СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Два способа существования человека (по С.Л. Рубинштейну) и две модели профессионализма (по Л.М. Митиной). Психологическая характеристика модели адаптивного поведения и модели профессионального развития. Профессиональное развитие как процесс нравственного становления психолога. Модель деятельности практического психолога (по Е. Аллену — Г.С. Абрамовой). Проблема профессиональных стандартов деятельности психологов. Правовые и этические нормы.
Ценностно-нравственные основы выбора профессии психолога. Система личностных и профессиональных ценностей психолога. Профессионально значимые особенности личности психолога. Уникальность личности психолога как ценность. Система профессиональных и жизненных целей психолога. Индивидуальный стиль деятельности психолога. Кризисы и этапы профессионального становления практического психолога: на пути к этическим основам профессии.
Этические принципы и этические стандарты Возникновение первых профессионально-этических кодексов. Профессиональная этика: понятие и предназначение. Этика как неотъемлемая часть профессиональной деятельности.
Методологические основы профессиональной этики психолога. Уровни регуляции и этические аспекты деятельности психолога. Главный этический парадокс психологии. Основные этические противоречия в деятельности психолога. Основные этические проблемы в деятельности психолога.
Традиционные этические принципы в работе психолога: компетентность, порядочность, забота о благополучии, уважение других, профессиональная, научная и социальная ответственность. Проблема общечеловеческих ценностей в деятельности психолога. Этические стандарты деятельности психолога.
Этический кодекс психолога: понятие, предназначение, специфика применения. Этический кодекс российской ассоциации тренинга и психотерапии (1998). Этический кодекс педагога-психолога образовательного учреждения города Рязани (2002). Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (2003).
Этические нормы психолога-исследователя, психолога-практика, преподавателя психологии. Этические нормы в групповой психологической работе. Этические нормы в психодиагностической работе. Этические нормы в консультационной работе. Этические нормы во взаимодействии с клиентами разного возраста. Этические нормы во взаимоотношениях с разными категориями взрослых клиентов. Этические нормы во взаимодействии с заказчиком. Этические нормы во взаимодействии с руководителем.
Этические нормы во взаимодействии с коллегами. Этические нормы взаимоотношений в профессиональном сообществе.
Особенности решения этических проблем в деятельности психолога.
Нарушение этических принципов и стандартов в деятельности психолога.
Этические проблемы психолога, начинающего профессиональную деятельность. Этические аспекты проблемы профессионального выгорания психолога.
СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
2. Анализ этически проблемных ситуаций.
1. Учебная дискуссия «Система личностных и профессиональных ценностей психолога: возможна ли гармония?».
2. Анализ этически проблемных ситуаций.
1. Учебная дискуссия «Профессионально значимые особенности личности психолога. Уникальность личности психолога как ценность».
2. Анализ этически проблемных ситуаций.
1. Учебная дискуссия «Система профессиональных и жизненных целей психолога: проблемы согласования».
2. Анализ этически проблемных ситуаций.
1. Учебная дискуссия «Особенности профессиональной этики в деятельности психолога-исследователя».
2. Анализ этически проблемных ситуаций.
1. Учебная дискуссия «Особенности профессиональной этики в деятельности психолога-практика».
2. Анализ этически проблемных ситуаций.
1. Учебная дискуссия «Особенности профессиональной этики в деятельности преподавателя психологии».
2. Анализ этически проблемных ситуаций.
1. Учебная дискуссия «Особенности профессиональной этики во взаимоотношениях с участниками групповой психологической работы».
2. Анализ этически проблемных ситуаций.
1. Учебная дискуссия «Особенности профессиональной этики во взаимоотношениях с респондентами психодиагностической работы».
2. Анализ этически проблемных ситуаций.
1. Учебная дискуссия «Особенности профессиональной этики во взаимоотношениях с клиентами разного возраста в консультативной работе».
2. Анализ этически проблемных ситуаций.
1. Учебная дискуссия «Особенности профессиональной этики во взаимоотношениях с взрослыми клиентами в консультативной работе».
2. Анализ этически проблемных ситуаций.
1. Учебная дискуссия «Особенности профессиональной этики во взаимоотношениях с заказчиком психологической работы».
2. Анализ этически проблемных ситуаций.
1. Учебная дискуссия «Особенности профессиональной этики во взаимоотношениях с руководителем».
2. Анализ этически проблемных ситуаций.
1. Учебная дискуссия «Особенности профессиональной этики во взаимоотношениях с коллегами по работе».
2. Анализ этически проблемных ситуаций.
Введение
Общество психоаналитической психотерапии (ОПП) разработало данный Этический кодекс, чтобы определить этические стандарты работы психоаналитического психотерапевта в сферах психотерапевтической практики, обучения психотерапии и исследовательской деятельности. Данный кодекс имеет своей целью информировать психотерапевтов и обучающихся психотерапии студентов (далее студентов) о необходимости следования профессиональной этике и предупредить членов ОПП об опасности отклонений от стандартов профессионального поведения.
Психоаналитическая психотерапия представляет собой метод лечения взрослых людей, детей и подростков, страдающих от эмоциональных нарушений и психических расстройств, с целью ослабления психического страдания и содействия их развитию и благополучию. Разработанные принципы и стандарты профессиональной этики являются общей системой правил, определяющей обязательства психотерапевта перед пациентами, их родителями или опекунами (когда пациентом является ребенок или подросток), студентами, коллегами и общественностью в целом. Этические нормы, которые содержит данный кодекс, предполагают обязательство со стороны психотерапевта действовать в соответствии с этикой психотерапии на протяжении всей своей профессиональной деятельности и способствовать этичному поведению своих коллег и студентов.
Данный кодекс создает общую основу для решения этических проблем. Тем не менее, ни одно из правил этики не может быть общим и отвечающим на все этические вопросы, возникающие в психотерапевтической практике, образовательной и исследовательской деятельности. Знание членами ОПП Этического кодекса должно позволять им самостоятельно определять, какие части кодекса применимы к той или иной конкретной ситуации и учитывать любые возможные противоречия между различными аспектами профессиональной деятельности.
Ответственность, взвешенность суждений и честность психотерапевта – необходимые условия реализации профессиональной этики в сфере психоаналитической психотерапии. Постоянная самопроверка и рефлексия психотерапевта, а также обращение за супервизией и консультациями к коллегам при возникновении трудностей и этических дилемм обеспечивают надежные условия, как для пациента, так и для самого психотерапевта.
На данный момент Этический кодекс ОПП принят Секцией психоаналитической психотерапии взрослых, то есть, все члены Секции психоаналитической психотерапии взрослых берут на себя обязательство действовать в соответствии с принципами и стандартами данного кодекса. Предполагается, что со временем данный этический кодекс будет доработан с учетом особенностей клинической практики других секций ОПП и принят всеми секциями ОПП.
Северо-Кавказского федерального университета
^ Обращение к студентам от органов студенческого самоуправления^ Права и обязанности студентаСеверо-Кавказского федерального университета(извлечение из Устава СКФУ)
- ^ Символика Университета
Корпоративная этика любого учреждения предполагает гордость, уважение и сохранение символики организации. Логотип, флаг с изображением логотипа и гимн являются главными символами Университета. Они используются при проведении различных торжеств, акций, в официальных документах, а также для презентации Университета при участии в мероприятиях, проводимых другими организациями. Уважительное отношение студента Университета к его официальным символам отражает отношение к самому вузу.^ 2. Пропускная система3. Приветствие^ 4. Религиозные и этнические особенности^ 5. Одежда и внешний вид^ 6. Речевой этикет^ 7. Опоздания и пропуски занятий^ 8. Учебные занятия9. Библиотека^ 10. Здоровый образ жизни
Процедура рассмотрения жалоб
А. Подача и первоначальная реакция на жалобу
Жалобы на нарушение профессиональной этики членами ОПП должны направляться непосредственно в Комитет по этике. Комитет по этике должен предоставить любому жалующемуся возможность ознакомиться с Этическим кодексом ОПП. Подавший жалобу также должен быть проинформирован о том, что любая жалоба подается в письменной форме, подписывается им и предполагает идентификацию психотерапевта (далее ответчик), в отношении которого подана жалоба. В жалобе должны быть четко описаны факты и обстоятельства неэтичного поведения, и, если это возможно, указаны принципы, которые были нарушены. Подача жалобы предполагает согласие подавшего ее лица на использование информации и других материалов, представленных для рассмотрения.
Б. Сообщение ответчику
Затем Комитет по этике должен сообщить психотерапевту о жалобе на неэтичное поведение в его адрес, предоставив ему копию жалобы и другие материалы, предоставленные подавшим жалобу, а также описание процедуры рассмотрения жалоб на неэтичное поведение.
В. Определение того, заслуживает ли жалоба специального расследования
Комитету по этике необходимо определить, заслуживает ли жалоба специального рассмотрения. Если жалоба отклонена, то жалующийся и ответчик должны быть уведомлены об этом. Если жалоба требует дальнейшего рассмотрения согласно формальной процедуре, ответчик также должен быть уведомлен об этом, и ему должно быть предоставлено право быть выслушанным. Ответчику также предоставляются следующие права:
- возможность иметь полную осведомленность относительно содержания жалобы;
- право рассмотрения случая, право на проверку и сравнение фактов;
- уведомление не менее чем за 10 дней о дате, месте и времени рассмотрения случая.
- право делать записи во время процесса рассмотрения случая;
- право на получение окончательного решения Правления ОПП и/или рекомендаций Комитета по этике в письменном виде, включающих обоснованные причины решения.
Г. Решение Комитета по этике
После полного и беспристрастного рассмотрения жалобы и всех имеющихся данных, представленных на слушании, Комитет по этике должен придти к окончательному решению. Таким решениями могут быть:
(а) Принятие неформальных (коррекционных) мер для решения проблемы.
(б) Временное исключение из ОПП сроком от года до трех лет.
(в) Полное исключение из ОПП.
Д. Дальнейшие действия Комитета по этике и утверждение решения
Председатель или представитель Комитета по этике представляет резюме рассмотренного случая, включающее основания принятого решения, на Правлении ОПП.
Если Правление ОПП большинством голосов утверждает решение Комитета по этике, оно становится окончательным. Правление ОПП может принять решение Комитета по этике как решение ОПП, либо принять собственное решение по поводу рассматриваемого случая.
После рассмотрения случая на Правлении президент или член Правления ОПП ставит в известность ответчика и жалующегося относительно принятого решения; ответчику предоставляется копия резюме.
Правление ОПП может решить вернуть материалы назад в Комитет по этике для дальнейшего рассмотрения, обозначив особо важные вопросы для дополнительного обсуждения. В данном случае обе заинтересованные стороны уведомляются о решении Правления ОПП.
Психолог должен
1. Уважать права и свободы клиента
- Одинаково уважительно относиться к людям независимо от пола, возраста, национальности, культуры, вероисповедания, языка, социального статуса, сексуальной ориентации и физических возможностей;
- быть беспристрастным и непредвзятым.
3. Иметь добровольное согласие клиента
Информировать клиента о своих методах работы и возможных рисках или дискомфорте. Клиент должен самостоятельно принять решение и дать согласие на терапию. Это касается также видео- и аудиоконсультаций. Законные представители клиента могут принять решение о его участии в терапии, если по медицинским причинам он не способен сделать это сам.
4. Соблюдать рамки своей компетенции
- Осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте;
- самостоятельно осуществлять работу с клиентом: составлять анкету, тестировать, проводить тренинги и т.д.;
- владеть методами терапии одной из психотерапевтических школ: КПТ, гештальт-терапия и пр.
5. Соблюдать принципы ответственности
- Осознавать специфику взаимодействия с клиентом и вытекающую из этого ответственность;
- прекратить терапию, если действия не ведут к улучшению состояния или представляют риск для клиента.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию. — М., 1994.
2. Болотова, А.К. Прикладная психология : учебник для вузов / А.К. Болотова, И.В. Макарова. — М., 2001.
3. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга : учебное пособие. — М., 1999.
4. Вачков, И.В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе : учебное пособие / И.В. Вачков, С.Д. Дерябо.
— СПб., 2004.
5. Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог» / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников ; под ред. И.Б. Гриншпуна. — М. ; Воронеж, 2002.
6. Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской. — М., 1996.
7. Гуткина, Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. — М., 1991.
8. Дергач, А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А.А. Дергач, Н.В. Кузьмина. — М., 1993.
9. Доценко, Е.Л. Психология манипуляций: феномены, механизмы, защита. — СПб., 2003.
10. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. — М., 1991.
11. Кларин, М.В. Корпоративный тренинг от А до Я. — М., 2000.
12. Красило, А.И. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении / А.И. Красило, А.П. Новгородцева. — М. ; Воронеж, 1995.
13. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования. — М., 1999.
14. Маркова, А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.
15. Меновщиков, В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. — М., 2002.
Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. — 16.
Осипова, А.А. Общая психокоррекция. — М., 2000.
17.
Основы общей и прикладной акмеологии / под ред А.А. Дергача . — 18.
Овчарова, Р.В. Технология практического образования психолога : учебное пособие. — М., 2000.
Пугачёв, В.П. Руководство персоналом организации. — М., 2000.
20.
Психологическая служба школы : учебное пособие для студентов / под 21.
ред. И.В. Дубровиной. — М., 1995.
Психологическое консультирование в школе / сост. Н.В. Коптев. — 22.
Практическая психология образования : учебник для студентов высших 23.
и средних специальных заведений / под ред. И.В. Дубровиной. — М., Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — 24.
М. ; Воронеж, 1996.
Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы 25.
в области практической работы. — М., 1999.
Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы:
26.
теория и практика. — М., 1993.
Сидоренко, Е.В. Психодраматический и недирективный подход в групповой работе с людьми. — СПб., 1992.
Фромм, Э. Психоанализ и этика. — М., 1993.
28.
Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. — М., 1992.
29.
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ «СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ»
Вы консультируете молодую женщину по вопросам ее взаимоотношений с мужем. Накануне очередной встречи к Вам обращается ее мама и предлагает «дополнительную информацию, чтобы Вы лучше разобрались в ситуации».
Вы, начинающий психолог, подготовили программу и собираетесь впервые провести тренинг для сотрудников своей организации. На собрании приглашаете в группу, а Вас спрашивают: «А это действительно принесет пользу и будет интересно для меня?».
Вы работаете в городском психологическом центре и консультируете тех, кто обратился туда за помощью. Один из Ваших постоянных клиентов просит прийти к нему домой под видом друга и помочь жене как бы подружески, потому что жене «очень нужна помощь, но к психологу она не пойдет».
Родители привели на консультацию к вам сына, которому «нужно помочь выбрать профессию». Выяснилось, что сын давно определился и хочет после 9-го класса поступать в техникум электронных приборов, а родители настаивают на поступлении в вуз.
Ваш бывший сокурсник занимается научной работой, начал работать над новой диагностической методикой и просит Вас опробовать ее на Вашем клиенте.
Директор поручает вам провести занятия по эффективному разрешению конфликтов среди сотрудников, «которым это обязательно нужно», дает список и просит докладывать об их присутствии на занятиях.
У Вас на практике студент-психолог, который помогал Вам обрабатывать результаты диагностики, заполнять документы, подбирать материалы для семинара… А сейчас Вы должны начать индивидуальную консультацию.
Вы озабочены необходимостью труднодоступного медицинского обследования своего супруга и вдруг в ходе консультации узнаете, что Ваш клиент мог бы помочь.
У Вас продуктивный, доверительный контакт с клиентом, впереди еще несколько уже согласованных встреч, но неожиданно Вы вынуждены срочно взять отпуск за свой счет для ухода за родственником после операции в другом городе.
Вы в гостях. Один из новых для Вас гостей, узнав, что Вы психолог, просит проконсультировать его по поводу трудной ситуации в его семье.
Ваш директор просит дать ему «тот самый тест, который показал такие интересные результаты» — для жены, директора другой фирмы, чтобы «она провела его в своей организации».
У Ваших хороших знакомых сын мечтает поступить на работу в престижную фирму. Через несколько дней он будет проходить психологическое тестирование. Вас просят подсказать, как лучше отвечать на вопросы тестов.
Вы проводили с персоналом тренинг эффективных переговоров с использованием видеозаписи. Руководитель, не принимавший участие в тренинге, хочет просмотреть запись занятий.
Вы проводите плановые психологические занятия с учащимися 8-го класса. Один из неформальных лидеров явно не желает принимать в них участие и демонстративно не выполняет ни одного упражнения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательной целью курса является формирование у студентов представлений о нравственно-этических основах психологической работы;
развитие компетентности студентов в области разрешения этических проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности психолога.
Основные задачи курса:
1) познакомить студентов с возникновением профессиональной этики в истории человечества, нравственными основами профессиональной этики психолога, профессиональными этическими кодексами;
2) раскрыть значимость и суть этических принципов работы психолога в различных видах деятельности с различными категориями клиентов в типичных ситуациях, содействовать развитию у студентов адекватных нравственно-ценностных ориентаций;
3) создать условия для формирования у студентов готовности к анализу этических проблем, для овладения этическими стандартами профессиональной деятельности и возможностями профилактики этических конфликтов;
4) способствовать становлению личной профессиональной позиции студентов, формированию индивидуальной «этической чуткости», развитию ответственности и самостоятельности в решении этических вопросов.
Программный материал изучается на лекционных и семинарских занятиях, что позволяет освоить и теоретические основы профессиональной этики психолога, и практические навыки выявления, анализа этических коллизий, поиска этически приемлемых способов разрешения сложных ситуаций. На семинарских занятиях предпочтение отдается учебным дискуссиям, ролевым играм, групповому анализу ситуаций и другим интерактивным методам. Важную роль в активизации рефлексивной позиции студентов играет самостоятельная работа — подготовка эссе, рефератов, в которых отражается собственная позиция студента по обсуждаемым вопросам.
Изучение курса завершается экзаменом.