Доступная психологическая помощь

Консультации студентов магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ «ВШЭ»

В начале апреля 2020 года магистранты программы начали проводить бесплатные консультации для всех, кто нуждался в этом во время тревожного периода самоизоляции. Сейчас большинство строгих ограничений по перемещению сняты, однако создатели проекта решили продолжать работу. Они оказывают психологическую помощь не только тем, кто пострадал от пандемии, но и всем, у кого есть проблемы в разных сферах жизни. При необходимости студенты получают супервизионное сопровождение профессионалов — своих преподавателей.

Чтобы пообщаться с психологом, оставьте заявку в гугл-форме, и с вами свяжутся в течение суток. Вам предоставят две онлайн-сессии длительностью по 50 минут. При желании можно продолжить общение со специалистом на платной основе. Для врачей действуют особые условия: консультации предоставляются вне общей очереди и в случае необходимости количество бесплатных сессий может быть увеличено до пяти.

Какие бывают психологи

Разница между психологом и психотерапевтом

Если заканчиваешь факультет психологии или психологический вуз — становишься психологом. Он использует разные виды психологической помощи: проводит беседу, диагностику, консультирует и корректирует состояние клиента. В обиходе таких специалистов часто называют психотерапевтами, но по специальности они именно психологи. Существует множество направлений психотерапии: гештальт-терапия, арт-терапия, когнитивная терапия и так далее.

Если заканчиваешь медицинский вуз, становишься врачом-психотерапевтом. Он имеет право выписывать лекарства, ставить диагнозы и проводить психотерапию.

В быту психотерапевтами называют как психологов, так и врачей. И те и другие могут проводить психотерапию, разница в том, есть у них медицинское образование или нет.

Чем они занимаются

Консультирование и психотерапия — основные направления деятельности психолога. Во время консультации он беседует с клиентом, узнаёт, что его волнует, и обсуждает, как решить его проблему. При этом психолог, как правило, делится с клиентом информацией, которая необходима для понимания ситуации и выхода из неё, и объясняет, почему возникла проблема.

Психотерапия направлена на улучшение качества жизни в целом, во всех сферах. Терапия нужна для избавления от комплексов, фобий или последствий психологической травмы, особенно в сложных случаях, а также для того, чтобы разобраться в себе и понять, почему не складываются взаимоотношения с людьми.

Душевным здоровьем людей также занимаются клинические психологи и психиатры. И тех и других готовят в медицинских вузах.

Клинический психолог изучает связь болезней и психического состояния человека, занимается диагностикой психических расстройств и помогает пациентам решить их проблемы с помощью психотерапии.

Психиатр занимается диагностикой и лечением заболеваний психики, он, как и врач-психотерапевт, имеет право ставить диагнозы и назначать лекарства. Его задача — разобраться, есть ли у человека психическая патология или нет. Он подключается и в пограничных случаях, которые нельзя однозначно отнести к патологии, работая вместе с врачом-психотерапевтом и психологом.

Дополнения и вспомогательные материалы

Ниже рассмотрим несколько форматов дополнительных и вспомогательных материалов по психологии:

Психологические игры и упражнения

Игры и упражнения, созданные специально для того, чтобы познавать особенности психики человека. Существуют разные виды таких игр и упражнений: для детей и для взрослых, массовые и одиночные, для мужчин и для женщин, произвольные и целенаправленные и т.д. Использование психологических игр и упражнений помогает людям понять других и самих себя, сформировать одни качества и избавиться от других и т.д. Сюда относятся упражнения на развитие разных качеств, преодоление стрессов, повышение самооценки, сюжетно-ролевые, развивающие, оздоровительные игры и множество других игр и упражнений.

Книги, учебники, журналы

К этой категории дополнительных материалов относятся любые печатные издания, посвящённые теме психологии человека. В них содержится огромный объём полезной теоретической и практической информации, на изучение которой могут уйти многие месяцы и годы. Авторами книг, учебников и статей в журналах могут быть как специалисты-профессионалы в области психологии, так и исследователи-любители

Важно уметь выбрать из всего многообразия существующих изданий самые качественные, т.е. информативные, удобочитаемые и пользующиеся успехом у читателей

Психологические эксперименты

Психологическими экспериментами называют проводимые в социальных условиях опыты для получения новых психологических знаний. Эксперименты могут проводиться и учёными-специалистами и обычными людьми, желающими получить какие-то знания по психологии

При проведении экспериментов важно, чтобы они имели конкретную цель и были безопасны для окружающих. Самыми же известными, но, к сожалению, не самыми гуманными психологическими экспериментами принято считать:

Психологические эффекты

Психологические эффекты представляют собой устойчивые и легко определяемые закономерности, которые отражают межличностные отношения людей в группе и раскрывают специфику процессов, характеризующих параметры взаимодействия и общения людей. Психологические эффекты уже не раз доказали свою эффективность. Их можно часто наблюдать и в реальной жизни и специально воссоздавать с целью эксперимента. Наиболее известными психологическими эффектами являются:

Психологические тесты

Психологические тесты – это различного рода сборники специальных упражнений/вопросов/испытаний, созданные для выявления психических особенностей, закономерностей, явлений и свойств людей. Такие тесты широко применяются исследователями в специализированных заведениях и в обычных условиях. Также тесты нашли широкое применение во многих сферах жизни человека: науке, образовании, трудовой деятельности, бизнесе и других. Самыми распространёнными являются тесты на определение уровня интеллекта, способностей, личных качеств, интересов, склонностей, профориентацию и т.д.

Видеоматериалы по психологии

К списку видеоматериалов можно отнести документальные фильмы по психологии, художественные фильмы с психологическим уклоном, вебинары, записи лекций, тренингов, семинаров, различные видеоролики и т.д. Видеоматериалы хороши тем, что многие аспекты психологии человека показываются наглядно, т.е. человек получает визуальное подтверждение полученной информации, примеры применения знаний на практике, может видеть реакции людей и т.п. Видеоматериалы по психологии в свободном доступе находятся в Интернете, и обратиться к ним может любой желающий.

Психология общения

Психология общения необходима в жизни человека для того, чтобы понять, как правильно находить с людьми общий язык в различных ситуациях. Имея понятие о том, как правильно себя вести и что говорить, можно обиться больших успехов на работе, а так же подружиться с большим количеством людей.

Данная отрасль психологии позволяет ознакомиться с различными методами общения, которые могут применяться для разных ситуаций и контингентов личностей. Имея некие знания, по жестам и мимике собеседника можно определить и понять очень многое. Ля того, чтобы иметь успех и уважении окружающих очень необходимо быть тактичным и коммуникабельным. Именно этому и учит психология общения.Читать статьи о психологии общения

Психологос: энциклопедия практической психологии Семь ключиков к порядку в доме

Добрый день!
Как я и ожидал, прошлая рассылка («Повесть о Формате, часть 1») вызвала много откликов, в основном восхищение и благодарность. Елена Кузьмина учится у меня в Университете практической психологии и, как
разумный и практичный человек, пробует воплотить на практике воспитания своих трех детей то, чему я учу в Университете. Результаты ей очень нравятся, теперь она рассказывает об этих результатах мне и вам. Итак, сегодня продолжение ее рассказа: «Повесть о Формате, часть 2, Семь ключиков к порядку в дома». 
Вдохновившись успехами применения первого плаката, я решила структурировать еще одну сферу нашей с детьми жизни – домашние дела.

На первый взгляд, система может показаться сложной, но она имеет внутреннюю логику и легка для понимания. Расскажу по порядку о ключевых моментах моей идеи.
1. Дела простые, понятные, конкретные.
Для простоты я сделала одинаковое количество дел, по 5, утром и вечером, каждому ребенку. Пришлось кое-чем пожертвовать, что-то перенести. Например, за порядок в детской и в ванной отвечает Андрей, при
этом устно я часто напоминаю, что Саша обязательно в этом участвует, это и его дело тоже.
2. В центре внимания – позитив от мамы за выполнение дела.
На первом плакате центральное место занимает
изображение обнимающихся мишек

Любовь, одобрение, поддержка – это важно, это на первом месте.
Признаюсь честно, это было нужно не только для детей, это было нужно и для меня самой. В бытовой суете мы, мамы, заботимся в первую очередь о порядке и комфорте и часто забываем о проявлении любви к детям. Напоминание всегда кстати.
Кроме того, на отдельном плакате я записала роль мамы во всем процессе

Напоминание всегда кстати.
Кроме того, на отдельном плакате я записала роль мамы во всем процессе.

Это вызвало бурю положительных эмоций у Саши, т.к. теперь он получил инструкцию как получить от мамы объятия и поцелуи. (Я задумалась – неужели раньше я так редко проявляла нежность к ребенку, что он буквально «изголодался» по объятиям? Не так уж редко, но, видимо, недостаточно).
3. Санкции присутствуют, и они конкретны.
Санкции выбирала с точки зрения полезности для организма и скорости выполнения. Утром времени обычно маловато, поэтому приседания, это быстрее. Вечером уделить 2-4-6 минут упражнению тоже можно. Раньше мы
занимались одними только приседаниями за разные проступки, и это стало уже слишком легко для них.
Хочу сказать, что приседания утром мы делаем крайне редко – все дела обычно выполняются. А упражнение «Стульчик» (застыть в полуприседе: как будто сидишь на стуле, но без стула) бывает пару раз в неделю. Поначалу «стульчики» были кривые и
стонущие. Сейчас дети уже приучились и стоят «стульчиком» ровно и красиво, одно загляденье.
Саша не упускает случая поторговаться в мелочах: — Мама, если я буду очень красиво «стульчиком» стоять, ты разрешишь мне на 2 секунды меньше стоять?
Кстати, санкции не избавляют от необходимости доделать несделанное дело.
4. Старшие следят за младшими и несут ответственность за дела младших.
Самый заметный эффект от этого правила я увидела в изменении взаимоотношений Саши и Юли. Если раньше это были в основном ссоры и обзывания, то теперь Саша переменился. Он почувствовал себя старшим, ответственным, и сейчас применяет все свое красноречие для того, чтобы отвести Юлю чистить зубы. С другой стороны, Юля стала меньше задирать Сашу, стала относиться к нему теплее и чаще его слушаться.
Побочный, но очень приятный эффект этого правила – у мамы стало меньше забот, как минимум вполовину.

Если хотите стать такими же талантливыми, для вас открыт набор на обучение в Университете Практической Психологии на 2015 год. Начало занятий в сентябре. Подробно на
сайте univerpp.ru

Кем и как работают психологи

Направления работы

Выбор направлений в области психологии огромен: есть психологи, которые работают с персоналом, специалисты по социальной работе, по работе с детьми, родителями, взрослыми людьми, семейные психологи и психотерапевты. Отдельное направление — дефектология. Психолог-дефектолог занимается детьми с отклонениями в развитии. Есть ещё нейропсихологи, они работают с детьми, у которых сложности в поведении и обучении.

По моей специальности — детский психолог — можно работать в государственных психолого-педагогических центрах, в школах, в различных детско-родительских центрах и организациях или консультировать клиентов частным образом очно и онлайн.

Сколько зарабатывают

Заработок психолога зависит от направления, в котором он специализируется, от места, графика и опыта работы.

Педагог-психолог в Москве получает в среднем от 30 до 50 тысяч рублей. Примерно столько же зарабатывают психологи в государственных центрах психологической помощи и социального обеспечения. Зарплата клинического психолога — от 30 до 120 тысяч рублей.

Стоимость психологической консультации или часового сеанса психотерапии в Москве — от 1500 до 6000 рублей и выше. Более пяти человек в день принимать не рекомендуется. Доходы частнопрактикующего психолога целиком зависят от его востребованности и работоспособности и в теории могут достигать 500 тысяч рублей. На практике таких психологов — единицы. В среднем «частники» зарабатывают 60–100 тысяч в месяц.

Благотворительная психологическая служба «Помогая другим — помогаешь себе»

В организации работают психологи с инвалидностью. Обращаясь к ним за консультацией, вы помогаете им осознать свою профессиональную востребованность. Общение со специалистом бесплатно, но при желании можно поддержать проект пожертвованием.

Получить консультацию в формате чата с психологом можно на форуме. Для этого нужно зарегистрироваться, выбрать одного из специалистов и создать тему с вопросом. Во время общения психолог предоставит до пяти развёрнутых ответов на ваши сообщения. Чат будет виден посетителям сайта

Важно: среднее время ответа психолога — 3–10 дней

Если такой формат вам не подходит, можно связаться со службой через Skype (pomo­gaya-drugim) по вторникам и четвергам с 16:00 до 18:00 по московскому времени. Общение проходит в голосовом формате, без видео.

Психология в Интернете

Сайты, посвященные нашему
факультету:

Раздел на
главном сайте МГУФакультет психологии МГУ в
социальной сети ВКонтактеФакультет
психологии МГУ в социальной сети FacebookФакультет психологии МГУ в
InstagramВидеозаписи
лекций, читаемых на факультетеУчебно-методический коллектор
факультета психологии МГУШкола Юного Психолога при
факультете психологии МГУСайт выпускников факультета
психологии МГУ 1981 года

Научные учреждения:

Институт психологии РАН
(ИПРАН) Инстутут психологии РАОИнститут высшей нервной
деятельности и нейрофизиологии РАНИнститут эволюционной
психологии и биохимии им. И.М. Сеченова Центр тестирования «Гуманитарные
технологии» Государственное предприятие
«Иматон»

Образовательные учреждения:

Санкт-Петербургский государственный
университет. Факультет
психологии 
Башкирский государственный педагогический
институт. Факультет психологии.
Казанский государственный университет. Факультет
психологии
Московский городской психолого-педагогический
университет. Факультет
психологии образования, факультет
клинической и специальной психологии.
Новосибирский государственный университет. Научно-учебный центр психологии, Факультет психологии
Российская академия государственной службы при
президенте Российской Федерации. Кафедра акмеологии и
психологии профессиональной деятельности.
Россиский государственный педагогический
университет
им. А.И. Герцена. Психолого-педагогический
факультет
Тверской государственный университет. Факультет
психологии и социальной работы
Удмуртский государственный университет. Факультет психологии и
педагогики.
Уральский государственный университет. Факультет психологии
Южно-Уральский государственный университет. Факультет
психологии
Ярославский государственный университет. Психологический факультет 

Психологические журналы:

Вестник
Московского университета. Серия 14, ПсихологияНациональный
психологический журналPsychology in Russia: State
of the ArtРеферативный интернет-дайджест
психологических наук

Вопросы психологии (журнал )Журнал высшей нервной деятельности
им. И.П. ПавловаЖурнал неврологии
и психиатрии им. С.С. Корсакова  Консультативная психология
и психотерапияКультурно-историческая
психологияКурьер образованияНеврологический
вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева Психология и правоПсихологическая наука и
образованиеПсихологические исследованияПсихологический
вестникПсихологический
журналСоциальная психология
и обществоШкольный психологЭкспериментальная
психологияЭлектронный журнал Psyedu.Ru

Биографии психологов в
Интернете:

Биографические
статьи в журнале «Вопросы психологии»Всероссийское
генеалогическое древоРаздел «Кто есть
кто» на www.psychology.ruРаздел «Кто
есть кто» на сайте «Детский психолог»Раздел
«Мэтры психологии» на сайте газеты «Школьный
психолог»Раздел
«Персоналии» на сайте «Мир психологии»Раздел
«Сотрудники» на сайте института психологии РАОРусский
Биографический словарьСайт
«Век образования»Энциклопедия
Московского университета

Моя работа: психологическое консультирование

Я занимаюсь частной психологической практикой, провожу консультации и сеансы психотерапии в основном для детей и родителей, но принимаю и взрослых.

Я работаю по предварительной записи, для встреч с клиентами арендую кабинеты в центре Москвы. Обычно сеанс длится от 45 минут до 1 часа, но бывает и дольше. Как правило, я работаю неполную рабочую неделю — три или четыре дня, назначаю до четырёх консультаций в день. Гибкий график позволяет мне планировать время заранее и всё успевать.

Самая частая тема моих консультаций — детско-родительские отношения. При обращении родители не всегда именно так формулируют запрос. Обычно их беспокоит что-то в поведении ребёнка, и они идут с этим к психологу, а уже на консультации выясняется, что корень такого поведения именно в отношениях.

Например, однажды ко мне обратилась мать пятилетнего мальчика. Её тревожило небольшое отставание ребёнка в эмоциональном развитии. Наблюдая за ребёнком, я поняла, что он очень испуган и зажат, боится что-либо сказать или сделать не так. Во время консультации он нечаянно сломал одну из игрушек, которые я всегда держу в кабинете для малышей, и получил строгое замечание от мамы. Я предположила, что родители требуют от него соблюдения слишком многих правил, сильно ограничивают его, и из-за этого ребёнку трудно расслабиться.

На следующих встречах я занималась с ребёнком, помогая ему раскрепоститься и освободиться от страхов — в основном с помощью игры или творчества. Например, мы рисовали пальчиковыми красками. Родителям я посоветовала изменить воспитательную линию: уменьшить количество запретов, не одёргивать ребёнка на каждом шагу. В результате его эмоциональные реакции наладились, и мальчик стал веселее и спокойнее.

Другой пример. За консультацией обратилась мама дочери-подростка, жалоба — безобразное поведение девочки, постоянные конфликты. Во время беседы, наблюдая за тем, как они общаются и взаимодействуют друг с другом, я поняла, что своим поведением девочка просит маму: «Прими и люби меня, как бы я себя ни вела». Мама, конечно, этого не видела: она беспокоилась, что дочь стала неуправляемой, и излишне её контролировала. Услышать друг друга они не могли.

Мы поговорили с мамой о потребности ребёнка в безусловной любви и о том, что в подростковом возрасте она часто проявляется в виде бунта. Я посоветовала ей больше заниматься собой и ослабить контроль над ребёнком. В результате отношения мамы и дочери изменились: они стали лучше понимать и учитывать потребности друг друга.

Почему люди обижаются?

Когда, человек ожидает от другого человека определенных действий и если эти действия не проявляются, то человек обижается. К примеру, Василий дарил цветы своей жене каждый год на 8 марта, но один раз забыл или не успел. Жена привыкла к определенному поведению Василия и ожидала подарка. Подарка не получила, но зато обиделась.

Обида это программа из детства, для манипуляцией родителями и близкими людьми, что бы вызвать чувство вины и получить желаемое. Чем больше человек привыкает к такому поведению, тем больше будет разочарование при взрослении, что не всеми людьми можно манипулировать таким образом.

Служба экстренной психологической помощи МЧС России

Телефон: +7 (495) 989–50-50

Круглосуточно

Если вам нужна помощь, позвоните на номер в любое время суток, и с вами поговорит профессиональный психолог. Называть своё имя и другие личные данные не нужно. Единственное, что может потребоваться при звонке на московский номер из другого города, — оплата междугородней связи, если это предусмотрено вашим тарифом.

Кроме того, при Центре экстренной психологической помощи МЧС России есть интернет-служба, где можно один раз получить бесплатную консультацию психолога в формате чата. Для незарегистрированных пользователей она проводится в форме публикации ответов на форуме: ваш вопрос специалисту и его ответ будут видны всем посетителям сайта. Регистрация даёт возможность пообщаться с психологом уже тет-а-тет — в вашем личном кабинете.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: