Последователи
Философия жизни Фридриха Ницше была изложена в сумбурных, беспокойных писаниях. Но второе дыхание она получила, как это ни странно, в систематизированных логических рассуждениях и четких выводах Вильгельма Дильтея. Именно он поставил философию жизни, основанную Ницше, в один ряд с академическими школами и заставил считаться с нею ведущих ученых. Он привел все эти сумбурные идеи в систему. Переосмыслив теории Шопенгауэра, Ницше и Шлейермахера, Дильтей соединил философию жизни с герменевтикой. Он добавляет новые значения и интерпретации, выработанные немецким трагическим гением теории. Дильтей и Бергсон использовали философию жизни для создания альтернативной рационализму картины мира. А его идеи об индивидуальном преодолении ценностей, структур и контекста имели сильное воздействие на мыслителей конца двадцатого и начала XXI века, которые использовали его концепции в качестве отправной точки для собственных теорий.
Сущность и предмет философии
Определение
Философия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.
Философия — понятие неоднозначное. Одни относят ее к науке, а другие к способу познания мира. В последнее время за термином закрепилось определение наука. Противники этого в доказательство своего мнения приводят доводы о том, что философия при многовековом существовании не имеет конкретных выводов, доказательств и формул. И это не удивительно, поскольку объектом исследования в данном случае являются абстрактные понятия:
- душа;
- жизнь;
- социум.
В качестве субъекта исследования выступает человек.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Еще в доисторические времена человек стремился постичь сущность бытия. Изначально только представление о действительности составляло основу философии. Но с течением времени многие открытия составили основу других наук. А философия стала базироваться на сущности самого человека и на составляющих его жизни. При этом исследуемые объекты не рассматриваются разрозненно. Это стало основной причиной того, что философию начали отождествлять с мировоззрением. Эти понятия имеют существенное различие, несмотря на очевидную взаимосвязь.
В основу мировоззрения отдельного человека или группы лиц заложена определенная философия. Она может быть религиозной, светской, политической и так далее. На основе придерживаемой человеком философии формируется его мировоззрение.
Таким образом, получается, что философия — это более узкое понятие, мировоззрение широкое.
Книги о философии жизни для саморазвития
Художественная литература может стать отличным источником для философского просветления. Не только научные или научно-популярные книги, написанные философами, знакомят с новыми философскими идеями и дают толчок духовному развитию. Пять книг, в которых представлена философия жизни человека:
- «Посторонний». Альберт Камю. Книга – вымысел, в ней автору удалось отразить основные идеи экзистенциализма, даже лучше, чем в философских трактатах.
- «Сиддхартха». Герман Гессе. Эта книга перенесет ваши мысли с забот о будущем к мыслям о красоте настоящего.
- «Портрет Дориана Грея». Оскар Уальд. Великая книга об опасностях, связанных с гордостью и тщеславием, в ней читатель найдет много само-рефлексии и чувственного поиска.
- «Так говорил Заратустра». Фридрих Ницше. Ницше построил одну из самых оригинальных и радикальных философий за всю свою историю. Его идеи по-прежнему посылают ударные волны через христианскую общину. Большинство людей отвергают лозунг Ницше о том, что «Бог мертв», но в этой работе Ницше действительно объясняет это утверждение и озвучивает интересные идеи о жизни на Земле.
- «Превращение». Франц Кафка. Однажды проснувшись, герой повести обнаруживает, что он превратился в большое насекомое…
Жизненная философия как есть, ее идеи
Философия жизни несет в себе главное знание о том, что человек непохож на остальные живые существа в силу постоянной неудовлетворенности своей нереализованностью. Если животное приходит в земной мир, чтобы пополнить биологический вид новой особью, затем расширить его потомством и принимает естественный конец, даже не задумываясь о нем, то мировоззрение представителя рода людского толкает его сделать большее: улучшить качество бытия — успешно заниматься творческой деятельностью, обогатить свой внутренний мир, стать всесторонне развитой личностью, оставить после себя духовное наследие.
На первый взгляд может показаться, что достижение одного не влияет на ход мировой истории, оставаясь только родовым наследством. Однако, при детальном рассмотрении, анализе существования человеческой расы мы видим, как из-за отдельного индивидуума способен измениться весь мир, примером этому служат Наполеон, Гитлер, Ленин. Только в последние десятилетия мы наблюдаем, как стремительно меняются внешние взаимоотношения: открываются границы, создаются международные союзы, нарастает гонка достижений технического прогресса. Все это является результатом недовольства своим развитием. Только в ХХ веке произошло столько научных открытий, сколько человечество не знало за всю историю. Речь идет уже не о выживании, а о стремлении доминировать во всем.
Духовно наслаждаться: жить по-эпикурейски
Взгляды киренаиков — это то, что обычно имеют ввиду, когда говорят о гедонизме: удовольствия и вседозволенность. Но не все философы готовы признать, что в простых наслаждениях и заключается смысл нашей жизни. Однако и от удовольствий отказываться они не всегда готовы. Как это совместить?
Древнегреческий философ Эпикур делил все удовольствия на «временные» и «постоянные». Первые — это те, что приходят и уходят, и после них обязательно следует страдание: например, мы были голодны, вкусно поели и получили наслаждение от еды, но спустя пару часов снова хотим есть, а значит, страдаем и опять находимся в поисках удовольствия. И так по кругу. Позже английский философ-утилитарист Джон Стюарт Милль назовет эти удовольствия «низшими» и подчеркнет, что эпикурейцы советовали воздерживаться от них.
Философия жизни
Философия жизни является иррационалистическим направлением европейской философии, зародившейся в конце XIX века и изучающим «жизнь из неё самой». Основателем этого направления является Ф. Ницше, а в последствии её развили Анри Бергсон, Вильгельм Дильтей и Освальд Шпенглер и Шопенгауэр.
Философия жизни противостояла эпохи романтизма того времени и рационализма. Сочетая буддийские и кантианские идеи, Шопенгауэр заявил, что самым главным является мировая воля.
При этом философия жизни не является учением о жизни, а способом философствования, рассуждения, который стремится понять жизнь, минуя абстрактные метафизические понятия, беря за основу целостность и ценность жизни.
Ницше отвергал в философствовании использование разума и рационализма, так как это могло убить саму жизнь. В качестве познания предлагалось опираться на интуицию, чувства
Таким образом, Ницше решил одну из главных проблем философии — отношения разума (мышления) и жизни, разделив их, чем привлёк внимание множества других философов
Введя понятие «жизни», он заявил, что именно жизнь является источником всего и что всё исходит именно из неё: живые существа, материя, сознание и прочее. По его мнению, жизнь не исчезает в абсолюте, поскольку она присуща нам самим.
В связи с этим появляется возможность преодолеть дуализм объекта и субъекта, а раз всё присуще жизни, то я и есть жизнь. Сознание в данном случае является одним из феноменов жизни и не может познать мир. Более того, сознание отделяется от мира, подобно болезни на теле человека, пытающейся отделиться от него. Поэтому сознание, дух чужды миру, и являются средствами на службе у жизни. Истинный человек — это человек, который облает мощной жизненной силой, жизненными инстинктами, в котором присутствует хаотичное, страстное начало. Интеллект превращает человека в животное, которое существует по законам рабской морали и искусственным законам науки.
Фридрих Ницше также ввёл понятие «воли к власти», которая является основной движущей силой, стимулом эволюции, пронизывающей всё наше существование.
Философия Ницше была несколько экстравагантной, имела больше символическую ненаучную форму. Этот недостаток устранили Вильгельм Дильтей и Анри Бергсон, развив идею Ницше дальше и придав ей такое обличие, чтобы она стала близка и понятна разным людям: атеистам, интеллектуалам, католическим интеллигентам.
Анри Бергсон развил тему «воли к власти«, назвав её «жизненным прорывом», который никогда не воплощается полностью ни в каких делах, обладает постоянной изменчивостью и чистой длительностью, которая проявлена в человеке, как внутренние переживания жизни.
Дильтей завил о том, что метафизика есть лишь проекция тотальности жизни на существование. Душевная связь — переживания души, психики, которые легли в основу литературы, искусства, мифологии, исторических событий. Объясняя, мы опираемся на интеллект, но понимаем происходящее через переживания нашей души. Именно поэтому человек всегда больше понимает, чем знает, а переживает больше, чем понимает.
Шленглер раскрыл тему противоположности судьбы и причинности в истории, как о противоположности органической логики, логики неорганического, застывшего и логики жизни. Они относятся друг к другу, как пространство и время. Он рассматривал различные культуры, как некий организм, который проходит стадии рождения и умирания. Когда жизненные силы исчерпаны, культура превращается в цивилизацию, в нечто неживое, механическое, искусственное.
Философия жизни положила начало для развития таких направлений, как экзистенционализм, герменевтики, феноменологии. Элементы философии были заимствованы некоторыми представителями гуманитарных наук.
Примечания
- Румянцева Т. Г. Философия жизни как проект тотальной критики разума
- Философия жизни: Шопенгауэр, Ницше // Злыгостев А. С. Материал для подготовки к экзамену по философии
- Пономарева Г. М. Ф. Ницше — А. Бергсон — В. Дильтей — Г. Зиммель // Философия XX века. Учебное пособие. М., ЦИНО общества «Знание» России, 1997. — 288 с. ISBN 5-7646-0013-8
- Трагедия культуры в философии жизни Г. Зиммеля и О. Шпенглера // Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова, В. В. Прозерского, Э. П. Юровской
- Основные идеи философии Дильтея // История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья. Философия XIX — XX в). — М.: Греко-латинский кабинет, 1999. — 448 с.
- Философия жизни
Существование в философии
Чтобы дать понятие жизни в философии на помощь приходят следующие науки: биология (как вид существования материи), психология (как вид существования сознания), история (как вид существования человечества). В науке о природе идея основывается на определении «живое, неживое». Живое творение имеет разум, в результате развития, человек приобрел мысль. Жизнь определяется, как высочайший дар, полученный безвозмездно, в результате стечения сотней миллионов обстоятельств. По сей день остается загадкой причина ее возникновения, но тот факт, что жизнь представляет собой уникальное природное явление — неоспорим. Примечательно, что со стороны биологии, имея материальные блага, социальное общение, человек живет более богато по сравнению с другими биологическими видами.
Позже на основе учения о психологии, исторических сведениях обществом формируется принцип высочайшей ценности жизни. Он предусматривает ответственность каждого члена социума перед остальными и самим собой. Людям приходит понимание — если к полученному дару относиться безответственно, небрежно, то человечеству грозит вымирание.
Не бояться сложностей
Обратимся к классикам. Фридрих Ницше много писал о внутреннем аде и отчаянии, в которое впадает человек. Вот, например, из эссе «К генеалогии морали»:
Если бы в нашей жизни всё шло ровно и гладко, то и не было бы возможности для роста. Тяжёлые ситуации, проигрыши помогают нам иначе посмотреть на проблему, которую мы пытаемся игнорировать. Именно из состояния внутреннего ада и начинается движение в сторону качественных изменений.
По сути, каждый проходит в своей жизни тяжёлые моменты сомнений, сложности выбора, внутренней разомкнутости. Главное — помнить, что это нормально, что без этих раздумий личность не может расти. Но только если эти размышления не превращаются в откладывание важных решений. В «Так говорит Заратустра» Ницше пишет:
Поэтому не забывайте, что за разрушением чего-то старого должно следовать созидание нового. И в минуты сильнейшего отчаяния помните: достигнув дна, мы можем следовать только наверх.
Карл Маркс: «Вся человеческая культура — это идеология»
В соответствии с теорией Маркса и Энгельса история человечества — это история подавления одних классов другими. Для того чтобы поддерживать свою власть, господствующий класс искажает знание о реальных общественных отношениях, создавая феномен «ложного сознания». Эксплуатируемые классы просто не догадываются, что их эксплуатируют.
Все порождения буржуазного общества объявляются философами идеологией, то есть совокупностью ложных ценностей и представлений о мире. Это и религия, и политика, и любые практики человека — мы в принципе живём в ложной, ошибочной реальности.
У человека просто не оказывается возможности взглянуть на мир объективно. Ведь идеология — это культура, врождённая призма, через которую он видит вещи. Идеологическим необходимо признать даже такой институт, как семья.
Что в таком случае реально? Экономические отношения, то есть такие отношения, в которых формируется способ распределения жизненных благ. В коммунистическом обществе все идеологические механизмы рухнут (это значит, не будет ни государств, ни религий, ни семей), а между людьми установятся истинные отношения.
Философия смысла жизни и человеческого бытия
Смысл всего человеческого существования заключён в том, чтобы реализоваться посредством своих же поступков. Каждый из нас определяет для себя свои ценности, картину мира и воззрения. Но не редко так случается, что картина мира в представлении конкретного человека имеет некий мифологический подтекст. Это происходит ввиду того, что картина мира формируется под воздействием прошлого, которое основано было предыдущими поколениями, которые жили на этом месте до нас, и будут жить после нас.
Как правило, эта картина мира представлена различными лозунгами, овеяна всевозможными мифами и стереотипами, но не предками, а современниками о предках. Очень сложно рассуждать о смысле жизни и о том, насколько он осознанный, ведь каждый человек строит свою систему ценностей, основываясь на каких-то конкретных примерах из истории. Чаще всего проповедует господствующую политическую идеологию или религию.
Испокон веков мыслители разных стран задумываются над вопросами: «В чём смысл бытия? Для чего живёт человек? Какова его цель в этом мире?» Более того, многие философы тратили свою жизнь, чтобы ответить на этот вопрос, посвящали свои труды этой теме.
Для простого обывателя всё сводится к приземлённым целям и выглядит список примерно так:
- Обретение семейного счастья. Создать семью, завести детей дать им достойное образование и прожить жизнь мирно и тихо.
- Обретение материальных благ и возможность ими распоряжаться. Многие считают, что за деньги можно купить всё, поэтому стремятся к зарабатыванию денег.
- Посвятить свою жизнь науке и научным открытиям. Учёные стремятся познать мир посредством науки и своих исследований.
- Нет смысла в нашем существовании. Всё суета сует.
- Поиск ответа в духовных проявлениях. Некоторые реализуют себя в религиозной среде.
- Участие в социальной борьбе. Участие в революционных движениях и противоборствующих организациях.
- Страдание. Некоторые люди считают, что страдание и есть самое человеческое в нём. Они растут, обретают зрелость, перерастают самих себя и в момент своего беспомощного состояния, когда надежды уже ни на что нет, чувствуют непреодолимое желание измениться.
Пример 1
С. Л. Франк в своей книге «Смысл жизни» писал:» Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да – то какой именно?.. Человеческая жажда любви и счастья, слезы умиления перед красотой, трепетная мысль о светлой радости, озаряющей и согревающей жизнь, есть ли для этого какая-либо твёрдая почва в бытии человека, или это – только отражение в воспаленном человеческом сознании той слепой и смутной страсти, которая владеет и насекомым, которое обманывает нас, употребляя как орудия для сохранения всё той же бессмысленной прозы жизни животной и обрекая нас за краткую мечту о высшей радости и духовной полноте расплачиваться пошлостью, скукой и томительной нуждой узкого, будничного, обывательского существования? А жажда подвига, самоотверженного служения добру, жажда гибели во имя великого и светлого дела – есть ли это нечто большее и более осмысленное, чем таинственная, но бессмысленная сила, которая гонит бабочку в огонь?»
Вопрос о смысле жизни не только интернационален, но и стоит гораздо выше проблем расовой принадлежности, пола или возраста. Трудность понимания и осознания смысла жизни заключается в том, что каждый человек индивидуален и может представлять собой своеобразие взглядов и воззрений, которые являются неотъемлемой частью его бытия.
Собственно философия жизни Ницше
Кратко эти идеи можно изложить следующим образом. Центральное понятие всех его теорий – это стихийно становящееся Бытие. Его сущностью является «воля к власти», представляющая собой космическое начало, не зависящее от субъекта, игра сил, энергий и страстей. Все это возникло из небытия. Но эта игра никуда не ведет, она бессодержательна, лишена смысла. Человек как существо социальное ищет закрепления присущей ему «воли к власти», постоянства, верит в то, что это возможно. Но это беспочвенные надежды. Ничего постоянного ни в природе, ни в обществе нет. Сам наш мир – это ложь, которая все время изменяется. Это трагическое противоречие и раскрывает Ницше. Философия жизни основана также и на том, что людям нужна иллюзия. Слабым, для того чтобы выжить, а сильным – чтобы властвовать. Философ часто подчеркивает этот момент. Жизнь это не просто существование. Это рост, наращивание сил, укрепление. Если воля к власти отсутствует, любое живое существо деградирует.
Что такое психология.
А теперь давайте зайдем с другой стороны и зададим себе вопрос, который может показаться нам более актуальным —о чем вообще психология и в чем ее основная проблематика? И здесь очень легко запутаться прямо в самом начале.
Давайте начнем с того, что обратимся за помощью к Википедии. И вот как она отвечает на вопрос «определение психология»:
Психоло́гия (от древне греческого. ψυχή — «дума»; λόγος — «учение») — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы.
Включает в себя фундамента́льную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладную психологию изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практическую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике.
И вот определение получено, но, как и все, что касается предмета психологии звучит несколько туманно.
Психология не математика и, хотя и претендует на звание науки, с формальной точки зрения наукой не является.Но что сразу обращает на себя внимание, так это этимология самого термина, которая говорит о данном определении, возможно больше, чем весь последующий текст. Итак — наука о душе. Не правда ли и философия и психология и религия могли бы носить такое же название? Но что такое душа?
Не правда ли и философия и психология и религия могли бы носить такое же название? Но что такое душа?
Итак — наука о душе. Не правда ли и философия и психология и религия могли бы носить такое же название? Но что такое душа?
На этот вопрос, и толишь отчасти, дает ответ религия.
Тем не менее, если не особо аппелировать к терминам, мы можем сказать, что имеется здесь ввиду на самом деле.
Некоторые вещи нам очевидны. Конечно же естьиндивидуальное нечто, что имеет множество названий — Я, Самость, Личность, Эго, Сознание и т.п. Все перечисленные термины имеют весьма расплывчатые определения и, в зависимости от ракурса их рассмотрения могут быть очень похожи друг на друга (почти синонимами), а могут и весьма сильно отличаться.
Например Эго можно вполне ассоциировать с личностью, но, например у Фрейда, это лишь только часть личности. Получается, что личность требует своего, отдельного определения. Но как дать определение тому, что есть мы? И это также на проверку оказывается весьма непростым вопросом.
Можно сказать лишь общими словами, что психология это именно предмет о том, что можно назвать индивидуальным сознанием,индивидуальной психической реальностью, полем сознания и т.п. Точно также можно сказать и то, что психология это подход (набор методов) с помощью которого человек пытается изучать сознание (психику) — выявлять и понимать закономерности его функционирования и развития, чаще всего в контексте взаимодействия с другими индивидуальными сознаниями.
Такой контекст весьма важен именно для психологии, поскольку из всех трех предметов именно психология носит наиболее ярко выраженный социальный характер. И это довольно очевидно, ведь психология как наука, в отличие, например от философии, возникла именно вследствие попытки не сколько объяснить законы работы человеческого сознания, сколько как ответ на множественные личностные проблемы людей, возникающие вследствие их жизни в обществе (социуме) и соответствующую попытку выработать механизмы решения этих проблем.
Но именно, исходя из этой весьма прикладной проблемы, возникла необходимость в понимании того, как именно работает сознание, а многочисленные теории личности, по-разному отвечающие на этот вопрос, в свою очередь породили методы работы с людьми с целью трансформации их психического состояния. И здесь опять возникает закономерный вопрос — зачем.
Как ни странно, психологи могут ответить на этот, в общем то достаточно краеугольный вопрос психологии, весьма по разному, в соответствии с собственным пониманием ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ деятельности психолога.
Критика культуры
Философ очень тосковал по мифическим временам, когда действовали боги и герои, и поэтому начал развивать свои идеи с анализа античной трагедии. В ней он различал два начала, которые назвал дионисийским и аполлоновским. Эти термины очень важны для Ницше. Основные идеи его в области культуры связаны именно с этими понятиями. Дионисийское начало – это необузданное, страстное, иррациональное, не слушающееся никаких закономерностей и не ограниченное рамками стремление, идущее из недр самой жизни. Аполлоновское – это желание измерить, придать всему форму и гармонию, упорядочить хаос. Идеальной культурой, как полагал философ, является та, в которой эти тенденции находятся между собой в гармоничном взаимодействии, когда существует своего рода равновесие. Таким образцом, согласно мысли Ницше, является досократовская Греция. Затем настала диктатура разума, аполлоновское начало затмило все и сделалось рассудочно-логичным, а дионисийское вообще было изгнано вон. С тех пор культура идет семимильными шагами к гибели, цивилизация загнивает, духовные ценности не имеют смысла, а все идеи утратили свое значение.
Книги о философии жизни для саморазвития
Художественная литература может стать отличным источником для философского просветления. Не только научные или научно-популярные книги, написанные философами, знакомят с новыми философскими идеями и дают толчок духовному развитию. Пять книг, в которых представлена философия жизни человека:
- «Посторонний» . Альберт Камю. Книга – вымысел, в ней автору удалось отразить основные идеи экзистенциализма, даже лучше, чем в философских трактатах.
- «Сиддхартха» . Герман Гессе. Эта книга перенесет ваши мысли с забот о будущем к мыслям о красоте настоящего.
- «Портрет Дориана Грея» . Оскар Уальд. Великая книга об опасностях, связанных с гордостью и тщеславием, в ней читатель найдет много само-рефлексии и чувственного поиска.
- «Так говорил Заратустра» . Фридрих Ницше. Ницше построил одну из самых оригинальных и радикальных философий за всю свою историю. Его идеи по-прежнему посылают ударные волны через христианскую общину. Большинство людей отвергают лозунг Ницше о том, что «Бог мертв», но в этой работе Ницше действительно объясняет это утверждение и озвучивает интересные идеи о жизни на Земле.
- «Превращение» . Франц Кафка. Однажды проснувшись, герой повести обнаруживает, что он превратился в большое насекомое…