Проблема осознания ответственности
- Проблема осознания ответственности прослеживается в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на протяжении всего произведения. Главный герой убивает старушку-процентщицу, затем долго мучается от укора совести и боязни разоблачения, но в итоге берет на себя ответственность за свое преступление. Однако уголовная ответственность не так важна для персонажа. На первый план выходят его внутренние переживания, муки совести. В конце романа Раскольников исповедуется, рассказывает об ужасном преступлении Соне, чтобы избавиться от одиночного заключения своих мыслей. Но только в эпилоге он полностью осознает случившееся и взваливает на себя свой крест.
- Понтию Пилату, герою романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», ничего не угрожало, он мог вершить суд по собственному желанию и оставаться безнаказанным. Однако ответственность не только может навязываться другими людьми, она также гложет человека изнутри. Так, Пилат, почувствовав себя главным властителем чужих судеб, совершает ошибку, приказав казнить Иешуа. После его смерти прокуратор понял, что отдал такой приказ не потому, что Иешуа был действительно виновен, а только потому, что он не понравился лично Пилату своим свободомыслием. Кроме того, решение о распятии Иешуа одобрили другие чиновники города, а римский ставленник не хотел обострять отношения с местной властью. Но ответственность за убийство невинного человека не отпускала Пилата, не давала ему спать, даже вызывала недуги. В наказание он получил бессмертие и тысячи лет подряд осознавал свою вину, мучаясь и жалея о том решении.
Аргументы из народной мудрости
- «Рука согрешит, а голова в ответе», — говорится в русской пословице. В ней имеется в виду, что даже если у человека согрешат руки, отвечать за содеянное будет голова.
- «Чего недосмотришь, за то и ответишь», — говорится в русской пословице. Она утверждает, что если случится какое-то недоброе дело по недосмотру, то и за это придется отвечать головой.
- «За руку отвечает голова, за подчиненного — начальник», — так говорится в русской пословице об ответственности. Русский народ утверждал, что за руку отвечает голова человека, а за подчиненного несет ответственность начальник.
- «Кто в деле, тот и в ответе», — говорится в русской пословице. В ней имеется в виду, что все люди, которые заняты общим делом, несут ответственность за него в одинаковой степени.
- «Незнание ответственности не снимает», — справедливо отмечал русский народ в пословице. Наши предки говорили, что незнание не является причиной для снятия ответственности с человека.
- «Хорошо жить в почете, да ответ велик», — говорится в русской пословице. В ней имеется в виду то, что человеку, наделенному почетом, жить хорошо, но он несет большую ответственность, спрос с него велик.
- «Кто в чем сплошает, за то и отвечает», — так рассуждали наши предки. Они утверждали, что каждый человек отвечает за то, в чем проявил оплошность, совершил ошибку.
- «Кто заварил, тот и расхлебывает», — утверждает русская пословица. Она имеет в виду то, что в любом деле за результат отвечает тот, кто начал это дело.
- «Взялся за гуж — не говори, что не дюж», — говорится в русской пословице. Она советует не отказываться от ответственности тогда, когда уже стал участником какого-либо дела.
- «Отвечай за то, что сам совершил», — справедливо говорится в русской пословице. В ней имеется в виду то, что каждый человек должен отвечать за свои ошибки и оплошности.
Безответственность
В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» повествуется о несчастной девушке, которая покончила с собой из-за неразделенной любви. Предметом ее восхищения был привлекательный молодой человек по имени Эраст. Несмотря на то, что он вел себя довольно эгоистично, после смерти Лизы он жалеет о том, что не был рядом с ней и не смог предотвратить ее смерть. Ему не хватило смелости выбрать настоящую любовь, вместо этого он предпочел женитьбу на богатой даме, ведь из-за тяги к роскоши и праздности он порядком обеднел. Все эти безнравственные поступки (предательство Лизы, брак по расчету) были следствием его безответственности, разрушившей жизни других людей.
О несовершенных поступках жалеет и Евгений Онегин из одноименного романа в стихах А. С. Пушкина. В молодости он слишком жестоко поступил с юной и наивной Татьяной, которая доверила ему свои чувства. Последующие годы он лишь развлекался в кругу высшего общества, но так и не нашел девушку, которая стала бы ему по-настоящему близка. Лишь после многих лет он понял, как ошибался в юности, каким эгоистичным и несерьезным он был
В финале он чувствует вину за то, что не отнесся к Татьяне с большим вниманием, и ответственность за то, что лишил счастья и ее, и себя.
Афоризмы
- «Мы не одиноки в мире и что бы мы ни делали, мы в ответе за происходящее с другими», — утверждал первый французский философ-экзистенциалист, драматург, театральный и музыкальный критик Габриэль Оноре Марсель. По его мнению, люди в мире не одиноки, и чем бы каждый из нас ни занимался, мы несем ответственность за то, что происходит с другими, ведь в этом происходящем есть и наша вина или заслуга.
- «На людей, чьи поступки зависят от настроения, нельзя возлагать никакой серьезной ответственности», — считал австрийский писатель, драматург и журналист Стефан Цвейг. Он утверждал, что нельзя полагаться на тех людей, чьи поступки продиктованы настроением. Такие люди не заслуживают доверия и чаще всего являются безответственными.
- «Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё», — считал русский писатель, мыслитель, философ и публицист Федор Михайлович Достоевский. По мнению классика русской литературы, каждый человек должен нести ответственность за всех людей, перед всеми и за все.
- «Человек может поступать как ему угодно, если он согласен нести за это ответственность», — утверждал английский писатель Сомерсет Моэм. По его мнению, человек свободен поступать так, как ему заблагорассудится, но только в том случае, если готов взять за это ответственность.
- «Вылечив подбитое крыло коршуна, становишься ответственным за его когти», — говорил французский писатель, поэт, прозаик и публицист Виктор Гюго. По мнению классика, человек, который вылечит крыло коршуна, автоматически становится ответственным за его когти.
- «Изнуряет не работа, а ответственность», — писал первый канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк. Он утверждал, что в любом деле тяжелее всего не сама работа, а степень ответственности.
- «Чем сильнее чувство ответственности, тем слабей жажда власти», — писал известный польский политик Стефан Гарчиньский. Он считал, что ответственный человек меньше других рвется к власти, так как понимает степень ответственности.
- «Всякий человек, превосходящий других по интеллекту и нравственным качествам, помимо своей воли или желания отвечает за других», — говорил французский писатель, классик приключенческой литературы Жюль Верн. Он считал, что человек, который отличается от других умом и нравственными качествами, всегда чувствует ответственность за других людей.
- «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить», — утверждал британский писатель, публицист, историк и философ Томас Карлейль. Он считал, что все, с чем сталкивается человек на этой земле, требует от него проявления ответственности и исполнения долга.
- «Цена величия — это ответственность за каждую свою мысль», — говорил британский общественный и политический деятель, один из премьер-министров Уинстон Черчилль. Он утверждал, что быть великим человеком – это значит отвечать не только за свои поступки и решения, но и за каждую свою мысль.
«Во всем есть красота, но не каждый ее видит»
Rakicevic / Pexels.com
Мы живем в эпоху быстрых алгоритмов и информационной перегрузки. С самого пробуждения нас кормят информацией о том, что мы должны есть, покупать, чувствовать и думать. В среднем более 11 часов в день мы «приклеены» к нашим экранам. Мы стали так одержимы поиском способов увеличить продуктивность, что неудивительно, что стали «выгорать».
Что нужно сделать сейчас каждому из нас, так это замедлиться и стать более внимательными.
Нужно осознать, что аромат жизни не рассеивается в ритме стремлений, он парит под мелодию тишины. Вы не сможете почувствовать запах, вкус и красоту вокруг вас, если вы постоянно бежите. Вы должны остановиться и оглянуться вокруг. Вы должны открыть свое сердце, чтобы увидеть то, что слепо для глаз.
1Gai.Ru / Shutterstock.com
Эта перспектива внимательности сегодня более актуальна, чем когда-либо прежде, но есть еще один важный аспект: под поверхностью всего, что вы видите, и находится скрытая красота.
Истинная красота, жизнь и все, что в ней несовершенно, расцветает от этого естественного несовершенства. Если что-то ломается – оно не становится уродливым или бесполезным. Точно так же наличие шрамов на теле не означает, что вы недостойны. Не прячьтесь в тени собственного солнца – научитесь полностью любить и ценить то, что может сломаться.
Как применить: Что действительно важно в жизни, так это ценить моменты, в которых мы находимся, и осознавать очарование самых простых вещей, которые предлагает жизнь: закат и его яркую палитру, смену времен года, звук ветра и шуршащих листьев. Так что останавливайтесь, чтобы ловить красоту, которая неподвластна течению времени
Что значит взять ответственность за свою жизнь на себя?
Взять ответственность за свою жизнь на себя – это значит осознать одну простую вещь: все, что мы имеем в своей жизни, мы создали своими руками. Точнее, своими мыслями, эмоциями и состоянием.
Вспомните об одном из ключевых принципов управления реальностью в Трансерфинге: мы создаем свою жизнь именно своим вниманием, своими мыслями, своей трансляцией. А значит, необходимо признать, что все наши достижения, равно как и все проблемы, мы создали сами
Только задумайтесь, сколько вокруг вас людей, которые недовольны своей жизнью, но при этом не хотят ничего делать!
Они все время жалуются на несправедливость, ищут причину своих проблем в чем-то или в ком-то, но даже не пытаются что-то изменить. Наверное, вам знакомы такие люди? И даже тот, кто практикует Трансерфинг и идет путем осознанности, все равно иногда снимает с себя ответственность за происходящее! Это может проявляться во всем, даже в мелочах.
Например, вы спешите на встречу, и вдруг попадаете в пробку. Вы понимаете, что сильно опаздываете, и начинаете злиться на всех вокруг: на водителей, на дороги, на регулировщиков движения… И вы оправдываетесь: «Что я мог поделать, виноваты пробки!», а ведь на самом деле вы могли просто выехать на встречу раньше, с запасом времени.
Конечно, это мелочь, но когда мы начинаем так вести себя в более значительных вещах, мы «засыпаем» в каждой проблемной ситуации и перестаем управлять своей жизнью!
Примеры людей, которые снимают с себя ответственность за свою жизнь:
«Не хочу выбирать!».Такие люди добровольно отказываются от права выбора, и их «бросает» по жизни, словно осенний лист на ветру. Они поступают в институт, потому что им так сказали родители. Они выбирают работу, которую посоветовал им друг. Они создают семью, потому что «так положено». И в итоге рано или поздно осознают, что их жизнь скучная и бесцветная: без любви, без целей, без самореализации.
«Жду чуда».Люди этого типа все время уповают на чудо вместо того, чтобы действовать самим. Они не хотят двигаться к цели, они ждут, когда желаемое приплывет к ним в руки. Например, покрутив один раз целевой слайд, они уже требуют мгновенного результата
Но при этом не хотят двигаться дальше и работать над собой, управлять вниманием и мыслями, «переставлять ноги» в сторону выбранной цели…
«Хочу всего и сразу!».Мечтатели, которые ищут «волшебную таблетку», которая излечит их сразу от всех проблем, и «волшебную палочку», которая исполнит сразу все их желания. Таким инструментом мог бы стать Трансерфинг, однако лишь при условии регулярной, осознанной практики и движения вперед
Но, поскольку мечтатели привыкли снимать с себя ответственность и ничего не делать, они ждут мгновенных результатов.
«Я человек маленький».Такие люди постоянно находятся в позиции жертвы, и в любой ситуации перекладывают ответственность на других. Они уверяют себя и окружающих, что от них ничего не зависит, что они не в силах ничего изменить. И единственное, что им остается – это смиренно нести свой крест и терпеть.
«Все виноваты!».Один из самых популярных типов людей, которые не хотят брать на себя ответственность за свою жизнь – это те, кто постоянно ищет виноватых. Они обвиняют в своих неудачах родителей, коллег, начальника, государство… Они постоянно находят оправдания и причины, почему они еще не добились успеха: тяжелое детство, коррупция, плохая погода…
«Чем больше человек размышляет о хороших мыслях, тем лучше будет его мир и мир в целом»
Rhett / Unsplash.com
Подумайте: если вы сидите в кинотеатре и смотрите фильм ужасов, что вы почувствуете? Скорее всего, вы будете напряжены и испуганы.
А если бы вы остались на том же месте, но вместо ужастика включилась бы комедия? Вы бы стали более расслабленными. И если бы фильм на экране оказался забавным – вы бы даже смеялись.
1Gai.Ru / Shutterstock.com
А теперь по полочкам:
- Проектор в театре – это ваш разум, который проецирует мысли.
- Серия мыслей – это кино, которое вы смотрите на экране (и тем самым вызывает в вас эмоции).
- То, что вы чувствуете в результате мыслительного процесса, – это реальность.
Если в процессе медитации вы будете думать о плохих, страшных, обидных мыслях, вы испытаете негативную и тревожную реальность. Подумаете о хорошем – ваш жизненный опыт станет лучше.
Как применить: Вы тот, кем вас делают ваши мысли. Если вам не нравится ваша реальность (фильм, который вы смотрите) – измените фильм, который проецируется на экране (мысли в вашей голове).
Начните кормить свой разум позитивными утверждениями и мыслями, которые расширяют возможности, и наблюдайте, как они меняют ваш жизненный опыт к лучшему.
Аргументы из жизни
- Русские женщины – существа уникальные. Они могут быть мягкими, добрыми, сострадательными, но если потребуется, они способны взять на себя ответственность, проявить твердость характера, быть целеустремленными и стойкими. Героиня моего рассказа – верная жена, любящая мать, хорошая соседка, сестра, дочь, ценный и порядочный работник. Все было в ее жизни замечательно, не за что жаловаться Богу, казалось, так будет всегда. Но у жизни свои планы. В тот роковой день Светлана Сергеевна узнала о смерти сестры Веры и ее мужа в страшной автомобильной аварии. Легковой автомобиль, в котором они ехали, попал под многотонный КАМАЗ, поэтому шансов выжить ни у кого не было. У пары осталось трое несовершеннолетних детей. Нужно было решить их судьбу. Отдать любимых племянников в интернат Светлана Сергеевна не могла, тогда не знала бы, как смотреть им в глаза. Для детей, привыкших к любви, ласке, заботе и достатку, жизнь в интернате стала бы большим испытанием, которое, возможно, изменило бы их характеры и судьбы. Но Светлана Сергеевна решила иначе. Она, поговорив с мужем, обсудив с ним все, взяла ответственность за детей погибшей сестры на себя, оформила опекунство. Нужно сказать, что с воспитанием она справилась: всех выучила, выучила. Сейчас, когда уже прошло много лет, племянницы замужем, племянник женат. Но как и раньше все они при любой возможности спешат к Светлане Сергеевне, считая ее дом родительским, а ее саму – самой доброй и заботливой мамой. Однажды взяв за себя ответственность за судьбу детей, женщина ни разу не пожалела об этом, никогда не жаловалась на трудности, а это говорит о том, что она сильный и стойкий человек, потому что только такие люди не боятся ответственности за свои поступки и никогда не перекладывают ее на других.
Плюсы и минусы
Идеи гуманизма, как уже было упомянуто, трактуются каждой идеологией и философией по-своему, и в рамках каждой из них он может получить свой набор плюсов и минусов. Дадим их характеристику.
Основные плюсы гуманистического мировоззрения:
осознанный отказ от насилия имеет массу положительных сторон, Люди, выбравшие путь ненасилия, не смогут нанести серьезный физический и психический вред своим детям, друзьям, возлюбленным, родителям, а жизнь и взаимодействие с такими людьми будут приятными и мирными.
люди учатся лучше понимать окружающих, их эмпатические способности растут, что облегчает социальное взаимодействие, уменьшает количество конфликтов и упрощает восстановление отношений в случае ссор,
люди лучше понимают важность взаимопомощи и готовы протянуть руку ближним,
также они с большим пониманием относятся к собственным потребностям и желаниям, осознавая, что их счастье и благополучие имеют значение, в итоге у них снижается риск развития психических заболеваний, в особенности неврозов, депрессий,
подрастающее поколение воспитывается в рамках гуманистического подхода, при котором исключается насилие и жестокость и приветствуется конструктивный подход,
детей обучают и воспитывают так, чтобы и обучение, и воспитание приносило им радость, удовольствие, что усиливает их мотивацию и интерес к обучению,
потребности и желания детей уважаются, от них не требуют эмоционального и какого-либо другого обслуживания.
Минусы гуманистического мировоззрения:
Как и любая идея, гуманность изменяется в восприятии разных людей. Каждую идею при желании можно извратить, довести до абсурда, подстроить под собственные желания или просто неправильно понять
К примеру, ребенок, которого учили ценить окружающих, посильно помогать им, но не объяснили, как защищать собственные границы и как действовать в потенциально опасных ситуациях, может попасть в беду, если захочет кому-то помочь.Поэтому родителям и воспитателям важно всесторонне рассматривать с детьми подобные вопросы.
Так как трактовка гуманизма и гуманности неоднозначна, даже внутри сообщества людей, которые считают, что их мировоззрение относится к гуманистическому, могут возникать конфликты, особенно связанные с острыми социальными вопросами, посвященными абортам, эвтаназии, пренатальной диагностике. То, что для одного человека гуманно, для другого , антигуманно.
Примените их на практике, чтобы сделать жизнь более осознанной, добродетельной и счастливой.
Конфуций (551 г. до н.э. – 479 г. до н.э.) был влиятельным китайским социальным философом, чье учение актуально до сих пор. Его работа была сосредоточена на том, как вести добродетельную жизнь, и вращалась вокруг принципа «жэнь» – «любви к другим». Он верил, что жэнь можно реализовать на практике, используя Золотое правило морали: «Не навязывать другому того, чего не желаешь себе».
Shutterstock.com
Конфуций поощрял стремление к обучению и приверженность ритуалам как форме самодисциплины
Он говорил о важности внутренней гармонии и ее глубокой связи с физическим миром
Ниже мы собрали 7 цитат древнего мыслителя – научитесь применять эту философию на практике, чтобы вести более осознанную, добродетельную и счастливую жизнь.
Забота о детях, стариках
Одного мудреца спросили, какое общество он мог бы назвать развитым, благополучным. На это мудрец ответил, что считает цивилизованным только то общество, в котором уважают старших и заботятся о младших. Действительно, о человечности общества можно судить по тому, как в нем относятся к беззащитным, нуждающимся в заботе.
В эту категорию, прежде всего, входят пожилые люди. Прожив длинную жизнь, старики накопили богатый жизненный опыт, который они передают подрастающему поколению. Именно поэтому к пожилым людям чаще остальных обращаются за советом, помощью. При этом старики чувствуют себя незащищено, их периодически беспокоит плохое самочувствие, часто возникают проблемы со здоровьем. Проявление заботы о стариках говорит о человечности, доброте и других высоких качествах личности.
()
В пожилом возрасте работать становиться труднее, бабушки с дедушками выходят на пенсию. В большей степени они нуждаются не в материальной помощи, а в общении, моральной поддержке. Увидев, что человек проявляет заботу о пожилых людях, можно быть уверенным, что он станет хорошим другом, родителем для своих детей, надежным спутником жизни.
В проявлении заботы особенно нуждаются дети. В младенческом возрасте жизнь ребенка полностью зависит от родителей. В процессе взросления забота родителей о детях не прекращается, дети являются беззащитными в обществе, не могут себя обеспечивать, не сформировались как личность. Безответственные родители бросают детей, предоставляя их самим себе, таких детей ждет трудное будущее, проблемы с развитием. Поэтому, родители должны осознавать ответственность перед обществом, за жизнь и гармоничное развитие своего ребенка.
Основные виды
Изначально гуманистическое движение эволюционировало и разделялось именно в свете отношения к религии — можно проследить цепочку от сочетающих стоицизм и христианство мыслителей Ренессанса до воинствующих философов-атеистов Нового времени. Однако в прошлом столетии окончательно оформились и другие направления. Рассмотрим наиболее известные из них.
Литературный
Понимается как воплощение данных идей через литературное творчество. Авторы несут их читателю через создание образов, сюжетов, стараясь передать ему соответствующие ценности либо заставив задуматься об их актуальности.
Культурный
Так иногда именуют античное философское наследие, берущее свое начало в греко-римской цивилизации. Именно его рецепция в эпоху Ренессанса заложила базу для эволюции и утверждения гуманистических идеалов в современном понимании.
Философский
Данным термином можно именовать мировоззренческую базу или идейный фундамент для практической реализации гуманистических идей. Первоосновой здесь принято считать работы древнегреческих философов.
Религиозный
Сторонники этого движения стремятся к созданию общечеловеческой этики, своего рода религии без откровения и мистицизма, направленной на практическое решение земных вопросов. Однако термину нередко придается и другое значение — осмысление религиозных учений как источника гуманистичности, утверждение абсолютной ценности человеческого существа как божьего творения.
Светский
Пожалуй, самое известное направление. Его сторонники считают возможным вести этический и нравственный образ жизни без опоры на религиозную мораль или заповеди. Также свойственна вера в прогресс, силу науки и последовательная борьба за секуляризм — отделение религии и ее институтов от государства.
Народный
Достаточно редко встречаемое определение. Им иногда маркируют гуманистические идеи, имеющие специфику, которая обусловлена менталитетом того или иного народа либо этнической группы. На практике может пересекаться с религиозным или литературным, отражая особенности и верования конкретного социума.
Правозащитный
Сюда относится движение за защиту прав и свобод личности в общественной, политической и частной сфере. Активисты стремятся отстаивать интересы граждан, оказывающихся в уязвимом положении в плане взаимодействия с органами власти либо притесняемых другими людьми.
Пацифистский
Для гуманистического движения характерно негативное отношение к насилию в целом. Но пацифисты делают особый акцент на борьбе с войнами и другими вооруженными конфликтами. Декларируется необходимость решать политические и социальные противоречия путем переговоров. Пацифисты стали набирать силу в середине ХХ столетия на фоне войны во Вьетнаме.
Общественный
Во многом пересекается с правозащитным и порой трудно разграничить одно от другого. Акцент ставится на комплексную работу в целях улучшения нравов и морально-этического состояния социума в целом. Активисты занимаются волонтерской и благотворительной деятельностью.
Чек-лист: проверьте, а вы снимаете с себя ответственность за свою жизнь?
Многие люди, особенно те, кто практикует Трансерфинг, уверены: уж я-то точно беру на себя ответственность за все происходящее в моей жизни! Уж я-то нахожусь в состоянии осознанности и самостоятельно творю свою реальность. Но всегда ли это так? Проверьте, не «засыпаете» ли вы иногда в рутине, и не перекладываете ли ответственность на кого-то другого! Являетесь ли вы Вершителем своей реальности – или привыкли обвинять в своих неудачах других людей и внешние обстоятельства?
1. Вы поссорились с коллегой.
Бывает ли, что вы мыслите следующим образом: «У него ужасный характер, поэтому у меня с ним отношения и не складываются»?
2. Вам не хватает денег.
Мелькают ли у вас мысли, что начальник вас недооценивает и слишком мало платит?
3. Думаете ли вы время от времени
, что хорошо бы переехать в другую страну, потому что «здесь» трудно чего-то достичь, а «там» будет лучше?
4. Когда вы заболеваете,
считаете ли вы причиной болезни то, что живете в плохом климате/началась очередная эпидемия/на вас покашляли в автобусе и заразили и т.д.?
5. Ваши переговоры прошли неудачно.
Обвиняете ли вы в этом партнеров по бизнесу?
6. Бывало ли у вас такое:
вы решили начать заниматься спортом, но отложили из-за того, что ходить в фитнес клуб слишком дорого/нет времени/нет кроссовок/не с кем и т.д.?
7. Посещали ли вас мысли,
что во всех семейных ссорах виноват ваш партнер, ваши родители или ваши дети, потому что они вас не понимают/уделяют вам мало внимания/не замечают, как вам тяжело и т.д.?
Если вы ответили утвердительно на 3 и более пунктов – значит, время от времени вы все-таки снимаете с себя ответственность за происходящее и пытаетесь переложить ее на других.
Тренируйте осознанность, приучите себя «просыпаться» в каждой сложной ситуации и смотреть на нее со стороны, из позиции Смотрителя. И тогда вы увидите истинные причины проблем, сможете взять инициативу в свои руки и решить их!
Эпитеты к слову поступок
Бескорыстный, хулиганский, бесстрашный, худой, благовидный, стыдный (устар.), бестактный, благоразумный, скверный, благородный, глупый, рискованный, богоугодный (устар.), преступный, великодушный, предательский, высоконравственный, постыдный, героический, позорный, геройский, подлый, гражданский, пакостный (разг.), гуманный, непотребный (устар.), отвратительный, дурной, добрый, опрометчивый, осмотрительный, душеспасительный (г/стар.), низкий, замечательный, нечистоплотный, изумительный, нечестный, милосердный, непристойный, молодецкий (разг.), неприличный, мужественный, неприглядный, похвальный, непорядочный, праведный, некрасивый, превосходный, неблаговидный, прекрасный, мошеннический, разумный, мерзкий, рыцарский, лицемерный, самоотверженный, славный, коварный, смелый, злонамеренный (устар.), справедливый, жульнический, тактичный, честный, дикий, авантюристический, дерзкий, авантюрный, грязный, аморальный, грубый, антиобщественный, головотяпский (разг.), безнравственный, гнусный, безобразный, безответственный, вредный, безумный, вероломный, бесстыдный, бесчестный,
Как научиться брать ответственность за свою жизнь
Natalia Kryukova
Apr 29, 2020 · 2 min read
В одной из прошлых статей мы выяснили, что ответственность — это путь к свободе и авторству своей жизни, пора поговорить о главном, как научиться брать на себя ответственность за свою жизнь.
Был такой известный психолог и эксцентричный дядька Фриц Перлз. Он был крайне чувствителен к тому, что клиенты используют пассивную форму выражая свои мысли: Так случилось», «Это долгий разговор», «Сегодня был сумасшедший день», он всегда указывал на это и требовал, чтобы они переводили ее в активную: «Я сделал это», «Я хочу много чего сказать», «Сегодня я был очень занят». Попробуйте отследить, какую форму используете чаще всего вы, когда говорите о себе.
Сейчас, когда вся наша жизнь проходит в соцсетях и мессенджерах это сделать проще простого, просто откройте переписку с близким человеком и прочтите как вы описываете события своей жизни. Если заметите, что речь изобилует пассивной формой, попробуйте для себя переписать текст, сделав его в активной форме.
Еще одна техника, которую использовал Фриц Перлз было структурированное упражнение «Я беру ответственность»: “Мы предлагаем пациенту к каждому утверждению добавлять: «…и я беру ответственность за это». Например: «Я сознаю, что двигаю своей ногой… и я беру ответственность за это». «Мой голос очень тих… и я беру ответственность за это». «Теперь я не знаю, что сказать… и я беру ответственность за незнание». Попробуйте, очень интересное ощущение. Проследите за своими эмоциями, за ощущениями в теле, за мыслями. Тут может быть и тяжесть, и легкость, и отрицание, и ощущение власти.
Ну и третье упражнение, специально для тех, у кого сложные отношения с кем-то из близких: Попробуйте представить себя с этим человеком (мамой, партнером, ребенком), опишите пожалуйста, какие чувства этот человек заставляет вас испытывать. Или, второй вариант: Что рядом с ним вы не можете делать (испытывать, получать, реализовывать)?
____________________________________
Сочинение 2
По сути, ответственность – это способность человека давать отчет своим поступкам и действиям, а самое главное – задумываться об их последствиях. Ведь каждое действие или слово способно породить целую череду событий, причем не всегда приятных.
Считается, что в детстве и очень юном возрасте человеку можно простить отсутствие ответственности, ведь он еще не способен в полной мере осознавать, что каждое его действие может нести как пользу, так и вред (причем, не только ему самому, но и окружающим).
Тем не менее, к самостоятельности и умению нести ответственность за свои поступки ребенка следует приучать с детства – иначе он может вырасти совершенно неприспособленным к жизни, человеком.
Ответственность – это, в некотором роде, чувство долга, когда личность понимает, что должна поступить именно так, а не иначе. Причем, основным мотивом поступка является тот факт, что именно разумное решение благоприятно повлияет на исход событий.
Однако не все люди способны проявлять ответственность в наивысшей степени. Есть очень много и совершенно безответственных людей, которым невозможно доверять серьезные дела, давать важные поручения – ведь их чувство долга достаточно слабое.
Довольно часто ответственности сопутствует совесть. Человек понимает, что если он не поступит «как положено», если свернет с избранного пути – то она не оставит его в покое, он сам не простит себе этого факта.
Говорят, что чем выше ответственность, тем ниже жажда власти. Возможно, это так. Но все же, обостренное чувство ответственности может помочь стать отличным специалистом (правда, исполнителем, а не руководителем), заслужить уважение в социуме (как ни крути, порядочный человек, которому можно доверить любое дело больше располагает к себе, чем безалаберный лоботряс), а также стать полноценной личностью.
Ответственность подразумевает самоконтроль, самоанализ и саморегуляцию своих поступков – можно сказать, человек определяет, какие именно действия пойдут «на пользу», а какие принесут вред. От «вредных» он отказывается в пользу «полезных».
Конечно же, все люди не идеальны. Иногда даже самым ответственным трудоголикам хочется полениться. Это вполне нормально. Главное, чтобы эта «лень» не стала причиной существенного зла, нанесенного другим людям. Ответственный человек – это, в первую очередь, разумная и высокоморальная личность, которая старается поступать не только «правильно» с точки зрения собственного здоровья и благосостояния, но и с оглядкой на общество.
Профессиональная ответственность
В рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» все герои заняты чем угодно, только не своими прямыми обязанностями. Приказчик занимается пустой болтовней с генералом, который вообще не соответствует свой должности, будучи трусливым и ведомым человеком. Чиновник же и вовсе примеряет на себя маску знахаря и заговаривает зубы
Все эти люди не чувствуют себя частью чего-то важного, не имеют призвания, поэтому их жизнь смешна и пуста. Автор дает понять, что на Руси не будет порядка, пока каждый из нас не научится нести ответственность за свое дело
Из всех персонажей только врач ведет себя достойно, потому что ощущает профессиональный долг и выполняет его.
В пьесе А. П. Чехова «Три сестры» герой хочет стать профессором, поэтому стремится в Москву. У него действительно талант к изучению наук, но, прежде чем его реализовать, он женится на Наташе, скромной и тихой особе. Однако после заключения брака женщина берет бразды правления в свои руки, и Андрей теряет контроль над своей судьбой. Он довольствуется скучной должностью в уездном городе, потому что семью нужно обеспечивать, а жене нужно все больше и больше с каждым днем. К сожалению, герою не хватило ответственности, чтобы служить по призванию. Пытаясь получить все и сразу, он навек простился с профессией своей мечты.
В произведении А. П. Чехова «Ионыч» герой стал врачом по призванию. Однако претерпев разочарование в любви, он стал черствым, меркантильным и скучным обывателем, забыв о своей священной миссии. Амбициозный юноша Дмитрий Старцев деградировал и стал всего лишь толстым мещанином Ионычем, который коротает рутинные дни, чтобы скорее добраться до карточного стола, сытного ужина и емкости с алкоголем. Этот человек тоже повел себя безответственно, взявшись, не будучи способным, за то, что требует от людей полной самоотдачи.
Нужно ли быть человечным
Разобравшись с определением гуманизма, поняв, что такое человечность, у некоторых возникает вопрос: «Всем ли нужно быть человечными и зачем?»
Чтобы ответить на него достаточно вспомнить самый яркий пример проявления бесчеловечности в истории –фашизм. В период Второй Мировой и Отечественной войны весь мир содрогнулся от жестокости фашистских захватчиков. За одну только принадлежность к неарийской расе фашисты стремились уничтожить и превратить в рабов все человечество. Полному уничтожению, согласно идеям фашизма подлежали евреи, цыгане,большая часть славянских народов.
Фашисты жестоко казнили невинных людей, лишь за их принадлежность к «неправильной» расе, национальности. Их сжигали в печах, расстреливали, отправляли в газовые камеры, подвергали бесчеловечным пыткам. После окончания Второй Мировой войны все человечество осознало, какое значение имеет гуманизм во всем мире.
В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека, которая утверждала идеи гуманизма в письменной форме, закрепляла основные права человека на международном законодательном уровне. Главная цель принятия этого документа- признание высшей ценности человека, защита его прав и свобод независимо от пола, национальности, религиозной принадлежности.
()