов.
  • Дошкольник или ученик младшей школы жалуется на головокружения, сонливость, головную боль (особенно в конце дня).

Если вы обнаружили у ребенка одновременно два или больше из перечисленных симптомов, запишитесь на прием к специалисту. Врач, который проверяет зрение, – офтальмолог (окулист).

Также врачебная консультация необходима:

  • если ребенок старше 5 лет постоянно путает цвета;
  • если глаза малыша красные, слезятся, есть выделения;
  • если ребенок смотрит телевизор близко к экрану, а когда его отодвигают, начинает щуриться, тереть глаза, оттягивать уголки глаз;
  • если при чтении он следит за строкой не взглядом, а поворачивает голову. 

Распространенность

Во всем мире около 2,2 млрд человек страдают нарушением ближнего или дальнего зрения. По меньшей мере у 1 млрд из них, т.е. почти у половины, нарушение зрения можно было предотвратить или еще можно скорректировать.

В число этих людей входят лица, страдающие умеренным или тяжелым нарушением дальнего зрения или слепотой, обусловленными нескорректированными аномалиями рефракции (88,4 млн), катарактой (94 млн), глаукомой (7,7 млн), помутнением роговицы (4,2 млн), диабетической ретинопатией (3,9 млн) и трахомой (2 млн), а также нарушением ближнего зрения, вызванным нескорректированной пресбиопией (826 млн) (1).

В том, что касается региональных различий, распространенность нарушений дальнего зрения в регионах с низким и средним уровнем дохода по оценкам выше в четыре раза, чем в регионах с высоким уровнем дохода (1). Распространенность нескорректированных расстройств ближнего зрения составляет более 80% в странах западной, восточной и центральной Африки к югу от Сахары, тогда как в странах с высоким уровнем дохода Северной Америки, Австралазии, Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона этот же показатель не превышает 10% (2).

Демографический рост и старение населения, как ожидается, будут вести к повышению распространенности нарушений зрения.  

Подсказки по сохранению зрения при работе за компьютером

Для сохранения зрения следует хорошо продумать и организовать своё рабочее место. Расположите монитор немного ниже уровня глаз на таком расстоянии, чтобы они не напрягались при рассмотрении текста.

Не менее тщательно надо подойти к выбору кресла. Удобство и комфорт – вот те критерии, которые будут свидетельствовать о благоприятной позе во время работы. Не должно быть никакого напряжения в позвоночнике, а локоть и предплечье пусть опираются на подлокотник под прямым углом.

Смена деятельности

Лучший отдых это смена вида деятельности. Работая за компьютером, для сохранения зрения давайте отдых глазам. Регулярно проветривайте помещение. Во время перерыва через каждые 40-45 минут подойдите к окну, полюбуйтесь прекрасным видом на зелёный двор

А ещё лучше – выйдите на балкон или на свежий воздух и потренируйте свои глаза, перенося внимание с близлежащих предметов на дальние

Гимнастика для глаз

Гимнастику для глаз следует делать в течение 5-10 минут через каждые 2 часа работы за компьютером.Выполняйте следующие упражнения:

  • быстро поморгайте для улучшения кровотока;
  • меняйте фокусировку, направляя взгляд на объекты, расположенные на разном расстоянии от вас, для укрепления мышц, изменяющих кривизну хрусталика;
  • чертите глазами различные геометрические фигуры (круги, квадраты, линии, зигзаги, буквы);
  • подушечками пальцев слегка помассируйте область вокруг глаз;
  • для завершения занятий применяйте пальминг – метод, созданный У. Бейтсом: разотрите ладони до ощущения теплоты, положите их на глаза и посидите в таком положении пару минут для полного расслабления.

Существует большое количество упражнений и методик для восстановления и сохранения зрения. Подберите то, что подходит именно вам и оказывает наибольшее воздействие, что более эффективно. Как и во всех начинаниях, необходимо выдержать 21 день ежедневных упражнений и совершать их, наслаждаясь, без напряжения.

Специализированные очки для работы за компьютером

Знаете ли вы, что разработаны специальные очки-тренажёры для работы за компьютером? Они позволяют устранять напряжение глазных мышц и способствуют улучшению кровообращения не только в глазах, но и в мозгу.

Специализированные очки для работы за компьютером

Помните, что нахождение за компьютером более 6 часов вредно для здоровья взрослого человека, для детей такая норма – не более 4 часов.

Гигиена зрения

Основная задача гигиены 3. — сохранение полноценного 3., позволяющего человеку на протяжении всей жизни успешно выполнять задачи, связанные с учебой, работой и бытом. Гигиена 3. разрабатывает правила для создания зрительного комфорта в разных условиях: 1) рациональное освещение; 2) оптимальный подбор цветовых контрастов; 3) создание благоприятной эмоциональной обстановки. Эти три основных фактора должны предупреждать зрительное утомление, приводящее к расстройству 3.

Основные требования, предъявляемые к естественному и искусственному освещению, — интенсивность света, его равномерность, спектральный состав и др. Необходимость адекватной интенсивности света обусловлена тем, что при слабом освещении трудно выполнять тонкую работу, а при очень интенсивном возникает ослепленность. Регулирование качества искусственного освещения заключается в приближении его спектрального состава к видимому спектру излучения Солнца как наиболее привычному для человеческого глаза. В гиг. отношении прямое освещение неблагоприятно, поскольку источники света, находящиеся в поле зрения, слепят глаза. Полуотраженное освещение в большинстве случаев наиболее целесообразно.

Физиол. исследованиями установлена оптимальная величина освещенности на рабочем месте — 200—3000 лк. Естественное освещение часто создает большие светящие и отражающие поверхности, дающие высокую диффузную освещенность на рабочем месте, что благоприятно отражается на работоспособности. Вопросы, связанные с разработкой оптимального естественного и искусственного освещения, комплексно разрабатываются различными специалистами, а их нормативы находят отражение в специальных правилах (см. Освещение).

Цветовые контрасты имеют большое значение в обеспечении зрительного комфорта, оказывают эстетическое воздействие на человека, также влияют на его работоспособность. Специальными исследованиями установлено, что наиболее благоприятное влияние на 3. оказывают относительно малонасыщенные цвета средней части видимого спектра (желто-зелено-голубые) — так наз. оптимальные цвета. Для сигнализации используются наиболее насыщенные (предохранительные) цвета. Применение различных условных цветов в промышленности и транспорте облегчает запоминание безопасных и опасных ситуаций. Отрицательно влияют на нормальное цветоощущение некоторые профессиональные вредности, интенсивное курение, злоупотребление алкоголем и др. (см. Цветовое зрение).

Благоприятная эмоциональная обстановка для 3. (отсутствие постоянных непрерывных смен полей зрения, резких цветовых контрастов, сильной освещенности, слепящих поверхностей и т. д.) способствует повышению безопасности в выполнении производственных процессов, производительности труда, в т. ч. у лиц, работа которых требует интенсивного участия 3., напр, на конвейере, транспорте и др.

Зрительное утомление может приводить к понижению производительности труда, способствовать развитию патол, состояний глаза (см. Амблиопия, Астенопия, Близорукость, Нистагм и др.). Под влиянием длительной и неблагоприятной зрительной работы уменьшается объем аккомодации глаза, несколько ухудшается баланс наружных мышц глаза (см. Конвергенция глаз, Дивергенция глаз).

В системе мероприятий по сохранению и укреплению здоровья у детей гигиена 3. имеет особое значение

Среди них важное место занимает качество печати школьных учебников (см. Книга), хорошее освещение в учебных классах и дома (особенно при выполнении домашних заданий), регулирование продолжительности и характера зрительной работы, правильная посадка во время занятий, соблюдение режима дня, предупреждение переутомления 3., к-рое может повлечь за собой его расстройства, в частности близорукость.

Детям с аномалиями рефракции необходима своевременная и правильная коррекция 3. (см. Астигматизм глаза, Близорукость, Дальнозоркость).

Гигиена 3. — Аветисов Э. С. Охрана зрения детей, М., 1975; Многотомное руководство по глазным болезням, под ред. В. Н. Архангельского, т. 1, кн. 2, с. 171, М., 1962; Руководство по рациональному цветовому оформлению, под ред. В. Н. Черниговского, М., 1964, библиогр.; Baumgardt E. L’hygiene de la vue, P., 1962.

А. И. Богословский, В. В. Волков; Ю. Г. Григорьев (рад.), А. И. Колотова (невр.).

Подкорковые центры

  • Таламический подкорковый зрительный центр — латеральное коленчатое тело (ЛКТ). Отсюда сигналы поступают в первичную проекционную область зрительной (затылочной) коры (поле 17 по Бродману), для которой характерна ретинотопия (сигналы от соседних участков сетчатки попадают в соседние участки коры).
  • Среднемозговой подкорковый центр зрения – верхние холмы четверохолмия. От них через верхние ручки к ЛКТ таламуса и далее в зрительную кору (координационные рефлексы с участием зрительной сенсорной системы).

Высшие зрительные центры, расположенные в затылочных долях коры больших полушарий.

Изменение зрения с возрастом

Элементы сетчатки начинают формироваться на 6–10 неделе внутриутробного развития, окончательное морфологическое созревание происходит к 10–12 годам. В процессе развития организма существенно меняются цветоощущения ребенка. У новорожденного в сетчатке функционируют только палочки, обеспечивающие черно-белое зрение. Количество колбочек невелико и они еще не зрелы. Распознавание цветов в раннем возрасте зависит от яркости, а не от спектральной характеристики цвета. По мере созревания колбочек дети сначала различают желтый, потом зеленый, а затем красный цвета (уже с 3 месяцев удавалось выработать условные рефлексы на эти цвета). Полноценно колбочки начинают функционировать к концу 3 года жизни. В школьном возрасте различительная цветовая чувствительность глаза повышается. Максимального развития ощущение цвета достигает к 30 годам и затем постепенно снижается.

У новорожденного диаметр глазного яблока составляет 16 мм, а его масса – 3,0 г. Рост глазного яблока продолжается после рождения. Интенсивнее всего оно растет первые 5 лет жизни, менее интенсивно – до 9-12 лет. У новорожденных форма глазного яблока более шаровидная, чем у взрослых, в результате в 90 % случаев у них отмечается дальнозоркая рефракция.

Зрачок у новорожденных узкий. Из-за преобладания тонуса симпатических нервов, иннервирующих мышцы радужной оболочки, в 6–8 лет зрачки становятся широкими, что увеличивает риск солнечных ожогов сетчатки. В 8–10 лет зрачок сужается. В 12–13 лет быстрота и интенсивность зрачковой реакции на свет становятся такими же, как у взрослого человека.

У новорожденных и детей дошкольного возраста хрусталик более выпуклый и более эластичный, чем у взрослого, его преломляющая способность выше. Это позволяет ребенку четко видеть предмет на меньшем расстоянии от глаза, чем взрослому. И если у младенца он прозрачный и бесцветный, то у взрослого человека хрусталик имеет легкий желтоватый оттенок, интенсивность которого с возрастом может усиливаться. Это не отражается на остроте зрения, но может повлиять на восприятие синего и фиолетового цветов.

Сенсорные и моторные функции зрения развиваются одновременно. В первые дни после рождения движения глаз несинхронны, при неподвижности одного глаза можно наблюдать движение другого. Способность фиксировать взглядом предмет формируется в возрасте от 5 дней до 3–5 месяцев.

Реакция на форму предмета отмечается уже у 5-месячного ребенка. У дошкольников первую реакцию вызывает форма предмета, затем его размеры и уже в последнюю очередь – цвет. Острота зрения с возрастом повышается, улучшается и стереоскопическое зрение. Стереоскопическое зрение к 17–22 годам достигает своего оптимального уровня, причем с 6 лет у девочек острота стереоскопического зрения выше, чем у мальчиков. Поле зрения интенсивно увеличивается. К 7 годам его размер составляет приблизительно 80 % от размера поля зрения взрослого.

После 40 лет наблюдается падение уровня периферического зрения, то есть происходит сужение поля зрения и ухудшение бокового обзора. Примерно после 50 лет сокращается выработка слезной жидкости, поэтому глаза увлажняются хуже, чем в более молодом возрасте. Чрезмерная сухость может выражаться в покраснении глаз, рези, слезотечении под действием ветра или яркого света. Это может не зависеть от обычных факторов (частые напряжения глаз или загрязненность воздуха).

С возрастом человеческий глаз начинает воспринимать окружающее более тускло, с понижением контрастности и яркости. Также может ухудшиться способность распознавать цветовые оттенки, особенно близкие в цветовой гамме. Это напрямую связано с сокращением количества клеток сетчатой оболочки, воспринимающих оттенки цвета, контрастность, яркость.

Некоторые возрастные нарушения зрения обусловлены пресбиопией, которая проявляется нечеткостью, размытостью картинки при попытке рассмотреть предметы, расположенные близко от глаз. Возможность фокусировки зрения на небольших предметах требует аккомодацию около 20 диоптрий (фокусировка на объекте в 50 мм от наблюдателя) у детей, до 10 диоптрий в возрасте 25 лет (100 мм) и уровни от 0,5 до 1 диоптрии в возрасте 60 лет (возможность фокусировки на предмете в 1-2 метрах). Считается, что это связано с ослаблением мышц, которые регулируют зрачок, при этом так же ухудшается реакция зрачков на попадающий в глаз световой поток. Поэтому возникают трудности с чтением при тусклом свете и увеличивается время адаптации при перепадах освещенности.

Так же с возрастом начинает быстрее возникать зрительное утомление и даже головные боли.

Что нужно делать родителям, чтобы не допустить болезней глаз у детей

В целях профилактики нарушений зрения:

  • С раннего возраста приучите ребенка не трогать глаза руками, не тереть их и не подносить к ним посторонние предметы.
  • Приучите малыша умывать глаза прохладной проточной водой утром и вечером.
  • Объясните, что опасно долго смотреть на яркий свет.
  • Проконтролируйте режим зрительных нагрузок – просмотр ТВ и компьютерные игры у дошкольников должны занимать не больше 15-30 минут в день, а у школьников – не больше 1-2 часов в зависимости от возраста.
  • Расстояние до телевизора должно равняться пяти диагоналям экрана, среднее расстояние до монитора – 60 см, до книги – не меньше 30 см.
  • Обеспечьте регулярные прогулки – во время них зрительный аппарат отдыхает.
  • Обеспечьте хорошее освещение рабочего места – свет должен падать слева либо сзади (но не справа или спереди).
  • Школьников приучите каждые 45 минут делать перерывы на глазодвигательную гимнастику. Она представляет собой простые движения глазами – моргания, вверх-вниз, вправо-влево, по и против часовой стрелки, вдаль и на кончик носа.
  • Убедитесь, что в рационе ребенка достаточно зеаксантина и лютеина – пигментов, необходимых зрительному аппарату для защиты сетчатки глаз от вредного компьютерного излучения синего спектра. Эти вещества содержатся в сладком перце, шпинате, петрушке, зеленом горошке, кабачках и фисташках.
  • Проконсультируйтесь с офтальмологом – иногда целесообразно пропить курс поливитаминов для глаз.

Плановые проверки зрения у детей

Даже если жалоб на зрение нет, ребенок должен регулярно проходить обязательные плановые осмотры у врача-офтальмолога.

Первый осмотр сразу после рождения проводит врач-неонатолог. В этот момент можно выявить врожденные аномалии строения глаз, катаракты, глаукомы, другие патологии.

Второй осмотр зрения проводят в 1 месяц. Эта диагностика обязательна для детей с уже выявленными нарушениями зрения, недоношенных или перенесших родовые травмы. Остальные проходят проверку по желанию.

В 3 месяца проверка зрения обязательна для всех. Детский врач офтальмолог изучает строение глазного дна бесконтактным способом. Перед этим ребенку закапывают капли для расширения зрачка.

Следующий обязательный осмотр – в 1 год. Аппаратными методами врач-офтальмолог определяет общее стояние зрительного аппарата и остроту зрения.

Плановые проверки детей после года

Дальше проводят ежегодные плановые проверки. У детей до 3 лет врач оценивает состояние глазного дна, хрусталика, роговицы и сетчатки, аккомодацию. Чтобы проверить, нет ли косоглазия и есть ли фокусировка на предметах, он перемещает перед взглядом ребенка яркую игрушку. Если ребенок уже внятно говорит и все понимает, то проверку можно провести с помощью таблиц. Возможно применение офтальмологического оборудования.

В 3-6 лет зрение проверяют с помощью детских таблиц с рисунками и разомкнутыми окружностями. Сначала ребенку вблизи показывают и называют изображения, а потом просят узнать их на расстоянии самостоятельно.

Детям школьного возраста зрение проверяют по таблицам Сивцова. Начинают со строки, соответствующей 100 % зрению. Ребенка просят прикрыть лопаткой один глаз, а вторым распознать букву с расстояния 5-6 метров.

Нормальные коэффициенты

Нормальная острота зрения взрослого человека — 1,0 (100%). У детей нормы остроты зрения меньше и зависит от возраста.

Какое самое лучшее зрение

Верхнего предела вам никто не назовёт. Стандартные таблицы определяют до 2,0. Рекорд Гиннесса принадлежит Веронике Зайдер из Германии в 1972 году и составляет 20,01.

Показатели ниже 1,0. Что это значит?

Всё зависит от того насколько ниже. Острота зрения может очень сильно колебаться в течение дня и зависит от эмоционального состояния, уровня сахара крови, артериального давления. Ваш лечащий врач должен проконсультировать вас по данному поводу.

Почему ухудшается

Самая частая причина развития детской близорукости — большой размер глазного яблока. Это обычно передается по наследству, поэтому дети плохо видящих родителей  тоже часто начинают носить очки. Но есть и другие причины, влияющие на возможное появление близорукости:

Прогулки. Если ребенок слишком мало времени проводит на свежем воздухе, зрение может ухудшаться. Если гулять много, мышцы глаза тренируются при переводе взгляда на дальние и близкие предметы. К тому же солнечный свет сдерживает рост глазных яблок за счет выработки дофамина. Он вырабатывается в сетчатке только под воздействием солнечных лучей, а при его недостатке глаз будет расти до окончания взросления. Это может привести к сильному «минусу» во взрослом возрасте. 

Образование. По некоторым исследованиям, чем сложнее учебная программа, тем больше вероятности развития близорукости. Но это скорее связано с отсутствием прогулок и свежего воздуха из-за высокой учебной нагрузки, чем с перенапряжением глаз. 

Питание

Для нормального развития глаза, как и всего детского организма, важно хорошо питаться. В детском рационе должны быть цитрусовые, растительные масла и морепродукты, особенно рыба. 

Физическая активность

Ее недостаток приводит к нарушению кровообращения и нехватке кислорода. В этих условиях развитие глазного аппарата у ребенка может нарушаться. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: