1.2 Тест животных Рене Заззо
Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности. Он представляет собой набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему. Ребенок сначала должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает испытуемый. Каждую реакцию ребенок должен обосновать.
Категоризация идентификации с животными по полярности
Степень полярности |
Идентификация |
Индекс полярности |
Высоко отрицательная |
Мышь, Змея |
-0,94 -0,78 |
Отрицательная |
Лягушка, Заяц |
-0,68 -0,51 |
Незначительно отрицательная |
Медведь, Орел |
-0,35 -0,29 |
Амбивалентная |
Тигр, Лев, Олень |
-0,14 -0,01 0,10 |
Незначительно положительная |
Черепаха, Лошадь, Олененок |
0,25 0,33 0,40 |
Положительная |
Слон, Собака Кошка Белка Обезьяна |
0,50 0,53 0,53 0,62 0,68 |
Интерпретация исходит из «портретов животных» и их индексов полярности.
ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Отношения с матерью могут быть как позитивными, так и негативными. Они рассматриваются как негативные, если мать выглядит строгой, наказывающей, отвергающей или пугающей, и как позитивные, если мать выглядит поддерживающей, любящей и одобряющей. Дети часто говорили, что мама ругает Красную Шапочку за то, что та разбила вазу, не послушалась маму, разговаривала с Волком в лесу. Одна девочка философски заметила: «Господи, мамы все равно ни за что ругают!»
Отношения с отцом. Эта переменная появляется достаточно редко. Мы обнаружили, что некоторые дети отражали как реальную,так и желаемую ситуацию: «У Белоснежки не было папы, и ей снится, что у нее есть папа, и он ей рассказывает, что когда она будет взрослой, нужно себя вести так, чтобы ее уважали и любили».
Кроме описанных выше личностных переменных тест измеряет такие характеристики детских ответов, как амбивалентность, адаптация к содержанию сказки, повторы и оригинальные ответы. Переменная «адаптация к содержанию сказки» отражает способность ребенка согласовывать свой ответ с содержанием сказки. Она показывает уровень тестирования реальности у ребенка, т.е. его способность различать умственные образы и внешние объекты, фантазию и реальность, корригировать субъективные впечатления относительно внешних фактов (в нашем случае относительно содержания сказки).
Таблица Корреляционный анализ результатов, полученных по ПСТ и опроснику Бека
Переменные ПСТ | Шкалы опросника Бека | ||||
«самооценка» | «тревожность» | «депрессия» | «агрессия» | «девиантное поведение» | |
Самооценка | 0,281* | -0,316* | |||
Потребность в превосходстве | -0,288* | ||||
Агрессия типа А | -0,313* | 0,319* | 0,332** | 0,335** | |
Тревожность | 0,306* | 0,291* | |||
Депрессия | 0,371** | 0,328** | |||
Примечание: * — 0,005 уровень, ** — 0,01 уровень. |
Потребности ребенка
Желание материальных ценностей. Эта переменная отражает желание ребенка приобретать материальные вещи, такие как деньги, игрушки, одежду или драгоценности: «Гном счастлив, что ему что-то досталось, например, обувь» (мальчик, 11 лет). Избыточное стремление к обладанию может быть следствием каких-либо видов дефицита в жизни ребенка, например, недостаточного удовлетворения его потребности в любви.
Чувство собственности — это определение границы «моего» и «не моего». В ПСТ чувство собственности характеризует потребность ребенка контролировать собственную территорию, а также вещи, такие как еда, личные принадлежности, имеющие эмоциональную или материальную ценность. Например: «Великан думает, как бы поймать свою жертву, так как у него в руках оружие. В его владения вошли воры, и ему хочется отомстить» (девочка, 9 лет).
Желание превосходства. В тесте стремление к превосходству проявляется как желание ребенка не быть со всеми, быть уникальным,что часто достигается через приобретение магического или королевского статуса. Пример: «Великан угрюмый, сердится на всех, хочет, чтобы все подчинялись, слушались, он самый старший» (мальчик, 11 лет). Интенсивное проявление этой потребности может свидетельствовать о том, что ребенок не удовлетворен своим местом в системе межличностных отношений, степенью его признания другими (сверстниками и взрослыми), а также в некоторых случаях указывать на патологию.
Оральные потребности. Широко известно, что условия кормления являются одним из фундаментальных факторов в возникновении различных видов дефицита у ребенка. Интенсивные оральные потребности могут говорить о ранних фрустрациях ребенка и символически выражать потребность ребенка в любви значимого взрослого. Они могут свидетельствовать также и об объективной потребности ребенка в пище. Приведем пример детских ответов, отражающих эту переменную: «Волк очень голодный, думает, как бы мне съесть побольше мясистых Красных Шапочек и бабушек» (мальчик, 11 лет), «Такое ощущение, что волк все время хочет есть» (девочка, 12 лет).
Потребность помогать — это желание предлагать помощь тем, кто в ней нуждается. «Великан хочет помочь людям, у которых есть проблемы, например, крыша протекла. Он чувствует сострадание» (девочка, 11 лет). Потребность помогать сходна с понятием альтруизма, и хотя данные разных исследований не всегда согласованы между собой, тем не менее предполагается, что существует связь между моральными рассуждениями и альтруистическим поведением.
Аффилиативная потребность. Ответы оцениваются как проявление потребности в принятии, когда они отражают потребность быть дружелюбным, приобретать друзей, становиться частью социальной группы или делать приятное кому-либо: «Красная Шапочка хочет быстрей идти домой от бабушки. Она хочет поиграть с детьми, а у бабушки никого нет» (девочка, 9 лет), «Волк хочет сыскать себе подружку, найти компанию» (девочка, 7 лет).
Потребность в привязанности. Нельзя говорить о нормальном психологическом состоянии ребенка, если его не принимают, не любят, не уважают другие и он сам себя не уважает. Ребенок с хорошей базой для удовлетворения потребности в безопасности, любви, уважении способен устоять перед фрустрациями и стать сильнее. Потребность в привязанности отражается в ответах, где проявляется желание проявлять и получать любовь: «Гном думает, чтобы Белоснежка не заболела, хочет заботиться о Белоснежке» (девочка, 7 лет).
Сексуальная озабоченность проявляется в ответах, которые отражают интерес ребенка к таким темам, как женитьба, влюбленность или даже сексуальное влечение и сексуальная внешность: «Гном чувствует мужество, думает, на ком жениться» (девочка, 9 лет).
Потребность в защите определяется как стремление к безопасности и к получению помощи от других, которые воспринимаются ребенком как более сильные и властные. Ребенок может испытать эту потребность при разглядывании изображения того или иного персонажа, который выглядит слабее: «Волк кого-то охраняет, боится, что кто-то нападет и съест его детенышей» (мальчик, 9 лет).
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИВНОГО СКАЗОЧНОГО ТЕСТА
Несмотря на критику проективных тестов, они остаются весьма популярными среди психологов. Причина такой популярности кроется в богатстве клинического материала, получаемого с их помощью, в возможности исследовать уникальный характер динамической организации личности, в целостном видении человека. К числу недостатков проективных методов относят их низкую надежность и валидность, большую зависимость интерпретации от клинического опыта и теоретической ориентации психолога.
Проективный сказочный тест (The Fairy Tale Test — автор К. Колакоглоу, Греция) обладает важным достоинством — он является стандартизированным диагностическим инструментом (тест был стандартизирован на большой выборке греческих детей, N= 800). Его цель — помочь психологу оценить личностную динамику ребенка, а также его личностные черты во взаимосвязи. Проективный сказочный тест (ПСТ) может эффективно использоваться как базовая техника для клинической диагностики детей 7-12 лет и как инструмент для оценки личностных изменений ребенка на протяжении определенного периода времени.
Тест основан на психоаналитической идее о связи сказок и бессознательных процессов. Стимульный материал теста представляет собой семь наборов карточек (по три карточки в каждом ) с изображением известных героев из детских сказок: Красной Шапочки, Волка, Гнома, Великана, Колдуньи, а также сцен из сказок «Красная Шапочка» и «Белоснежка и семь гномов». Согласно психоаналитической интерпретации, характер героев сказки рассматривается как выражение значимых людей в жизни ре-бенка,чаще всего,родителей, как отражение опыта личности и, наконец, как представление инстанций Ид, Эго и Супер-эго. Герои и сцены из сказок имеют три варианта изображения: два рисунка схватывают наиболее репрезентативные черты героев, которые можно найти в фильмах или иллюстрациях, а третий вариант отличается от тех, которые знакомы и популярны. Это сделано с той целью, чтобы он вызывал наиболее значимые или оригинальные ответы ребенка. Сцены из сказок представлены так, как будто они изображают начало, середину и конец сказки.
Проективный сказочный тест измеряет 26 переменных, таких как агрессия, оральные потребности, тревожность, потребность в принятии, аффилиатив-ная потребность, страх агрессии, депрессия, самооценка, стремление к превосходству, чувство собственности и др. В ответах детей по тесту проявляются наиболее известные защитные механизмы, в том числе уничтожение, формирование реакции, рационализация, проективная идентификация, проекция, расщепление и отрицание.
Проведение теста занимает приблизительно 45 мин. Ребенку дается следующая инструкция: «Мы будем играть в игру с известными героями сказок. Я задам тебе несколько вопросов о них, мне интересно твое мнение. Здесь три карточки с Красной Шапочкой. Что каждая из них думает/чувствует?» Карточки предъявляются в стандартном порядке. Ответы ребенка кодируются от 1 до 3 в зависимости от интенсивности или выраженности переменной (1 балл — низкая интенсивность, 3 балла — высокая).
Проективный сказочный тест прошел адаптацию на российской выборке. В исследовании участвовали 600 детей из общеобразовательных школ г. Орла (200 детей 7-8 лет, 200 детей 9-10 лет и 200 детей 11—12 лет, с равным числом мальчиков и девочек в каждой возрастной группе). Выборка была сформирована методом рандомизации. В адаптации принимали участие студенты старших курсов отделения психологии Орловского государственного университета Ю. Алдошина, С. Мулюкина, О. Бубнова, Л. Гусева, С. Дудина, Л. Казначеева. Все они прошли обучение процедуре использования теста на семинаре, который проводила К. Колакоглоу. Нормы, полученные для детей 7—12 лет, опубликованы в руководстве теста .
1.1. Интервью «Волшебный мир» (Л. Д. Столяренко)
Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника. Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал то или иное дело, превратился в кого-то и т. д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов. Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать диктофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к следующему этапу диагностической работы или к психокоррекции.
Текст методики
― Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая, немного сказочная игра. 1. ― Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить? а) ― А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в сказочной стране? Почему? б) ― А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? ― Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло. 2. ― Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего давай зайдем к тебе домой ― представь себе это.
3. ― Теперь ты у себя дома. Ты всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы? и т. д.). ― Затем волшебник попадает в школу. В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
4. ― Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?). Почему?
5. ―Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему? ― Чуть не забыли о тебе!
6. а) ― Что бы ты сделал для себя? Почему? б) ― Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?
7. ― А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему? ― Спасибо, ты настоящий волшебник! ― Если бы ты стал волшебником, ты бы мог принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь. 8. а) ― Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему? б) ― А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему? ―Ты можешь превратиться в любое животное.
9. а) ― Каким животным ты хотел бы стать? Почему? б) ― А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет и почему.
10.
- кошка,
- лев,
- маленький козленок, олененок,
- змея,
- орел,
- мышь,
- обезьяна,
- тигр,
- заяц,
- собака,
- птичка (например синичка).
― Ты отлично справился с заданием. ― Ты волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
11. а. – Скажи, кем ты хочешь быть – маленьким, взрослым или таким как есть? Почему? б. – А почему ты не хочешь стать…(1-й не выбранный вариант)? в. – А почему…(2-й не выбранный вариант)?
12.
- А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
- Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
13.
- А кстати, тебе нравиться твое имя? Не нравиться? Почему? А фамилия? Не нравиться? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?
- Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.
14. а, б, в?
- А почему а,б,в?
- Отлично. А подумай:
а. – Чего больше всего бояться дети? Почему? б. – Что доставляет детям наибольшую радость? Почему? в. – А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
Слайды презентации
Слайд 1
Проективная методика Луизы Дюсс
Слайд 2
Сказка «Птенец». Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих.
Сказка «Годовщина свадьбы родителей». Цель: выяснить, как ребенок видит свое положение в семье, какова, по его мнению, его роль во взаимоотношениях мать – отец; узнать не испытывает ли он чувство ревности к союзу своих родителей.
Сказка «Ягненок». Цель: выяснить, как ребенок перенес процесс отнятия от груди. Второй вариант – позволяет выяснить наличие или отсутствие чувства ревности к младшему брату, которого еще кормят грудью.
Сказка «Страх» .
Сказка «Слоненок». Цель: определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи с развитием сексуальности. Более конкретная цель: выявить его отношение к комплексу кастрации.
Сказка «Прогулка». Цель: выявить проявленность Эдипова комплекса. В какой степени ребенок привязан к родителю противоположного пола и враждебен к родителю одного с ним пола.
Сказка «Новость». Цель: попытаться выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о существовании которых взрослые родители могут не догадываться.
Слайд 3
В гнездышке на дереве спали птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, — сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?
Слайд 4
Отмечается годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник. Они пригласили всех друзей и своих родителей. Во время праздника их ребенок встает, и один уходит в сад. Что произошло, почему он ушел?
Слайд 5
Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой, и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды у мамы не оказалось молока, и она не смогла покормить его. Что делать ягненку?
Слайд 6
Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был уже большой, и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, который кушает только молоко, потому что еще не умеет, есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что теперь ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет, есть только травку. Как поступил ягненок?
Слайд 7
Один мальчик сказал себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?
Слайд 8
У одного мальчика был слоненок, очень приятный, с хорошеньким хоботком.
Слайд 9
Однажды он вошел в комнату и увидел, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?
Слайд 10
Один мальчик вернулся домой с прогулки (здесь возможны различные варианты, из которых рассказчику следует выбрать тот, который будет наиболее близок конкретному ребенку, например: пришел из школы, со двора, где играл в футбол, от своего друга, в гостях у которого он был, и т.д.), и мама ему говорит: «Хорошо, что ты пришел. Мне надо сказать тебе кое-что». Что именно хочет сообщить ему мама?
Слайд 11
Одна девочка вернулась домой с прогулки (здесь возможны различные варианты, из которых рассказчику следует выбрать тот, который будет наиболее близок конкретному ребенку, например: пришел из школы, со двора, где играл в футбол, от своего друга, в гостях у которого он был, и т.д.), и мама ему говорит: «Хорошо, что ты пришел. Мне надо сказать тебе кое-что». Что именно хочет сообщить ему мама?
Слайд 12
Один мальчик пошел гулять в лес с мамой. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у папы изменилось. Какое выражение лица было у папы и почему?
Слайд 13
Однажды одна девочка внезапно проснулась и сказала: «Мне приснился очень плохой сон». Что увидела во сне девочка?
Слайд 14
Взята методика с сайта http://www.psy-files.ru/2007/11/19/skazki-djussa-despert..html
Интерпретация ответов детей по сказкам
Переменные, отражающие эмоциональные проблемы ребенка
Тревога в тесте выражается в форме мыслей о нависших опасностях или угрожающих событиях. Тревога отличается от страха агрессии тем, что время возможной опасности — будущее, т.е. в настоящем опасности нет. Тревога также может проявляться как озабоченность достижением цели, беспокойством о будущем и о собственных способностях или чьем-либо мнении. В ответах детей наблюдаются разные типы тревоги. Наиболее часто встречаются следующие: тревога по поводу возможных вреда/смерти, болезни, депривации, беспомощности, уничтожения. Мы обнаружили, что ПСТ очень чувствителен в отношении детской тревожности, он позволяет выявить не только характер тревоги, но и контекст, в котором она возникает. Проиллюстрируем это примерами. Дети могут демонстрировать тревогу в ответах на несколько картинок, и в некоторых случаях мы можем даже наблюдать ее навязчивый характер.
Например, у одного мальчика 12 лет Красная Шапочка «боится опоздать к бабушке», «боится не сделать, что нужно, посмотреть телевизор, книжку почитать». В ответах на картинки «Сцены из «Красной Шапочки»» мы обнаруживаем причину этой тревожности, а именно, материнские указания и оценки: «Мама ругает девочку, так как она опоздала к обеду, забыла посуду помыть». У другого мальчика (тоже 12 лет) ключевым словом в рассказах является «заблудился». Так, «Красная Шапочка заблудилась и ей страшно», «Гном № 1 заблудился и ему страшно», «Гном № 2 отстал от других гномов и он боится», «Великан думает, как добраться до дома, он заблудился». Здесь тревога ребенка носит генерализованный характер, она показывает напряженную потребность ребенка в безопасности. В рассказах детей отражается и школьная тревога: «Красная Шапочка думает, как бы ей не получить плохую отметку, так как мама и бабушка будут ругать», «Злые колдуньи могут колдовать, превращать людей в страшилок, чтобы человек умер или двойку с колом получил» (девочка, 9 лет).
Страх агрессии — это первичная эмоция, вызываемая нависшей опасностью или угрозой. В тесте страх агрессии отражает страх возможных атак, угрозы, опасности. Например, «Волк думает о еде, чувствует ее вкус, он злой, у него зубы острые, он такой устрашающий. Мне не хотелось бы, чтобы по планете шагал 30-метровый волк» (мальчик, 9 лет).
Депрессия. Ответы, отражающие депрессию, обычно содержат выражения несчастья, отвержения и одиночества. Проективный сказочный тест также дает прекрасную возможность содержательно исследовать депрессию ребенка (отметим, что речь идет о депрессивных состояниях невротического характера). Покажем это на примерах.
Так, у одной 9-летней девочки практически все рассказы пронизаны пессимистическим мироощущением и ожиданием грядущих опасностей и неудач: «Красная Шапочка испугана тем, что ее ждет впереди», «Волк очень худой, так как голодный, и добычи нет, и дома нет, и волчата пропали», «Гном ждет встречи с человеком, который принесет ему неприятности», «Колдунья злая, потому что постарела, предвидит плохое», «Великан грустный, так как болеет и думает, что никогда не выздоровеет». Вдругом случае депрессивное состояние связано с неверием ребенка в собственные силы: «Волк грустный, так как Красная Шапочка ушла от него», «Волк злой, потому что хотел съесть Красную Шапочку и бабушку, а к ним не пробраться», «Гном грустный и злой, так как он самый маленький», «Колдунья злая, потому что не получился колдовской фокус», «Великан грустный, так как сломал дерево, что-нибудь не получилось» (девочка, 10 лет).
В некоторых случаях депрессия ребенка может быть обусловлена крайне негативным образом Я, самоуничижением, чувством одиночества, неблагополучными отношениями со сверстниками: «Великан чувствует себя самым плохим, страшным, он злой, он даже хочет убить себя» (девочка, 9 лет). Дети используют защитные стратегии, чтобы снизить интенсивность негативных переживаний. Так, семилетний мальчик на первую картинку с великаном говорит: «Великан думает, что все такие маленькие. Ему грустно, что никто его не видит и никто не будет дружить, потому что не заметят» — здесь мы видим действие механизма проекции. И далее, на вторую картинку с великаном ребенок дает ответ «Как хорошо, что все такие маленькие, я сильнее всех!», который свидетельствует о механизмах компенсации и рационализации.
Интерпретация результатов
Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить ли поставить под сомнение предположения, возникающие в ходе интерпретации результатов. В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремление показать себя в лучшем свете.
Методы психологической диагностики
Любые коррекционно-развивающие занятия в индивидуальной или групповой форме строятся на основании диагностического обследования. По разной проблематике существуют различные диагностические батареи, дающие достаточное количество необходимой психологу информации. Дополнительно к ним можно провести психодиагностические методики, часто используемые в сказкотерапии. Они хороши тем, что дают психологу дополнительную информацию, зашифрованную в образах, которую в дальнейшем нужно использовать при написании коррекционных сказок, изготовлении кукол, сказочном путешествии и т.д.
Если в кабинете психолога есть достаточное количество игрушек, кроме предложенных методик, можно получить дополнительную диагностическую информацию, предложив клиенту выбрать из них ту, которая вызывает наибольшую симпатию, вызывает антипатию и др. Эти образы являются проекцией человека, его проблематики, настроения и эмоционального состояния. Достаточно большое количество информации можно получить и при анализе любимой сказки клиента. В Транзактном анализе любимая сказка рассматривается как жизненный сценарий. Все предложенные методики имеют проективный характер.
Последние достижения в проективных методах
Несмотря на критику клинической ценности проективных методов, они до сих пор широко используются в различных областях. Два теста доминируют почти 60 лет — это тест Роршаха и ТАТ. Хотя оба эти теста использовались в работе с детьми младше 10 лет, психологи предпочитают использовать САТ, который был разработан специально для детей.
Тематические и конструктивные тесты обычно представляют собой рисунки или фотографии, по которым испытуемый рассказывает историю. Через идентификацию с протагонистом или другими персонажами испытуемый проецирует сознательные, предсознательные или бессознательные чувства, конфликты или желания. В анализе детских ответов особенно нужно быть внимательным к различению реакций ребенка на временные жизненные обстоятельства и события от основных личностных тенденций.
Последние 20 лет мы стали свидетелями разработки новых проективных методов, особенно тематического, который использует как модель ТАТ. Например, современные проективные тесты, применяемые в США, — это TEMAS (Tell Me a Story Test — Тест «Расскажи мне историю»), Апперцептивный тест Робертс (McArthur and Roberts,1982), Апперцептивный тест семьи (Sotile et al., 1991).
Все эти тесты имеют общие черты: а) они покрывают большой возрастной промежуток (от 6 до 15 лет), б) стимульный материал изображает детей или взрослых, вовлеченных в каждодневные ситуации или конфликты, в) стимульный материал хорошо структурирован и конкретен. Наконец, процедура проведения тестирования одна и та же: «Я хочу, чтобы ты рассказал историю по этой картинке, что случилось до этого, что происходит сейчас, что произойдет потом».
Разработчики проективных методов также учитывают этническую принадлежность испытуемых. Так, для представителей различных рас были предложены специальные картинки.
АГРЕССИЯ
Тест измеряет несколько видов агрессии: агрессию как доминантность, агрессию типа В (защитная агрессия, агрессия как зависть или месть), агрессию типа А, которая является немотивированной, и оральную агрессию. Опишем подробнее эти переменные.
Агрессия как доминантность. Это, возможно, первый вид агрессии, с помощью которого ребенок учится контролировать окружение и достигать чувства уверенности; он проявляется как стремление контролировать окружение, влиять или направлять поведение других, разубеждать, ограничивать или запрещать, доминировать или утверждать себя агрессивными средствами: «Колдунья хочет убить всех молодых, они ей не нравятся, она хочет истребить всех людей и создать свое государство, чтобы властвовать» (мальчик, 11 лет).
Агрессия типа В проявляется только как реакция на внешний источник раздражения, например, она направлена против кого-то, кто, как предполагается, причиняет вред себе или другим. Она выражается в виде защиты, зависти, мести. Тип В защищает Эго от агрессии других : «Великан думает, как бы убить кого-нибудь. У него родственников убили» (мальчик, 12 лет).
Агрессия типа А включает реакции, которые обусловлены внутренними мотивами или личностными причинами. Согласно А. Фрейд , это прямая разгрузка агрессивных фантазий или импульсов. В большинстве случаев ребенок не может или просто отказывается объяснять агрессивный ответ. Иногда предлагаются такие объяснения, как «потому что он или она злые, нехорошие, злобные и т.д.», например: «Великан хочет кого-то ударить, убить, чувствует бодрость, не боится, что на него заявят» (девочка, 7 лет).
Оральная агрессия — наиболее архаичный вид агрессии, который возникает на оральной стадии развития. Он относится к «оральному садизму», который связан с желанием разрушить объект. При этом «либидонозное желание сосать сопровождается деструктивным желанием вдыхать, опустошать, истощать в процессе сосания» . Характерные выражения оральной агрессии включают такие глаголы, как кусать, жевать, разрывать, глотать, разделять кого-то, скрежетать зубами: «Колдунья хочет кого-нибудь растерзать, какую-нибудь красавицу, так как злая» (девочка, 9 лет).