Ассоциативный тест: прогулка по лесу

Переменные, отражающие эмоциональные проблемы ребенка

Тревога в тесте выражается в форме мыслей о нависших опасностях или угрожающих событиях. Тревога отличается от страха агрессии тем, что время возможной опасности — будущее, т.е. в настоящем опасности нет. Тревога также может проявляться как озабоченность достижением цели, беспокойством о будущем и о собственных способностях или чьем-либо мнении. В ответах детей наблюдаются разные типы тревоги. Наиболее часто встречаются следующие: тревога по поводу возможных вреда/смерти, болезни, депривации, беспомощности, уничтожения. Мы обнаружили, что ПСТ очень чувствителен в отношении детской тревожности, он позволяет выявить не только характер тревоги, но и контекст, в котором она возникает. Проиллюстрируем это примерами. Дети могут демонстрировать тревогу в ответах на несколько картинок, и в некоторых случаях мы можем даже наблюдать ее навязчивый характер.

Например, у одного мальчика 12 лет Красная Шапочка «боится опоздать к бабушке», «боится не сделать, что нужно, посмотреть телевизор, книжку почитать». В ответах на картинки «Сцены из «Красной Шапочки»» мы обнаруживаем причину этой тревожности, а именно, материнские указания и оценки: «Мама ругает девочку, так как она опоздала к обеду, забыла посуду помыть». У другого мальчика (тоже 12 лет) ключевым словом в рассказах является «заблудился». Так, «Красная Шапочка заблудилась и ей страшно», «Гном № 1 заблудился и ему страшно», «Гном № 2 отстал от других гномов и он боится», «Великан думает, как добраться до дома, он заблудился». Здесь тревога ребенка носит генерализованный характер, она показывает напряженную потребность ребенка в безопасности. В рассказах детей отражается и школьная тревога: «Красная Шапочка думает, как бы ей не получить плохую отметку, так как мама и бабушка будут ругать», «Злые колдуньи могут колдовать, превращать людей в страшилок, чтобы человек умер или двойку с колом получил» (девочка, 9 лет).

Страх агрессии — это первичная эмоция, вызываемая нависшей опасностью или угрозой. В тесте страх агрессии отражает страх возможных атак, угрозы, опасности. Например, «Волк думает о еде, чувствует ее вкус, он злой, у него зубы острые, он такой устрашающий. Мне не хотелось бы, чтобы по планете шагал 30-метровый волк» (мальчик, 9 лет).

Депрессия. Ответы, отражающие депрессию, обычно содержат выражения несчастья, отвержения и одиночества. Проективный сказочный тест также дает прекрасную возможность содержательно исследовать депрессию ребенка (отметим, что речь идет о депрессивных состояниях невротического характера). Покажем это на примерах.

Так, у одной 9-летней девочки практически все рассказы пронизаны пессимистическим мироощущением и ожиданием грядущих опасностей и неудач: «Красная Шапочка испугана тем, что ее ждет впереди», «Волк очень худой, так как голодный, и добычи нет, и дома нет, и волчата пропали», «Гном ждет встречи с человеком, который принесет ему неприятности», «Колдунья злая, потому что постарела, предвидит плохое», «Великан грустный, так как болеет и думает, что никогда не выздоровеет». Вдругом случае депрессивное состояние связано с неверием ребенка в собственные силы: «Волк грустный, так как Красная Шапочка ушла от него», «Волк злой, потому что хотел съесть Красную Шапочку и бабушку, а к ним не пробраться», «Гном грустный и злой, так как он самый маленький», «Колдунья злая, потому что не получился колдовской фокус», «Великан грустный, так как сломал дерево, что-нибудь не получилось» (девочка, 10 лет).

В некоторых случаях депрессия ребенка может быть обусловлена крайне негативным образом Я, самоуничижением, чувством одиночества, неблагополучными отношениями со сверстниками: «Великан чувствует себя самым плохим, страшным, он злой, он даже хочет убить себя» (девочка, 9 лет). Дети используют защитные стратегии, чтобы снизить интенсивность негативных переживаний. Так, семилетний мальчик на первую картинку с великаном говорит: «Великан думает, что все такие маленькие. Ему грустно, что никто его не видит и никто не будет дружить, потому что не заметят» — здесь мы видим действие механизма проекции. И далее, на вторую картинку с великаном ребенок дает ответ «Как хорошо, что все такие маленькие, я сильнее всех!», который свидетельствует о механизмах компенсации и рационализации.

Одежда и внешний вид

Самое главное правило – одежда для «Прогулки» и для любых других квестов по техникам Достижимых должна отличаться от той, в которой человек ходит на работу и постоянно появляется в людных местах.

Она не должна стеснять движений, ты не должен бояться ее испачкать. Желательно, если на тебе будет что-то с капюшоном. Это позволит спрятать голову от внезапного дождя и холодного ветра, а главное – отсечь отвлекающую взгляд периферию.

По моему скромному мнению, идеальный прикид городского охотника – это одежда для паркура без спецсредств. Как на этом фото:

Обувь выбери спортивного стиля, никаких каблуков и прочих неудобностей.

Руки должны быть свободными, необходимые вещи сложи в рюкзак или на крайний случай в удобную сумку кросс-боди. Никаких пакетов, барсеток и прочего безобразия! Лучше вообще делать квест без груза лишних вещей, висящих на тебе.

Интерпретация теста “Прогулка по лесу”

  Лес символизирует общество, которое Вас окружает, а также ваше отношение к людям. Чем радостнее Вам в лесу, тем более позитивно отношение к людям. Чем более пугающую картину нарисовало воображение, тем труднее Вам проявить себя.

Вы не очень довольны окружающими? Считаете, что они не понимают или недооценивают Вас? Если в лесу слишком тесно, то, скорее всего, Вы устали от близкого окружения.

Ключ — это ваше отношение ко всему новому, что приносит жизнь. Готовность принимать перемены показывает то, подняли Вы ключ или выбросили. Обрадовались ему или нет говорит от том, рады ли Вы переменам.

Медведь — реакция на потенциальную опасность. Если Вы прячетесь или замираете от страха, скорее всего, слишком пассивны по жизни, если кидаетесь на медведя — слишком активны.

Родник — любовь. Готовность напиться из родника — желание идти навстречу любви. Готовы ли Вы к тому, чтобы в вашей жизни появилась подлинная, истинная и чистая любовь?

Забор — символ преград, которые есть на жизненном пути

Обратите внимание, какой забор. Это символическая изгородь или Великая Китайская стена? То, как Вы перелезли через забор, показывает, насколько легко преодолеваете препятствия

Если в воображении внезапно появилось что-то или кто-то, кто помог, значит, Вы мало рассчитываете на себя, привыкли к помощи и поддержке. В случае, если Вы не смогли перебраться, возможно, сейчас перед вами проблема, которая кажется неразрешимой.

Нора — восприятие скрытой опасности. Если смело лезли в нору, Вы отважный, безрассудный или слишком любознательный человек.

Отношение к карлику покажет насколько Вы милосердны. Есть люди, которые бьют его ногами, а есть те, кто несет его на плечах.

Река — символ течения вашей жизни. Вспомните, насколько стремительным вам представлялся поток, насколько чистая вода. Дно и камни на нем символизируют жизненные трудности.

Дом — это Вы сами. Насколько Вам там нравится, настолько же хорошо с самой собой.

Табличка на двери говорит о том, кем Вы сами себя считаете.

Комнаты – аспекты жизни, которые для Вас наиболее важны. Там, где Вам все нравится – все хорошо. Если в какой-то из комнат непорядок, возможно, есть проблемы в этой сфере жизни.

Подвал – ваше восприятие собственного бессознательного. Если Вам плохо в подвале, возможно, Вы не в ладах со своим бессознательным. Боитесь своих снов, не желаете вспоминать многие моменты прошлого, опасаетесь заглядывать в будущее? Бессознательные страхи создают тревожность и перенапряжение. Поработайте над собой!

Чердак — образ образования, культуры, интеллекта, всех социальных навыков, морали и нравственности, привитых Вам. Нет не видели ли Вы там бардак?

Море — чувственная, эмоциональная сторона любви. По тому, насколько бурным оно представляется Вам, судите о характере любовных отношений, которые привлекают.

Чайки — родственники. По громкости, навязчивости и приближенности чайки представляются такими же, как и родня.

Корабль — ваша мечта. Насколько она красива и насколько достижима, легко судить по тому, какой корабль и на каком расстоянии от берега Вы его видите.

Совпали ли результаты теста “Прогулка в лесу” с вашими представлениями о себе и своей жизни? Помог ли тест?

Хотите узнать, как с помощью «Двойной диссоциации» можно лечить фобии, загляни сюда

Результаты и артефакты

Как правило, изменения происходят в течение трех дней с момента «Прогулки».Если перед практикой ты недостаточно эмоционально настроился на необходимую проблему, то, возможно, придет решение не той проблемы, которую ты сформулировал, а той, которая реально беспокоит. Это же касается тех, кто решит попробовать квест просто ради проверки или забавы.

Если «Прогулку» выполнять правильно, почти у каждого человека во время выполнения практики будут встречаться либо маловероятные события, либо его внимание непроизвольно будет фиксироваться на каких-то деталях, на какие он обычно не обращает ни малейшего внимания, – знаках. Это могут быть надписи, граффити на стене, это может быть человек, несущий какой-то плакат

Перед появлением особенно сильного знака возникает эффект тишины, внезапно смолкает улица (даже если это час-пик!).

Также ты можешь заметить предмет (например, на земле), на которые ты никогда не обратил бы внимания. Если ты интуитивно чувствуешь, что его надо взять, не проходи мимо, возможно он является артефактом. Подробно тему артефактов мы разбираем в линейке тренингов «Охотник».

Участвовать в квесте «Прогулка» можно здесь https://vk.com/kvestprogulka. Не забудь рассказать о своих результатах и артефактах (можно добавить фото- и видеоматериал).

Освоив «Прогулку», начни работать с тренингом нелинейной психологии «Охотник за Силой». 

Материал полезен? Не теряй информацию, сохрани одним кликом.

Подготовка к тесту “Прогулка по лесу”

Для того, чтобы результаты методики “Прогулка по лесу” были предельно точными, психологи рекомендуют перед началом ее проведения:

Подготовить лист бумаги и ручку. Вы или близкий человек будете записывать возникающие ассоциации на листе бумаги, чтобы не забыть их по окончанию теста.
Сесть в удобное кресло или прилечь

Важно занять удобное положение.
Расслабить все тело
Особое внимание уделите мышцам лица и тем, которые чаще всего у Вас перенапряжены (поясница, плечи, лоб, глаза, иные).
Глубоко вдохнуть и Выдохнуть несколько раз. Пусть ваше дыхание станет ровным и спокойным.
“Расслабить” ум
Отбросьте мысли

Думайте только о том что Вы просто есть здесь и сейчас.
Почувствовать легкую дремоту, состояние полусна.

Читая или слушая текст теста, замечайте те ассоциации (картинки, образы, мысли), которые первыми рождаются в голове. Ничего не придумывайте. Просто наблюдайте что показывает Вам ваше бессознательное и наслаждайтесь этим процессом!

ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Отношения с матерью могут быть как позитивными, так и негативными. Они рассматриваются как негативные, если мать выглядит строгой, наказывающей, отвергающей или пугающей, и как позитивные, если мать выглядит поддерживающей, любящей и одобряющей. Дети часто говорили, что мама ругает Красную Шапочку за то, что та разбила вазу, не послушалась маму, разговаривала с Волком в лесу. Одна девочка философски заметила: «Господи, мамы все равно ни за что ругают!»

Отношения с отцом. Эта переменная появляется достаточно редко. Мы обнаружили, что некоторые дети отражали как реальную,так и желаемую ситуацию: «У Белоснежки не было папы, и ей снится, что у нее есть папа, и он ей рассказывает, что когда она будет взрослой, нужно себя вести так, чтобы ее уважали и любили».

Кроме описанных выше личностных переменных тест измеряет такие характеристики детских ответов, как амбивалентность, адаптация к содержанию сказки, повторы и оригинальные ответы. Переменная «адаптация к содержанию сказки» отражает способность ребенка согласовывать свой ответ с содержанием сказки. Она показывает уровень тестирования реальности у ребенка, т.е. его способность различать умственные образы и внешние объекты, фантазию и реальность, корригировать субъективные впечатления относительно внешних фактов (в нашем случае относительно содержания сказки).

Таблица Корреляционный анализ результатов, полученных по ПСТ и опроснику Бека

Переменные ПСТ Шкалы опросника Бека
«самооценка» «тревожность» «депрессия» «агрессия» «девиантное поведение»
Самооценка 0,281* -0,316*
Потребность в превосходстве -0,288*
Агрессия типа А -0,313* 0,319* 0,332** 0,335**
Тревожность 0,306* 0,291*
Депрессия 0,371** 0,328**
Примечание: * — 0,005 уровень, ** — 0,01 уровень.

Интерпретация теста “Прогулка по лесу”

Лес символизирует общество, которое Вас окружает, а также ваше отношение к людям. Чем радостнее Вам в лесу, тем более позитивно отношение к людям.

Чем более пугающую картину нарисовало воображение, тем труднее Вам проявить себя.  Вы не очень довольны окружающими? Считаете, что они не понимают или недооценивают Вас?

Если в лесу слишком тесно, то, скорее всего, Вы устали от близкого окружения.

Ключ — это ваше отношение ко всему новому, что приносит жизнь. Готовность принимать перемены показывает то, подняли Вы ключ или выбросили. Обрадовались ему или нет говорит от том, рады ли Вы переменам.

Медведь — реакция на потенциальную опасность. Если Вы прячетесь или замираете от страха, скорее всего, слишком пассивны по жизни, если кидаетесь на медведя — слишком активны.

Родник — любовь. Готовность напиться из родника — желание идти навстречу любви. Готовы ли Вы к тому, чтобы в вашей жизни появилась подлинная, истинная и чистая любовь?

Забор — символ преград, которые есть на жизненном пути

Обратите внимание, какой забор. Это символическая изгородь или Великая Китайская стена? То, как Вы перелезли через забор, показывает, насколько легко преодолеваете препятствия

Если в воображении внезапно появилось что-то или кто-то, кто помог, значит, Вы мало рассчитываете на себя, привыкли к помощи и поддержке.

В случае, если Вы не смогли перебраться, возможно, сейчас перед вами проблема, которая кажется неразрешимой.

Нора — восприятие скрытой опасности. Если смело лезли в нору, Вы отважный, безрассудный или слишком любознательный человек.

Отношение к карлику покажет насколько Вы милосердны. Есть люди, которые бьют его ногами, а есть те, кто несет его на плечах.

Река — символ течения вашей жизни. Вспомните, насколько стремительным вам представлялся поток, насколько чистая вода. Дно и камни на нем символизируют жизненные трудности.

Дом — это Вы сами. Насколько Вам там нравится, настолько же хорошо с самой собой.

Табличка на двери говорит о том, кем Вы сами себя считаете.

Комнаты – аспекты жизни, которые для Вас наиболее важны. Там, где Вам все нравится – все хорошо. Если в какой-то из комнат непорядок, возможно, есть проблемы в этой сфере жизни.

Подвал – ваше восприятие собственного бессознательного. Если Вам плохо в подвале, возможно, Вы не в ладах со своим бессознательным. Боитесь своих снов, не желаете вспоминать многие моменты прошлого, опасаетесь заглядывать в будущее? Бессознательные страхи создают тревожность и перенапряжение. Поработайте над собой!

Чердак — образ образования, культуры, интеллекта, всех социальных навыков, морали и нравственности, привитых Вам. Нет не видели ли Вы там бардак?

Море — чувственная, эмоциональная сторона любви. По тому, насколько бурным оно представляется Вам, судите о характере любовных отношений, которые привлекают.

Чайки — родственники. По громкости, навязчивости и приближенности чайки представляются такими же, как и родня.

Корабль — ваша мечта. Насколько она красива и насколько достижима, легко судить по тому, какой корабль и на каком расстоянии от берега Вы его видите. Можно ли до него добраться?  Плыл ли он к Вам на встречу?

Вы научитесь жить легко и радостно!

Поделитесь своим мнением

Вопросы и комментарии

Потребности ребенка

Желание материальных ценностей. Эта переменная отражает желание ребенка приобретать материальные вещи, такие как деньги, игрушки, одежду или драгоценности: «Гном счастлив, что ему что-то досталось, например, обувь» (мальчик, 11 лет). Избыточное стремление к обладанию может быть следствием каких-либо видов дефицита в жизни ребенка, например, недостаточного удовлетворения его потребности в любви.

Чувство собственности — это определение границы «моего» и «не моего». В ПСТ чувство собственности характеризует потребность ребенка контролировать собственную территорию, а также вещи, такие как еда, личные принадлежности, имеющие эмоциональную или материальную ценность. Например: «Великан думает, как бы поймать свою жертву, так как у него в руках оружие. В его владения вошли воры, и ему хочется отомстить» (девочка, 9 лет).

Желание превосходства. В тесте стремление к превосходству проявляется как желание ребенка не быть со всеми, быть уникальным,что часто достигается через приобретение магического или королевского статуса. Пример: «Великан угрюмый, сердится на всех, хочет, чтобы все подчинялись, слушались, он самый старший» (мальчик, 11 лет). Интенсивное проявление этой потребности может свидетельствовать о том, что ребенок не удовлетворен своим местом в системе межличностных отношений, степенью его признания другими (сверстниками и взрослыми), а также в некоторых случаях указывать на патологию.

Оральные потребности. Широко известно, что условия кормления являются одним из фундаментальных факторов в возникновении различных видов дефицита у ребенка. Интенсивные оральные потребности могут говорить о ранних фрустрациях ребенка и символически выражать потребность ребенка в любви значимого взрослого. Они могут свидетельствовать также и об объективной потребности ребенка в пище. Приведем пример детских ответов, отражающих эту переменную: «Волк очень голодный, думает, как бы мне съесть побольше мясистых Красных Шапочек и бабушек» (мальчик, 11 лет), «Такое ощущение, что волк все время хочет есть» (девочка, 12 лет).

Потребность помогать — это желание предлагать помощь тем, кто в ней нуждается. «Великан хочет помочь людям, у которых есть проблемы, например, крыша протекла. Он чувствует сострадание» (девочка, 11 лет). Потребность помогать сходна с понятием альтруизма, и хотя данные разных исследований не всегда согласованы между собой, тем не менее предполагается, что существует связь между моральными рассуждениями и альтруистическим поведением.

Аффилиативная потребность. Ответы оцениваются как проявление потребности в принятии, когда они отражают потребность быть дружелюбным, приобретать друзей, становиться частью социальной группы или делать приятное кому-либо: «Красная Шапочка хочет быстрей идти домой от бабушки. Она хочет поиграть с детьми, а у бабушки никого нет» (девочка, 9 лет), «Волк хочет сыскать себе подружку, найти компанию» (девочка, 7 лет).

Потребность в привязанности. Нельзя говорить о нормальном психологическом состоянии ребенка, если его не принимают, не любят, не уважают другие и он сам себя не уважает. Ребенок с хорошей базой для удовлетворения потребности в безопасности, любви, уважении способен устоять перед фрустрациями и стать сильнее. Потребность в привязанности отражается в ответах, где проявляется желание проявлять и получать любовь: «Гном думает, чтобы Белоснежка не заболела, хочет заботиться о Белоснежке» (девочка, 7 лет).

Сексуальная озабоченность проявляется в ответах, которые отражают интерес ребенка к таким темам, как женитьба, влюбленность или даже сексуальное влечение и сексуальная внешность: «Гном чувствует мужество, думает, на ком жениться» (девочка, 9 лет).

Потребность в защите определяется как стремление к безопасности и к получению помощи от других, которые воспринимаются ребенком как более сильные и властные. Ребенок может испытать эту потребность при разглядывании изображения того или иного персонажа, который выглядит слабее: «Волк кого-то охраняет, боится, что кто-то нападет и съест его детенышей» (мальчик, 9 лет).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: