Потеря идентичности

Введение

Термин «идентификация личности», происходящий от средневекового латинского слова identifico — «отождествляю», обозначает механизм, работа которого основана на существовании эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего его родителями, приводящий к уподоблению, чаще всего неосознанному, этим значимым другим. Ориентация на другого человека как на образец существенно повышает показатели социального учения. За счет идентификации у маленького ребенка происходит формирование поведенческих стереотипов, образующих черты личности, определение ценностных ориентаций и полоролевой идентичности, — это установленный эмпирический факт.

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

… на то, как реализуется сам механизм формирования и развития личности. Эти расхождения вызваны различным … психологической защиты: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, идентификация. Образование деформаций инициируется профессиональной стагнацией специалиста, а … личности, возникают условия для стагнации профессионального развития. Развитие профессиональной стагнации зависит от содержания и …

Также идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией.

Феномен идентификации впервые описан в работах 3. Фрейда в 1899 году и детально изучаем как психоаналитиками, так и бихевиористски или когнитивистики ориентированными исследователями. В советской психологической науке изучению данного феномена посвящено немало интересных теоретико-эмпирических исследований (Выготский Л. С., Кон И.С., Мухина В.С., и др.)

Цель настоящей работы — раскрыть понятие «идентификация личности». Указанная цель обуславливает решение следующих задач:

  1. Рассмотреть соотношение понятий «идентификация» и «идентичность»;
  2. Описать механизм идентификации личности в онтогенезе;
  3. Дать представление о некоторых отечественных и зарубежных теориях идентификации личности.

Типы социальной идентичности

Различают несколько типов социальной идентичности: профессиональную, этническую, гендерную, религиозную, политическую и много других. Идентичность – это не постоянное явление, она может изменяться в зависимости от ситуации и времени: смена деятельности человека, места проживания, образования, возраста.

Этническая идентичность

В обществе изменилось отношение к национальной общности, к которой принадлежит человек, происходит угасание или, наоборот, яркое проявление этнической идентичности. Идентичность по этническому признаку чаще всего формируется не в результате наличия некоего национального качества, а в процессе индивидуального самоопределения. Так фамилия человека, имеющая ярко выраженный этнический признак, вовсе не определяет его идентичность. Для самоопределения человека по национальному признаку этого недостаточно, хотя, если в обществе имеются явные этнические противоречия, даже фамилия может иметь значение.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Гендерная идентичность

Данный тип социальной идентичности формируется в раннем детстве, по мере того, как происходит физиологическое развитие человека. Наиболее устойчивый тип, но может изменяться в силу определенных биологических причин и социальных факторов. Примером могут служить люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Сексуальная идентичность – явление очень сложное, требующее пересмотра ценностей, смыслов. Этим объясняется противостояние в сегодняшнем обществе, а также борьба за установление норм и правил адекватной гендерной идентичности. Эта проблема существует за рамками социальной психологии и требует подробного анализа с учетом компетенций юристов, психиатров, биологов, культурологов и др.

По результатам многочисленных исследований именно гендерная, возрастная, этническая идентичности являются центральными звеньями социальной идентичности личности в целом. Проблемы в этих звеньях могут приводить к тяжелым последствиям для полноценного развития и существования личности: разрушать психику, разум, здоровье.

Профессиональная идентичность

Процесс профессионального самоопределения не включает только выбор профессии в юном возрасте. Нередко человек решает задачу профессионального самоопределения на протяжении всей жизни. Зависит это не только от самого человека, но и от массы других причин: экономических кризисов, перемены места жительства, невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья и т.д.

Профессиональная идентичность зависит во многом от внешних причин еще и потому, что развивается экономика, появляются новые производства, меняются условия труда и содержание профессиональной деятельности. В этой сфере важны и полезны такие прикладные психологические направления, как профориентация и профконсультирование. Психолог, занимающийся этими вопросами, должен оказать помощь человеку в его профессиональном самоопределении.

Идентичность характеризует личность в динамике развития на протяжении всей жизни, показывает непрерывность самовоспитания. Идентичность дает возможность человеку эффективно адаптироваться к условиям среды и видеть свою жизнь с точки зрения непрерывности, органично включая в нее прошлое, настоящее и будущее.

Замечание 1

Межгрупповые отношения рассматриваются социальными психологами на основе социальной идентичности. Тогда становятся понятны такие феноменальные явления, такие как этноцентризм, ингрупповой фаворитизм, межгрупповая дискриминация, конформность, нормативное поведение, стереотипизирование, сплоченность.

Если в структуре Я-концепции членов группы лидирующую позицию занимает социальная идентичность, возникают такие межгрупповые феномены. В малых и больших группах протекают процессы, не объяснимые с точки зрения межличностного взаимодействия. Необходимо учитывать явление социальной идентичности. Только тогда эти процессы получают теоретическое логичное объяснение. Социальная идентичность объясняет суть социальных стереотипов – важнейшего компонента межгруппового взаимодействия.

Что такое политика идентичности

Термин «идентичность» хорош тем, что сам себя немного разоблачает. Когда мы говорим об идентичности, то уже подразумеваем результат определенного социального процесса. Если мы хотим бороться с такими эссенциалистскими политическими доктринами, как расизм или национализм, нужен язык, который будет гораздо сложнее трактовать представления о «естественности». Когда мы говорим, что, кроме пола, есть гендер, а гендер — это социально сконструированная идентичность, то слово «идентичность» выполняет роль волшебной палочки, которая разгоняет туман мнимого эссенциализма. Поэтому среди сфер, на которые распространяется слово «идентичность», можно выделить прогрессивную политику, которая не исходит из того, что существуют какие-то природные данности и из них автоматически следуют некоторые политические меры.

Можно сколько угодно обсуждать биологические основания того, что мужчины в среднем выше или сильнее женщин. Но как только мы заявляем, что из этого следует определенная политика, то уже используем слова «мужчины» и «женщины» в качестве идентичностей.

В качестве примера я возьму слово «человек» — кажется, что его нельзя обозначить как идентичность, что это предельное понятие. Все мы люди, это самоочевидно, и из этого никакой политики не следует. На самом деле это понятие тоже часто выступает как социально сконструированная идентичность.

В 1948 году была выпущена Всеобщая декларация прав человека, которая прописывает права, присущие всем людям. В ней сказано, что каждый человек имеет право на убежище в других странах, если его преследуют на родине. В декларации нет ни слова о том, как именно происходит реализация этого права, — это прописано в других международно-правовых документах (например, в принятой тремя годами позже Конвенции о статусе беженцев).

В последние годы режима Каддафи Европейский союз пытался сотрудничать с правительством Ливии, чтобы оно по возможности удерживало беженцев из Африки для контроля их потока в Европу. Но Ливия на тот момент не подписала Конвенцию о статусе беженцев, и люди, оказавшиеся там, не смогли подать документы на получение убежища. По сути, они не смогли совершить действия, по которым современное право могло бы определить их как людей.

Грубый пример: женщины — это не те, кто стоит у плиты и готовит борщ, а те, кто автономно располагает своим телом и может голосовать.

ia_64

Проблемы мультикультурализма

Сторонники политического либерализма в конце 1980-х — начале 1990-х годов считали, что права должны быть нейтральными по отношению к гендеру, культуре и т. д., — то есть равенство не должно зависеть от идентичностей. Но дискуссия в нормативной политической теории показала, что такая нейтральность невозможна, и разные исследователи заговорили о том, что мы не можем быть нечувствительными ко многим запросам на признание. Например, в случае американских индейцев, которых притесняли и для которых принятие их как особой группы имеет фундаментальную ценность. Но прогрессивные меры в этой области тоже влекут за собой новые проблемы.

В Канаде в 1971 году приняли акт о мультикультурализме. Выяснилось, что если мы предоставляем индейским замкнутым комьюнити некоторую автономию и возможность самим определять, кто они есть, это совершенно не значит, что такая ситуация породит дальнейшую терпимость и толерантность. В этих сообществах могут не соблюдаться права женщин, эти комьюнити могут оказаться закрытыми по отношению к внешним людям и смешанным бракам.

Когда мы пытаемся сделать прогрессивный жест и приписываем индивидов к какой-то идентичности, наделяем их правами или привилегиями в соответствии с этой идентичностью, мы лишаем их самостоятельности.

Что понимать под самоидентификацией?

Самоидентификация или персональная идентичность (термин происходит от латинского слова «identifico», что означает «отождествлять») представляет собой факт установления человеком своей тождественности с определённым образом себя, как субъекта, занимающего определённый образ в этом мире. Проще говоря, самоидентификация – это тот ответ, который даёт человек сам себе на вопрос об отношении к самому себе.

Благодаря чему личность в какой-либо момент будущего будет оставаться такой же, какой она была в прошлом, а в момент прошлого может быть такой же, какой она будет в будущем? Существует ли в человеке что-либо, что не поддаётся внешним изменениям и является абсолютно уникальным, будучи внутренним стержнем, на котором зиждется вся личность человека вообще? Кто такой человек? Кто я?

Поиски ответов на каждый из этих вопросов не одно столетие занимали умы философов разных школ, культур и цивилизаций. Ведь с помощью этих ответов можно было объяснить и обосновать базовые составляющие личности человека вообще и прийти к пониманию того, как она может сохраняться в течение времени.

И в ходе истории успели сложиться три критерия, на которых основываются определения проблемы личной идентичности. Этими критериями являются:

  • Психологический критерий
  • Телесный критерий
  • Критерий мозга

Проблема самоопределения

В попытках избежать наступления кризиса идентичности многие молодые люди прибегают к намеренному ускорению процесса самоопределения. Чаще всего это приводит к тому, что юный разум начинает постепенно оправдывать существование предопределенности и, как следствие, не может полноценно реализовать свой потенциал.

Также у некоторых молодых людей нередко прослеживается склонность к отсутствию мотивации, в связи с чем период неопределенности в социуме приобретает затяжной характер. Иногда проблема самоопределения обретает более радикальный характер и приводит к формированию «негативной идентичности». «Негативная идентичность» подразумевает принятие индивидом социально нежелательной роли в социуме, а также наличие признаков девиантного поведения.

Кризис идентичности, его исследование и критика в условиях глобализации

Глобализация также негативно влияет на эффективность исследований в области кризиса идентичности, препятствуя возможности более детального рассмотрения частных случаев в виду непрекращающегося процесса адаптации индивидов к новым тенденциям и ценностям.

Именно особенности кризиса идентичности в условиях глобализация стали главным предметом критики основной теории кризиса идентичности Э. Эриксона немецким философом, социологом и социальным психологом Эрихом Фроммом. Э. Фромм предлагает иную трактовку проблемы идентичности, критикуя исследования Эриксона в том, что он не учитывает специфику проблем современного индустриального общества:

Таким образом, сегодня исследование понятия «кризиса идентичности» подвержено трудностям не только ввиду влияния динамично развивающейся внешней среды, но и из-за разной трактовки самого термина.

Критерий мозга

Критерий мозга является наиболее интересным, ведь рассматривать его можно, как симбиоз двух предыдущих критериев – психологического и телесного.

Если посмотреть на вопрос персональной идентичности с точки зрения критерия мозга, то можно сказать, что для перманентного существования такого феномена как личность, требуется только наличие мозга.

Различие здесь заключается в том, что мозг является физическим существом, можно даже сказать, своеобразной копией «тела», а те психологические процессы, которые в нём происходят, необходимы для того, чтобы личность могла оставаться самой собой. И вывод на самом деле прост: как только активность мозга исчезает, или мозг по каким-то причинам становится неспособен надлежащим образом выполнять свои функции, существование человека прекращается.

Затевать какой-либо спор по поводу правильности и истинности одного из критериев было бы пустой тратой времени, т.к. в каждом из них мы можем отыскать то, с чем просто невозможно не согласиться.

Если человек не имеет личных убеждений и мировоззрения, если он не способен мыслить и осознавать, о личности не может быть и речи. Когда физическое тело умирает, если рассуждать с материалистической точки зрения, то личность человека тоже перестаёт существовать. При отключении мозга человек также «отключается» от реальности и от понятия и сознания себя – так происходит, по крайней мере, в большинстве случаев, что подтверждается, например, беседами с людьми, испытавшими клиническую смерть. Да и если человек, как тот же самый механизм, уже не создаёт в энергетическом пространстве вибраций, волнений и колебаний, значит идентифицировать себя уже просто некому/нечему и нечего.

На самом деле, если ломать голову над всем этим, то с большой долей вероятности её можно сломать

Более важно не понятие о персональной идентичности, а факт и сама возможность её существования. Если человек способен сознавать и идентифицировать себя, значит, он способен извлечь максимум из потенциала своего существа и прожить настоящую, осмысленную, одухотворённую и красочную жизнь, наполнив её огромным количеством хороших событий и созидательных действий, достигнув целей, сумев реализовать себя, подарив дорогим людям тепло и радость

Именно поэтому каждый из нас должен задаваться вопросом «Кто я?».

Кто вы?

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Вопросы для поиска смысла и счастья
  • Фальсифицируемость Поппера как научный критерий
  • Как создать свою диаграмму личности
  • Идеи Карла Густава Юнга
  • Влияние социальных ролей на развитие личности
  • «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение
  • Копинг-стратегии как способ борьбы со стрессами
  • Зрелая личность
  • Критерии личности
  • Как достичь эмоциональной зрелости

Ключевые слова:1Самопознание

Великое «эго»

Отношение к личности в советских и западных школах психологии находилось под давлением идеологии. В СССР психология должна была представить доказательства правильности идей коллективизма.

В Европе и Америке психологи были востребованы как частные и корпоративные консультанты. Поэтому личности и её самоидентификации посвящено гораздо больше исследований.

Сформировалось несколько основных направлений:

  1. Психоанализ.
  2. Бихевиоризм.
  3. Когнитивизм.
  4. Символический интеракционизм.

Существование разных школ и конкуренция между ними отражает сложность проблемы. Человек обращается к психотерапевту и психоаналитику при осознании того, что в его жизни что-то «не так». Утрата самоидентификации служит причиной дискомфорта и стрессов.

Каждый человек индивидуален. Различия в подходах к диагностике и терапии позволяют каждому найти специалиста, методы которого наиболее эффективны в конкретной ситуации.

Великое «эго»

Отношение к личности в советских и западных школах психологии находилось под давлением идеологии. В СССР психология должна была представить доказательства правильности идей коллективизма.

В Европе и Америке психологи были востребованы как частные и корпоративные консультанты. Поэтому личности и её самоидентификации посвящено гораздо больше исследований.

Сформировалось несколько основных направлений:

  1. Психоанализ.
  2. Бихевиоризм.
  3. Когнитивизм.
  4. Символический интеракционизм.

Существование разных школ и конкуренция между ними отражает сложность проблемы. Человек обращается к психотерапевту и психоаналитику при осознании того, что в его жизни что-то «не так». Утрата самоидентификации служит причиной дискомфорта и стрессов.

Каждый человек индивидуален. Различия в подходах к диагностике и терапии позволяют каждому найти специалиста, методы которого наиболее эффективны в конкретной ситуации.

Болевые точки самоидентификации личности

Что такое болезненные точки самоидентификации человека? Это те особенности индивида, о которых человек знает, но считает их отрицательными чертами. К примеру, на социально-профессиональном уровне самоидентификации это может быть отсутствие конкретного умения, необходимого в профессиональной деятельности, а на уровне ценностей и идеологии – чрезмерная любовь к животным в совокупности с относительным равнодушием к бедам людей. При общении с другими людьми человек испытывает психологический дискомфорт, если приходится разговаривать на «болезненные» темы, касающиеся его личности.

Конкретные аспекты

Методы идентификации, или, точнее, механизмы, благодаря которым она происходит, можно разделить на сознательные и бессознательные. Для рассматриваемого психологического процесса характерны:

  • Сравнение и сопоставление с другими.
  • Подражание примерам.
  • Эмпатия (т.е. способность вжиться в роль другого, почувствовать себя другим человеком и понять).
  • Проекция своего внутреннего мира на других.

При помощи идентификации мы усваиваем необходимые модели поведения, этические нормы, формы реагирования на происходящее. Позитивное влияние ясно, но есть и негативное, выраженное в опасности выхолащивания индивидуального. Этот психологический процесс помогает нам расширить наш опыт, эмоционально обогатиться.

Рекомендуем: Персонализация — это

Профессия также накладывает свой отпечаток на личность. Отождествление с профессией не может считаться чисто негативным, но и не всегда оказывает позитивное влияние. Оно проявляется в том, что человек начинает оценивать реальность и людей с профессиональной точки зрения, пользуясь теми приемами и навыками, которые обычно применяет в своей профессии. Благодаря этому человек часто может расти как профессионал не только на работе. С другой стороны, остается открытым вопрос: а хорошо ли это, полезно ли для индивидуальности и восприятия мира?

Идентификация личности человека по признакам внешности натыкается на множество курьезов. Так, понять другого человека исходя из внешних признаков часто оказывается невозможно. Мы приписываем красавцам положительные качества, незнакомцев воспринимаем похожими на себя.

Психология использует понятие в разных контекстах. Так, с одной стороны, идентификация – способ перенять какие-то свойства иных людей, с другой – это способ понять людей в процессе межличностного взаимодействия.

Сознательная работа по пониманию того, как другие люди чувствуют и думают в зависимости от своего опыта, попытки поставить себя на место другого человека – второй случай. Осуществить переход от себя к другому чрезвычайно тяжело, и такие попытки редко заканчиваются полным успехом.

Рекомендуем: Психология личности

Разобравшись с тем, что такое идентификация, определение её роли не составит труда. Субботина вполне убедительно называет её основой для формирования личности. Культурная идентификация помогает нам соответствовать времени, окружающим людям, при этом не уничтожает индивидуальности.

Какие виды подобия существуют

Психологи до сих пор не пришли к единому мнению, что включает в себя термин «отождествлять», значение может быть довольно объемным. Фрейд в своих работах указывал на то, что отождествление человека по внешним и внутренним признакам происходит либо путем установления эквивалентности учета признаков (например, опознание преступников), либо с помощью определения сущности, т.е. принадлежности к определенной группе.

Также психолог считал, что отождествление — это неосознанное действие по слиянию индивида с другими людьми полностью или частично, т.е. своеобразное подражание. Такое отождествление означает заражение чужими мыслями и идеями, сживание с эмоциями объекта подражания.

Рекомендуем: Что такое альтер эго?

Современные психологи выделяют три вида отождествления. Первый наиболее распространен и означает срастание с внешними ценностями. Например, вам очень нравится известный фигурист, вы смотрите все его выступления, переживаете каждую травму или падение на льду. Любая награда вашего кумира – это ваша награда, его провал – ваш провал. Вы настолько сживаетесь с новым образом, что уже не ощущаете разницы между собой и этим человеком.

Отождествление с внутренними ценностями значит, что человек полностью погружается в систему условных координат «хорошо – плохо». Иными словами, у каждого из нас есть истинный характер и индивидуальные черты, которые под влиянием воспитания трансформируются в нечто иное, соответствующее требованиям общества.

Человек надевает маску, обращенную к окружающим, и считает это нормальным. Но стоит только личине столкнуться с внутренним «Я», как происходит подмена истинных ценностей условными ценностями маски.

Отождествление с собственной личностью – третий уровень. Например, некоторые люди довольно часто видят яркие, насыщенные событиями сны, они совершенно искренне сопереживает себе, принимают все происходящее за чистую монету, полностью срастаются с персонажем грез.

Однако по пробуждении они понимают, что это был лишь сон, реальность вокруг – совсем иное дело. Этот уровень отождествления – самый глубокий, он заключается в идентификации себя с телом, личностью, чувствами, тайными желаниями, чаяниями, без масок и навязанных извне ролей.

Теории [ править ]

Многие теории развития включают аспекты формирования идентичности. Две теории непосредственно касаются процесса формирования идентичности: стадии психосоциального развития Эрика Эриксона (в частности, стадия идентичности и смешения ролей) и теория статуса идентичности Джеймса Марсиа .

Теория идентичности Эриксона против смешения ролей

Теория Эриксона состоит в том, что люди переживают различные кризисы или конфликты на протяжении своей жизни в восемь этапов. Каждый этап происходит в определенный момент жизни и должен быть успешно завершен, чтобы перейти к следующему этапу. Конкретный этап, связанный с формированием идентичности, происходит в подростковом возрасте: идентичность против смешения ролей.

Стадия смешения идентичности и ролей включает в себя подростков, пытающихся выяснить, кто они, чтобы сформировать базовую идентичность, которую они будут строить на протяжении всей своей жизни, особенно в отношении социальной и профессиональной идентичности. Они задают себе экзистенциальные вопросы: «Кто я?» и «Кем я могу быть?» Они сталкиваются со сложностями определения собственной личности. Эриксон заявил, что этот кризис разрешается с достижением идентичности, когда человек всесторонне рассматривает различные цели и ценности, принимая одни и отвергая другие, и понимает, кем они являются как уникальная личность. Когда подросток достигает идентичности, он готов перейти на следующий этап теории Эриксона, «Близость против изоляции», где у него сформируются крепкие дружеские отношения и чувство товарищества с другими.

Если кризис смешения идентичности и ролей не разрешится положительно, подросток столкнется с путаницей в отношении будущих планов, особенно своих ролей во взрослом возрасте. Неспособность сформировать собственную идентичность ведет к неспособности сформировать общую идентичность с другими, что может привести к нестабильности во многих областях во взрослом возрасте. Этап формирования идентичности в теории психосоциального развития Эрика Эриксона является решающим этапом в жизни.

Теория статуса идентичности Марсии править

Марсия создала структурное интервью, предназначенное для классификации подростков по одному из четырех статусов идентичности . Статусы используются для описания и определения прогресса процесса формирования идентичности подростка. В теории Марсиа идентичность оперативно определяется как то, изучил ли человек различные альтернативы и взял на себя твердую приверженность профессии , религии , сексуальной ориентации и набору политических ценностей.

Четыре статуса идентичности в теории Джеймса Марсиа следующие:

  1. Распространение идентичности (также известное как смешение ролей): противоположность достижению идентичности. Человек еще не разрешил кризис своей идентичности, не придерживаясь каких-либо целей или ценностей и не определив направление своей жизни в будущем. У подростков эта стадия характеризуется неорганизованным мышлением, прокрастинацией и избеганием проблем и действий.
  2. Выкупа идентичности: это происходит, когда подростки подчиняются идентичности, не выясняя, что им больше всего подходит. Например, подростки могут следовать ценностям и ролям своих родителей или культурным нормам. Они также могут отказаться от негативной идентичности или прямой противоположности ценностям или культурным нормам своих родителей.
  3. Мораторий на идентификацию: это откладывает достижение личности, предоставляя временное убежище. Этот статус предоставляет возможности для исследования в широком или глубоком смысле. Примеры моратория, распространенного в американском обществе, включают колледж или армию.
  4. Достижение идентичности: этот статус достигается, когда человек решил проблемы идентичности, взяв на себя обязательства перед целями, убеждениями и ценностями после обширного исследования различных областей.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: