Что такое позитивное или негативное подкрепление в психологии?

Нежелательные позитивные подкрепления

Также бывает, что позитивное подкрепление имеет негативный эффект.

К примеру, многие операторы азартных игр используют концепцию положительного подкрепления, чтобы побудить людей продолжать играть.

А в ситуациях, когда родители даже не подозревают, что они способствуют определенному поведению своего ребенка, часто происходит положительное подкрепление.

Например, если в супермаркете малыш бросается на пол и начинает кричать, многие родители реагируют, пытаясь избежать неприятной ситуации. В результате ребенок часто получает конфету на кассе.

Однако это понятное желание как можно скорее положить конец неловкой ситуации действует как положительное подкрепление.

В конце концов, решающим моментом в этой ситуации для ребенка является то, что, бросившись на пол и закричав, он получил конфету. Так какая же причина должна быть в будущем, чтобы не повторять такое поведение?

Если ребенок устал и плачет, а потом его берут на руки, это имеет аналогичный эффект. Поиск близости и защищенности увенчался успехом. Так он узнает, что плач имеет положительный эффект.

Примечание: это не означает, что детей нельзя утешать. Однако все родители должны знать, что слишком мягкое обращение может быстро привести к нежелательным результатам, которые в долгосрочной перспективе будут формировать характер.

Вторичные подкрепления – награда не мгновенная

В отличие от прямого удовлетворения потребностей, вторичные подкрепления ориентированы на то, что их можно использовать только косвенно для индивидуального удовлетворения потребности.

Например, самое простое средство на данном этапе – деньги. Если человек получает определенную сумму денег за определенные занятия, он впоследствии может что-то купить для себя. Опять же, это могут быть основные потребности: пища или одежда.

В семьях некоторые родители также используют своего рода систему жетонов. Позитивное поведение отмечено звездочкой. Если набрано определенное количество звездочек, ребенок может выбрать что-нибудь в магазине.

Например, это могут быть простые вещи, такие как есть мороженое после пяти звездочек или посещение зоопарка после 25 звездочек.

Типы подкрепления[ | ]

По характеру подкрепляющих стимулов

выделяют:

  • первичные подкрепляющие стимулы, или прямые физические вознаграждения, ивторичные способы подкрепления, то есть нейтральные стимулы, которые ассоциируются с первичными подкрепляющими средствами и таким образом сами выступают в качестве поощрения.
  • положительное подкрепление — это усиление поведения (подкрепление), происходящее за счет возникновения некоторого стимула или события; как правило, можно интерпретировать как стимулы, которые субъект хочет усилить или продлить своим поведением;
  • отрицательное подкрепление — это усиление поведения, происходящее за счет исчезновения некоторого неприятного стимула или события; происходит при наличии стимулов, действие которых субъект хочет ослабить или прекратить (например, поднять зонт, чтобы перестать намокать под дождем), изменив поведение.

Стоит отметить, что положительное и отрицательное подкрепление не являются наказанием

. Наказание — это возникновение неприятного стимула или исчезновение приятного.

Отрицательное подкрепление не является наказанием

, так как наказание осуществляетсяпосле поведенческого акта и не дает возможности изменить поведение в текущий момент.

Положительное подкрепление

Как описано выше, положительное подкрепление — это обусловливающий процесс, при котором ответная реакция человека увеличивает вероятность получения подкрепляющего или аппетитного стимула..

Этот стимул вызывает увеличение скорости ответа субъекта. На самом деле, чтобы определить это более конкретно, можно подумать, что человек должен был выполнить определенный тип поведения, чтобы достичь чего-то конкретного.. 

В этой строке необходимо принимать во внимание характеристики и среду отдельного человека или группы, чтобы определить, какой стимул является наиболее подходящим, который служит наиболее позитивным подкреплением

По этой причине важно знать, какие типы усилителей заставляют субъекта изменять свое поведение

Первичные усилители – удовлетворение основных потребностей

Однако на практике с подкреплением не все так однозначно, потому что многие вопросы рассматриваются субъективно. Очень ярким примером является мнение о том, что младенца можно «приучить к рукам», если давать ему родительские объятия по первому же крику.

Но важно помнить: в контексте психологии основными подкрепляющими элементами являются те, которые непосредственно ориентированы на потребности человека. Голод и жажда, а также любовь и близость – самые важные факторы для младенцев и детей ясельного возраста

Однако их никогда не следует делать условными, чтобы дети могли сформировать необходимое им базовое доверие

Голод и жажда, а также любовь и близость – самые важные факторы для младенцев и детей ясельного возраста. Однако их никогда не следует делать условными, чтобы дети могли сформировать необходимое им базовое доверие.

Положительные и отрицательные подкрепления могут использоваться только как дополнительные аспекты, выходящие за рамки обычной степени удовлетворения потребностей.

Нет ничего плохого в десерте после обеда, сладостях или родительских объятиях.

Величина подкрепления

Начинающие тренеры, использующие пищевое подкрепление при работе с животными, часто не знают, какова должна быть величина каждого подкрепления. Ответ таков: чем меньше, тем лучше. Чем меньше подкрепление, тем быстрее животное съест его. Это не только экономит время, но и позволяет дать большее количество подкреплений за один сеанс, прежде чем животное насытиться. В 1979 г. Национальный зоопарк в Вашингтоне, штат Колумбия, пригласил меня в качестве консультанта для обучения группы работников зоопарка технике положительного подкрепления. Одна из смотрительниц в моей группе жаловалась, что обучение панды продвигается у нее очень медленно. Мне показалось это странным, потому что интуитивно я чувствовала, что панды — эти большие, прожорливые, активные животные -должны легко поддаваться обучению с пищевым подкреплением. Я понаблюдала за ее занятиями и обнаружила, что, когда смотрительнице удавалось добиться какого-либо движения, она давала панде целую морковку. Панда долго смаковала каждую морковку, поэтому в течение пятнадцати минут отведенного ей драгоценного времени она зарабатывала только три подкрепления (а кроме того, морковь ей надоедала). Один ломтик моркови на подкрепление был бы лучше.

Вообще, подкрепление величиной в один глоток животного вполне достаточно для поддержания его заинтересованности — одно-два зернышка для цыпленка, кубик мяса в 6 мм для кошки, половина яблока для слона. Особо любимой пищи можно давать и еще меньше — например чайную ложку зерна для лошади.

Служители Национального зоопарка обучали белых медведей многим полезным вещам, таким, как переход по команде в другую клетку, используя изюминки.

Основное правило дрессировщика заключается в том, что если вы собираетесь провести в день одно занятие, то можете рассчитывать на хорошую работу животного примерно за четверть его дневного рациона, остальное дается после окончания работы. Если же вам надо провести три или четыре занятия в день, то дневную порцию пищи надо разделить примерно на восемьдесят частей и за один сеанс давать двадцать или тридцать. Восемьдесят подкреплений, видимо, являются максимумом, способным заинтересовать субъекта в течение дня.

(Может быть, поэтому слайдовая кассета содержит восемьдесят слайдов; по крайней мере, когда лектор просит демонстратора показать вторую кассету слайдов, я тяжело вздыхаю.) Размер подкрепления зависит также от сложности задачи. В океанариуме «Жизнь моря» мы сочли необходимым давать каждому по большой макрели за их олимпийские 6—7-метровые вертикальные прыжки. Они просто отказывались делать это за обычное вознаграждение в виде двух маленьких корюшек. У людей почти всегда более трудная работа вознаграждается лучше. А если этого нет, то как мы ненавидим тяжелую работу, если нам приходится ее делать.

Отрицательное подкрепление в классе

Отрицательное подкрепление может работать в классе.

Пример отрицательного подкрепления в классе

Студент с аутизмом учится общаться с использованием изображений. Студент работает с символом «нет» круга с линией, проходящей через него, также известной как картина «нет» PECS. Учитель помогает ученику научиться демонстрировать картину «нет», когда им предлагают то, что им не нравится. Теперь, когда ребенку представлено что-то, чего они не хотят, они отображают изображение «нет».

  • До поведения: ребенку дано что-то, чего они не хотят
  • Поведение: ребенок показывает изображение «нет»
  • Поведение: Нежелательный элемент отбирается
  • Будущее поведение: ребенок показывает изображение «нет», когда они хотите что-то убрать

В этом примере отрицательное подкрепление полезно для ребенка. Тем не менее, позитивное подкрепление, как правило, является лучшим подходом к поведению в классе. Это может включать в себя такие вещи, как мотивация детей с использованием небольших призов, социальных мероприятий и особые привилегии для повышения позитивного поведения.

Положительное подкрепление в классе

Чтобы создать положительный метод подкрепления в классе:

  • Узнайте, что мотивирует ваших учеников. Вы можете рассмотреть вопрос о проведении опроса, чтобы заполнить их.
  • Сосредоточьтесь на определенном поведении, которое вы хотите изменить. Например, возможно, вы хотите, чтобы учащиеся были лучше о том, чтобы делать задания.
  • Четко определите желаемое поведение для ваших учеников. Например, пусть ваши ученики знают, что вы хотите, чтобы они своевременно включали задания. Будьте предельно точны при определении своих ожиданий.
  • Представьте подкрепление сразу, увидев желаемое поведение. Например, если класс вовремя включил все назначения, немедленно дайте им похвалу или другие мотиваторы, например специальные привилегии.

Не все дети одинаково реагируют на подкрепление. Возможно, вам придется подходить к вашему подходу, чтобы учитывать различия.

Подкрепление в коммуникации

Во время общения точно так же можно обучить собеседника каким-то полезным навыкам: говорит медленнее, сидеть более ровно, улыбаться, расслабиться или прекратить смотреть в телефон во время занятия. Правила здесь всё те же, просто всё происходит намного быстрее. Например, вы хотите, чтобы ваш собеседник говорил спокойнее — как только он начинает говорить спокойнее, вы улыбаетесь и киваете головой, начинает напрягаться — чуть хмуритесь и киваете головой отрицательно. Постепенно он во время разговора с вами начинает говорит всё более и более спокойно.

Я так ради эксперимента обучил продавцов на рынке, на котором я регулярно закупаюсь, улыбаться уже при виде меня.

Если же вы хотите, чтобы человек что-то не делал, то всё равно вам нужно использовать и позитивное, и негативное подкрепление. Например, ваш собеседник или участник тренинга регулярно отвлекается и смотрит в сторону. Просто каждый раз, когда он отвлекается вы хмуритесь и понижаете голос, а когда он смотрит на вас – улыбаетесь и голос слегка повышаете. Через некоторое время он станет отвлекаться всё меньше, а смотреть на вас всё больше.

Здесь очень важна точность и чёткость обратной связи.

Вам нужно слегка улыбаться и согласно кивать головой каждый раз и именно в том момент, как собеседник начинает говорить спокойнее. И начинать слегка хмуриться и отрицательно кивать головой каждый раз и именно в тот момент, когда он начинает говорить более напряжённо.

В таком варианте через три-пять минут разговора вы уже заметите вполне чёткие изменения.

Большой куш

Одним из наиболее полезных приемов пищевого или какого-либо другого подкрепления для человека и животных является получение куша. Это награда, которая во много, иногда в 10 раз больше обыкновенного подкрепления и являющаяся сюрпризом для субъекта. В рекламном агентстве, где я когда-то работала, бывали официальные вечера на Рождество, а также неофициальные праздники по поводу окончания большой работы или заполучения нового клиента. Но у председателя правления была еще привычка устраивать в год один-два абсолютно неожиданных вечера. Внезапно в середине дня он проносился по всем комнатам конторы, крича, чтоб все кончали работу.

Коммутаторы выключались, появлялась процессия поставщиков провизии, музыканты, буфетчики, шампанское, копченая семга, и все это только для нас и безо всякой особенной причины. Это было неожиданным кушем для пятидесяти человек. Я думаю, что это очень способствовало поднятию духа коллектива.

Куш можно использовать и для того, чтоб отметить внезапное озарение. Один мой знакомый наездник, когда лошадь впервые проделывает какой-нибудь сложный маневр, соскакивает с нее, освобождает от седла и уздечки и свободно выпускает на манеж — куш полной свободы, который часто, по-видимому, может привести к образованию новой линии поведения. Как ни странно, получение всего одного куша может так же улучшить ответы непокорного, испуганного или сопротивляющегося субъекта, который вообще не проявлял нужного поведения. В океанариуме «Жизнь моря» мы проводи ли исследования по заданию ВМС США, в которых дельфин получал подкрепление за новые реакции, осуществляемые вместо старого, ранее выработанного поведения. Испытуемой была понятливая самочка по имени Хоу, которая редко давала новые ответы. Когда ей не стало удаваться получать подкрепления за свои действия, она стала неактивной, и в конце концов в течение одного занятия за двадцать минут не дала ни одного ответа. Наконец, тренер кинул ей пару рыбок «ни за что». Явно ошарашенная такой щедростью, Хоу снова стала активной и вскоре выполнила движение, которое можно было подкрепить, что привело к несомненному прогрессу на последующих занятиях. Я сама бывала в таком же положении, как этот дельфин. Когда мне было пятнадцать лет, самым большим удовольствием для меня были уроки верховой езды. Конюшни, где я занималась, продавали билеты, каждый на десять уроков; по своим деньгам я могла позволить себе один билет в месяц. В то время я жила с отцом, Филиппом Уили, и мачехой, Рики; и хотя они относились ко мне очень хорошо, я вступила в один из тех периодов юности, когда беспрерывно целыми днями бываешь невыносимо грубым и противным. Однажды вечером супруги Уйди, которые были любящими и изобретательными родителями, сказали, что они ужасно устали от моего поведения и поэтому решили меня наградить. И они презентовали мне ослепительно новый, дополнительный бесплатный билет на верховую езду. Один из них не поленился съездить на конюшни, чтобы купить его. Поразительно! Незаслуженный куш. Как мне помнится, я с ходу переменилась, и Рики Уйди подтвердила это много лет спустя, когда я писала эту книгу. Почему назаработанный куш может оказать такое внезапное и далеко идущее влияние, я не совсем понимаю. Может быть, со временем кто-нибудь напишет диссертацию по этому поводу и объяснит нам это. Я только знаю, что дополнительный билет на верховую езду мгновенно снял у меня сильные чувства угнетенности и обиды, и я подозреваю, что и дельфин чувствовал то же самое.

Резюме

Основная идея, которую мне хотелось бы вам передать в этой статье: воспитание — это творческий процесс. Это поиск новых путей. Если на сегодняшний день ребенок вас не слушается и делает не то что нужно, значит те методы, которые вы сегодня применяете не работают. И надо пробовать другие. Наказания не работают. Учитесь контролировать свои порывы. Когда вы даже только начнете отмечать свое желание наказать, это уже несколько ослабит пыл, переключит вас с эмоций на разум и поможет проанализировать ситуацию. Конечно же, и семье и в коллективе жизнь становится гораздо приятнее, когда используются «добрые» методы влияния. Вы помните, «добрые методы» — это:

  1. Положительное подкрепление;
  2. Поведение, несовместимое с нежелательным;
  3. Добиться, чтобы нежелательное поведение совершалось по сигналу;
  4. Подкрепление смены поведения;
  5. Изменение мотивации.

Пробуйте новые способы влияния на поведение вашего ребенка. Экспериментируйте. Используйте больше «добрых» методов. На наших Курсах «Управление Будущим» мы активно используем все «добрые» методы влияния на поведение. Например, для положительного подкрепления у нас даже существуют специальные бонусы. Это такие маленькие карточки, которые дети получают, когда делают что-то удачно, пробуют новые успешные модели поведения. Например, стеснительный ребенок набрался смелости и высказал свое мнение. Он сразу получает бонус. Или, наоборот, чересчур активный смог вести себя более сдержанно. Он тоже получит бонус — за выдержку

Ребятам очень важно, что даже самые маленькие их успехи замечены ведущими

А потом бонусы суммируются и обмениваются на подарки. Некоторым ребятам так нравится наша система бонусов, что они предлагают своим родителям ввести ее дома. Это делает успехи ребят более заметными и воодушевляет их стараться. Присоединяйтесь к нашей программе! А на тренингах для родителей вы сможете существенно развить свое родительское мастерство. Ведь одних теоретических знаний мало. Чтобы быть умелым воспитателем нужно освоить новые навыки, выработать новые полезные привычки. И в группе вместе с другими родителями и при поддержке опытных и внимательных тренеров это получается гораздо легче и быстрее. Вы сможете увидеть, где ваши методы воспитания не срабатывают и улучшить их. Приходите на родительский тренинг!

Смешивание разных усилителей

Для облегчения оперантного обучения используется множество различных типов подкрепления. Их не всегда можно отнести к четкой категории: они не негативные и не позитивные.

В целом, однако, существует три различных типа усилителей:

  • Материальные подкрепления.
  • Социальное подкрепление: этот аспект характеризуется словами похвалы и признания. Однако может быть достаточно ободряющей улыбки или дружеского кивка.

Фото автора Ron Lach: Pexels

Активные подкрепления. В итоге выбирается посещение зоопарка, совместный вечер кино или посещение концерта.

Лучше максимально избегать материальных стимулов.

Эффективность

Отрицательное усиление может быть эффективным инструментом при правильном использовании. Однако отрицательное подкрепление может не всегда получать ожидаемые результаты. Этот тип поведения обуславливает простоту поведения. В результате он может работать в обоих направлениях, усиливая либо благоприятное, либо неблагоприятное поведение.

Примеры негативного подкрепления для неблагоприятного поведения

Ребенок кричит, когда им предлагают макароны и сыр на еду. Когда они кричат, их родители немедленно берут еду. Каждый раз, когда предлагаются макароны и сыр, истерики ребенка растут, а родители сдаются.

  • До поведения: макароны и сыр на детской тарелке
  • Поведение: детские крики
  • Поведение: родители берут пищу
  • Будущее поведение: Ребенок будет кричать всякий раз, когда предлагается макароны и сыр.

Ребенок не любит носить определенную рубашку, которую их мать купила для них. В прошлом ребенок заметил, что их мать не делает их носить поврежденную одежду, поэтому ребенок разрезает рубашку ножницами. Когда мать обнаруживает это, она снимает рубашку.

  • До поведения: Ужасная рубашка
  • Поведение: ребенок повреждает одежду
  • Поведение: Мать снимает рубашку
  • Будущее поведение: Ребенок может повредить одежду, которую они не хотят носить

В классе

Рекомендованные посты

30 января 2014 ЖУРНАЛмнение психолога о мультфильме «МАША И МЕДВЕДЬ»Непростая Маша! Предлагаю статью психолога (в некотором сокращении), под которой полностью подписываюсь: «Давайте для примера рассмотрим, как воздействует на детей мультсериал «Маша и медведь». Он сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но, как мы знаем, далеко не всё, что нравится ребенку, ему полезно. Как специалист, я считаю, что этот мультсериал наносит вред детской психике, более того, с психологической точки зрения — это «информационная бомба», заложенная под российский менталитет. Исторически так сложилось, что в России женщина — та, кто поддерживает мужчину, помогает ему в его труде, эмоционально и энергетически подпитывает, принимает, бескорыстно жалеет, с…

12 октября 2020 ЖУРНАЛ»Дорогая, отчего ты устала?! Ты же дома сидишь!» Статья семейного психолога о трудностях декретаСегодня писала пост с вопросом, как объяснить мужу, что мне очень тяжело в декрете, если не на что переключаться хоть иногда, и что сидя дома можно тоже уставать! И мне кинули ссылку на потрясающую статью! Отправила ее мужу на почту, надеюсь завтра прочтет. Вот скопировала текст, надеюсь вам поможет! Многие проблемы в жизни людей случаются из-за головы. В голове живут странные представления, которые при использовании портят людям жизнь. Такие представления нужно выбивать из головы всеми возможными способами, за исключением, разве что, ампутации.Например, у некоторых мужчин в голове живёт интересное представление — если женщина сидит с детьми дома, то она круглосуточно отдыхает и расслабляет…

22 октября 2020 ЖУРНАЛЗамечательный психолог Татьяна Шишова о том, как принять и почему так необходимо хвалить детей(наткнулась на эту статью, читала взахлеб, честно признаться, ранее перечитала много всякой чепухи, с названием вроде этой статьи, но эта СОВЕРШЕННО МЕНЯ ТРОНУЛА. Решила поделиться с вами…)К психологу обычно обращаются, когда назрела необходимость что-то переосмыслить, переоценить, изменить – в своей жизни, в отношениях с супругом, друзьями, сослуживцами, родителями, детьми. Но хотя на уровне сознания человек хочет измениться, на бессознательном уровне он очень часто сопротивляется попыткам поменять его установки, сломать привычные стереотипы поведения. Это подтвердит вам любой практикующий психолог. Естественно, сталкиваемся с таким парадоксом и мы.Работая с трудными детьми, мы стараемся…

Актуальные посты

чем занимается ребенок на 10 неделе беременностиузи на 4-5 неделе беременности фото

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: