Психология масс

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Психология толпы Фрейда: лидер как гипнотизёр

Австрийская психоаналитическая школа не отставала от своих французских коллег. «Отец» психоанализа Зигмунд Фрейд (1856–1939) связал психологию толпы со своей концепцией бессознательного. Он отмечал, что разница между индивидуальной и социальной психологией не столь велика: если в первом случае мы воспринимаем отдельного индивида, то во втором — лидера толпы, с которым человек себя ассоциирует. Фрейд критиковал Лебона за то, что тот писал об однородности толпы, не уделяя внимания лидеру — «лицу, являющемуся для массы гипнотизером».

«Масса чрезвычайно легко поддается внушению, она легковерна, она лишена критики, невероятное для нее не существует. Она мыслит картинами, которые вызывают одна другую так, как они появляются у индивида в состоянии свободного фантазирования. Они не могут быть измерены никакой разумной инстанцией по аналогии с действительностью. Чувства массы всегда очень просты и чрезмерны. Итак, масса не знает ни сомнений, ни колебаний», — пишет Фрейд в книге «Психология масс и анализ человеческого “Я”».

Основная особенность взгляда австрийского психоаналитика на психологию масс заключается в допущении позитивного влияния толпы. Фрейд считает, что под позитивным влиянием лидера или движения человек может забыть об эгоизме и обрести бескорыстие, преданность идеалу.

Индивид и масса

Многие исследователи психологии масс и народов считали массу первичной, рассматривали только влияние массы на индивида, а не наоборот.

Влияние индивида и массы друг на друга является взаимным.

Гюстав Лебон утверждал, что отдельные личности могут иметь различную степень интеллектуальности, несхожий образ жизни, но объединяясь в массу, они начинают думать, поступать иначе. Лебон выделил такие признаки индивида в толпе:

  • анонимность;
  • исчезновение сознательной личности;
  • снижение интеллекта;
  • наличие тенденции к немедленному осуществлению внушенных идей.

Зигмунд Фрейд в психологии масс рассматривал одинаковый у всех бессознательный фундамент, который активизируется при объединении индивидов. По мнению ученого, у отдельного человека в толпе обессиливается психика, исчезает своеобразие. Он впадает в состояние, сходное с гипнозом, его чувства и мысли ориентированы на заданное гипнотизером направление.

Современные исследователи массовой психологии выделяют такие признаки индивидуального сознания:

  • повышение внушаемости;
  • снижение критического отношения к самому себе и чувства ответственности за свое поведение;
  • повышение эмоциональности.

В обмен на потерю индивидуальности человек получает ощущение могущества и безответственности. В массе индивид становится способным на все, даже на такие действия, на которые каждый по отдельности не отважился бы.

Побудительным мотивом присоединения к толпе для человека становятся внешние (социальные, политические) и внутренние (психологические) факторы. Переживание эмоций, граничащих с аффективным состоянием, требует объединения с другими людьми, испытывающими похожие эмоции.

Характеристики личности

Психологи не могут сойтись во мнении, имеет ли индивид четкую личностную структуру, а также определить круг терминов. Каждый человек особенный, не все его действия и ценности могут поддаваться анализу. Несмотря на это, принято выделять четыре основные свойства личности:

  • психические;
  • психологические;
  • эмоциональные;
  • социальные.

Учитываются способности и эмоции индивида

Дополнительно принимаются во внимание направленность его мышления и действий. Основы психологии личности и ее свойства состоят из таких компонентов как воля, характер и темперамент. Личность связана с эмоциями

Поступки совершаются как на сознательной, так и бессознательной основе. На них влияют чувства и эмоциональный фактор. Принято разделять эмоции на силу эмоциональной возбудимости, устойчивость, интенсивность и ее глубину

Личность связана с эмоциями. Поступки совершаются как на сознательной, так и бессознательной основе. На них влияют чувства и эмоциональный фактор. Принято разделять эмоции на силу эмоциональной возбудимости, устойчивость, интенсивность и ее глубину.

Групповая идентичность

Групповая идентичность или групповая идентификация – это соотнесение себя с той социальной, профессиональной или любой другой группой, к которой принадлежит человек, принятие ее целей и ценностей, причем без особого критического осмысления.

Следствием этого становится групповое мышление, когда идеи, противоречащие целям группы, и мешающие гармонии и единообразию внутри нее не принимаются, а то и вовсе жестко пресекаются.

Термин «групповое мышление» внедрил в научный оборот американский психолог Ирвинг Леслер Джейнис (1918-1990), много лет посвятивший исследованию поведения внутри замкнутых групп военных и политиков. В числе прочего он пришел к выводу, что групповому мышлению и, как следствие, групповому заблуждению подвержены не только обычные люди, но и политическая элита, не желающая слышать и воспринимать альтернативные мнения .

Ввиду того, что в тоталитарных режимах «больше трех» собираться опасно, людям ничего не остается, как ощутить свою принадлежность к единой группе под названием «новая историческая общность советский (северокорейский?) народ». И, соответственно, принять ее ценности. Ценностью в условиях тоталитаризма является сам факт, что человек до сих пор жив и на свободе, а цель у многих одна – нормально поесть.

Да, идеализация протестных настроений внутри тоталитарных систем изрядно преувеличена. Когда одного беженца из Северной Кореи попросили оценить, какие причины бегства более распространены, экономические или политические, он оценил это соотношение как «9 к 1», где 9 – это экономика, а 1 – это политика . Большинство бежит от нищеты за лучшей жизнью, а не из-за недовольства политической системой.

Если бы тоталитарная модель экономики была в состоянии обеспечить экономическое процветание в реальности, а не на бумаге, и путем убеждения народа, что ему для счастья не так много нужно, недовольных было бы заметно меньше. И, как знать, возьмись кто-то извне помочь освободиться «северным корейцам» от диктатуры, не будет ли он спустя 20 лет проклят бабушками, тоскующими по колбасе за 2-20, и пожилыми рабочими, у которых в прошлом была гарантированная работа на заводе и заработок, на который можно было пить сколько угодно водки «Московская» по 2 рубля 87 копеек за 0,5 литра.

На самом деле, базовые потребности в еде, питье, жилище и безопасности предопределяют массовое сознание, и его реакции намного сильнее, чем хотелось бы думать многим интеллигентам-диссидентам. Давайте поговорим об этом подробнее.

Понятие «масс» по Беллу

(он вычленил около5 понятий различных теоретиков):

8 стр., 3537 слов

Массовое сознание как объект психологического воздействия

… литературы. 1. Феномен массового сознания и его специфика Все взгляды на массовое сознание можно объединить в два основных подхода. Ольшанский Д.В. Психология масс / Д.В. Ольшанский. — … объекта психологического воздействия. Для этого решим следующие задачи: — дадим понятие феномену массового сознания и выявим его специфику; — изучим особенности психологического воздействия …

Масса противостоит классам либо

гомогенным группам (гомогенная группа

– это, например, группа студентов).

Масса – это «антикласс» — представители:

Ледерер, Арендт.

Другое понятие «масс» (НЕ по Беллу)

Масса, как толпа (Лебон).

Рассматривал толпу, которая к XIX в. возникла при непосредственном взаимодействии индивидов, в толпе образуется духовное единство массы – «душа толпы», которая проникается едиными чувствами, растёт энергия, исчезает или «глушится» сознательная личность. Лебон считал, что в массе господствуют низменные страсти, но выделял вид толпы – героическая масса – только в этом случае массой владеют высоко духовные, благие намерения.

Тард – масса – это публика. Он разграничивал толпу и публику. Публика – люди более рассеяны в пространстве. Толпа – более агрессивна, чем публика, публика более пассивна. Тард считал, что толпу желательно заменять публикой.

Сигеле (юрист) – занимался вопросами организации толпы – их взял у Тарда, вопросы самой организации. Сигеле активно указывал на то, что толпа агрессивна по своей природе и может дойти до преступления. Основная мысль Сигеле – преступления, которые совершил индивид в условиях толпы, массового скопления людей, выступлений и действий, являются деяниями в состоянии аффекта (т.е. человек в толпе не контролирует себя, действует бессознательно).

Аффект – смягчающий фактор – так считал Сигеле, как юрист.

Фрейд – «связи первого и второго порядка» (!) любовь к вожаку. Считал, что:

11 стр., 5229 слов

Психология толпы по Тарду

… Тард считает, что было бы ошибочно приписывать прогресс человечества толпе или публике, так как его источником всегда является сильная и независимая, отделенная от толпы, публики … модель, — на вождя. Отсюда проистекает преимущество, позволяющее заменить спонтанные массы массами дисциплинированными, и замещение это всегда сопровождается прогрессом общего интеллектуального уровня, …

— масса возбудима, импульсивна, легко поддаётся влиянию, руководствуется бессознательными импульсами;

— «масса не жаждет познания истины»;

— масса не способна на творчество, интеллектуальный поиск и совершение открытий.

Подчинение вождю интерес к одному субъекту. Этим можно манипулировать, масса в этом случае легко внушаема.

Блумер – толпа, как аудитория – считал, что для толпы характерна анонимность. Между членами массы – слабое взаимодействие. Блумер выделил 4 отличительные черты массы:

  1. разнообразие социального происхождения и положения членов массы;
  2. масса – это анонимная группа, состоящая из анонимных индивидов;
  3. члены массы не имеют возможности общаться друг с другом;
  4. масса имеет «рыхлую» организацию и не способна действовать так же согласованно, как толпа.

Толпа и публика

Психология массового поведения устанавливает в виде основы положение о сильном иррациональном начале, связанном с острой проблемой, которое обостряется в массе. Типология масс вытекает из разницы в проявлении тех или иных качеств. Так, массы можно определять по:

  • Общему и актуальному мыслительному потенциалу.
  • Объему.
  • Устойчивости.
  • Связности.
  • Управляемости.
  • Уровню развития.
  • Выраженности.
  • Используемым языковым средствам.

При этом уже Тард разделяет толпу и публику, определяя последнюю как рассеянную толпу. В дальнейшем ему так или иначе вторят другие исследователи. Как же появляется публика? Благодаря средствам массовой коммуникации. Именно они формируют общий взгляд, общее отношение многих по определенным вопросам.

Другие исследователи разделяют публику на два вида – собранную и несобранную. Первая – собрание людей, изначально знающих, за чем они идут (к примеру, зрители фильма, посетители публичных лекций). Вторая – люди с общностью идей, но не находящиеся рядом (например, поклонники певцов).

Рекомендуем: Что значит плюрализм?

Итак, масса – большая группа людей, которую объединяют общие интересы. Общее переживание, осознание актуальных моментов в мире, которые важны тем или иным образом для определенных групп людей, определяют их общность в сходных условиях информационного поля. Они становятся массой не просто так – объединение, происходящее во всех уголках земли, начинается с массовых коммуникаций.

О массовых коммуникациях – масс-медиа – на официальном уровне впервые заговорили в 1946 году. С английского термин переводится как «массовое общение» или «общение масс».

Когда мы говорим о массовых коммуникациях, мы, естественно, подразумеваем не толпу, а скорее публику – группы людей, которые пусть и не находятся рядом, но объединены общей идеей или заинтересованностью. Последнее выражено в факте включения в процесс распространения продуктов телевидения и других СМИ.

Общение между «атомами» масс происходит опосредованно, через средства массовой коммуникации. СМИ заслужили много внимания психологов и социологов, так как оказывают психологическое воздействие на широкий круг людей, формируя их картину мира, а значит, действия.

Рекомендуем: Что такое подражание в психологии?

Массовое сознание – это то, что объединяет людей, входящих в массу, на которую направлены СМИ. Психология массового сознания выделяет те же черты, свойственные массе, что и Лебон, кроме анонимности. В эпоху СМИ аудитория не знает друг друга в лицо.

Психология толпы Зимбардо: идеология всё спишет

Американский психолог Леон Фестингер (1919–1989) и его коллега Филип Зимбардо (родился в 1933 году) работали над теорией деиндивидуализации, которая отчасти копирует идеи Густава Лебона о стирании личности. По их мнению, в толпе происходит ослабление личного контроля и уменьшение рациональной предусмотрительности, что способствует вовлечению человека в массу.

Основой теории стали социальные эксперименты, наиболее знаменитый из которых имел место в Стэндфордском университете.

Психологическое исследование Зимбардо заключалось в воссоздании тюремной атмосферы с разделением добровольцев на группу «охранники» и «заключенные
».

Эксперимент, нужно отметить, имеет весьма печальную известность. В ходе симуляции тюрьмы треть «охранников» начала проявлять садистские наклонности, а их «коллеги» поддерживали физические наказания «заключенных». Таким образом удалось показать, насколько определенная оправдывающая идеология способна деиндивидуализировать личность человека.

Психология толпы Олпорта: воля группы как продукт индивидов

Один из наиболее гуманистических по характеру взглядов был высказан Флойдом Олпортом (1890–1978) и развит в трудах Ральфа Тернера (1919–2014). Первый психолог придерживался мнения, что воля толпы имеет под собой рациональную основу и является продуктом индивидов со схожими целями и идеями. Второй ученый пошел дальше и пришел к выводу о наличии социального контроля внутри толпы. Индивиды, собираясь в группу, формируют специфический комплекс норм, подчиняться которому должны остальные члены, включая и лидеров. По мнению Тернера, действия толпы являются упорядоченными. Единственный способ остановить ее формирование — определить источники возникновения и изолировать их.

Серж МосковичиИз книги «Век толп»

Любой человек в какой-то момент пассивно подчиняется решениям своих начальников, вышестоящих лиц. Он без размышления принимает мнения своих друзей, соседей или своей партии. Он принимает установки, манеру говорить и вкусы своего окружения. Даже еще серьезнее, с того момента, как человек примыкает к группе, поглощается массой, он становится способным на крайние формы насилия, энтузиазма или жестокости.

Вот ведь какая проблема встает. Вначале есть только люди. Как же из этих социальных атомов получается коллективная совокупность? Каким образом каждый из них не только принимает, но и выражает как свое собственное мнение, которое пришло к нему извне? Ведь именно человек впитывает в себя, сам того не желая, движения и чувства, которые ему подсказываются. Он открыто учиняет разнузданные расправы, причин и целей которых даже не ведает, оставаясь в полной уверенности, что он знает о них. Он даже склонен видеть несуществующее и верит любой молве, слетающей с уст и достигающей его слуха, не удостоверившись как следует. Множество людей погрязают таким образом в социальном конформизме. За разумную истину они принимают то, что в действительности является общим консенсусом.

У людей появляется иллюзия, что они принимаю решение сами, и они не отдают себе отчета в том, что стали объектом воздействия или внушения. Каждый считает себя причиной того, чему он является лишь следствием, голосом там, где он только эхо; у каждого иллюзия, что он один обладает тем, что, по правде говоря, он делит с другими. Один за другим на подмостках общества появляются коллективный служащий, коллективный интеллектуал, коллективный потребитель: стандартизированными становятся мысли и чувства. Тем самым возвещается появление нового человеческого типа человека-массы, полностью зависимого от других, обработанного этим исключительного размаха конформистским течением.

Масса состоит из людей-массы. Причина в средствах коммуникации, массовой информации, газетах, радио, т.п. и феномене влияния. Внедряясь в каждый дом, присутствуя на каждом рабочем месте, проникая в места отдыха, управляя мнениями и обезличивая их, эти средства превращают человеческие умы в массовый разум. Благодаря своего рода социальной телепатии у многих людей вызываются одни и те же мысли, одни и те же образы, которые, как радиоволны, распространяются повсюду. Так что в массе они всегда оказываются наготове.

Индивид умер, да здравствует масса! Вот тот суровый факт, который открывает для себя наблюдатель современного общества. Люди, составляющие толпу, ведомы беспредельным воображением, возбуждены сильными эмоциями, не имеющими отношения к ясной цели. Они обладают удивительной предрасположенностью верить тому, что им говорят. Единственный язык, который они понимают, — это язык, минующий разум и обращенный к чувству.

В цивилизованном обществе массы возрождают иррациональность, которую считали исчезающей, этот рудимент примитивного общества, полного отсталости и культов богов. Вместо того, чтобы уменьшаться в процессе развития цивилизации, ее роль возрастает и укрепляется. Вытесненная из экономики наукой и техникой, иррациональность сосредотачивается на власти и становится ее стержнем. Разум каждого отступает перед страстями всех. Он оказывается бессильным господствовать над ними, поскольку эпидемию невозможно остановить по своей воле.

Индивида убеждают, массе внушают. Когда массы налицо, задача политики их организовать. Привести их в движение могут две вещи: страсть и верования, следовательно, нужно принимать в расчет и то, и другое. Всякий раз, когда люди собираются вместе, их охватывают одни и те же эмоции. Они объединяются в какой-то высшей убежденности. Они идентифицируют себя с персоной, которая избавляет их от одиночества, и поклоняются ей. Стихийно массы стремятся не к демократии, а к деспотизму. Став свершившимся фактом, массовое общество, естественно, тем или иным образом будет тяготеть к стабильности.

Политика, целью которой является управление массами, по необходимости является политикой, не чуждой фантазии. Она должна опираться на какую-то высшую идею (революции, родины), даже своего рода идею-фикс, которую внедряют и взращивают в сознании каждого человека-массы, пока не внушат ее.

Связь влюбленности, гипноза и массообразования

Функция Я-Идеала, которую описывает Фрейд формируется следующим путем:

При возникновении влюбленности возникает психическая захваченность объектом, диктуемая сексуальными первичными позывами в целях прямого сексуального удовлетворения (низменная чувственная любовь), таким образом:

  1. объект освобождается от критики
  2. большая часть нарциссического либидо перетекает на объект

Происходит замена объекта никогда не достигнутого Я-Идеала (объект занимает место Я-Идеала).

При этом Фрейд связывает понятия гипноз, влюбленность и массообразование. Он приводит доказательства того, что влюбленность близка к гипнозу, гипнотезер занял место Я-Идеала. При этом с логикой и выводами автора нельзя не согласиться. Фрейд подчеркивает, что поскольку влюбленность схожа с гипнозом, а гипнотическая связь – образование массы из двух лиц, таким образом он связывает массообразование и влюбленность. При этом образование масс занимает промежуточное положение между гипнозом и влюбленностью:

Рассматривая либидо, замену Я-идеала, влюбленность Фрейд выводит формулу либидинозной конституции массы, которая подытоживает его рассуждения о логике построения масс при связи с функциями «Я».

Явления массовой психологии

Если масса – это вид социальной группы, то она обладает своей психологией. Процесс взаимодействия людей, так же как и в малой группе, порождает специфические проявления этой психологии или массовые явления.

Главную роль в психологии массы играет массовое (общественное) сознание – это совокупность распространенных в обществе идей, взглядов, нравственных ценностей, идеалов, верований, а также его эмоциональная составляющая.
Массовое (общественное) мнение – это обобщенная позиция большой группы людей, связанная с оценкой какого-то события, явления или информации

Формируется общественное мнение не путем сложения индивидуальных мнений, а в процессе обсуждения важного для массы в целом обстоятельства или события. Мнение достаточно устойчиво, но подвержено колебаниям, которые нередко вызываются искусственно правящими кругами или оппозиционерами.
Массовое настроение – это эмоциональная атмосфера, преобладающая в обществе. Она более устойчива, чем индивидуальное настроение

Колебание массового настроения связано с какими-то серьезными изменениями в жизни людей.
Коммуникативные процессы. Обмен информацией, как массовое явление существует в двух видах: в виде слухов и в виде средств массовой коммуникации. Слухи – это стихийное явление, возникают они спонтанно и получают особое распространение, когда достоверный источник информации отсутствует. В отличие от слухов, СМИ более организованные и часто распространяющие информацию в соответствии с социальным заказом, то есть с целями правящих кругов.
Мода – это совершенно особое массовое явление, которое стали изучать сравнительно недавно. Определяется мода как форма стандартизированного поведения, распространенная в больших социальных группах. Эта специфическая форма массового поведения имеет стихийный характер, и в то же время подчиняется своим законам. Изменчивость и динамичность моды является объектом исследования разных наук, в том числе и социальной психологии.

Она более устойчива, чем индивидуальное настроение. Колебание массового настроения связано с какими-то серьезными изменениями в жизни людей.
Коммуникативные процессы. Обмен информацией, как массовое явление существует в двух видах: в виде слухов и в виде средств массовой коммуникации. Слухи – это стихийное явление, возникают они спонтанно и получают особое распространение, когда достоверный источник информации отсутствует. В отличие от слухов, СМИ более организованные и часто распространяющие информацию в соответствии с социальным заказом, то есть с целями правящих кругов.
Мода – это совершенно особое массовое явление, которое стали изучать сравнительно недавно. Определяется мода как форма стандартизированного поведения, распространенная в больших социальных группах. Эта специфическая форма массового поведения имеет стихийный характер, и в то же время подчиняется своим законам. Изменчивость и динамичность моды является объектом исследования разных наук, в том числе и социальной психологии.

К массовым явлениям относят также и массовые движения, но их изучает в большей степени социология, чем психология.

Стихийная форма институцианализированная форма

Грушин (социолог) – массы, как носители массового сознания –

это ситуативно возникающие и

существующие социальные общности,

вероятностные по своей природе,

гетерогенные по составу и статические

по формам выражения

и функционирования

ВИДЫ масс:

  1. Большие и малые (чётких критериев к определению нет).
  2. Устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные).
  3. Сгруппированные и несгруппированные (упорядоченные и неупорядоченные в пространстве).
  4. Контактные (люди имеют контакт друг с другом) и неконтактные (или дисперсные).

Пример: контактная группа (группа студентов, очередь), неконтактная – читатели

газет, пользователи Internet).

  1. Спонтанные и специально организуемые.
  2. Социально однородные (дискотека для молодёжи) и социально неоднородные (зрители в цирке)

Исходя из этих точек зрения можно теоретически анализировать массы.

ВИДЫ масс (по В.Л.ЛЕНИНУ):

  1. Прогрессивные массы (или революционные) и консервативные, реакционные, нейтральные массы (нейтральные – т.е. неопределившиеся);
  2. Активные (действующие, борющиеся) и пассивные (бездеятельные, сонные и выжидающие).
  3. Сплочённые, дисциплинированные, самостоятельные и распылённые, неорганизованные и анархичные.
  4. Решительные и нерешительные.
  5. Экстремистские и робкие.

ВИДЫ масс (по З.ФРЕЙДУ):

  1. Текучие и постоянные.
  2. Гомогенные и негомогенные.
  3. Естественные и искусственные (необходимо внешнее принуждение к их созданию), например: церковь, войско.
  4. Примитивные и высокоорганизованные(с чёткими подразделениями).

КАЧЕСТВА масс:

  1. Статистичность – аморфность массы, т.е. несводимость к самостоятельному, системному структурированному целостному образованию (т.е. несводимость к группе).
  2. Стохастичность – вероятностная природа массы – масса открыта для вступления новых членов, границы открыты (однако трудно спрогнозировать, кого она привлечёт).
  3. Ситуативность или временность существования массы.
  4. Выраженная гетерогенность.

Тема: ИНДИВИД и МАССОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Масса меняет индивидуальное поведение, стираются и групповые различия. Масса придаёт новые качества входящим в неё людям.

В массе индивид испытывает чувство власти, возрастает ощущение своей безнаказанности, т.к. принадлежность к массе гарантирует анонимность отдельного индивида и избавляет от индивидуальной ответственности.
Индивидуальная психика меняется под воздействием особой заразительности массы, т.к. масса заражает индивида, а индивид, заражаясь, поддерживает толпу, что делает масса

(?)
Важной причиной появления у отдельных членов массы общих качеств является внушаемость, а заражаемость часто является её следствием.

Лебон выделил 4 типа вожаков:

  1. убеждённые проповедники (В.И.Ленин)
  2. фанатики одной идеи (А.Гитлер)
  3. дегенерат (болезнь-компенсация) (И.В.Сталин)
  4. тиран или диктатор (масса одновременно и любит и боится тирана).

Качества вожаков:

— сначала сам был членом массы;

— вожак действует;

— психически неуравновешенный (часто на грани безумия, полупомешанные);

— хорошие ораторы или же имеют возможность суггестивного воздействия.

Направление используют

Организаторы

  Анастасия Светлая  (Москва),   Центр Марины Фридман  (Москва),    Академия «Грант»  (Нижний Тагил),    Сибирский образовательный портал  (Новосибирск),   Школа информационного воздействия  (Екатеринбург),    Школа Великих Книг  (Новосибирск),   Центр Красноречия Марии Гайн  (Казань),    Спецфакультет «Практическая психология развития и управления» ЮФУ  (Ростов-на-Дону),    Научно Исследовательский Институт Клинического Гипноза  (Кемерово),   Негосударственное учреждение дополнительного образования «Призвание»  (Новосибирск),    Академия Классического Гипноза и Эpикcoнoвcкого Гипноза и Самогипноза  (Донецк),    Консалтинговая группа «Конструктор кадровых решений»  (Екатеринбург),    Максим Палкин (Екатеринбург),    Команда психологов NewWay  (Санкт-Петербург),    Кафедра психологии влияния института повышения квалификации и переподготовки Международной академии психологических наук  (Екатеринбург),   Гильдия психологов, психотерапевтов и тренеров имени профессора В.А. Ананьева. Представительство в Екатеринбурге  (Санкт-Петербург),    MagicBraceletsSI (Новосибирск).

Тренеры

  Никита Тимофеев  (Москва),    Алла Анатольевна Шеляпина  (Москва),    Арье Готсданкер  (Москва),    Мария Чаповски  (Москва),    Ольга Анатольевна Семиздралова  (Москва),    Ольга Эспираль  (Москва),    Светлана Ильинична Здражевская  (Москва),   Сергей Владимирович Веревкин  (Москва),    Яна Вячеславовна Болотова  (Москва),    Яна Геннадьевна Передернина  (Москва),    Татьяна Емлина  (Кавказские Минеральные Воды),    Тамара Юрьевна Смирнова  (Ярославль),    Сергей Сергеевич Папулов  (Томск),    Себастьен Джендри  (США),    Светлана Олеговна Ларионова  (Екатеринбург),    Рой Мартина  (США),   Павел Дмитриевич Трофимов  (Новосибирск),    Татьяна Николаевна Силаева  (Набережные Челны),    Олег Кожин  (Ростов-на-Дону),    Ольга Косулина  (Краснодар).

Ещё тренеры 14

Консультанты

  Алла Анатольевна Шеляпина  (Москва),    Арье Готсданкер  (Москва),    Мария Чаповски  (Москва),    Ольга Анатольевна Семиздралова  (Москва),    Светлана Ильинична Здражевская  (Москва),    Яна Вячеславовна Болотова  (Москва),    Яна Геннадьевна Передернина  (Москва),    Наталья Николаевна Мельникова  (Челябинск),    Татьяна Емлина  (Кавказские Минеральные Воды),    Тамара Юрьевна Смирнова  (Ярославль),    Сергей Сергеевич Папулов  (Томск),    Светлана Олеговна Ларионова  (Екатеринбург),    Татьяна Николаевна Силаева  (Набережные Челны),    Наталия Данцова  (Ростов-на-Дону),    Любовь Анатольевна LSB  (Красноярск),    Мария-Маричка Ведунья  (Иркутск),   Мария Владимировна Мажара  (Саратов),    Дина Березина  (Улан-Удэ),    Даниэль Артурович Арт  (Санкт-Петербург),    Валентина Алексеевна Семиклит  (Пермь).

Ещё консультанты 2

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: