Как происходит процесс формирования личности: этапы

Развитие личностного роста в голове и теле

Наступает время «Х» и мы начинаем заниматься личностным ростом и саморазвитием.

Очень часто мы сталкиваемся с тем, что все хотим поменять. Для этого начинаем заниматься собой, читаем много книжек, идем на тренинги. И совсем никак не понимаем, почему изменения в нашей жизни не спешат происходить.

Есть такое выражение у психологов, что «внутреннее подтягивает внешнее». С этим можно согласиться только в том случае, если мы действительно что-то делаем для этих изменений.

Саморазвитие всегда происходит на всех уровнях: в голове и в теле. Другими словами внутреннее всегда вытягивает внешнее, и никак не наоборот. Саморазвитие идет по всем сферам жизни:

  • Физической
  • Духовной
  • Интеллектуальной
  • Эмоциональной
  • Творческой

Что нас толкает изменить все, что нам привычно. Да, именно, стрессовые ситуации, которые плавно переходят от одного к другому и иногда не заканчиваются совсем или заканчиваются неврозом. Поэтому это лишний повод задуматься об изменениях.

А кто-то никогда не приходит к изменениям. Задумали, к примеру, снизить вес на 20 кг, а делать совсем ничего не делают, только хотят. И так «переваливаются» от праздника к празднику, только имея желание похудеть. Даже болезни, которые являются следствием лишнего веса, не останавливают человека. И он не стремится что-то начать делать даже во имя своего «здоровья».

Саморазвитие — это все же комплексная работа над собой. И необходимо иметь силу воли начать ее делать.

Понятие личности

Проблема личности является одной из наиболее актуальных тем в современной психологии. Данный термин характеризуется некоторыми особенностями, стоит отметить, что к ним не относятся генетические или физиологические аспекты. Кроме того, к особенностям не относят психологические и индивидуальные качества человека. Скорее, к ним можно отнести социальные глубинные особенности, которые свидетельствуют о направленности человеческой жизни, отражают природу человека как автора своей жизни. Итак, что такое личность – этим вопросом задаются многие люди, поэтому следует рассмотреть основные определения.

Есть три разных определения, которые описывают понятие личности. 1. Понятие трактуется как индивидуальность человека, которая указывает на его жизненный опыт, ценности, стремление, способности, духовное развитие и темперамент. Если рассматривать такое понимание более детально, то можно сказать, что она есть у человека, у животного, поскольку каждое животное имеет свои индивидуальные особенности и характер. 2. При промежуточном понимании – понятие личности – это субъект социума, индивид, который имеет социальную и личностную роль. Такое определение понятия личности принадлежит Адлеру и начинается с социального чувства. Ведь нахождение и прекрасное самочувствие – это занятие не из простых, если человек с ней удачно справляется, то перерастает во что-то более высокое. То есть в данном понятии такой человек представляет собой субъект, который взаимодействует с другими людьми на уровне привычек. 3. Узкое понимание: личность – это субъект культуры, самость. Он определяется как человек, являющийся автором своей жизни. То есть ребенок не является таковой, но может ею стать или не стать. Определение такого понятия, как личность может быть любым. Однако все определения имеют общий смысл.

Особенности развития личности

Развитие личности – это процесс качественных психологических, личностных изменений и в то же время результат этих изменений. Почему этот процесс так важен и необходим для развития человечества? Для чего? Зачем? Каковы источники и условия развития личности? Личностное развитие имеет внутреннее стремление развивать себя (в т.ч. потребность в самоактуализациии) внешние условия (поддержка и требовательность) и источники. Но многое зависит от того, к чему стремится личность, какова её направленность, т.е. совокупность мотивов, которые и ориентируют деятельность личности.

Направленность личности и определяется её склонностями, интересами, идеалами, приоритетами. В личностном развитии — разные уровни и разные направления. Развиваться можно в разных направлениях: в стремлении к смирению и поклонению перед Господом; к гармонизации, к успеху в бизнесе или к выполнению необходимой работы; и наконец, в направлении всестороннего и наивысшего развития своих способностей — к самоактуализаци. Личностное развитие невозможно без развития мышления.

1. Ваш разум, диктует что делать. Вначале рождается образ, мотивация поступка, потом само действие. Подсознание порой корректирует ваши поступки, даже если вы не успели обдумать этот вариант поведения. Ваши чувства и интуиция помогают выбрать те шаги, которые идеальны только для вас.

2. Ваше мышление устанавливает вершину развития личности. Кто определяет предел развития, вершину вашего совершенства? Люди, интеллектуально более развитые, не идут на поводу у собственных ограничений – они умеют управлять своими чувствами, верой, преодолевая интеллектуальную и духовную «футлярность».

3. Ваше мышление определяет, чему главному должно быть подчинены все развитие личности. Единого ответа, одного для всех нет. Только сам человек определяет свой путь в зависимости от приоритетов и ценностей в своём развитии. Надо только верно оценить ситуацию и свои силы.

4. Мышление помогает вам познать свои способности, их пределы и возможные выходы за эти пределы. Но только ваше нестандартное мышление раскрывает для вас новые возможности.

Личность развивается и она индивидуальна.

5. Ваша неповторимость и главная ценность – в вашей индивидуальности, в оригинальности вашего мышления, неповторимости идей и действий, рождённых вами. Вы неповторимы и в этом уникальны, как и ваши мысли.

6. Степень свободы зависит от скорости и глубины вашего мышления. При решении проблем пользуются мышлением все, но с разным успехом: не всегда получается достичь того, что хочется, так же быстро и легко, как у кого-то другого. Чем больше вы будете знать, тем быстрее и легче решите проблемы.

7. Мышлению можно учиться, приобретая новые знания. Личность может как расти, так и разваливаться, деградировать. Если вы постоянно работаете над своим мышлением, то глубже и разнообразнее ваши познания, а это защита от деградации.

8. Качество вашей жизни и ваша свобода зависят от степени развития мышления, эрудированности, образованности личности. Чем эффективнее вы сможете применять знания и навыки, тем свободнее и успешнее вы будете.

Психология личностного роста

Первый уровень личностного роста предполагает рост нашего внешнего поведения. Второй уровень личностного роста требует психологического изменения наших взглядов и ценностей. Психологический рост означает качественное изменение характера личности, которое может быть вызвано сознательным намерением и усилием. Это психологическое изменение также увеличивает нашу способность к социальным достижениям, но делает это за счет расширения личности, а не только за счет больших внешних усилий. Психологический личностный рост также можно охарактеризовать как качественное улучшение тех качеств, которые делают человека  лучшим и более просвещенным человеком, выражающим высшие ценности и способным внести больший вклад в общее благополучие общества.

Психологический рост личности достигается за счет:

  • Повышение уровня самосознания и понимания других людей;
  • Повышение уровня личных идеалов и стремлений;
  • Приобретение более позитивного отношения к себе, другим людям и жизни;
  • Приобретение более высоких психологических ценностей, которые поддерживают и обогащают человеческие отношения;
  • Развитие своей индивидуальности.

Многие люди ошибочно принимают психологический рост с большей свободой делать то, что мы хотим, большей способностью самоутвердиться и жить для себя. Но эти вещи на самом деле являются выражением желания сделать себя счастливым за счет большего потворства своим слабостям. Они не приносят длительного счастья и не делают нас лучше. Психологический рост требует усилий для обретения большего самопознания и самоконтроля, для овладения нашими естественными импульсами и направлением нашей энергии на что-то лучшее и более высокое. Если вы составите список тех людей, которыми больше всего восхищались и уважали, вы можете легко определить характеристики, связанные с психологическим ростом — жизнь ради идеала, мужество убеждений, готовность рисковать, порядочность, доброта, щедрость, служение другим людям и т. д.

Как мы узнаем, что психологически растем? Мы растем психологически, когда:

  • Мы более самостоятельны:мы больше полагаемся на себя, чем ожидаем, что другие люди сделают что-то за нас.
  • Мы более ответственны:мы чувствуем большую личную ответственность за людей вокруг нас или за работу, в которой мы участвуем, вместо того, чтобы зависеть от других и обвинять их в том, что идет не так.
  • Мы стремимся к более высоким достижениям:мы больше неудовлетворены тем, что чувствуем себя в безопасности или комфортно, или получаем признание и признание окружающих. Мы хотим жить для чего-то большего, чем просто выживание или общественное признание. Мы хотим внести свой вклад.
  • У нас более высокие стандартынам не нравится быть такими же хорошими или успешными, как другие люди, или получать их одобрение. Мы стремимся к чему-то большему, чем просто признание или общественное одобрение.
  • Мы более позитивны:мы меньше реагируем на других людей, больше не считаем себя выше других и не завидуем тем, кто добивается большего, чем мы. Мы не пытаемся доминировать над другими или навязывать им свою волю. Мы более щедры, добры и готовы отдать себя другим людям, а не требовать от них чего-либо.
  • Мы живем более высокими ценностями:мы больше уважаем других, наши мысли более объективны, наши слова более правдивы, наши действия более честны, а наши отношения более гармоничны.
  • Мы действуем в соответствии с нашим пониманием, а не своими импульсами:мы делаем то, что считаем правильным, а не то, что мы чувствуем или считаем удобным. Нас больше не увлекают наши страсти, импульсы или предпочтения. Мы больше размышляем о собственном поведении, чтобы лучше понять себя. Мы больше размышляем о поведении других, чтобы увидеть их точку зрения и стать более терпимыми.

Проблема личности в психологии

Психология изучает проблему личности в разрезе, поскольку проявления разноплановые, противоречивые, а поведение персоны нередко загадочно при взгляде со стороны. Проработка проблемы нужна для комплексного анализа процессов:

  • воли;
  • мышления;
  • ощущений;
  • эмоций.

Личность в психологии – высший интеграционный уровень процессов, протекающих в психике. Комплексное исследование показывает, какова сенсорная организация, эмоции, интеллект персоны.

Личность представляет собой интегрирующую базу, ядро, связывающее процессы и превращающее поступки в последовательные действия, подчиненные некоей логике.

Методы и подходы к изучению личности

Изучение проблемы личности в психологии предполагает помощь педагогики, учет влияния возраста, этнической принадлежности. Общая теория подвержена влиянию психологии развития, религии и труда, психосоматической медицины, парапсихологии, представлений о сверхсознательном.

Психология личности – научное направление, сформировавшееся в условиях кризиса вундтовской психологии на фоне устаревания атомистической теории. Многоуровневое изучение дает представление о психологическом складе персоны – в общем, в особенностях, на единичных примерах.

Психологические характеристики и особенности личности

Особенности человеческой личности в психологии:

  • темперамент;
  • способности;
  • предпочтения;
  • интересы;
  • характер.

Подробнее:

  1. Темперамент – врожденная специфика нервной системы. Она обусловлена природой и определяет некоторые качества. Термин введен Гиппократом, предложившим 4 формы явления: меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик. Академик И.П. Павлов предложил 3 базовых компонента, которым подчинена высшая нервная активность: сила, уравновешенность, подвижность. Сочетания компонентов определяют темперамент.
  2. Способности – личностные свойства, необходимые для выполнения выбранной деятельности. Без постоянного развития они угасают.
  3. Предпочтения подразумевают предрасположенность к какой-то сфере деятельности.
  4. Интерес – сознательная направленность, заинтересованность в информации в конкретной сфере.
  5. Характер подразумевает стабильные личностные особенности, обусловленные воспитанием, самовоспитанием. Это приобретенная характеристика, меняющаяся в течение жизни.

Психология поведения

Психология поведения личности – бихевиоризм – наука, сформировавшаяся в прошлом столетии в Северной Америке. Основатель теории Дж. Уотсон предлагал рассматривать поведение ключевым предметом психологии. В бихевиоризме поведение – комплекс поведенческих реакций, характерных для персоны, причем каждая реакция обусловлена неким стимулом. При наличии подкрепления связь реакции и стимула усиливается. Как правило, поведение обусловлено ожиданием позитивного подкрепления, в некоторых случаях – желанием избежать негативного. Бихевиоризм подразумевает возможность сформировать любой тип личности, пользуясь связью реакций и стимулов.

В бихевиоризме личность – организованная, стабильная система навыков, которая является базисом стабильного поведения. Навыки приспособлены к реальным ситуациям, а при изменении положения вещей формируются новые. Программирование человека осуществляется через изменение стимулов и подкрепления.

Роль родителей в становлении личности ребенка

В процессе становления личности важную роль играют родители. В кругу семьи закладываются личностная база поведения, представления о внешнем мире, поступках и справедливости. Именно образ родителей влияет на выбор круга общения (более или менее тесного) в будущем. Несмотря на методы воспитания, с течением жизни восприятие родителей будет меняться и все равно иметь стойкое место в подсознании индивида.

Положительные образы родителей – залог здоровой психики, умение адекватно преодолевать жизненные трудности. Отрицательные образы, основанные на требовательности, строгости и контроле, вызывают необъяснимую нервную напряженность даже у взрослого самостоятельного индивида, что, естественно, негативно влияет на качество его жизни.

Развитие личностных характеристик

Врожденные качества определяют, насколько человек способен к разностороннему развитию. В течение всей жизни природные характеристики личности остаются практически неизменными, только некоторые из них меняются вследствие влияния факторов внешней среды, социума.

Временем, которое определяет, в каком направлении будет развиваться личность, являются первые 5 лет жизни. Все последующие годы к уже имеющейся структуре характера только добавляются какие-либо характеристики или немного корректируются имеющиеся.

Характеристики личности влияют на все сферы жизни человека. Они отражаются на стиле поведения в кругу родных, знакомых, коллег, определяют выбор профессии и стиля поведения в разных ситуациях.

Так, для человека, стремящегося к карьерному успеху, движущей силой становится его умение трезво взглянуть на имеющуюся ситуацию, оценить свои силы, способность добиваться поставленной цели. Тот, кто понимает свои потребности, осознает собственные интересы, ценность, выберет деятельность, которая поможет максимально полно раскрыть заложенный потенциал.

Большая роль в развитии личностных характеристик принадлежит общению. Оно начинается с первых минут появления малыша на свет. В процесс общения вовлекаются, кроме ребенка, родители, родственники, воспитатели, другие дети. Через активное общение с окружающими маленький человек учится взаимодействовать с окружающими.

Общаясь с другими, малыш находит мотивации, определяется со стилем поведения в разных ситуациях, определяет наиболее действенные инструменты взаимодействия с окружающими.

Теории развития

 В психологии существует много теорий, которые описывают процесс развития или становления личности. Остановимся на рассмотрении двух классических теорий:

психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда;

теории развития личности Эрика Эриксона.

Психоаналитическая теория

Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда основывается на двух предпосылках:

генетическая – переживания раннего детства играют критическую роль в формировании личности, и основной фундамент личности закладывается до пяти лет;

концепция психосексуальных стадий – человек рождается с определённым количеством сексуальной энергии, которая продолжает развитие, проходя через несколько стадий, опирающихся на инстинктивные процессы организма.

Согласно теории Зигмунда Фрейда, личность человека проходит последовательное развитие в четырёх стадиях:


Фото автора Engin Akyurt: Pexels

  • оральной – период от 0 до 12 месяцев. Ведущей эрогенной зоной этого периода является рот, и господствует одно стремление: поглощать пищу. На этой стадии происходит фиксация либидо, и начинают формироваться некоторые черты личности: ненасытность, неудовлетворённость всем предлагаемым, требовательность. По мнению автора, уже на этой стадии происходит формирование типа восприятия мира: пессимизм и оптимизм;
  • анальной – с 12-18 месяцев до трёх лет. Либидо концентрируется вокруг ануса. Ребёнок учится самостоятельно контролировать свои телесные функции. На этой стадии приобретаются следующие черты характера: аккуратность, пунктуальность, опрятность;
  • фаллической – от трёх до шести лет. Происходит осознание сексуальных различий. Прохождение Эдипова комплекса. Начало формирования моральных норм, подготовка почвы для развития суперэго или совести;
  • латентная стадия – с шести до двенадцати лет. Период социальной активности. Устанавливаются дружеские связи со сверстниками, активный процесс обучения и творчества. Формируются новые элементы структуры личности: эго и суперэго;


Фото автора olia danilevich: Pexels

генитальной – начало в момент полового созревания до 18 лет. В этот период происходит становление зрелой, взрослой сексуальности. Именно здесь происходит формирование генитального типа личности, который в психоанализе считается идеальным, и характеризуется способностью занимать активную позицию в решении собственных проблем, и отказом от детской пассивности и инфантильности.

Теория развития личности

Еще один вариант развития личности представлен в теории развития личности Эрика Эриксона. В этом случае, развитие личности рассматривается как пассивный личностный рост, при котором главным является «согласие с самим собой».

Исходя из основных положений теории, человеческая личность в своем развитии проходит через определённые стадии, и процесс развития личности продолжается всю жизнь до момента физической смерти.

Каждая стадия развития характеризуется своим внутренним конфликтом, в случае удачного разрешения которого, личность приобретает соответствующие качества, и переходит к следующему этапу развития. Всего описывается восемь таких этапов:


Фото автора Katie E: Pexels

  • первый этап – от рождения до года – конфликт между доверием и недоверием. Благоприятное разрешение конфликта — надежда;
  • второй этап – от года до трёх лет – конфликт между автономией и сомнением. Благоприятное разрешение конфликта — воля;
  • третий этап – от трёх до шести лет – конфликт между предприимчивостью и неадекватностью. Благоприятное разрешение — цель;
  • четвёртый этап – с шести до двенадцати лет – конфликт между творчеством и комплексом неполноценности. Благоприятное разрешение – уверенность;
  • пятый этап – с двенадцати до восемнадцати лет — конфликт идентификации личности и путаница ролей. Благоприятное разрешение — верность;
  • шестой этап – ранний возрастной период: от восемнадцать до первых лет семейной жизни – конфликт между близостью и одиночеством. Благоприятное разрешение — любовь;
  • седьмой этап – поздний взрослый период – конфликт производительности и застоя. Благоприятный разрешение — забота;


Фото автора Olha Ruskykh: Pexels

восьмой этап – конфликт целостности и безнадёжности. Благоприятное разрешение — мудрость.

Индивид и индивидуальность

Индивид – отдельный представитель человеческого рода по факту своего рождения. Качества индивида проявляются в его внешнем облике: разрезе глаз, размере ноги, цвете волос и прочим. Индивид обладает врожденными наклонностями и способностями, но станет личностью только в процессе общественного развития.

Понятие индивидуальность отличается от понятия индивид. Индивидуальность – это особенности отдельной личности, ее уникальность, неповторимость. Она включает в себя интеллектуальные, духовные качества и физические данные. Индивидуальность проявляется во время совершения человеком выбора, принятия самостоятельных решений, занятия какой-либо деятельностью.

Понятие индивидуальность неразрывно связано с личностью. Соотношение понятий индивидуальность и личность проявляется в том, что человек являющийся личностью обязательно проявит свою индивидуальность во взаимодействии с обществом.

Концепции и теории развития личности

Тема личности бередила умы психологов и философов всегда. Так как понятие это сложное и многогранное, существует несколько научных доктрин, объясняющих, как формируется личность. Давайте кратко рассмотрим основные из них.

Теория Зигмунда Фрейда

Основоположник психоанализа рассматривал личность как трехкомпонентную структуру, состоящую из:

  1. Ид (Оно) – неосознаваемая часть психики, в которой господствуют инстинкты, наследуемые особенности, глубинные влечения.
  2. Эго (Я) – психический компонент, находящийся в контакте с окружающим миром. Эго преобразует часть энергии Ид в социально приемлемую форму и обеспечивает успешную интеграцию человека в общество.
  3. Супер-эго (Сверх-Я) – компонент, связанный с системой ценностей, которая господствует в обществе. Это своеобразный судья, который ведет надзор за соответствием поведения человека общепринятым нормам.

Теория Зигмунда Фрейда снискала небывалую популярность как в научных, так и в обывательских кругах. Она раскрывает глубинные процессы, лежащие в основе человеческого поведения. Основная мысль концепции в том, что наше поведение во многом определяется иррациональными бессознательными влечениями, в частности сексуальным влечением.

Теория Карла Густава Юнга

В основе формирования личности по Юнгу лежат врожденные принципы, которые передаются из поколения в поколение. Их называют архетипами. В течение жизни эти архетипы обрастают индивидуальными особенностями и формируют личность.

Согласно концепции Юнга, “Я” человека все время стремится к единству и целостности. Достигается это единство путем уравновешивания различных элементов в процессе самореализации индивида.

Юнг выделял несколько основных сфер личности:

  1. Бессознательная коллегиальная. В ней хранится память обо всем историческом пути человечества.
  2. Бессознательная персональная. Затрагивает чувства, комплексы, стремления человека, которые вытесняются из сознания.
  3. Сознательная персональная. Та часть личности, которую человек осознает и на которую способен влиять. Состоит из мыслей, воспоминаний, чувств, желаний.

Гуманистическая теория личности

В основе данной теории лежит представление о человеке как о субъекте, который стремится реализовать свой потенциал. Созидательное начало и целенаправленная деятельность являются главной движущей силой развития личности.

Самыми яркими представителями гуманистической школы считаются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

Маслоу создал знаменитую пирамиду потребностей. По его теории потребности делятся на низшие и высшие. Первые прекращают свое действие после их удовлетворения, а вторые усиливают свое действие.

Роджерс считал, что формирование личности – результат активного самопознания. Человек открывает свой врожденный потенциал и старается реализовать его.

Поведенческая (бихевиористская) теория личности

Согласно данной теории, основной движущей силой развития личности является среда, в которой находится человек. Личность является промежуточным звеном между стимулом и реакцией. Становление личности происходит в процессе научения.

Бихевиористы считали, что человек практически полностью лишен свободы воли. Все его действия и поступки определены внешними обстоятельствами, на которые он реагирует практически рефлекторно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: