Что такое порфирия?

Типы личности

С древнейших времен предпринимались попытки определить основные типы личности. Первая классификация типов личности по темпераменту была разработана Гиппократом. Существуют физические, психологические и психофизиологические типологии личности. Из психологической типологии наиболее интересными представляются психоаналитические типологии, которые учитывают глубинные свойства психики личности и их ориентацию на объекты окружающего мира. Мы более подробно рассмотрим психологические типологии и модели, которые применяются давно и доказали свою эффективность в организационно-управленческой деятельности.

Предрасполагающие факторы

Поскольку патологическая диссоциация затрагивает основы идентичности индивида, истоки следует искать в раннем детстве. Обычно патология зарождается в возрасте до 9 лет.

Личность маленького ребенка не является интегрированной, целостной. Она совершенствуется в процессе воспитания, личного опыта, иных внешних факторов. Когда дети подвергаются воздействию негативных, стрессорных обстоятельств на ранних этапах развития, их идентичность не достигает целостности, самостоятельности. Отсутствует взаимосвязь жизненного опыта с воспоминаниями, эмоциями, переживаниями.

Обычно факторами, провоцирующими патологическую диссоциацию, становятся:

  • насилие, особенно повторяющееся многократно – сексуальное, эмоциональное, физическое. Отдельная роль отводится инцесту – домогательствам со стороны родственников, поскольку данное событие сопровождается стыдом, виной, отрицательные эмоции вытесняются из памяти при помощи расстройства. Женщины подвергаются насилию намного чаще мужчин, поэтому болезнь более распространена среди женского населения.
  • недостаток заботы. Отмечается особая роль отсутствия матери у 2-х летних детей, провоцирующее образование нарушенной привязанности;
  • сильнейшее душевное потрясение – потеря близких, аварии, тяжелое заболевание, катастрофы, природные катаклизмы. Войны также являются мощным провокатором расстройства. Но существует интересный факт: исследования зафиксировали всего 76 случаев заболевания в 1944 году, тогда как в 90-е количество возросло до 40 000.

Повторный психотравмирующий эпизод способен спровоцировать появление новой личности.

Составляем план и настраиваемся на успех

Программа личностного роста – незаменимое подспорье в процессе самосовершенствования. Визуализировав все этапы, намного проще приступить к выполнению поставленных перед собой задач. План личностного роста может быть составлен как на определенный срок, так и содержать в себесписок целей для бессрочного достижения

Как допустимый вариант, можем предложить вам годовую программу для личностного роста, которая затрагивает самые разные аспекты жизни, но базируется на каком-то одном, самом важном для вас, деле

Январь:

Развитие уверенности в себе. Разберитесь со своими страхами, комплексами, чувствами вины и прочем. Вставать на путь саморазвития следует без лишнего психологического груза.

Март:

Постановка целей. Один из наиболее важных этапов психологии личностного роста –определение целей и задач, лежащих на пути самореализации. Глобальная цель обязательно должна быть разбита на менее крупные, а они в свою очередь – на небольшие и легко обозримые в настоящем. Все цели должны быть подробно расписаны на листе бумаги.

Апрель:

Планирование времени. Заведите ежедневник и распишите подробно свои шаги, направленные на достижение целей, хотя бы на ближайшее время. Не забывайте сверяться с дневником, чтобы не растерять запал и придерживаться оговоренного (с самим собой) расписания.

Май:

Начните активную деятельность в выбранном направлении. Пора совершать первые шаги! Они будут самыми трудными, но в то же время очень волнительными и приятными.Действуйте! Не забывайте записывать все свои достижения и успехи, они послужат вам отличной мотивацией для построения методики личностного роста: умные люди объединяют ежедневник и дневник успехов в одну тетрадь (или электронный носитель), так как это позволяет наблюдать за тенденцией развития в полной мере.

Июнь:

Посвятите этот месяц психическомуздоровью и отдыху. Первый месяц изменения жизни мог показаться вам трудным, поэтому не стоит забывать расслабляться в перерывах между самосовершенствованием. Отличным способом достижения релакса может стать медитация.

Июль:

Этот месяц пусть пройдет под эгидой семьи и дружескихотношений. Многие, становящиеся на путь саморазвития, забывают о своих родных и близких. Не допускайте подобных ошибок, проводите время со своей семьей, даже если у вас плотный график.

Август:

Творческие дни. Без креативности в вопросах психологии личностного роста никуда. Каждый день открывайте для себя что-то новое. Запишитесь на курсы акварели или живописи, посетите студию вокала, напишите захватывающий роман – выразите себя в творчестве. Это даст мощный толчок для самосовершенствования, открывая новые возможности.

Сентябрь:

Подумайте самостоятельно, в каком направлении личностного роста вы хотели бы двигаться дальше. Возможно, это будут курсы для освоения новой профессии или тренинг по саморазвитию. Начало осени – отличное время уйти вглубь себя и вытащить наружу нереализованные стремления.

Октябрь:

Личностное самосовершенствование путем обретения новых знакомств. Посидели внутри себя? Пора и честь знать: вас заждались снаружи интересные разговоры, необычные знакомые и неожиданные откровения. Как говорится, только в споре рождается истина, только в разговорах с другими мы растем сами над собой.

Ноябрь:

Как зарабатывать на своем развитии. Подумайте, можно ли превратить ваши знания, прошлые и вновь обретенные в прибыльное хобби или профессию? Если да, то чего вы еще ждете. Вы знаете, что делать. (п.с.: сделать свое дело хорошо оплачиваемым, естественно, и научиться его продавать.)

Декабрь:

Подведение итогов. У вас будет целый месяц, чтобы вспомнить все свои достижения, достигнутые за год, подробно их проанализировать и наметить план развития на следующий год.

Структура личности

Структура личности это сочетание между собой различных качеств характера, талантов, способностей, степени эмоциональности, реакций на внешние события, темперамента, силы воли, ощущений и восприятий, интересов и убеждений. Этих свойств и различий множество, поэтому есть некая структура, чтобы разделить их.

  1. Первый уровень. Здесь находятся все врождённые свойства психики, а также половые и возрастные, то есть качества данные природой.

  2. Второй — это способности, таланты, сознание, память, то есть те качества, которые зависят от врождённых факторов и их развития.

  3. Третий — это индивидуальный опыт, в который входят знания, сформированные в процессе жизни.

  4. Четвёртый и самый высокий формируется на протяжении всей жизни, это направленность личности, накопленный опыт и знания, интересы, взгляды, убеждения и мировоззрения, сформировавшийся характер. Этот уровень максимально связан с воспитанием, уставом и традициями семьи, обществом и его идеологией, в котором вырос и находится человек.

Необходимо различать эти уровни, чтобы охарактеризовать личность. Отличия между людьми огромны и разносторонни, так как на каждом уровне есть большие различия интересов, умений, взглядов, ценностей, характера, поэтому порой сложно понять поступки и слова другого человека. Для этого необходимо обладать достаточными знаниями и хорошей наблюдательностью, опытом. Рассмотрим теперь свойства личности и их особенности.

Что такое личность?

Личность — это человек, обладающий уникальным набором характеристик, которые определяют его характер, поведение и особенности взаимодействия с окружающими людьми. В повседневном общении слово «личность» часто используют как синоним слова «человек» или «индивид», но значения этих терминов всё же отличается.

Помимо приведённого выше, существуют и другие определения термина «личность». В частности, он может использоваться для отражения социальной природы человека. То есть, когда человека называют личностью, то подразумевают, что он является частью определенного общества и раскрывается в социальном взаимодействии. Иногда словом «личность» подчеркивают моральную и нравственную зрелость человека, наличие у него ответственности и высокий уровень рассудительности.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что понятие «личность» подразумевает совокупность психоэмоциональных свойств человека, сформировавшихся под влиянием его жизненного опыта и определяющих его характер, вкусы, отношения с окружающими, уровень личной и социальной ответственности, поведение в различных жизненных ситуациях и прочие особенности.

Таким образом, термин «личность» является достаточно многогранным, но при этом у него есть два основных значения:

  1. Совокупность особенностей психики и поведения, формирующаяся на основе самооценки человека, а также на основе того, как он оценивает свою жизнь и окружение.
  2. Уникальный человек со своей системой ценностей, привычками, образом мышления и прочими индивидуальными особенностями.

Термин «личность» в русском языке образован от слова «личный» (то есть, принадлежащий определенному лицу). Иногда его также связывают со словом «личина» (раньше так называлась маска или часть шлема, закрывающая лицо). В английском и других европейских языках для обозначения данного понятия используется термин personality, происходящий от латинского слова persona (человек).

Проявления расстройства

Симптомы болезни проявляются разделением Эго субъекта на несколько абсолютно разных идентичностей. Подобные субличности отличаются половыми, возрастными, национальными характеристиками, обладают различным темпераментом, умственными способностями, жизненными взглядами.

Новообразованные идентичности проявляют собственные характеры, отличаются именами, жестами, походкой, мимикой. Происходят кардинальные перевоплощения, изменяющие даже почерк – у каждого вновь образованного объекта он собственный, неповторимый.

Индивидуальности полностью независимы, даже различаются заболеваниями. Например, одна страдает дальнозоркостью, вторая – обладает отличным зрением, однако проявляет признаки психопатии.

Минимальное количество подобных Эго-состояний – 2, максимальное – неограниченно, иногда достигает сотни. Среднее число альтер-личностей составляет 8–2. Возникшие «персонажи» попеременно, внезапно сменяют друг друга. Провокатором выступает стрессовое событие.

Активизированная субличность обычно не способна вспомнить происходящее до ее очередного появления, не подозревает о существовании остальных идентичностей. Но, при наличии множественных личностей, достигающих десятков, отдельная способна знать о присутствии остальных. Но данная идентичность не является базовой, носящей изначальное имя человека. Базовая тождественность сохраняется, однако уже не является ведущей. Отдельные индивидуальности конфликтуют между собой.

Новые индивидуальности принимают детское и взрослое обличье. Поведение их способно воплощать скрытые желания базовой личности, совершать аморальные поступки, характеризоваться гневливостью, радостью, принимать различные ипостаси.

Первое официальное описание расстройства, совершенное врачом Антуаном Деспином, рассказывает историю болезни маленькой девочки одиннадцати лет. Малышка была частично парализована, мучилась сильными болями, судорогами. Врач описывал якобы трансовое состояние девочки, когда маленькая мученица становилась ангелом. Ангел беспрепятственно прыгал, бегал, плавал, любил пищу, отвергаемую девочкой, просил взрослых исполнять желания малышки.

Пациенты способны слышать разные голоса в голове, переговаривающиеся, спорящие между собой. Субъект воспринимает их как беседу с самим собой, не подозревая, что улавливает переговоры нескольких субличностей.

Количество Эго-состояний способно возрастать. Индивид вырабатывает новые лица, стремясь справиться с определенной ситуацией.

Известная кинокартина «Три лица Евы» иллюстрирует именно подобную ситуацию. Психиатра посетила женщина – обычная, тихая домохозяйка, преданная жена, предъявляющая жалобы на потерю памяти, сильнейшие головные боли. Проводя сеанс, врач замечает внезапные изменения поведения женщины: скромная, верная супруга превратилась в вульгарную, развратную девицу. Вскоре проявилась следующая идентичность: высокоинтеллектуальная, выдержанная, интеллигентная леди. Психиатрические сеансы выявили скрывающиеся лица.

В основе картины лежат реальные события, демонстрирующие жизнь Крис Костнер Сайзмор. Женщина действительно страдала диссоциативным расстройством. Собственному заболеванию Крис посвятила 2 книги.

Интересный факт: контракт для съемок фильма продюсер подписывал со всеми тремя лицами Крис.Три подписи были разными.

Для постановки диагноза «диссоциативное расстройство идентичности» требуются следующие критерии:

  • наличие не менее двух независимых Эго-состояний, различающихся коренным образом манерой поведения, восприятием окружающего и отношением к нему;
  • попеременное главенствование идентичностей над личностью индивида;
  • провалы памяти;
  • состояние не вызвано действием внешних факторов – алкоголем, курением, наркотиками, токсическими веществами, иными психическими расстройствами.

Развитие личностно профессиональных качеств

Именно качества человека как профессионала являются ориентиром, по которому оценивается соответствие человеком его должности, и вообще, сферы деятельности. Адекватное восприятие себя в коллективе и сотрудников вокруг, также является показателем успешности как профессионала.

Человек, который обладает определённым набором качеств, подходящих для выбранной профессии намного быстрее развивается и достигает высоких целей, уверен в себе, знает, как действовать, чтобы подняться по карьерной лестнице.

Каждая отдельная профессия требует определённых профессиональных качеств

Несмотря на это, есть список обобщённых критериев, на которые обращают внимание работодатели. Наличие их приветствуется практически в любой области деятельности. Поскольку от профессионализма каждого работника зависит не только его личная успешность, но и развитие целой организации, работодатель обращает на этот фактор особое внимание

Поскольку от профессионализма каждого работника зависит не только его личная успешность, но и развитие целой организации, работодатель обращает на этот фактор особое внимание

Главные профессиональные качества

Самыми главными качествами являются:

  1. умение работать одной командой с коллективом;
  2. быстрая обучаемость и гибкость;
  3. инициативность, но не концентрация внимания на своей персоне;
  4. способность выполнять задание без постоянного контроля со стороны начальства;
  5. умение отстоять и аргументировать своё мнение;
  6. скорость реакции и способность принятия ответственности за свои решения;
  7. умение точно следовать должностным инструкциям;
  8. коммуникабельность и умение выходить из конфликтных ситуаций.

Профессиональные качества, как и личностные, являются результатом воспитательного процесса. Вклад родителей, общая атмосфера в семье, уверенность в надёжном тыле в качестве родственников помогают человеку чувствовать себя уверенно, легко ставить перед собой задачи и достигать их

Социальная сфера, влияние учителей, друзей также важно. Однако, не обязательно отсутствие черт, привитых с детства, является окончательным приговором. Человек всегда может самостоятельно развивать в себе необходимые профессиональные качества

Человек всегда может самостоятельно развивать в себе необходимые профессиональные качества.

Сопутствующие состояния

Помимо расщепления сознания, больного сопровождают другие симптомы:

  • быстрая смена настроения;
  • депрессии;
  • повышенная тревожность;
  • нарушения сна;
  • проблемы употребления пищи;
  • смена вкусов, интересов;
  • разговоры с самим собой, на разный манер;
  • галлюцинации – тактильные, вкусовые, зрительные.

70% больных ДРИ заканчивают жизнь самоубийством. Однако показательным диагностическим критерием является диссоциативная амнезия.

Субъект забывает события личной биографии, затрудняется полноценно рассказать историю собственной жизни. Его школьная деятельность отмечается резкими спадами и ростом успеваемости. Наблюдается амнезия на текущие события. Например, пациент стойко уверен, что сегодня вторник, живет вторником, хотя по факту сегодня четверг. Событий двух дней не помнит. Отсутствует также возможность вспомнить некоторые поступки, сказанные слова.

Пациенты обнаруживают вещи, происхождение которых затрудняются объяснить, непонятные записи. Знакомые просят что-то сделать (сыграть на гитаре), но человек понимает, что не умеет этого делать. Когда прохожий приветливо кивает ему, знаменуя приветствие, больному сложно вспомнить, кто это.

Деперсонализация и дереализация проявляются ощущением отстраненности. У пациента создается впечатление, как будто он наблюдает за собственной жизнью со стороны. Он не способен контролировать собственные мысли, действия. У него возникает ощущение нереальности происходящего, отдельные вещи кажутся измененными, меняют очертания, свойства. Подобное состояние настигает базовую личность.

Развитие

Стадии
развития не выделяются

Особое внимание
уделено семейным
констелляциям
и семейной
атмосфере.
Под семейной констелляцией понимаются
социологические характеристики семьи,
влияющие на особенности каждого ее
члена, такие, как последовательность
рождения детей и наличие в семье отца.
Семейная атмосфера определяется
качеством эмоциональных отношений
между членами семьи. Семейная констелляция
(например, единственный или старший
ребенок) влияет на то, какова будет
специфика проблем ребенка. Семейная
атмосфера определяет то, насколько
активен будет ребенок в стремлении к
совершенству, будет ли он конструктивен
или деструктивен

Атмосфера сотрудничества,
взаимного доверия и уважения поощряет
конструктивность, тогда как противоположная
атмосфера приводит к развитию
деструктивности. Если в семье уделяется
внимание инициативе, ребенок будет
активен, в противном случае для него
будет характерна пассивность

Семейная
атмосфера определяет то, насколько
активен будет ребенок в стремлении к
совершенству, будет ли он конструктивен
или деструктивен. Атмосфера сотрудничества,
взаимного доверия и уважения поощряет
конструктивность, тогда как противоположная
атмосфера приводит к развитию
деструктивности

Если в семье уделяется
внимание инициативе, ребенок будет
активен, в противном случае для него
будет характерна пассивность

Персонология Г. Мюррея

Впервые термин «персонология» появился в работах Генри Мюррея . Появление термина обусловлено стремлением автора подчеркнуть необходимость целостного изучения личности, которая, во-первых, имеет не только социальную, но и биологическую природу, и, во-вторых, живёт и развивается в определённой среде и определённом социо-культурном контексте . Вместе с тем, персонология Г. Мюррея в большей степени представляет собой теорию мотивации, нежели теорию личности

Концепция потребностей

Единицами анализа жизни личности в клиническом процессе и в исследованиях личности Г. Мюррей предлагает события и сериалы. Событие – это акт психической или деятельно-практической активности личности (мысль, фантазия, диалог, действие). В то время как сериал – более продолжительная активность (отношения, творчество, карьера), которая может организовываться в сериальную программу – выстроенную череду субцелей, ведущих к поставленной личностью цели.

В основе поставленных целей лежат потребности и их интеграты как «совокупности стабильных ценностей и паттернов действия».

Г. Мюррей предлагает более 30 потребностей личности, — такие как потребность в самоунижении и в избегании позора, в аффилиации и в автономии, в агрессии и в опеке, в поддержке и в противодействии, и т.д.

Потребности типизируются по пяти бинарным основаниям:

  • Первичные (потребности тела) – вторичные (психогенные потребности)
  • Открытые (допускаемые в сознание) – латентные (вытесняемые из сознания)
  • Фокальные (связанные с конкретным объектом) – диффузные (не зависящие от конкретных объектов)
  • Проактивные (реакция на внутренние факторы) – реактивные (реакция на факторы среды)
  • Эффектные (направленные на результат) – процессуальные (направленные на процесс) – модальные (направленные на совершенство результата).

В процессе своей реализации потребности сталкиваются с факторами внешней среды, которые могут способствовать или препятствовать личности в удовлетворении её потребностей. Г. Мюррей обозначает эти факторы понятием «прессы» и предлагает их классификацию, в которую входят такие прессы как отсутствие поддержки семьи, потери, опасность беды, соперничество, рождение сиблингов, опека, уважение, дружба, и др.

Единицей анализа поведения личности является тема. В ней сходятся потребность и пресс. В консультативном процессе для понимания глубинных истоков поведения конкретной личности важна экспликация единой темы. «Единая тема – это по существу единичный стереотип связанных потребностей и прессов, извлечённый из инфантильного опыта, придающий смысл и связность большей части поведения индивида»

Структура и развитие личности

Г. Мюррей расширил структурную модель З. Фрейда. Он предложил рассматривать инстинкты, содержащиеся в Ид, не только как конфронтирующие с социо-культурными нормами, но и как социально-приемлемые глубинные силы в личности. В Эго Г. Мюрреем были выделены такие когнитивные процессы, как рациональное мышление и точное восприятие. Супер-эго, по его мнению, содержит не только интроекты родительских фигур, формируемые в детстве, но и интроецируемые в течение всей жизни культурные нормы и каноны, а также интроекты других людей, значимых для человека. хх Он дополнил предложенную З. Фрейдом периодизацию психосексуального развития личности клаустральной (внутриутробной) и уретральной (следующей после оральной) стадиями. Им соответствуют одноимённые комплексы личности. Клаустральный комплекс характеризуется чертами пассивности и отчуждённости личности, ведущий защитный процесс для этого комплекса – отрицание. Личности уретрального характера свойственны соперничество и упрямство, а ведущими защитными процессами являются интеллектуализация, реактивное образование, изоляция, аннулирование. Как автор термина «персонология», Г. Мюррей также наметил один из основных принципов нового направления в психологии личности – междисциплинарность и интегральность.

Психология развития личности человека: понятие, факторы и этапы

Иными словами, это процесс изменения организма в направлении высшей формы жизнедеятельности.

Взгляды людей естественным образом изменяются в течение всей жизни по целому ряду причин. Личностно вырастая, человек переосмысливает свой опыт, ищет удачные решения для различных ситуаций, решает поставленные задачи.

Происходит это под влиянием следующих ключевых факторов, как внутренних, так и внешних:

  • биологическая наследственность;
  • ближайшее окружение на физическом уровне;
  • культурные аспекты общества;
  • коллективный (групповой) опыт;
  • индивидуальный опыт.

Развитие личности осуществляется за 5 основных этапов в зависимости от возрастной категории человека:

  1. Младенчество.
  2. Детство.
  3. Отрочество.
  4. Совершеннолетие (юность).
  5. Старость.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: