Позитивное и негативное подкрепление в психологии с примерами

Роль подкрепления в наблюдении

Ученый предполагал, что хотя положительное подкрепление и оказывает влияние на процессы научения, однако оно не является совершенно обязательным для его формирования. Есть большое количество факторов, отличных от него и оказывающих не менее значительное влияние на процесс наблюдения человека. К примеру, нам не требуется ждать позитивного подкрепления, чтобы заметить молнию, неприятный запах, пожар

Внимание к определенному виду деятельности также достигается через абсолютное влияние физических стимулов – для этого не нужна дополнительная мотивация. Этот факт ученый доказал при помощи эксперимента: дети, которые наблюдали по телевизору в затемненной комнате определенный тип поведения, в дальнейшем воспроизводили его без какого-либо подкрепления

Эмоциональная саморегуляция

Эмоциональная саморегуляция подразделяется на несколько уровней: бессознательный, сознательный волевой и сознательный смысловой. Система саморегуляции представлена данными уровнями, которые  являют собой этапы становления механизмов регуляции в процессе онтогенеза. Превалирование одного уровня над другим рассматривается как параметр генеза интегративно-эмоциональных функций сознания субъекта.

Определенные механизмы психологической защиты обеспечивают бессознательный уровень. Данные механизмы работают на подсознательном уровне и имеют направленность на ограждение сознания от травмирующих факторов, неприятных переживаний, которые взаимосвязаны с внутренними или внешними конфликтными ситуациями, состояниями тревожности и дискомфорта. Т.е. это определенная форма переработки травмирующих факторов, своеобразная система стабилизации индивида, которая проявляется в ликвидации или минимизации негативных эмоций. К таким механизмам можно отнести: отрицание и вытеснение, сублимацию и рационализацию, обесценивание и др.

Сознательно-волевой уровень эмоциональный саморегуляции направлен на приобретение комфортного состояния психики при помощи усилий воли. К этому уровню можно также отнести и волевой контроль наружных проявлений эмоций. Большинство методик саморегуляции, существующих сегодня, имеют отношение именно к данному уровню (например, аутотренинг, мышечная релаксация по Джекобсону, дыхательные упражнения, труд, катарсис и др.).

На уровне сознательной регуляции осознанная воля устремлена не на решение конфликта потребностей и мотиваций, которые лежат в основе дискомфорта, а на изменение его объективных и индивидуальных проявлений. То есть в результате действий не будут устранены причины такого эмоционального дискомфорта. Следовательно, механизмы данного уровня по сути своей являются симптоматическими. Данная особенность будет общей и для сознательной и для бессознательной регуляции. Отличие между ними заключается лишь в уровне, на котором происходит процесс: сознательном или подсознательном. Однако четкого жесткого рубежа между ними не существует. Это связано с тем, что волевые действия по регуляции вначале могут осуществляться с участием сознания, а затем, постепенно становясь автоматическими, могут переходить и на подсознательный уровень.

Сознательно-смысловой (ценностный) уровень эмоциональной саморегуляции является качественно новым способом разрешения проблем, связанных с эмоциональным дискомфортом. Данный уровень регуляции имеет цель устранить глубинные причины возникновения такого дискомфорта, разрешить внутренние конфликты потребностей и мотиваций. Эта цель достигается посредством понимания и переосмысления индивидуальных ценностей и потребностей, приобретением новых смыслов жизни. Наивысшим проявлением смысловой регуляции является саморегулирование на уровне смыслов и потребностей бытия.

Для реализации эмоционального саморегулирования на сознательно-смысловом уровне следует научиться четко мыслить, различать и обрисовывать при помощи слов тончайшие оттенки индивидуальных переживаний, постигать персональные потребности, которые лежат в основе эмоций и чувств, отыскивать смысл в любых переживаниях, даже в неприятных, и сложных жизненных обстоятельствах.

Как управлять самоподкреплением

Разбейте цель на маленькие задания. Завершая этап за этапом, вы будете чувствовать себя увереннее.

Отслеживайте прогресс. Фиксируйте свои результаты в любой свободной форме — вычеркивайте пункты из списка или используйте специальное приложение вроде Rescue Time.

Устанавливайте четкие сроки для обратной связи. Обратитесь к руководителю на раннем этапе работы и попросите помощи в составлении плана. Также можно спросить мнения коллег.

Задавайте вопросы и обращайтесь за советом. Используйте каждую возможность получить комментарии: не стесняйтесь обращаться за помощью или попробуйте наблюдать за работой других.

Следите за собой в течение дня. Контролируйте уровень стресса. Возможно, нужно изменить график, чтобы оставить больше времени на вдумчивую работу, или понизить приоритет другого задания, пока вы работаете над текущим.

Отмечайте свои достижения и успехи. Торопясь перейти к следующему заданию, не забывайте уделить время обдумыванию результатов. Этот небольшой ритуал поможет повысить самооценку.

В основе этого психологического приема лежит осознанность: если вы знаете, что сможете справиться с задачей, то вы с ней справитесь. По мере роста уверенности в себе мотивация и концентрация будут укрепляться.

Методы психотерапии, применяемые в лечение агорафобии

Методами психологической помощи при агорафобии являются:

  • поведенческая психотерапия;
  • когнитивная психотерапия;
  • гештальт-терапия;
  • гипнотерапия;
  • парадоксальная интенция;
  • десенсибилизация.

Поведенческая психотерапия

Приемами поведенческой психотерапии являются:

  • десенситизация;
  • наводнение;
  • моделирование;
  • саморегуляция.

Цели и методы проведения десенситизацииК этапам десенситизации относятся:

  • обучение методам релаксации;
  • составление иерархического списка;
  • десенситизация.

Метод наводнениятелесныеишемической болезнью сердцаМоделирование в поведенческой психотерапииСаморегуляцияК способам саморегуляции относятся:

  • Самоподкрепление – вознаграждение самого себя при достижении определенных целей. В качестве поощрения может использоваться пища, занятие любимым делом, приобретение новой вещи или другие факторы, имеющие значение для пациента.
  • Самонаказание – самостоятельное формирование неприятных последствий при игнорировании рекомендаций, данных врачом.

Когнитивная психотерапия при лечении агорафобии

Этапами когнитивной психотерапии являются:

  • выявление (неправильных мыслей и установок пациента);
  • отдаление;
  • проверка (истинности убеждений больного);
  • замена (неправильных представлений).

воспитания, перенесенных травм

Гештальт-терапия

гештальтовчаще, в воображении больногоТехниками гештальт-терапии являются:

  • консультирование – направлено на фокусировку переживаний пациента и понимание причин испытываемых приступов страха;
  • психодрама – с помощью ролевых игр и театрализованных сцен пациент завершает неоконченные действия и неразрешенные ситуации из своего прошлого;
  • телесная психотерапия – позволяет достичь улучшения психического здоровья через работу с физическим телом;
  • арт-терапия – целью этого способа является выражение и оценка своих чувств и эмоций при помощи творчества;
  • пустой стул – в ходе тренинга пациент представляет на находящимся перед ним пустом стуле сидящего человека, с которым у него существуют незавершенные ситуации.

Парадоксальная интенция

Основными парадоксальными техниками являются:

указание относиться к симптомам болезни как к обязательной и жизненно-важной вещи; запрещение пациенту совершать поступки во время приступов, которые он и так не совершает; гиперболизация (преувеличение) отношения к проявлениям заболевания; стимуляция больного к более яркому выражению симптомов; проведение лекций, в которых пациент обучает терапевта проявлениям агорафобии

Как устроено обучение с точки зрения Бандуры

На то, как эффективно мы осваиваем наблюдаемое поведение, влияют несколько факторов:

Внимание.
Запоминание.
Повторение.
Мотивация.

Внимание

Люди мало чему учатся при наблюдении, если они недостаточно внимательны, объяснял Бандура в «Теории социального научения». Из множества составляющих поведения модели люди избирательно наблюдают лишь за некоторыми. Внутренние установки влияют на то, поведение каких моделей кажется привлекательным, а какие модели мы игнорируем или отвергаем

Кроме того, внимание может зависеть от отношения модели к наблюдателю. Если, например, учитель или родитель не замечает ни успехов, ни неудач ребёнка, тогда он будет демонстрировать посредственную имитацию их поведения, писал Бандура

Важно также отметить, что при наличии нескольких моделей наблюдатели редко копируют поведение лишь одной из них. «Не усваивают они и все подряд атрибуты даже самых предпочитаемых моделей», — замечал психолог

Вместо этого наблюдатели создают комбинацию из разных характеристик моделей. Так происходит, например, когда в одной и той же семье дети моделируют совершенно разное поведение.

Запоминание

«Наблюдение за моделями не в состоянии оказать на людей сколько-нибудь заметного влияния, если они не будут запоминать наблюдаемое поведение», — писал Бандура. Наблюдаемое поведение сохраняется в долговременной памяти в форме символов и абстракций. Благодаря этому человек способен в том числе и к отсроченной имитации, то есть может продемонстрировать поведение модели не сразу после наблюдения, а спустя какое-то время.


Фото: Frame Stock Footage / Shutterstock

Дети, по наблюдениям Бандуры, в основном склонны к непосредственной имитации, но с возрастом способность к отсроченному подражанию улучшается — с развитием навыков символического мышления.

Моделирование становится более абстрактным. Человек уже не просто копирует чужое поведение, а выделяет в нём общие принципы и правила.

Кроме того, с развитием языковых навыков, поведенческое моделирование постепенно вытесняется вербальным. С его помощью можно выразить «практически бесконечное множество типов поведения, которые было бы неудобно или нереально моделировать, прибегая лишь к наглядным примерам», заключал Бандура.

Повторение

Идеи, однако, редко сразу и без ошибок преобразуются в правильные действия, предупреждал психолог. На помощь приходят многократные повторения.

«Когда люди про себя репетируют или даже на самом деле воспроизводят моделируемые типы реакций, вероятность того, что они забудут пройденное, намного меньше, чем если бы они не думали об этом и не пытались практиковаться», — писал Бандура и сделал вывод: «Невозможно усовершенствовать навыки в ходе одного лишь наблюдения, равно как и невозможно развить их исключительно методом проб и ошибок».

Поэтому лучше всего научение через наблюдение работает, когда поведение сначала моделируется и репетируется мысленно, а затем демонстрируется открыто и меняется благодаря корректирующим усилиям человека и обратной связи наблюдающих за ним.

Мотивация

«Теория социального научения проводит различие между научением и исполнением, так как люди не следуют всему тому, чему они научились, поскольку люди на деле не реализуют на практике всё подряд, чему они научились», — писал Бандура. На совершение действия человека должны мотивировать его вероятные последствия.

«Человек с большей вероятностью воспримет поведение модели, если оно приводит к полезным результатам, нежели если оно оказывается неэффективным или даже вредным, — объяснял он. — Мы стараемся действовать так, чтобы получать самоудовлетворение, и отбрасываем то, что лично не одобряем».

Медикаментозное лечение агорафобии

транквилизаторамсамые распространенные представители – диазепам и алпразоламксанаксривотрилвалиумаэлениумасудороги Препараты, применяемые в лечении агорафобии

Название препарата Механизм действия Как принимать
Моклобемид Блокируя определенные ферменты, нарушает метаболизм моноаминов. В результате этого в тканях мозга накапливается серотонин, норадреналин и дофамин. Это, в свою очередь, купирует симптомы агорафобии, а также других фобий. Лечение начинают с дозы в 300 мг, спустя неделю дозу удваивают. Препарат принимают внутрь после еды, разделяя дозу на 2 – 3 приема, по 300 мг два раза в день или же по 200 мг три раза в день.
Кломипрамин Стимулирует передачу нервного импульса в нервной системе и оказывает психостимулирующее действие. Эффективен при агорафобии и при агорафобии с паническим расстройством. Начальная доза составляет 75 мг. В течение 7 – 10 дней ее поднимают до 150 мг. После достижения клинического эффекта дозу снижают до 100 мг. Дозировка в 100 мг является оптимальной поддерживающей дозой на протяжении нескольких месяцев.
Сертралин Нарушает метаболизм серотонина, тем самым, повышая его концентрацию в нервной ткани. Оказывает противотревожное, противопаническое и противофобическое действие. Начальная доза – 25 мг в сутки. Препарат принимают внутрь, единожды в сутки утром или вечером (в зависимости от того, когда наиболее выражены симптомы).
Алпразолам Является препаратом выбора, когда необходимо быстро устранить симптомы агорафобии. Быстро купирует панику, тревогу, возбудимость. Однако очень быстро вызывает привыкание. Средняя терапевтическая доза равняется 0,25 мг три раза в день. При хорошей переносимости ее увеличивают до 0,5 мг три раза в сутки. Максимальная доза 3 мг.
Пароксетин Обладает антидепрессивным, антифобическим и противотревожным действием. Эффективен при агорафобиях в сочетаниях с другими фобиями. Внутрь, однократно в дозе 10 – 20 мг. При неэффективности выбранной дозы, ее можно увеличить до 30 – 40 мг в день.
Пропранолол Устраняет симптомы панической атаки и агорафобии. По 10 мг 2 – 4 раза в день. Лечение проводится под контролем частоты сердечных сокращений (не должно превышать 60 – 80 ударов в минуту).
  Карбамазепин Оказывает тимолептическое (улучшает настроение и общее психическое самочувствие) действие. Устраняет тревожность, раздражительность, возбуждение. По 100 – 150 мг два раза в сутки. Лечение проводится под периодическим контролем (один раз в месяц) функции печени.
Атаракс Оказывает выраженное противотревожное и седативное действие. Снимает тревогу, внутреннее возбуждение, раздражительность. Внутрь 100 мг в сутки, разделяя дозу на 2 – 3 приема.

Этапами медикаментозного лечения при агорафобии являются:

  • Купирование панической атаки, что означает подавление тревоги, страха смерти и телесных симптомов. Длительность этого периода от 4 до 6 недель; в крайних случаях 2 — 3 месяца.
  • Стабилизирующая терапия, которая направлена на восстановление социальной адаптации, предотвращение ранних обострений, преодоление агорафобических проявлений, то есть тревоги ожидания. Длительность этого этапа 4 — 6 месяцев. Важную роль играет адекватная психотерапия.
  • Профилактическая терапия, которая направлена на предотвращение новых эпизодов (рецидивов) и поддержание устойчивой ремиссии. Срок – не менее года, а иногда и дольше.

то есть то множество причин, которое способствует развитию заболеванияантидепрессантов

Какие существуют методы психотерапии в лечении агорафобии?

Этапами психотерапевтического лечения являются:

  • просвещение;
  • консультирование;
  • коррекция.

Направлениями психотерапии, применяемыми в лечении агорафобии, являются:

  • рациональная психотерапия;
  • нейролингвистическое программирование;
  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • гипноз;
  • гештальт-терапия;
  • психоанализ.

Рациональная психотерапияНейролингвистическое программирование (НЛП)Этапами нейролингвистического программирования являются:

  • сбор данных об особенностях проявления агорафобии у пациента;
  • сбор информации о результатах, которые хочет достигнуть пациент;
  • проверка вероятных последствий при достижении целей;
  • работа с причинами, которые провоцируют агорафобию (в некоторых случаях этот шаг пропускают);
  • предоставление больному необходимой информации и ресурсов для достижения его целей.

Этапами способа НЛП «быстрое лечение фобий» являются:

  • Врач формирует у пациента сильный позитивный якорь (настроение), обращаясь к значимым для него событиям, обстоятельствам, людям.
  • Тренер просит больного вспомнить какой-нибудь фрагмент из своей жизни до начала первого приступа и представить воспоминание в виде черно-белого кадра, который необходимо поместить на киноэкран.
  • Затем следует вспомнить сцену из жизни, произошедшую после приступа, в момент, когда пациент пришел в себя. Картину нужно представить в виде кадра, но уже цветного и поместить его на экран рядом с первым изображением. Пациенту необходимо представить, как он удобно расположился в кресле перед киноэкраном.
  • Доктор просит больного мысленно занять место позади себя (того, который сидит напротив экрана). Если воображаемый киноэкран находится в зале кинотеатра, пациент может представить себя на последнем ряду или в комнате киномеханика. Больному необходимо занять такое положение (в мыслях), чтобы на протяжении всего сеанса было видно и экран с картинками и себя, наблюдающего за ними.
  • Начиная с первого кадра пациент под контролем доктора начинает мысленно просматривать черно-белый фильм о своей жизни и событиях, которые повлекли возникновении агорафобии. Фильм необходимо просмотреть несколько раз и постепенно увеличивать скорость просмотра.
  • Наблюдая за поведением пациента врач определяет время, когда можно приступить к работе со вторым кадром. Данный этап заключается в том, что при завершении фильма пациент должен ассоциировать себя с цветной картинкой (где изображены события после приступа) и просмотреть весь фильм задом наперед. После этого экран выключается.

Когнитивно-поведенческая терапияПравила экспозиционной терапии следующие:

  • воздействие производится постепенно — от наименее значимых ситуаций, до тех, при которых у пациента возникает сильная тревога, с которой он не может справиться;
  • эмоциональное и физическое здоровье больного врач должен постоянно держать под контролем;
  • пациент должен сознательно и качественно выполнять задания, которые дает доктор;
  • при воспроизведении травмирующих ситуаций терапевт должен принимать в них участие;
  • воздействие продолжается до тех пор, пока уровень страха не достигнет максимума.

Лечение когнитивно-поведенческой терапией позволит:

  • осознать роль мыслей и их влияние на поведение;
  • идентифицировать негативные убеждения автоматического типа и контролировать их;
  • анализировать аргументы, поддерживающие и опровергающие деструктивные мысли;
  • научиться заменять ошибочные убеждения правильными установками.

Рационально-эмотивная психотерапия (РЭТ)Этапами лечения являются:

  • объяснение концепций рационально-эмотивной терапии – врач объясняет больному, что эмоциональная оценка больше зависит от его собственного восприятия ситуации, чем от внешних обстоятельств;
  • сбор информации о болезни и пациенте – этот этап исключает соматические причины приступов страха;
  • распознание факторов, провоцирующих страх – изучение обстоятельств, при которых возникают приступы;
  • идентификация иррациональных установок – проводится анализ мыслей и действий во время тревоги;
  • диспут – замена неправильных установок правильными;
  • закрепление результата – чтобы приобретенные правильные мысли стали привычными для пациента, врач задает домашние задания, которые включают в себя ведение дневника, наблюдение за собой в реальных ситуациях, прослушивание и чтение специальной литературы.

ГипнотерапияГештальт-терапия в лечении агорафобиинеразрешенных ситуацийПсихоанализ

Награды и достижения

За свою долгую жизнь Альберт Бандура стал почётным доктором шестнадцати различных университетов мира, включая Университет Британской Колумбии, Университет Альфред, Римский университет, Университет Летбридж, Университет Саламанки в Испании, Индианский университет, Университет Нью-Брансуик, Университет штата Пенсильвания, Лейденский университет, Свободный университет Берлина, Аспирантуру Нью-Йоркского университета, Университет им. Хайме I в Испании, Афинский университет и Катанийский университет.

В 1974 г. Бандура был избран на пост 82-го президента Американской ассоциации психологов.

В 1980 г. он становится членом Американской академии искусств и науки. В том же году, Американской ассоциацией психологов ему присуждается премия «За выдающийся вклад в науку» как первому учёному, всерьёз занявшемуся изучением вопроса саморегулирования личности.

В 1999 г. Бандура был удостоен Премии им. Эдуарда Ли Торндайка «За выдающийся вклад в развитие педагогической психологии».

В 2001 г. Бандура награждается престижной Премией за научные достижения Ассоциации развития бихевиоральной терапии. Аналогичная награда была вручена ему Западной ассоциацией психологов.

Американское психологическое общество вручило Бандуре Премию Джеймса МакКина Кеттелла, а Американский психологический фонд наградил Золотой медалью «За значительные достижения в науке психологии».

За неоценимый вклад в развитие психологии Альберт Бандура в 2008 г. стал лауреатом Гревемееровской премии Луисвиллского университета.

Эксперименты

Деси провел определенные эксперименты, которые показали, что денежная награда может восприниматься индивидом как некий контроль. Эта награда не улучшает мотивацию, а снижает ее и приводит к изменениям результатов деятельности в худшую сторону. Деси смог доказать, что необязательно использовать какие-то внешние факторы для подкрепления деятельности. Этому может способствовать самоподкрепление, которое будет исходить от самого субъекта.

Каждый человек может добиться успеха. Для этого необходимо в первую очередь научиться правильно ставить цели. В этом поможет курс Викиум «Целеполагание».

Когнитивный диссонанс как реакция на угрозу Я-концепции

Непосредственное переживание угрозы Я чаще всего описывается при помощи теории когнитивного диссонанса. По классическому определению Л. Фестингера, когнитивный диссонанс – это несоответствие между двумя когнитивными элементами (когнициями) – мыслями, опытом, информацией и т.д. – при котором отрицание одного элемента вытекает из существования другого, и связанное с этим несоответствием ощущение дискомфорта.

Параллельно с Фестингером Брем (Brehm, 1956) проводил исследования по психологии принятия решений. Брем предполагал, что при выборе из нескольких возможностей индивид будет испытывать когнитивный диссонанс, так как ему всегда желательно иметь в запасе больше одной альтернативы. В результате своих экспериментов Брем обнаружил паттерн редукции диссонанса: когда выбор из ряда возможностей уже осуществлен, он начинает казаться индивиду более правильным и предпочтительным, чем раньше, а отвергнутые возможности он стремиться обесценить.

Аронсон (Aronson, 1992) так объясняет лежащий в основе этого феномена когнитивный процесс:

“Принятие решения продуцирует диссонанс: когниции, касающиеся негативных аспектов выбранного объекта, диссонируют с фактом его выбора, а когниции, касающиеся позитивных аспектов невыбранного объекта, диссонируют с фактом его отвержения. Чтобы уменьшить диссонанс, люди подчеркивают позитивные атрибуты выбранного объекта, игнорируя негативные,.. и подчеркивают негативные атрибуты отвергнутого, забывая о его позитивных качествах.”

Брем, таким образом, нашел эмпирическое подтверждение существования процесса защитного механизма рационализации, который используется для разрешения противоречия между двумя когнициями. В качестве примера защиты подобного рода Г. Олпорт (Allport, 1938) приводит рассуждения человека, который допускает, что он “медлительный”, но тут же добавляет: “Но надежный.“ Он признает в себе качество, обладающее негативной нагрузкой, и с тем, чтобы ослабить эту угрозу своему самоуважению, добавляет к “медлительности“ позитивный атрибут – “надежность“. Другой человек, юноша довольно хрупкого телосложения, говорит о том, что ему надоело, как ему в пример ставят парней, у которых “кровь с молоком” и комментирует это так: “Я решил для себя, что это за кровь с молоком – это кровь, которая никогда не течет через мозг.“ В этом примере молодой человек ощущает угрозу своему Я, так как не обладает социально одобряемыми качествами атлета. Чтобы редуцировать диссонанс, он обесценивает то, чего не имеет. Олпорт добавляет: “Тот, кто решает, что ему не нужно того, чего у него нет, прибегает к рационализации типа “виноград зелен”, а тот, кто делает достоинством свой недостаток, фактически утверждает, что “лимон сладок“.

Долгое время использование теории диссонанса применительно к Я-концепции было просто заимствованием более общей модели, описывающей когнитивное функционирование индивида. Однако в начале 80-х годов Steele и Liu продемонстрировали, что феномен диссонанса базируется не на потребности в общем соответствии между двумя когнициями вне зависимости от того, связаны они с Я-концепцией или нет, как то утверждает классическая теория Фестингера, а на стремлении к конгруэнтности между (1) представлением о себе и (2) другой когницией или действием (Steele & Liu, 1983, 1981).

Таким образом, “диссонанс тесно связан с Я-концепцией в том смысле, что он возникает из несоответствия между Я-концепцией и угрозой Я” (Neilands, 1993). Эта точка зрения получила название позиции “неодиссонанса” (Thibodeau & Aronson, 1992).

Как работает психика

Альберт Бандура предполагал, что лучше всего функционирование психики можно понять, рассматривая взаимодействие поведенческих, средовых и когнитивных факторов. Это означает буквально следующее: поведение личности, разнообразные аспекты психики индивида и социальные взаимодействия представляют собой взаимозависимые детерминанты. На поведение человека непосредственно влияет социум, но при этом и сами индивиды активно влияют на то, каким образом конструируется социальная среда.

Такая точка зрения коренным образом отличалась от общепринятой в те времена позиции бихевиоризма. Согласно данному направлению, поведение человека может быть объяснено только с применением классической двухфакторной модели «Стимул – реакция». Основатель бихевиоризма Б. Скиннер полагал, что только внешние события могут воздействовать на поведение человека. Бандура, наоборот, делал основной акцент на возможности усвоения социальных ролей через наблюдение. Главной отличительной характеристикой теории научения Альберта Бандуры было убеждение в том, что индивид формирует свое поведение через наблюдение за другими людьми.

Кроме того, ученый подчеркивает важность социального взаимодействия в формировании мотивации, эмоций, а также действий. Наиболее очевидны эти взгляды в его теории самоэффективности, согласно которой человек при желании может влиять на собственную жизнь

Нежелательные позитивные подкрепления

Также бывает, что позитивное подкрепление имеет негативный эффект.

К примеру, многие операторы азартных игр используют концепцию положительного подкрепления, чтобы побудить людей продолжать играть.

А в ситуациях, когда родители даже не подозревают, что они способствуют определенному поведению своего ребенка, часто происходит положительное подкрепление.

Например, если в супермаркете малыш бросается на пол и начинает кричать, многие родители реагируют, пытаясь избежать неприятной ситуации. В результате ребенок часто получает конфету на кассе.

Однако это понятное желание как можно скорее положить конец неловкой ситуации действует как положительное подкрепление.

В конце концов, решающим моментом в этой ситуации для ребенка является то, что, бросившись на пол и закричав, он получил конфету. Так какая же причина должна быть в будущем, чтобы не повторять такое поведение?

Если ребенок устал и плачет, а потом его берут на руки, это имеет аналогичный эффект. Поиск близости и защищенности увенчался успехом. Так он узнает, что плач имеет положительный эффект.

Примечание: это не означает, что детей нельзя утешать. Однако все родители должны знать, что слишком мягкое обращение может быстро привести к нежелательным результатам, которые в долгосрочной перспективе будут формировать характер.

Диагностика агорафобии

МКБ Критерии агорафобии согласно МКБ

Симптом Характеристика
Тревога. Появляется постоянно в толпе, публичных местах, одиночных прогулках или в любой другой ситуации вне дома.
Вегетативные симптомы:
  • частые сердечные сокращения;
  • влажные кожные покровы;
  • дрожь в руках или во всем теле;
  • сухость во рту;
  • чувство нехватки воздуха и удушья;
  • тошнота или рвота;
  • боль в животе или грудной клетке.
Одновременно должно быть не менее двух из перечисленных симптомов. При этом в обязательном порядке должен присутствовать один симптом из пунктов 1 — 4.
Избегание ситуаций, связанных с пребыванием в общественных местах. Пациенты откладывают поездки, командировки, отдых и другие мероприятия на неопределенный срок из-за возможности развития новых приступов тревоги.
Эмоциональный дистресс и напряжение в ситуациях, которые вызывают тревогу или даже при мыслях о них. Пациент начинает волноваться, переживать, впадать в панику при мыслях о предстоящих событиях. Он делает попытки предотвратить событие, но при этом осознает, что его тревога необоснованна.
Симптомы не соответствуют больше критериям другого психического расстройства.

Критерии агорафобии с паническим расстройством согласно МКБ

Симптом Характеристика
Паническая атака, которая проявляется следующими симптомами:
  • страх умереть;
  • страх потерять контроль над собой или «сойти с ума»;
  • одышка;
  • дискомфорт в грудной клетке;
  • тошнота и неприятные ощущения в животе;
  • головокружение, слабость, предобморочное состояние;
  • периодические приливы жара и холода.
Должно присутствовать не менее 4 из перечисленных симптомов.   Паника не должна быть вызвана каким-либо заболеванием (например, гиперфункцией щитовидной железы), а также не должна быть следствием употребления каких-либо лекарственных или наркотических веществ.
Чувство страха и тревоги, которое возникает в общественных местах.   При этом пациента беспокоят мысли по поводу возможности оказаться в местах или ситуациях, из которых будет сложно выбраться, или в которых помощь не может быть оказана вовремя. Агорафобический страх обычно возникает в стандартных ситуациях, которые сопровождаются страхом покинуть дом одному или оказаться в толпе. Также фобия может возникать при пересечении мостов, поездках в автобусе, поезде или автомобиле.    
Симптомы не соответствуют больше критериям другого психического расстройства.

до 30 балловболее 46 баллованамнезболезнь Кушинга

Положения теории когнитивной оценки

Данная теория имеет три положения:

Под первым положением подразумевается автономия, являющаяся очень важной для получения внутренней мотивации. Особое влияние на мотивацию оказывают внешние факторы, а также удовлетворение потребности индивида в автономии.
Второе положение — влияние факторов извне и удовлетворение потребности в компетентности.
Динамичное воздействие на мотивацию относится к третьему положению, так как происходящие события могут восприниматься по-разному

Событие может быть контролирующее, амотивирующее или  информирующее.

Согласно Деси, всë, с чем сталкивается человек при определенных действиях, может проявляться в разнообразном значении. Именно оно и будет существенно влиять на мотивацию индивида.

К контролирующим событиям можно отнести те, которые заставляют личность вести себя определенным образом, а не так, как ему бы этого хотелось. К информирующим событиям относятся те, которые дают человеку свободу в своих действиях, при этом предоставляют необходимую информацию, относящуюся к деятельности. Амотивирующие события не несут в себе информацию и никак не влияют на удовлетворение потребностей.

Муж уничтожает морально.

Марина, здравствуйте.

Чтобы сказать с уверенностью, что у Вас происходит, нужно больше информации. Поэтому выбирайте сама, к какому из трех типов отношений больше подходят Ваши. Как только Вы поймете, в какой ситуации находитесь, Вы примете правильное решение. Не объявляйте о своем решении до тех пор, пока у Вас нет достаточных ресурсов, чтобы его осуществить. Копите силы, перестаньте обдумывать чьи бы то ни было слова и вырабатывайте эмоциональную независимость.

1. Созависимые отношения — обычно они самые мучительные и самые крепкие. Как правило, такие взаимоотношения были в родительских семьях. В них тяжело и вместе, и врозь. Они настолько поглощают, что постепенно приходит ощущение попадания в ловушку, и невозможности выбраться из нее. Люди не могут открыто поговорить. У них нет чувства, что они имеют ценность сами по себе, а нужны только, как функция. У них постоянные ссоры, которые отличаются высокой интенсивностью и безразличием к точке зрения другого. Конфликты, как правило, протекают очень бурно, но потом, никто не может четко ответить из-за чего именно они поругались.

Над такими отношениями можно работать, чтобы сохранить семью, лучше это делать с психологом. Но можно попробовать самостоятельно, информации много и она легко доступна.

2. Ситуативная агрессия, как обратная сторона страха от навалившихся проблем. Человек со слабой нервной системой может так реагировать на трудности, защищаясь от них неадекватным способом, просто потому, что по другому не умеет и не может держать стрессовую ситуацию. Это тоже можно скорректировать. Здесь нужен открытый, спокойный разговор без обвинений и претензий. Если это Ваш случай, то может Вам надо позволять себе больше отдыхать вместе с мужем, даже в ущерб чистоте и порядку. Все дела не переделаешь, а Вы не всемогущи. Берегите себя. Почитайте книгу «Мама на нуле».

3. Если Ваш муж абьюзер (человек, совершающий насилие), то он всегда будет унижать и издеваться морально над Вами. Чем больше Вы будете стараться подстроиться и ничем не вызывать гнев, тем большему унижению будете подвергаться.

Абьюзер постоянно отзывается о близких людях оскорбительно, критикует, кричит и ругается. Он часто и легко обижается, проявляя при этом агрессию. Абьюзер отказывается спокойно обсудить проблему. Он не может без помощи специалиста изменить свое поведение.

Такие отношения всегда выстраиваются по одному алгоритму: сначала обольстить, потом сломать и подчинить, возложить вину, назвать истеричкой, обесценить (и жену, и ее родственников, друзей, работу), возвысить себя и свои занятия. Жизнь проходит в системе — заморозок, оттепель. Женщина обычно не заканчивает эти отношения, потому что помнит мужа другим и не хочет расставаться со своими мечтами. Самое первое и трудное здесь — признать факт насилия. Потом надо постараться вернуть себе управление своей жизнью, создать свой круг общения. При этом не вступать в конфликт с мужем. Только когда накоплены силы и уверенность, можно попробовать спокойно поговорить и обсудить ситуацию. Но обычно психологи советуют держаться по-дальше от таких людей. Здесь надо сохранять не отношения, а себя.

Важно верно оценить ситуацию, посмотреть на нее со стороны и выбрать правильную стратегию поведения. Есть молитва: «Господи! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мужество и душевный покой принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого»

Всего Вам, самого-самого доброго, Марина.

Оцените ответ психолога: Rating 5.00 (2 Votes)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: