Наука говорит: упражнения улучшают настроение и психическое здоровье
Эксперты предлагают несколько причин, по которым упражнения положительно влияют не психическое здоровье. Большинство ученых согласно, что, по-видимому, имеет место сочетание прямых и косвенных факторов. Лучшее кровообращение и снижение воспаления улучшает прогноз, положительное воздействие факторов окружающей среды, лучшее восприятие и сдвиги в поведении – всё это «побочные эффекты» упражнений, которые улучшают психическое здоровье.
Согласно научным данным, физические упражнения могут улучшить психическое здоровье одним из следующих способов:
Путём улучшения физиологического здоровья
«Физическая активность полезна для общего здоровья мозга, за счёт уменьшения факторов риска плохого психического здоровья – например, воспаления, диабета, гипертензии и сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, увеличивается кровоток, что связывают с доставкой питательных веществ и энергии, — говорит Анжела Клоу, доктор философии, профессор департамента психологии Университета Вестминстер в Лондоне, а также соредактор Physical Activity and Mental Health. — Депрессия и другие психические заболевания связаны с низкой физической активностью: большая физическая активность уменьшает риски психических болезней» (Cooney et al. 2013).
Увеличивая переносимость эмоционального стресса
Поскольку физические упражнения – это стресс, регулярные тренировки повышают устойчивость человека к другим видам физического и эмоционального стресса. Приобретение большей физической и эмоциональной устойчивости от последовательных занятий фитнесом, видимо, помогает людям лучше адаптироваться при возникновении сложных ситуаций (Otto & Smits 2011).
За счёт привыкания к физической нагрузке
Для некоторых тревожных больных повышенная ЧСС, обильное потоотделение, озноб и другие симптомы стресса, которые возникают во время приступа тревожности, сами по себе вызывают расстройство. При регулярной тренировке люди обучаются контролировать проявления физиологического стресса, подобные повышенной ЧСС или потоотделению, и эти симптомы меньше пугают.
Повышая самоэффективность
Люди, осваивающие новые навыки повышают собственную эффективность, что впоследствии ведёт к более высокой самооценке. Обучение упражнениям – пример навыков, которые повышают самоэффективность. Высокая самоэффективность предшествует благополучию, в то время как низкая самооценка связана с психическими заболеваниями (Clow & Edmunds 2014).
Стимулируя социальные контакты
Социальные взаимодействия улучшают настроение. Упражнения часто выполняются в компании других людей или при поддержке друзей и семьи. Эта поддержка повышает настроение (Cooney et al. 2013).
Отвлекая от негативных мыслей
Люди, испытывающие тревогу или депрессию, часто зациклены на негативных мыслях
Упражнения, особенно осознанные, способны отвлечь от самокопания, перенаправив внимание от негативных внутренних проблем к текущим приятным переживаниям (Otto & Smits 2011).
Поощряя участие вместо избегания
Сосредоточение внимания на упражнениях придаёт действиям значение
Разработка и структурирование программы направляет внимание на ценность активности, а не избегания, и приучает к настойчивости. Это урок вовлеченности, занятия вместо желания избежать могут помочь людям с тревожностью преодолеть избегания в других сферах жизни.
1 Если человек игнорирует собственные важные потребности
Ко мне обратилась клиентка — лидер, яркий руководитель, генератор идей и «вечный двигатель». Успешная карьера, хорошее финансовое положение, высокий социальный статус. Много лет непрерывного движения вверх. Мало спит, работает дома, часто остается в офисе. Телефон никогда не выключает.
На что жалуется. Подчиненные не понимают и мало поддерживают ее, хотя раньше это не мешало и не останавливало. Генеральный директор «ведет компанию не туда». Стала замечать, что теряет интерес к ведущим проектам, ее это пугает
Было несколько ситуаций, когда не могла сосредоточиться, теряла внимание в нужный момент. Ходила обследоваться в клинику — ничего существенного не нашли
Периодически ловит себя на мысли о бессмысленности того, чем занимается.
Ситуация в семье. Постоянных счастливых отношений нет, периодически встречается с мужчинами, главным образом для секса. В прошлом неудачный брак. Есть взрослый ребенок — подросток, отношения с которым натянутые и отчужденные.
Объективно клиентка страдает от выгорания, хотя не осознает этого. Она слишком долго вкладывалась лишь в одну сторону своей жизни — профессиональную. Пренебрегала собственными потребностями в эмоциональном тепле, близости, привязанности. Долгое время ей удавалось их игнорировать, что и привело к выгоранию. На лицо все признаки истощения.
Как помочь себе. С эмоциональным выгоранием как бороться в такой ситуации? Взять паузу. Пересмотреть свои ценности и приоритеты, внимательнее отнестись к своим потребностям, телу, распределить ресурсы.
Кто так тревожится?
Почему одни люди так склонны к тревогам, типа «а что, если это болезнь», а другие просто беспокоятся о чем-то, когда это случается?
Есть несколько причин, например:
Генетический компонент
Факторы воспитания или отсутствия воспитания
Люди, которые воспитывались в разведенных семьях, на 70% чаще страдают генерализованным тревожным расстройством, характеризующимся хронической тревогой, чрезмерным беспокойством и напряжением.
Чрезмерно опекающие родители также провоцируют беспокойство. Обратное воспитание также может сыграть свою роль. Это происходит, когда ребенок заботится о родителях, потому что они плохо себя чувствуют.
Мы с коллегами пришли к выводу, что, вероятно, у хронического беспокойства есть биологический компонент, но есть также и значимый компонент влияния окружающей среды. Ощущения ребенка, что он находится в безопасности должно быть усвоено и расти вместе с ним, чтобы по большей части он чувствовал себя в безопасности.
Но если у вас была мама, которая не была достаточно доступной и последовательной, вы можете развить в себе понимание того, что мир — не такое уж безопасное место. Развод и чрезмерная опека также могут подорвать у человека чувство внутренней безопасности.
Как абстрагироваться от негатива?
Волшебной таблетки от плохого настроения не существует. Необходимо проводить постоянную работу над собой, своим эмоциональным интеллектом, чтобы научиться управлять эмоциями. Поэтому часть советов будет касаться внутренней проработки устойчивых опор, в результате чего вам станет намного проще абстрагироваться от негативных эмоций. Некоторые рекомендации были взяты из бесплатного онлайн-курса «Эмоциональный интеллект», который можно посмотреть в любое удобное время.
Развивайте осознанность. Негативные эмоции способны оглушить настолько, что вы не сможете выйти за их пределы
Поэтому важно четко отдавать отчет своим действиям и воспринимать происходящее максимально объективно. Тогда и негативные эмоции будет проще подавить.
Принимайте жизнь
Жизнь абсурдна, в ней нет ничего и никого идеального. Поэтому не принимайте близко к сердцу многие проблемы, ведь в жизни невозможно все контролировать. Порой мы не можем повлиять на обстоятельства, поэтому просто примите это и действуйте.
Мыслите по-философски. Это значит воспринимать жизнь не только через призму белого и черного, но и понимать, что в жизни бывают и другие краски. Нельзя мыслить только категориями правильно/неправильно. Анализировать важные моменты, делать выводы и не принимать резких решений. Все плохое, что с вами происходит, это всего лишь опыт, который нужно проработать и отпустить.
Будьте неидеальны. Многие люди сильно переживают из-за своих неудач, многие годы виня себя в этом. Постоянное обдумывания прошлых промахов только портит настроение и не дает настоящему войти в вашу жизнь. Не ругайте себя, а просто отпустите эту ситуацию.
Отложите дела. Если вы чувствуете, что эмоции вас поглощают и не дают сосредоточиться на главном, то сделайте перерыв и займитесь любимым делом. Сходите на прогулку, поспите, выпейте кофе с круассаном. Дайте себе отдохнуть, расслабиться и отпустить все мысли.
Уберите плохие мысли. Порой мы сами портим себе настроение, хотя ничего не случилось. Поэтому просто отгоняйте негатив и замените его на хорошие воспоминания. А пустые страхи можно проработать и осмыслить, понять, что для переживаний повода нет.
Негативные переживания – дар, а не проклятие
Испытывать чувства – естественно. Но если «положительные эмоции мы встречаем с распростертыми объятиями, то «негативные переживания часто вытесняются нами, потому что мешают получать удовольствие от жизни, разрушают наш покой. Однако любые чувства даны нам не просто так. Они мощнейший источник информации, индикаторы на приборной панели нашего организма, которые пытаются донести до нас значимую, иногда жизненно значимую, информацию.
— Любое неприятное чувство является скрытым источником нашего знания. Но иногда мы умом просто «не слышим» или не осознаем его, оно словно существует в некой отделенности – исключительно на уровне ощущений. И пока чувство находится в этой зоне – оно продолжит стучать в двери нашего сознания, как тарабанит почтальон с важным письмом, которому почему-то не хотят открывать.
Изначально Алексей Закревский хотел сделать простой инструмент для поддержки своей жены в ситуациях сильных эмоциональных переживаний:
— Это были карточки с несколькими негативными эмоциями. Я показывал их коллегам и друзьям, в процессе общения простая идея обретала все более точные формы и обрастала интересными дополнениями. Так родилась авторская игра «Освобождение»
Очень скоро она привлекла внимание профессионалов как инструмент для работы с негативными эмоциями. Сегодня «Освобождение» проходит внедрение в ФИЗТЕХе для работы со студентами и участвует в XX Национальном конкурсе «Золотая Психея» в номинации «Психологический инструмент года»
Эта тренинг-игра помогает изменить отношения к чувствам, которые традиционно считаются негативными.За каждым негативным переживанием стоит некое «послание», если правильно его расшифровать – можно многое узнать о себе и своем месте в жизни, а в итоге – получить ресурс для роста и развития. – говорит Алексей.
Сильное влияние на концепцию игры оказала философия недвойственности («Действие не может устранить незнания… — лишь знание устраняет незнание». «Знание, возникшее от понимания природы действительного, мгновенно кладет конец незнанию». Ади Шанкара (Шанкарачарья)).
Алексей выделил 13 негативных переживаний, среди которых гнев, страх, обида, вина и др., и сформулировал для них 13 ключей-ответов.
За семь месяцев существования автор провел 24 игры, в которых приняли участие 139 человек. Игра была представлена на семи фестивалях. Сегодня ведению игры обучились еще шесть психологов и один психиатр.
Природа эмоций
Эмоция — реакция на любое внешнее или внутреннее воздействие на уровне рефлекса. Именно этот механизм дал нашим предкам возможность выжить, потому что эмоциональная реакция возникает моментально.
Если бы древний человек начал рассуждать, стоит ли ему прятаться от тигра, то вряд ли мы с вами сейчас читали бы этот текст. Наш пращур быстро реагировал на опасность, потому что испытывал страх.
Более того, мы не испытываем эмоций только когда спим. В остальное время эмоциональная реакция есть всегда, а вот степень или градус эмоции бывает разный.
Когда снимаем тесную обувь после рабочего дня, мы чувствуем удовлетворение, когда лежим в ванной — наслаждение. Удовлетворение — яркая реакция, потому что мы освобождаемся от раздражителя в виде тесной обуви. А вот наслаждение от ванны — умеренная эмоция.
Для большинства же из нас эмоция — нечто яркое. Мы говорим, что человек эмоционален, когда видим, что он бурно выражает свои реакции. Правда же в том, что все мы эмоциональны, кто-то больше, а кто-то меньше.
В среднем эмоция длится от 10 до 15 минут. Так, первая и самая яркая реакция составляет 90 секунд, оставшееся время эта эмоция осознается нами, а затем мы успокаиваемся.
Если мы часами испытываем одну эмоцию, это говорит о том, что мы себя «накрутили». Например, гнев, на самом деле живет максимум 15 минут, а все, что дольше, — продукт нашей активной мозговой деятельности на тему, которую вызвал гнев. И если какая-то эмоция часто повторяется, она превращается в чувство.
Мы привыкли делить эмоции на положительные и отрицательные. Есть еще нейтральные, но мало кто из нас задумывался о том, что ровный фон — тоже определенная эмоция. Положительные эмоции мы испытывать любим, и очень редко сдерживаем себя в их проявлении. Смеемся, радуемся, наслаждаемся, ощущаем блаженство. А негативные эмоции мы не любим переживать.
Большинство людей стараются строить свою жизнь так, чтобы места грусти, печали, гневу, раздражению в ней не было. Но так не выйдет. Эмоции существуют, хотим мы этого или нет. Те, кто с этим не согласны, стараются всеми силами «потушить пожар», закрыв рот и проглотив гнетущее чувство. Но делаем ли мы лучше себе или миру, притворяясь, что все хорошо и негатива не существует?
Что нас беспокоит?
Итак, теперь мы знаем, кто волнуется, но почему они волнуются? Люди волнуются, потому что думают, что что-то плохое случится или может случиться, поэтому они активируют сверхбдительную стратегию беспокойства и думают: «если я волнуюсь, я могу предотвратить что-то плохое или узнать о нем раньше». Другими словами, если вы не беспокоитесь, все может выйти из-под контроля. Кредо тревожного человека заключается в том, что если он может просто представить себе, что происходит что-то плохое, например, в отношениях, он обязан беспокоиться об этом, ревновать и накручивать себя.
И все это беспокойство может повлиять как на ваше физическое, так и на психическое здоровье. Давно замечено, что тревожные люди, как правило, чрезмерно используют систему здравоохранения, то есть обращаются к врачу практически при каждом недомогании, потому что они накручивают себя по поводу собственного здоровья
У людей, испытывающих постоянное беспокойство, чаще возникает синдром раздраженного кишечника, тошнота, усталость, ломота и боли, кроме того, 93% людей с генерализованным тревожным расстройством также имеют коморбидное психическое расстройство, такое как депрессия.
Причины выгорания
Большая учебная нагрузка
Эта проблема чаще возникает в средних и старших классах школы, когда к обычной учёбе прибавляются дополнительные занятия, олимпиады, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и экзаменам в вуз. Чрезмерная ежедневная нагрузка без расслабления и отдыха приводит к истощению организма.
Нереалистичные сроки и жёсткие дедлайны
Необходимость заниматься и усваивать большие объёмы информации в сжатые сроки порождает состояние постоянного напряжения, которое выматывает не меньше самих занятий и увеличивает риск выгорания. Такое же негативное влияние оказывает постоянный страх не успеть, не подготовиться, не сдать вовремя.
Присоединяйтесь к домашней онлайн‑школе «Фоксфорда»
Неумение организовать своё время
Ощущение, что вы ничего не успеваете и не справляетесь, может возникать не из-за реальной нехватки времени, а из-за неумения эффективно выстроить учебный процесс. Сложности возникают при большом количестве задач или из-за наличия отвлекающих факторов. Например, интернета, компьютерных игр, соцсетей, звонков и визитов друзей.
Постоянная необходимость осваивать новое
Необходимость ежедневно получать новые знания в большом объёме ускоряет истощение психики. Мозгу нужно много энергии на создание новых нейронных связей, поэтому обучение новому требует в разы больше сил, чем использование уже освоенных навыков.
Отсутствие мотивации
Одна из самых частых причин эмоционального выгорания — снижение или потеря мотивации, отсутствие конкретных целей или разочарование в выбранных. Мотивация страдает, если приходится постоянно делать то, что не хочется, потому что так сказали учителя и родители или потому что «так положено». Если мы что-то делаем с интересом и увлечением, то расходуем меньше энергии, чем когда интереса нет. Отсюда и выгорание.
Избыток вынужденных социальных контактов
Детям постоянно приходится общаться не только с близкими по духу людьми, но и со всеми, кто окружает их в школе, на дополнительных занятиях, секциях и курсах, — это требует дополнительных затрат ресурса. Кстати, перегружать может не только офлайн-, но и онлайн-общение в соцсетях, чтение новостей или других «быстрых текстов».
Отсутствие поддержки
Риск выгорания повышается, если к учебной нагрузке прибавляются ссоры и отсутствие взаимопонимания с друзьями или родителями, конфликты с одноклассниками или учителями.
Когда стоит переживать
В основном об эмоциональной неустойчивости, как об отдельном заболевании, речь почти никогда не идет. Ей свойственны следующие признаки: повышенная раздражительность(человек может вывести из себя любая мелочь); спонтанные вспышки гнева, так называемое состояние аффекта; частые, порой абсолютно неосознанные, перепады настроения; неспособность себя контролировать и управлять своим поведением.
Причем эти проявления эмоциональной неустойчивости часто никак не связаны с погодными изменениями или стрессовыми ситуациями. Человек с эмоционально нестабильной психикой всегда ищет повод, за который можно зацепиться и дать волю своим эмоциям. Такие люди не любят, когда их критикуют, когда им возражают, и всегда пытаются отстоять свое мнение, даже не пытаясь услышать и принять другую точку зрения.
Какой результат дает игра?
- Игроки получают разрядку напряженных тем. К концу игры меняется эмоциональное состояние: приходит спокойствие и расслабление.
- Кроме того, они получают важные навыки по работе со своими негативными переживаниями: умение распознать негативные чувства (свои и других); умение выйти из негативной эмоции через осознание посланий бессознательного.
- Игроки также получают инструменты для последующей практической работы со своими эмоциями. После игры у участников остаются методические материалы: таблицы с ключами для выхода из эмоциональных ситуаций, дневник для анализа этих ситуаций, отдельная таблица для трансформации страха.
В чем заключается игра
На примере выдуманных историй игрокам предстоит прояснять, какое важное «послание» от бессознательного заложено в том или ином негативном чувстве.
В ходе игры происходит прикосновение к самым заряженным негативными эмоциями темам. Формат игры «Освобождение» позволяет прикоснуться к ним очень бережно. Все драматические события проживаются в игровой форме с фигурками-героями, а сами игроки перевоплощаются в «божества», которые наблюдают за миром живых существ, влияют на события в этом мире и помогают живым существам (фигуркам) на их жизненном пути
Так сохраняется безопасная дистанция между участником, его чувствами и личным жизненным опытом.