Как повысить социальный статус и возможно ли это
Социальный статус не статичен, он меняется в течение жизни, поэтому человек вполне может добиться его повышения. Например, человек может перейти на более высокооплачиваемую должность, переехать жить в более престижный район, начать вести более здоровый образ жизни.
Важный фактор повышения социального статуса – это амбиции и стремление. Пригодятся такие качества как настойчивость, компетентность, целеустремленность, самоорганизация. Если ничего не делать, то и повысить статус не получится.
Чтобы изменить свой социальный статус, важно научиться быстро приспосабливаться, адаптироваться к окружающим обстоятельствам, подстраиваться под них. Это поможет человеку закрепиться на достигнутом и принять в свою жизнь непосредственно новое
Также стоит позаботиться о:
- привлекательном внешнем виде, аккуратности, опрятности;
- поддержании осанки (сгорбленный, сутулый человек никогда не произведет впечатления успешного);
- развитии чувства юмора (помогает решать сложные, конфликтные ситуации, сохранять чувство уверенности в себе);
- формировании уверенности в себе и стабильно высокой самооценке.
Понятие социализация личности
Описываемый процесс обуславливается социальной активностью индивидуумов.
Процесс социализации личности представляет вхождение индивида в социальную структуру, вследствие чего осуществляются изменения в структуре самой личности и социума в целом. В итоге социализации индивидуумом усваиваются нормы группы, ценности, образцы поведения, социальные ориентации, которые преобразуются в установки человека.
Социализация личности чрезвычайно важна для благополучного функционирования в социуме. Данный процесс идет на протяжении всей жизни индивидуума, поскольку мир движется и, чтобы двигаться вместе с ним, необходимо меняться. Человек претерпевает постоянные изменения, он меняется, как физически, так и психологически, для него невозможно быть постоянным. Именно этим важным понятием, как социализация личности в психологии занимаются многие специалисты, изучающие личность, социум и их взаимосвязь.
В данном процессе никто не застрахован от возникновения проблем.
Проблемы социализации подразделяются на следующие три группы. Первую составляют социально-психологические проблемы социализации, которые связаны с формированием самосознания индивида, его самоопределением, самоутверждением, самоактуализацией и саморазвитием. На любом из этапов проблемы имеют специфическое содержание, и появляются различные способы их разрешения
Только неизменным остается их важность для личности. Она может и не осознавать существование этих проблем, поскольку они глубоко «зарыты» и заставляют мыслить, действуя так, чтобы устранить проблему, найти адекватное решение
Вторая группа – это культурные проблемы, которые возникают, включая каждый этап. Содержание этих проблем зависит от достижения определенного уровня естественного развития. Эти проблемы связаны с региональными различиями, возникающие в разных темпах физического созревания, так в южных районах он быстрее, чем в северных.
Культурные проблемы социализации касаются вопроса о формировании стереотипов женственности и мужественности в разных этносах, регионах, а также культурах.
Третья группа проблем – социально-культурные, которые в своем содержании имеют приобщение личности к уровню культуры. Они касаются личностных ценностных ориентаций, мировоззрения человека, его духовного склада. Имеют специфичный характер – нравственный, познавательный, ценностный, смысловой.
Социализация делится на первичную и вторичную.
Первичная — реализовывается в сфере близких отношений. Вторичная социализация осуществляется в формально-деловых отношениях.
Первичная социализация располагает такими агентами: родители, близкие знакомые, родственники, друзья, учителя.
Во вторичной агентами выступают: государство, СМИ, представители общественных организаций, церковь.
Первичная социализация очень интенсивно протекает в первой половине жизни индивида, когда он воспитывается родителями, посещает дошкольное учреждение, школу, приобретает новые контакты. Вторичная, соответственно, проходит во второй половине жизни, когда взрослому человеку предстает контактировать с формальными организациями.
Механизмы развития личности в психологии
Механизмами развития личности в психологии являются присвоение, обособление и идентификация индивидуума.
Если смотреть более углублённо, то присвоение – это создание и формирование личности через общение человека с окружающим миром, в прямом смысле слова – навязывание ему мировых устоев и порядков. Обособление же выступает в роли отстаивания своей первоначальной природной сущности. А идентификация является обратным процессом – соотношение, а порой даже копирование человеком окружающих или же своих кумиров.
Присвоение
Таким образом, такой механизм развития личности в психологии, как “присвоение” по своей сути является наиболее распространённым. В себе он подразумевает самостоятельное формирование и развитие личности при контакте человека с окружающей средой. То есть, любая его личная и общественная деятельность способствует формированию и “присвоению” личностных качеств и их последующему развитию.
Обособление
Такой механизм развития личности в психологии как “обособление”, несёт в себе намного больше свободы, нежели “присвоение”. В таком случает, индивидуум не готов воспринимать общественные устои и стремиться выделить себя среди остальных. В таком случае запускается процесс индивидуализации, что формирует индивидуальные личностные качества человека, отделяющие его от остальных представителей общества.
Причём у данного механизма развития личности в психологии есть сразу два направления: внутреннее (психологическое) и внешнее (материально-физическое). К внутреннему формированию относятся индивидуальные психологические характеристики (уровень интеллекта, тип темперамента, черты характера и так далее), а к внешнему подходят физические изменения (национальность, гендерная идентичность и так далее).
Идентификация
Последний же механизм развития личности в психологии – “идентификация” – самый сложный. В данном случае индивидуум пытается подрожать объекту, к которому проявляет симпатию или интерес. То есть, это процесс копирования другой личности на эмоциональном и ином уровнях. Недаром говорят, что дети с раннего возраста во всём подражают своим родителям, здесь как раз таки и вступает в действие данный механизм развития личности в психологии.
Что такое социальная адаптация
Это понятие означает сложный и непрерывный процесс приспособления (на латыни – «аdaptatio») отдельной личности или целых групп к социальной среде, в которой они планируют реализовывать себя. Это могут быть как совершенно новые условия, так и привычные ситуации, которые подверглись изменению под давлением экономических, политических, духовных, идеологических или социальных сил. Кроме того, социализация подразумевает не только активное участие в принятии социально значимых правил, норм и ценностей, но и их последующую передачу другим участникам социальной среды.
Французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм говорил о том, что социальная адаптация – своеобразный критерий эволюции общества. Отсутствие норм, расплывчатые правила социума, которые в последующем индивидуум примет – патология общества.
Примечательно, что и само понятие адаптируется исследователями. Хотя социальная адаптация широко изучается (биология, философия, социология) в качестве самостоятельного объекта исследования, единого научного термина, определенных критериев и показателей на сегодняшний день не существует.
Составляем план и настраиваемся на успех
Программа личностного роста – незаменимое подспорье в процессе самосовершенствования. Визуализировав все этапы, намного проще приступить к выполнению поставленных перед собой задач. План личностного роста может быть составлен как на определенный срок, так и содержать в себесписок целей для бессрочного достижения
Как допустимый вариант, можем предложить вам годовую программу для личностного роста, которая затрагивает самые разные аспекты жизни, но базируется на каком-то одном, самом важном для вас, деле
Январь:
Развитие уверенности в себе. Разберитесь со своими страхами, комплексами, чувствами вины и прочем. Вставать на путь саморазвития следует без лишнего психологического груза.
Март:
Постановка целей. Один из наиболее важных этапов психологии личностного роста –определение целей и задач, лежащих на пути самореализации. Глобальная цель обязательно должна быть разбита на менее крупные, а они в свою очередь – на небольшие и легко обозримые в настоящем. Все цели должны быть подробно расписаны на листе бумаги.
Апрель:
Планирование времени. Заведите ежедневник и распишите подробно свои шаги, направленные на достижение целей, хотя бы на ближайшее время. Не забывайте сверяться с дневником, чтобы не растерять запал и придерживаться оговоренного (с самим собой) расписания.
Май:
Начните активную деятельность в выбранном направлении. Пора совершать первые шаги! Они будут самыми трудными, но в то же время очень волнительными и приятными.Действуйте! Не забывайте записывать все свои достижения и успехи, они послужат вам отличной мотивацией для построения методики личностного роста: умные люди объединяют ежедневник и дневник успехов в одну тетрадь (или электронный носитель), так как это позволяет наблюдать за тенденцией развития в полной мере.
Июнь:
Посвятите этот месяц психическомуздоровью и отдыху. Первый месяц изменения жизни мог показаться вам трудным, поэтому не стоит забывать расслабляться в перерывах между самосовершенствованием. Отличным способом достижения релакса может стать медитация.
Июль:
Этот месяц пусть пройдет под эгидой семьи и дружескихотношений. Многие, становящиеся на путь саморазвития, забывают о своих родных и близких. Не допускайте подобных ошибок, проводите время со своей семьей, даже если у вас плотный график.
Август:
Творческие дни. Без креативности в вопросах психологии личностного роста никуда. Каждый день открывайте для себя что-то новое. Запишитесь на курсы акварели или живописи, посетите студию вокала, напишите захватывающий роман – выразите себя в творчестве. Это даст мощный толчок для самосовершенствования, открывая новые возможности.
Сентябрь:
Подумайте самостоятельно, в каком направлении личностного роста вы хотели бы двигаться дальше. Возможно, это будут курсы для освоения новой профессии или тренинг по саморазвитию. Начало осени – отличное время уйти вглубь себя и вытащить наружу нереализованные стремления.
Октябрь:
Личностное самосовершенствование путем обретения новых знакомств. Посидели внутри себя? Пора и честь знать: вас заждались снаружи интересные разговоры, необычные знакомые и неожиданные откровения. Как говорится, только в споре рождается истина, только в разговорах с другими мы растем сами над собой.
Ноябрь:
Как зарабатывать на своем развитии. Подумайте, можно ли превратить ваши знания, прошлые и вновь обретенные в прибыльное хобби или профессию? Если да, то чего вы еще ждете. Вы знаете, что делать. (п.с.: сделать свое дело хорошо оплачиваемым, естественно, и научиться его продавать.)
Декабрь:
Подведение итогов. У вас будет целый месяц, чтобы вспомнить все свои достижения, достигнутые за год, подробно их проанализировать и наметить план развития на следующий год.
Уровни социализации
Первичная социализация | — включает детей до 6 лет. Происходит в кругу семьи и родственников, основываясь на познавательном развитии, которое у ребёнка намного активней, чем у взрослого представителя. Через игровую деятельность происходит восприятие языка, ролей, мира в целом. Ролевая деятельность представлена сигналами, которые находят отображение в сознании, выражена талантами к гуманитарным наукам, музыке, спорту и т.д. |
Вторичная социализация | – включает людей 18-22 года. Проходит второй круг социализации путём образования, формирующего личность и саморазвитие, приобретение новых ценностей, более тяжелых социальных ролях. |
Третичная социализация | – этап, касающийся сформировавшегося и получившего образование индивида. Этап характеризуется созданием склада ума, эмоциональными особенностями и ценностной базы, социальных статусов и ролей. |
Агенты социализации – специализированные лица, отвечающие за освоение культурных особенностей, ценностей, норм, господствующих в социуме.
Институты социализации – образования, призванные воздействовать на приобщение индивида к обществу.
Агенты первичной социализации – члены семьи, друзья, знакомые, учителя, соседи, группировки.
Семья – главный агент. Положение родителей в обществе задаёт статус ребёнку до 20 лет. Трудовая деятельность семьи задаёт культурный и образовательный уровень.
Спорт – оказывает положительное влияние на физическую и духовную форму, воспитывает волю и дисциплинированность индивида, обеспечивает здоровую психику и бодрость.
Школа – схожий агент с семьёй, но различия заключаются в эмоциональном уровне, где ребёнка оценивают объективно, согласно его уровню, потенциалу и качествам. Школа учит победам, поражениям, преодолению трудностей. В учебный период происходит формирование самооценки, которая зачастую определяет дальнейшую жизни.
Социализация в семье и школе, помимо целенаправленности, имеет нерегулируемый и стихийный характер. Ребёнок наблюдает и перенимает уровень общения учителей со сверстниками, сверстников между собой. Опыт имеет позитивный окрас (когда отвечает целям и методам воспитания) и негативный
Интернет – агент социализации, оказывающий сильное воздействие на мировоззрение, ценности и нормы поведения индивида. Формирует интернет-зависимость, воздействуя на психику.
Агенты вторичной социализации – специализированные лица в высший образовательных учреждениях, правоохранительных органах, сотрудники СМИ. Агенты вторичной социализации представлены институтами, в которые относятся: государство, церковь, университеты, СМИ и т.д.
Уровни социальной адаптации
Для адаптации человека характерным является процесс его социализации, усвоение социальных поведенческих норм, «врастание» в социальный мир. Другими словами, социальная адаптация – важнейший механизм, обеспечивающий эффективную социализацию.
Так, если под «социализацией» следует понимать постепенный процесс, в ходе которого при определенных социальных условиях формируется личность, то социальная адаптация – это относительно короткий временной промежуток, когда происходит активное освоение личностью новой социальной среды.
Рассмотрение социальной адаптации должно быть трехуровневым:
- общество (макросреда). Индивид и социальные слои приспосабливаются к особенностям развития общества (экономическим, социальным, политическим, культурным, духовным);
- социальная группа (микросреда). Человек приспосабливается или, наоборот, его интересы не совпадают с интересами социальной группы (семьи, коллектива на работе или учебе и др.);
- индивид (адаптация внутри личности). Стремление человека к гармонии, достижения баланса внутренней позиции.
Адаптация человека в данном социуме происходит, когда он вступает в систему взаимоотношений (с другими людьми, социальных, деловых, профессиональных). Социальная адаптация состоит из разных видов процессов адаптации, которые образуют систему, а именно: производственная, профессиональная, бытовая, досуговая, политическая, экономическая, приспособление к формам общественного сознания.
Психология развития личности
Психологический подход к этой теме заключается в том, что это процесс личностного роста, который позволяет тебе совершенствовать свои навыки и углубляться в знания, чтобы повысить свою самооценку и личные навыки.
Это потому, что, когда ты знаешь себя, ты можешь использовать свои способности, потенциал, или работать над преодолением своих страхов.
Чтобы этого достичь, ты должен выполнить ряд основных шагов, которые рассмотрены ниже.
1. Улучши свою самооценку
Вот почему так важно, чтобы ты стремились понять навыки и добродетелей, которые помогли тебе достичь самых ценных достижений в твоей эмоциональной, трудовой или личной жизни. Но ты должен иметь в виду, что эта ценность не остаётся неизменной, она может очень быстро трансформироваться, главным образом из-за сложных переживаний или из-за воздействия окружающей среды на твоё собственное существование. Но ты должен иметь в виду, что эта ценность не остаётся неизменной, она может очень быстро трансформироваться, главным образом из-за сложных переживаний или из-за воздействия окружающей среды на твоё собственное существование
Но ты должен иметь в виду, что эта ценность не остаётся неизменной, она может очень быстро трансформироваться, главным образом из-за сложных переживаний или из-за воздействия окружающей среды на твоё собственное существование.
2. Управляй своими эмоциями.
Хотя ты не веришь в это, эмоции и чувства сильно влияют на то, как ты себя ведёшь, и принимаемые решения – будь то положительные или отрицательные – и это напрямую влияет на качество твоей жизни.
В этом смысле необходимо, чтобы ты заботился об избавлении от всего, что причиняет боль, а также культивировать и защищать те чувства, которые приносят тебе благополучие и позволяют приспосабливаться к реальности.
Наиболее целесообразным вариантом является то, что ты должен развивать высокий уровень эмоционального интеллекта, чтобы смог распознавать свои эмоции, выражать и контролировать их здоровым и мудрым способом, изучая бесценные психологические навыки.
С чего начать личностный рост?
Справедливо будет заметить то, что создание алгоритма действий во время саморазвития – это сугубо личное и индивидуальное. Учитывайте различные факторы, такие как: характер человека, его личные особенности и склонность к обучению. Поскольку все мы индивидуальны.
Этапы личностного развития, которые представлены ниже – это подходящие всем шаблоны, которые можно подкорректировать под себя, при этом они не потеряют свою эффективность и действенность. Краткий перечень этих этапов:
- Самоанализ;
- Выбор приоритетов;
- Очищение на эмоциональном и ментальном уровне;
- Наработка необходимых внутренних качеств;
- Самопрограммирование.
Главным и первым этапом в совокупности этих стадий личностного роста, является стадия самоанализа. Собственно, благодаря ей, мы можем обнаружить своих проблем, на которые в обычном ритме жизни, мы даже внимания не обратили бы. Эта стадия напрямую связана с принципом человеческого саморазвития – получения удовольствия от жизни. Мы никогда не сможем получать удовольствия во всех жизненных аспектах, если не диагностируем проблему и не найдем способы ее нейтрализации.
Согласно второму этапу, нам крайне надобно правильно расставить жизненные приоритеты, осознать, как мы видим в дальнейшем собственную жизнь во всех подробностях. Грубо говоря, мы вносим корректировки в свой повседневный образ жизни: отчетливо осознаем от чего нужно отказаться, а что, наоборот, необходимо добавить в свою повседневность.
Благодаря этому, мы можем с уверенностью рассчитывать на собственные силы, при этом не боясь остаться в дураках.
На третьей фазе, человек должен пройти ментальное очищение – это необходимо для повышения личностного потенциала, ведь в этот момент, каждый по факту, делает «перезапуск» собственных, внутренних программ, решая какие из них являются разрушающими и деструктивными.
Уровни развития человека
Сознанию каждого человека присущ определенный уровень развития, который определяет: потребности, цели, желания, стремления, образ жизни, приоритеты и большинство важных вещей в жизни человека. Этот уровень развития определяет зрелость личности человека и отражает степень его понимания мира и самого себя, тем самым устанавливая человеку определенные приоритеты. Определить уровень развития человек возможно по его целям, по его образу действия, по тому, что он считает наиболее важным. Простое наблюдение и анализ позволяет определить это не только в других людях, но и в самом себе, что даёт важную точку отчёта и направление в саморазвитии.
Уровни развития сознания:
1) Телесный.
2) Эмоциональный.
3) Разумный
4) Духовный.
Факторы, влияющие на формирование социального возраста
Самым главным фактором является семья, в которой рос человек. Это семья закладывает базу в развитии и отношении к социальным нормам. Допустим, родители оба получали высшее образование. Возможно, они настоят на том, чтобы их дети также пошли по знакомому им пути и попросят последовать их примеру.
Либо отец, достигший успехов в карьере уже в молодом возрасте, будет ждать, и воспитывать в своем сыне качества и мотивировать его к достижению подобных успехов.
Giphy
В семье формируются и способности, которые помогают быть интеллектуально выше сверстников. Очень способному от природы мальчишке в раскрытии своего потенциала могут помочь близкие, развивая его сильные стороны. Также и обратно, если родители не разглядят в способном ребенке его возможности и не поддержат, он будет развиваться естественно, не опережая других сверстников.
Уровень интеллекта.
Природные данные конечно также играют немаловажную роль. Ведь если ребенок наделен отличными от других умственными способностями, есть больше вероятности, что он добьется успехов, например, в таких аспектах как учеба и карьера, что поспособствует его более быстрому продвижению по социальной лестнице.
Социальная среда.
Это и статус семьи в обществе, и окружающие люди, и обстановка, в которой растет и живет человек. Если семья асоциальна и ведет образ жизни не соответствующий нормам морали, есть риск, что ребенок, наблюдая с детства всю эту картину, начнет воспроизводить это же в своей жизни.
Фото автора SHVETS production: Pexels
Люди, в окружении которых растет ребенок, также играют роль в формировании отношения к миру и жизни в целом. Плохая компания может увлечь подростка в негативную среду, где не будет происходить достаточного развития, а лишь деградация и отставание в социальном плане.
Девочки же, например, могут под воздействием отрицательной среды, напротив слишком рано познать материнство, что будет свидетельствовать об опережении сверстниц в данном вопросе. При этом девочка еще совершенно не созрела в психологическом и физическом плане.
Особенности личности.
Характер, темперамент, личностные черты и уровень развития эмоционально-волевой сферы – все это оказывает влияние на социальный возраст человека, ведь от того, какими качествами он наделен, зависит, сможет ли человек добиться некоторых высот в учебе, карьере, как он подойдет к построению семейных отношений, выбору партнера и рождению детей.
Раннее детство
Период от 1-го до 3-х лет, соответствует «Анальной стадии» по Фрейду, ребёнок овладевает способностью контролировать свои выделительные функции. Кроме того, малыш становится более крепким физически и может выполнять более сложные действия — ходить, карабкаться, умываться.
Очень часто проявляются призывы к самостоятельности «Я сам», важным моментом является помощь родителей в самостоятельных действиях. Необходимо предоставить возможность для развития личности, становления автономии ребёнка. Если его постоянно опекают и всё за него делают, то это идёт во вред развитию, наравне с необоснованной требовательностью.
Подобные вещи вызывают в дальнейшем неуверенность, слабоволие. При положительном развитии развивается воля и самоконтроль.
Фаза 2: от 1 года до 3 лет
В тесном симбиозе с развитием нашего сознания, мы приобретаем первые моторные и социальные навыки. Мы стараемся изучить окружающий нас мир с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных ощущений. Базовый фундамент нашей личности и характера закладывается именно на этом промежутке времени
Поэтому родителям очень важно обеспечить комфорт ребенку в этом возрасте
Это интересно: Госпошлина на развод если есть дети — изучаем по порядку
Уровни развития личности.
Классификаций структуры личностного развития придумано много. Усреднено выделяют семь основных уровней, которые предложены российскими социологами Дмитрием Невирко и Валентином Немировским. По их теории люди совмещают следующие последовательные уровни становления:
- Выживание – сохранение физической целостности;
- Размножение – воспроизводство и материальное потребление;
- Управление – способность отвечать за себя и других;
- Чувства – познание любви, милосердия, доброжелательности;
- Совершенство – стремление к экспертности и созиданию;
- Мудрость – совершенствование интеллекта и духовности;
- Просветление – связь с духовным началом, ощущение счастья и гармонии.
Любой человек в идеале должен пройти каждый из этих уровней. При этом процесс развития личности связан с жизненными уроками. Если кто-то перепрыгивает через «ступень», то ему придется наверстать упущенное. Человек «застрявший» на одном из уровней, просто еще не усвоил свой урок, а возможно просто его еще не получил. Либо он проходит другой урок, либо еще не готов к новому. Один из первых мотивов личностного развития – самоутверждение, которое в дальнейшем сменяется заботой о ближнем. Именно этот переход от эгоцентризма к эмпатии (сочувствие) – один из наиболее сложных и ответственных этапов совершенствования. Подробнее об этом процессе поговорим в следующем разделе.
Пройти тест на эмпатию
4 понятия «развития личности»
Употребляемый различными специалистами термин «развитие личности», может подразумевать минимум четыре смысловых варианта, имеющих отношение к совершенно разным темам, а именно:
Применяя выражение «механизмы и динамика развития личности», специалисты подразумевают развитие личностных качеств как процесс;
Говоря о достижениях личности в своем развитии, обсуждают уровень личностного развития и его результативный итог;
Обсуждая методы и средства, используемые для формирования из ребенка личности, затрагивают тему формирования личности;
А рассуждая о формах самостоятельного развития личности человека, имеют в виду способы авторского самосовершенствования.
Обсуждение личностного развития как процесса затрагивает динамику этого явления и его механизмы.
В исследующей развитие личности теоретической психологии это понятие, ассоциируется с имеющим преимущественно естественный характер сложным процессом, составными частями которого могут быть:
Учеба и тренировки;
Осуществляемые детьми вместе с взрослыми действия;
Полученные при разрешении внутренних противоречий знания;
Формирование организма и психики.
Говоря о результатах личностного развития в первую очередь отвечают на вопросы, относящиеся к имеющим качественно новые характеристики новообразованиям, методам подтверждения результатов развития, а также о развитии личностей конкретных людей, сравнении их уровней и вершинах.
Самостоятельное личностное развитие – одно из наиболее интересных направлений современной теоретической психологии, убедительно доказывающей, что самосовершенствование человека возможно.
Человек может самостоятельно развивать свою личность и влиять на личностное формирование других людей и помочь ему в этом могут различные развивающие и совершенствующие личностные качества методики, разработка и внедрение которых относится к сфере деятельности специалистов по практической психологии.
Что такое социальный статус
Согласно всем известному школьному предмету обществознанию, социальный статус – это определенная позиция в социальной группе или структуре.
Социальный статус не только наделяет человека благами и привилегиями, но и подразумевает ряд обязательств. В каждом случае обязательства и блага свои.
Социальный статус – это выбор или передается с рождением? Некоторые социальные статусы родители передают своим детям (здоровье, тип работы, уровень финансового достатка). Но есть и достигаемые социальные статусы, на получение которых влияет сам человек.
Как называется социальный статус индивида, полученный от рождения? Социальный статус индивида, полученный от рождения – это предписанный статус.
https://youtube.com/watch?v=fuWqt2ZpUF8
Психология развития личности человека: понятие, факторы и этапы
Иными словами, это процесс изменения организма в направлении высшей формы жизнедеятельности.
Взгляды людей естественным образом изменяются в течение всей жизни по целому ряду причин. Личностно вырастая, человек переосмысливает свой опыт, ищет удачные решения для различных ситуаций, решает поставленные задачи.
Происходит это под влиянием следующих ключевых факторов, как внутренних, так и внешних:
- биологическая наследственность;
- ближайшее окружение на физическом уровне;
- культурные аспекты общества;
- коллективный (групповой) опыт;
- индивидуальный опыт.
Развитие личности осуществляется за 5 основных этапов в зависимости от возрастной категории человека:
- Младенчество.
- Детство.
- Отрочество.
- Совершеннолетие (юность).
- Старость.
Примеры социального статуса
Яркий пример социального статуса у личности – жизненный путь Майкла Джексона. Прирожденный его статус – это мальчик-афроамериканец, родившийся в небогатой многодетной семье. Достигаемый – творческий деятель, известный на весь мир.
Еще один пример социального статуса – девушка-врач. Этого статуса она достигла благодаря своим личным усилиям. Более узкому и осведомленному кругу людей известно, что эта девушка – заядлый книголюб. Ее прирожденный базовый статус – дочь, сестра, внучка, жительница Псковской области. Со временем она приобретет новый семейный статус невесты, затем жены, матери.
Дополнительная информация по теме:
Практика «Радую себя»: зачем это нужно и чем себя можно радовать
Что такое референтная группа: много примеров, классификация и уловки маркетологов
Что такое стигматизация и как преодолеть общественную изоляцию: примеры и решение
Социальная защищенность индивида
Важное место занимает социальная защищенность человека. Определение 5
Определение 5
Социальная защищённость человека — уверенность в действии социальных инструментов, помогающих избежать тяжелого положение (нищета, голод, болезнь и др.), которая гарантирует поддержку в случае невозможности обеспечения себя и своей семьи (содействие при потере работы, помощь в старости, при инвалидности и т.д.).
Забота о социальном благополучии семьи – это предмет ответственности здоровых людей трудоспособного возраста.
Однако пожилые люди, инвалиды, неблагополучные семьи не во всех случаях могут справиться со всеми социальными проблемами. Социальная защищенность подразумевает существование нормативных гарантий реализации социальных прав.
К социальной защищенности относятся:
- материальное обеспечение социальной политики;
- инфраструктура социальной помощи;
- наличие специалистов, оказывающих помощь в рамках социальной поддержки.
Состояние защищенности населения связано с чувством социальной защищенности у человека, но даже, если все перечисленные структурные элементы соблюдены, это не дает гарантии, что у отдельного человека автоматически выработается чувство социальной защищенности. Отсутствие чувства социальной защищенности у индивида сказывается на состоянии социальной стабильности населения.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Социальное благополучие человека основывается на социальном благополучии общества, однако полностью не сводится к нему. Более весомую роль играет субъективная оценка индивидом своего благосостояния и его собственная удовлетворенность жизнью. Может показаться, что обеспеченная жизнь лучше, чем необеспеченная, а наличие комфортабельных условий вызывает большее удовлетворение, чем аскетическая среда. Но некоторые исследования доказывают обратное.
Так, английский психолог М. Аргайл представил результаты кросс-культурных исследований, в которых доказал, что уровень индивидуального счастья и удовлетворенность жизнью не зависит от развитости материально-бытовых элементов цивилизации и богатства человека. Эти показатели совпали у лиц из Франции и Чада, Нигерии и США и пр.
Так было доказано, что индивид воспринимает привычное ему существование как нормальное для себя и оценивает его в зависимости от величин небольших изменений, которые связаны с событиями, происходящими в рамках этого привычного существования. Такая оценка близка к медиане с небольшим уклоном в сторону более благоприятных суждений (в опросе такой индивид «скорее удовлетворен» своей обычной жизнью). Но, если изменение достаточно значительно и производит скачок в образе жизни индивида, то создается другой подход к оцениванию: человек «реагирует на дельту», на показатели сравнения либо с собственными жизненными условиями в прошлом, либо с жизненными условиями значимых других.
Например, при улучшении жизненных условий человека и его семьи, он будет оценивать свое социальное благополучие как возросшее. Когда эти улучшившиеся условия станут обыденными, то оценка индивидуального социального благополучия вернется к среднему уровню. Данную закономерность нужно учитывать при опросе общественного мнения тех, кто хочет получить социальную помощь, и клиентов учреждений социального обслуживания: введенная мера социальной поддержки воспринимается как новая к уже существующей системе, не дольше полугода, затем эта новизна утрачивается.
Свои особенности имеет и восприятие собственного благосостояния человека по сравнению с благосостоянием других людей. Объектом для сравнения выбираются люди, представляющие авторитет для того, кто сравнивает.
Зависть к уровню благополучия чужого человека не всегда является отрицательным чувством, т.к. оно мотивирует на труд, достижения, продуктивные идеи.
Средние показатели благосостояния, при которых «никто не живет лучше», приводят к самоуспокоенности и застою.
В государстве должны существовать механизмы поощрения достижения благосостояния путем активного труда, таланта, изобретательности и т.д., в рамках существующего законодательства, а так же должны пресекаться попытки достичь благосостояния незаконными способами.
Прозрачность границ тех способов, которые помогают подняться наверх (социальный лифт) является залогом подвижности социума, его способности к совершенствованию.
Заключение
Адаптируясь, происходит развитие индивида, он процветает, воспроизводятся новые ценности, он вступает в такую стадию социальной среды, которая для него является совершенно новой. По мнению исследователей, целью адаптации является развитие личности в новых условиях (социальных, политических, экономических, культурных). В связи с этим растут потребности, они становятся не «базовыми», а «возвышенными». Как следствие, повышается уровень культуры и образование. Именно по этой причине исследователи считают социальную адаптацию преимущественно положительным процессом.
Но нужно отметить, что успешной адаптация будет только тогда, когда будет совпадение внешних требований общества и внутренних возможностей личности
Также важно, чтобы личность отказалась от ряда своих базовых установок, чтобы обеспечить собственное и общественное процветание