Введение
Все человеческие существа по своей природе стремятся к знаниям. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается через наши чувственные впечатления и размышления, опыт и теорию. Ощущения, восприятия, представления и мышление, степень их адекватности познаваемому, отличие истинного знания от иллюзорного, истины от заблуждения и лжи — все это с древнейших времен тщательно изучалось в контексте различных проблем философии, но прежде всего такого ее раздела, как теория познания.
Теория познания и «общая метафизика», занимающаяся проблемами бытия и сознания, составляют основу всей философии. На них уже базируются более специальные разделы, посвященные вопросам социальной философии, эстетики, этики и т.д. Теория познания — это общая теория, проясняющая саму природу познавательной деятельности человека, независимо от области науки, искусства или повседневной практики.
Человечество всегда стремилось к получению новых знаний. Овладение тайнами бытия — это выражение высших устремлений творческой деятельности разума, которая является гордостью человека и человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло долгий и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного к более глубокому и всестороннему проникновению в суть окружающего нас мира. На этом пути открывались бесчисленные факты, свойства и законы природы, общественной жизни и самого человека, одна сменяла другую научную картину мира. Развитие научных знаний происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знания образуют сложную систему, которая выступает как социальная память, ее богатство передается из поколения в поколение, от народа к народу через механизм социальной наследственности, культуры.
Найдено научных статей по теме — 15
Управление как реализация субъектных отношений
Куштым Евгения Александровна
В статье обосновывается значимость гуманитарного знания в системном решении проблем управления, раскрывается актуальность философии управления в условиях модернизации системы образования в России.
Субъектность подростка, его отношение к себе и окружающим
Солодовникова Ирина Владимировна
Субъектность в жизни подростка оказывает значимое влияние на его отношение к миру и ощущение себя в нем.
Субъектно-объектное отношение в контексте отдавания и принятия
Сергеева А. И.
В статье рассматриваются проблемы развития общественных отношений. Автор считает, что противоречие субъект-объектных отношений преодолевается через отдавание и принятие.
Отношение к будущему: штрихи к портрету темпоральной субъектности
Веселкова Наталья Вадимовна
Статья раскрывает типы отношения к будущему («мистика предсказания» и «рацио предвидения») и к неопределенности будущего («будущее как продолжение настоящего» и «будущее как иное»), используя анализ сочинений одиннадцатиклассников
Эволюция субъект-субъектных отношений в профессиональном образовании
Прошина Людмила Матвеевна
В статье исследуется проблема формирования субъект-субъектных отношений в профессиональном образовании.
Математическая модель субъект-субъектных отношений педагогов и детей
Афанасьев Владимир Васильевич, Рожков Михаил Иосифович
В статье характеризуются отношения педагогов и детей как субъект-субъектные. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса.
Приоритет субъект-субъектных образовательных отношений с обучающимися
Сериков Геннадий Николаевич
Рассматривается специфика трудовой функции педагогического персонала вузов в выстраивании субъект-субъектных отношений со студентами как важной предпосылки развития их готовности к продуктивному взаимодействию с партнерами в предс
Субъектно-объектные отношения в системе культурно-просветительной работы
Морозова Надежда Михайловна
Проблема взаимоотношений субъекта (познающего) и объекта (познаваемого) является одной из центральных проблем философии.
«Франсафрик» и «Новые рубежи» в контексте субъектно- объектных отношений
Нгома Лухуоло Жюниор Голди
С позиций субъектно-объектных отношений в трактовке выдающегося советского философаМ.С. Кагана проанализированы концепции африканского направления внешней политики Франции и США конца 1950-х начала 1960-х годов.
Субъектно-деятельностный подход к изучению детско-родительских отношений
Чернов Дмитрий Николаевич
Проблема детско-родительских отношений рассматривается с позиций социально-психологического направления субъектно-деятельностного подхода.
Ценность как разновидность субъектно-объектных отношений (системный анализ)
Наумов Петр Юрьевич, Утюганов Алексей Анатольевич
Целью данной работы является рассмотрение сущности и специфики ценностного отношения, с позиций системного подхода.
Информационная доминанта как интегральный образ объект-субъектных отношений
Бакаева Жанна Юрьевна
В статье анализируются «образы-модели» информационного пространства «по вертикали», представлены категориально-понятийные основания теории информации в рамках понятий множественность, структурность, организационность.
Системный анализ субъектно-объектных отношений в профессиональной деятельности
Пучкова И. М.
В статье представлены подходы к системному анализу профессиональной деятельности. Описано содержание субъекта и объекта профессиональной деятельности как системных образований.
Сравнение
Противопоставление и сравнение понятий объекта и субъекта – это один из способов познания окружающей реальности и мира. Для лучшего понимания все сравнения проводятся с точки зрения реальности, которая создается непосредственно людьми. Отношения происходят между людьми и осуществляются вокруг определенного объекта
Важно понимать, что участвуют в них исключительно субъекты. Люди принимают различные решения относительно того, как будут развиваться события в той или иной сфере человеческой деятельности
Если проводить сравнение, относительно трудовых отношений, то субъектом будет являться лицо, которое участвует в процессе выполнения определенного дела. Продукт, который подвергается изменениям под воздействием применяемого труда, является объектом деятельности. В результате этого удается выделить главное отличие между понятиями субъекта и объекта – направленность действия. Становится понятно, что только субъект способен оказать воздействие на то, чтобы произошли изменения в объективной реальности, способные выделиться из нее и привести к необходимым для развития изменениям.
Аналогия суперпозиции и понятия первичного опыта (вместо заключения)
По ходу чтения, по всей видимости, вам, уважаемый читатель, уже становятся очевидными аналогии между уже устоявшимся в диалогово-феноменологической психотерапии понятием первичного опыта и квантовой категорией когерентной суперпозиции. И то, и другое понятие апеллируют к некоему источнику реальности, не сводясь собственно к самой реальности. И та, и другая категории иррелевантны привычным для нас представлениям о Я, объекте, времени и пространстве. В данной работе в рамках обсуждаемого контекста психотерапии мы вполне могли бы использовать оба термина как взаимозаменяемые. Однако, на мой взгляд, категория первичного опыта в большей степени отражает суть происходящего в психотерапии. Именно по этой причине, а также исходя из желания избежать путаницы психологических и физических терминов, в дальнейшем обсуждении проблем диалогово-феноменологической психотерапии мы будем опираться именно на категорию первичного опыта. Временное заимствование понятия когерентной суперпозиции нам понадобилось для того, чтобы этой аналогией прояснить сущность процессов, происходящих на уровне первичного опыта. В дальнейшем, если мы и будем обращаться к этому понятию, то лишь как к метафоре процессов, происходящих в психическом.
Список литературы
- Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.
- Аристотель. Сочинения: В 4-х т. М., 1976. Т. 1.
- Асмус В. Ф. Античная философия. 3-е изд. M., 2001.
- Брейль Л. По путям науки / Пер. с французского, М., 1962. С. 291.
- Вавилов С.И. Исаак Ньютон. М., 1961. С. 196.
- Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 1956. VOL. IX. С. 5.
- Гоббс. Т. Избранные произведения: В 2-х т. — М.: Высшее образование, 1985.
- Дильтей В. Очерки к критике исторического разума // Вопросы философии 1988. № 4. С. 141.
- И.Л. Ильин. Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962. С. 242.
- Кант I. Критика чистого разума. СПб: Тайм-Аут, 1993.
- Кант И. Сочинения. М., 1982. Т. 1.
- Кезин В.А. Идеал научного знания. — М., 1993.
- Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2-х т. — М.: Наука, 1980.
- 14. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы знания и реальности. М., 1997.
- Солженицын А.И. Собрание сочинений. Т. 9. С. 14-15.
- Уотсон Дж. Двойная спираль. М., 1967
- Франк С.Л. Непостижимое. М., 1990.
- Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. Т. 3. М., 1904. С. 344.
- Швырев В.С. Философия и исследовательские проблемы научного познания // Философия и наука. С. 215.
- Шелер М. Формы знания и общество: сущность и понятие социологии культуры // Социологический журнал. 1996. № 1-2. С. 122- 160.
- Шлегель Ф. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 7. Москва: Просвещение, 1987.
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
- Развитие диалектики в античной философии
- Система объективного идеализма Платона
- Социальная система и ценностные ориентации личности
- Значения технического прогресса в жизни общества
- Мое здоровье принадлежит только мне
- Место традиций в жизни современного человека
- Политика снижения цен в конце 40-х — начале 50-х гг.: причины, сущность, последствия
- Реформы Н.С. Хрущева: замыслы и реальность
- Экономическая реформа 1965 года: причины, сущность, результаты
- Денежная реформа 1991 г. и ее итоги
- Важнейшие задачи социально-экономической статистики на современном этапе
- Соотношение мифологического, религиозного и философского знания
Оформление рефератов для любых институтов и университетов:
- Рефераты МГУ
- Рефераты МФТИ
- Рефераты НИЯУ МИФИ
- Рефераты НИУ ВШЭ
- Рефераты СПбГУ
- Рефераты МГИМО
- Рефераты МГТУ
- Рефераты ТПУ
- Рефераты СПбПУ
- Рефераты УрФУ
- Рефераты ТГУ
- Рефераты КФУ
- Рефераты ФУпПРФ
- Рефераты РЭУ
- Рефераты НИТУ МИСиС
- Рефераты СФУ
- Рефераты РГУ нефти и газа
- Рефераты НИУ МЭИ
- Рефераты ИТМО
- Рефераты МГМУ
- Рефераты РУДН
- Рефераты НГТУ
- Рефераты РНИМУ
- Рефераты МГЛУ
- Рефераты ЮФУ
- Рефераты ННГУ
- Рефераты МАИ
- Рефераты СПбГЭУ
- Рефераты ВАВТ
- Рефераты СНИУ
- Рефераты КГМУ
- Рефераты ДВФУ
- Рефераты МГЮА
- Рефераты СПбГУТ
- Рефераты КГАСУ
- Рефераты ПГУТИ
- Рефераты ТюмГУ
- Рефераты КемГИК
- Рефераты СПбУТУиЭ
- Рефераты ЯГСХА
- Рефераты МПГУ
- Рефераты ИГАУ
- Рефераты УГПС МЧС
- Рефераты СПбГАСУ
- Рефераты СГМУ
- Рефераты СГУ
- Рефераты СГЮА
- Рефераты ТУСУР
- Рефераты РПА
- Рефераты СПбГЭТУ ЛЭТИ
- Рефераты УрГЭУ
- Рефераты ДГТУ
- Рефераты ЧелГУ
- Рефераты ВГУ
- Рефераты ТулГУ
- Рефераты ЮЗГУ
- Рефераты НГПУ
- Рефераты ОГУ
- Рефераты ТГПУ
- Рефераты УПП
- Рефераты УдГУ
- Рефераты РГУП
- Рефераты УГНТУ
- Рефераты МГППУ
- Рефераты ГУАП
- Рефераты ВГУЭС
- Рефераты РГЭУ (РИНХ)
- Рефераты ВятГУ
Выводы
Для того чтобы понять различия между понятиями, важно учитывать такой фактор, как направленность действия. Субъект – человек, который преобразует исходную реальность
В результате удается наполнить ее новым содержанием, изменить, исходя из собственных нужд. Действие производится от человека (субъекта) по направлению к объекту. Он, в свою очередь,
принимает эти изменения или сохраняет функции прежними. Примером может служить человек, который изучает определенную науку. В результате он получает набор новых знаний.
Способность к действию – еще один параметр, с помощью которого удается понять разницу между понятиями. Субъект может принимать самостоятельное решение относительно дальнейшего хода развития событий. Объект подчиняется принятым решениям и действиям. В результате происходят некие преобразования и изменения в окружающем мире и реальности. Проявление – фактор, по которому можно легко проследить имеющиеся различия. Субъект проявляется через активное действие. Он старается выделиться из реальности, обозначить себя
Пример: начальник управляет работой предприятия, для этого он принимает ряд определенных решений и предпринимает действия, направленные на то, чтобы привлечь внимание субъекта и сделать его частью процесса по изменению и улучшению (выполнение намеченного плана работ)
Еще одним фактором является одушевленность. Объект в 90% случаев – предмет неодушевленный (продукты питания, предметы, детали). Субъект – человек. Субъект всегда наделяется разумом и волей. Эти показатели указывают на наличие сознания, характерного именно для живых существ.
Заключение
Таким образом, в заключение мы можем сделать следующие выводы: Познание — это социально организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.
Философы, представляющие позицию гносеологического оптимизма, исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что наши знания адекватно отражают объекты изучаемой действительности.
Скептицизм не отрицает принципиальной познаваемости мира, но выражает сомнение в достоверности знаний, или, сомневается в существовании самого мира.
Агностицизм отрицает (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Представителем агностицизма был И. Кант, который утверждал, что мир предметов — это непознаваемые «вещи в себе».
Познание — сложный и противоречивый процесс, в котором традиционно выделяют две стадии (или уровня) познания: чувственное и рациональное познание. Оба этапа тесно связаны друг с другом, и каждый из них имеет свои формы.
Познание человеком окружающего мира начинается с помощью органов чувств. Взаимодействуя с теми или иными объектами, мы получаем ощущения, восприятия, представления (формы чувственного познания). Восприятие — это отражение одного свойства объекта с помощью одного из пяти органов чувств. Восприятие — это целостный образ объекта, отражение его свойств всеми органами чувств. Восприятие — это целостный образ объекта, сохраняемый и воспроизводимый в сознании по мере необходимости.
Сенсорное познание констатирует, как происходит событие, а рациональное познание отвечает на вопрос, почему оно происходит именно так. Рациональное познание основано на способности логически мыслить.
Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.
Субъект познания — это человек, отражающий в своем сознании явления действительности. Этот субъект активен: он ставит цели, определяет средства их достижения, вносит коррективы в эти цели на основе практики. Объект познания — это предмет, явление, процесс материального или духовного мира, на который направлена познавательная активность субъекта.
Видами познания являются: житейское, научное, практическое и художественное.