О чем говорят детские игры

Влияние игры на развитие ребёнка

Играя, дети постоянно развиваются. Некоторые игры способствуют развитию физических данных, другие формируют психику и умственные способности.

Развитие познавательной сферы

Через игры дети во многом познают мир. Они на опыте узнают об основных свойствах разных предметов и веществ, изучают их назначение. Познание мира через игры начинается с самого начала. Это начинается ее до того, как ребенок способен осознанно играть во что-либо. Он просто трясет погремушкой, слыша шум, складывает или бросает игрушки. Часто пробует на зуб различные предметы. Познавая мир, малыш одновременно развивает и свою память, логику. Способность анализировать и мыслить. Эти навыки, если их правильно развить, помогут ребенку лучше учиться в школе.

Физическое развитие

Существуют игры, которые направлены специально на развитие физических способностей. В это время дети осваивают движения, улучшают свои навыки и выносливость. Многие дети просто обожают подвижные игры. Они любят побегать, попрыгать, поиграть с мячом. В детской комнате рекомендуется оборудовать уголок со спортивными конструкциями, чтобы ребенок мог заниматься в течение дня

Во дворе важно стимулировать детей как можно больше двигаться. Это поможет в легкой игровой форме улучшить физические способности, а командная игра научи взаимодействовать между собой

Развитие образного мышления

Часто во время игры ребенок проявляет фантазию. Он моделирует пространство, наделяет игрушки определенными свойствами, придумывает для них имена и характеры. Дети понимают, что все это не по-настоящему, но во время игры фантики становятся для них настоящими деньгами, а песок – тестом для куличей. Именно в процессе таких игр и развивается воображение ребенка, он учится мыслить самостоятельно и нестандартно. Сегодня существует очень много игрушек, которые имитируют настоящие предметы. Это в каком-то смысле лишает детей возможности проявить фантазию.

Развитие речи и навыков

Когда в игре есть сюжет, а игрушки выполняют роли, ребенок проговаривает их действия и слова. Особенно полезны такие игры в коллективе. Это развивает речь, способность общаться. При этом дети учатся договариваться о правилах, а затем соблюдать их. Эти навыки тоже очень пригодятся им в дальнейшем.

Мотивация

Как правило, в ролевых играх ребенок подражает своим родителям или другим взрослым. Он на время как бы становится взрослым, пробуя себя в той или иной роли. В игровой форме он пытается выполнить те или иные действия. В таких играх просматривается мотивация вырасти достойным человеком, получить образование, чтобы иметь возможность найти хорошую работу, реализоваться в профессии. Чтобы мотивация была правильной, дети должны видеть хороший пример.

Нравственность

Как правило, дети играют между собой по выдуманным сюжетам, но при этом реагируют на действия партнеров по игре по-настоящему. Это может быть радость, благодарность или обида. В это время формируются человеческие качества. Малыш учиться быть смелым, проявлять решительность, доброжелательность. Чтобы человеческие качества формировались правильно, необходим хороший пример перед глазами. Родители должны время от времени наблюдать за игрой, ненавязчиво давать рекомендации и советы.

Эмоциональная сфера

Очень важным компонентом познания мира и развития ребенка является формирование его эмоциональности. Играя, дети должны научиться проявлять поддержку, выражать сожаление, симпатию. Часто сквозь игру можно заметить определенные проблемы. Например, малыш боится чего-то или встревожен

Выявив проблему, и своевременно обратив на нее внимание, ее можно будет решить еще в раннем возрасте. Это поможет ребенку вырасти более уверенным и уравновешенным человеком

Игра очень важна в жизни ребенка. И чем разнообразнее и интереснее они будут, тем лучше малыш будет подготовлен к взрослой жизни. Поэтому пренебрегать играми своих детей нельзя. Нельзя просто отправить ребенка поиграть с самим собой, чтобы он не мешал. Забота проявляется не только в покупке дорогих игрушек и компьютера

Очень важно наблюдать за тем, как ребенок проявляет фантазию, как взаимодействует с другими детьми и взрослыми, насколько хорошо он развивается физически

Значение игры в жизни ребенка

Игру еще называют ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Ведь она занимает почти все их время и роль игры в жизни ребенка не стоит недооценивать. В своих играх дети, воспроизводят все, что они видели и слышали в семье, в детском саду, на улице, магазине, на дороге.

Игра обучает детей не только подражать взрослым, но и помогает общаться между собой. Чтобы играть в игру нужно придерживаться определенных правила – это помогает ребятам научиться следовать каким-то правилам и в настоящей жизни.

Конечно, в школе, например, так же существуют десятки правил, которым нужно следовать, но эти правила установлены другими людьми, а не им самим.

Психологи и педагоги убеждены, что роль игры в жизни ребенка неоценима, ведь с помощью нее развивается воображение, мышление, маленький человек начинает мыслить нестандартно. Ребенок научается организовывать деятельность без подсказки взрослого, становится более любознательным и самостоятельным.

Конечно, покупая новую игрушку, нужно показать как с ней обращаться, но не стоит брать огромную роль в игре на себя. Если ребенок чаще становится наблюдателем в игре, а взрослый ведущим, то он растет пассивным, считает, что старшие все умеют и знают, а ему достаточно просто наблюдать и подражать их действиям.

Многие родители считают, что чем больше игрушек, тем лучше, хотят чуть ли не каждый день радовать свое чадо чем-нибудь новеньким. Но чем больше корзина с игрушками, тем больше теряется ребенок в этом изобилии, не знает что же ему выбрать

Такие дети не могут увлечься одной какой-то игрушкой, их внимание постоянно отвлекается на другие

Влияние игр на психическое и физическое развитие

Игра оказывает так же влияние на развитие дошкольника. Психические свойства и качества личности наиболее эффективно формируются в игре. Игровая деятельность оказывает влияние на все стороны психического развития, об этом часто говорили педагоги и психологи.

При помощи игры начинает развиваться произвольная память и внимание, что необходимо при поступлении в школу. Ребенку просто необходимо четко запомнить содержание игры, его роль в ней, чтобы успешно играть со сверстниками

Иначе он будет изгнан ими.

Этот ведущая деятельность влияет на формирование и развитие речи ребенка. Ведь нужно общаться со сверстниками, распределить роли в игре. Играя, дети начинают учиться, то есть они подготавливаются к школьной жизни. И если новые знание предложены им в виде игры, то так намного интереснее и легче будет их усвоить.

Роль подвижных игр в развитии ребенка

Не зря говорят «движение – это жизнь». Ведь именно с помощью регулярной физической активности, малыш сможет повысить свой иммунитет, укрепить здоровье и стать выносливым и ловким. Роль подвижной игры в физическом развитии ребенка неоценима. Такие занятия научат малыша владеть своим телом, улучшат моторику и помогут в освоении новых возможностей своего тела.

Активные игры– это не только лишь развлечение. На самом деле количество пользы при таком времяпровождении немалое. Ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, такие занятия помогают раскрепоститься, преодолеть застенчивость, стать организованным и дисциплинированным, получить новые знания об окружающем мире и закрепить уже знакомую информацию.

ОСОБЕННОСТИ!Подбирайте игры с учетом возраста и особенностей развития ребенка.

Проведение активных развлечений на свежем воздухе вдвойне полезно. Легкие хорошо насыщаются кислородом, укрепляется нервная система, что способствует улучшению качества сна, повышению аппетита, снижению утомляемости и раздражительности.

Ребенок мало играет или вообще не играет

Почему некоторые дети отказываются или вообще мало играют? Об этой проблеме начинают чаще писать мамы на форумах. Главное, внести ясность в ситуацию и выяснить причину. Мы не будем создавать возрастную градацию, а рассмотрим случай в целом.

Если играет, но мало.

Например, только в настольные игры, а не ролевые. Девочка не играет с куклами, мальчик с машинками. Здесь возможна эмоциональная зажатость внутри. Здоровый ребенок играет и играет много. У него в этом огромная потребность. На «нездоровье» может влиять родитель, семейная ситуация, проблема в школе, в детском садике, на улице, если ребенок часто гуляет. Сегодня достаточно актуальная проблема — травля. Я с этим столкнулась недавно, когда работала в детском клубе. Это замечательное место: все ограждено, красиво, рядом элитный детский сад. Дети в возрасте 6-7 лет собирались в группу. По идее, им должно быть интересно играть, а они занимались травлей детей, которые младше них. Бросались землей в лицо. Происходящее снимали на смартфоны, потом грозили, что опубликуют на YouTube. Травля имеет место быть везде. Дети, которые становятся мишенями закрываются из-за этого.

О том, что ребенок мало играет, представление родителя не всегда сопоставимо с детским миром. Для одного малыша нормально проигрывать всё за 1,5-2 часа. Ему хватает этого периода, чтобы выплеснуть чувства. Все остальное время ему хочется побыть с мамой и папой. Но маме может показаться, что полтора часа мало. Она начинает переживать, ведь другие дети играют весь день напролет. Они начинают плакать, когда их «вынимают» из игры. Самое главное, чтобы вообще ребенок играл.

Есть дети, которые вообще ни во что не играют. Они даже не берут в руки карандаш, чтобы выразить эмоции, мысли. Рисование в какой-то мере — это тоже игра. Ведь в процессе изображается сюжет. Если ребенок не играет вообще — это очень большая проблема. Нет выхода эмоциям, посредством игры. Здесь уже нужно подключать невролога, нейропсихолога. Для малыша остается только один вариант выплеснуть эмоции: слезы, крики, физическая активность. Но этого мало. Ребенку важна игра.

К чему приводит внутренняя зажатость у детей

Ребенок не может в дальнейшем, когда вырастает, полноценно взаимодействовать с социумом. Ему будет очень сложно общаться. Он не развился благодаря играм. Для него общество — это большой мир, в котором кто-то что-то умеет делать. А он, посредством игры, не смог развить эти навыки. Отсюда появляется неуверенность, боязнь делать первый шаг, пробовать себя на новом поприще. От чтения много пользы, но игра не менее важна.

Пример из практики

У меня на занятиях был мальчик, которому 4 года. У него прекрасные заключения от неврологов. Несколько экземпляров от разных врачей. Читаешь «все здорово», а в итоге начинаются проблемы, когда дело доходит до игры. В моем кабинете есть множество игрушек. Мальчик может взять любую на выбор. Ему нравится доска с эмоциями. На ней нарисованы таблички, которые при ударе кулаком или нажиме падают. Детки могут сами, если захотят, подойти и выбрать эмоцию. Кроха может передать настроение, выбрав нужный смайлик. Например, сердечко, плачущего, смеющегося. В один день этот мальчик проходит мимо всех игрушек и даже доски эмоций.

— Во что сегодня поиграем? — спрашиваю я.
— В песок наверное, — подумав отвечает.
— А в какой мокрый или сухой? — он долго думает, но я не тороплю и не направляю. Ребенок сам должен сделать выбор и прийти к ответу.
— Хочу в сухой.

Начинаем работать с сухим песком. <Дарья Клепальская проводит сеансы песочной терапии для детей — примечание редакции>. Потом он говорит:

— Мне скучно.
— А почему тебе скучно?
— Я не знаю.

На занятие выделяется 45 минут. За это время мы начинаем разбираться в ситуации. Он вообще не притронулся к игрушкам, а просто разговаривал. Для него было важнее сегодня пообщаться. Выход эмоциям произошел через разговор. Но если мы будем всегда просто говорить — это дает очень маленький результат. Нужно проигрывать все ситуации из жизни, чтобы ребенок не страдал от внутренней зажатости. Иначе он себя чувствует некомфортно.

Место игры в жизни дошкольника

Игра в том или ином виде практически постоянно присутствует в жизни ребенка дошкольного возраста. Подавляющее большинство действий происходит в игровой форме, даже обычные бытовые и воспитательные. Значительно проще уговорить дошкольника поесть или лечь спать, используя игровые элементы.

Через игровые действия дошкольник познает реальные отношения людей, многому научается и всесторонне развивается. С помощью игры происходит психическое развитие, социализация дошкольников, значительно расширяется кругозор и развивается речь, повышается физическая активность.

Через игровую активность детям проще научиться понимать переживания и чувства других людей. Моделируя различные ситуации, которые они видели в жизни, и выполняя роли, дошкольники поневоле испытывают те чувства, которые переживаются и в реальной жизни.

Дополнительная польза – психотерапевтический эффект

Взаимодействия с игрушками или друзьями научают сопереживать, помогают избавиться от отрицательных эмоций, выплеснуть огорчения и переживания, что важно для детей, чьи психологические особенности делают их восприимчивыми к обидам и страхам

Я не трусишка!

В играх он не проявляет инициативы и слишком легко подчиняется

«Ванечку любят все друзья и воспитательницы в саду как сговорчивого и покладистого ребенка, – рассказывает Ольга, мама пятилетнего сына. – В играх он скорее склонен уступить, чтобы не спровоцировать конфликт. При этом я замечаю, что ему далеко не всегда нравится играть те роли, которые ему навязывают более активные дети. Он даже готов отдать свои игрушки, чтобы избежать столкновения с драчливыми сверстниками. Не превратится ли его удобная для детей и окружающих взрослых мягкость и уступчивость в конформизм и неумение принимать собственные решения?»

В современном мире, ориентированном на достижения и успех, родители беспокоятся за малыша, который не проявляет лидерских качеств и не склонен в играх отстаивать свои интересы. Однако не спешите записывать ребенка в неудачники. И то, что сейчас кажется слабостью характера, может свидетельствовать просто об иной, интровертной внутренней природе. Такие дети не склонны к соревновательности и желанию быть на виду, тем более не стоит ожидать от них стремления быть заводилами. Самую главную ошибку родители совершают тогда, когда начинают сравнивать своего ребенка с более активными детьми, обладающими лидерскими качествами. И если мама или папа сами по природе скорее экстравертного склада и им свойственно проявлять себя активно, то часто у них возникает опасное желание чадо «перевоспитать». Однако покушаться на свойственный ребенку способ взаимоотношений с миром означает лишь одно – подавить и сломать маленького человека. Постоянное ожидание не свойственных ему качеств разовьет в малыше лишь комплекс неполноценности. А чтобы не огорчать родителей он либо будет через силу притворяться, что тоже может быть активным заводилой, либо уйдет в себя. И то и другое одинаково разрушительно. В действительности родители просто могут недооценивать других возможных качеств своего ребенка. Такие дети, больше ценящие тишину и уединенность, часто лучше концентрируются на заданиях, им не нужна постоянная группа поддержки и утверждение своего «я» через других людей. За счет врожденной склонности анализировать и многие внешние события глубоко проживать внутри себя они бывают наблюдательны и имеют собственное мнение. Просто они его никому не навязывают.

Значит ли это, что нам вовсе не стоит вмешиваться, если наш тихий малыш постоянно позволяет собой руководить? Конечно, нет. Ведь именно в семье ребенок получает первый и самый важный опыт взаимодействия с людьми, с которыми он может не совпадать по характеру. А в психологически защищенной для него домашней обстановке можно придумать игру, в которой малыш сам будет принимать решения и сообщать об этом взрослым или игрушкам. Как пример – «говорящая» вашим голосом игрушка принуждает ребенка катать машинки не по тому маршруту или кормить куклу, когда он хотел бы уложить ее спать. Вы при этом подсказываете ребенку, как ему стоит твердо сообщить о своих желаниях. После многократных репетиций подобных сцен в играх ребенку будет легче вступить в диалог в реальной жизненной ситуации.

Значение игры для дошкольника

В игре ребёнок отрабатывает навыки общения

Дошкольный период — важнейшее время для развития личности. Именно в эти годы малыш получает первые знания о жизни, которая его окружает, у него начинает вырабатываться собственное мнение на происходящее, определённое отношение к людям и событиям, формируются привычки и навыки поведения, что составляет основу его характера. Многое из перечисленного чаще всего формируется с помощью игры. Именно в игре ребёнок получает знания и отрабатывает навыки общения, формирует мировоззрение, расширяет познавательную сферу деятельности, развивает ловкость и дисциплинированность. Таким образом, игра становится для дошколёнка лучшим способом усвоения информации и общественного опыта.

Большое значение для становления ребёнка дошкольного возраста как личности имеют сюжетно-ролевые игры.

Приблизительно с трёх лет сюжетно-ролевая игра занимает в жизни младшего дошкольника основное место. Именно в этой сфере развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, дошкольники отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать малышу себя частью детского коллектива, критически относиться к себе и людям.

Что может игра?

Игровой метод воспитания несёт в себе массу полезностей.

Развивает познавательную сферу. Ещё с раннего детства ребёнок знакомится в игровой форме с предметами и их свойствами, складывая в копилку знаний всё больше информации, из которой к поступлению  в школу получается целый багаж. Он анализирует, обобщает и запоминает.

Физически и психологически укрепляет. Посредством игры происходит освоение движений, развивается их координация. Каждый ребёнок умеет прыгать, бегать, кувыркаться, учась мастерски владеть своим телом, приобретая ловкость, тренируя мышечный тонус

Всё это очень важно для физиологического развития

Значение игровой деятельности важно и в психологическом плане. Каждый из нас знает, как это важно снять барьеры, наладить взаимоотношения и контакт, сделать ребёнка общительным, преодолеть замкнутость и придать уверенности в собственных силах

Тренирует память, даёт толчок мышлению и творчеству. В игре, когда нужно запоминать правила и детали, развивается произвольная память, которая нужна нам не только в школе, а на протяжении всей жизни.

Играя с предметами понарошку, дети начинают включать воображение. Так, у них в магазине на дворовой лавочке денежками становятся листики деревьев, суп они варят из вермишель–травы и картошки-камешков, а для теста вкусных пирожных будет выбрано сдобное тесто — речной песок. Разве у вас так в детстве не было?

Всё это помогало нам вчера и помогает нашим детям сегодня находить нестандартные решения для выхода из любой ситуации. Фантазия позволяет не думать о том, что скажут зрители, а передавать мысли и чувства, как видишь это ты, а не кто-то другой, давая волю творчеству.

Учит общаться. Что как не игра развивает в наших детях умение говорить и договариваться, слышать и слушать, обучая основам коммуникации. Распределяя роли, устанавливая правила, поддерживая контакт во время всей игры, дети учатся дружить и партнёрствовать.

Прививает нравственность и мораль. Пусть и выдуманные, но жизненные сюжеты приводят каждого ребёнка к определённому финишу – тому выводу, который он для себя делает, пройдя через ситуацию.

Как, если не через игру, показать, что есть хорошо, а что всегда будет плохо, научить сострадать и сопереживать, а не стать холодной глыбой с ледяным сердцем?! Только пережитые эмоции, что позволяет дать игра, оставят неизгладимый след в детской душе и выведут наружу тревоги и страхи.

Подобно волшебной палочке она из ленивых делает трудяжек, лживых учит говорить правду, а трусишкам прибавляет смелости.

Виды и формы игровой деятельности в дошкольном возрасте

Этапы развития игровой деятельности дошкольника обеспечивают на протяжении возрастного периода обогащение видов и форм детских занятий. Если малыши в большей степени играют с простыми игрушками и предметами, то старшие дошкольники строят сюжет игры, разрабатывают правила, создают целые проекты для коллективного развлечения.

Некоторые виды могут требовать двигательной активности ребенка, а другие – активизации мыслительных процессов. Но каждая игровая ситуация имеет моделирующий характер, так как дети создают модель того, что они наблюдают вокруг.

Предметные игровые действия

Подобная разновидность характерна для самых маленьких детей. В этот период игровые действия заключаются в копировании действий взрослых. Такие подражательные игры заключаются в приготовлении еды, разговоре по телефону и в моделировании других простых ситуаций.

В качестве объекта выступают предметы-заместители. Девочка укладывает спать куклу так же, как это делает мама, прикладывает к уху игрушечный телефон или предмет, напоминающий его своей формой. Такой формат игры готовит ребенка к более сложным видам, способствует пониманию, что существуют определенные правила, является основой для будущей ролевой активности.

Подвижные игры

Полноценное развитие требует достаточного количества физической активности в жизни ребенка. Обычная зарядка вряд ли заинтересует малыша, а вот подвижные игры – отличный способ побегать и попрыгать, получая удовольствие.

Традиционные игры, связанные с движениями, известны столетиями. Это салочки, «кошки-мышки», вышибалы. Для групп детей существуют игры по правилам. Последние усложняются в зависимости от возраста играющих.

Наиболее известные разновидности заключаются в необходимости занять свободное месте, поймать оставшегося, сбежаться по команде в «домик». Кроме необходимой двигательной активности, в процессе пробуждается азарт, возникает соревновательный эффект, обучающий ребенка добиваться цели.

Ролевая игра

Первые ролевые элементы появляются у малыша в 3 года, когда он примеряет чужой образ – доктора, мамы, продавца. По мере взросления игровая деятельность усложняется: появляется сюжет, добавляются новые игроки, разрабатываются четкие правила игры.

Именно данная форма относится к основной деятельности ребенка. Она может длиться как несколько минут, так и продолжаться днями, когда девочка воображает себя принцессой или героиней, а мальчик стремится стать пиратом, супергероем, великим разбойником.

Сюжетно ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию воображения и творческих способностей: даже если за основу берется сказка или мультфильм, сюжет тщательно перерабатывается, могут появляться новые персонажи, а развитие событий часто уходит далеко в сторону от изначальной канвы.

Познавательная игровая активность

Игровая активность помогает ребенку осваивать новые знания и понимать незнакомые для него процессы. Познавательный интерес подталкивает многих дошкольников разобраться с теми действиями взрослого мира, в которых применяются вполне доступные инструменты.

Механизм заключается в следующем: ребенок увидел, как продавец или родители в супермаркете взвешивают продукты. Или наблюдает, как строители рулеткой замеряют длину или высоту. Интерес к данным действиям побуждает ребенка освоить их самостоятельно.

Взяв в руки линейку, он может перемерить все предметы в доме, а если имеются весы, то узнать количество граммов всего содержимого в холодильнике. Несмотря на то, что все происходит в рамках развлечения, ребенок приобретает навыки и получает знания, которые в дальнейшем пригодятся в учебной и профессиональной деятельности.

Влияние игры на развитие дошкольника

Учитывая, что игра – это основное занятие детей до 6-7 лет, в процессе игровой деятельности у дошкольников развиваются все основные навыки и умения, необходимые для успешного обучения в школе.

Формируются и закрепляются основные познавательные функции, улучшаются речевые навыки, расширяется объем знаний, стимулируется воображение, пробуждается и развивается творческое мышление.

Благодаря играм дошкольник научается общаться. Особенно способствует этому сюжетно-ролевая игра, поскольку заставляет детей прислушиваться друг к другу, учитывать место своей роли в общем сюжете, выполнять роль с присущими ей действиями, придерживаться правил.

Многостороннее влияние игры на развитие ребенка позволяет определять ее как ведущую деятельность в этом возрасте.

«А ты, мишка, наказан!»

В играх ребенка много жестокости и агрессии

«Играя с братом или другими детьми, мой сын всегда принимает роль нападающего, – замечает Марина, мама четырехлетнего Миши. – Его машинка всегда сбивает машинки других детей, он «прилетает» на игрушечном вертолете и всех захватывает. Когда он один играет с игрушками, то и тут пытается доминировать – все они должны ему подчиняться, в противном случае он их строго наказывает».

Родители часто теряются: как реагировать, когда малыш, казалось бы, не проявляет жестокости по отношению к живым существам, не мучает кошку и сверстники на него не жалуются, но в играх он ведет себя очевидно грубо. «Дети рождаются с разным темпераментом и уровнем агрессивности, это заложено природой, – говорит Татьяна Мизинова. – Проявление этой агрессивности совершенно закономерно и свидетельствует о нормальном развитии ребенка. Даже грудные младенцы иногда кусают грудь матери, что совсем не говорит об их дурном характере, как иногда думают молодые мамы. По мере взросления ребенок все больше узнает окружающий мир и постоянно его исследует. Поэтому дети часто совершают поступки, которые кажутся родителям проявлением жестокости, однако не являются таковыми. Это и удушающие объятия любимого котенка, и попытки изучить рыбку вне аквариума. Агрессивное, как нам кажется, поведение часто оказывается лишь результатом большей конституциональной активности детей, которую они не научились выражать в адекватной форме. И если одному малышу достаточно тихо сидеть в песочнице и лепить куличики, то другому требуются шумные игры и привлечение к себе внимания всеми возможными способами». Желание активно заявить о себе может проявиться и во взаимоотношениях с игрушками

И родителям важно не наказывать ребенка, а постараться на примере плюшевых зверей объяснить правила общения с другими детьми: «Мишке может быть больно и обидно, ведь он так тебя любит, ты его друг. И ведь ты тоже его любишь

Давай попробуем поговорить так, чтобы все игрушки вместе продолжили игру». «Характер ребенка формируется с первых месяцев жизни, и тут очень важно не задавить пусть даже и агрессивные проявления маленького человека, а направить их в созидательное русло, – считает Татьяна Мизинова. – И если сегодня малыш доминирует в песочнице над другими, то, возможно, в нем закладываются черты будущего лидера. Как он будет их реализовывать, во зло или во благо, уже зависит от родителей».

Музыкальные и танцевальные игры

Музыкальные игры очень полезны для детей. Они развивают чувство ритма, артистичность и координацию движений, помогают развиться творческим способностям, учат ладить с людьми и устанавливать с ними контакт.

Игра «Зеркало»

Девочки выбирают ведущую. Она выходит вперёд и становится перед ними. Включают музыку. Ведущая делает различные танцевальные движения, а остальные за ней повторяют. Когда музыка закончится, выбирают другую ведущую.

Игра «Необычные танцы»

Для игры «Необычные танцы» понадобится пять небольших музыкальных композиций. Включают музыку и под первую мелодию танцуют только руками, под вторую — ногами, под третью — головой, под четвёртую — лицом, а под пятую всем телом.

Игра «Статуя»

Моя дочка Настя ходит на танцы. Возраст девочек от трёх до пяти лет. Все девочки очень любят, когда их тренер после занятий играет с ними в игру «Статуя». Тренер выступает в роли ведущего, включает музыку, и девочки танцуют как хотят. Внезапно тренер выключает музыку, и девочки должны замереть в какой-то позе и не двигаться. Кто пошевелился — выбывает. Танцы продолжаются до тех пор, пока не останется одна девочка, которая и будет победителем.

Игра для ребёнка — это часть его жизни, без которой он не будет развиваться так, как предусмотрено природой. В игровой форме дети учатся общению и познанию мира. Игры также выступают своеобразной подготовкой девочек ко взрослой жизни.

Как организовать игру и чем помочь ребенку?

Правильно организовать игровое пространство очень важно, так как игра занимает ведущее место в жизни ребенка. В данном вопросе стоит руководствоваться несколькими правилами:

  • Безопасность превыше всего. В детской комнате должно быть просторно и светло, а также достаточно влажно (нормой считается 30-60% влажности воздуха) и не жарко (ведущие педиатры советуют 18-22 °С). Необходимо подобрать удобные предметы интерьера, чтобы у ребенка был доступ к игрушкам, но они все имели свое место. К тому же это научит малыша аккуратности и ответственности, ведь все в комнате необходимо будет убрать на свое место, скажем, перед сном.
  • Функциональность. Мебель необходимо подбирать максимально удобную и отвечающую своим требованиям, не стоит нагромождать пространство. Также будет здорово, если такие предметы интерьера, как стол и стул, будут «расти» вместе с ребенком, что позволит родителям существенно сэкономить бюджет, благо современные производители предлагают множество подобных вариантов.
  • Доступность. Полки с книжками, ящики с игрушками — все должно быть в открытом доступе для ребенка. Именно так малыш сможет выбрать, с чем и как играть.

Также стоит отметить, что при наличии большого количества игрушек можно поделить их на группы (куклы, мягкие игрушки, машинки, музыкальные инструменты) и менять их ребенку, например, раз в неделю. Так игра в жизни ребенка станет еще разнообразнее.

Роль игры в жизни ребёнка. Как игра влияет на развитие психики детей. «Что наша жизнь? Игра…»

Роль игры в жизни ребёнка.

Как игра влияет на развитие психики детей.

« Что наша жизнь? — Игра…» великие слова В.В. Волошинова и это правда. Человек постоянно играет, даже тогда когда он становится взрослым. Мы все играем свои роли. В начале это роли детей, затем – родителей, а потом уже бабушек и дедушек — всё по нарастающей.

То, какие мы есть сейчас, закладывается в нас в нашем детстве. И те принципы и ценности, умения и навыки, которые есть — всё это прививается в игре.

С помощью игры ребёнок узнаёт окружающий его мир, воспроизводит логически реальные действия людей, а также учится моделировать реальные отношения между людьми, познаёт социальные отношения и общественный смысл деятельности взрослого человека.

И тем самым, вступает во взрослую жизнь, с целым «багажом» знаний, которые ему необходимы для успешной и красивой жизни, для реализации своего потенциала.

Что такое игра? Игра – это активность организма, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности .

… Детская игра, возникающая в процессе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых. В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, именно в связи с ее развитием совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития .

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов — «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо».

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) .

Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.

До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений.

Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий.

На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения взрослых.

В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых.

В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице)

Итак, игра – это очень важный элемент в развитии психики ребёнка. С помощью игры мы, взрослые, можем научить ребёнка правилам и нормам, вовремя скорректировать его поведение, привить жизненно важные ценности, воспитать полноценного члена общества.

Поэтому, дорогие родители, играйте чаще с вашими детьми, в игре люди раскрываются и сближаются.

2. Туревская Е.И. Возрастная психология. — Тула. – 2002; 3. Кондаков И.М. Психологический словарь – 2000 электронная версия.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: