Как справляться с тревожностью самостоятельно
«Звонок другу»
Когда вы тревожитесь, то не можете адекватно оценить ситуацию, в голову лезут только всякие ужасы. Например, ребёнок опаздывает домой с занятий на 20 минут, а его телефон недоступен. Если в этот момент позвонить подруге, она наверняка скажет: «Не волнуйся, наверняка у него просто сел телефон!»
Другой человек, который не охвачен этой тревогой, помогает запустить процесс мышления. Вы начинаете обдумывать ситуацию, и тревожность снижается.
«Худший вариант»
В момент, когда вы охвачены тревогой, представьте худший вариант развития событий и обдумайте стратегию ваших действий. Например, вы беспокоитесь, что ребёнок не сдаст ЕГЭ. Что тогда случится? Как вы и он будете выходить из этой ситуации? Какой план Б можно придумать? Размышляя над стратегией, вы успокоитесь.
«Кто критикует»
Если вы переживаете из-за возможной негативной оценки себя как родителя, подумайте, кто даёт вам эту негативную оценку. Какой образ возникает в вашем сознании, когда вы думаете о подобной критике? Поговорите с этим образом, вспомните, на кого он похож из вашего детства. Спросите себя, всегда ли критические оценки этого человека были адекватны? Быть может, в других вещах вы давно их переросли, а в родительстве ещё нет.
Разделение ответственности
С партнёром. Тревожной матери помогает разделение ответственности с отцом ребёнка — и наоборот. Не исключайте второго родителя из процесса воспитания. Пусть он тоже принимает решения, куда можно отпускать подростка, а куда нет, как планировать его будущее и так далее.
С тренером, педагогом, преподавателем. Если ребёнок идёт в поход или на экскурсию, разделите ответственность с сопровождающим: будьте с ним в контакте, обсуждайте ситуацию и возможные меры на случай форс-мажора.
С врачом. Этот способ подойдёт, если вас беспокоит здоровье ребёнка. Консультация врача и соблюдение его рекомендаций уменьшит тревожность.
Группа поддержки. Если вы беспокоитесь, достаточно ли вы хороший родитель и правильно ли растите ребёнка, найдите группу поддержки для родителей подростков. Сейчас таких групп очень много, иногда их ведёт психолог, иногда это просто коллектив родителей, собравшихся для взаимной поддержки. Вы можете сами создать такую группу, если у вас есть подруги с детьми того же возраста.
Причины возникновения
Однозначного ответа на вопрос: «Что является причиной тревожности?», но большинство специалистов считают, что тревожность развивается в результате нарушения детско-родительских отношений, когда ребенок находится в ситуации внутреннего конфликта, вызванного:
-
неадекватными требованиями родителей к возможностям своего ребенка
-
повышенной тревожностью самих родителей
-
непоследовательностью родителей при воспитании ребенка
-
предъявлением ребенку противоречивых требований
-
чрезмерной эмоциональностью одного или обоих родителей
-
стремлением родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей
-
авторитарным стилем воспитания в семье
-
гиперсоциальностью родителей – стремлением все сделать правильно, во всем соответствовать общепринятым стандартам и нормам.
Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»
Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?
«Плохое поведение» — это следующие симптомы:
- Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
- Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
- Тяжело переносит большие скопления народа.
- Малыша преследует множество страхов.
- Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
- Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
- Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.
Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.
Повышенная тревожность у ребёнка: что делать
Если ваш ребёнок страдает от повышенной тревожности, лечение нужно начинать как можно скорее. Иначе это свойство личности, скорее всего, останется с ним на всю жизнь. Во взрослом возрасте справиться с ним будет сложнее. Мы предлагаем несколько способов, которые помогут ребёнку победить тревожность и повысить его стрессоустойчивость. Эти же советы можно использовать и для профилактики тревожного расстройства, если ваш ребёнок склонен к нему.
Научитесь контролировать свою тревожность
Повторим ещё раз: больше всего на детей влияет поведение их родителей. Поэтому работу с тревожными детьми нужно начать с победы над собственными тревогами. Если дети увидят, что взрослые спокойны, доверяют миру и не боятся идти ему навстречу, они естественным образом сами станут смелее и спокойнее.
Пересмотрите свой стиль воспитания
Прежде чем лечить своего ребёнка от тревожности, подумайте, не требуете ли вы от него слишком многого в жизни? Может быть, стоит снизить ему нагрузку. Например, разрешить не ходить в кружок, который ему не нравится. И, конечно, нельзя ругать детей за ошибки и неудачи, иначе страх будет сковывать их перед любым новым начинанием. Помогите вашему ребёнку справиться с непростой для него ситуацией, покажите, что вам можно доверять. Помните: если ребёнок воспринимает вас как источник опасности и наказаний, он будет постоянно чувствовать страх и одиночество.
Научите ребёнка самостоятельно справляться с трудностями
Не бросайтесь помогать ребёнку, пока он сам об этом не попросит, не стремитесь оградить его от всех трудностей. Дайте ему понять, что вы рядом и всегда поможете, если потребуется, но верите, что он справится самостоятельно. Так ребёнок обязательно поверит в себя и не станет пасовать перед малейшими сложностями. И, конечно, не критикуйте за неудачи: лучше похвалите за смелость и самостоятельность и предложите вместе подумать, как можно исправить ошибку. Это воспитает в ребёнке ответственность и стрессоустойчивость.
Также полезно завести домашнего питомца — например, рыбок, черепашку или аквариумных улиток — и поручить ребёнку некоторые обязанности по уходу за ним. Ребёнок будет чувствовать себя большим и сильным по сравнению со своим питомцем, это укрепит его веру в себя и ощущение собственной значимости.
Любите ребёнка таким, какой он есть
Это значит, что нужно принимать не только достоинства вашего ребёнка, но и то, что вы считаете недостатками — скорее всего, это вовсе не недостатки, а особенности личности, которые делают его непохожим на других. Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми, чаще хвалите его и говорите, что любите его в любой ситуации. Безопасная и комфортная обстановка дома, хорошие отношения с родителями снижают тревожность и повышают стрессоустойчивость детей.
Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни
Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:
- Часто болит голова или живот.
- Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
- Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
- Плохо ест.
- Беспокойно спит.
- Заикается.
Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.
Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.
Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.
Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.
Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?
Источники
- Francis SE., Roemhild E. Assessing parental cognitions about child anxiety: Are parents’ thoughts about child anxiety associated with child anxiety and anxiety sensitivity? // J Anxiety Disord — 2021 — Vol80 — NNULL — p.102400; PMID:33894551
- Humphreys J., Jarad F., Albadri S. Management of molar-incisor hypomineralisation by general dental practitioners — part two: treatment. // Br Dent J — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33893397
- Folayan MO., El Tantawi M., Aly NM., Adeniyi AA., Oziegbe E., Arowolo O., Alade M., Mapayi B., Chukwumah NM., Oginni O., Sam-Agudu NA. Associations between a history of sexual abuse and dental anxiety, caries experience and oral hygiene status among adolescents in sub-urban South West Nigeria. // BMC Oral Health — 2021 — Vol21 — N1 — p.196; PMID:33874918
- Hee HI., Lim YC., Tan T., Wan S., Wijeweera O., Lee S., Raghavan K. A concept mobility device with multi-positional configurations and child-kind restraint for safe perioperative transfer and induction of anaesthesia in children with autistic spectrum disorder — a cross sectional study. // BMC Health Serv Res — 2021 — Vol21 — N1 — p.325; PMID:33836726
- Shin MS., Kim BN., Cho M., Jang M., Shin H., Do R., Park H., Yoon N., Noh G., Song JW., Ahn Y., Shin J., Jang S., Noh E., Lee E. A Study of the Reliability and Validity of the Korean Version of DSM-5 Symptom Measure-Inattention and Anger for Parent and Guardian of Child Age 6 to 17. // Soa Chongsonyon Chongsin Uihak — 2021 — Vol32 — N2 — p.71-78; PMID:33828406
- Fernandes DV., Canavarro MC., Moreira H. Postpartum during COVID-19 pandemic: Portuguese mothers’ mental health, mindful parenting, and mother-infant bonding. // J Clin Psychol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33822369
- Varesio C., Zanaboni MP., Pasca L., Provenzi L., Ferraris C., Tagliabue A., Pezzotti E., Carpani A., Veggiotti P., DE Giorgis V. Novel insight into GLUT1 Deficiency Syndrome: screening for emotional and behavioral problems in youths following ketogenic diet. // Minerva Pediatr (Torino) — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33820407
- Leigh E., Clark DM. Development and Preliminary Validation of the Child & Adolescent Social Cognitions Questionnaire. // Child Psychiatry Hum Dev — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33811562
- Carter B., Fisher-Smith D., Porter D., Lane S., Peak M., Taylor-Robinson D., Bracken L., Carrol ED. Paediatric Outpatient Parenteral Antimicrobial Therapy (OPAT): An e-survey of the experiences of parents and clinicians. // PLoS One — 2021 — Vol16 — N4 — p.e0249514; PMID:33798226
- Qaderi K., Mirmolaei ST., Geranmayeh M., Farnam F., Sheikh Hasani S. ‘Does HPV affect my fertility?’ Reproductive concerns of HPV-positive women: a qualitative study. // Reprod Health — 2021 — Vol18 — N1 — p.72; PMID:33794938
Как научить ребёнка справляться с тревогой
Адекватно реагируйте на его рассказы
Не кричите, не пугайтесь, не накладывайте дополнительных ограничений. Часто дети делятся своими тревогами не для того, чтобы вы немедленно начали что-то делать, а чтобы их выслушали, поняли, подумали вместе с ними.
Поймите, чего он опасается
Чаще всего причины для беспокойства у вас и ребёнка будут очень разными. Например, он прогулял урок. Вы можете тревожиться, что он отстанет от программы и не напишет контрольную работу, а его может волновать, не будет ли учительница кричать на него на следующем уроке.
Не запугивайте
Ваши предупреждения об опасностях и последствиях должны соответствовать реальности. Если ребёнок увидит, что вы адекватно оцениваете ситуацию, он прислушается. Специально преувеличивать или транслировать собственные опасения не нужно.
Вам может быть интересно
28.02.2019 Как помочь близкому преодолеть зависимость от спайсов или курительных смесей
01.08.2019 28 % людей предпочитают работать с психологом дистанционно
03.06.2019 Эмоциональная поддержка помогает победить стресс
24.09.2019 «Объявляю голодовку»: способы похудения — полезные и не очень
24.10.2019 7 рекомендаций, чтобы переступить через собственную лень и начать заниматься спортом
23.09.2019 Большой вес — большие проблемы. Как женщине победить ожирение?
22.08.2019 5 шагов к свободе: как избавиться от созависимости
21.06.2019 Привычки, которые помогут зарабатывать больше
7 способов, как получать удовольствие от работы
26.02.2019 Как помочь близкому человеку бросить курить
29.07.2019 Совместное чтение в раннем возрасте снижает риск развития СДВГ
23.07.2019 Здорово есть: научим правильному пищевому поведению
Агрессивность
Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, , швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.
Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.
4. Перепады настроения
Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.
Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции
Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном
Причины повышенной тревожности у ребенка
Тревожные расстройства могут быть спровоцированы реальными событиями в жизни ребёнка. Например, развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого домашнего питомца и т.п. Риск возрастает, если негативные события совпали по времени или накатились серией.
Однако специалисты единодушны во мнении, что основная причина детских тревожных расстройств — это тревожность взрослых, которые окружают ребёнка. То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о генетической предрасположенности (исследования близнецовых пар доказали, что наследуемость тревожных расстройств невелика), а о методах воспитания.
Вот условные портреты родителей, которые, действуя из самых лучших побуждений, могут сформировать повышенную тревожность у своего ребёнка.
Наседки
Стремясь уберечь ребенка от любых угроз, они буквально боятся отпустить его руку или выпустить из поля зрения. При каждом чихе мчатся в больницу, требуя детального исследования всего организма. Часами сидят вместе с ним над домашними заданиями, когда ему остаётся лишь аккуратно записывать чужие решения. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.
Прожектёры
Встречаются двух видов. Одни не удовлетворены своим жизненным результатом и хотят, чтобы ребёнок воплотил их мечты. Другие, наоборот — добились высокого положения в обществе и не желают, чтобы их «позорил» отпрыск «неудачник». Главное, что их объединяет — это желание добиться некого идеала. К сожалению, он редко доступен ребёнку. В итоге малыш постоянно боится обмануть ожидания родителей и, соответственно, потерять их любовь.
Спартанцы
Воспитанные в авторитарных семьях, эти родители убеждены, что именно такой подход помог им сформировать характер и волю. Поэтому они передают «эстафету поколений» и воспитывают своего ребёнка по принципу «так закалялась сталь». То есть, попросту игнорируют или высмеивают любые страхи или неудачи малыша. В итоге он начинает считать себя хуже других и, чем ниже падает его самооценка — тем выше становится тревожность.
Разумеется, реальные папы и мамы сложнее, чем упрощенные типы. Их методы воспитания — сложная «смесь» индивидуальных убеждений, привычек и темпераментов. Кроме того, на детей влияют не только родители, но и другие взрослые из близкого окружения ребёнка, начиная от бабушек и дедушек, и заканчивая воспитателями и преподавателями. Поэтому авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова предложили дополнительную типологию. Они выделили три вида требований, которые становятся причиной внутреннего психологического конфликта и провоцируют повышенную тревожность ребёнка:
Противоречивые требования, когда между собой не совпадают либо требования папы и мамы, либо требования родителей и учителей. Например, мама запрещает учиться с простудой, а учитель наказывает за пропуски.
- Неадекватные (завышенные) требования. Например, ребёнок прочный «хорошист», а родители требуют, чтобы он непременно стал лучшим учеником в классе.
- Негативные требования, которые унижают ребёнка и подчёркивают его зависимость от взрослых. Например, папа требует «сейчас же перестань реветь или я буду брать в поход только твоего брата».
Что делать?
Чтобы помочь повысить самооценку тревожным детям, следует оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу, как можно чаще давать позитивную оценку их действиям. Тревожного ребенка не стоит привлекать к соревновательным играм. Не нужно заставлять его заниматься незнакомыми видами деятельность, не дав вначале посмотреть, как это делают его сверстники. Тревожных детей с флегматическим или меланхолическим типом темперамента не надо подгонять – пусть действуют в привычном для них темпе.
Для снижения уровня тревожности хорошо подходят ролевые игры, в которых ребенок играл бы слабых, трусливых персонажей. Используя прием доведения данной роли до абсурда, ребенок может увидеть свой страх со стороны, уменьшить его значимость. Также тревожному ребенку будут полезны героические роли: с их помощью он приобретает уверенность в том, что справится с трудностями.
При этом важно не только развить игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком то, как он может использовать полученный в игре опыт в реальной жизни
Что делать: советы родителям
Узнав о проблеме, не нужно переживать и впадать в панику, особенно при ребенке. Необходима планомерная работа с детьми по снижению тревожности. По мере взросления проблема постепенно ослабевает, но ждать, когда все пройдет само, не стоит. Иначе к более старшему возрасту это может вылиться в депрессивные расстройства, снизится мотивация и жизненные успехи.
Есть ряд советов по снятию тревожности у детей, о которых стоит помнить родителям.
Прежде всего:
Нельзя угрожать ребенку, в том числе физическими наказаниями или нереальными действиями («Отдам тебя чужим людям, если не будешь слушаться» и др.). Дети воспринимают слова родителей с полным серьезом.
Откажитесь от криков, ругани на ребенка, особенно при других людях.
Нельзя использовать уничижительные выражения и оскорбления, они снижают самооценку детей.
Стоит отказаться от практики сравнения ребенка с другими детьми, каким бы ни было это сравнение (позитивным или негативным).
Не стоит постоянно критиковать ребенка, лучше перевести это в разряд советов (но в меру) или инструкций.
Не нужно предъявлять к ребенку завышенных требований, всегда нужно учитывать его индивидуальность.
Откажитесь от практики извинений за любые проступки
Важно, чтобы дети честно объясняли причины своего поведения.
Не нужно требовать проявления смелости, детям нужно привыкнуть к новой обстановке или людям.
Не нужно заставлять ребенка соревноваться с другими, особенно в тех областях, где он не силен.
Нельзя ставить под сомнение авторитет других людей (тренера, учителя в школе), требуя, чтобы ребенок слушал только вас.
Чтобы помочь в устранении тревожности, родителям нужно приложить усилия, наладить с ребенком контакт и изменить свое собственное поведение
Важно обращаться к малышу по имени, смотреть при разговоре в глаза, увеличить объем ласковых прикосновений – все это повышает уровень доверия. Чаще обсуждать с другими членами семьи успехи ребенка, искать поводы для похвалы, даже в мелочах
Важно позволять ребенку общаться с друзьями в своем доме, устраивать с ними праздники. Это крайне важно для социализации
В наказаниях и поощрениях нужно быть последовательными, если было обещано одно, нельзя в другой день делать совершенно иное. Всегда нужно самим соблюдать установленные правила, прежде чем требовать этого от детей.
Важно добиться единой линии воспитания всеми членами семьи, чтобы у ребенка не было двоякого ощущения в отношении реакции на воспитательный процесс. Важно обсуждать с ребенком все его трудности общения и обучения, вырабатывая стратегии достижения успеха, покажите пример позитивных ожиданий от будущего
Важно обсуждать с ребенком все его трудности общения и обучения, вырабатывая стратегии достижения успеха, покажите пример позитивных ожиданий от будущего. Если все эти усилия родителей не приносят результата, важно обратиться к профессиональному психологу за помощью
Если все эти усилия родителей не приносят результата, важно обратиться к профессиональному психологу за помощью
Коррекция тревожности у детей
Если вы видите,что ваш ребёнок страдает от повышенной тревожности и хотите ему помочь, нужно помнить, что это комплексная работа:
-
Пересмотрите свои отношения с миром, если вы или ваш муж тревожны и с недоверием относитесь к будущему, избавить ребёнка от тревоги вряд ли получится
-
Поменяйте стиль воспитания, если узнали его в одном из перечисленных выше
-
Возможно, вам стоит обратиться к психологу, для того чтобы провести работу над собой, чтобы стать спокойней и уверенней, тогда ребёнок избавится от тревоги даже без посторонних вмешательств.
Важно
«Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребёнком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо».
М. Лабковский
Вот несколько конкретных приёмов помощи вашему тревожному малышу, которые помогут ему и научат некоторым методам совладания с тревожными мыслями и стрессом:
Приём № 1: Дайте страху имя
Первая психологическая тактика заключается в том, чтобы помочь разрядить тревогу ребёнка, и заняться снятием страха.
То, как это работает, довольно просто. Всё, что вы делаете —это просите малыша придумать глупое название для тех неприятных чувств, которые он испытывает
Очень важно, чтобы имя было как можно менее угрожающим. Это поможет убрать серьёзность и снизить страх.
Как только дети находят имя, которое их устраивает, следующий шаг — приказать эмоциям уйти. Например, если он решит назвать свои эмоции «Глупый ослик», он может сказать примерно следующее:
«Оставь меня в покое, Глупый ослик!»
«Глупый ослик, уходи, ты мне надоел!».
Давая своим чувствам глупое название и разговаривая с ними вслух, он будет отнимать силу у этих эмоций
И тогда ребёнок сможет успокоиться гораздо быстрее, и что очень важно, научившись этому приёму, он сможет использовать его, даже когда вас нет рядом, и самостоятельно регулировать свои чувства.. Приём № 2: Слушайте
Приём № 2: Слушайте
Когда кто-то рассказывает вам о своих проблемах, в том числе и наш ребёнок, первый порыв обычно состоит в том, чтобы помочь ему с этим незамедлительно. Однако этот импульс и эти чувства не так уж полезны, когда имеешь дело с детьми (со взрослыми зачастую тоже). Они действуют менее рационально, чем взрослые, и тревоги их не так ясно выражены. Поэтому использование логики для объяснения того, что всё хорошо, не всегда работает так, как хотелось бы.
Попытка показать или объяснить маленькому человеку, что на самом деле ничего плохого не происходит, и причин для страха нет, на самом деле повысит его уровень тревожности, так как всё, что он поймёт, что ему не верят, а его страхи никого не волнуют. Его чувства и эмоции пока ещё, в силу возраста не поддаются логике и разумным объяснениям, и страх не уйдёт. Вместо этогостарайтесь активно слушать ребёнка, пока вы проявляете привязанность. Например, используйте физический контакт:поцелуи или объятия, это поможет его чувствам успокоиться. В общем, если ваш ребёнок чувствует, что его слушают и слышат, защищают, а родитель доступен, его тревога исчезнет почти сразу, и решение проблемы произойдёт легче.
Приём № 3: Дайте ребёнку»волшебный» успокаивающий предмет
Различные исследования показывают, что можно связать объект с определённой эмоцией. Так что если у маленького члена семьи есть специальная мягкая игрушка или защитное одеяло, например, используйте его в своих и его интересах для снятия напряжения!
Недавние исследования показывают, что сон с мягкой игрушкой помогает детям с ночными страхами. Тот же принцип применим и во многих других ситуациях снятия любого кошмара. Если он боится в первый день занятий в школе, почему бы не позволить ему взять с собой что-то, что делает его счастливым? Если объект довольно мал, другие дети даже не будут знать, что он у него есть.
Эта техника работает ещё лучше, если вы будете выбирать «защитника» вместе, их может быть несколько: для каждой ситуации свой. Попросите их выбрать предмет, который поможет им в минуту тревоги. Таким образом, ребёнок будет более вовлечён в этот процесс, и эффект будет многократно увеличиваться.
Советы родителям
Вот ещё несколько психологических советов по комплексной работе с тревогой и страхами у детей:
Основой всего будут работа по этим трём направлениям:
1. Повышение самооценки:
Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.
Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру.
Чаще и, желательно, публично (например, за семейным ужином) отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.
Устраивайте домашние праздники и приглашайте на них одноклассников. Даже ваше присутствие в другой комнате, благотворно скажется на тревожном ребёнке. Он будет чувствовать себя увереннее, чем в полном одиночестве на школьной перемене, и это постепенно изменит о нём мнение сверстников
Поверьте, это крайне важно для него, даже если он не признаётся.
Практикуйте разговоры по душам
Это должно быть то время, когда вы полностью принадлежите ребёнку и слушаете его со всем вниманием, не отвлекаясь на телефон, других членов семьи. Время, когда он может рассказать вам всё, что его беспокоит и волнует
Ваше безраздельное внимание покажет ему, насколько его чувства и он сам важны для вас.
Отделяйте поступки ребенка от самого ребенка
Не говорите ему, что он плохой, если он получил двойку обидел младшую сестру. Обсуждайте и осуждайте сам поступок: «Я тебя люблю, ты очень хороший, но сейчас ты поступил нехорошо»
2. Обучение ребёнка методам совладания:
-
Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.
-
Обучите его тем методам, что перечислены в гл. 6
-
Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.
-
Научите его дыхательным методикам и осознанности
3. Снятие мышечного напряжения:
-
Заведите ритуалы, например, каждую субботу мы танцуем,
-
Делайте ребёнку массаж перед сном — это к тому же укрепит ваши отношения
-
Занимайтесь с ним спортом — это помогает снять напряжение и избавиться от стресса, и кроме того, сближает
-
Как можно больше обнимайтесь и целуйтесь — детям (и взрослым,впрочем, тоже)жизненно необходим тактильный контакт
Упражнения на снижение тревоги у детей
Также тревожному ребёнку могут помочь рекомендации французского педагога М. Борба. Она предлагает несколько простых упражнений, которые направлены на снятие стресса у детей. Их можно использовать в комплексе или по отдельности. Они превращают борьбу с тревогой в игру, а это улучшает эффективность.
- Внутренний диалог. Найдите вместе с ребёнком фразу, которая повысит его уверенность в себе, и научите произносить её в стрессовой ситуации. Например: «У меня всё получится», «Я с этим справлюсь», «Нет причин для волнения».
- Лифтовое дыхание. Предложите ребёнку закрыть глаза, выдохнуть три раза, а потом представить, что он спускается в лифте с последнего этажа на первый. Как только лифт достигнет цели, волнение исчезнет. Также для борьбы с тревогой можно использовать любые другие дыхательные упражнения.
- Таяние стресса. Попросите ребёнка найти место, где скапливается напряжение. Обычно это шея, плечи, челюсти. Нужно сильно напрячь это место, а потом резко расслабить и почувствовать, как зажим уходит из тела.
- Визуализация спокойного места. Когда ребёнка одолевает тревога, он может представить место, где ему спокойно и хорошо. Это помогает, потому что, во-первых, ребёнок мысленно переносится в безопасную обстановку, а во-вторых, в принципе отвлекается от беспокойных мыслей.
Пренатальный опыт тревожности у ребенка
«Тревожность, которую мама испытывает
во время беременности, становится первым «опытом» беспокойства у малыша, — говорит
Инна Мальцева. — Поэтому профилактика подобных состояний должна начинаться до
рождения ребенка».
В идеале, хорошо до зачатия или рождения разобраться со своими
страхами, переживаниями, которые касаются беременности, родов, материнства,
детско-родительских отношений и других беспокоящих вопросов. Если
проконсультироваться со специалистом не получается, есть еще способы снизить
материнскую тревогу. Кстати, она будет в любом случае: сложно ожидать и родить
ребенка (особенно впервые) — и оставаться спокойной как удав. Здесь дело в
количестве тревожности и способах ее проживания.
«Спокойная мама — спокойный ребенок — действительно рабочее
правило, — поясняет Александра Аныкина. — Множество исследований посвящено влиянию материнской тревоги на состояние
младенцев. Если сама мать тревожна по своему складу, то ситуация рождения
первенца, конечно, эту тревогу усугубляет. Неопытность, страх сделать что-то не
так, проблемы с непониманием детского плача, усталость, недосып, а также
возможный беби-блюз делает ее еще более нервозной, чем в обычной жизни. Ребенок
ощущает это в маминых прикосновениях, в том, как она кормит грудью, в ее
интонациях. Кроме этого, у более тревожных матерей роды проходят сложнее, чаще встречается кесарево сечение, проблемы с
грудным вскармливанием, дети хуже набирают вес, плохо спят».
Что может сделать мама для снижения
тревоги у себя?
Подготовиться к жизни после родов и уходу за ребенком. Детальность продумывания многих вопросов упрощает жизнь в дальнейшем: как будут проходить купания, кормления, прогулки, сон, кто из специалистов и как будет следить за здоровьем малыша и т.д.
Огромную роль в снижении тревоги в диаде мать-ребенок играет наличие у молодой мамы помощи в первое время после родов. Это касается бытовых вопросов: приготовления еды, закупки продуктов, уборки и т.д
Необходимо обговорить эти моменты с помощником: партнером, мамой, сестрой, послеродовой доулой, свекровью.
Уделить внимание себе: сну, питанию, здоровью и другим аспектам.
При возникновении вопросов и проблем составить и иметь под рукой список специалистов, к которым можно обратиться, «если что»
Педиатр — обязательно, психолог, консультант по грудному вскармливанию и т.д
Важно, чтобы помощь была профессиональной.
Чем сопровождается?
Тревожные дети часто имеют заниженную самооценку, они болезненно воспринимают критику в свой адрес, склонны обвинять себя во всех неудачах, боятся браться за новое сложное задание. Обычно попав в игровую комнату, тревожный ребенок ждет конкретных указаний и инструкций от взрослого: что можно делать, чего нельзя. Многие дети молчат, плохо идут на контакт с другими и чувствуют себя неуверенно.
Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети любят покритиковать других.
Тест: уровень тревожности вашего ребёнка
Иногда родителям бывает трудно определить, не перешло ли тревожное состояние ребёнка допустимые нормы. Чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем опросник «Уровень тревожности ребёнка», основанный на наблюдениях. Прочитайте предложенные утверждения и отметьте те, с которыми вы согласны:
- Ребенок не может долго работать, не уставая.
- Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
- Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
- Смущается чаще других.
- Часто говорит о напряженных ситуациях.
- Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
- Жалуется, что ему снятся страшные сны.
- Руки у него обычно холодные и влажные.
- У него нередко бывает расстройство стула.
- Сильно потеет, когда волнуется.
- Не обладает хорошим аппетитом.
- Спит беспокойно, засыпает с трудом.
- Пуглив, многое вызывает у него страх.
- Обычно беспокоен, легко расстраивается.
- Часто не может сдержать слезы.
- Плохо переносит ожидание.
- Не любит браться за новое дело.
- Не уверен в себе, в своих силах.
- Боится сталкиваться с трудностями.
Если количество плюсов превысило 15, скорее всего, у вашего ребёнка тревожное расстройство. Если вы положительно ответили на 7 и более утверждений — ваш ребёнок в зоне риска
Мы советуем обратить внимание на проблему и принять меры по профилактике и лечению повышенной тревожности