Конкретизация

Вместо заключения

Собственно, задача этой статьи – дать пищу для размышления о структуре языка и о том, как эту структуру более удобно описать. Да, описание мета и Милтон- моделей в виде паттернов имеет свои преимущества, как и недостатки. Впрочем, это будет касаться любой модели. Описание языковой модели в менее дискретном виде даёт преимущество в большей гибкости, но при этом требует и лучшего понимания целей общения. Статью про модальности в языке постараюсь закончить в ближайшее время. В результате, объединяя статьи о метамодели в форме SPO и кванторы, после доработки напильником, получится вполне законченная языковая модель НЛП.

Абстрагирование

Абстрагирование (абстракция) – один из основных процессов умственной деятельности человека, познание на основе выделения существенных, закономерных признаков, свойств, связей объекта предмета или явления, отвлечение от несущественных сторон

В повседневной жизни умение абстрагироваться чаще всего сопряжено с умением сосредоточиться на поиске и решении самого важного аспекта рассматриваемой проблемы

В зависимости от целей абстрагирования существуют формальная и содержательная абстракции. Формальная абстракция – выделение свойств предмета, которые независимо от него не существуют (например, форма или цвет). Служит основой усвоения знаний детьми, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления. Содержательная абстракция – вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (например, клетка организма). Этот тип абстракции развивает способность оперировать свойствами отдельно.

Словарь антонимов

КОНКРЕТНЫЙ — АБСТРАКТНЫЙКонкретно — абстрактноконкретность — абстрактностьконкретизировать — абстрагироватьконкретизация — абстрагированиеКонкретная истина — абстрактная истина. Ο Гуманизм абстрактный — абсурд. Гуманизм, как и любовь, может быть только конкретный, направленный на личности, на больного, например. Ю. Крелин. Хирург. А мечтаю я о пятилетке дорог. Не абстрактных. Вполне конкретных… Р. Рождественский. 210 шагов. Идеология ведь функционирует не в абстрактном «общественном сознании», а только во вполне конкретных, единичных человеческих головах и душах. А. Нуйкин. Идеалы или интересы? ~ В знач. сущ. ср. р. Подменять конкретное абстрактным один из самых главных грехов, самых опасных грехов в революции. Ленин. К лозунгам.КОНКРЕТНЫЙ — ОТВЛЕЧЕННЫЙКонкретно — отвлеченноконкретность — отвлеченностьКонкретное понятие — отвлеченное понятие. Ο Гегель начинает с отвлеченных сфер для того, чтобы дойти до конкретных. Герцен. Письма об изучении природы. До сих пор наши положения были по необходимости слишком отвлеченны. Но мы уже знаем: отвлеченной истины нет, истина всегда конкретна. Плеханов. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. ~ В знач. сущ. ср. р. Я. думаю, что во всей русской поэзии очень заметно стремление к разрыву с отвлеченным и к союзу с конкретным, воплощенным. Блок. Краски и слова.КОНКРЕТНЫЙ — АБСТРАКТНЫЙКонкретно — абстрактноконкретность — абстрактностьконкретизировать — абстрагироватьконкретизация — абстрагированиеКонкретная истина — абстрактная истина. Ο Гуманизм абстрактный — абсурд. Гуманизм, как и любовь, может быть только конкретный, направленный на личности, на больного, например. Ю. Крелин. Хирург. А мечтаю я о пятилетке дорог. Не абстрактных. Вполне конкретных… Р. Рождественский. 210 шагов. Идеология ведь функционирует не в абстрактном «общественном сознании», а только во вполне конкретных, единичных человеческих головах и душах. А. Нуйкин. Идеалы или интересы? ~ В знач. сущ. ср. р. Подменять конкретное абстрактным один из самых главных грехов, самых опасных грехов в революции. Ленин. К лозунгам.КОНКРЕТНЫЙ — ОТВЛЕЧЕННЫЙКонкретно — отвлеченноконкретность — отвлеченностьКонкретное понятие — отвлеченное понятие. Ο Гегель начинает с отвлеченных сфер для того, чтобы дойти до конкретных. Герцен. Письма об изучении природы. До сих пор наши положения были по необходимости слишком отвлеченны. Но мы уже знаем: отвлеченной истины нет, истина всегда конкретна. Плеханов. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. ~ В знач. сущ. ср. р. Я. думаю, что во всей русской поэзии очень заметно стремление к разрыву с отвлеченным и к союзу с конкретным, воплощенным. Блок. Краски и слова.

Ответы на вопрос «27. Основные виды умственных операций. Интеллект. Решение …» — Конспектов.Нет

Интеллект— качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Умственные операции — действия, которые мы осуществляем в своем мышлении над материалом, реальным или воображаемым. Умственные операции это отдельные «кирпичики» или этапы нашего мышления.

К основным видам умственных операций относят: 
   — сравнение (операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира) 
   — анализ (мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета)

  •    — синтез (мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств)
  •    -абстрагирование
  •    — обобщение
  •    — конкретизация

Когда мы не имеем необходимой для решения вопроса информации, мы обычно высказываем предположение. Предположение — это умозаключение, которое строится на косвенной информации и наших догадках, когда у нас нет всех необходимых для правильного решения мыслительной задачи знаний или достаточной информации. К. Э.

Циолковский, не имея объективной информации, высказывал предположения об особенностях космического полета, о той скорости, которой должна обладать ракета, чтобы преодолеть земное тяготение. Но все эти предположения превратились в научные доказательства, когда был совершен первый космический полет.

Таким образом, решая мыслительную задачу со многими неизвестными, мы можем высказать предположения, которые ложатся в основу решения этой задачи. Причем в одних случаях наше решение оказывается верным, или адекватным, а в других — неверным. Это происходит из-за истинности или ошибочности высказанного нами предположения.

И как вы, вероятно, уже поняли из предыдущего примера, критерием истинности нашего предположения является практика.

Практика является наиболее объективным доказательством истинности наших умозаключений. При этом мы можем использовать практику и в качестве прямого доказательства верности наших суждений, как это было в случае с К. Э.

Циолковским, и в качестве косвенного доказательства.

Например, для того чтобы проверить предположение о наличии электрического тока в розетке, мы включаем лампу и на основании того, загорится она или нет, делаем соответствующий вывод.

Существенную роль в решении сложных интеллектуальных задач играет умелое использование разнообразных приемов. Так, при решении задач мы часто используем наглядные образы. Другой пример —использование типичных приемов в решении типовых задач.

При этом он добивается не понимания смысла задачи учеником и формирования путей поиска самостоятельного решения, а обучает его тому, как использовать на практике уже имеющиеся пути решения. В результате этого у ученика формируются навыкипрактического мышления.

Развитие способности совершать мыслительные операции

Мало кто из взрослых задумывается сегодня над тем, что много детских игр и предлагаемых в начальной школе задачек построены таким образом, чтоб развивать основные мыслительные операции. Логические цепочки, ребусы, загадки и головоломки преследуют цель развить навыки абстрактно-логического мышления с детства, научить выявлению сходства и различий в объектах, определению понятий, исключению лишнего. Вырастая, мы совершаем эти операции, не задумываясь, но порой сталкиваемся с трудностями при решении кажущихся детскими головоломок. Это как раз и связано с тем, что с годами занятий профессиональной деятельностью, наш мозг до автоматизма совершенствует выполнение тех или иных задач связанных с родом занятий. Но как только мы встречаемся с другой областью – возникают трудности. Чтоб этого не происходило, нужно постоянно совершенствоваться, развивая все основные мыслительные операции. Помогут в этом упражнения на умение понимать, идентифицировать и применять эти операции.

Классическими образцами таких игр являются шахматы, нарды, скрэббл. В советское время довольно популярными были головоломки со спичками, которые сегодня обрели новую жизнь благодаря популяризации в соцсетях. Попробовать свои силы в такого рода задачках вы можете с помощью материалов нашего блога.

Интересным и эффективным упражнением на развитие мыслительных операций может стать прохождение теста на IQ. Существует много его разновидностей, самый популярный из которых – тест Айзенка. С рекомендациями по прохождению таких тестов, которые в наше время также популярны при устройстве на работу, вы можете ознакомиться у нас на сайте.

Детальная информация о развитии разных типов мышления, а также упражнения для их тренировки собраны в курсе «Когнитивистика». Пройдите его, если заинтересованы в развитии своего мышления!

Абстракция и конкретизация

Примеры.

Можно абстрагироваться от возраста, пола и характера своих сослуживцев. Тогда можно будет оценивать коллег более объективно, по деловым качествам.

Можно отвлечься от того обстоятельства, что Земля круглая, и построить футбольное поле плоским, а не выпуклым.

Можно абстрагироваться от температуры мороженого и считать растаявшее мороженое тоже мороженым.

Абстракция бывает слабой и сильной. В первом случае мы абстрагируемся от одного-двух признаков, обстоятельств. Во втором случае мы абстрагируемся от всего прочего, кроме одного-двух признаков или обстоятельств.

Примеры.

Если абстрагироваться от всего, кроме возраста, пола и характера, то можно составить небольшой личностный портрет: «Пожилая сварливая женщина» или «Отважный, но самонадеянный молодой человек».

Если абстрагироваться от всех прочих обстоятельств кроме того, что Земля круглая, то можно сказать что планета Земля — это одно большое футбольное поле.

Если абстрагироваться от всего кроме температуры, то можно сказать, что все холодные предметы — есть мороженое.

Прелесть абстракции состоит не только в том, что мы можем рассуждать о таких понятиях, как «бесполый человек» или «плоская Земля», но и в том, что мы можем рассуждать о сильных абстракциях — признаках, отвлеченных от объектов-носителей. Мы можем судить о таких абстрактных вещах, как температура, пол человека, возраст, круглая форма, прямоугольная форма, форма, цвет, демократия, психология.

Что дает нам способность к абстракции? Например, она широко используется при образовании и усвоении новых понятий, так как в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки. Сказав «стол», мы абстрагируемся от прочих, представляющихся второстепенными, признаков, таких как цвет, габариты, материал, функциональные возможности, и представляем некий образ целого класса предметов. В слове «стол» мы представляем лишь абстрактную характеристику: довольно большой предмет с плоской поверхностью, за которым можно сидеть и на котором можно выполнять те или иные ручные действия, высотой в треть или половину человеческого роста.

Далеко не каждый человек может дать определение столу, но все люди прекрасно знают это понятие и грамотно его используют. Некоторые абстрактные понятия вообще нельзя объяснить прямо, только косвенно. Так, например, без применения научного аппарата нельзя объяснить другому человеку, чем отличается зеленый цвет от красного. Можно лишь в примерах, через конкретизацию, сказать, что зеленый — цвет растений, а красный — цвет зрелых помидоров или кетчупа.

Еще сложнее объяснить смысл слов, обозначающих не наглядные предметы. Как дать определение любви? Или демократии? Чувство глубокой симпатии? А что такое симпатия? Глубокая привязанность к другому человеку или объекту? А как отличить глубокую привязанность от неглубокой? Власть народа? Над кем?

В этом состоит очень интересная особенность человеческой психики: мы можем часами изъясняться словами-абстракциями, но дать определение этим словам нам дается значительными усилиями.

Среди видов абстракции иногда выделяют:

— практическую (непосредственно включенную в процесс деятельности),

— чувственную (внешнюю),

— высшую (опосредованную, выраженную в понятиях).

Чистая абстракция, абстракция ради абстракции, может завести очень далеко в рассуждениях. В противовес ей существует конкретизация — представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими.

Если абстракция это разрывание связей между признаками, переход от рассмотрения единичных случаев к общим, то конкретизация всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего. Конкретизируя общее понятие, мы лучше его понимаем.

Примеры. Было абстрактное понятие «предмет мебели» — стало менее абстрактное (более конкретное) понятие «стол». Конкретизируя, можно перейти к «письменный стол», «мой домашний письменный стол», «мой домашний письменный стол, тот, которым он был десять лет назад«.

«Деятельность» — «Профессиональная деятельность» — «Врачевание» — «Выдергивание зубов».

«Животное» — «Хищник» — «Представитель семейства кошачьих» — «Домашняя кошка» — «Моя кошка Муся».

Сравнение

Каждый человек хоть раз слышал умозаключение: «Все познается в сравнении». Действительно, определить что хорошо, а что лучше, сопоставить свойства двух объектов возможно только прибегнув к операции сравнения – процессе количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) объектов. Сравнение – важнейшая мыслительная категория на основе которой складывается наше представление об окружающем мире.

Все вышеперечисленные логические операции взаимно дополняются, помогают получать и преобразовывать информацию, быстро использовать ее в нужный момент.

Индукция и дедукция

— индуктивные умозаключения (индукцию),

— дедуктивные умозаключения (дедукцию).

Индукция — переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи.

Примеры. Предположим, мы сделали ряд наблюдений. В нескольких зоопарках мы видели медведей. Все они были бурого цвета. Отсюда мы сделали вывод, что все медведи — бурые.

За свою жизнь мы видели очень много птиц. Все они имели перья, кроме тех, что продаются в магазине. Отсюда мы сделали вывод, что все живые птицы имеют перья.

Перебрали в уме много разных чисел. Оказалось, что какое бы большое не было число, всегда найдется еще больше. Отсюда сделали вывод, что не существует на свете самого большого числа.

Как и в любой мыслительной операции, в индукции мы можем допустить определенные ошибки, сделанное умозаключение может оказаться недостаточно достоверным или совсем ложным. Достоверность индуктивного умозаключения достигается не только за счет увеличения количества случаев, на котором оно строится, но и за счет использования разнообразных примеров, в которых варьируют несущественные признаки предметов и явлений.

Умозаключения вида «Некоторые медведи — бурые» тоже относятся к индуктивным. И их делать совсем не сложно. Достаточно просто понаблюдать несколько бурых медведей. Значительно сложнее с сильными утверждениями вида «Все медведи — бурые». Даже понаблюдав тысячу медведей, среди которых все оказались бурыми, нельзя утверждать, что все медведи бурые, потому что мы не знаем, видели ли всех возможных медведей на свете.

Опросив 1200 респондентов в ходе социологического исследования можно выяснить, что все опрошенные поддерживают политика Васисуалия Лоханкина. Это будет истиной. Однако индуктивное умозаключение «Все жители нашего города (страны) поддерживают Васисуалия Лоханкина» останется предположительным и недоказанным. Доказанным будет лишь то, что некоторые жители поддерживают указанного политика. И от этого факта никуда не денешься.

Хотя в строгом, логическом смысле индуктивные умозаключения не точны, в повседневном обиходе они, разумеется, приносят огромную пользу. Купив несколько раз в одном и том же магазине испорченные продукты, можно прийти к индуктивному выводу, что все (многие) продукты из этого магазина — испорченные. Понаблюдав за тем, как часто врет какой-то человек, можно сделать индуктивный вывод, что он вообще обычно говорить неправду.

Умственной операцией, противоположной индукции, является дедукция — умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения. Например, зная то, что на три делятся все числа, сумма цифр которых кратна трем, мы можем утверждать, что число 412815 разделится на три без остатка. В то же время зная, что все березы сбрасывают листву на зиму, мы можем быть уверены в том, что какая-либо отдельная береза зимой также будет без листвы.

Индукция через обобщения разной степени точности и достоверности помогает нам обогащать свои знания об окружающем мире. Можно сказать, что картина (модель) мира и состоит из множества разных индуктивных выводов. В юные годы, когда человек учится, он значительно чаще использует операцию индукции. В зрелые же годы, когда наступает пора действовать чаще оказывается нужной дедукция, потому что именно она помогает в решении конкретных жизненных проблем.

Врач, поставив определенный диагноз пациенту, опираясь на знание общих закономерностей протекания данной болезни, делает вывод о том, как надо лечить конкретного пациента. Опытный автомеханик, зная типичные проблемы автомобилей данной модели и наблюдая определенные симптомы, делает вывод о предполагаемых неполадках. Покупатель, зная, что все зрелые бананы желтого цвета, не покупает зеленые.

Как и индукция, дедукция — довольно рискованное умозаключение. Зная, например, что среди инженеров большинство — мужчины, выпускница школы может передумать поступать в технический вуз, хотя в школе имела успехи по математике и физике.

Кроме индукции и дедукции в логике выделяется еще традукция — умозаключение, не сопровождающееся переходом от частного к общему или наоборот. Самый характерный пример традукции — аналогия. Имея довольно смутное представление (модель) рассматриваемого объекта, мы можем обратиться к аналогии, то есть взять другой объект, а точнее его модель, что-то подкорректировать в этой модели и использовать ее на текущем объекте. Если ученики, например, не очень понимают как устроена земная кора, то учитель может привести аналогию со слоеным пирогом.

Литература

Анализ
Рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств какого-либо предмета или явления. Процедурой, обратной А., является синтез, с которым А. часто сочетается в практической или познавательной деятельности. Синтез состоит в том, что знание о предмете получается путем соединения его элементов и изучения их связи.
Сравнение
Одна из логических операциймышления. Задания на С. предметов,изображений,понятий широко используются при психологических исследованиях развития мышления и его нарушений. Анализируются основания для С., которые использует человек, легкость перехода от одного из них к другому и т.д.

Правовая оговорка

А.Г. Репьев полагает**, что с технической точки зрения, к. может осуществляться и с использованием правовой оговорки (лат. reservatio; англ. reservation, clause, proviso).

Правовая природа оговорки является дискуссионной. Ряд авторов относит о. именно к юридической технике, полагая, что о. в состоянии:

  • ограничивать действие н.
  • вводить условия применения н.
  • признавать взаимность обязательств сторон правоотношения

Другие исследователи рассматривают оговорку через призму правового исключения, в конституционно-правовой плоскости. Коллективного и достаточно определённого понимания сущности оговорки, её признаков и аспектов не существует – оно разнится от автора к автору.

Однако, оговорка в состоянии изменить нормативное предписание путём изъятий или дополнений. Определение оговорки можно обнаружить в Венской конвенции о праве международных договоров. Тут о. понимается как заявление государства о наличии характерных именно для него изъятий или дополнений к нормам международного договора при подписании (присоединении, ратификации и т.д.) международного договора, выраженное в односторонней форме.

Оговорки – один из самых сложных вопросов в международном праве, поскольку о. является односторонним выражением воли, но должна быть принята другой стороной договора. В качестве согласия может фигурировать молчание, согласно ст. 20 Конвенции. Но тут на первый план выходит такой критерий о. как допустимость. Если международным договором не регламентирована процедура принятия о., допустимость становится решающим фактором. Это достаточно спорный момент – чёткие критерии допустимости в Конвенции отсутствуют. Однако, для преодоления этой неопределённости были изданы руководства, в т.ч., по вопросам допустимости оговорок.

Право Российской Федерации на оговорки при подписании международных договоров фигурирует и в национальном законодательстве – п.1 ст. 25 ФЗ «О международных договорах РФ». Тут же содержится право и снять о. в любой момент, если договор позволяет.

В качестве практического примера оговорки можно привести Протокол (изменения) к Минской Конвенции от 22.01.1993 г. Предметом этого соглашения является правовая защита граждан в странах-участницах Конвенции. Документ, вносящий в Конвенцию правки подписан Грузией с оговоркой – «за исключением ст. 22.1». Оговорки обозначены и Украиной к той же статье 22.1, а также к ст. 80 Конвенции, измененной протоколом.

Но вернёмся к внутреннему законодательству РФ. Большинство оговорок, наличествующих в действующих нормах принимают форму словоконструкций:

  • при условии
  • в случае, если
  • с учётом особенностей и т.д.

Такие оговорки содержат в себе некие условия, существование которых порождает/изменяет/прекращает право и/или обязанность, а также устанавливает ответственность. Конкретный пример — исключение, указанное в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 317. Документ регламентирует процесс лицензирования деятельности, подразумевающей использование возбудителей инфекционных заболеваний. Исключение делается для медицинских целей – организациям, их преследующим такую лицензию получать не требуется.

Таким образом, конкретизация права, по нашему мнению, осуществляется преодолением и устранением пробелов в праве, созданием, развитием и применением коллизионных норм, а также за счёт использования оговорок.

Ещё по теме «Конкретизация права — немного о теории и практике»:

* Власенко Н.А. Методологические основы исследования конкретизации в праве // Конкретизация права: теоретические и практические проблемы: материалы IX международной конференции. М., 2015. С. 71-72

**А.Г. Репьев, журнал «Журнал российского права», N 10, октябрь 2021 г. «Конкретизация правовой нормы посредством технико-юридической оговорки (на примере словосочетания «в случае»»

Конкретизация права

Конкретизация права – вопрос, являющийся предметом исследования на протяжении уже довольно длительного времени. Актуальность вопроса остаётся достаточно высокой в связи со стремительным изменением общества. Отношения внутри него усложняются, появляются новые, отмирают старые, изменяются существующие.

Следовательно, под конкретизацией п. можно понимать такое на него воздействие, которое ведёт к сужению его из абстрактной «общей» массы к узкому, частному случаю. Регулирование, в основном, направлено на широкие слои общества. Но в правоотношениях зачастую возникают и проявляются индивидуальные черты. Это те отношения, которые существуют в единичных случаях, но нуждаются в регулировании.

Это логично — охватить абстрактным п. ввиду вышеуказанного абсолютно все общественные отношения невозможно. Но учитывать потребности населения в полном объёме, тем не менее, необходимо. Способом, позволяющим решить этот вопрос, является как раз конкретизация.

Н.А. Власенко считает*, что к.п. – это переход от неопределённости юридического предписания к, наоборот, определённости. А.Ф. Черданцев рассматривает конкретизацию норм п. как к. их содержания. К., по его мнению, может выражаться в выведении более конкретных норм из абстрактных, либо подведение какого-либо факта (обстоятельства) под уже существующую общую н. Этот подход соответствует одному из главных диалектических постулатов – движению от неопределённости к определённости.

Авторы сходятся в том, что к. – это свойство правового регулирования, его неотъемлемое качество. Более того, без к. нормы вряд ли смогут быть эффективным регулятором общественных отношений. Конкретизация лежит в основе самого развития п. н., без неё невозможно функционирование системы права.

В контексте рассматриваемого вопроса нужно сказать о том, что к. в состоянии устранять неопределённость п., являющуюся его, п., дефектом. Это важная функция в целях достижения эффективности.

В качестве инструмента конкретизации многие авторы принимают пробельные и коллизионные правила. Устранение и преодоление пробелов в праве, наравне с коллизионными нормами в состоянии преодолеть правовую неопределённость. Следовательно, аналогия права и закона, а также коллизионные нормы технически осуществляют к.п.

Анализ и синтез

В любом виде интеллектуального труда – в области математики, политологии, живописи и др.– широко применяются анализ и синтез. Речь идет не о научных методах, а о взаимосвязанных мыслительных операциях.

Этимология слова «анализ» восходит от древнегреческого «разбивать», «расчленять». Как мыслительная операция анализ подразумевает изучение вещи, свойства, процесса или отношения между предметами путем реального или мыслительного расчленения целого на составляющие. Данная операция – одна из базовых в процессе познания и предметно-практической деятельности человека.

Примером практического анализа может служить химический процесс расщепления молекулы кухонной соли на ионы Натрия и Хлора с целью изучения состава и молекулярных связей. Умственная операция анализа предполагает теоретическое умение оперировать составляющими частями предмета или явления и на основании этого делать определенные выводы. Например, благодаря умственному анализу ребенок учится различать геометрические фигуры как набор отдельных характеристик: квадрат состоит из четырех прямых линий, треугольник отличается от квадрата количеством углов и линий.

Синтез (от древнегреческого «соединение», «складывание») – изучение чего-либо через объединение вещей, понятий, суждений о явлении или предмете с целью получить комплексное и разностороннее представление о нем. Примером синтеза может быть случай, когда во время написания реферата по истории на тему «Общие черты экономических систем СССР и Китая», студент, опираясь на знания двух разных тем, определяет что было общего в развитии двух главных социалистических стран в заданный период.

Джон Локк в своем «Опыте о человеческом разуме» был уверен, что знания создаются путем комбинирования восприятия, представления и других видов знаний. Иммануил Кант в «Критике чистого разума» утверждал, что есть две взаимно дополняемые операции: анализ – понимание через изучение частей, синтез – понимание через связь, объединение составляющих, восхождение от единичного к множественному. Говоря обычным языком, анализ и синтез – две стороны одной медали.

Классификация и категоризация

С классификацией и категоризацией мы сталкиваемся в повседневной жизни постоянно, она насколько прочно вошла в нее, что большинство людей даже не задумываются, когда прибегают к такой мыслительной операции. На протяжении всей жизни, понятия и знания о предметах мы чуть ли не на подсознательном уровне относим их к той или иной категории, что приводит к удобству использования информации. Практически все вокруг нас подчиняется определенной логике: будь то отделы в супермаркете или дорожные знаки.

Большинство современных словарей используют термины «классификация» и «категоризация» как взаимозаменяемые. Существует и отличное мнение о том, что «категория» более широкое понятие чем «класс», но даже в таком случае определение самого термина остается прежним. Классификация – логическая операция деления объема понятия, исходя из его характеристик. Пример – известная нам еще со школьной скамьи таблица:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: