Ребёнок манипулирует. что делать?

Плач и кризис трех лет

Кризис трёх лет связан с развитием психики ребенка. Он помогает ребёнку стать самостоятельным, попробовать свои силы, почувствовать собственные желания. Но малыш еще не умеет управлять своим поведением, не может сдерживаться и быть терпеливым. Именно из-за этого и возникают истерики.

Не умея выразить свои чувства конструктивно, ребёнок кричит и злится. Так он протестует против обстоятельств, которые не в силах изменить. Он защищает свои интересы: ему не хочется ложиться в кровать или уходить с детской площадки, но взрослые заставляют. Истерика в данном случае – естественная реакция на неприятные события.

В ярость повергает малышей и чувство собственного бессилия. К примеру, кроха не может сам достать игрушку, застегнуть пуговицы, открыть дверь. Это доводит до отчаяния и очень злит! К тому же малыш слышит множество запретов от взрослых, они усиливают протест.

Лечебная тактика

Следует отметить, что протоколы ROME III, ROME IV не дают практических советов по лечению этого функционального доброкачественного расстройства – МКК. Не существует стандартного лечения, которое бы подходило всем детям с МКК; таким образом, лечение остается эмпирическим и зависит от педиатра. Наиболее эффективной терапевтической тактикой является устранение причины, которая способствует плачу и беспокойному поведению ребенка . Родителям следует рекомендовать обязательный перечень мер по уходу за младенцем, т.е. он должен быть сытым, чистым и сухим. Также важен внятный, терпеливый рассказ родителям о временном и функциональном характере младенческой колики. Доверие к педиатру так или иначе положительно скажется на отношении родителей к ситуации. Необходимо успокоить их и объяснить, что чрезмерный плач при МКК встречается у большинства младенцев, не представляет угрозы для жизни ребенка, может купироваться без специального лечения

В случае плача в детской кроватке не нужно немедленно проявлять внимание к ребенку, предлагается оставить плачущего на короткое время (например, на 1–2 мин), чтобы не закреплять условный рефлекс «крик–появление родителя». Снятию беспокойства при МКК способствует ношение малыша на руках (прижатым к животу) или положение на животе с согнутыми в коленях ножками.
Лекарственные препараты могут быть рекомендованы только в случаях постановки конкретного диагноза (синдрома), при котором в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами прописана медикаментозная терапия, а лекарственное средство имеет в инструкции показания к назначению при данной ситуации

Так, при метеоризме, который является весьма частой причиной детского плача, обоснованно рекомендуется симетикон (например, препарат Боботик, АО «Акрихин»), контролирующий усиленное газообразование и накопление газов в ЖКТ. Данный препарат безопасен для младенца – он не всасывается в кровь и не агрессивен по отношению к слизистой оболочке кишечника, он может назначаться детям с 28-го дня жизни.
В качестве болеутоляющих средств при младенческих коликах в отечественных и зарубежных публикациях также приводятся препараты растительного происхождения, например, ромашка аптечная (Matricaria recutita), фенхель обыкновенный (Foeniculum vulgare), мелисса лекарственная (Melissa officinalis), гомеопатические средства, дицикломин (dicyclomine), циметропиум (cimetropium bromide) . Нужно отметить, что значимая эффективность гомеопатических средств, препаратов на основе травяного чая и различных фитокомпонентов не доказана. В отдельных работах показаны сокращение продолжительности беспокойства и уменьшение вздутия живота на фоне приема лекарственных трав

Вместе с тем фитотерапия с применением фенхеля, ромашки аптечной, мелиссы у детей первых месяцев жизни с кишечными коликами требует осторожности в связи с отсутствием стандартных дозировок, а также возможного наличия в препаратах сахара, спирта . Что касается дицикломина и циметропиума, то в нашей стране они не показаны для применения у детей первых месяцев жизни

Эти препараты в зарубежных исследованиях использовались у детей с тяжелыми резистентными коликами; результаты исследований также не были однозначными .

Пример явной манипуляции

Представьте ситуацию. Она ярко проиллюстрирует поведение ребенка-манипулятора.

4-летняя девочка пришла с мамой в супермаркет и настойчиво требует купить ей понравившуюся куклу. Мама отказывает, спокойно объясняет малышке, что у неё сейчас нет такой возможности. И в этот момент начинается настоящий спектакль. Ребёнок рыдает, кричит на весь зал, закатывает глаза, падает на пол и отказывается подниматься.

Мама молча отправляется к кассе, оплачивать запланированные покупки. Истерику оставляет без внимания. Другие покупатели в недоумении, не знают, как реагировать. Консультант магазина говорит им о том, что такой концерт случается регулярно. Мама всегда побеждает в этом сражении. Так происходит и в этот раз. Девочка успокаивается мгновенно, как только замечает, что матери рядом нет. Поднимается и бежит за ней.

В данном случае нет никаких сомнений в том, что имеет место явная попытка манипулировать со стороны ребёнка. Подобных примеров можно привести массу, многие из нас сталкивались с подобным, даже если собственные дети подобного поведения  не допускают. Этот случай наглядно подтверждает правоту психологов. Девочка цели не добилась: ни реакции со стороны мамы, ни нотаций, ни подарка.

Постоянный плач младенца — истерика?

— Некорректно использовать термин «истерика», говоря о новорождённом ребёнке. У малыша нет никакого другого способа, кроме крика, выразить нужду в чём-либо. Если младенец плачет, это означает, что он испытывает какие-то дискомфортные ощущения: голод, холод, боль, страх, усталость, одиночество.

Некоторые младенцы плачут из-за того, что не могут остановиться, им сложно перейти в другое состояние. Нередко дети имеют неврологические особенности и плачут из-за них. Такие малыши нуждаются в особенном уходе. Нарушения может диагностировать только специалист, врач-невролог.

Если младенец кричит, нужно постараться понять и устранить, по возможности, причину дискомфорта. Если и после этого он долго и безутешно кричит, не может есть и спать, необходимо как можно быстрее показать его доктору.

Не хватает внимания

Если родитель обращает внимание на ребенка, только когда он рыдает, то желание это делать будет возникать у сына или дочки все чаще и чаще. Что изменить? Максимально игнорируем слезы (можно ласково сказать: «Я смогу с тобой поговорить, когда ты успокоишься, а пока я на кухне, приходи, я тебя жду») и максимально включаемся, когда ребенок разговаривает с нами обычным голосом — присаживаемся к нему, вслушиваемся, стараемся понять и ответить развернуто. 

Что изменить? Максимально игнорируем слезы (можно ласково сказать: «Я смогу с тобой поговорить, когда ты успокоишься, а пока я на кухне, приходи, я тебя жду») и максимально включаемся, когда ребенок разговаривает с нами обычным голосом — присаживаемся к нему, вслушиваемся, стараемся понять и ответить развернуто. 

Если сейчас мы заняты, то объясняем, чем, почему и когда сможем уделить ему внимание. Этот способ небыстрый, потребуется время, чтобы наладить коммуникацию и увидеть изменения

Манипулирует или нуждается в любви?

Как понять, что это манипуляция, а не потребность во внимании?

В каких семьях чаще дети манипулируют взрослыми? Как правило, в тех, где папа и мама неуверенны в себе, постоянно задаются вопросами «хороший ли я родитель?», «все ли я делаю правильно?». Если родители постоянно ощущают вину перед детьми, это создает условия для непоследовательного родительского поведения. Да-да, правильно вести себя должны не только дети, но и их папы с мамами! Иначе у ребенка появляется возможность играть на родительских чувствах.

Когда ситуация поведения ребенка становится систематической, и повторяется не только сама уловка, но и мимика, жесты ребенка, но стоит ему получить желаемое, поведение приходит в норму – манипуляция налицо. Когда ребенок пытается манипулировать родителями осознанно? Обычно после полутора лет, когда малыш начинает осознавать себя как личность.

От полутора до трех лет – наиболее опасный период, в который формируются манипуляторы.

Малыши особенно эмпатичны и на интуитивном уровне ощущают эмоциональное состояние близких. Детская манипуляция может видоизменяться в зависимости от возраста ребенка. Так, младенец манипулирует плачем (не всегда рыдания крохи – это желание есть и сигнал о боли), а дошкольник катается по полу или притворяется больным; дети школьного возраста могут действовать хитро, и вскоре манипуляции видоизменяются в шантаж, симуляцию или лесть. На лесть, кстати, ведутся больше мамы, чем отцы, и ситуация с лисицей и вороной повторяется вновь и вновь.

Валентина, мама тринадцатилетней Эрики, рассказывает: «Эрика всегда была ласковой девочкой, но вскоре к ласке добавилась хитрость, которую распознала я не сразу. Она начинала издалека: садилась рядом, обнимала меня, заводила разговор о том, как сильно меня любит. «А знаешь, мама, — сказала она раз, — вот Ксюше и Оле родители дают деньги, за пятерки». Я тоже стала поощрять ее небольшими суммами. Вскоре дочка стала вымогать новый телефон, мотивируя это тем, что Оле купили за победу в олимпиаде. И когда Эрика победила на внутришкольном этапе, я купила телефон. А потом запросы стали выше – шуба, компьютер… Хотя учится она отлично и без подарков»

Детская манипуляция опасна даже не тем, что родители идут на поводу у ребенка, а тем, что это является серьезной установкой на будущее, превратившись в привычку, манипуляции над родителями перерастут в манипуляции над большим количеством людей и станут образом жизни. Таким людям сложно строить доверительные отношения, искать друзей и любовь. И малейший «сбой» в продуманной системе способен нанести повзрослевшему манипулятору серьезную душевную травму, вплоть до психопатии.

Причины, по которым дети плачут

Существует несколько причин, которые могут спровоцировать у ребенка плач. Они — следующие:

Ребенок хочет добиться с помощью плача желаемого. Слезы — очень мощный инструмент манипуляции, к которым прибегает большинство детей. Если родители не будут пресекать его в детстве, то ребенок будет пользоваться им даже в подростковом возрасте. Когда ему что-то не будет нравиться, он будет начинать плакать. Давить на жалость родителей. И заставлять их тем самым делать то, что ему хочется.

Чаду нравится быть маленьким. Существует мнение о том, что дети в более старшем возрасте используют плач из-за инфантильности. Они еще не переросли тот период, когда определенных компромиссов с родителями можно добиться диалогом. И используют плач всегда, когда им не нравится определенное решение взрослых. Или их поведение. Например, когда папа смотрит по телевизору политическую программу, взрослая дочка может попросить выключить ее. Конечно, отец не будет этого делать. Поскольку ему будет интересно, что скажут участники программы дальше. Тогда дочка начинает рыдать. Говорить маме: «Попроси папу выключить телевизор! Мне не нравится эта программа!». Мама, чтобы успокоить дочь, настоит на выключении телевизора
И девочка начнет манипулировать плачем в дальнейшем.

С помощью плача ребенок старается привлечь внимание. Слезы применяются детьми и в том случае, если родители уделяют им мало внимания
Или не общаются с ними вовсе

Если вы уделяете ребенку мало внимания, то он гарантированно будет плакать. И подобным образом будет пытаться добиться того, чтобы вы проявили по отношению к нему хоть какие-то эмоции. Пусть они даже будут негативными. Например: «Хватит плакать! Ты мне уже надоел!».

С помощью плача ребенок пытается избежать оскорблений со стороны родителей или серьезных наказаний. Этот метод может использоваться малышом как в качестве манипуляции, так и будучи защитной реакцией. Проявляется это следующим образом

К примеру, ребенок разбил мамину любимую кружку из-за своей неосторожности. Он понимает, что мама его накажет. Начинает очень громко плакать, приходит к маме в комнату, говорит: «Мамочка, я разбил твою любимую кружку, прости меня, пожалуйста, я такой неуклюжий»

При этом, громко рыдает. Мама видит слезы ребенка и решает простить его только потому, что он плачет. И, якобы, раскаивается. Малыш понимает, что манипуляция сработала, его не наказали, и берет методику на вооружение. Начинает использовать ее в дальнейшем. При том, что он даже может не испытывать чувства вины за содеянное

Начинает очень громко плакать, приходит к маме в комнату, говорит: «Мамочка, я разбил твою любимую кружку, прости меня, пожалуйста, я такой неуклюжий». При этом, громко рыдает. Мама видит слезы ребенка и решает простить его только потому, что он плачет. И, якобы, раскаивается. Малыш понимает, что манипуляция сработала, его не наказали, и берет методику на вооружение. Начинает использовать ее в дальнейшем. При том, что он даже может не испытывать чувства вины за содеянное.

Плач — способ коммуникации

Новорожденный и малыш, который еще не умеет разговаривать, нуждается в плаче как в средстве общения с миром. Громкий рев — единственный доступный крохе способ выразить свое недовольство, подать сигнал тревоги, попросить о помощи. И природа предусмотрела все таким образом, что все новоявленные в этот мир люди прекрасно умеют обращаться с таким грозным оружием, как плач.

Первый плач сразу после рождения о многом может рассказать опытному неонатологу:

  • Сильный и уверенный рев младенца говорит о том, что малыш полон сил, здоров, активен.
  • Отсутствие плача или тихий и вялый писк вместо громкого плача — тревожные симптомы, которые заставляют докторов более внимательно обследовать кроху, чтобы выявить, какие патологии мешают ему в полной мере исполнять заложенную природой программу.

Затруднения с толкованием причин крика и слез новорожденного у родителей обычно возникают только в первые дни и недели после выписки из родильного дома. Потом мамы чутко улавливают в крике ребенка особые интонации, смену громкости, тональность и настроение. Это позволяет им постепенно начать понимать своего сына или дочку без слов, лишь посредством плача.

Сам по себе плач, с точки зрения медицины, является психофизической реакцией на внешний или внутренний раздражающий фактор. Процесс рева связан с изменением кровяного давления, дыхания. У малышей дыхательные пути очень узкие, и громкий плач иногда позволяет им восполнить нехватку кислорода за счет сильной прокачки легких.

Дети, в отличие от взрослых умеют плакать без слез. А для всех грудничков плач, помимо прочего, является рефлекторной реакцией на боль.

В медицине принято определять три основных вида младенческого плача:

  • основной — как средство общения;
  • сердитый — как способ придать эмоциональную окраску;
  • болевой — как рефлекторное проявление боли.

Обычному плачу, основному, с точки зрения физиологии, свойственны паузы, нерезкость, плавность интонаций.

При болевом плаче ребенок начинает резко и пронзительно кричать до полного выдоха, а затем, после судорожного короткого вдоха рев возобновляется.

Сердитый плач — особый интонированный способ обратить на себя внимание. Ребенок при этом может активно менять мимику, надрывно плакать в основном на выдохе. Пронзительных нот до полного выдоха, как при боли, при этом не наблюдается

Сердитый плач может быть самым продолжительным из всех видов детского ора

Пронзительных нот до полного выдоха, как при боли, при этом не наблюдается. Сердитый плач может быть самым продолжительным из всех видов детского ора.

Большинство медицинских изданий и энциклопедий, рассматривая вопрос младенческого плача, выделяет еще один вид — манипулятивный плач. С его помощью малыши, которые в данный момент не нуждаются в удовлетворении определенных физиологических потребностей, могут добиваться своего, того, что им в данную минуту хочется. Он всегда отличается некоторой искусственностью, ребенок не делает при этом глубоких вдохов и выдохов.

Плач бывает и патологическим и обычно он связан с серьезными нарушениями центральной нервной системы, органическими поражениями головного мозга.

Есть такое понятие, как насильственный плач, он иногда наблюдается у больных рассеянным склерозом, псевдобульбарным параличом. Но такие случаи — большая редкость.

Какими вырастают игнорируемые дети

Такой механический подход к развитию ребенка подразумевает, что ребенок «должен учиться быть независимым». Такой ребенок с младенчества знает, что его потребности не будут удовлетворены, они не заслуживают внимания, и помощи ждать неоткуда – если собственные родители в этом отказывают.

Теперь уже стало понятным, что такое «принуждение к независимости» приводит человека к еще большей зависимости, это будет несчастный, агрессивный, требовательный ребенок, который узнал что нужно очень сильно кричать, чтобы свои потребности удовлетворить. Глубокое чувство тревожности и неуверенности в себе останется с ним всю остальную часть его жизни. И напротив – своевременное реагирование и предоставление младенцу всего, в чем он нуждается, приводит к его действительной независимости позже.

Это высокочувствительный ребенок

Ну и не могу не упомянуть своих любимых высокочувствительных детей. Это именно те ребята, которые намного больше плачут, чем их сверстники: над фильмом, над книгой, над разбитой игрушкой, над неудавшейся прогулкой и, кстати, особенно в случае, когда их ругают.

Такой плач можно отличить по его интенсивности: ВЧД редко уходят в истерику, только если мы сами их туда загоним своим непрерывным ором. Основная часть их слез — тихие и «я сам не хочу, а оно плачется». Это не каприз, а устройство нервной системы.

Фото: pixabay

Как помочь? Тут какого-то единого средства я предложить не смогу, только принять эту часть вашего ребенка, помочь с ней разобраться, подключить техники арт-терапии и сенсорной интеграции и верить, что с возрастом этого станет в разы меньше.

Итак, первое, что стоит делать родителю, это определить причину плача (в течение дня может быть много слез и много причин) и реагировать, исходя из каждого конкретного случая. Искать, пробовать и менять. Но менять свое поведение или условия, которые создаем мы. И смотреть, как будет меняться наш ребенок.

Дети манипулируют или нет?

Да

Сторонники этой версии в своих размышлениях опираются на наблюдение, что уже в год ребенок способен улавливать причинно-следственные связи между своими непосредственными действиями и незамедлительными физическими последствиями.Идея манипуляции через крик, в этом случае, исходит из усвоения причинно-следственной связи между криком, который ребенок использовал как единственно возможную реакцию, испытывая какое-либо напряжение/затруднение/потребность и незамедлительным действием родителя, который снимал это напряжение.Кроме того, в начале 20 века была крайне популярна и наукофицирована теория о том, что реагируя на плач младенца и беря его на руки, родители, таким образом, поощряют и закрепляют подобную модель детского поведения.

Нет

Согласно триединой модели мозга, автором которой является американский нейрофизиолог Поль МакЛин человеческий мозг состоит из трёх частей: 

  1. Древний мозг, мозг рептилии отвечает за выполнение простейших базовых функций, за ежедневное, ежесекундное функционирование организма: дыхание, сон, циркуляция крови, сокращение мышц в ответ на внешнюю стимуляцию.
  2. Средний мозг, лимбическая система, надетая на древний мозг, встречается у всех млекопитающих. Она участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, памяти, сна, бодрствования, но, в первую очередь, лимбическая система отвечает за эмоции.
  3. Неокортекс, кора больших полушарий головного мозга, отвечает за высшую нервную деятельность. Именно эта часть мозга наиболее сильно развита у Homo sapience и определяет наше сознание. Здесь принимаются рациональные решения, ведется планирование и т.д.

У человека все три части мозга развиваются и взрослеют именно в таком порядке.Ребёнок приходит в этот мир с уже сформированным древним мозгом, с практически сформированным средним мозгом и с очень “недоделанной” корой больших полушарий.В течение первого года жизни соотношение мозга новорожденного к размеру взрослого возрастает с 64% до 88% , а масса мозга удваивается, к 3 – 4 годам она утраивается.Теперь понятно, почему в деле воспитания детей именно эмоции играют решающую роль. Не действуют дети вам назло, не стремятся они вами манипулировать, для манипуляций нужно тщательное планирование. А движимы они базовыми эмоциями: желанием контакта и близости, страхом, тревогой. Когда мы поймём это, понимать ребёнка станет гораздо легче.

Почему месячный ребенок плачет?

Причин для недовольства у новорожденного очень много, и далеко не всегда удается сразу догадаться, в чем дело.

«Я голоден». Пожалуй, самый частый повод для слез. Желудок новорожденного размером с грецкий орех, поэтому много за одно кормление малыш физически не может съесть. Кроме того, если ребенок на грудном вскармливании, молоко переваривается в разы быстрее смеси. Поэтому, если месячный ребенок плачет, очень вероятно, что, предложив грудь, вы быстро решите проблему.

«Мне жарко/холодно/душно». Маленькие детки чрезвычайно чувствительны к условиям внешней среды. Поэтому позаботьтесь, чтобы крохе было комфортно. Напомним, оптимальными климатическими параметрами являются: температура воздуха 20—22˚С (летом до 24˚С максимум), влажность 50–60%, необходимость сквозного проветривания — 1 раз в час минимум на 5–10 минут.

«Мне страшно». Яркий свет, громкие звуки, перепады температуры при переодевании — все это совершенно чуждые вещи для новорожденного. Ведь девять месяцев он находился в абсолютно других условиях. Почему ребенок плачет? Потому что боится телевизора, соседской дрели, мигающей вывески магазина, света фонарей. Теперь это нормальные атрибуты жизни, но привыкнет он к ним не сразу.

«Я в опасности». Классическая картина, когда в первые недели после выписки из роддома на малыша приходят посмотреть родственники, друзья, коллеги. Понятное дело, всем хочется подержать на руках это маленькое чудо. Но для недавно родившегося малыша это огромный стресс. В его созревающем головном мозге есть только образ мамы — самого родного человека (нередко даже на руках у папы первое время ребенок постоянно плачет, и это нормально). Когда же младенец оказывается в объятиях совсем чужого человека, он, опираясь на древние инстинкты, может воспринять это как сигнал опасности и незамедлительно дать о себе знать: «Мама, ты где? Меня забрали? Мама, вернись!» Поэтому какое-то время, если ваш малыш очень нежный и чувствительный, лучше воздержаться от подобных проявлений умиления со стороны окружающих.

«Мне больно». Плач — совершенно естественная реакция на боль. Для месячного ребенка характерны функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта (младенческая дисхезия, колики). Для детей постарше — дентация (прорезывание зубов), боль в ушке или в горле, заложенность носа. Если плачет ребенок в месяц слишком часто, и привычные способы успокоения не работают (предложить грудь/смесь, покачать, прижать к себе), обязательно обратитесь к врачу.

Что это такое?

Манипуляции – столкновение авторитетов родителей и детей. Кто кого? Воевать на семейном фронте, сами понимаете, противно, а потому часто родители сдаются без боя. Что делать, если ребенок манипулирует взрослыми?

Манипуляция – это неявная, скрытая тактика воздействия на психику других с целью добиться желаемого. В той или иной мере это делают все. На работе в коллективе, в салоне общественного транспорта, в метро, в семье. Причем у всех без исключения способов манипулировать «ноги растут» именно из практики семейных манипуляций, то есть с детства. Опытные манипуляторы достигли в этом впечатляющих высот!

Родители часто манипулируют детьми: «Купить тебе шоколадку? Тогда убери игрушки!», «Ты меня любишь? Тогда отправляйся с бабушкой на дачу!»…

Дети учатся искусству психологического воздействия практически с самого рождения, у них же прекрасные учителя – собственные мама и папа. Даже если родители стараются не прибегать к манипуляциям, нет никаких гарантий, что дети не будут разными способами «шантажировать» своих предков. Осваивая это искусство, они, по большому счету, учатся быть более успешными

Манипуляцию важно распознать как можно быстрее и принять меры, иначе негативных последствий не избежать

Что такое «гештальт-крики»?

В 2011 году Надя Рейссланд и ее коллеги изучили выражения лица, которые возникают у детей при внутриутробном «плаче» и рассказали о своих наблюдениях в научном журнале PLOS One. Мимику плачущих детей они назвали «гештальт-криками». Они считают, что наблюдаемое явление может быть предшественником выражений лица, которые появляются у младенцев сразу же после рождения. Они могут развиваться на 24-35 неделе беременности, причем чем больше срок — тем сложнее гримасы.

Мимика плачущих в утробе детей называется «гештальт-криками»

В то время как пинки и икота ярко дают о себе знать, беременным женщинам плач ребенка в животе никак не ощущается. Если говорить по-простому, гримасничая в утробе, ребенок тренируется плачу после рождения. Связаны ли «гештальт-крики» с ощущаемой малышами болью или другим дискомфортом, ученые на данный момент не знают

При этом важно отметить, что это явление возникает не только при стимуляции живота — в ходе исследования 2011 года бесшумные крики возникали даже в спокойном положении

Как реагировать на манипулятивный плач ребенка?

Реагировать на манипулятивный детский плач нужно, как на обычное ошибочное поведение. Не следует ему придавать особо большого значения. Если ваш ребенок начал плакать с целью что-то получить, то можно просто выполнять данные правила.

1. Спокойствие. Вам не нужно поддаваться на первые эмоции, возникающие у вас в душе. Лишний раз подумайте, а не манипулятивный ли этот плач ребенка. Старайтесь мыслить, как можно более рационально.

2. Твердость. Если вы уверены в том, что плач ребенка манипулятивный, вам нужно твердо стоять на своем. Если же вы будете поддаваться на детские провокации, то ребенок будет играть против вас. А потом будете удивляться, почему он такой непослушный. А причина очень проста – вы его сами приучили быть таким. «Да» и «нет» должны быть твердыми и обжалованию не подлежать.

3. Вы должны четко дать ребенку понять, что пока тот плачет – вы не понимаете, что он хочет. Только когда он внятно выскажет свою позицию, вы разберетесь в его проблеме. Таким образом вы лишаете себя лишних вопросов касаемо того, какая разновидность плача у ребенка в данный момент.

4. Позитивные инструкции. Обычно негативные фразы не срабатывают. Лучше сказать: «Я понимаю, что тебе хочется выплакаться. Вот в той комнате есть специальный уголок, где можно это сделать. Давай я тебе его покажу. Ты выплачешься, а потом вернешься к нам, хорошо?» вместо «Не плачь».

Тем более нельзя оскорблять ребенка в таких ситуациях, так как манипулятивный плач ребенка может перерасти в настоящий. Детям очень тяжело слышать оскорбления со стороны своих родителей. Данный метод работает, если ребенок воспитанный.

Почему ребенок ночью просыпается и плачет?

Многие родители недоумевают: целый день малыш веселился, играл, прыгал и бегал, а ночью, порой, даже не открывая глаз, ребенок плачет во сне. В чем же дело?

Если ребенок плачет ночью, самой частой причиной такого поведения является перевозбуждение в течение дня или во время последнего бодрствования перед сном. Мозг маленького ребенка устроен таким образом, что процессы возбуждения в нем преобладают над процессами торможения, иными словами, возбуждается ребенок куда быстрее и проще, чем успокаивается. Папа пришел вечером с работы и решил поиграть с крохой, слишком короткие дневные сны или довольно длинное для возраста ребенка бодрствование — поводов для переутомления много. Не успев окончательно «притормозить» перед сном, лишенный сил ребенок засыпает от усталости, но его мозг продолжает находиться в возбужденном состоянии. И как результат — долгое укладывание, беспокойная ночь с частыми пробуждениями и слезами, плач или вскрикивания с закрытыми глазами, когда кажется, что ребенок плачет во сне, и прочее.

Что делать? Пересмотреть режим, контролировать время бодрствования, грамотно распределять активность ребенка в течение дня (первую половину дня посвятить прогулкам, активным играм, отработке новых навыков, а вторую — более спокойным занятиям), не перевозбуждать малыша перед сном, исключить гаджеты (особенно в вечернее время) — решение будет зависеть от ситуации и причины, почему ребенок плачет ночью. Но нерешаемых проблем со сном нет.

Усталость

Еще дети достаточно часто плачут от усталости. И если даже они уже знают это слово (в пять лет, я думаю, он его точно знает), то вот отслеживать свое состояние не всегда успевают. Да и будем честны, не все взрослые его могут отследить систематически и знать, что конкретно высасывает из них энергию.

Как это контролировать? Могу посоветовать завести дневник и записать, в какие именно моменты дня ребенок наиболее плаксив. Возможно, вы заметите, что всегда после прогулки количество скандалов возрастает, и нужно сократить ее. Или по вторникам вечером наступает полный кошмар постоянно, а именно во вторник у него два кружка подряд. В общем, пытаемся выявить взаимосвязи и менять расписание.

Профилактика манипулятивного поведения

1. Реагировать спокойно

Спокойно и терпеливо дождитесь когда ребенок сам сможет остановится и пойти на контакт с вами.Не повышайте голос и не применяйте физическую силу, это не даст положительного результата в общей картине ваших последующих взаимоотношений с ребенком.

2. Осознавать и принимать чувства, который испытывает ребёнок

Психологи рекомендуют использовать прием “отражение эмоций”, когда родитель проговаривает для ребенка эмоцию, которую тот в данный момент испытывает.Таким образом, ребенок видит что его принимают вместе с его чувствами и ему проще с ними справиться. 

3. Избегать личностных оценок

Разговаривая с ребенком постарайтесь избегать обвинительных высказываний и личностных оценок. Помните, допустимо давать оценку действиям ребенка, но не его личности.

5. Не забывать про возрастные периоды

Не забывайте, что есть определённые возрастные периоды, когда ребёнок учится конфликтовать и настаивать на своём. Такое поведение абсолютно естественно.

6. Переключиться со своих личных эмоций

Искусство быть родителем подразумевает умение в сложный момент посмотреть через свою боль, и увидеть боль ребенка.Если ребенок ведет себя неподобающим образом по любому поводу это значит что связь между ним и родителем нарушена. Постарайтесь в момент переживания ребенком тяжелого состояния оставаться эмоционально с ним, будьте рядом и просто помните о том, что ребенок справится, все в порядке, мир не рушится. 

Классификация типов маленьких манипуляторов

Американский психолог Эверетт Лео Шостром, автор книги “Человек-манипулятор” предложил следующую классификацию типов детей-манипуляторов:1. Маленькая тряпкаЭто пассивный зависимый ребенок, который манипулирует, используя силу напускной слабости. Разыгрывая из себя беспомощного и несообразительного, он добивается того, чтобы родители сделали все за него. 2. Маленький диктаторРешительно управляет взрослыми, заставляя их делать то, что ему хочется топая ногами, срывая злость и обижаясь.3

Хитрый ФреддиЭтот маленький хитрец привлекает к себе внимание с помощью слез. Он еще не успел придумать, почему он расплакался, а взрослые уже спешат утешить его.4. Крутой томЭтот задира имеет крутой нрав

Добиваться своего он привык вызывая у других страх и ненависть. Обзывательства, драки, использование жаргона – все идет в ход когда ради получения желаемого.5. Карл-победительСвое окружение он воспринимает как соперников. Оказаться первым для него важнее, чем просто жить в семье или учиться в школе. Этот ребенок будет постоянно доказывать миру, что он лидер, не расслабляясь ни на минуту.

Как еще проявляется невыраженная детская злость

Был в моей практике замечательный мальчик. Добрый, послушный, спокойный. Только вот речь отстает и с горшком проблемы. Как выяснилось позже, мальчик вовсе не злится. Он принимает любые предложения родителей и других взрослых, быстро отказывается от своих желаний, понимает и принимает любые «нельзя»… Мечта, а не ребенок! Но у ребенка двух-трех лет единственный способ контроля над родителями — его естественные отправления. Именно так он радует и расстраивает родителей. А как еще, если не через них влиять на взрослых? И начинает ребенок отказываться ходить на горшок или у него возникают запоры. У ребенка нет больше возможности злиться. У него есть только такой инструмент.

Что мы делаем, когда обижаемся? Правильно, перестаем общаться, замолкаем, перестаем разговаривать. Улавливаете связь? Отсюда и задержки в развитии речи.

Были у меня и дети с навязчивыми движениями, судорогами, поведенческими расстройствами. А причины все те же. Невыраженные и непрожитые эмоции.

«Эмоция уходит сама по себе, когда она прожита», — говорила детский психолог Ирина Млодик.

Следуя от противного, если эмоция не прожита, она остается. Она просачивается сквозь тело, поведение, мысли, действия человека. Она все равно найдет выход. Другой вопрос: какой?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: